Системная (беззеркальная) фотокамера
Fujifilm X-A2

и объектив
Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II



НазваниеFujifilm X-A2
Дата анонса15 января 2015 г.
ТипSLR-style mirrorless
(системная, или беззеркальная)
ПроизводительFujifilm
Информация о камереFujifilm X-A2
на сайте производителя
Цена (только корпус) * T-11901641
Цена (кит Fujinon XC16-50mm) T-11901645

* Цену «тушек» этой категории беззеркалок Яндекс-Маркет
порой показывает неточно. В ноябре 2015 года Fujifilm X-A2
без объектива стоила примерно 26 000 рублей.

Содержание

За ту часть 2015 года, что мы успели прожить, к фотокамере Fujifilm X-A2 уже приросли два прозвища. Кто-то обозвал ее «кризисной камерой», кто-то — «камерой для селфи». Оба прозвища мне кажутся неточными.

Первое напоминает фразу «денег нет, экономим на всем, покупаем что подешевле». Но это не так, внешне Fujifilm X-A2 весьма респектабельна и похожа на свою предшественницу Fujifilm X-A1, выпущенную полтора года назад, когда слово «кризис» вообще не звучало. Но камеры средней ценовой категории выпускали всегда, и всегда их функциональность урезали за счет того, что́ можно урезать. Например, у Fujifilm X-A2 нет видоискателя, но это не такая уж и беда. Это не первая и не последняя модель без «глазка», который, как мне представляется, либо должен быть очень хорошим, как у недавно протестированной Fujifilm X-Т10, либо толку от него будет мало. Вместо Видоискателя (с большой буквы) некоторые незеркальные модели оснащаются именно «глазком»; оптическим или электронным — неважно. Это не инструмент для съемки, а дырочка, куда можно заглянуть, если солнце совершенно ослепило ЖК-экран. А если этой дырочки нет, достаточно загородить экран ладонью (сделать такую импровизированную бленду) и проблемы не будет, контуры изображения появятся, можно снимать.

Второе прозвище, «камера для селфи», звучит примерно так: «Fujifilm X-A2 годится только для селфи, то есть это камера для школьниц, которые без конца себя фоткают, а больше она ни на что не способна». На самом деле, селфи придумали не вчера и не позавчера, и занятие это не только для школьниц. Недавно мне попался очень неслабый фильм «The Bang Bang Club», где южноафриканский фотожурналист Кен Устерброк (Ken Oosterbroek) делает селфи своей роскошной (по тем временам, действие фильма происходит в начале 90-х прошлого века) пленочной зеркалкой Nikon F4. Правда, у Устерброка не было инструмента для кадрирования, он не видел себя в кадре до съемки, не мог состроить умильную рожицу, глядя в электронное зеркало. Но суть не в том: Nikon F4 могла использоваться для селфи, а могла не использоваться. И Fujifilm X-A2 также можно использовать по-разному. Хотя инструмент для селфи у нее есть: ЖК-экран откидывается на 175 градусов и демонстрирует фотографу, как он выглядит, хорош ли будет автопортрет.

Вот, с лирическими отступлениями мы справились, давайте займемся делом и посмотрим, насколько далеко Fujifilm X-A2 ушла от предшественницы Fujifilm X-A1.


  Fujifilm X-A1 Fujifilm X-A2
Дата анонса 17 сентября 2013 г. 15 января 2015 г.
Корпус по конструкции и защите корпуса — нет данных
Матрица 16,3 Мп, APS-C (23,6×15,6 мм)
CMOS с базовым цветным фильтром
Чувствительность ISO 200 — 6400
(100 — 25 600)*
Автофокус контрастный TTL-автофокус, 49 зон
Экспозамер 256-сегментный ТТL-замер
Экран 3,0 дюйма, 920 000 точек (640×480)
откидной
3,0 дюйма, 920 000 точек (640×480)
откидной, угол поворота вверх — 175°
Видоискатель нет
Скорость серийной съемки ≈5,6 fps
Видео 1920×1080 30p fps
Процессор EXR Processor II
Затвор Механический: 30 — 1/4000 с, X-sync 1/180 c
Карты памяти 1 слот: SD / SDHC / SDXC(UHS-I)
Wi-Fi / USB / GPS встроенный модуль / USB 2.0 / опция
Ресурс аккумулятора 330 кадров 410 кадров
Размеры, вес 117×67×39 мм
330** г
117×67×40 мм
350** г
Цена, корпус Примерно 26 000 руб.
Нерегулярно появляется в продаже.
Примерно 26 000 руб.

* В скобках — в расширенном режиме, без возможности снимать в RAW.
** Включая вес батареи и карты памяти.

Итак, перед нами таблица сравнения, в которой бо́льшая часть ячеек общая для Fujifilm X-A2 и X-A1. Поначалу кажется, что это просто одинаковые камеры, оснащенные одним процессором и одной матрицей — простой CMOS с простым байеровским фильтром, а не более дорогой X-Trans II CMOS (с системой нерегулярного расположения цветовых фильтров, которая, по данным производителя, позволяет уменьшить муар без оптического НЧ-фильтра). И вообще все характеристики у них одинаковые.

Но более внимательный взгляд позволит увидеть небольшие различия в размере и весе двух камер, меньшее энергопотребление Fujifilm X-A2 — свидетельство того, что электронная начинка новой камеры переработана, хотя процессор остался прежним. Значит, мы можем надеяться, что Fujifilm X-A2 действительно более современная камера, а не повторение Fujifilm X-A1 с косметическими поправками.

Впрочем, вопрос похожести на предшественницу — не главный. Героиня нашего теста сменила Fujifilm X-A1 и заняла ее место не только в линейке Fujifilm, но и на рынке, в той же ценовой категории. Так что больше о предшественнице можно не вспоминать, лучше подробнее познакомиться с паспортными характеристика Fujifilm X-A2:


Основные характеристики
Корпус, защита по конструкции и защите корпуса — нет данных
Объектив сменная оптика, байонет Fujifilm X mount
Матрица матрица 16,3 Мп, APS-C, CMOS
23,6×15,6 мм; коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5
Светочувствительность ISO 200 — 6400
в расширенном режиме 100 — 25 600 без возможности снимать в RAW
Управление фокусировкой контрастный TTL-автофокус, 49 зон
Управление экспозицией 256-сегментный ТТL-замер
Экран 3,0 дюйма RGB, 920 000 точек, откидной, угол поворота вверх — 175°
Видоискатель нет
Стабилизация изображения в камере — нет
Режимы съемки SR+ (автоматический с улучшенным распознавание сцены), Adv (режим наложения художественных фильтров), SP (сюжетные сцены), С (пользовательские настройки), PASM (P — программный, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки, М — ручной).
Серийная съемка до 5,6 кадров в секунду
Затвор 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация — 1/180 с
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW, RAW + JPEG
Видео максимальное разрешение Full HD 1920 × 1080 30p
формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV)
Источник питания литий-ионная батарея NP-W126
≈410 кадров по стандарту CIPA
Память 1 слот: карты памяти SD / SDHC / SDXC (UHS-I)
Размеры, вес 117 × 67 × 40 мм; 350 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» есть
Встроенная вспышка есть, ведущее число ≈7 (ISO 200)
Подсветка автофокуса есть
Брекетинг по экспозиции, по типу «пленки», по балансу белого, по динамическому диапазону
Разъемы USB 2.0, Mini-HDMI (тип С), разъем для адаптера внешнего питания
Wi-Fi / USB / GPS встроенный модуль / USB 2.0 / нет
Автоспуск 2 с / 10 с
Форматы съемки 3:2 (4896 × 3264) / 16:9 (4896 × 2760) / 1:1 (3264 × 3264)

И кроме того, конечно, надо отметить особенности Fujifilm X-A2:

  • ЖК-экран камеры откидывается вверх на угол 175° для селфи-фотографий.
  • Расширенный диапазон чувствительности недоступен при съемке в RAW и RAW+JPG. Или, если угодно, съемка в RAW и RAW+JPG недоступна, если чувствительность установлена выше ISO 6400.
  • Динамический диапазон Fujifilm X-A2 расширяется до 400%. Но при этом чувствительность должна быть установлена на ISO 800 минимум. При расширении ДД до 200% минимальная чувствительность — ISO 400.
  • При съемке портретов возможна точная автофокусировка за счет распознавания глаз (но не отдельно правого и левого глаза). Размеется, это требует дополнительного расхода энергии.
  • И, наконец, Fujifilm X-A2 в режиме Macro-AF может фокусироваться на расстоянии 15 см от матрицы.

Конструкция, дизайн, управление

В сравнительной таблице мы установили, что различия характеристик Fujifilm X-A2 и X-A1 незначительны. Конструктивные отличия двух камер также незначительны — только конструкция экрана у Fujifilm X-A2 другая. Обе камеры «заточены» под правую руку, то есть съемку можно вести «одной правой» без каких либо затруднений (если объектив не слишком велик и тяжел).


Корпус Fujifilm X-A2 проще рассмотреть без объектива. Он, конечно, не такой роскошный (стильный), как у недавно протестированной Fujifilm X-T10, но нашей героине положено быть скромнее. Она хоть и не «кризисная», но и не элитная.

Про матрицу мы уже говорили, она тоже не элитная, просто CMOS, но формат у нее тот же, что у всех беззеркалок Fujifilm — APS-C.
Камера одинаково хорошо смотрится с черными и серебристыми объективами. Если объектив небольшой, общий вес камеры и объектива позволяет без труда фотографировать «одной правой».

Это не случайно. Когда выходила на рынок Fujifilm X-A1 , производитель подчеркивал, что это камера для одной руки. Соответственно, и Fujifilm X-A2 такой осталась.
Как видите, действительно, все органы уравления сосредоточены справа. Единственное, что доверили левой руке — выброс вспышки.

Разъемы можно долго не описывать: это HDMI и USB. Всё! Полный минимализм. Правда, в самом низу под серой резиновой заглушкой притаился разъем для внешнего источника питания (адаптер приобретается отдельно).
Элементы управления на задней панели просты и понятны. Самые необходимые функции (вызов меню, таймер, баланс белого, настройки автофокуса и серийной съемки) вынесены на 4-позиционный навипад.

Чуть выше — кнопки Play и Video. Еще выше — вспомогательное колесо управления с возможностью нажатия (выбора). Внизу — выбор информации на дисплее и кнопка быстрого меню.

К сожалению, здесь надо отметить, что расположение вспомогательного колеса не очень удачное. Во время съемки колесо от случайных касаний поворачивается, а параметр, регулируемый колесом, незаметно сбивается. Например, ставишь выдержку 1/200 секунды, а через пять минут видишь, что она «сама собой» уползла на 1/50.
Экран Fujifilm X-A2 откидывается вниз примерно на 45 градусов, так что съемка с вытянутых рук вполне возможна. В крайнем случае можно перевернуть камеру и воспользоваться тем, что вверх экран откидывается на угол до 175 градусов.

Вспышка, которую вы уже успели рассмотреть, стала традиционной для фотокамер Fujifilm. Больше того, такая конструкция, насколько помню, впервые появилась именно у камер Fuji, и лишь потом ее скопировали другие производители.
Вот это положение экрана — для селфи. Экран при этом не только поворачивается, но и чуть выдвигается вверх.

Слева, как видите, из органов управления осталось только ушко для ремешка. Да, в этой камере все заточено под управление «одной правой».
В этом положении экран просто откинут, но виден только наполовину. Для селфи его необходимо еще переместить вверх, и тогда он откроется полностью. Cразу после того, как дисплей выдвинули, изображение переворачивается и камера переходит в автоматический режим определения лиц.

Как видите, с более крупным объективом камера также смотрится гармонично. Кстати, создавая свои беззеркалки, Fujifilm не гонится за сверхминиатюрностью. Камера не должна быть очень маленькой, она должна быть удобной.
А вот так камера смотрится с еще более крупным объективом — телевиком 50—230 мм (в 35-мм эквиваленте — 75—345 мм).

Конечно, при работе с таким объективом съемка с близкого расстояния со вспышкой бессмысленна: тень от объектива будет падать в кадр. Но вспышка Fujifilm X-A2 выбрасывается довольно высоко, так что уже на расстоянии метр-полтора тень из кадра исчезает.
Верхняя панель Fujifilm X-A2 также не перенасыщена дисками и кнопками. На диске выбора режима, кроме творческих PASM, мы видим самые распространенные сюжеты, режим наложения фильтров (Adv), большой выбор сюжетных программ (SP) и автоматический режим с распознаванием сюжета (SP+).

Диск без надписей — это основной диск управления для установки параметров съемки, пролистывания уже отснятых фотографий и так далее. В программном и автоматических режимах он управляет экспокоррекцией.
Кроме уже перечисленных режимов на диске выбора мы видим довольно удобный пользовательский (C). И рядом с диском — программируемую кнопку Fn (единственную).

Для «горячего башмака» Fujifilm предлагает две небольшие вспышки с ведущим числом 20 и одну крупную, поворотную, с ведущим числом 42. Да и сторонние производители уже предлагают несколько моделей.
На «брюшке» мы видим бюджетный вариант размещения аккумулятора и карты памяти — в одном отсеке.

Электрическое соединение экрана с камерой — плоский кабель (как оказалось, вполне надежное соединение). А конструкция экрана — сложнее обычного откидного. Зато экран имеет несколько степеней свободы.

Штативное гнездо можно также использовать для крепления чехла и дополнительной рукоятки-хвата. Разумеется, это отдельно приобретаемые аксессуары.

Давайте подведем итог: что нам показал внешний осмотр?

  • По сравнению с элитными беззеркалками Fujifilm модель X-A2 кажется простой, функционально не перегруженной. Само по себе это не хорошо и не плохо. Это указывает, что камера ориентирована на широкий круг фотолюбителей — от фанатичных любителей селфи до вполне грамотных фотографов, которые могут воспользоваться и творческими режимами PASM, и пользовательским С. Все необходимое для творческой съемки у X-A2 есть.
  • При этом производитель ничуть не пожертвовал размерами: камера довольно крупная (например, относительно серии Olympus Pen), но весьма удобная в съемке. Да и просто удобная.
  • Конечно, главный элемент конструкции — ЖК-экран. Для Fujifilm появление такого гибкого инструмента — просто новинка. Не только новинка, но и показатель, что Fujifilm быстро учится и ориентируется в запросах фотолюбителей.
  • Хотя Fujifilm X-A2 нельзя назвать маленькой камерой, ее можно назвать легкой. 350 граммов — вес небольшой. Так что в комплекте с небольшим объективом вполне можно управиться одной рукой.
  • Благодаря относительно скромной функциональности почти все функции удалось выдвинуть на передний план — они доступны без меню. Даже наиболее востребованные сюжетные программы.

Пожалуй, это всё, или всё главное, что можно сказать «по одежке». Переходим к более глубокому обследованию, сначала в меню камеры:



По-моему, Fujifilm X-A2 предоставляет набор наиболее востребованных функций, которые могут пригодиться и новичкам, и фотолюбителям со стажем. Бо́льшая часть функций проста и действительно входит в «золотой набор фотолюбителя». На их фоне сопряжение с лейковскими объективами M-mount кажется непонятной экзотикой. Впрочем, критиковать легко, гораздо сложнее увидеть замысел производителя. Думаю, что это попытка создать «срединную» камеру, которую фотолюбитель легко освоит. И более того — будет пользоваться большей частью ее функций.


Fujifilm X-A2 и конкуренты
  Fujifilm
X-A2
Olympus
Pen E-PL6
Nikon
1 J5
Panasonic
Lumix DMC-GF7
Samsung
NX300M
Sony Alpha
ILCE-5100
Матрица 16 Мп APS-C
CMOS
16 Мп 4/3
MOS
21 Мп 1″
BSI-CMOS
16 Мп 4/3
Live MOS
20 Мп APS-C
CMOS
24 Мп APS-C
Exmor CMOS
Автофокус 49 зон
контрастный
35 зон
контрастный
171 зона
гибридный
23 зоны
контрастный
247 зон
контрастный
179 зон
гибридный
Экспозамер TTL, 256 зон, RGB TTL, 324 зоны, RGB TTL, N/D* TTL, 1728 зон, RGB TTL, 221 зона, RGB TTL, 1200 зон, RGB
Чувствительность 200 — 6400
100 — 25 600**
100 — 25 600*** 160 — 12 800 200 — 25 600
100 — 25 600***
100 — 25 600 100 — 25 600
ЖК-экран 3,0″ RGB, TFT
922 000
откидной (180°)
3,0″ RGB, TFT
1 380 000
откидной (180°), сенсорный
3,0″ RGB, TFT
1 040 000
откидной (180°), сенсорный
3,0″ RGB, TFT
1 040 000
откидной (180°), сенсорный
3,3″ RGB, AMOLED
768 000
откидной, сенсорный
3,0″ RGB, TFT
922 000
откидной
Видоискатель нет опция нет нет нет нет
Затвор механ. 30–1/4000 с
Х-sync 1/180 с
механ. 60–1/4000 с
Х-sync — N/D*
электрон. 60–1/16000 с
Х-sync 1/60 с
электрон. 60–1/16000 с
Х-sync — N/D*
30–1/6000 с
Х-sync N/D*
механ. 30–1/4000 с
Х-sync 1/160 с
Стабилизатор в камере — нет оптич., смещение матрицы в камере — нет в камере — нет в камере — нет в камере — нет
Серийная съемка ≈5,6 fps ≈8,0 fps до 60 fps ≈5,8 fps ≈8,6 fps ≈6 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 1920×1080
30p
1920×1080
30p
3840×2160
15p
1920×1080
60p
3840×2160
60p
1920×1080
50p
Запас аккумулятора 410 кадров 360 кадров 250 кадров 220 кадров 320 кадров 400 кадров
Размеры, вес 117×67×40 мм
350 г
111×64×38 мм
325 г
99×60×32 мм
265 г
107×65×33 мм
266 г
122×64×41 мм
331 г
110×63×36 мм
283 г
Ориентировочная цена**** T-11901641 T-10394319 T-12439197 T-11971529 T-10533688 T-10999399

* N/D — нет данных.
** Расширенный диапазон ISO, без возможности съемки в RAW.
*** Расширенный диапазон ISO.
**** К сожалению, цену «тушек» этой категории беззеркалок Яндекс-маркет порой показывает неточно. В ноябре 2015 года цена Fujifilm X-A2 и конкурентов «плавала» в районе 25—28 тысяч рублей.

Конкуренты Fujifilm X-A2 оказались все как на подбор камеры для селфи. У каждой модели экран откидывается вверх на угол 180 градусов или близкий к нему. И все они неплохо обходятся без видоискателя. На этом общем фоне каждый производитель нашел своего «конька». Nikon — сверхвысокую скорость серийной съемки и возможность хоть и медленно, но снимать видео в разрешении 4К. Olympus — оптическую стабилизацию изображения. Samsung — экран AMOLED. К сожалению, среди конкурентов мы не видим камеры Canon, но в ценовом сегменте порядка 25 тысяч рублей у Canon нет представителя. Последняя новинка — Canon EOS M10 — будет стоить больше 30 тысяч.

И еще можно заметить, что почти все конкуренты нашли возможность сделать экран сенсорным. Почти все вытянули видео на уровень 1920×1080 60p. Здесь героиня нашего теста проигрывает. Но, думаю, важнее всего — как она справляется с шумами. Это мы и узнаем прямо сейчас.


Качество изображения — разрешение и шумы

Рабочий диапазон Fujifilm X-A2, как у всех остальных беззеркалок этого производителя, ограничивается чувствительностью ISO 6400. Это, по-моему, довольно разумное решение. Съемка за пределами ISO 6400 — баловство или попытка хоть как-то запечатлеть летающую тарелку (с погашенными огнями, если встретится в сумерках). Для «баловства» Fujifilm предоставляет расширенный диапазон, но ставит условие: снимать только в JPG. Съемка в RAW в расширенном диапазоне невозможна.

Согласитесь, такая особенность фотокамер Fujifilm необычна, но вполне разумна (если вдуматься). Плюс к этому, Fujifilm не гонится за очень высоким разрешением, полагая, что 16 мегапикселей вполне достаточно для фотолюбителей. Зато при относительно невысоком разрешении на матрице APS-C образуются относительно крупные пиксели — не такие шумящие, как при разрешении 20 или 24 Мп.

Впрочем, перейдем от разговоров к делу. Наша методика оценки качества изображения основана на измерении разрешения и шумов в диапазоне ISO 100 — 6400. Чем выше разрешение и чем ниже шумы — тем больший рейтинг зарабатывает фотокамера. Тестовая съема ведется в RAW (светлая и темная сцена) и в JPG с включенным фильтром шумов (тоже в светлой и затемненной сцене).


Fujifilm X-A2, RAW Fujifilm X-A2, JPG

График RAW показывает нам весьма неплохую работу Fujifilm X-A2:; даже в темной сцене разрешение падает несильно, а шумы не становятся слишком высокими. Подобные графики и оценки мы можем встретить у продвинутых зеркалок формата APS-C.

А вот график JPG нас удивил, он довольно необычен. Шумодав Fujifilm X-A2 снижает разрешение камеры вдвое, до 8 различимых мегапикселей. Но зато разрешение практически не падает с ростом чувствительности, и шумы растут довольно медленно.

В итоге Fujifilm X-A2 получает неплохие оценки. Именно неплохие, сравнимые с теми, что может набрать зеркалка начального уровня. К сожалению, наша методика родилась недавно, и в базе протестированных камер нет прямых аналогов для сравнения, поэтому мы сравним Fujifilm X-A2 с недавно протестированной Fujifilm X-T10 — более дорогой и, можно сказать, более крутой.


Fujifilm X-A2 (16 Мп)
 LightDarkAvr
R10,549,7510,15
RR0,660,610,63
N1,753,452,60
RN6,042,833,91
Fujifilm X-T10 (16 Мп)
 LightDarkAvr
R13,2612,5412,90
RR0,830,780,81
N2,042,762,40
RN6,504,555,38

Оценки, полученные на свету (Light, средний показатель по данным RAW и JPG), близки, причем Fujifilm X-A2 показала даже менее высокий уровень шумов (N). Скорее всего, этот выигрыш получен в результате работы шумодава (помните, в JPG он опускает разрешение, но зато работает довольно эффективно). Но по разрешению Fujifilm X-A2 проигрывает. И соответственно, оценки R (среднее разрешение в диапазоне ISO 100 — 6400), RR (среднее разрешение относительно размера матрицы) и RN (соотношение разрешения и шума) у нее более низкие.

Теперь давайте посмотрим, можно ли почувствовать разницу визуально:


  Fujifilm X-A2
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
R=12,89 — N=1,56 — RN=8,28
Fujifilm X-T10
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
R=13,73 — N=1,38 — RN=9,97
ISO
200
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400

Если и можно, то надо искать ее (разницу) с микроскопом. По уровню, по характеру шумов Fujifilm X-A2 очень близко подходит к Fujifilm X-T10, что подтверждается довольно близкими оценками. Но, как известно, на свету все камеры снимают хорошо — давайте посмотрим, что творится, когда света не хватает:


  Fujifilm X-A2
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
R=12,20 — N=3,54 — RN=3,45
Fujifilm X-T10
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
R=12,94 — N=1,98 — RN=6,54
ISO
200
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400

Здесь уже несложно заметить, что Fujifilm X-A2 шумит сильнее, но все равно держится достойно, почти наравне с Fujifilm X-T10. Разницу в разрешении заметить сложнее, но она есть (наши измерители, радиальные миры, показывают это довольно точно). И в итоге по разрешению и по шумам Fujifilm X-A2 получает более низкие оценки. Хотя, опять же подчеркнем, они находятся на уровне оценок зеркалки начального уровня.

Чтобы не быть голословными, мы обработали тестовые снимки Nikon D5500, которая была протестирована в нашей лаборатории не так давно, но раньше, чем появилась наша новая методика.


Fujifilm X-A2 (16 Мп)
 LightDarkAvr
R10,549,7510,15
RR0,660,610,63
N1,753,452,60
RN6,042,833,91
Nikon D5500 (24 Мп)
 LightDarkAvr
R15,4912,9914,24
RR0,650,540,59
N2,374,233,30
RN6,533,074,32

Как видите, рейтинг Fujifilm X-A2 ниже рейтинга Nikon D5500, но разрыв не такой большой, как при сравнении с Fujifilm X-T10. И здесь обязательно надо учесть, что уровень шума Fujifilm X-A2 ниже (!), шума Nikon D5500, а выигрыш в рейтинге D5500 обеспечивает более высокое разрешение матрицы. Но в любом случае интересно будет сравнить работу Fujifilm X-A2 и работу зеркалки начального уровня — Nikon D5500.


  Fujifilm X-A2
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
R=8,19 — N=1,93 — RN=4,24
Nikon D5500
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
R=14,89 — N=2,61 — RN=5,70
ISO
200 / 100
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400

Теперь мы видим, что хотя по разрешению Fujifilm X-A2 заметно проигрывает Nikon D5500, но по шумам (по качеству работы шумодава) — явно выигрывает. Здесь общая оценка RN (разрешение — шумы) не такая показательная, как просто уровень шумов N. По шумам Fujifilm X-A2 выигрывает 0,7 балла, а это немало.

Скорее всего, в затемненной сцене преимущество Fujifilm X-A2 станет еще более явным. Давайте посмотрим:


  Fujifilm X-A2
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
R=7,29 — N=3,36 — RN=2,17
Nikon D5500
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
R=11,87 — N=4,05 — RN=2,93
ISO
200 / 100
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400

Да, мы не ошиблись, Fujifilm X-A2, действительно, шумит заметно меньше, чем Nikon D5500. Разрыв в уровне шумов сохраняется — 0,7 балла. Еще примечательно, что число разрешимых пикселей у 24-мегапиксельной Nikon D5500 опускается вдвое (до 11,87 Мп), а у 16-мегапиксельной Fujifilm X-A2 — чуть больше чем вдвое (до 7,29 Мп). Но это уже разрыв в 4,6 мегапикселя, а не в 8,0 (как можно подумать, если смотреть на паспортные характеристики камер).

И напоследок давайте посмотрим на фрагменты нашего стенда в исполнении Fujifilm X-A2:


Fujifilm X-A2
тест «шумы»
фрагменты снимков тестового стенда
RAW
фильтр выкл.
светлая сцена
JPG
фильтр вкл.
светлая сцена
RAW
фильтр выкл.
темная сцена
JPG
фильтр вкл.
темная сцена
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах:
в верхнем ряду — с чувствительностью 200 — 800 — 1600 единиц ISO
в нижнем ряду — с чувствительностью 3200 — 4000 — 6400 единиц ISO

Подведем итог по тесту «разрешение — шумы». Fujifilm X-A2 не сильно шумит в RAW и замечательно справляется с подавлением шумов в JPG. Этого у камеры не отнимешь. Но разрешение — относительно слабая сторона Fujifilm X-A2. В светлых сценах оно держится на уровне 10,54 различимых мегапикселей, в темных — опускается до 9,75 (это в среднем между показателями RAW и JPG).

Вывод сделать несложно: если вас не слишком волнует разрешение (например, вы предпочитаете мягкую картинку или занимаетесь пикторальной фотографией), то качество Fujifilm X-A2 будет выше, чем даже у довольно сильной зеркалки Nikon D5500. Но если вы предпочитаете высокую резкость и детализацию, то придется учесть, что при кадрировании и сильном увеличении снимков Fujifilm X-A2 недостаток разрешения будет заметен.


Оптика — Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II

 
БайонетFujifilm Х-mount
Подробная информацияFujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II
на сайте производителя
Тип объективас переменным фокусным расстоянием
Фокусное расстояние16—50 мм
(24—76 мм в 35-мм экв.)
Минимальное расстояние фокусировки0,6 м — в режиме обычной фотосъемки
Диафрагмаf /3,5—f/5,6 — максимальная
f/22 — минимальная
Стабилизаторесть
Тип фокусировкивнутренняя
Диаметр резьбы58 мм
Размеры, вес∅63×65 мм, 195 г
Особенности
  • в режиме макросъемки минимальное расстояние фокусировки: 0,15 м в широкоугольном положении, 0,35 м в положении «теле»
  • длина объектива в положении «теле» — 98 мм
Ценаориентировочная цена — 19 900 руб.

Самое замечательное в этом объективе — то, что в «китовом» наборе он стоит очень недорого, порядка 1000 рублей. Пожалуй, покупать одну «тушку» Fujifilm X-A2 за 26 000 рублей просто невыгодно, если за 27 000 можно купить «кит» с объективом Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II (по крайней мере, в ноябре 2015 цены были такие).

Остальные характеристики этого объектива понятны, они говорят, что Fujinon XC16-50mm — стандартная «рабочая лошадка», без защиты, но со стабилизатором. И еще с довольно коротким фокусным расстоянием на широком угле (в пересчете на формат 35 мм — 24 мм). Но этого мало, чтобы понять, насколько объектив хорош или плох. Так что перейдем к тестам и посмотрим, что предлагает Fujifilm в качестве китового объектива для X-A2.


ЭФР = 24 мм


На коротком фокусе мы наблюдаем очень умеренную отрицательную дисторсию — «бочку», вытянутую по горизонтали (Dгор = −0,79, Dвер = −0,43). Такая дисторсия для широкого угла (фокусного расстояния 24 мм) — вполне нормальное явление.

Скорее всего, это «родная» геометрия объектива, которую камера не корректировала. Вообще, Fujifilm X-A2 умеет это делать — при использовании макроколец MCEX-11 или MCEX-16 (в описании Fujifilm X-A2 они почему-то называются «адаптеры оправы»). Коррекция дисторсии с макрокольцами — занятие кропотливое, фотографу предлагают делать снимки миллиметровой бумаги и по искажениям сетки вводить поправки.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/3,5 — f/5,6 — f/7,1, нижний ряд: f/11 — f/14 — f/22

И еще мы наблюдаем, что:

  • Разрешение в центре кадра держится на высоком уровне (выше 0,8 линии на пиксель) от самой широкой диафрагмы f/3,5 до относительно узкой f/14, а потом начинает резко падать до 0,6 линии на пиксель.
  • Разрешение на краю кадра на широкой диафрагме довольно высокое, но начиная с f/5,6 отстает от разрешения в центре на 0,15-0,2 линии. Это довольно много.
  • Хроматические аберрации проявляются только на краю кадра на широкой диафрагме. Но здесь они довольно заметны: на самой широкой диафрагме достигают уровня 8,2%.

ЭФР = 51 мм


В середине диапазона фокусных расстояний картина меняется к лучшему:

  • Дисторсия становится почти незаметной — небольшая «горизонтальная бочка» почти не портит кадр.
  • Разрешение в центре кадра остается высоким вплоть до f/16.

Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,0 — f/6,4 — f/10, нижний ряд: f/13 — f/16 — f/22

  • Разрешение на краю почти не отстает от разрешения в центре. И что самое главное — на самой широкой диафрагме оно также не «замыливается». Правда, самая широкая диафрагма относительно велика — f/5,0.
  • «Хроматика» еле-еле видна только на краю кадра на средних значениях диафрагмы.

ЭФР = 76 мм


Коэффициент пересчета фокусного расстояния к 35-мм эквиваленту здесь составляет чуть больше 1,5. Поэтому длинный фокус у нас получается равным 76, а не 75 миллиметрам. И здесь мы видим:

  • Дисторсия становится положительной, «бочка» переходит в «подушку». Но и положительная дисторсия практически незаметна по вертикали (Dвер = 0,13) и слабо выражена по горизонтали (Dгор = 0,45).
  • Разрешение держится на очень высоком уровне вплоть до f/16.

Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/5,6 — f/6,4 — f/10, нижний ряд: f/13 — f/16 — f/22

  • «Хроматика» практически не видна ни в центре, ни на краю.

Стабилизатор

О качестве стабилизатора производитель не говорит ничего, просто сообщая, что стабилизатор у объектива есть. По нашей оценке, эффективность стабилизатора составляет максимум 2,5 ступени EV.



То есть наши статистические испытания показывают, что с вероятностью более 0,7 мы сможем сделать четкие снимки на выдержке порядка 1/11 секунды (с ЭФР = 50 мм на расстоянии 5 метров от объекта съемки). Это дает фотографу 2 и 1/6 дополнительные ступени. С учетом погрешности нашего метода (1/3 ступени), мы допускаем, что эффективность стабилизатора равна 2,5 ступени EV. Но едва ли больше.

Наша методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.


Итак, давайте посмотрим на баланс плюсов и минусов объектива Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II. Сначала плюсы:

  • Объектив практически не страдает «геометрией» и «хроматикой» — их уровень очень невелик.
  • Разрешение во всем диапазоне фокусных расстояний держится на отметке «высокое» и «очень высокое». Только на самых узких диафрагмах — от f/16 до f/22 — оно начинает падать, но не сильно. Минимум падения приходится на 0,6 линии на пиксель, а это довольно неплохой результат. Но, конечно, если вы хотите получить высокую резкость, диафрагму лучше не закрывать у́же f/16.
  • Объектив удивительно мало весит. Надеюсь, что производитель нашел достойные (износостойкие) заменители металла.
  • Цена объектива вполне соответствует его характеристикам. А в «китовом» варианте объектив почти ничего не стоит (понятно, что об этом позаботились маркетологи, едва ли Fujifilm работает себе в убыток, но все равно приятно).

Минусы у объектива тоже есть:

  • Главный минус — невысокая светосила, и, как следствие, широкая диафрагма становится не слишком широкой. По светосиле объектив можно назвать «бюджетным».
  • Эффективность стабилизатора по нынешним меркам невысока. Хотя 2,5 ступени — намного лучше, чем ничего.

Особенности Fujifilm X-A2

Автофокус

Совсем недавно мы опубликовали тест фотокамеры Fujifilm X-T10 (то есть еще неплохо помним ее особенности). И когда начали обрабатывать тестовые снимки Fujifilm X-A2, ожидали, что по характеру поведения АФ камеры будут схожи. Но оказалось, что у Fujifilm X-A2 свой почерк: в полутьме ее автофокус ведет себя совсем не так — он чуть медленнее и чуть менее точен, чем у Fujifilm X-T10.


Тип АФ, условия съемки Fujifilm
X-A2
Fujifilm
X-T10
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
Контрастный или гибридный АФ, −1 EV 225/ 60 230/ 57 279 / 114 286 / 62
Контрастный или гибридный АФ, −2 EV 211 / 62 217 / 52 253 / 119 265 / 62

Существенное различие, которое было замечено: автофокус Fujifilm X-T10 время от времени «мазал», выдавал совершенно несфокусированные снимки (здесь обязательно надо учесть, что в нашем тесте съемка ведется в полумраке). Автофокус Fujifilm X-A2 полностью не «промазал» ни разу. Фокусировка «плавала» от почти точного фокуса до легкой размытости, бо́льшая часть тестовых кадров набирала от 4 до 9 баллов, но абсолютных промахов не было. Пожалуй, это говорит не в пользу Fujifilm X-A2: лучше редкий промах, чем невысокая точность.

Что касается скорости АФ — она чуть ниже, чем у Fujifilm X-T10, а в сильном полумраке (при освещении −2 EV) — заметно ниже. И по балансу скорости и точности Fujifilm X-A2 набрала рейтинг 3,6. Это неплохой результат (намного выше, чем, допустим, у контрастного автофокуса Nikon D5500), но не выдающийся. Fujifilm X-A2 явно проигрывает камерам с гибридным автофокусом.


Рейтинг Fujifilm
X-A2
Fujifilm
X-T10
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
Контрастный или гибридный АФ 3,6 4,1 3,2 4,4

Содержание нашей методики подробно изложено в статье о Canon 7D Mark II, довольно важные уточняющие комментарии к методике — в статье о Nikon D5500.


Скорость серийной съемки

Довольно часто производители приводят честную скорость серийной съемки — ту, которую камера развивает при максимальном качестве снимков. Но порой они лукавят, снимают показатели для среднего качества и, соответственно, получают скорость выше реальной.

Fujifilm не страдает лукавством, мы получили результаты весьма близкие к заявленным 5,6 fps — примерно 5,4 fps в режиме высокой скорости. Причем такую скорость камера держит и при съемке JPG, и при съемке RAW, и даже при съемке RAW+JPG.


Fujifilm X-A2
непрерывная съемка
JPG RAW RAW + JPG
Low — низкая скорость
до заполнения буфера
3,03 fps / ∞ 3,06 fps / 26 кадров 2,97 fps / 23 кадра
Low — низкая скорость
после заполнения буфера
  2,15 fps / ∞ 1,97 fps / ∞
High — высокая скорость
до заполнения буфера
5,42 fps / 13 кадров 5,41 fps / 12 кадров 5,43 fps / 12 кадров
High — высокая скорость
после заполнения буфера
5,24 fps / ∞ 2,21 fps / ∞ 1,97 fps / ∞

Правда, потом, после заполнения буфера, когда камера «отщелкала» дюжину кадров, скорость JPG падает незначительно, а скорость RAW — довольно заметно.

В режиме низкой скорости камера держит 3 кадра в секунду. JPG с этой скоростью она может снимать до бесконечности, а количество «скоростных» кадров RAW или RAW+JPG — больше 20.

Замеры скорости непрерывной съемки мы производили с «китовым» объективом Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II и картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с). Выдержка в этом тесте устанавливается на 1/500 секунды. «Бесконечностью» мы считаем возможность «отщелкать» в установившемся режиме 100 и более кадров.

Фонограммы испытаний можно скачать в блоке «Тестовые материалы для скачивания».


Видео

В комментариях к статье о Fujifilm X-T10 появилась такая запись: «…но что это за убожество на видео? За нормальным видео в БЗК (беззеркалках) — это к последним Сони, а еще лучше — к 4К-Панасоникам».

Возможно. А возможно, и нет. Автор не потрудился привести хоть какие-то доводы. Но в любом случае мне сложно сказать что-либо определенное по поводу этой записи, поскольку серьезный тест видео — это как минимум отдельный материал, статья. А в рамках раздела «Цифровое фото» мы можем позволить себе лишь весьма поверхностную пробу. Которая, тем не менее, показывает общий уровень качества видео и уровень следящего автофокуса.



Эта запись сделана в автоматическом режиме. О качестве съемки судите сами — насколько удачно Fujifilm X-A2 выставила параметры (как мне кажется, это достойный уровень домашнего видео, но не больше). А вот работа следящего автофокуса вызывает обоснованное недоумение. Понятно, что сюжет съемки очень сложен. Было бы понятно, если бы автофокус метался от одного объекта к другому. Но мы видим, что время от времени автофокус просто уходит непонятно куда, он теряет слежение. Правда, относительно быстро снова ловит объекты в кадре.

Проблемы со следящим АФ в режиме видео наблюдались у фотокамер Fujifilm пару лет назад, и они были гораздо серьезнее (фокус порой терялся на десять и более секунд). Видно, что с тех пор алгоритмы слежения стали гораздо более умными. Но до полного ума, они, к сожалению, не доведены. Впрочем, не будем забывать, что со сложными сюжетами даже самые умные алгоритмы справляются не идеально. Наиболее удачное решение (например, у Nikon D7200) — фокусировка на объектах переднего плана. Но большая часть камер с подобной задачей не справляется, в таких случаях лучше переходить на ручной фокус.


Шумодав

Про качество шумодава Fujifilm X-A2 было сказано немало хорошего, но все это было сказано при анализе искусственных, лабораторных картинок. Вообще, Fujifilm X-A2 очень хорошо передает текстуру искусственных поверхностей, даже не лабораторных (ткани, кружева, плетение, строчки, металл, стекло и т. д.). Но человеческую кожу шумодав Fujifilm X-A2, к сожалению, выглаживает под ноль.

Если чувствительность находится на нижних отметках ISO 200 или 400, работа шумодава почти не видна, но уже на ISO 600 и 800 проявляется очень сильно. И далее остается практически на том же уровне вплоть до ISO 3200 и 6400. Мы уже видели графики разрешения и шумов в JPG. Разрешение сразу «зарезается» до 8 различимых мегапикселей и с ростом чувствительности почти не падает. То же и с шумодавом: он почти сразу «выглаживает» лица, зато с ростом чувствительности лица почти не меняются.


RAW JPG

Фотография этой девочки (ISO 800, выдержка 1/50) есть в галерее, то есть ее можно скачать в RAW и в JPG, рассмотрев работу шумодава в деталях. Как ни странно, в RAW следы шумоподавления также видны, но их характер другой, это «приглаженные зерна», а внутрикамерный JPG выделяет очертания лица и гладит все фильтром ArcSoft Portrait+ 3.0 на максимальных установках. Ну, конечно, не этим самым фильтром, но очень похожим. Кстати, дамы и подростки обычно бывают довольны, когда видят, что дефекты кожи уходят в никуда. Но, к сожалению, это очень далеко от понятия фотореализма и пластики фотографии. Ими Fujifilm X-A2 не страдает.


Итоги

Итак, тестирование закончено, пора подводить итоги. Начнем с плюсов:

  • Самое главное, чем может похвастаться Fujifilm X-A2 — невысокий уровень шумов. По этому параметру камера получила более высокие оценки, чем 24-мегапиксельный Nikon D5500. К сожалению, здесь придется заметить, что невысокий уровень шума — это следствие работы шумодава, который очень хорошо обрабатывает искусственные поверхности, но лица чрезмерно выглаживает («фотошопит»).
  • Эргономика и функциональность Fujifilm X-A2 соответствуют понятию «средний класс»: камера позволяет работать в творческих режимах, но основная ее заточка — на любительскую съемку в автоматических режимах.
  • Очень сложно придраться к экспонометрии и качеству работы в автоматических режимах. В частности, к качеству работы встроенной вспышки. Возможно, кому-то фирменные цвета Fujifilm покажутся не совсем «правильными», но здесь придется вспомнить, что фирменные цветовые профили отличают продукцию всех ведущих производителей.
  • Автофокус Fujifilm X-A2 можно назвать относительно быстрым, относительно точным. Но для репортажной съемки камера недостаточно быстра, даже для «корпоратива». Отчасти потому, что съемка с помощью экрана вообще медленнее, чем съемка через видоискатель.
  • В серийной съемке Fujifilm X-A2 показала себя очень хорошо. Довольно высокая скорость (более 5 fps) подкрепляется немалым числом кадров, которые можно сделать в быстрой серии, до заполнения буфера (12 и более кадров).
  • На фоне конкурентов Fujifilm X-A2 смотрится вполне достойно, ее цена не завышена.

Теперь о минусах:

  • В работе следящего автофокуса в режиме видеосъемки возможны сбои (в сложных сценах камера может потерять фокус на секунду, а порой — на две-три секунды).
  • Порой Fujifilm X-A2 при общем правильном балансе белого подкрашивает области полутонов в зеленоватый оттенок (самый яркий пример — слайд 7 в галерее).
  • Разрешение снимков в JPG камера опускает до 8 различимых мегапикселей даже на низкой чувствительности (скорее всего, при низком разрешении шумодаву легче обрабатывать картинку).
  • Съемка на чувствительности выше ISO 6400 возможна только в JPG. Но это не особенность Fujifilm X-A2, это принципиальная позиция производителя (совсем не лишенная логики).
  • Скорость съемки Full HD-видео ограничена 30 кадрами прогрессивной развертки. Здесь X-A2 уступает большей части конкурентов. Еще одно отставание от конкурентов — отсутствие сенсорного экрана.
  • Наиболее существенный минус — «сглаживание» лиц на чувствительности ISO 600 и выше. Уход от фотореализма в «фотошоп».

Отсутствие видоискателя и наличие «селфи-экрана» нельзя отнести ни к плюсам, ни к минусам, поскольку это особенность практически всех беззеркальных камер в ценовом диапазоне 23—28 тысяч рублей.

Если подвести общий итог, получается, что возможности у Fujifilm X-A2 относительно скромные — относительно крутых беззеркалок и зеркалок начального уровня (последние вооружены фазовым автофокусом, видоискателем и не так фотошопят картинку). Но если сравнивать Fujifilm X-A2 с продвинутыми компактами — она, конечно, намного мощнее (при том, что не дороже продвинутых компактов).


Галерея

Как обычно, напоминаем, что снимки в галерее — не художественные, а тестовые. Мы постарались отобрать кадры, которые подчеркивают какую-либо особенность Fujifilm X-A2 — фирменную цветопередачу или деликатную работу вспышки. К сожалению, некоторые кадры демонстрируют недостатки Fujifilm X-A2:

  • появление отдельных зеленоватых пятен при довольно точном балансе белого;
  • излишне усердную работу шумодава, который «гладит» лица даже на чувствительности ISO 800 (именно лица, в то время как искусственные поверхности шумодав обрабатывает очень хорошо, даже отдельно снятую руку на ISO 3200 оставил естественной).

В «Материалах для скачивания» некоторые снимки представлены только в варианте JPG (они были сняты только в этом формате).


Галерея


Тестовые материалы для скачивания
Тест
«Разрешение — Шумы»
Fujifilm X-A2, RAW, высокая освещенность, шумодав выкл., 178 МБ
Fujifilm X-A2, RAW, низкая освещенность, шумодав выкл., 152 МБ
Fujifilm X-A2, JPG, высокая освещенность, шумодав норм., 50 МБ
Fujifilm X-A2, JPG, низкая освещенность, шумодав норм., 45 МБ
Тест «Оптика» Fujifilm X-A2 + Fujinon XC16-50mm F3.5-5.6 OIS II, RAW, 378 МБ
Видео Fujifilm X-A2, видеоролик 99 секунд, 1280×720@30p, 235 МБ
Тесты
«Автофокус»
«Серийная съемка»
Fujifilm X-A2, аудиозаписи теста «Автофокус», 1 МБ
Fujifilm X-A2, аудиозаписи теста «Серийная съемка», 5,2 МБ
Галерея Fujifilm X-A2, галерея тестовых снимков, JPG, 137 МБ
Fujifilm X-A2, галерея тестовых снимков, RAW, 492 МБ


  Редакция выражает благодарность компании Fujifilm
за предоставленную на тестирование фототехнику




Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.