Итоги 2004 года. Звуковые карты


 

Как и в 2003-м году, звуковые карты, вышедшие в 2004 году, можно условно разделить на две категории: развлекательного плана и творческой направленности. Первая категория подразумевает удовлетворение интересов большей части пользователей, предпочитающих игры с реалистичным трёхмерным звуком и скачанные с интернета mp3-файлы, обработанные необычными эффектами. Увеличивающаяся в численности вторая категория более зрелых пользователей сочетает в себе обладателей акустики повышенного качества (с претензией на Hi-Fi звучание), плюс любителей оцифровывать записи с линейного входа с хорошим качеством или заниматься музыкальным творчеством в соответствующих программах. К счастью, в 2004-м году появлялись продукты, способные отвечать запросам обеих категорий слушателей.

Лидер рынка звуковых карт для развлечений, компания Creative, порадовала нас следующими анонсами (для облегчения восприятия, ключевые слова в весьма длинных названиях продуктов выделены полужирным шрифтом):

  • Сентябрь 2004. Два low-end продукта, PCI-карта SoundBlaster Audigy2 Value и PCI-карта SoundBlaster Live! 24-bit.
    Audigy2 Value по информации от производителя представляет собой не заслуживающую особого упоминания модификацию Audigy2 без порта IEEE1394, а вот второй продукт, с невзрачным на первый взгляд названием Live! 24-bit, можно назвать неожиданным и, как показало наше исследование, даже сенсационным. При весьма скромной цене (от $35 за OEM-версию), карта имеет ЦАПы как у топовой Audigy2/2ZS и, несмотря на заниженные данные в паспорте, выдающееся для своей цены качество звучания, что подтвердилось тестами и прослушиванием. Кроме того, по аналогу поддерживаются 7.1, честные 24 бит 96 кГц и программный EAX3.0 в играх. Это, безусловно, новый лидер по совокупности цена/качество/функциональность (все подробности читайте в нашем специальном материале!)
  • Сентябрь 2004. USB1.1-устройство SoundBlaster Live! 24-bit External
    Главные особенности: улучшенные параметры звучания и поддержка 24/96
  • Октябрь 2004. PCMCIA-карта Sound Blaster Audigy 2 ZS Notebook
    Очень необычный продукт: аналоговый 7.1-выход, 24 бит 192 кГц, 104 дБА сигнал/шум, EAX 4.0! (в данный момент карта — на тестах, обзор — в стадии написания)
  • Ноябрь 2004. PCI-карта с внешним блоком SoundBlaster Audigy4 Pro.
    Карта, в данный момент отличающаяся от Audigy2ZS Pro только более качественными ЦАПами (такими же, как в EMU1212M, 1820M) и большей ценой. Она автоматически становится топовой моделью в линейке. Выпускать облегчённые версии Audigy4 компания не планирует.

Помимо этого, в начале года Creative совершенно неожиданно объявляет о возрождении семейства сугубо профессиональных звуковых карт EMU (данная компания является неотъемлемой частью Creative). Новая линейка профессиональных звуковых карт E-MU была разработана E-MU Systems в сотрудничестве с командой разработчиков Creative Advanced Technology Center, посему выходит под маркой Creative Professional. Соотношение цены, качества и возможностей новых карт всколыхнули весь компьютерно-музыкальный мир и стали поводом для многочисленных дискуссий.


E-MU 1212M E-MU 1820 E-MU 1820M
AKM AK5394
CS4398
JRC2068
BB PCM1804
CS4392
N5532
AKM AK5394
CS4398
JRC2068
line inputs THD+N -110dB, DR 120dBA
line outputs THD+N -105dB, DR 120dBA
line inputs THD+N -102dB, DR 112dBA
line outputs THD+N -98dB, DR 112dBA
line inputs THD+N -110dB, DR 120dBA
line outputs THD+N -105dB, DR 120dBA
MSRP $199 MSRP $399 MSRP $499

У Creative был только один шанс вновь войти на рынок профессиональных карт и компания его использовала, практически застигнув конкурентов врасплох! Модели 1212M и 1820M просто шокируют применёнными высококачественными преобразователями и высокими паспортными параметрами входов и выходов (не самих преобразователей, а именно измеренными с помощью комплекса Audio Precision входов и выходов!), превышающими даже измеренные характеристики звуковых карт Lynx L22/Lynx Two. АЦП те же самые, что и у Lynx, а ЦАП — CS4398, обновлённая версия CS4396. Подробности в статье E-MU 1820 Digital Audio System. После выпуска карт, EMU провела работу над ошибками и устранила множество недостатков своих изделий в обновлённых драйверах (например, раннее отсутствие поддержки форматов высокого разрешения для интерфейса MME).

Позже (когда у нас, наконец, появилась одна из карт с ЦАП CS4398, 1212M), прямое и весьма придирчивое сравнение качества звучания карт в балансном режиме показало, что 1212M не уступает нашей референсной карте LynxTwo (стоимостью $1000): карты на наш слух играют абсолютно одинаково (по крайней мере, на тех моделях студийных мониторов категории $1000, что были под рукой). Качество обоих карт — превосходное, на хорошем тракте оно ощутимо выше остальных профессиональных карт.

Компания M-Audio в 2004-м году сосредоточилась в основном на внешних звуковых интерфейсах, под шины USB и IEEE1394. Одно из таких решений, M-Audio FireWire 410, было нами тщательно протестировано.

С одной стороны, чуда не произошло, и, несмотря на внешнее исполнение, качество звучания осталось на том же уровне полупрофессиональных PCI звуковых карт этой фирмы. С другой — недостатки по сравнению с устройствами высшей ценовой категории проявятся лишь на весьма дорогом контрольном тракте, так что M-Audio FireWire 410 можно с успехом использовать с начальными и средними моделями студийных мониторов, скажем BX5/BX8 от того же производителя.

Среди PCI-интерфейсов можно отметить обновленный M-Audio Audiophile 192. Более качественные преобразователи позволили по заявлениям производителя достичь динамического диапазона 113 дБА и THD+N 0,0006%. Интересной особенностью карты является наличие не только входных и выходных балансных TRS-разъёмов, но и отдельного мониторного выхода.

Корейско-японская компания ESI отметилась в 2004 году выпуском ESI Juli@ — это профессиональная звуковая карта необычного дизайна, одновременно с профессиональными и бытовыми разъемами для подключения. Карта — разборная, состоит из двух частей. Верхняя часть поворачивается на 180 градусов, позволяя выбрать требуемые разъёмы и уровень сигнала (бытовой -10 dBV, профессиональный +4 dBU). Карта также имеет интересную реализацию аппаратного мониторинга сигналов с нулевой задержкой, за счёт применения для стереовыхода 8-канального ЦАПа. Читайте нашу статью, содержащую также эксклюзивное интервью с разработчиками.

Без всяких оговорок вышло очень удачное профессиональное изделие, при скромной цене карты, составляющей порядка $150, при качестве звучания на уровне EMU1820. Полюбившиеся пользователям E-WDM фичи карт ESI в данном случае обновились поддержкой DirectWIRE 3.0, где были добавлены аппаратные входы.

Подразделение ESI, занимающееся выпуском звуковых устройств более развлекательной направленности, отметилось в 2004 году выпуском MAYA44 MKII, MAYA1010, Prodigy 7.1 LT. Обычная, не урезанная Prodigy 7.1, в этом году обзавелась новыми драйверами с поддержкой QSound.

Отметим MAYA44 MKII — уникальное бюджетное решение из серии «всё в одном флаконе» (есть даже микрофонный вход с фантомным питанием и отдельный качественный выход для наушников), с вполне понятным предназначением — entry level профессионального оборудования. Применение профессионального чипа Envy24HT-S и двух I2S-стереокодеков Wolfson WM8731 является примером прекрасно сбалансированного инженерного решения. Карта не ставит рекордов по интегральным параметрам качества, однако имеет полный набор фич для реальной профессиональной музыкальной работы за весьма скромные деньги, в отличие от других звуковых карт с экономией на внешнем микшере. Единственное, на наш взгляд, узкое место карты — бюджетные преобразователи.

Terratec порадовала своих поклонников выпуском карты Aureon 7.1 Universe, пришедшей на смену карте 6fire DMX, ставшей в своё время весьма популярной. Теперь карта поддерживает по аналогу 7.1-выход, 192 кГц. Для домашних развлекательных нужд добавлен ИК-пульт ДУ. Как обычно, присутствует поддержка Sensaura.

Отметим TerraTec's Aureon 7.1 FireWire с необычной оранжевой подсветкой. Из интересных особенностей: 8 аналоговых RCA-выходов, поддержка 24 бит 192 кГц, ИК-пульт ДУ.

Интегрированный звук в 2004 году вырос до High Definition Audio (HD Audio), который является преемником и эволюционным продолжением спецификации AC‘97. Новые кодеки имеют тот же форм-фактор и совместимы с HD Audio контроллерами снизу вверх. Вероятно, следуя принципу "пользователь покупает мегагерцы", в Intel выбрали название по основному отличительному признаку — поддержке звуковых форматов высокого разрешения, что совпадает с дословным переводом названия стандарта). Более подробную информацию можно найти в статье Intel High Definition Audio — практическое тестирование на примере кодека Realtec ALC880.

Интегрированный звук на базе High Definition Audio играет лучше современного интегрированного АС'97-звука и звуковых карт 5-летней давности, и по качеству находится приблизительно на уровне карты Creative Audigy 3-летней давности, но пока не может приблизиться к современным звуковым картам класса Audigy2 и выше. Таким образом, мы становимся свидетелями эволюционного развития стандарта АС'97 с обновлённым названием High Definition Audio, чуть улучшенным звучанием в аппаратной части и поддержкой высоких форматов звука 24 бит 96-192 кГц. Правда, они не очень нужны пользователям low-end решений, поэтому мы намеренно не заостряем внимание читателей на такой поддержке. Из полезных возможностей остаются стандартные драйвера Universal Audio Architecture от Microsoft, а также достаточно древний программный звук в играх (Sensaura, EAX2) при установке драйверов от OEM-производителя кодека.

Надо сказать, что производители материнских плат не восприняли идею с особым восторгом. Возможно, HD Audio сильно удорожает себестоимость, в то время как качество и фичи встроенного звука востребованы очень малым количеством пользователей. Так или иначе, материнских плат с HD Audio буквально единицы.

К концу года в области интегрированного звука неожиданно проявила себя компания Creative (См. новость Какую тайну скрывает новая материнская плата от MSI — K8N Diamond?). Без особой шумихи в сети появляется информация о материнских платах на nForce 4 SLI с полным набором компонент из начинки новейшей Low-End PCI-платы Creative SoundBlaster Live! 24-bit.

И в заключение, о наших достижениях в развитии проекта Audio.RightMark.Org.

Был существенно обновлен тест RightMark Audio Analyzer (текущая версия 5.4). Тест разрабатывается совместно Максимом Лядовым в сотрудничестве с Алексеем Лукиным. Алексей Лукин — один из лучших мировых специалистов в области спектрального анализа и алгоритмов цифровой обработки звука.

В 2004 году в RMAA был добавлен режим DirectSound для тестирования поддержки 24-бит на некоторых звуковых картах, прямой доступ к аппаратной части которых возможен только посредством DirectSound API. Введен в действие новый тест интермодуляционных искажений логарифмически-нарастающим синусом (IMD swept sine). Если в стандартном тесте интермодуляционных искажений IMD с версии 5.1 используется набор синусоид SMPTE, то в данном тесте проводится усложненное измерение по стандарту CCIF: тестовый сигнал из двух плавающих синусоид одинаковой амплитуды с постоянной разницей в 1 кГц проходит весь спектр частот, при этом измеряются искажения по частоте. Данный тест в том числе позволяет выявить влияние интермодуляционных искажений от передискретизации.

Добавлена возможность нормализации сигнала для случаев, когда точная подстройка уровней измерения невозможна (а также для борьбы с "читерскими" измерениями, когда уровень записываемого сигнала намеренно занижается для получения рекордно низких уровней шума). В режиме измерения акустических систем добавлены измерения отдельно 2-й и отдельно 3-й гармоник; нормализация искажений к уровню амплитуды; добавлен режим измерения искажений в зависимости от частоты перебором плавно нарастающих постоянных по частоте синусоид.

В 2004-м году был разработан уникальный синтетический тест RightMark 3DSound. В настоящий момент тест разрабатывается совместно Максимом Лядовым и одним из ведущих мировых специалистов в 3D-звуке, Алексеем Меньшиковым. Алексей Меньшиков принимал участие в создании EAX; всем советуем прочесть его уникальный материал с "Конференции Разработчиков Игр": Современные звуковые технологии в играх.


Составные части теста (текущая версия 1.24):

  • RightMark 3DSound: Positioning Accuracy test
    Проверка качества позиционирования источников звука при использовании DirectSound3D. Производится субъективное прослушивание на трёхмерной сцене с движущимся источником звука и возможностью его интерактивного перемещения пользователем в трёхмерном пространстве. Этот тест поддерживает все основные фичи EAX4 Advanced HD.
  • RightMark 3DSound: CPU Utilization test
    Тест служит для измерения загрузки ЦПУ в зависимости от режима работы DirectSound-устройства. Тест — синтетический, эмулирует основной цикл типичного звукового движка в компьютерных играх. Помимо стандартной DirectSound-диагностики проводится проверка наличия версии поддержки EAX. XML-файлы открываются в анализаторе данных по двойному щелчку.
  • RightMark 3DSound: Data Analyzer
    Для исключения влияния случайных всплесков активности ОС, а также для получения большей информации о характере загруженности CPU мы применяем статистическую обработку данных. Это позволяет получить не только среднее значение данных (мат.ожидание), но и их разброс (стандартное отклонение). Уникальная методика стат.обработки данных с произвольным законом распределения разработана Максимом Лядовым в сотрудничестве со специалистами по мат.статистике с кафедры Высшей Математики МГТУ им. Н.Э.Баумана.

 

Дополнительно

Итоги 2004 года. Звуковые карты

Итоги 2004 года. Звуковые карты

 

Как и в 2003-м году, звуковые карты, вышедшие в 2004 году, можно условно разделить на две категории: развлекательного плана и творческой направленности. Первая категория подразумевает удовлетворение интересов большей части пользователей, предпочитающих игры с реалистичным трёхмерным звуком и скачанные с интернета mp3-файлы, обработанные необычными эффектами. Увеличивающаяся в численности вторая категория более зрелых пользователей сочетает в себе обладателей акустики повышенного качества (с претензией на Hi-Fi звучание), плюс любителей оцифровывать записи с линейного входа с хорошим качеством или заниматься музыкальным творчеством в соответствующих программах. К счастью, в 2004-м году появлялись продукты, способные отвечать запросам обеих категорий слушателей.

Лидер рынка звуковых карт для развлечений, компания Creative, порадовала нас следующими анонсами (для облегчения восприятия, ключевые слова в весьма длинных названиях продуктов выделены полужирным шрифтом):

  • Сентябрь 2004. Два low-end продукта, PCI-карта SoundBlaster Audigy2 Value и PCI-карта SoundBlaster Live! 24-bit.
    Audigy2 Value по информации от производителя представляет собой не заслуживающую особого упоминания модификацию Audigy2 без порта IEEE1394, а вот второй продукт, с невзрачным на первый взгляд названием Live! 24-bit, можно назвать неожиданным и, как показало наше исследование, даже сенсационным. При весьма скромной цене (от $35 за OEM-версию), карта имеет ЦАПы как у топовой Audigy2/2ZS и, несмотря на заниженные данные в паспорте, выдающееся для своей цены качество звучания, что подтвердилось тестами и прослушиванием. Кроме того, по аналогу поддерживаются 7.1, честные 24 бит 96 кГц и программный EAX3.0 в играх. Это, безусловно, новый лидер по совокупности цена/качество/функциональность (все подробности читайте в нашем специальном материале!)
  • Сентябрь 2004. USB1.1-устройство SoundBlaster Live! 24-bit External
    Главные особенности: улучшенные параметры звучания и поддержка 24/96
  • Октябрь 2004. PCMCIA-карта Sound Blaster Audigy 2 ZS Notebook
    Очень необычный продукт: аналоговый 7.1-выход, 24 бит 192 кГц, 104 дБА сигнал/шум, EAX 4.0! (в данный момент карта — на тестах, обзор — в стадии написания)
  • Ноябрь 2004. PCI-карта с внешним блоком SoundBlaster Audigy4 Pro.
    Карта, в данный момент отличающаяся от Audigy2ZS Pro только более качественными ЦАПами (такими же, как в EMU1212M, 1820M) и большей ценой. Она автоматически становится топовой моделью в линейке. Выпускать облегчённые версии Audigy4 компания не планирует.

Помимо этого, в начале года Creative совершенно неожиданно объявляет о возрождении семейства сугубо профессиональных звуковых карт EMU (данная компания является неотъемлемой частью Creative). Новая линейка профессиональных звуковых карт E-MU была разработана E-MU Systems в сотрудничестве с командой разработчиков Creative Advanced Technology Center, посему выходит под маркой Creative Professional. Соотношение цены, качества и возможностей новых карт всколыхнули весь компьютерно-музыкальный мир и стали поводом для многочисленных дискуссий.


E-MU 1212M E-MU 1820 E-MU 1820M
AKM AK5394
CS4398
JRC2068
BB PCM1804
CS4392
N5532
AKM AK5394
CS4398
JRC2068
line inputs THD+N -110dB, DR 120dBA
line outputs THD+N -105dB, DR 120dBA
line inputs THD+N -102dB, DR 112dBA
line outputs THD+N -98dB, DR 112dBA
line inputs THD+N -110dB, DR 120dBA
line outputs THD+N -105dB, DR 120dBA
MSRP $199 MSRP $399 MSRP $499

У Creative был только один шанс вновь войти на рынок профессиональных карт и компания его использовала, практически застигнув конкурентов врасплох! Модели 1212M и 1820M просто шокируют применёнными высококачественными преобразователями и высокими паспортными параметрами входов и выходов (не самих преобразователей, а именно измеренными с помощью комплекса Audio Precision входов и выходов!), превышающими даже измеренные характеристики звуковых карт Lynx L22/Lynx Two. АЦП те же самые, что и у Lynx, а ЦАП — CS4398, обновлённая версия CS4396. Подробности в статье E-MU 1820 Digital Audio System. После выпуска карт, EMU провела работу над ошибками и устранила множество недостатков своих изделий в обновлённых драйверах (например, раннее отсутствие поддержки форматов высокого разрешения для интерфейса MME).

Позже (когда у нас, наконец, появилась одна из карт с ЦАП CS4398, 1212M), прямое и весьма придирчивое сравнение качества звучания карт в балансном режиме показало, что 1212M не уступает нашей референсной карте LynxTwo (стоимостью $1000): карты на наш слух играют абсолютно одинаково (по крайней мере, на тех моделях студийных мониторов категории $1000, что были под рукой). Качество обоих карт — превосходное, на хорошем тракте оно ощутимо выше остальных профессиональных карт.

Компания M-Audio в 2004-м году сосредоточилась в основном на внешних звуковых интерфейсах, под шины USB и IEEE1394. Одно из таких решений, M-Audio FireWire 410, было нами тщательно протестировано.

С одной стороны, чуда не произошло, и, несмотря на внешнее исполнение, качество звучания осталось на том же уровне полупрофессиональных PCI звуковых карт этой фирмы. С другой — недостатки по сравнению с устройствами высшей ценовой категории проявятся лишь на весьма дорогом контрольном тракте, так что M-Audio FireWire 410 можно с успехом использовать с начальными и средними моделями студийных мониторов, скажем BX5/BX8 от того же производителя.

Среди PCI-интерфейсов можно отметить обновленный M-Audio Audiophile 192. Более качественные преобразователи позволили по заявлениям производителя достичь динамического диапазона 113 дБА и THD+N 0,0006%. Интересной особенностью карты является наличие не только входных и выходных балансных TRS-разъёмов, но и отдельного мониторного выхода.

Корейско-японская компания ESI отметилась в 2004 году выпуском ESI Juli@ — это профессиональная звуковая карта необычного дизайна, одновременно с профессиональными и бытовыми разъемами для подключения. Карта — разборная, состоит из двух частей. Верхняя часть поворачивается на 180 градусов, позволяя выбрать требуемые разъёмы и уровень сигнала (бытовой -10 dBV, профессиональный +4 dBU). Карта также имеет интересную реализацию аппаратного мониторинга сигналов с нулевой задержкой, за счёт применения для стереовыхода 8-канального ЦАПа. Читайте нашу статью, содержащую также эксклюзивное интервью с разработчиками.

Без всяких оговорок вышло очень удачное профессиональное изделие, при скромной цене карты, составляющей порядка $150, при качестве звучания на уровне EMU1820. Полюбившиеся пользователям E-WDM фичи карт ESI в данном случае обновились поддержкой DirectWIRE 3.0, где были добавлены аппаратные входы.

Подразделение ESI, занимающееся выпуском звуковых устройств более развлекательной направленности, отметилось в 2004 году выпуском MAYA44 MKII, MAYA1010, Prodigy 7.1 LT. Обычная, не урезанная Prodigy 7.1, в этом году обзавелась новыми драйверами с поддержкой QSound.

Отметим MAYA44 MKII — уникальное бюджетное решение из серии «всё в одном флаконе» (есть даже микрофонный вход с фантомным питанием и отдельный качественный выход для наушников), с вполне понятным предназначением — entry level профессионального оборудования. Применение профессионального чипа Envy24HT-S и двух I2S-стереокодеков Wolfson WM8731 является примером прекрасно сбалансированного инженерного решения. Карта не ставит рекордов по интегральным параметрам качества, однако имеет полный набор фич для реальной профессиональной музыкальной работы за весьма скромные деньги, в отличие от других звуковых карт с экономией на внешнем микшере. Единственное, на наш взгляд, узкое место карты — бюджетные преобразователи.

Terratec порадовала своих поклонников выпуском карты Aureon 7.1 Universe, пришедшей на смену карте 6fire DMX, ставшей в своё время весьма популярной. Теперь карта поддерживает по аналогу 7.1-выход, 192 кГц. Для домашних развлекательных нужд добавлен ИК-пульт ДУ. Как обычно, присутствует поддержка Sensaura.

Отметим TerraTec's Aureon 7.1 FireWire с необычной оранжевой подсветкой. Из интересных особенностей: 8 аналоговых RCA-выходов, поддержка 24 бит 192 кГц, ИК-пульт ДУ.

Интегрированный звук в 2004 году вырос до High Definition Audio (HD Audio), который является преемником и эволюционным продолжением спецификации AC‘97. Новые кодеки имеют тот же форм-фактор и совместимы с HD Audio контроллерами снизу вверх. Вероятно, следуя принципу "пользователь покупает мегагерцы", в Intel выбрали название по основному отличительному признаку — поддержке звуковых форматов высокого разрешения, что совпадает с дословным переводом названия стандарта). Более подробную информацию можно найти в статье Intel High Definition Audio — практическое тестирование на примере кодека Realtec ALC880.

Интегрированный звук на базе High Definition Audio играет лучше современного интегрированного АС'97-звука и звуковых карт 5-летней давности, и по качеству находится приблизительно на уровне карты Creative Audigy 3-летней давности, но пока не может приблизиться к современным звуковым картам класса Audigy2 и выше. Таким образом, мы становимся свидетелями эволюционного развития стандарта АС'97 с обновлённым названием High Definition Audio, чуть улучшенным звучанием в аппаратной части и поддержкой высоких форматов звука 24 бит 96-192 кГц. Правда, они не очень нужны пользователям low-end решений, поэтому мы намеренно не заостряем внимание читателей на такой поддержке. Из полезных возможностей остаются стандартные драйвера Universal Audio Architecture от Microsoft, а также достаточно древний программный звук в играх (Sensaura, EAX2) при установке драйверов от OEM-производителя кодека.

Надо сказать, что производители материнских плат не восприняли идею с особым восторгом. Возможно, HD Audio сильно удорожает себестоимость, в то время как качество и фичи встроенного звука востребованы очень малым количеством пользователей. Так или иначе, материнских плат с HD Audio буквально единицы.

К концу года в области интегрированного звука неожиданно проявила себя компания Creative (См. новость Какую тайну скрывает новая материнская плата от MSI — K8N Diamond?). Без особой шумихи в сети появляется информация о материнских платах на nForce 4 SLI с полным набором компонент из начинки новейшей Low-End PCI-платы Creative SoundBlaster Live! 24-bit.

И в заключение, о наших достижениях в развитии проекта Audio.RightMark.Org.

Был существенно обновлен тест RightMark Audio Analyzer (текущая версия 5.4). Тест разрабатывается совместно Максимом Лядовым в сотрудничестве с Алексеем Лукиным. Алексей Лукин — один из лучших мировых специалистов в области спектрального анализа и алгоритмов цифровой обработки звука.

В 2004 году в RMAA был добавлен режим DirectSound для тестирования поддержки 24-бит на некоторых звуковых картах, прямой доступ к аппаратной части которых возможен только посредством DirectSound API. Введен в действие новый тест интермодуляционных искажений логарифмически-нарастающим синусом (IMD swept sine). Если в стандартном тесте интермодуляционных искажений IMD с версии 5.1 используется набор синусоид SMPTE, то в данном тесте проводится усложненное измерение по стандарту CCIF: тестовый сигнал из двух плавающих синусоид одинаковой амплитуды с постоянной разницей в 1 кГц проходит весь спектр частот, при этом измеряются искажения по частоте. Данный тест в том числе позволяет выявить влияние интермодуляционных искажений от передискретизации.

Добавлена возможность нормализации сигнала для случаев, когда точная подстройка уровней измерения невозможна (а также для борьбы с "читерскими" измерениями, когда уровень записываемого сигнала намеренно занижается для получения рекордно низких уровней шума). В режиме измерения акустических систем добавлены измерения отдельно 2-й и отдельно 3-й гармоник; нормализация искажений к уровню амплитуды; добавлен режим измерения искажений в зависимости от частоты перебором плавно нарастающих постоянных по частоте синусоид.

В 2004-м году был разработан уникальный синтетический тест RightMark 3DSound. В настоящий момент тест разрабатывается совместно Максимом Лядовым и одним из ведущих мировых специалистов в 3D-звуке, Алексеем Меньшиковым. Алексей Меньшиков принимал участие в создании EAX; всем советуем прочесть его уникальный материал с "Конференции Разработчиков Игр": Современные звуковые технологии в играх.


Составные части теста (текущая версия 1.24):

  • RightMark 3DSound: Positioning Accuracy test
    Проверка качества позиционирования источников звука при использовании DirectSound3D. Производится субъективное прослушивание на трёхмерной сцене с движущимся источником звука и возможностью его интерактивного перемещения пользователем в трёхмерном пространстве. Этот тест поддерживает все основные фичи EAX4 Advanced HD.
  • RightMark 3DSound: CPU Utilization test
    Тест служит для измерения загрузки ЦПУ в зависимости от режима работы DirectSound-устройства. Тест — синтетический, эмулирует основной цикл типичного звукового движка в компьютерных играх. Помимо стандартной DirectSound-диагностики проводится проверка наличия версии поддержки EAX. XML-файлы открываются в анализаторе данных по двойному щелчку.
  • RightMark 3DSound: Data Analyzer
    Для исключения влияния случайных всплесков активности ОС, а также для получения большей информации о характере загруженности CPU мы применяем статистическую обработку данных. Это позволяет получить не только среднее значение данных (мат.ожидание), но и их разброс (стандартное отклонение). Уникальная методика стат.обработки данных с произвольным законом распределения разработана Максимом Лядовым в сотрудничестве со специалистами по мат.статистике с кафедры Высшей Математики МГТУ им. Н.Э.Баумана.