Spyder CUBE

Spyder CUBE

Компания Datacolor выпускает различные устройства для управления цветом и контроля освещения (к примеру, семейства Spyder, о котором на сайте есть статья Spyder3 ELITE). Одно из самых, на первый взгляд, простых (никакой электроники и минимум механики) — Spyder CUBE. Это многофункциональная «серая карта» — мишень для настройки цветовой температуры и яркости / контраста при обработке снимков в графических редакторах. Маленький пластиковый кубик с металлическим шариком, штативным гнездом и петлей для подвешивания. В комплекте краткое (полное на сайте) руководство пользователя и сумочка для куба, в которой его стоит хранить, чтобы не повредить и не испачкать.Устройство

Spyder CUBE предназначен для контроля баланса белого и экспозиции. Предполагается, что его изображение на снимке позволит настроить цветовой баланс и диапазон яркостей на этом снимке и в серии других, сделанных в тех же условиях. В принципе, он подойдет и для замера экспозиции и установки баланса белого при съемке, но это не очень удобно — кубик мал. В кадре CUBE можно установить на штатив или подвесить за петельку.  

Spyder CUBE
Spyder CUBE
Spyder CUBE

У кубика матовые черные, серые и серо/белые грани. Коэффициент отражения для черной и белой поверхностей производитель не сообщает, для серой — 18%. По белой грани настраиваются света, в которых еще видны детали. По черной — тени с деталями. В черной грани имеется ниша, и если в нее не попадает свет, она будет мишенью для установки «черной точки» на снимке. Вершина куба прикреплена к металлическому шару, который на снимке даст изображения бликов от источников освещения.

Оптические характеристики мишеней и шкал, служащих для настройки экспозиции и баланса белого, не должны меняться при изменении условий освещения, по крайней мере, для распространенных источников света. Это обеспечит ахроматичность «серой» мишени при использовании осветителей разных типов.

В руководстве к Spyder CUBE приводится график зависимости коэффициента отражения серой поверхности в диапазоне длин волн от 400 до 700 нм. Судя по нему, коэффициент отражения практически постоянен и лишь немного снижается в области близкой к 400 нм. Для белой и черной поверхностей таких данных нет (в руководстве к карте Kodak с белой и серой поверхностями есть данные о спектральной зависимости коэффициента отражения и для серой и для белой).

Для оценки «спектральной стабильности» мишеней калибровки Spyder CUBE и серой карты Kodak была проведена их синхронная съемка под разными осветителями. Установка баланса белого на снимках производилась по серой грани Spyder CUBE. По трем снимкам, приведенным далее, можно оценить, на сколько свойства мишеней разных производителей близки друг другу и на сколько хороша ахроматичность белой поверхности (цифры — координаты RGB для случайных точек белой и серой поверхностей, размер пипетки замера цвета — несколько десятков пикселей).

Spyder CUBE и карта Kodak

Источник света — вспышка.

Spyder CUBE и карта Kodak

Источник света — лампа дневного света, «теплая».

Spyder CUBE и карта Kodak

Источник света — лампа накаливания.

По снимкам можно сделать вывод, что серые поверхности мишеней имеют очень близкие спектральные характеристики. Белые поверхности при освещении их лампами накаливания и дневного света выглядят не совсем белыми, в их описании в RGB представлении уровень B выше R, особенно для мишени Kodak. Использование Spyder CUBE

В руководстве пользователя Spyder CUBE описано, как нужно использовать устройство. Кубик следует снять в том же месте, где находится объект съемки или близко к этому месту. Такой снимок послужит для настройки «серого», «белого» и «черного». Эти настройки в виде «рецептов обработки» переносятся на все снимки, сделанные в тех же условиях.

При одном источнике освещении и при отсутствии  в кадре поверхностей, которые могут дать паразитный цветовой оттенок, кубик (как и серую карту) следует «направлять» на камеру или «между» камерой и источником света. При сложном смешанном освещении бело-серые грани кубика нужно ориентировать по тем направлениям, для которых наиболее важна правильная настройка цветовой температуры. У кубика две бело/серые грани и это для большинства случаев позволит по одному снимку оценить и цветовую температуру основного источника освещения, и дополнительного или влияние цветной отражающей свет поверхности.

Spyder CUBE

Так как съемка в RAW формате позволяет при постообработке осуществить настройку баланса белого без ухудшения качества изображения,  наибольшую пользу от кубика можно получить именно при съемке в RAW. Для обработки RAW файлов воспользуемся программой UFRaw (краткое описание можно найти здесь).

Этапы обработки снимка в конвертере UFRaw:

1. Выбираем серую поверхность кубика, по которой будет устанавливаться баланс белого, и нажав на кнопку «пипетки серого», устанавливаем цветовую температуру.
2. Проверяем пипеткой цветовые координату в светах (по белой половинке серо/белой стороны кубика) и при необходимости настраиваем экспозицию.
3. Настраиваем тени так, чтобы ниша на черной поверхности стала «абсолютно черной» (RGB 0,0,0), а сама черная поверхность была нужной степени черноты (с сохранением детализации / шумов в тенях или без сохранения).
4. Последним этапом может быть настройка (с помощью кривых) яркости «серого» по серой поверхности кубика, к примеру так, чтобы 18% «серый» в данном месте снимка имел цветовые координаты близкие к 128/128/128 (что вовсе не обязательно, разумеется).

Spyder CUBE и UFRaw

Все выполненные на этапах обработки настройки нужно сохранить, как рецепты обработки, или просто запомнить, а затем применить их к снимкам, сделанным в тех же условиях освещения, что снимок со Spyder CUBE.

В большинстве случаев, настроить баланс белого на снимках удается без серой карты. Но есть задачи, для которых нужна не просто приятная «на глаз» обработка или, примерно, соответствующая передаче памятных цветов, а «точная». При предметной, каталожной съемке, портретной в студии с использованием цветных фонов настроить баланс белого без серой мишени, да еще так, чтобы корректность настройки была очевидна не только фотографу, но еще и заказчику, невозможно. «Карманный» и многофункциональный Spyder CUBE для решения таких задач подойдет.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Spyder CUBE
Н/Д(1)





28 июля 2009 Г.

Spyder CUBE

Spyder CUBE

Spyder CUBE

Datacolor ( , Spyder, Spyder3 ELITE). , ,  ( ) — Spyder CUBE. « » — / . , . ( ) , , .

Spyder CUBE . , , . , , — . CUBE .  

Spyder CUBE
Spyder CUBE
Spyder CUBE

, / . , — 18%. , . — .  , , « » . , .

, ,   , , . «» .

Spyder CUBE 400 700 . , 400 . ( Kodak ).

« » Spyder CUBE Kodak .   Spyder CUBE.   , , , ( — RGB , — ).

Spyder CUBE   Kodak

— .

Spyder CUBE   Kodak

— , «».

Spyder CUBE   Kodak

— .

, . , RGB B R, Kodak.

Spyder CUBE

Spyder CUBE , . , . «», «» «». « » , .

  , , ( ) «»   «» . - , . /   , .

Spyder CUBE

RAW ,  RAW.  RAW UFRaw ( ).

  UFRaw:

1. ,   , « »,   .
2. ( / ) .
3. , « » (RGB 0,0,0), ( / ).
4.   ( ) «» , , 18% «» 128/128/128 ( , ).

Spyder CUBE  UFRaw

, , , , , Spyder CUBE.

, . , « » , , , «». , , , , , , . «» Spyder CUBE .

, :

Spyder CUBE