Новая массовая цифровая камера Olympus может претендовать на лавры идеальной мыльницы. Если мне не изменяет память, название «мыльница» вначале закрепилось за карманными транзисторными радиоприемниками, которые народные умельцы действительно собирали в корпусах от мыльниц. Приемники бывали разные, в зависимости от способностей конструкторов, а вот с внешним видом в Советском союзе всегда были проблемы. В СССР фотоаппараты-мыльницы, по-моему, так никогда и не выпускались. Они пришли к нам с Запада вместе с разнообразными и очень красивыми мыльницами, использовавшимися по прямому назначению. Собственно фотоаппараты-мыльницы приобрели свой классический дизайн, когда обзавелись электромоторами, выдвигающими объектив и перематывающими пленку. Только после этого все «первичные половые» признаки фотоаппаратов исчезли, и они стали неотличимы от мыльниц. Рассматриваемая камера является классическим представителем своего вида.
Если выкинуть начинку, то в нее, пожалуй, даже поместится кусок банного мыла. Размер камеры 117,5×66×49,5 мм. Но это все о дизайне, который диктуется жанром. А по начинке камера очень даже неплохая. 3 Мп матрица, 3,34 млн. точек, из которых задействовано для получения изображения чуть меньше 3 млн. Максимальный размер изображения, которое можно получить с помощью этой камеры, — 1984×1488 пикселей. Замечу, что это несколько меньше, чем у большинства других 3 Мп-камер. Размеры матрицы у этой камеры тоже чуть меньше, Матрица маркируется как 1/2,5 дюйма. Снова отмечу, что большинство 3Мп-камер имеют матрицу 1/1,8 дюйма. С реальными размерами матрицы это обозначение имеет мало общего, примерно как размер видимой части экрана мониторов с размером трубки. Просто исторически сложилось, что матрицы маркируются так же, как соответствующие им по размерам видиконы. Меньшая матрица потребовала для получения того же угла охвата более короткофокусного объектива. В данной камере используется объектив с изменением фокусного расстояния от 5,8 до 16,2 мм, что соответствует по углу зрения объективу с изменением фокусного расстояния от 36 до 100 мм у аппаратов, снимающих на 35 мм кинопленку. Объектив состоит из 5 линз в 5 группах. Максимальное относительное отверстие меняется от 1:2,9 до 1:4,4. Камера имеет оптический видоискатель и 1,8-дюймовый ЖК-экран с 61000 точек.
Есть возможность регулировки яркости экрана. Индекс экспозиции меняется от 60 до 400 ISO в автоматическом режиме, либо может быть установлен вручную на 100, 200 и 400 ISO. Автоматика камеры изменяет диафрагму в диапазоне f:2,9-f:5,6 при минимальных фокусных расстояниях объектива и f:4,4-f:8,6 при максимальных. Выдержка изменяется от 1/2 до 1/1000 c. В режиме «ночная сцена» выдержка может достигать 2 с. Единственная возможность вмешаться в автоматику камеры — это внести экспокоррекцию: ±2EV с шагом 1/2 EV. При желании с помощью камеры можно снимать и короткие видеоролики. Фотографии записываются на карты Smart Media, с компьютером камера общается через USB, кроме того, ее можно подключить и к телевизору через видеовыход в стандарте PAL.
Питание камеры самое что ни на есть демократичное: 4 аккумулятора размером АА, при желании можно использовать 2 литиевые батарейки LB-01 (CR-V3).
Первое впечатление от работы с камерой — она полностью соответствует своему назначению. Думать не заставляет, кадры получаются сочные и резкие. В общем, приходится констатировать, что мыло под крышку положить забыли ;-).
Если рассматривать фотографии невооруженным глазом, способным различить 2 точки на расстоянии 0,1 мм с расстояния 25 см, то фотографии, снятые этой камерой и пленочным аналогом будут скорее всего неотличимы. Сравнение с другими 3-х мегапиксельными цифровыми камерами показало, что исходное изображение смотрится очень здорово, и в большинстве случаев именно его хочется назвать лучшим. Цифровая начинка камеры продолжает традиции любительской пленки, т. е. снимки изначально имеют повышенную резкость, контраст и насыщенность. Предполагается, что тот, кто снимает этой камерой, не хочет задумываться не только над процессом съемки, но и тем более над процессом обработки. Детальный анализ показал, что снимки, сделанные камерой Casio QV 3000, могут быть приближены к снимкам нашей героини, если применить к ним в графическом редакторе функцию автоконтраста. Однако при внимательном рассмотрении становится заметно, что хотя у более дорогих цифровых камер снимки часто выглядят более вялыми, однако контуры в них не сопровождаются каймой.
Управление камерой можно охарактеризовать как аскетическое — минимум кнопок и меню. Только виртуальное колесо выбора режимов, как дань уходящей моде. Аналогичный дизайнерский наворот был у Casio QV 3000, но в дальнейшем фирма от него отказалась, и вот новая реинкарнация, теперь в камере от Olympus.
Виртуальное колесо выбора режимов | Вид ЖК-экрана при съемке панорам. |
Выбор размера кадра | Вид экрана при входе в меню |
Меню в режиме съемки | Выбор чувствительности |
Выбор режима съемки | Настройка баланса белого |
Информация о снятом кадре в режиме воспроизведения | Вид экрана при входе в меню при воспроизведении отснятых кадров |
Меню в режиме воспроизведения | Возможные операции со снятым кадром: монохромное изображение (черно-белое и синее), изменение размера всего кадра и кадрирования и запись в файл части кадра. |
Надо отметить, что хотя камера и не предназначена для тех, кто собирается очень долго трудиться над своими фотографиями, но в комплекте с ней идет программа CamediaMaster 4.01, которая позволяет довольно эффективно корректировать изображение, и, традиционно для Olympus, это одна из немногих программ, которая способна исправлять дисторсию объектива камеры.
А вот при сшивке панорам эта программа явно перегибает палку, исправляя искажения объектива:
Результаты тестов
Разрешение
Мира расположена в центре кадра. Изображение практически идеальное.
f:2,9; 1/160 с; 60 ISO.
Мира расположена в левом верхнем углу кадра. Хорошо заметны хроматические аберрации.
f:2,9; 1/125 с; 60 ISO.
Спектральные характеристики
Съемка спектра галогенной лампы накаливания КГМ-250, полученного с помощью дифракционной решетки. Буквой D обозначены графики, соответствующие балансировке для дневного света, Т — для ламп накаливания. Нажав на нижний график, его можно сдвинуть мышью вверх до совмещения . Построение графиков осуществлялось с помощью программы Дмитрия Кузнецова «Levels»Фото
Любопытный режим — 2 снимка в одном файле. На случай, если вы хотите сделать групповое фото с людьми, которые вас на дух не переносят, и нельзя воспользоваться таймером самосъемки.
Уменьшенный вариант фотографии. Чтобы увидеть снимок 1:1, щелкните по нему мышью. | Фрагмент снимка |
Заключение
Традиционный для компактных камер Olympus дизайн и новая начинка. По возможностям и качеству снимков камера приближается к своим пленочным аналогам. Теперь конкурентоспособность будет определяться только ценой. Возможно, что в этом классе мы уже не увидим ничего принципиально нового, и менять эту камеру на новую придется, только если вы захотите заняться фотографией более серьезно.