Влияние скорости памяти на быстродействие AMD Phenom X4 в реальных приложениях


Этот небольшой материал затрагивает одну-единственную тему: как быстродействие подсистемы памяти влияет на скорость работы системы на базе четырёхъядерного процессора AMD Phenom X4 9850. Впрочем, думаем, будет резонно предположить, что как минимум для всех Phenom X4 обнаруженные в данной статье тенденции также будут актуальны.

Мы не будем здесь описывать конфигурацию стенда, используемое программное обеспечение, и прочие справочные данные, т.к. тестирование достаточно маленькое, и сравнивается всего одна система, сама с собой же — проще дать ссылки. Методика тестирования — стандартная для всех процессоров, образца 2008 года. Тестовый стенд — точно такой же, как в статье про Phenom X4 9850 (собственно, это он и есть). Единственное изменение, которое мы внесли в условия тестирования — это принудительное переключение памяти в режим DDR2-533 (реальная частота 266 МГц) с помощью BIOS. Напомним, что в штатном режиме Phenom X4 9850 у нас работал с памятью DDR2-1066, таким образом, частота работы памяти была снижена вдвое. Достаточно существенно, чтобы ждать соответствующих результатов, не так ли? Вот на них мы и посмотрим.

Пакеты трёхмерного моделирования

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
3ds max      
CPU Render
6,83
6,88
1%
Graphics
3,34
3,36
1%
Hardware Shaders
8,33
8,50
2%
Maya      
GFX
2,37
2,51
6%
CPU
4,90
5,15
5%
Render
0:05:45
0:05:45
0%
Lightwave
0:09:20
0:09:20
0%
Group Score
91
93
2%

Самой чувствительной оказалась Maya, причём не только в операциях, производимых с помощью процессора, но и в работе с графикой (для Maya это OpenGL). Все три используемых в тестах пакета практически единогласно подтвердили, что скорость рендеринга от быстродействия памяти не зависит (1% в 3ds max вполне может быть просто погрешностью измерения).

CAD/CAM пакеты

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
UGS NX      
Total CPU
3,28
3,37
3%
Total Graphics
1,58
1,65
5%
Pro/ENGINEER      
CPU Related tasks
769
760
1%
Graphics Relatsed tasks
976
937
4%
SolidWorks      
Graphics
78,56
75,16
5%
CPU
55,01
54
2%
Group Score
91
94
3%

Здесь мы наблюдаем другой пример редкостного единодушия: все три пакета считают, что быстрая память нужна для того, чтобы быстро работала графическая составляющая. Кстати: здесь, как и в случае с Maya, мы имеем дело с OpenGL.

Компиляция

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
Visual Studio
0:33:30
0:32:31
3%

Невпечатляющий, прямо скажем, результат. И это при том, что «кэшелюбивость» данного компилятора нам хорошо известна по предыдущим тестам.

Профессиональная работа с фотографиями

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
Photoshop
 
 
 
Blur
0:06:30
0:06:12
5%
Color
0:01:24
0:01:24
0%
Filters
0:06:08
0:06:06
1%
Light
0:02:16
0:02:14
1%
Rotate
0:02:58
0:02:48
6%
Sharp
0:02:56
0:02:46
6%
Size
0:01:02
0:01:00
3%
Transform
0:02:30
0:02:22
6%
Group Score
92
95
3%

Весьма смешанная картина: операции Blur, Rotate, Sharp (Unsharp Mask) и Transform быструю память оценили положительно, а вот сложные «артистические» фильтры, операции смены цветового пространства, эффекты освещения и операция изменения размера отнеслись к ней достаточно прохладно. Из странного: по идее, более оптимистично должен был отреагировать на быструю память Resize. В целом же по всем тестам — всего 3% прироста скорости. Совсем немного.

Научно-математические пакеты

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
Maple
0,0256
0,0258
1%
Mathematica
 
 
 
Internal
2,9140
3,0160
4%
MMA
1,1177
1,1359
2%
MATLAB
 
 
 
LU
0,0879
0,0849
4%
FFT
0,1705
0,1602
6%
ODE
0,2743
0,2683
2%
Sparse
1,8310
1,7797
3%
2D
0,3407
0,3327
2%
3D
0,5715
0,5690
0%
Group Score
64
65
3%

Встроенный тест Mathematica более чувствителен к подсистеме памяти, нежели MMA. Также можно припомнить, что встроенный тест задействует параллельные вычисления, а MMA — практически нет. Совпадение?.. Средняя температура по больнице на уровне всё тех же 3%.

Веб-сервер

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
PHP Calculator
176
176
0%
PHPSpeed
 
 
 
Synthetic PHP
2815
2801
0%
Synthetic MySQL
2636
2639
0%
Synthetic Read/Write
1884
1964
4%
Real World PHP
4173
4358
4%
Real World PHP & MySQL
2448
2534
4%
Server
1871
1902
2%
Group Score
98
100
2%

Более чем странно — но факт: наши тесты для веб-сервера практически не реагируют на быструю память. Одно из логичных предположений: используемые ими объёмы данных не превышают размер процессорного кэша.

Архиваторы

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
7-Zip
0:02:46
0:02:31
10%
WinRAR
0:01:29
0:01:23
7%
Ultimate ZIP
0:02:19
0:02:19
0%
Group Score
91
97
6%

Результат предсказуемый — мы уже давно знаем, что 7-Zip и WinRAR любят быструю память. Также предсказуема и раскладка по приложениям: у кого больше словарь — тот получает больший прирост. У Ultimate ZIP словарь, видимо, совсем маленький, меньше кэша.

Кодирование медиаданных

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
FLAC
0:01:13
0:01:13
0%
LAME
0:02:05
0:02:05
0%
Musepack
0:02:17
0:02:17
0%
Vorbis
0:04:45
0:04:45
0%
Canopus ProCoder
0:05:21
0:05:16
2%
DivX
0:01:24
0:01:21
4%
x264
0:02:48
0:02:44
2%
XviD
0:09:47
0:09:43
1%
Group Score
92
93
1%

Здесь, если приглядеться, можно заметить следующую закономерность: наиболее чувствительны к быстродействию подсистемы памяти оказались те видеокодеки, которые сами работают быстро (DivX, x264). Ну а аудиокодеки изменение частоты работы памяти просто проигнорировали.

Игры

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
Call of Duty 4
116
116
0%
Company of Heroes
54
55
2%
Call of Juarez
45
46
2%
Crysis
18,52
19,50
5%
S.T.A.L.K.E.R.
108
112
4%
Unreal Tournament 3
93
113
22%
World in Conflict
41
45
10%
Group Score
90
95
6%

Первая радость: наконец-таки мы увидели действительно существенный прирост! Правда, увы, всего у двух игр из семи: Unreal Tournament 3 и World in Conflict.

Любительская работа с фотографиями

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
ACDSee
0:12:12
0:12:08
1%
IrfanView
0:22:44
0:22:35
1%
Paint.NET
31663
31329
1%
xat.com Image Optimizer
0:41:28
0:40:54
1%
XnView
0:25:29
0:25:21
1%
Group Score
82
83
1%

Совсем холодно, причём с редкостным единодушием.

Заключение

  DDR2-533 DDR2-1066 Выигрыш
Professional score
87
90
3%
Home score
89
92
3%
Overall score
88
91
3%

Собственно, в большом заключительном слове нет никакого смысла, ибо для того, кто прочитал статью, выводы очевидны. Можно только напомнить некоторые факты:

  • Самый большой прирост по группам тестов: игры, архиваторы (6%).
  • Самый большой прирост по приложениям: Unreal Tournament 3 (22%), World in Conflict (10%), 7-Zip (10%).
  • Средний прирост — 3%.

Последний факт даже не стоит комментировать. Напомним, что частоты, на которых работала память, отличались в два раза. Два раза на одной чаше весов, и три процента на другой — тут можно и без комментариев обойтись…

Единственный комментарий (а точнее — напоминание об очевидных, в общем-то, вещах) состоит в том, что не стоит забывать о двухканальности контроллера памяти в Phenom. То есть о том, что в наилучшем случае даже на DDR2-533 мы получаем пропускную способность, эквивалентную одноканальной DDR2-1066. Видимо, при нынешней частоте работы ядра, такой ПСП Phenom'у вполне хватает…


Модули памяти для тестовых стендов предоставлены Corsair Memory



Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.