Адаптер сдвига JOLOS в применении для панорамной съемки и съемки с большим разрешением

(вариация на тему «О попытках максимально использовать возможности оптической системы» для предметной съемки)

Canon EOS 350D, JOLOS, объектив Вега 12Б

Объединение нескольких отдельных снимков в одно изображение — старый известный прием. С приходом цифровой технологии, особенно широких возможностей редактирования изображений на компьютере, эта техника стала достаточно простой для применения. Нет необходимости в сложной подгонке соседних кадров и монтаже с помощью лезвия и клея. Можно создавать как изображения с большим разрешением, так и с другим соотношением сторон (панорамы).

Существует много различных программ для «склейки» кадров. Одно из основных применений таких программ — создание панорам. Но с их помощью не сложно превратить недорогую 4-8 Мп камеру в аппарат с большим разрешением. Программы эти могут работать по-разному, но основные функции, на которые следует обращать внимание: компенсация геометрических искажений оптики, подгонка экспозиции и баланса белого соседних кадров, возможность назначать различные режимы объединения (по нескольким корреспондирующим точкам, по границе, растворение и замещение несовпадающих зон).

Главные трудности, с которыми приходится сталкиваться при съемке и склейке кадров, возникают по нескольким причинам. Первая — изменение экспозиционных условий на соседних кадрах. Чтобы избежать заметного сдвига «света» и «цвета» фотограф должен снимать оперативно, так чтобы условия освещения не изменились за время смены позиции съемки. Вторая — изменение линии горизонта соседних кадров. Это приводит к тому, что на конечном изображении горизонт превращается в кривую с множеством перегибов. Поэтому снимать нужно с хорошей штативной головкой и уровнем. Третья — геометрические искажения оптики. Ее следствие — невозможность сшивки по искаженным по-разному (из-за разных ракурсов съемки) корреспондирующим зонам. Даже исправив геометрию в графическом редакторе, мы получаем постоянно меняющуюся по кадру резкость (резкость объектива не постоянна по площади кадра) и немного разную резкость по глубине кадра (из-за смены ракурсов съемки при повороте камеры на штативе). Четвертая — виньетирование. Она приводит к тому, что на конечной панораме заметны модуляции яркости. Этот дефект так же может быть исправлен программно. Однако как бы точно мы не следовали всем правилам съемки и не пользовались графическим редактором для компенсации колебаний яркости, цвета, виньетирования, дисторсии, в конечное изображение включается в лучшем случае чуть больше половины площади исходных снимков. И иногда проще вырезать из меньшего кадра панораму и растянуть ее, чем сшивать несколько кадров и затем уменьшать конечное изображение, чтобы сделать его дефекты менее заметными.

Избежать трудностей при объединении снимков на компьютере можно, если в процессе съемки будут учтены особенности работы оптики. Нужно использовать очень хорошую оптику с минимальными геометрическими искажениями и виньетированием, «ровной» по резкости плоскостью изображения. Снимать лучше методом сканирования, а не поворота камеры. При съемке удаленных объектов проблемы оптики не так принципиальны, как при съемке близких.

Есть и другое решение — использовать оптику с большим полем кадра, например от камер большего формата. В этом случае камера будет «сканировать» ровное поле большого кадра в плоскости изображения. Сама собой решается проблема искаженных границ соседних кадров и изменения направления съемки. Метод этот не нов, он реализован в объективах со сдвигом.

У современных APS формата камер поле кадра — приблизительно 18×24 мм. Если взять объектив от среднеформатной камеры, то составной кадр из 4-6 APS кадров с учетом небольшого перекрывания соседних кадров будет хорошо вписан в поле 60×60 мм. При этом так как «сканировать» с помощью камеры мы будем единое поле кадра объектива, проблем со сшивкой быть не должно — искажения совпадающих зон сшивки будут одинаковыми.

JOLOS

Для камер с узлом крепления объектива М42 и Canon компанией «JOLOS» выпускаются адаптеры с возможностью сдвига и поворота (не наклона) под среднеформатную оптику «Б/В». Поворот не ограничен, а сдвиг ограничен — 40 мм, что позволяет сшивать почти по три горизонтальных и три вертикальных кадра. Но и у оптики под средний формат есть искажения, поэтому лучше ограничиться двумя кадрами по горизонтали и двумя по вертикали (на самом деле и механически сдвиг ограничен приблизительно 15 мм в каждую сторону, хотя на адаптере и есть риски по 20 мм). Расположив камеру в одном углу поля объектива, можно получить снимок его четверти. Так как возможен еще поворот объектива вокруг оптической оси, то за 4 поворота адаптера камера просканирует поле приблизительно 40×30 мм (с учетом зон сшивки).

Вега 12Б и JOLOS

Конструкция была испытана при съемке натюрморта. Так как система неавтофокусная, то съемку следует производить с окулярным увеличителем — магнифером.

Исходные снимки

Исходные 4 снимка, позволяют получить 20 Мп изображение.

Конечный снимок

Снимок после обработки, уменьшен до 4000×2618 и сжат JPEG, файл JPEG 0,9 МБ

Сшить 4 кадра при съемке «маленьким» штатным объективом, да к тому же, если используется не техника сканирования, а техника поворотов камеры на штативе, было бы довольно сложно. А с использованием адаптера сдвига JOLOS процесс сшивки на компьютере не потребовал больших затрат времени. Фактически нужно было только немного сдвинуть и повернуть соседние кадры. На снимке при внимательном разглядывании можно обнаружить места сшивки, но эти дефекты были оставлены намеренно, чтобы продемонстрировать эффективность самого процесса съемки.

Полезные ссылки:

Панорамы и программы для их создания
Печать панорам
Печать панорам длиной более 112 см на принтере EPSON STYLUS PHOTO





5 октября 2005 Г.

JOLOS

JOLOS

( « » )

Canon EOS 350D, JOLOS,   12

— . , , . . , ().

«» . — . 4-8 . -, , : , , ( , , ).

, , . — . «» «» , . — . , . . — . — - (- ) . , ( ) (- ). — . , . . , , , , . , , .

, . , «» . , . , .

— , . «» . . , .

APS — 18×24 . , 4-6 APS 60×60 . «» , — .

JOLOS

42 Canon «JOLOS» ( ) «/». , — 40 , . , ( 15 , 20 ). , . , 4 40×30 ( ).

 12  JOLOS

. , — .


4 , 20 .


, 4000×2618 JPEG, JPEG 0,9

4 «» , , , , . JOLOS . . , , .

:



112 EPSON STYLUS PHOTO