Pioneer VSX C501:

AV-ресивер в slim-корпусе с полноценной поддержкой 6.1 и коммутатором Scart (RGB)




Дизайн ресивера явно не является откровением (вполне типичный пайонировский облик, характерный для аппаратов компании последних лет выпуска), хотя и скучным не является уж точно, поскольку индивидуальность внешности 501-го придаёт ряд красных светодиодов, отображающих включение тех или иных режимов. Под светодиодами имеется традиционный дисплей, не поражающий, правда, информативностью: отображается лишь самая необходимая информация.
В правой части передней панели расположены регуляторы громкости и поворотный селектор входов. Слева имеется откидная дверца, за которой можно найти AV-входы (стерефонический аудиовход и композитный видеовход) и выход на наушники, объединённый со входом для калибровочного микрофона.

Технические характеристики

Pioneer VSX-C501
Аудио часть

Усилитель (на базе 2 трёхканальных усилительных микросхем Sanyo STK402-270)

DIN: 6 х 75 Вт (8 Ом, 1 кГц, КГИ 1 %),
DIN (реальная мощность): 6 x 40 Вт (20 Гц — 20 кГц, КГИ 0,4%)
КГИ
0,4%
Декодеры (на базе чипа Motorola DSP-D56367) Dolby Digital; Dolby Digital EX; DTS; DTS 96/24; DTS-ES; DTS Neo:6; Dolby Pro Logic II
Входы
Аналоговые

1 стереовход, 1 композитный видеовход, 1 вход для микрофона, 5.1 вход для внешнего декодера (фронтальные каналы через Scart), 4 Scart с RGB

Цифровые
2 оптических, 1 коаксиальный электрический
Выходы
Аналоговые

Выход на наушники, выход предварительного усилителя для сабвуфера, 2 Scart

Цифровые
нет
Выходы усилителя
2 на фронтальные, 2 на тыловые, 1 на фронтальный центр, 1 на тыловой центр
6 пар терминалов—прищепок
ЦАП и АЦП
Многоканальный 24бит/96кГц кодек AKM AK4529VQ
Радиоприёмник
FM/AM диапазоны
30 станций в памяти, RDS
Соотношение сигнал/шум в диапазоне FM (stereo / mono)
72 дБ и 76 дБ соответственно
Общие
Комплектация Пульт ДУ с батарейками, инструкция на нескольких языках, включая русскоязычную, FM-антенна, AM-антенна, сигнальный кабель, сетевой кабель, калибровочный микрофон
Потребляемая мощность

190 Вт в рабочем состоянии / 0,4 Вт в Standby

Габариты (Ш×В×Г)
420×70×383 мм
Вес
6,8 кг
Рекомендованная цена
$ 450


Коммутация

Слева виден вентилятор охлаждения радиатора усилительных микросхем. Чуть правее — ряд терминалов для АС, выполненных в виде клемм-прищепок. Это значит, что подключать можно только оголённые концы кабеля относительно небольшого сечения (до 2 мм²), коего, впрочем, вполне хватит, учитывая невысокую мощность аппарата.

Изюминкой VSX-С501 является наличие коммутатора Scart (RGB), что актуально для европейцев и россиян. По одному кабелю (Scart-scart) передаётся картинка (композит, S-Video или RGB) и стереозвук. Жаль только, что 5.1 вход конструкторы реализовали не совсем удобным образом: сигналы центрального канала и тылов подаются на привычные RCA, а вот звук для фронтов надо пускать через Scart. А значит придётся придумывать (покупать или изготавливать) переходник 2 RCA > Scart. Конечно, это не так сложно, но всё равно было бы куда проще сделать полноценный 5.1 вход на 6 RCA.


Внутренности

Компоновка элементов конструкции плоского корпуса аппарата очень плотная, поэтому разметить полноценный радиатор охлаждения для усилительных микросхем не удалось: его пришлось свернуть в трубу, которая расположена в правой части корпуса (прикрыта печатной платой), а на конце трубы поставить кулер принудительного охлаждения, который включается лишь на высоких громкостях, так что его слышно не будет. Правда, включается кулер и при сильном нагреве микросхем, так что в летнюю жару возможны включения вентилятора даже на средней громкости. Благо, кулер совсем не громкий.

Усилитель мощности построен на двух трёхканальных усилительных микросхемах Sanyo STK402-270, паспортная мощность каждой из которых составляет 3×40 Вт (20 Гц — 20 кГц, КГИ 0,4%), либо 3 х 60 Вт в совершенно никому не нужных условиях (1 кГц, КГИ 1%). Так что реальной мощностью можно считать именно цифру 3×40 Вт. А поскольку микросхемы две, то таким образом и обеспечивается усиление шести каналов.

Декодирование многоканального звука, а также моделирование простраственных эффектов возложено на 24-битный DSP (Digital Signal Processor) Motorola DSP-D56367 (150 миллионов транзисторов, 100 MIPS).

Цифро-аналоговым преобразованием, а также оцифровкой поступающего аналогового стереосигнала занимается 24бит/96кГц кодек (8-канальный ЦАП, 2-канальный АЦП) AKM AK4529VQ — вполне типичное решение для данной ценовой категории ресиверов, обеспечивающее качество звучания, сравнимое со звуком стационарных CD-плееров начального уровня ($150-180), что уже неплохо.

Возможности

В первую очередь хочется отметить очень удобную и полезную возможность ресивера — автокалибровку каналов, названную MCACC (Multi-Channel Acoustic Calibration System). Суть разработки сводится к тому, что система сама настраивает громкость каналов и задержки для конкретной комнаты с учётом расположения слушателей.

В комплекте с ресивером даётся конденсаторный микрофон с длинным кабелем.

Всё, что требуется от пользователя — положить микрофон на место прослушивания, обеспечить полную тишину в комнате и запустить нажатием одной кнопки начало калибрации. Ресивер сам воспроизведёт различные калибровочные звуки на всех каналах, корректируя параметры каждого канала, согласно результатам, полученным от микрофона. В итоге пользователь, вообще не заботясь о тонкостях настройки уровней громкости каналов и задержки, получает полноценно отстроенный для конкретного помещения домашний театр. Чертовски удобно. Правда, если вы не доверяете электронике, то можете подстроить всё вручную: уровень каналов, количество АС, задержки, режимы звучания и т. д.

В остальном же ресивер предоставляет вполне традиционный набор возможностей: уменьшение яркости дисплея, sleep-таймер, RDS-радиоприёмник с FM/AM диапазонами. И хоть как угодно переназначать цифровые входы возможности нет, каждый вход ассоциирован с одним из двух входов, так что проблем с подключением по цифре возникнуть не должно ни у кого.


Режимы звучания

Традиционно присутствуют «профильные» режимы, применяемые при наличии соответствующей звуковой дорожки. Для не самого дорого AV-ресивера, к тому же slim-style, видеть такое разнообразие несколько непривычно.

Dolby Digital
Dolby Digital Surround EX
DTS
DTS ES Matrix 6.1
DTS ES Discrette 6.1
DTS Neo:6
DTS 96/24
Dolby Pro Logic II

Помимо «профильных», есть и режимы пространственного звука, позволяющие имитировать ту или иную акустическую атмосферу, либо разложить двухканальный звук на 7 каналов.

Dialogue Enhancement,
Advanced MUSIC,
Advanced MOVIE,
Expanded Theater,
Virtual surround back,
Virtual Surround,
Sports Mode,
Phones Surround,
GAME Mode,
TV Surround Mode,
6-Channel Stereo.

Также присутствует темброблок, реализованный здесь в виде пресетов: midnight, quiet, bright, s.bass (super bass) и off (выключено).


Пульт дистанционного управления

Массивный внешне, но довольно лёгкий пульт с углублениями для пальцев. Лежит в руке удобно, кнопки нажимаются с приятным усилием, что создаёт достаточный комфорт при использовании. Огорчает отсутствие подсветки или хотя бы остаточного свечения.
Что касается функционального оснащения, то в данном случае пульт лишь программируемый — функции обучения нет. Тем не менее, для данного класса аппаратуры серьёзным минусом это считать мы не можем, ведь на базе такого ресивера слишком навороченную систему строить едва ли кто будет, а уж управлять DVD-плеером, ТВ, спутниковым тюнером и прочими компонентами известных производителей этот пульт может вполне — в памяти содержится немало кодов, включая и коды для телевизоров Loewe.


Звучание

Прослушивание аппарата через встроенный ЦАП оставило множество разных эмоций. Пожалуй, аппарат обладает весьма ярко выраженной индивидуальностью в звуке. Так, например, из явных особенностей тонального баланса можно назвать чуть сдержанные средневысокие в паре с достаточно акцентированными высокими в районе 10 кГц, что придаёт любому воспроизводимому материалу дополнительную яркость, иногда даже с оттенком агрессии. Связка из среднего по классу ЦАПа с усилителем на микросхемах влияет на звук ресивера таким образом, что практически любой музыкальный материал, будь то классика или популярная музыка, подаётся несколько грубовато. Прорисовка глубины пространства находится на среднем уровне, если, конечно, в композиции акустика помещения не прописана явным образом (скажем, во многих джазовых записях объём помещения слышен явно), а вот на записях большого симфонического оркестра или в тех случаях, когда от аппарата требуется передать нюансы реверберации — с этим сложнее. Также на «4-» можно оценить и проработку обертонов сложных тембров. Однако, при всём при этом, VSX-C501 обладает несколькими положительными качествами, позволяющими не принимать так близко к сердцу вышеназванные отрицательные особенности звучания: во-первых, это хорошая детальность звука; во-вторых — очень недурственная динамика (для данной класса аппаратуры) и, наконец, чёткая атака. Но главное, самое главное, что, несмотря на весьма своеобразное звучание, аппарат точно передаёт настроение композиции, её ауру, что ли. Узнаваемость стиля исполнителя очень хорошая. Пожалуй, даже можно закрыть глаза на уменьшенное пространство звуковой сцены и акцент на верхах, ведь если хочется притоптывать ногой в такт — это очень хорошо, поскольку не так часто встречается на ресиверах такого класса.
В театре аппарат вёл себя вполне уверенно — хорошая атака и несколько агрессивная манера подачи звука придали звучанию определённый характер, весьма уместный при просмотре большинства современных фильмов, особенно экшн. Да, мощностью аппарат похвастаться не может, однако, во-первых, это же слим, а значит и 40 полноценные ватт на канал — это совсем неплохо. Во-вторых — при наличии АС со средней или высокой чувствительностью (88-91 дБ), 501-й ресивер сможет без труда озвучить помещение площадью до 20-25 м². То, что ресивер изначально ориентирован на театр — было ясно сразу, однако и меломану не будет противно слушать на нём музыку даже через встроенный ЦАП, если, конечно, сам характер звука аппарата придётся по душе, а уж драйв и правильную передачу эмоций (очень важные составляющие восприятия) этот ресивер вам обеспечит на очень хорошем для данного класса аппаратуры уровне.

P.S. Кстати, автокалибровку хочется похвалить: в театре не захотелось ничего подстраивать после её работы (на полную настройку системы ушло всего лишь около 2 минут в авторежиме!).


Заключение

Плоские (slim) корпуса всегда привлекают внимание покупателей своими размерами и элегантной внешностью. Другое дело, что подобные аппараты представляют собой компромиссные решения, поскольку разместить в тесном корпусе достаточно мощный блок питания и усилительную часть, а потом ещё и эффективно отвести выделяемое или тепло, — задача не из лёгких. Именно поэтому слим-ресиверы, как правило, обладают урезанным набором возможностей, очень скромными коммутационными возможностями и невысокой выходной мощностью, позволяющей строить театр на базе такого ресивера в помещениях площадью не более 15-20 м². Справедливы эти утверждения для VSX-C501, но лишь отчасти. Ресивер этот оказался в некотором роде «белой вороной» среди прочих slim-аппаратов. А всё потому, что этот Pioneer обладает рядом крайне интересных особенностей, таких как полноценная поддержка 6.1 (для слим-ресивера это пока редкость) и наличие удобной автокалибровки с помощью микрофона. А уж коммутация по Scart (RGB) — вообще мечта многих. Правда, сколько эта коммутация предоставляет удобств, столько же имеет и минусов, вроде отсутствия традиционных RCA входов, кроме как на передней панели или непривычного 5.1 входа, который частично реализован через Скарт. Но если к 501-му ресиверу вы будете подключать лишь DVD-плеер, видеомагнитофон и спутниковый ресивер, то рассмотренные выше минусы едва ли будут вас беспокоить. Так что по совокупности качеств VSX-C501 стоит на голову выше многих слим-ресиверов аналогичной ценовой категории — аппарат получился очень интересным с точки зрения возможностей и очень недурным по звуку (для слим-класса, конечно).



Плюсы

  • полноценная поддержка 6.1;
  • очень удобная автокалибровка звука с помощью микрофона;
  • коммутация по Scart;
  • slim-дизайн;
  • уверенное, динамичное звучание с очень точной передачей настроения композиции;
  • неплохое функциональное оснащение;
  • справедливая цена;

Минусы

  • пульт нельзя обучать, не подсветки кнопок;
  • привычные аудио- и видеовходы RCA есть лишь на передней панели;
  • несколько грубоватая манера подачи звука на деликатном материале;
  • 5.1 вход предполагает подключение фронтальных каналов только через Scart, что доставит определённые неудобства в связи с покупкой определённого переходника или кабеля.


Благодарим российское представительство Pioneer-Europe
за предоставленный на тестирование ресивер Pioneer VSX-C501





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.