Смартфон Samsung Galaxy Note7

Часть 2: тестируем фотокамеру


Как вы понимаете, статьи не создаются за один день. Полноценный обзор, предполагающий первичное знакомство с устройством или технологией, продумывание методики тестирования, проведение тестов, оформление текстовой части, описание личных впечатлений и многое другое, может готовиться неделю или даже месяц. Мы начали работать над второй частью обзора флагманского смартфона Samsung Galaxy Note7, фокусирующейся на возможностях его фотокамеры, еще до публикации первой части, во времена, когда о возможных проблемах с аккумулятором Note7 доходили лишь отдельные робкие слухи. На момент публикации второй части смартфон официально отозван, и похоже, что его производство и продажи полностью прекращены, то есть актуальность статьи вроде бы нулевая. Однако нам кажется, что рассмотрение возможностей камеры в топовом современном смартфоне Samsung представляет самостоятельный интерес, поскольку они наверняка будут применяться в будущих решениях этой компании и ее конкурентов, а детальные исследования камер смартфонов мы делаем нечасто.

Содержание

Это вторая часть обзора, дополнение к статье «Смартфон Samsung Galaxy Note7, часть 1: знакомимся с ключевыми новшествами». В этой части нам предстоит провести тесты, чтобы сделать выводы о том, насколько хороша (или плоха) фотокамера Galaxy Note7 и насколько хорошо (или плохо) она снимает видео. В качестве бонуса добавлен мини-обзор очень занятного устройства — управляемого штатива Cullmann SmartPano 360, который приехал к нам на тест вместе с главным героем, смартфоном Samsung.

Смартфон Samsung Galaxy Note7 на штативе Cullmann SmartPano 360CP

Основная камера
(на задней панели)
Dual Pixel 12,0 Мп (F1,7), фокусное расстояние 4 мм (эквивалентное фокусное расстояние — 26 мм, кроп-фактор 6,5)
Фронтальная камераCMOS 5,0 Мп (F1,7)
Автофокусгибридный, Dual Pixel
Максимальное разрешение4032×3024
Видеосъемка, максимальное разрешениеUHD 4K (3840×2160) 60 fps
Формат кадра4:3/16:9/1:1
Формат файловJPG, RAW (DNG) + JPG
Режимы съемкиавтоматический, профессиональный
Диапазон ISOISO 50—800
Серийная съемкаесть, возможна только в JPG
Встроенная вспышкасветодиодная, ведущее число — Н/Д
Таймер2/5/10 секунд, режим съемки трех кадров по таймеру

Поскольку камера Samsung Galaxy Note7 — продвинутая, и у нее есть режим «Про», мы поначалу думали провести полноценный ее тест, как для «больших» фотокамер. Но по ходу тестирования отказались от этой затеи, как в свое время отказались от полноценных тестов компактных фотокамер. Они сильно отличаются от «больших» — в частности, тест автофокуса практически невозможен, поскольку с маленькой матрицей получить небольшую ГРИП весьма сложно. Не будем сильно вдаваться в детали, просто скажем, что в основном мы придерживались уже устоявшейся методики (см. «Методика тестирования камер смартфонов», но немного ее дополнили. Samsung Galaxy Note7 предоставил нам возможность оценить эффективность оптического стабилизатора камеры смартфона. Такого в нашей лаборатории раньше не было.

Управление, функции

Разумеется, бо́льшая часть функций фотокамеры доступна при работе с сенсорным экраном. При выборе точных значений порой может пригодиться стилус — например, при установке выдержки 1/6 секунды в режиме Pro. Установить такую выдержку пальцем тоже можно, но придется сделать две-три итерации, лавируя между 1/4 и 1/8 секунды. Также могут быть полезны кнопки смартфона, а в некоторых случаях — даже необходимы. Например, кнопка увеличения громкости включает режим серийной съемки.

Смартфон Samsung Galaxy Note7, управление съемкой с помощью стилуса.

В автоматическом режиме мы можем: переключать основную и фронтальную камеры; включать/выключать режим HDR; управлять вспышкой; производить общие настройки. Еще мы можем перейти на экран справа и быстро выбрать накладываемый эффект — «Ретро», «Монохром», «Ностальгия» и др. Экран слева позволяет переключиться из режима «Авто» в восемь других режимов. Среди них можно отдельно отметить: «Про», «Виртуальную съемку» и «Гиперлапс».

Это первый экран настроек камеры. Особых комментариев не требует — все написано русским по белому. По умолчанию камера снимает в формате 4:3, максимальное разрешение — 12 Мп. Кроме того, можно выбрать форматы 16:9 и 1:1 — разумеется, с понижением разрешения. Установки при выборе формата видео также понятны. Samsung честно предупреждает, что при съемке видео 4K или Full HD с 60 fps нам будут недоступны HDR и наложение эффектов, а автофокус будет зафиксирован по первому кадру.

Формат съемки фронтальной камеры также можно изменить. Это возможные параметры видеосъемки фронтальной камерой. В настройках можно включить довольно интересный режим «Снимок движения» — короткий видеоклип перед каждой фотографией.

В дополнительных настройках камеры можно изменить сетку кадра, включить просмотр фотографий после съемки и даже голосовое управление камерой. Так можно установить параметры съемки в режиме «Про». Верхняя строка позволяет выбрать тип экспозамера и тип автофокуса. Вручную выдержка меняется в пределах 1 — 1/24000 секунды.

Это возможные профили снимаемого изображения. Баланс белого допускает установку цветовой температуры в градусах Кельвина. Автофокус можно принудительно перевести в режим «Макро».

Следящий автофокус может отобразить 81 точку фокусировки. В некоторых режимах съемки очень удачно включается текстовая подсказка. Подсказка может быть и графической. Вот так снимается 360-градусный обзор какого-либо предмета.

Кроме того, можно отметить следующие моменты:

  • Даже в автоматической съемке можно подстроить оттенки изображения (подстроить баланс белого), это очень полезно для портретной съемки.
  • Если включена съемка RAW + JPG, файлы RAW будут сохраняться только в режиме «Про» и только в покадровой съемке. В режимах «Авто» и «Серийная съемка» RAW не сохраняется. Формат RAW — открытый, DNG.
  • Стабилизацию видео можно отключить — для экономии энергии.
  • Экспокоррекция задается в пределах ±2EV.

Как видите, различных функций и видов съемки у камеры Samsung Galaxy Note7 довольно много. Они напоминают настройки компактов, но, собственно, камера смартфона и есть компакт. Причем функций и настроек не просто много — они образуют вполне доступный и хорошо сформированный пакет. Это пакет рабочих инструментов фотографа-любителя, в который входят и традиционная съемка, и такая экзотика, как гиперлапс или 360-градусная обзорная съемка (создание виртуального образа какого-либо предмета). Что касается профессиональной съемки, то всерьез о ней говорить, конечно, не приходится. Хотя в умелых руках даже смартфон снимает профессионально — в галерее собраны фотографии Натальи Пушкаревой, сделанные камерой Samsung Galaxy Note7.


Параметры объектива и матрицы

Обе камеры Samsung Galaxy Note7 (основная и фронтальная) оснащены «фиксовыми» объективами с очень высокой светосилой — f/1,7. Здесь сказываются относительно большой диаметр объектива и очень небольшое фокусное расстояние — всего 4 мм (светосила объектива прямо пропорциональна квадрату диаметра отверстия, пропускающего свет, и обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния). То есть по светосиле камеры Note7 обгоняют компактные фотокамеры, которые могут выставить, к примеру, максимально широкую диафрагму f/4,5 — это типичный случай для компактов стоимостью порядка 15-20 тысяч рублей. Довольно ощутимое преимущество.


Смартфон Samsung Galaxy Note7, объектив основной камеры.

Размер объектива основной камеры заметно больше, чем размер фронтального объектива. Скорее всего, это связано с тем, что объектив основной камеры имеет оптический стабилизатор.

Что касается размера матрицы, то он не приводится в официальных характеристиках, но мы его легко сможем определить по данным Exif. Фокусное расстояние 4 мм пересчитывается в эквивалентное фокусное расстояние 26 мм, то есть мы получаем кроп-фактор порядка 6,5. Значит, размер сенсора Note7 чуть больше, чем, например, у iPhone 5S (кроп-фактор 7), но намного меньше, чем у совсем мелкой матрицы 1/2,33 дюйма с кроп-фактором 5,6 в компактах. Таким образом, 12-мегапиксельная матрица Samsung Galaxy Note7 просто обязана сильно шуметь по всем законам физики. И хотя Samsung постарался защититься от шума на аппаратном (технология Isocell, позволяющая изолировать фотодиоды каждого пикселя для уменьшения перекрестных помех) и программном уровне (очень неплохой шумодав), шумы, без сомнения, мы увидим даже на сравнительно низких значениях ISO.


Качество изображения

Давайте посмотрим, как основная камера Galaxy Note7 справилась с нашим стандартным тестом (по методике тестирования камер смартфонов). Я позволил себе немного отступить от методики — дать график разрешения не в относительных единицах, а в различимых мегапикселях, как мы это делаем при тесте «больших» камер. На график мы полюбуемся потом, а сейчас посмотрим, как выглядят снимки тестового стенда на Galaxy Note7 при нормальном (3200 люкс), пониженном (1400 люкс) и низком (130 люкс) освещении и что произошло, когда мы включили вспышку. Съемка велась в автоматическом режиме, так что баланс белого немного «гулял».


3200 люкс
ISO 50
1/228 с
f/1,7
1400 люкс
ISO 80
1/100 с
f/1,7
130 люкс
ISO 250
1/25 с
f/1,7
130 люкс
вспышка
ISO 64
1/50 с
f/1,7
0 люкс
вспышка
ISO 64
1/50 с
f/1,7

Итак, мы видим, что:

  • Во всех случаях разрешение остается довольно высоким — это показывает нам фрагмент с радиальной мирой. На графике ниже мы покажем точное разрешение.
  • Высокое разрешение и неплохое качество закономерны, поскольку автоматика камеры использует высокую светосилу — так, что даже при низком освещении чувствительность не выходит за пределы ISO 250. И хотя на этой чувствительности мы видим активную работу шумодава, качество остается вполне приемлемым по меркам продвинутых компактов, а по меркам смартфонов — так просто замечательным.
  • Здесь мы также хорошо видим, что при очень низком освещении 130 люкс камера не только выставила умеренную чувствительность, но и сохранила относительно короткую выдержку — 1/25 секунды. Таким образом, удалось избежать слишком длинной выдержки, при которой мы рискуем получить смазанный кадр.

Смартфон Samsung Galaxy Note7, зависимость разерешения от условий освещения (съемка в автоматическом режиме).

Что касается разрешения, то оно, как мы видим на графике, не опускается ниже 9 мегапикселей, а в среднем находится на уровне 9,84 различимых мегапикселя. То есть 82 процента пикселей матрицы остаются различимыми — это прекрасный показатель.


Смартфон Samsung Galaxy Note7, оценка эффективности оптического стабилизатора.

Следующий график показывает нам эффективность оптического стабилизатора основной фотокамеры Galaxy Note7. Методика оценки эффективности стабилизатора у нас неплохо обкатана для обычных фотокамер, где мы можем менять выдержку с шагом 1/3 EV, а эквивалентное фокусное расстояние устанавливать на 50 мм. С фотокамерой Galaxy Note7 мы не смогли сделать ни того, ни другого, поэтому вывод сформулируем осторожно: эффективность оптического стабилизатора находится в пределах от 3 до 3,5 ступеней EV. И хотя мы дали широкий разброс (чтобы не ошибиться), в любом случае это очень неплохой показатель. И если по светосиле фотокамера Galaxy Note7 имеет запас в четыре «стопа» (по сравнению с большей частью компактных камер стоимостью 10-20 тысяч рублей), то оптический стабилизатор способен подарить нам еще 3 стопа (при съемке малодинамичных сюжетов).


Видео

Видеосъемку мы произвели в довольно тяжелых для камеры условиях: дневные сумерки, вечернее городское освещение. В первую очередь нас интересовали шумы или следы «фотошопа», а также работа автофокуса. Насколько мы можем судить после съемки нескольких сюжетов, автофокус камеры работает уверенно и быстро. Разумеется, в сложных сценах ему приходится помогать — на сенсорном экране указывать объект кадра, который следящий автофокус продолжает вести. Подобные поправки необходимы даже очень продвинутым камерам, если фокусировка ведется не вручную.



И в итоге мы получили съемку, которую могли бы получить от продвинутой компактной фотокамеры с сенсором 1/1,7 дюйма. Эта аналогия еще появится в итогах тестирования. А единственный момент, который не вписался в эту аналогию — появление в кадре «светлячков» (небольших светящихся пятен). На хорошем свету, разумеется, никаких «светлячков» мы не увидим, мы получим очень хорошее качество видео на уровне продвинутого компакта.


Выводы

Теперь можно суммировать частные выводы, которые мы уже сделали по ходу теста.

Если не забывать, что мы тестировали камеру смартфона, пусть и очень дорогого, придраться к фотокамере довольно сложно — по меркам смартфонов она обладает выдающимися показателями. В частности, очень порадовало, что:

  • Алгоритмы съемки «автомат» весьма разумны, они на полную катушку используют светосильный объектив и даже в условиях очень низкой освещенности 130 люкс добиваются довольно высокого качества съемки. При этом чувствительность не поднимается выше ISO 250, а выдержка остается достаточно короткой, чтобы не появилась смазанные кадры.
  • В малодинамичных сценах нам может пригодиться оптический стабилизатор, эффективность которого превышает 3 ступени EV.
  • Светодиодная вспышка, как правило, работает очень деликатно, не оставляя в кадре глубоких теней и выбеленных лиц.
  • Разрешение фотосъемки даже при низкой освещенности остается высоким — порядка 10 различимых мегапикселей. Это обеспечивает довольно высокую детализацию. А то, что Samsung не стал задирать разрешение матрицы до 20 мегапикселей — это скорее плюс, чем минус.
  • На уровне ISO 200 шумодав камеры очень неплохо справляется со своей задачей. Конечно, он «фотошопит» снимки, но следы «фотошопа» можно увидеть лишь при сильном увеличении.
  • В условиях нормального освещения автоматический баланс белого работает довольно точно. В условиях низкого освещения он может заметно отклоняться от серой шкалы, но этим недостатком страдают многие фотокамеры.
  • Функциональность камеры замечательно сбалансирована. Среди съемочных режимов встречаются нетрадиционные, но при этом весьма полезные (360-градусная обзорная съемка и даже гиперлапс).
  • Автофокус камеры работает быстро и практически без ошибок. В сложных сюжетах его можно очень быстро скорректировать с помощью сенсорного экрана.
  • Серийная съемка при нормальном освещении идет со скоростью примерно 4 кадра в секунду.

К многочисленным плюсам можно добавить заметные (но совсем не фатальные) минусы:

  • В режиме «Про» у нас появляется возможность увеличить чувствительность до ISO 400 и даже до ISO 800, но лучше этого не делать. Небольшой сенсор камеры на высокой чувствительности выдает настолько сильный шум, что никакая фильтрация не способна его подавить. Мы могли бы включить в статью тестовые снимки, сделанные на высокой чувствительности, но не стали этого делать, чтобы не испортить впечатления от работы Galaxy Note7. Если камера даже при освещении 130 люкс не поднимает в автоматическом режиме чувствительность выше ISO 250, значит, более высокая чувствительность ей не нужна.
  • Вообще съемка в режиме «Про» немного разочаровала. Складывается впечатление, что при отключении автомата Galaxy Note7 начинает работать чуть хуже. К такому выводу мы пришли, рассматривая лабораторные снимки, где видна каждая деталь. Однако автор галереи фотографий, Наталья Пушкарева, в съемке «Про» ничего криминального не заметила — значит, о сильном падении качества можно не говорить.
  • В режиме съемки видео при низком освещении в кадре появляются «светлячки» — довольно странные артефакты.

А общий вывод такой: фотокамера Samsung Galaxy Note7 снимает на уровне продвинутого компакта (с матрицей 1/1,7 дюйма, стоимостью порядка 15-20 тысяч рублей). Светосильный объектив и фирменные технологии (Isocell, очень умный шумодав) позволили производителю компенсировать небольшой размер матрицы.


Галерея

В галерее мы собрали фотографии, сделанные замечательным фотографом Натальей Пушкаревой. Наталья не устраивала эксперименты со съемкой «на скорость» и почти не снимала в условиях очень слабого освещения — в сложных условиях можно «опустить» качество съемки любой камеры, даже полнокадровой зеркалки. Наталья показала нам, на что способна камера Samsung Galaxy Note7: этой «смарт-мыльницей» можно делать профессиональные кадры. Снимки галереи обработаны, это не «сырая» съемка. Но, повторю, галерея показывает потенциал Samsung Galaxy Note7.



Первый кадр мы вынесли отдельно: это панорамная съемка, выполненная в режиме «Панорама», без дополнительной сшивки и коррекции.


Галерея, фотографии Натальи Пушкаревой

Еще несколько слов о фотокамере Samsung Galaxy Note7 от фотографа Натальи Пушкаревой:

Вообще, я фанат продукции Apple и сначала думала, что c «андроидным» Galaxy Note7 мне будет сложно работать. Но на практике оказалось, что мои опасения напрасны — камерой смартфона Samsung снимать не сложнее, чем камерой iPhone.

Первое, что впечатляет — это размер экрана, в который, по ощущениям, влезает абсолютно все. Понятно, что угол объектива довольно широкий (фокусное расстояние 26 мм в 35-миллиметровом эквиваленте) — заметно шире, чем у iPhone 6 (29 мм). Но также сказывается форма экрана, скошенные углы создают визуальное ощущение, что картинка на экране очень «широкоугольная».

Второе впечатление — это цветопередача и гиперреалистичная картинка. Интуитивно понятный интерфейс, за 2 минуты я разобралась, как пользоваться камерой и ее настройками. Очень понравилось, что камеру можно включить по двойному нажатию главной кнопки — это очень удобно в ситуации, когда надо быстро «поймать момент». Когда я готовила кадры для галереи, я протестировала телефон во всех режимах: «Авто», «Про», «Панорама», «Выборочный фокус», «Еда», а также проверила, как накладываются основные фильтры — «Портрет», «Натюрморт», «Пейзаж», «Городская съемка».

Из того, что еще понравилось: впечатлила возможность снимать макро на близком расстоянии с высокой четкостью. Стоит отметить встроенный редактор, с помощью которого за 5 минут можно отредактировать фотографии, обрезать, поправить яркость-контрастность, цветовую температуру, тон кожи и даже форму лица и тела. Одним словом — мини-Photoshop в телефоне.

К сожалению, компьютерный монитор (по крайней мере, мой монитор) не может передать ту цветопередачу, которая отражается на экране телефона. Даже если выкрутить «до неприличия» яркость, насыщенность цвета, контраст, не получишь картинки, как на экране Samsung Galaxy Note7. Теперь остается понять: плюс это или минус? :)


Управляемый штатив Cullmann SmartPano 360


    • Тип головки — управляемая
    • Максимальная высота — 6,3 см
    • Минимальная высота — 6,1 см
    • Максимальная нагрузка — 0,5 кг
    • Вес — 90 г
    • Разъем для зарядки — Micro-USB
    • Ориентировочная цена — 4600 
    • Тип штатива — трипод настольный
    • Высота съемки — от 10 см
    • Максимальная нагрузка — 4 кг
    • Длина (в сложенном состоянии) — 16 см
    • Вес — 180 г
    • Ориентировочная цена — 650 

Иногда в сопровождении фототехники на тест приходят аксессуары. И, как правило, фирме, которая дает технику, нам приходится вежливо говорить: «Дорогие коллеги, аксессуар замечательный, но на отдельный обзор не тянет, мы можем его упомянуть, но не более того».

Для штатива Cullmann SmartPano 360 мы сделали исключение. На отдельный обзор он тоже не тянет, но часть общего обзора ему вполне можно отвести, он не менее интересен, чем, допустим, объектив, который сопровождает камеру.


У себя на родине, в Германии, головка Cullmann SmartPano 360 и штатив Cullmann Magnesit Copte продаются в одном наборе и называются Cullmann SmartPano 360CP.

К нам на тест штатив Cullmann Magnesit Copte и головка Cullmann SmartPano прибыли в отдельных упаковках. Если верить Яндекс.Маркету, немецкий набор в России не продается.

В любом случае вместе с Cullmann SmartPano 360 продаются две насадки: зажим для смартфона/планшета и крепление для камеры в подводном боксе.
Небольшой штатив Cullmann Magnesit Copte выдерживает нагрузку до 4 килограммов. Так что на него можно посадить зеркалку с неслабым объективом.
Но если мы используем штатив и головку Cullmann SmartPano 360 вместе, грузоподъемность уменьшается до 500 граммов.
Разумеется Cullmann Magnesit Copte можно использовать с любой «головой», которую можно посадить на резьбу 1/4 дюйма.
Одно из замечательных свойств головки Cullmann SmartPano 360 — она сама по себе штатив, хотя и не очень высокий.
Основные функции Cullmann SmartPano 360 определяет беспроводной ИК-пульт:
  • Верхний ряд — увеличение и уменьшение скорости.
  • Чуть ниже — кнопка переключения секторного и кругового обзора.
  • В следующем ряду значок «направо» включает поворот против часовой стрелки, значок «налево» — по часовой.
  • Кнопка с изображением фотокамеры — это кнопка «стоп».
  • Чуть ниже — кнопка «10 sec» запускает круговой обзор по секторам с поворотом на 45 градусов. После каждого поворота SmartPano ждет 10 секунд, за это время можно сделать снимок (вручную или по таймеру).
Cullmann Magnesit Copte мгновенно складывается и раскладывается. В сложенном состоянии может использоваться как небольшая палка для селфи или стедикам без дополнительной опоры.

Составить детальное описании Cullmann SmartPano 360 нам помогла Наталья Пушкарева, за что ей огромное спасибо. Наталья совершенно права: количество функций, которые можно «повесить» на Cullmann SmartPano 360, превышает возможности воображения.

Это могут быть:

  • круговая фотосъемка или наблюдение (если картинка просто транслируется по радиосвязи);
  • круговая видеосъемка или наблюдение;
  • секторная фото/видеосъемка или наблюдение;
  • круговая съемка по таймеру;
  • селфи или съемка с вытянутой руки плюс длина штатива;
  • довольно интересные эффекты можно получить, комбинируя круговую съемку с замедлением (таймлапс) или ускорением (рапида).

В общем нам не пришлось долго думать, рассказывать или не рассказывать об этом наборе: управляемая головка, две насадки (для смартфона и для камеры в боксе) и мини-штатив. Изящество конструкции достойно легендарной фамилии Кульман.

Правда, фирма Cullmann, производящая штативы и другие аксессуары для фото, не имеет никакого отношения к фирме Franz Kuhlmann KG, некогда производившей чертежные инструменты. Это я сейчас такой умный, когда догадался посмотреть, навести справки. А поначалу (и на старуху бывает) думал, что это та самая фирма «Кульман». Но ничего, не суть важно. Этот реверанс нужен только для того, чтобы объяснить, почему в приведенном ниже ролике фирмы «Кульман» перепутаны. Ролик снят за пять минут по принципу «лучше увидеть, чем прочитать».



Итак, увидели. Ролик, конечно, сделан топорно, но порой незатейливое — смотрится, на этом построен артхаус. Добавить к этому можно лишь то, что работает Cullmann SmartPano 360 практически бесшумно, так что звук видеосъемку не испортит.


В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор смартфона Samsung Galaxy Note7 и очков виртуальной реальности Samsung Gear VR:




Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.