Компактная фотокамера премиум-класса
Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV



НазваниеSony Cyber-shot DSC-RX100 IV
Дата анонса10 июня 2015 г.
ТипPremium Compact
(компакт премиум-класса)
ПроизводительSony
Информация о камереSony Cyber-shot DSC-RX100 IV
на сайте производителя
Цена T-12767152

Содержание

Если не ошибаюсь, первая модель Sony Cyber-shot DSC-RX100 довольно скоро получила прозвище «рыкса», позаимствовав прозвище у неслабого автомобиля Mazda RX-8. Может, конечно, у предшествующей модели Mazda RX-7, но здесь, думаю, надо остановиться, ибо есть опасность копать до Рыксы Лотарингской, но ничего не выкопать.

Вернемся к моделям Sony. Рыкса DSC-RX100 стала, конечно, очень заметным явлением. Не все ее купили, но я помню много людей, которые собирались это сделать. Или очень хотели. Но уж больно кусалась цена: примерно 25 000 в 2012 году за компактную камеру. Это же не айфон, чтобы выкладывать такую сумму! Но все равно многие хотели купить, про камеру ходили слухи, что на дюймовой матрице она творит чудеса и снимает не хуже зеркалки. И все потому, что Sony другим отдает матрицы второго сорта, а себе оставляет первого…


  Sony RX100 Sony RX100 II Sony RX100 III Sony RX100 IV
Дата анонса июль 2012 июнь 2013 май 2014 июль 2015
Влаго- и пылезащита корпуса нет данных
Матрица Exmor R CMOS, 20 Мп, 1″ Exmor RS CMOS
20 Мп, 1″
Объектив Vario-Sonnar T, f/1.8-4.9, 28-100mm Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 24-70mm
Минимальное расстояние фокусировки от 5 см в широкоугольном положении
от 30 см в положении «теле»
Чувствительность, ISO 100 — 25 600 160 — 12 800
100 — 25 600 *
125 — 12 800
80 — 25 600 *
Автофокус (с определением лиц) контрастный
Экран RGB, 3″, 1 228 800 точек, фиксированный RGB, 3″, 1 228 800 точек, откидной
Видоискатель нет опция (электронный) OLED, 1 440 000 точек, 100%, 0,59x OLED, 2 360 000 точек, 100%, 0,59x
Скорость серийной съемки 10 fps 16 fps
Видео 1920×1080 50p 3840×2160 30p
Стабилизатор оптический
Процессор Bionz Bionz X
Затвор 30 — 1/2000, механич. 30 — 1/2000, механич., до 1/32000 электрон.
Карты памяти SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Wi-Fi / USB / GPS опция / USB 2.0 / нет встроенный / USB 2.0 / нет
Ресурс аккумулятора (стандарт CIPA) 330 350 320 280
Размеры, вес 102×58×36 мм, 240 г 102×58×36 мм, 281 г 102×58×38 мм, 290 г 102×58×41 мм, 298 г
Цена T-8270355 T-10405658 T-10846608 T-12767152

Потом Sony Cyber-shot DSC-RX100 стала эволюционировать — каждый год появлялась новая модификация. В таблице выше хорошо видно, что новенького появлялось в каждой модели. RX100 III получила новый светосильный объектив. С меньшим диапазоном фокусных расстояний, но зато с более широким углом (ЭФР = 24 мм) и светосилой f/2,8 в положении «теле». Кроме того, у третьей «рыксы» появился встроенный OLED-видоискатель и более мощный процессор Bionz X. А у четвертой — многослойная матрица Exmor RS CMOS, электронный затвор, возможность снимать 4K-видео и серийная съемка до 16 fps. Но за это пришлось расплачиваться: ресурс аккумулятора упал до 280 кадров по стандарту CIPA, а вес увеличился до 298 граммов. И еще заметно выросла цена. Размеры модификаций, конструкция корпуса, диапазон чувствительности ISO — все это менялось несильно.

Мы не будем расписывать все достоинства новинки, их можно найти на сайте Sony, там очень подробно и по делу рассказывается обо всех новых возможностях. А наше дело — выявить то, что мы можем выявить в тестах. В конце концов, видео с суперзамедлением до 40 раз — это важно и прикольно, но Homo Photos (человек фотографирующий) больше всего интересуется шумами и точностью автофокуса. Хотя некоторые возможности Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV исключительно интересны — например, возможность снимать фотографии с разрешением до 17 Мп во время видеосъемки без негативных последствий для видео.


Основные характеристики
Корпус, защита Металлический сплав, данных по защите нет
Объектив Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 8.8-25.7mm, экв. фокусное расстояние — 24—70 мм
Матрица Матрица 20 Мп, Exmor RS CMOS, 1″ (13,2×8,8 мм);
коэффициент пересчета фокусного расстояния — 2,73
Светочувствительность ISO 125 — 12 800, в расширенном режиме — ISO 80 — 25 600
Управление фокусировкой Контрастный автофокус с функциями «распознавание лица» и «фокусировка по глазам»
Управление экспозицией Управление экспозицией TTL, мультисекторный, матричный
Экран 3,0 дюйма RGB, 1 228 800 точек, откидной. Угол обзора ≈170°, покрытие кадра ≈100%
Видоискатель Электронный, OLED, 2 360 000 точек, покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,59x
Стабилизация изображения В режиме фото: оптическая. В режиме видео: интеллектуальная стабилизация (оптическая с электронной компенсацией искажений)
Режимы съемки
  • Интеллектуальный авторежим / Суперавторежим;
  • PASM (фото, видео);
  • Режим вызова из памяти (MR) 1,2,3;
  • Панорама;
  • Выбор сцены.
Серийная съемка До 16 кадров в секунду
Затвор Механический: 30 — 1/2000 с, электронный 30 — 1/32 000 с
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит, несжатый), RAW + JPEG
Видео Максимальное разрешение 4K, 3840×2160 30p в формате XAVC, съемка Full HD — возможна в формате AVCHD вер. 2.0
Память 1 универсальный слот: SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Источник питания Литий-ионная аккумуляторная батарея NP-BX1 (≈280 кадров по стандарту CIPA)
Размеры, вес 101,6 × 58,1 × 41,0 мм; 298 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» нет
Встроенная вспышка есть, ведущее число до 10,2 (ISO Auto)
Подсветка автофокуса есть
Брекетинг По экспозиции, по балансу белого, по параметрам DRO (оптимизатора динамического диапазона)
Интерфейс
  • Мультиразъем/разъем Micro-USB, высокоскоростной USB (USB 2.0);
  • Micro-HDMI;
  • Wi-Fi (IEEE802.11 b/g/n, диапазон 2,4 ГГц);
  • NFC.
Wi-Fi / USB / GPS Встроенный модуль / USB 2.0 / нет
Автоспуск
  • 10 / 5 / 2 с.
  • 3 или 5 последовательных кадра с задержкой 10 / 5 / 2 с.
  • Кадры с брекетингом с задержкой 10 / 5 / 2 с.
Форматы съемки JPEG, 3:2 — 20 Мп (5472×3648), 4:3 — 18 Мп (4864×3648), 16:9 — 17 Мп (5472×3080), 1:1 — 13 Мп (3648×3648)
Особенности
  • Процессор Bionz X.
  • Антидисторсионный электронный затвор с минимальной выдержкой 1/32000 с.
  • Автофокусировки по глазам.
  • Дистанционное беспроводное управление съемкой.
  • Полноценная фотосъемка в режиме видеосъемки, в том числе автоматическая (интервальная).

Количество функций Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV очень велико. Некоторые видны в паспортных характеристиках, с некоторыми мы познакомимся в следующей главе, постараемся ничего интересного не пропустить. Но охватить все просто невозможно. Кроме того, мы не будем подробно останавливаться на возможностях видео, поскольку Сергей Мерьков недавно протестировал DSC-RX100 IV в разделе «Цифровое видео».

Но главное, что вырисовывается (особенно если проследить историю развития камер Sony DSC-RX100):

  • Производитель считает дизайн и конструкцию камеры удачными, старается их не трогать (помните анекдот про программиста, который велел сыну не трогать Солнышко, если оно работает?).
  • При этом растет плотность конструкции и монтажа электроники, камера становится тяжелее, растет ее энергопотребление. Отчасти это связано с появлением видоискателя с очень высоким разрешением, но только отчасти — параметры основного экрана не изменились, а количество кадров, которые камера может отснять без видоискателя все равно снизилось.
  • И, конечно, сделано все возможное, чтобы использовать электронную начинку камеры по полной программе. Разумеется, мы посмотрим, на что способен многослойный сенсор Exmor RS, но его размеры остались прежними, по площади в 3,6 раза меньше, чем APS-C, так что на низкий уровень шумов сложно рассчитывать.
  • Этот недостаток Sony пытается исправить за счет светосильной оптики, хорошей стабилизации, фильтрации шумов. Все это старые рецепты, но Sony старается из старого сделать новое — если все характеристики приподнять процентов на 10-15, мы получим качественно новый продукт.
  • Кроме того, сам вектор камеры устремлен в будущее. Скорее всего, опыт общения со смартфонами приведет к тому, что новое поколение фотолюбителей будет относиться к фотокамере, как к еще одному смартфону, на который можно и нужно устанавливать новые программы (в частности, средства общения с социальными сетями). Который просто обязан общаться с ноутбуком и планшетом по Wi-Fi. Который будет подталкивать потребителя к видео с разрешением 4К, и получать команды от внешних устройств по каналу «меток» NFC.
  • То, что некоторые эти технологии останутся нишевыми или вовсе канут в лету, никого не смущает. Будущее надо показывать здесь и сейчас. Даже если цена камеры при этом неслабо растет.

Впрочем, не будем делать окончательные выводы, давайте займемся более плотным знакомством с четвертой «рыксой».



Конструкция, дизайн, управление

Когда мы примериваемся к зеркалке или крупной беззеркалке, можно говорить о «хвате» и «чувствах руки». Применительно к Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV (и многим дорогим компактам) такой разговор не имеет особого смысла. Их корпус — это просто «коробочка», разве что покрытая нескользящим, «непотеющим» покрытием. Хотя назвать такой аппарат «мыльницей» язык не повернется.


Телескопический объектив камеры в положении «теле» сильно выдвигается за пределы корпуса. В выключенном состоянии камера закрывает переднюю линзу автоматическими шторками.
Самая главная функция передней панели — зумирование. Либо резкое с помощью верхнего рычажка, либо плавное с помощью кольца управления (вокруг объектива).

В сочетании с управляющими кнопками кольцо управления позволяет быстро выбрать нужный параметр.
Разъемы закрываются легкой (но надежной) крышкой. Метка Wi-Fi напоминает, что провода сегодня использовать не обязательно. Разве что при зарядке камеры.

Рядом мы видим кнопку «Видео» и кусочек покрытия под большой палец, улучшающего хват (все-таки какой-то хват у камеры есть).
Здесь мы можем рассмотреть конструкцию откидного экрана. Кажется, еще третья модель DSC-RX100 получила селфи-экран (с поворотом до 180 градусов вверх для автопортретов).

Но сенсорным экран при этом не стал. Что, согласитесь, странно, если вектор камеры направлен в будущее.
Управление на задней панели традиционно не только для компактов Sony, но для компактов вообще (премиум-класса, не ниже). Мультиселектор совмещен со вторым управляющим кольцом. Значки по краям подсказывают, что нажатие селектора вызовет установки: режима протяжки, выбор информации на дисплее, режим вспышки и экспокоррекцию.

Назначение кнопок Fn, Menu, Play и «Корзина» понятны. Кнопка «С» (пользовательская) — по сути еще одна функциональная кнопка, к которой можно привязать полюбившиеся функции. Но основное ее назначение — управление пользовательскими настройками.
С левого борта мы видим рычажок выброса видоискателя. И ниже — значок NFC. У меня нет статистики, насколько эта технология востребована. Одни ее любят и пользуются, другие — пробовали, им не понравилось. Хотя возможность установить связь между камерой и смартфоном в одно касание — привлекательна.

Здесь хорошо видно, что OLED-видоискатель камеры не только выбрасывается из корпуса камеры, но еще и выдвигается назад. Конструкция внешне несколько странная (идет против японского правила «Не все красивое правильно, но все правильное красиво»).
А вот так выглядит внешняя панель без выброса вспышки и видоискателя.

Как видите, в сложенном состоянии объектив почти полностью убирается в корпус и закрывается автоматическими шторками. Кольцо управления вокруг объектива — довольно удобный инструмент. Впрочем, подобные конструкции появились еще до первой «рыксы».
На верхней панели мы еще не отметили кнопку включения и рычажок выброса вспышки. И главный элемент верхней панели — диск режимов съемки, которые предоставляет на выбор:
  • Auto — интеллектуальный авторежим с определением сцены. При включении режима «Суперавто» камера создает комбинированные (наложенные наподобие HDR) кадры повышенного качества.
  • Классику PASM, которая обеспечивает не только фото, но и видеосъемку.
  • MR — оригинальный режим Memory Recall (как в калькуляторе). Это вызов запомненных (часто используемых) настроек.
  • Видео.
  • HFR — замедленная видеосъемка с выбором частоты кадров.
  • Панорама.
  • SCN — выбор сцены.
И наконец, на нижней панели мы видим «бюджетный» вариант расположения слотов для аккумулятора и карты памяти — в одном флаконе.

Конечно, это не стремление создать конструкцию подешевле, это стремление к сверхминиатюризации.

Давайте поставим промежуточный диагноз:

  • Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV камера с очень высокой плотностью монтажа. Даже более высокой, чем у предыдущих представителей серии RX100. Это в общем хорошо, компактная камера все равно не стала весить больше 300 грамм, но запас энергии она расходует быстро: с экраном можно отщелкать только 280 кадров, с видоискателем — всего 230.
  • Судя по количеству режимов съемки и по паспортным данным количество функций RX100 IV очень велико, но внешний интерфейс не выглядит перегруженным. После знакомства с меню, мы сможем судить, насколько удачно организовано взаимодействие внешнего управления с функциями меню.
  • О вкусах не спорят, но я слышал мнение нескольких фотографов, что дизайн камер Sony не слишком удачный. Как «на глаз», так и по ощущениям «камера в руках». Может, мне просто не повезло с выборкой, так что настаивать на этой точке зрения просто не имею права. И все же есть некоторые очевидные вещи. Видоискатель RX100 IV по удобству использования нельзя сравнить не только с видоискателями зеркалок, но даже с электронными видоискателями беззеркалок. Например, как у недавно протестированной у нас Fujifilm X-T10. Правда, эта беззеркалка и крупнее, и тяжелее RX100 IV. Здесь возникает вопросы: «А нужно ли так гнаться за миниатюрностью камеры, если это идет во вред удобству?», «Может, лучше было не впихивать видоискатель в камеру, а оставить вариант второй «рыксы» — вспышку слева, а посередине «горячий башмак» и видоискатель как опцию?»

Это только вопросы. Надеюсь, Sony знает, что делает. А ответ на действия этой неслабой компании даст рынок. Мы же перейдем к изучению меню четвертой «рыксы»:



Итак, несложно заметить, что функционал RX100 IV рассчитан на продвинутого любителя. Им просто необходимо быть, чтобы освоить многочисленные возможности, а не оставаться в «зеленой» автоматической зоне. Хотя даже в этой зоне придется сделать выбор: работать в обычном «Интеллектуальном авто» или в «Суперавто». И для приведения камеры в боевую готовность (выбор наиболее востребованных функций, отработка приемов по переключению из режима в режим и т.д.) надо знать фотодело. Иначе большая часть функций RX100 IV не будет востребована.

Sony сделала немало, чтобы уместить немалые возможности RX100 IV в относительно компактный и легкий корпус. Но все-таки мысль о том, стоит ли такая игра свеч, посещала меня не раз и не два. Можно назвать несколько моделей беззеркалок, которые вместе с универсальным объективом обеспечивают практически такой же функционал, но оснащены матрицей «4/3» или APS-C. Корпус которых чуть побольше, но намного удобнее в съемке, а вес — больше на 100 граммов. И цена более щадящая. Разве что видео в разрешении 4K эти камеры не пишут. Но востребованность 4K на сегодняшний день — сомнительная.

Вот такие «мысли вслух» можно произнести после шапочного знакомства с четвертой «рыксой». Перед тем как перейти к «Конкуренты» я еще раз повторю, что на записи видео я почти не останавливался, поскольку, как уже было сказано, как видеокамера четвертая «рыкса» уже изучена и протестирована в нашем разделе «Цифровом видео».


Прямых конкурентов у Sony DSC-RX100 IV нет, по возможностям эта камера конкурирует не с компактами премиум-класса, а с беззеркалками, причем довольно дорогими. Поэтому мы выбрали альтернативные варианты по принципу «что можно купить за те же деньги (плюс-минус 20 процентов), относительно компактное и сразу со стандартным объективом». И в итоге получили такой список:


Sony RX100 IV и конкуренты
  Fujifilm
X-E2 Kit
Fujifilm
X-T10 Kit
Olympus OM-D
E-M5 Mark II Kit
Panasonic Lumix
DMC-G7 Kit
Sony
DSC-RX100 IV
Матрица 16 Мп APS-C
X-Trans II CMOS
16 Мп APS-C
X-Trans II CMOS
16 Мп 4/3″
Live Mos
16 Мп 4/3″
Live Mos
20 Мп, 1″
Exmor RS CMOS
Объектив Съемный, Fujinon XF09-55 мм F2.8-4 R LM OIS
ЭФР — 27—84 мм
Съемный, Fujinon XF09-55 мм F2.8-4 R LM OIS
ЭФР — 27—84 мм
Съемный, Olympus ED 12-50mm f/3.5-6.3 EZ
ЭФР — 24—100 мм
Съемный, Panasonic 14-42mm f/3.5-5.6 Aspherical
ЭФР — 24—84 мм
Несъемный, Vario-Sonnar T f/1.8-2.8
ЭФР — 24—70 мм
Автофокус TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, гибридный TTL, контрастный
Чувствительность 200 — 6400
100 — 25 600*
200 — 6400
100 — 51 200*
200 — 25 600
100 — 25 600**
200 — 25 600
100 — 25 600**
125 — 12 800
80 — 25 600**
ЖК-экран 3,0″ RGB
1 040 000
фиксированный
3,0″ RGB
920 000
откидной
3,0″ RGB
1 040 000
откидной,
поворотный, сенсорный
3,0″ RGB
1 040 000
откидной,
поворотный, сенсорный
3,0″ RGB
1 228 800
откидной
Видоискатель OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,64x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,62x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,74x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,70x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,59x
Затвор мех. 30–1/4000
Х-sync 1/180 с
мех. 30–1/4000
Х-sync 1/180 с
электрон.
1/2500 — 1/32000 с
мех. 30–1/8000
Х-sync 1/180 с
электрон.
1/320 — 1/16000 с
мех. 60–1/4000
Х-sync 1/160 с
электрон.
1 — 1/16000 с
мех. 60–1/2000
Х-sync N/D ****
электрон.
30 — 1/32000 с
Встроенная вспышка вед. число число 7
(ISO 200)
вед. число число 7
(ISO 200)
нет **** вед. число 9,3
(ISO 200)
вед. число до 10,2
(ISO Auto)
Стабилизатор в объективе в объективе матричный в объективе матричный
Серийная съемка ≈7,0 fps ≈8,0 fps ≈10,0 fps ≈7,0 fps ≈16,0 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
3840×2160
30p
3840×2160
30p
Запас аккумулятора 350 кадров 350 кадров 310 кадров 360 кадров 280 кадров
Размеры, вес 129×75×37
350 г
118×83×41
381 г
124×85×37
496 г
125×86×77
410 г
102×58×41
298 г
Размеры и вес объектива ∅65×70, 310 г ∅65×70, 310 г ∅57×83, 211 г ∅61×64, 165 г
Ориентировочная цена T-10548232 T-12562537 T-12114519 T-12705460 T-12767152

* Расширенный диапазон ISO, без возможности снимать в RAW.
** Расширенный диапазон ISO.
*** На ресурсах Sony не указывается. По непроверенным данным — 1/800 секунды, применительно к электронному затвору.
**** В комплекте камеры — компактная внешняя вспышка, вед. число 12,9 (ISO 200).

После просмотра таблицы становится понятен расчет Sony в создании и развитии серии RX100:

  • Размер сенсора выбран такой же, как у беззеркалок Nikon, в два раза меньше по площади, чем Four Thirds.
  • Беззеркалки Nikon высоким качеством картинки не страдают, но камеры Olympus и Panasonic, оснащенные матрицами Four Thirds, выдают качество достойное, соизмеримое с тем, что дают аппараты APS-C (хотя по площади на треть меньше).
  • Значит, если приложить некоторые усилия, можно от дюймового сенсора добиться неплохих результатов.
  • Для этого надо снабдить камеру светосильным объективом, который даст выигрыш в 1 или 2 ступени EV. И в равных условиях RX100 позволит снизить чувствительность на 1 или 2 ступени.
  • Кроме того, матрица Exmor RS CMOS превосходит аналоги, меньше шумит. Это дает еще некоторый выигрыш.
  • Мы создадим камеру дорогую, но очень компактную и легкую. Возможности ее будут — как у продвинутых беззеркалок. Оптика будет несъемная, но очень качественная.
  • И аналогов у нашей камеры не будет.

Расчет вполне здравый. Но и цена для потребителя рисуется немалая. Едва ли за Sony RX100 потянутся другие производители, это продукт, скажем так, нишевый. Но, если расчет верный, и камера, действительно, выдает снимки достойного качества, у нее найдется свой потребитель.

Так что теперь нам осталось проверить, насколько высокое (или низкое) качество снимков дает Sony DSC-RX100 IV ?


Качество изображения — разрешение и шумы

К сожалению, я не нашел точный текст одного поста на форуме, но смысл его был такой: «Тоже мне, открыли Америку. Сравнили две камеры. Матрицы у них одинакового размера, но у одной разрешение выше, у другой ниже. И получили «результат»: оказывается, если разрешение ниже, то матрица шумит меньше. Кто же этого не знает!!!»

Да, это знают все. Априори можно поставить диагноз (то есть прикинуть, насколько высоки шумы) по размеру и разрешению матрицы. Но если следовать этой логике до конца, тогда получится, что все матрицы одинакового размера и разрешения шумят одинаково, а это не так. Неплохое доказательство того, что матрицы бывают разными, мы увидим в этом тесте. Хотя (это тоже знают все) даже совершенно идентичные матрицы в разных камерах дают разные результаты. Даже на уровне RAW результат зависит от электроники и ПО, а на уровне JPG с включенным фильтром шумов эта зависимость еще выше, поскольку картинка обрабатывается шумодавом.


Sony RX100 IV, RAW Sony RX100 IV, JPG

Напомню, что наша методика определяет уровень шумов и разрешения на разных значениях чувствительности в диапазоне ISO 100 — 6400. Как несложно догадаться, качество тестовых снимков прямо пропорционально разрешению и обратно пропорционально уровню шумов.

На приведенных графиках мы видим, как по мере увеличения чувствительности разрешение снижается (верхние линии), а шумы растут (нижние линии). Синие линии показывают уровень разрешения и шумов в хорошо освещенных сценах (Light), темно-красные — в затемненных сценах (Dark). Левый график дает показатели RAW с выключенным фильтром шумов, правый — показатели JPG с включенным фильтром.


Nikon 1 V3
18 Мп, сенсор 1″
 LightDarkAvr
R10,419,389,89
RR0,570,510,54
N4,146,445,29
R/N2,511,461,87
Sony RX100 IV
20 Мп, сенсор 1″
 LightDarkAvr
R14,1611,5012,83
RR0,710,570,64
N3,004,943,97
R/N64,722,333,23
Nikon D5500
24 Мп, сенсор APS-C
 LightDarkAvr
R15,4912,9914,24
RR0,650,540,59
N2,374,233,30
R/N6,533,074,32

Давайте посмотрим на результаты Sony DSC-RX100 IV в сравнении с результатами двух других фотокамер — зеркалкой Nikon D5500 (матрица APS-C, 24 Мп) и беззеркалкой Nikon 1 V3 (матрица 1 дюйм, 18 Мп). По размеру матрица Nikon 1 V3 такая же, как и матрица Sony DSC-RX100 IV, а по разрешению — чуть уступает. 18 и 20 мегапикселей — это величины одного порядка, но (это все знают) меньшая должна меньше шуметь. Правда, на деле оказывается, что 20-мегапиксельная матрица Exmor RS CMOS дает более низкий уровень шумов, чем матрица Nikon 1 V3.

Итак, показатели Sony DSC-RX100 IV следующие:

  • Показатель RR — количество различимых пикселей относительно размера матрицы у RX100 IV выше, чем Nikon D5500 (в среднем 0,64 против 0,59), и заметно выше, чем у Nikon 1 V3 (0,64 против 0,54).
  • По шумам DSC-RX100 IV уступает Nikon D5500 примерно на 0,7 балла. Это ощутимый проигрыш, но не будем забывать, что Nikon D5500 обладает матрицей APS-C (в 3,6 раза большей по площади).
  • Зато выигрыш у Nikon 1 V3 очевиден. Четвертая «рыкса» на дюймовой матрице добилась очень впечатляющих результатов, по уровню шумов она выигрывает у Nikon 1 V3 полтора балла в темных сценах и более 1 балла в светлых.

Значит, к тому, что знают все, надо добавить новую истину: «все матрицы равны, но некоторые матрицы равнее». Давайте рассмотрим эту истину в деталях. Сначала для сравнения мы хотели взять Nikon D7200, но этой зеркалке героиня нашего теста проигрывала слишком сильно. А на фоне фотокамеры чуть выше начального уровня — Nikon D5500 — героиня нашего теста смотрится вполне достойно. И совсем достойно она смотрится на фоне беззеркалки Nikon 1 V3 c дюймовым сенсором.


  Nikon 1 V3
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
R=11,60 — N=3,96
R/N=3,01
Sony RX100 IV
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
R=15,08 — N=2,96
R/N=5,09
Nikon D5500
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
R=16,64 — N=2,13
R/N=7,56
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы видим относительный выигрыш DSC-RX100 IV по разрешению, процент различимых пикселей у нее выше, чем у 24-мегапиксельной Nikon D5500. А по шумам «рыкса», конечно, проигрывает. Но, повторимся, делает это достойно. Все-такие исходный позиции не равны, здесь дюймовая матрица сражается с APS-C.

Если же сравнить DSC-RX100 IV и Nikon 1 V3, то выигрыш «рыксы» очевиден — и по разрешению, и по шумам. В светлой сцене DSC-RX100 IV опережает Nikon 1 V3 на целый балл — уровень шумов 2,96 против 3,96. Это очень заметный разрыв. Конечно, мы держим в уме, что DSC-RX100 IV почти вдвое дороже Nikon 1 V3, если точно — на 75 процентов. Но картинки серии RAW-Light показывают, что «рыкса» ест хлеб не зря.

Давайте посмотрим, что творится в затемненной сцене RAW-Dark, камеры всех классов на длинных выдержках шумят сильнее, чем на коротких.


  Nikon 1 V3
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
R=10,78 — N=5,81
R/N=1,86
Sony RX100 IV
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
R=12,57 — N=4,96
R/N=2,52
Nikon D5500
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
R=14,11 — N=4,41
R/N=3,20
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь преимущества большой матрицы (APS-C) более очевидны. Относительное разрешение «рыксы» снижается до 63% — столько пикселей матрицы остаются различимыми. А шумы вырастают почти до 5 баллов. Это предел, после которого картинка теряет все намеки на качество, становится просто безобразной на чувствительности выше ISO 3200. Но на этой пороговой чувствительности картинка от «рыксы» худо-бедно смотрится. Хотя, конечно, сильно уступает картинке Nikon D5500.

Зато, если сравнить шумы Sony DSC-RX100 IV с шумами Nikon 1 V3, можно еще раз убедиться в достоинствах матрицы Exmor RS CMOS. Если шумы Sony в темной сцене приближаются к 5 баллам, то шумы Nikon 1 V3 — к 6 6аллам. С таким уровнем шумов камера не вытягивает картинку даже на ISO 1600.

Теперь можно посмотреть на что способен шумодав Sony DSC-RX100 IV. Сначала в светлой сцене.


  Nikon 1 V3
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
R=9,22 — N=4,42
R/N=2,08
Sony RX100 IV
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
R=13,25 — N=3,05
R/N=4,35
Nikon D5500
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
R=14,89 — N=2,61
R/N=5,70
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы видим уровень шумов порядка трех баллов. Это немало, но даже на ISO 12800 картинка Sony DSC-RX100 IV не превращается в «месиво». А на ISO 3200 хоть и смотрится хуже, чем картинка Nikon D5500, но явно переворачивает представление о возможностях дюймовой матрицы. Чтобы убедиться, надо посмотреть, как на высокой чувствительности (от ISO 3200) работает Nikon 1 V3.

Шумы Sony DSC-RX100 IV в сцене JPG-Light на полтора балла ниже чем у Nikon 1 V3. И это говорит о довольно высоком качестве шумодава — и о качестве алгоритмов, и о производительности процессора Bionz X, который эти алгоритмы вытягивает.

Теперь нам осталось посмотреть на работу Sony DSC-RX100 IV в затемненной сцене JPG-Dark, и можно будет переходить к окончательным выводам.


  Nikon 1 V3
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
R=9,38 — N=6,44
R/N=1,46
Sony RX100 IV
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
R=10,43 — N=5,87
R/N=1,78
Nikon D5500
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
R=11,87 — N=4,05
R/N=2,93
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы видим довольно неприглядную картинку с шумами порядка 6 баллов и довольно низким разрешением (50% различимых пикселей). Но если сравнить ее с картинкой Nikon D5500, мы поймем, что Sony DSC-RX100 IV приближается к уровню чуть продвинутой зеркалки. Это качественный рывок, который хоть и стоит немало (цена Sony DSC-RX100 IV велика), но доказывает, что цифровые камеры еще будут нас удивлять, им есть куда расти.

На фоне результатов Nikon 1 V1 «Рыкса IV», конечно, смотрится неплохо. Но эта картинка точно говорит, что длинные выдержки на высокой чувствительности лучше не применять. Впрочем, и для зеркалки начального уровня уровень ISO 3200 на длинных выдержках — запредельная чувствительность.

Но сейчас нас больше интересует, какую картинку выдает Sony DSC-RX100 IV. Если рассмотреть разные фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях, представление о работе «Рыксы IV» станет более полным.


Sony RX100 IV
тест «шумы»
фрагменты снимков тестового стенда
RAW
фильтр выкл.
светлая сцена
JPG
фильтр вкл.
светлая сцена
RAW
фильтр выкл.
темная сцена
JPG
фильтр вкл.
темная сцена
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах:
в верхнем ряду — с чувствительностью 100 — 800 — 1600 единиц ISO
в нижнем ряду — с чувствительностью 3200 — 6400 — 12 800 единиц ISO

Итоги тестирования мы потихоньку перемещаем в таблицы. Так получается меньше лирики и больше дела.


Уровень шумов Nikon 1 V3 Sony RX100 IV Nikon D5500
RAW-Light 3,96 2,96 2,13
JPG-Ligh 4,42 3,05 2,61
RAW-Dark 5,81 4,96 4,41
JPG-Dark 7,08 5,87 4,05

Как видите, в большинстве тестов данные Sony DSC-RX100 IV ближе к результатам зеркалки начального уровня, чем к результатам довольно дорогой беззеркалки с дюймовой матрицей. И только в темной сцене шумодав настолько портит картинку, что «рыкса» оказывается ближе к Nikon 1 V1.

Разрешение определяет качество картинки не так сильно, как шумы, но его также нельзя сбрасывать со счета. В наилучших условиях съемки 70% пикселей Sony DSC-RX100 IV остаются различимыми. Это очень хороший результат. В наихудших условиях (JPG-Dark) количество различимых пикселей опускается до 50%. Это результат ниже среднего.


Оптика — Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 24-70 mm

Обычно производитель снабжает компакты премиум-класса очень хорошими объективами — светосильными, с высоким разрешением и низким уровнем геометрических и хроматических аберраций. Здесь надо учесть, что даже дорогие компакты не оснащаются большими сенсорами. Обычно это 2/3 дюйма, а Sony в серии «рыкса» поднялась до 1 дюйма. Но все равно даже по сравнению с APS-C это сенсор небольшой. Если оставить в стороне тему шумов, он хорош тем, что сделать для него очень качественный объектив — намного дешевле, чем для APS-C. А светосильный объектив при прочих равных условиях съемки позволяет снизить чувствительность и таким образом уменьшить уровень шумов.



Но у небольшого сенсора, кроме высокого уровня шумов, есть еще один существенный минус — широкая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). На графике сверху показано, насколько шире ГРИП сенсора 2/3 дюйма, чем ГРИП сенсора APS-C при диафрагме f/2,0 и фокусном расстоянии 50 мм (в 35 мм эквиваленте). У дюймового сенсора ГРИП уже, чем у 2/3″, но все равно границы ГРИП ближе к синим линиям графика, чем к оранжевым. На практике это означает, что сделать художественно размытый фон с небольшим сенсором намного сложнее. Даже на широкой диафрагме f/2,0.

Допустим, мы снимаем портрет с расстояния 2,5 метра. Если наша камера оснащена матрицей APS-C, ГРИП будет приблизительно равна 0,5 метра. А в случае 1-дюймового сенсора — почти метр. То есть сильное размытие фона мы получим на расстоянии 4-5 метров. Здесь мы можем столкнуться с существенными ограничениями, глубины сцены может просто не хватить. Тогда нам придется приближаться к модели и снова рисковать — глаза модели могут не попасть в зону фокусировки (передний край РИП находится ближе к объективу, чем задний).

Разумеется, это все ориентировочные прикидки, но суть дела, думаю, ясна — камера с дюймовым сенсором ставит нам дополнительные ограничения в портретной съемке. На самом деле, в любой, где требуется размытие фона. Ограничения, как правило, заставляют фотографа максимально раскрывать диафрагму. И тогда все упирается в характеристики объектива — он не должен «мылить» картинку на широкой диафрагме. Также желательно, чтобы геометрические искажения объектива были минимальны.

Скорее всего, создатели «рыксы» об этом подумали раньше нас. Что ж, давайте посмотри, насколько хорош объектив Zeiss Vario-Sonnar T 1.8-2.8 / 8.8-25.7. По светосиле к нему не придерешься, а остальные характеристики требуют проверки.


ФР = 8,8 мм, ЭФР = 24 мм


Объектив можно считать широкоугольным, ЭФР 24 мм для небольшого сенсора это хороший результат. А если учесть, что геометрические искажения практически отсутствуют, — очень хороший. Правда, по части отрицательной дисторсии на широком угле нет единого мнения, довольно часто разработчики оптики специально вводят небольшую «бочку». Но, видно, создатели «рыксы» решили избавиться от искажений, взяли на себя более сложную задачу.

Разрешение «короткого фокуса» радует в центре экрана. На самой широкой диафрагме оно высокое — 0,7 линии на пиксель. Потом, по мере закрытия диафрагмы растет до 0,8 линии и выше. И только после f/10 начинает «мылиться» из-за дифракции.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/1,8 — f/2,2 — f/3,5, нижний ряд: f/4,5 — f/7,1 — f/11.

Но разрешение на краю кадра сильно отстает от центра — примерно на 0,2 линии на пиксель. Это очень много и встречается не так часто.

Зато радует «хроматика», при любой диафрагме она остается на едва заметном уровне, не превышая 3-4 процентов и в центре кадра и на краю.


ФР = 15 мм, ЭФР = 40 мм


На «среднем фокусе» разрешение заметно увеличивается, особенно на краю кадра. В центре оно держится на высокой отметке 0,75–0,8 линии на пиксель вплоть до диафрагмы f/8,0. На краю отстает, но не так сильно, как на коротком фокусе. В среднем меньше, чем на 0,1 линии на пиксель, что весьма достойно.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/3,5 — f/5,0, нижний ряд: f/6,3 — f/8,0 — f/11.

Геометрия кадра остается идеальной — и горизонтальная, и вертикальная дисторсия еле заметны. И «хроматика» остается едва заметной. В общем, на «среднем фокусе» к характеристикам Zeiss Vario-Sonnar T 1.8-2.8 просто невозможно придраться.


ФР = 25,7 мм, ЭФР = 70 мм


И, наконец, на «длинном фокусе» мы также наблюдаем идеальную геометрию с практически нулевой дисторсией. «Хроматика» также остается незначительной. Разрешение чуть падает, но в общем остается на высоком уровне. Хотя на самой широкой диафрагме 2,8 в центре кадра невелико — всего 0,6 линии на пиксель.


Разрешение Хроматические аберрации
Центр кадра Край кадра Центр кадра Край кадра
На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/3,5 — f/4,5, нижний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/11.

Малозначительный факт — на широкой диафрагме разрешение на краю кадра выше, чем в центре. И на самой узкой диафрагме разрешение падает до 0,6 линии на пиксель, что довольно неплохо. Хотя самые узкие значения f/10 и f/11 лучше не использовать — все-таки они «замыливают» картинку, а получить большую глубину РИП можно и на более широких диафрагмах.


Стабилизатор

В некоторых обзорах и новостных статьях, посвященных выходу Sony DSC-RX100 IV, сообщалось, что камера оснащена 5-осевым стабилизатором. Но на сайтах Sony этот «факт» почему-то не отражается. И про эффективность стабилизатора ничего не сообщается. Так что нам пришлось опираться только на собственный тест, сравнить его результаты не с чем. Но результаты нашего тестирования не отличаются от тестов по стандарту CIPA более, чем на 1/3 ступени EV.



По нашему тесту получается, что Sony DSC-RX100 IV оснащена обычным «трехступенчатым» стабилизатором. То есть способна подарить фотографу добавочные три ступени. Наша методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.

Подвести итог, разложить плюсы и минусы объектива несложно. Характеристики Zeiss Vario-Sonnar T 1.8-2.8 / 8.8-25.7 — почти сплошные плюсы. Высокое разрешение, идеальная «геометрия», низкая «хроматика». Эффективность стабилизатора хотя не выдающаяся, но по нынешним меркам нормально высокая.

Единственно, чем объектив не может похвастаться — разрешением на краю кадра в широкоугольном положении. Но это, по большому счету, не самая важная характеристика. Главное, что в «портретной» и «крупноплановой» зоне фокусных расстояний разрешение высокое и в центре кадра, и на краю.


Особенности Sony RX100 IV

Работа автофокуса при пониженной освещенности

Sony так представляет автофокус Sony DSC-RX100 IV: «В камере реализована быстрая интеллектуальная автофокусировка с высокой скоростью отклика и контрастным автофокусом для повышения точности фокусировки. В основе этой системы лежит система автофокусировки, реализованная в камерах серии Аlpha 7».

Понятно, производитель всегда хвалит свои разработки, но в данном случае мы решили поместить цитату, поскольку возможности контрастного автофокуса Sony DSC-RX100 IV нас приятно удивили:


Средняя точность = 8,2 балла
Сумма баллов = 245 (из 300)
Время теста = 29,2 секунды
Средняя точность = 6,7 балла
Сумма баллов = 200 (из 300)
Время теста = 29,3 секунды

Как видите, скорость контрастного АФ у Sony DSC-RX100 IV феноменально высокая. Задание нашего теста камера выполнила за 29 секунд с небольшим «хвостиком» и при пониженной освещенности (−1EV) и при сильно пониженной освещенности (−2EV). Это результат, который выводит контрастный АФ на уровень фазового — по скорости. Точность фокусировки при этом не идеальная, но относительно высокая. До Sony DSC-RX100 IV рекорды, установленные несколькими камерами, были порядка 60–66 секунд на тест:


Контрастный АФ,
условия съемки
Sony
RX-100 IV
Nikon
1 V3
Fujifilm
X-A2
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
−1EV, точность (сумма баллов) 245 224 276 279 286
−2EV, точность (сумма баллов) 200 214 230 253 265
−1EV, скорость (затраченное время) 29,2 66 60 114 62
−2EV, скорость (затраченное время) 29,3 62 62 119 62

Кстати, здесь можно вспомнить еще одно замечание на форуме. Это было недовольство по поводу нашей методики оценки качества автофокуса в пониженной освещенности, высказанное примерно такими словами: «в полутьме с крошечной ГРИП снимаются объекты, получается куча брака и по этой куче делаются какие-то выводы».

Дорогой друг. Вы почти все правильно поняли, методика построена следующим образом:

  • Все фотокамеры тестируются при пониженном освещении, когда автофокусу довольно сложно поймать «цель».
  • Поскольку съемка ведется с расстояния порядка 4-6 метров, ГРИП — не крошечная, а не очень большая. Больше метра для сенсора APS-C и больше двух метров для дюймового сенсора. Для съемки плоского объекта этого вполне достаточно. А, с другой стороны, это необходимое условие, чтобы поймать промахи автофокуса. Кстати, в последнее время мы чуть изменили методику: фотограф не просто приближается к мишени, а периодически приближается к ней и удаляется от нее.
  • В сложных условиях каждая камера худо-бедно решает задачу — фотографирует объект с разных расстояний. Одни камеры справляются с задачей более успешно, другие — менее успешно.
  • По результатам съемки мы получаем возможность оценить точность и скорость работы АФ. И, соответственно, сделать вывод — насколько успешно камера справляется со съемкой в условиях недостаточной освещенности.

Что же тут странного и непонятного? Или неправильного? Иногда мы снимаем в идеальных условиях, но довольно часто — в неидеальных условиях, когда света не хватает. Соответственно, мы вынуждены открывать диафрагму (чтобы уловить как можно больше света) и уменьшать ГРИП. Если при этом мы ведем съемку подвижного объекта, нас очень волнует, насколько быстро и точно работает автофокус. И наш тест довольно здраво воспроизводит условия такой съемки. Если вы придумаете что-то более здравое, делитесь идеями, мы всегда рады, когда форум дает нам конструктивные советы.

Результаты проверки в условиях низкого освещения мы теперь представляем в виде диаграммы, где каждый столбик сначала демонстрирует точность АФ (синяя часть столбика — средний балл в испытаниях −1EV и −2EV), а потом — скорость АФ (красная часть столбика — скорость, которая считается по формуле: 200 / суммарное время, затраченное на прохождение тестов −1EV и −2EV).



И для тех, кого интересуют более точные данные по скорости и точности АФ, диаграмма строится по следующим данным (средним для тестов −1EV и −2EV):


Контрастный АФ, условия съемки Sony
RX-100 IV
Nikon
1 V3
Fujifilm
X-A2
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
Точность (средний балл) 7,4 7,3 8,4 8,9 9,2
Скорость (200 / затраченное время) 3,4 1,6 1,6 0,9 1,6

Как видите, точность съемки Sony DSC-RX100 IV не самая высокая, но и не слишком низкая. Можно ориентировочно считать, что при освещенности −1EV камера будет делать 4 хорошо сфокусированных кадра из 5. А скорость, повторимся, феноменально быстрая, контрастный автофокус Sony RX100 IV работает вдвое быстрее, чем контрастный (гибридный) АФ самых сильных конкурентов.

Полное описание методики см. в статье о Canon 7D Mark II, комментарии к ней — в статье о Nikon D5500.


Автофокус и серийная съемка

Итак, предыдущий тест — это проверка работы автофокуса в сложных условиях (низкая освещенность, невысокий контраст снимаемого объекта). Но, разумеется, нас также интересует работа АФ в идеальных условиях (нормальная освещенность, высокий контраст). Этот тест мы совместили с замерами скорости серийной съемки. Условия тестирования изложены в статье «Зеркальная фотокамера Canon EOS 700D».

У Sony DSC-RX100 IV есть два режима серийной съемки: обычный и ускоренный. Причем в инструкции, как обычно, не объясняется, как в этих режимах работает автофокус. Хотя, по идее, было бы несложно написать: «Работа автофокуса определяется установкой меню “Режим работы АФ”. Он может быть покадровым и непрерывным».

Поскольку мы тестируем скорость съемки и работу автофокуса одновременно, в этом тесте мы установили непрерывный режим АФ, хотя это, по идее, снижает скорость съемки. Но серийная съемка с фокусировкой по первому кадру серии — это нечто экзотическое. Это съемка неподвижного хорошо освещенного объекта (без вспышки). Что может быть таким объектом? Конечно, можно найти примеры, но нам представляется ценной скорость серийной съемки, когда камера успевает отследить перемещения объекта. А максимальная скорость серийной съемки, которую камера в принципе может развить, имеет сомнительную практическую ценность.


Средняя точность АФ — 9,3 балла
Скорость до заполнения буфера — 5,3 fps / ∞
Средняя точность АФ — 9,9 балла
Скорость до заполнения буфера — 10,2 fps /27 кадров
Скорость после заполнения буфера — 5,3 fps / ∞

Но перейдем к практике. При съемке JPG высокого качества (Fine) обычная серийная съемка идет ровно, без быстрой серии. Камера просто «щелкает» до бесконечности со скоростью 5,3 fps. Когда мы начинаем снимать JPG в ускоренной съемке, сначала идет быстрая серия — 27 кадров со скоростью 10,2 fps, а потом (после заполнения буфера) камера переходит в режим обычной съемки — скоростью 5,3 fps до бесконечности.

Как видите, максимальная скорость здесь сильно отличается от заявленных 16 fps. Но зато автофокус камеры практически не «мажет». Как видно по графикам, отдельные кадры «выпадают», оказываются не в фокусе. Но в целом съемка ведется очень точная, средний балл более 9,3. То есть почти все кадры в длинной серии (200—300 кадров) очень хорошо сфокусированы, практически идеально. Напомним, что фотограф во время съемки не стоит на месте, а периодически приближается/удаляется от мишени и к мишени.


Средняя точность АФ — 9,3 балла
Скорость до заполнения буфера — 4,6 fps / 31 кадр
Скорость после заполнения буфера — 1,6 fps / ∞
Средняя точность АФ — 9,4 балла
Скорость до заполнения буфера — 8,2 fps / 27 кадров
Скорость после заполнения буфера — 1,6 fps / ∞

Переходим к съемке RAW. В режиме обычной съемки камера «отщелкивает» 31 кадр со скоростью 4,6 fps, а потом переходит в медленный режим 1,6 fps, в котором может «щелкать» до бесконечности.

В режиме ускоренной съемки скорость быстрой серии возрастает до 8,2 fps, а количество кадров остается весьма внушительным — 27 кадров. Потом буфер заполняется и камера переходит в такой же медленный бесконечный режим 1,6 fps. Здесь мы также видим очень высокую точность фокусировки — 9,3–9,4 балла из 10 возможных.


Средняя точность АФ — 8,8 балла
Скорость до заполнения буфера — 4,4 fps / 30 кадров
Скорость после заполнения буфера — 1,3 fps / ∞
Средняя точность АФ — 9,3 балла
Скорость до заполнения буфера — 8,9 fps / 28 кадров
Скорость после заполнения буфера — 1,3 fps / ∞

И, наконец, во время съемки RAW+JPG в обычном режиме камера «отщелкивает» быструю серию 30 кадров со скоростью 4,4 fps, а потом переходит в медленный бесконечный режим 1,3 fps. В режиме ускоренной съемки быстрая серия из 28 кадров «отщелкивается» со скоростью 8,9 fps. После чего следует все тот же медленный режим 1,3 fps.

Здесь, судя по левому графику, автофокус Sony DSC-RX100 IV сбился во время быстрой серии. Не знаю, что это было. Может, баг прошивки, может, случайный сбой. Но вот такая штука нам встретилась.

Скорее всего, это был случайный сбой АФ, поскольку в ускоренном режиме ничего подобного не наблюдалось. Да и во всех режимах съемки JPG и RAW тоже не наблюдалось. Но средний балл точности из-за сбоя упал до 8,8. А ускоренный режим подтвердил, что автофокус Sony DSC-RX100 IV работает очень точно — набирает в среднем 9,3 балла из 10 возможных.

Бесконечностью в этом тесте мы считаем возможность сделать в установившемся режиме 100 и более кадров. Съемка производилась с выдержкой 1/160 — 1/200 секунды, со скоростной картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с).


Видео

Слава богу, на этот раз мне не надо позориться и изображать спеца по видео. Сергей Мерьков протестировал Sony DSC-RX100M4 в своем разделе «iXBT Цифровое фото». Мне же остается еще раз дать ссылку на статью и процитировать выводы Сергея Мерькова:

«Из минусов Sony DSC-RX100M4, которые были найдены в процессе тестирования, хочется отметить склонность к перегреву электронной начинки, который не позволяет вести длительную видеозапись в режиме 4K. Привередливость камеры в отношении карт памяти является сдерживающим фактором, однако это всего лишь констатация факта, не более. Ведь владелец камеры, зная о такой ее особенности, наверняка заранее обзаведется нужным количеством «правильных» носителей. Ограниченная емкость аккумулятора легко компенсируется стационарным питанием либо использованием любой внешней батареи с портом USB. Пожалуй, других негативных моментов в этой камере и нет.

Плюсы же можно перечислять очень долго, мы остановимся на самых выдающихся: хорошая чувствительность, неплохая разрешающая способность, электронный стабилизатор с признаками интеллекта, идеальный для фотоаппарата и даже видеокамеры, великолепно исполненный режим скоростной видеозаписи. И, конечно, огромное количество настроек, которому позавидует любая профессиональная камера — это, по меньшей мере, удивляет. Но требуется ли подобное количество настроек аппарату, форм-фактор которого не предполагает профессиональное использование? Ответом на вопрос будет... тоже вопрос: а кто сказал, что не предполагает?»

В этих выводах меня напрягает только фраза: «…электронный стабилизатор с признаками интеллекта, идеальный для фотоаппарата и даже видеокамеры…». Напрягает, поскольку в фоторежиме мы не обнаружили высокой эффективности стабилизатора. А электронный стабилизатор с признаками интеллекта — это «игрушка» для видео, в фоторежиме она просто не работает. Даже не включается.


Итоги

Это наш второй тест, который заканчивается не размытыми выводами, а так называемой «Тестовой картой»:


Показатель Оценка количественная Оценка качественная*
Дизайн, эргономика Хорошо
Функциональность Очень хорошо
Минимизация веса, размеров Отлично
Соотношение качество / цена Хорошо
Разрешение в светлых сценах
(различимые мегапиксели)
14,2 из 20Хорошо
Разрешение в темных сценах
(различимые мегапиксели)
11,5 из 20Хорошо
Уровень шума в светлых сценах 3,0 баллаХорошо
Уровень шума в темных сценах 5,4 баллаУдовлетворительно
Точность контрастного АФ в светлых сценах 9,4 баллаОчень хорошо
Точность контрастного АФ в темных сценах 7,4 баллаХорошо
Скорость контрастного АФ в светлых сценах Отлично**
Скорость контрастного АФ в темных сценах 3,4 баллаОтлично***
Скорость серийной съемки
со следящим АФ
JPG — 10,2 fps /27 кадров
RAW — 8,2 fps / 27 кадров
Отлично
Общие показатели объектива Отлично
Эффективность стабилизатора
в режиме фото
3 EVХорошо
Общие показатели видеосъемки Очень хорошо

* Учитывает класс камеры.
** Соответствует уникально быстрой скорости серийной съемки.
*** Скорость контрастного АФ достигла уровня фазового АФ.

К тестовой таблице необходимо добавить пояснения:

  • Уникальному дизайну Sony DSC-RX100 IV мы поставили оценку «Хорошо». Конечно, Sony сделала невозможное, создала технический шедевр. Но этот шедевр не слишком удобен в съемке. По нашему скромному мнению, можно было пожертвовать миниатюризацией, но сделать камеру более удобной.
  • Уровень шума (3 балла в светлых сценах и 5,4 балла в темных сценах) для сенсора 1 дюйм уникально низкий. Но по меркам Four Thirds и тем более APS-C он довольно высок. Поэтому уровню шума также была поставлена отметка «Хорошо» в светлых сценах и «Удовлетворительно» в темных.

Еще раз можно отметить, что Sony DSC-RX100 IV — уникальна. Это компакт с замашками профессиональной камеры. Возможности компактов эта камера перекрыла с огромным запасом. Но по качеству картинки лишь приблизилась к уровню зеркалки начального класса.

Для тех, кому необходима именно компактная камера, лучше Sony DSC-RX100 IV пока ничего не создано (правда, с оглядкой на весьма высокую цену). Но рекламный слоган «профессиональные возможности в компактном корпусе» — явное преувеличение. Если сделать рекламный слоган более правдивым, получится что-то вроде: «Удивительный, опережающий свое время компакт — с качеством снимков почти как у зеркалки начального уровня, с профессионально высокой скоростью съемки. Но очень дорогой».


Галерея

И теперь переходим к еще одном тесту — не лабораторному. Большая часть кадров галереи снята на чувствительности до ISO 500. И демонстрирует, что на низкой чувствительности Sony DSC-RX100 IV делает очень неплохие кадры, как не слишком продвинутая зеркалка. Но потом, по мере роста ISO, мы наблюдаем все более интенсивную работу шумодава.

И, к сожалению, от этого никуда не деться. Хотя «Рыкса IV» сделала сильный рывок и обогнала все известные мне компакты, она не допрыгнула до APS-C-зеркалки, и кадры, сделанные на чувствительности выше ISO 500, постепенно теряют фотореализм, проходят через фильтры шумодава.

На некоторых кадрах видно, как хорошо Sony DSC-RX100 IV размывает передний план и как тяжело ей дается сильное размытие заднего плана.


Галерея


Тестовые материалы для скачивания
Тест «Разрешение — Шумы» Sony RX100 IV, RAW, высокая освещенность, шумодав выкл., 140 МБ
Sony RX100 IV, RAW, низкая освещенность, шумодав выкл., 137 МБ
Sony RX100 IV, JPG, высокая освещенность, шумодав норм., 55 МБ
Sony RX100 IV, JPG, низкая освещенность, шумодав норм., 48 МБ
Тест «Оптика» Sony RX100 IV, Vario-Sonnar T, f/1.8-2.8, 24-70 mm — RAW, 355 МБ
Тесты
«Автофокус»
«Серийная съемка»
Sony RX100 IV, аудиозаписи теста «Автофокус при пониженной освещенности», 1,5 МБ
Sony RX100 IV, аудиозаписи теста «Серийная съемка и автофокус», 5 МБ
Галерея Sony RX100 IV, галерея тестовых снимков, JPG, 152 МБ
Sony RX100 IV, галерея тестовых снимков, RAW, 612 МБ


Редакция выражает благодарность компании Sony
за предоставленную на тестирование фототехнику




Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.