RME Fireface 400


RME Fireface 800 был первым FW устройством, нечем не уступающим по функциональности и оснащению внешним интерфейсам RME, требующим для подключения к компьютеру цифровой контроллер PCI либо Cardbus.

Fireface 400 производитель называет не просто младшим братом Fireface 800. Это полностью заново разработанное устройство, единственное в своём классе с активным подавлением джиттера, автономным режимом работы, полностью управляемое с передней панели, гибкими возможностями ввода/вывода сигналов профессонального качества, а также 648-канальный матричный роутер сигналов с поддержкой семплинга до 192 кГц.

Отличительные особенности RME Fireface 400:

  • TotalMix: внутренний 648-канальный цифровой микшер с 42 битной точностью;
  • возможность автономной работы с управленим по MIDI;
  • возможность совместной работы до 3 устройств Fireface 400/800;
  • аналоговые входы: 6 × 1/4″ TRS (4 × Line, 2 × Line/Instrument), 2 × XLR/TRS Combo (2 × Mic/Line); все входы серво-баланс;
  • аналоговые выходы: 6 × 1/4″ TRS, серво-баланс, развязка земли. 1 × 1/4″ TRS небаланс;
  • цифровые входы/выходы: 1 × ADAT, SPDIF;
  • MIDI: 2 × MIDI I/O через переходник (4 × DIN);
  • поддержка форматов семплирования до 192 кГц;
  • два микрофонных предусилителя с цифровой регулировкой усиления;
  • два балансных универсальных линейных/инструментальных входа;
  • SteadyClock для подавления джиттера и clock refresh (реклокинг);
  • автономное управление по дисплею;
  • TotalMix: 648-канальный микшер с 42 битным внутренним разрешением;
  • 54-уровневый аппаратный индикатор, показывающий пиковое и RMS значение;
  • питание от шины FireWire для мобильного применения;
  • совместимость с Windows и Mac платформами.

Благодаря использующем DSP микшеру TotalMix, 18 входов и выходных каналов могут смешиваться и направляться на любой из 18 физических выходов. Для мониторинга можно использовать до 9 независимых стерео миксов. Доступно управление всеми функциями по MIDI через Mackie-совместимый контроллер.

8 каналов ADAT интерфейсам работают одновременно с аналоговыми каналами. SPDIF вход/выход совместим с AES/EBU и может работать вплоть до 192 кГц.

Технические характеристики RME Fireface 400
(согласно данным обновленного руководства пользователя)

АЦП (входы 5-8):

  • DR: 113 дБА, 110 дБ
  • THD: < -100 дБ (< 0.001 %)
  • THD+N: < -98 дБ (< 0.0012 %)
  • разделение каналов: > 110 дБ

ЦАП (выходы 1-6):

  • DR: 113 дБА @ 44.1 кГц, 110 дБ
  • THD: -100 дБ, < 0.001 %
  • THD+N: -96 дБ, < 0.0015 %
  • разделение каналов: > 110 дБ

Используются два новейших стерео-кодека AKM AK4620A, объединяющих ЦАП и АЦП в одном корпусе. AK4620A позиционируется для профессиональных звуковых карт, DAW и другой аппаратуры. Кодек поддерживает форматы вплоть до 24 бит 192 кГц как на запись, так и на воспроизведение, сигнал/(шум+искажения) составляет 100 дБ, динамический диапазон — 113/115 дБА. ЦАП использует архитектуру AKM Advanced Multi-Bit, мультибитная дельта-сигма, чем достигается низкий шум модуляторов — практически плоский спектр шума вплоть до 80 кГц, а фильтры на переключаемых конденсаторах обеспечивают устройчивость к джиттеру тактового генератора. АЦП имеет архитектуру AKM Enhanced Dual-Bit, благодаря чему был достигнут сравнительно большой динамический диапазон. На входе имеется усилитель с цифровым управлением (IPGA). Цифровые фильтры имеют линейную фазу.

Цифровой интерфейс

  • синхронизация тактового сигнала: внутренняя, с цифровых входов: ADAT, SPDIF, word clock, опционально по LTC/Video входу
  • низкий джиттер: < 1 нс в режиме внешней синхронизации, после ФАПЧ
  • внутренний клок: 800 пс, равномерно распределенный
  • подавление джиттера внешнего клока: > 30 дБ (2.4 кГц)
  • влияние джиттера на ЦАП и АЦП: практически отсутствует
  • ФАПЧ страхует от выпадений данных даже при джиттере более 100 нс
  • цифровой синхронизирующий ФАПЧ для изменяемой частоты ADAT
  • поддержка частот семплирования: от 28 кГц до 200 кГц

Список известных пользователей продукции RME:
http://www.rme-audio.de/en_artists.php

Необходимо отметить, что хотя Firewire интерфейс выглядит очень привлекательным и дает большую пропускную полосу, в реальности, в звуковых задачах имеются определенные затруднения. Звуковым устройствам важнее не теоретическая пропускная способность, а возможность быстрого доступа к данным и максимальная скорость пересылки содержимого звуковых буферов порциями небольших объемов. Также важен как можно меньший overhead, то есть потери полосы от присутствия при передаче служебных данных стандартных протоколов. Не последнюю роль играет нагрузка на CPU, которую дает обслуживание интерфейса, что прямо влияет на минимальную задержку прохождения сигнала.

Очень похвально, что RME раскрывает некоторые технические детали в специальном разделе сайта — Technical Background.

Производитель поясняет, что существуют коренные отличия в архитектуре RME и продуктах других производителей на шине Firewire. Обычно во внешних звуковых Fireware устройствах используется отдельный чип общего назначения для шины Firewire и отдельно контроллер режимов и входов/выходов устройства с минимальной функциональностью. Иногда добавляют дополнительный функциальный DSP процессор эффектов, но возникает проблема ограничения скорости обмена между ним и компьютером по всей интерфейсной цепочке. Таким образом стандартный подход дает в итоге ограничение как на количество одновременных каналов, так и на время прохождения сигнала при обработке.

В RME разработали свое собственное решение для Firewire интерфейса. Ядро находится в FPGA, что позволяет его улучшать и устранять недостатки с обновлением прошивки. Внутри FPGA также реализован DSP, обеспечивающий обработку, например роутинг сигналов в TotalMix или измерения уровней сигнала. На физическом уровне используются чипы от Texas Instruments, как лучшее решение для Firewire-интерфейса. Для подключения Fireface во избежание проблем также рекомендуется Firewire-контроллер на TI. На сайте RME приведены примеры рекомендуемых и не рекомендуемых контроллеров. Последние произведены неизвестными китайскими производителями с серьезными ошибками в схемотехнике.

Драйвера устройства поддерживают следующие ОС: Windows 2000 SP4, XP, XP 64, Vista, Vista 64, Mac OS X и Mac OS X x86.

Комплектация:

  • звуковой интерфейс Fireface 400;
  • кабель IEEE1394a (FW400) 4 метра (полноразмерные 6-контактные резъемы;
  • переходник на MIDI разъемы (2 входа, 2 выхода)
  • блок питания с индикатором подсветки на разъеме;
  • печатное руководство на английском/немецком;
  • CD с драйверами;
  • цифровой оптический кабель (TOSLINK), 2 м.

В коробке также находится листовка с предупреждением:

Firewire устройства можно включать и обесточивать в любое время («горячая» коммутация). С момента появления, данное «преимущество» Firewire ввело в заблуждение множество людей и вызвало смерть огромного количества устройств. Исследования сети показывают бесчисленное количество жестких дисков и компьютеров, которые вышли из строя в момент подключения интерфейсного кабеля.

Основная проблема в том, что питание передается в самом Firewire кабеле. Во время включения и отключения возникают кратковременные пики напряжения, которые пробивают изоляцию проводов с данными и выводят из строя чувствительную электронику.

Конечно, эту проблему можно минимизировать специальными мерами (защитные диоды на входе данных, плавная подача напряжения, и т.п.), но полностью устранить нельзя. Всегда остаётся риск при горячей коммутации, если устройство использует питание по шине.

Поэтому RME рекомендует избегать горячую коммутацию!

Подключайте Fireface 400 к Firewire только при отключенном компьютере и Fireface. Это позволяет избежать указанных проблем.

RME заявляет, что разработчики чипов для Firewire звуковых интерфейсов (BridgeCo, Philips AV LLC) имеют слабое представление о потребностях профессиональных интерфейсов. В частности не хватает следующих возможностей, которые эксклюзивно реализуют продукты RME:

  • переключение на внешнюю синхронизацию в реальном времени
  • поддержка varipitch/varispeed
  • запись/воспроизведение без смещения
  • поддержка нескольких устройств
  • поддержка частот до 192 кГц
  • смена размера буфера в реальном времени

 

Отличительные свойства Firewire интерфейсов RME

RME разработали FireWire интерфейсы Fireface с полным набором возможностей, которыми обладают PCI карты RME. Список уникальных возможностей Fireface, которые не встречаются в продуктах других производителей:

  • изменение частоты семплирования в реальном времени
  • управление частотой семплирования даже во время воспроизведения/записи
  • полный контроль над стартом/остановом. без изменений после перезагрузки
  • varispeed / внешняя синхронизация во всех режимах (DS / QS)
  • снижение overhead протокола, отказом от CIP (Common Isochronous Packet format) заголовков (AVC, mLan)
  • аппаратная проверка пакетов данных и коррекция выпадений
  • latency изменяется на лету, при запущенных ASIO и GSIF приложениях

Имеются разъяснения по пункту «аппаратная проверка пакетов данных и коррекция выпадений». Есть две основные причины щелчков и выпадений:

  • звуковое ядро не справляется с обработкой данных. это решается увеличением размера буфера (latency)
  • данные теряются вследствии перегрузки или нехватки производительности шины PCI

Все Firewire контроллеры на платформе PC подключены к шине PCI bus, нет чипсетов с интегрированным FW. Так сделано только у Маков.

RME предоставляет возможность отделить щелчки, вызванные перегрузкой CPU (что решается увеличением размера буфера, latency), и потери пакетов данных FireWire интерфейса. Сообщение по FireWire между PC и Fireface включает водяные знаки в пакетах. Fireface обнаруживает случаи и точное количество потерь данных.

На практике случаи потерь данных — редкость.

Выход на наушники

Прямое попеременное сравнение выходов на наушники E-MU 1616M и RME Fireface 400 проводилось с использованием наушников Beyerdynamic DT-250, с номинальным импедансом 80 Ом. Устройства работали под интерфейсом ASIO, регулировка громкости осуществлялась только средствами звуковых интерфейсов: в продукте E-MU это аналоговая регулировка, в RME — цифровой регулятор уровня в микшере.

Насмотря на придирчивое вслушивание с попеременным переключением наушников, разница в звучании исчезающе мала, с несущественным преимуществом E-MU. При этом разница в наушниках была слышна при сравнении 1616m с другой аппаратурой (подробнее в статье ECHO Audiofire 4).

Аппаратный микшер

Некоторые звукорежиссеры недоумевают - почему в финальном миксе чисто звучащие треки сливаются в кашу? Несмотря на отсутствие внятных аргументов, в сообщесте звукорежиссеров существует теория о том, что аппаратное микширование средствами железного устройства якобы даёт более высокое качество, более четкий и детальный микс. Многие начинают шаманить с программами и цифровыми микшерами устройств в поисках панацеи, так как существует представление о существовании некоего «идеального микшера», позволяющего избежать трудоемкого этапа эквализации и другой обработки дорожек при сведении фонограммы. Помимо этого, слышны споры о том, какой софт чище и прозрачнее суммирует дорожки. В статье о ProTools мы сравнивали сведение тестовой композиции в Cubase vs. Samplitude vs. ProTools на слух и в спектроанализаторе, и пришли к выводу, что суммы дорожек совпадают — отличия преставляют собой шум дизеринга, стандартно добавляемый для устранения искажений квантования.

Мы использовали ту же композицию, что и в статье Protools M-Powered. Были взяты максимально чистые треки подготовленной Григорием Лядовым тестовой композиции для поиска отличий в качестве микширования.

Перезапись через Fireface Mixer сравнивалась с даунмиксом Cubase SX3. Запись осуществлялась в формате 32 float.

Анализ показал, что файл Fireface имеет смещение на 1,7 мс. Это компенсация времени, требуемого на ЦАП/АЦП. Драйвер выставляет latency для редактора таким образом, чтобы скомпенсировать смещение. При цифровой перезаписи через микшер время становится отрицательным, необходимо вводить поправки вручную. Это оговорено в документации на устройство.

Сначала была попытка услышать разницу между миксами на слух, что успехом не увенчалось. Далее, вычитание двух сигналов даёт равномерный по спектру шум очень низкого уровня. Данный сигнал ошибки примерно равен шуму дизеринга при 24-битной разрядности. Услышать такие отличия на слух невозможно, поэтому мы их и не услышали.

Дает ли преимещества «аппаратное» цифровое микширование по точности? Каковы особенности такой реализации? Аппаратные микшеры в звуковых интерфейсах используют программируемые DSP, с ограниченными возможностями по быстродействию и очевидной оптимизацией на вычисления в реальном времени для большого числа каналов с минимальной задержкой. Данные архитектурные ограничения заведомо ставят даунмикс посредством CPU компьютера в секвенсорах на первое место по точности вычислений. Особенно если вспомнить о неограниченном времени на рассчеты при даунмиксе проекта в файл, 64-битных переменных с плавающей точкой и 80-разрядными регистрами FPU сопроцессора.

RME ставит в заслугу микшеру целочисленную арифметику с большим запасом по перегрузке (42 бита) и 24 битах на выходе микшера (лимитирование и транкейт отбросом бит, не умещающихся в 24-бита), причем без дизеринга. Все эти преимущества действительно интересны в сравнению с микшерами реального времени универсальных звуковых контроллеров (VIA/IC Ensemble, Motorolla, Philips), но не в сравнении с FPU x86 (программными секвенсорами с микшированием в 64float). Если сравнивать с аппаратурой высокого класса, микшер интерфейсов LynxStudio выполнен на аналогичной аппаратной базе (Xilinx Spartan) и дает дополнительную возможность поканально включать и отключать дизеринг. Вероятно, это делается на уровне драйверов.

Важно понимать: всему своё применение и использовать имеющиеся возможности аппаратуры по назначению. RME никогда не заявляла о том, что аппаратный микшер следует использовать для сведения композиций, хотя никто не запрещает это делать. Однако существует множество ситуаций, когда использование микшера RME будет более оправдано. Например, если требуется подать на разные выходы разные миксы (режим Submix), особенно в реальном времени и при наличии внешних источников или посылов/возвратов. Помимо выбора каналов на каждый выход можно отрегулировать и уровень. Это можно сделать как в Fireface Mixer, так и в Fireface Matrix. В этом случае качество можно считать избыточным.

Подобная расширенная функциональность (например, возможность создания отдельных сабмиксов) в той или иной мере присутствует у профессиональных интерфейсов LynxStudio, MOTU и ECHO, но полностью отсутствует в массовых продуктах ESI, E-MU, M-Audio. Является ли это значимым преимуществом — полностью зависит от стоящих задач. В домашней студии одни потребности, в профессиональной звукозаписывающей или телестудии — очевидно, совсем другие. Что предпочесть — чуть более качественные предусилители/конверторы или удобство в работе и скорость создания фонограммы — зависит от конкретной ситуации.

Как и любое устройство, RME Fireface 400 имеет свои плюсы и минусы. Например, микшер отличается продвинутостью, но в то же время может быть сложен для освоения, особенно если учесть отсутствие русскоязычной инструкции. Для тех, кто испытывает затруднения при чтении англоязычных инструкций, можно порекомендовать статью Андрея Толкачева «RME TotalMix и DIGICheck», опубликованную в январском номере «Музыкального Оборудования» за 2007 год. Однако это не заменит внимательного изучения руководства. Очень приятно, в что в комплекте идёт толстая печатная версия.

Другой спорный момент — это внешний вид микшера в стиле старого Steinberg Cubase 5, без возможности масштабирования элементов интерфейса. По этой причине микшер перегружен и выглядит в высоких разрешениях довольно мелким. Очевидно, что наиболее удобный вариант — управление микшером по MIDI через Mackie-совместимый контроллер, а при активном использовании в студии — вывод окна микшера на отдельный монитор.

При совместном подключении нескольких устройств Fireface (до трех), вид в микшере переключается между ними, в то время как, скажем, у устройств LynxStudio при совместной работе (я использую LynxTWO и Lynx AES16) есть возможность вывода всех микшеров сразу. Возможно это уже частности, которые не так важны, но развиваться ещё есть куда. Полагаю, Матиас Карстенс и его команда прекрасно знают о сильных и слабых сторонах их продуктов и расставляют свои приоритеты. Это вполне понятно каждому, кто имеет опыт разработки подобного софта.

DIGICheck

На сайте RME имеется интересная бесплатная утилита DIGICheck, имеющая различные режимы анализа сигналов с входных и выходных каналов. Эти возможности существенно дополняют функционал и без того продвинутого микшера. Мы сосредоточим внимание лишь на самых необычных.

Анализатор спектра интересен тем, что не использует БПФ (FFT). Вместо этого задействованы полосовые фильтры, в стиле аппаратного анализатора. Масштаб шкалы анализатора — логарифмический.

Другой интересный режим — Global Record, предназначен для записи большого числа каналов единым потоком в файл с минимально возможной нагрузкой на систему. В первую очередь это актуально для интерфейсной карты MADI с 64 каналами, где запись в разные файлы создает непомерную нагрузку на жесткий диск и систему, и приводит к фрагментации и непредсказуемым выпадениям данных, особенно при многочасовых ответственных записях. Такой же метод используется на Pyramix. При неболшом числе каналов функция записи единым потоком получила вторую жизнь при использовании ноутбуков и их слабых CPU и жестких дисков.

Тесты качества аналогового тракта

В сравнительном тестировании участвовали следующие устройства:

  • LynxStudio Aurora 8
  • E-MU 1616M
  • RME Fireface 400
  • ESI Juli@

Рэковое устройство LynxStudio Aurora 8 выступила в качестве эталона и устройства коммутации сигналов, для мгновенного переключения сигнала на мониторы ADAM S2.5A. Мы провели эксперимент, чтобы узнать, не искажает ли аналоговый тракт Aurora сигнал с устройств, сравнив сигнал напрямую к мониторам и скомутированный через Aurora. Разницы услышано не было, как и в случае смены каналов Aurora. Сигнал же от подключенных устройств заметно различался.

Тестирование производилось в соответствии с нашей методикой тестирования, во многом совпадающей с требованиями AES20-1996/2002 (доступна для членов AES).

Требованиями AES20 является обязательное проведение двойного слепого тестирования (DBT). (AES20-1996/2002 7.10.1.) Основу должны составлять записи с узнаваемыми тембрами инструментов, без внесения значительной обработки звука. (AES20-1996/2002 6.2.2). Длительность отрывков тестовых композиций должна быть порядка 10 секунд с интервалом переключения не более 5 секунд, с обязательным последующим переключением на оригинал и обратно. Чем больше промежуток, тем менее адекватными становятся результаты ввиду отсутствия у человека долговременной слуховой памяти. При значительном промежутке прошедшего времени остаются лишь эмоциональные воспоминания, без возможности восстановления деталей звучания. Громкость сигналов с устройств при прямом сравнительном тестировании должна быть абсолютно одинаковой.

В нашем случае использовались фонограммы:

1. Vaclav Nelhybel — Trittico — Allegro Maestoso (16 бит 44.1 кГц)
2. J.S. Bach — Gavotte In D Minor — Jacques Loussier Trio (16 бит 44.1 кГц)
3. Latin Jazz Trio — Mujaka (24 бит 96 кГц)

Использовался также готовый коммерческий проект для тестирования возможностей применения Fireface 400 в профессиональной работе: регулировка уровней эффектов при сведении, изменение тембров инструментов на разных треках. В этом случае тесируется способность тракта адекватно отражать мельчайшие изменения в фонограмме.

Интерфейс RME Fireface 400 демонстрирует высокое профессиональное качество звучания. Искажений тембров нет, проработка хорошая. По качеству аналогового тракта Fireface 400 обошел ESI Juli@ и немного не дотянул до 1616M и Aurora 8. Fireface 400 можно рассматривать как более доступную версию Fireface 800 с той же самой функциональностью, но уменьшенным количеством аналоговых интерфейсов и преобразователями высокого, но не топового уровня. Тем не менее, качество новых кодеков вызывало у нас в хорошем смысле удивление ещё при тестировании ECHO Audiofire. Устройства на основе AK4620A превосходят таковые с отдельными преобразователями с аналогичными характеристиками. Есть информация, что первоначально в RME предполагали использовать раздельные ЦАП и АЦП, но послушав качество новых кодеков AKM были впечатлены и использовали именно их. В любом случае, если возникнет желание иметь лучшие показатели тракта и большее число микрофонных входов, разумно использовать старшую модель Fireface 800 (119 дБА).

При записи устройство также показало свои преимущества, заключающиеся в расширенной функциональности. При подключении двух конденсаторных микрофонов, один из них (обычный) требовал фантомного питания, другой (ламповый) — питался от собственного БП. RME Fireface позволил подать фантомное питание только на один из микрофонных входов, тогда как во многих устройствах +48В подается на все входы сразу, для упрощения жизни разработчиков.

При работе с микшером очень удобно видеть точные значения (с десятыми долями) выставленных фейдеров, а также значения каналов на пикметре. Последний имеет гибкие и реально полезные настройки, например, выбор среднеквадратичного/пикового значения уровня с 3дБ компенсацией RMS. При этом, расчет производит не драйвер устройства, а встроенный аппаратный DSP.

Измерения

Мы приводим измерения RME Fireface 400 в loopback для возможности сравнения результатов в том же режиме с другими устройствами. При измерении с применением Lynx Aurora получаются результаты, близкие к паспортным. Уровень шума составил -113.2 дБА при паспортных 113 дБА. Искажения+шум выхода 5/6 составили -98.7 дБ (невзвешенных), также в соответствии с паспортными данными (<-96 дБ).

Тестируемое устройство RME Fireface 400
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out 1/2 - line-in 5/6)
Версия RMAA 6.0.5 PRO
   
   
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная


Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.03, -0.05
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-111.7
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
111.6
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0018
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-92.0
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0021
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-112.3
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0025
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Детальный отчёт RME Fireface 400

Уровень гармоник на графике искажений в тесте дается для -3 дБ FS, в то время как значение Кг существенно зависит от амплитуды. Показан наихудший случай, отдельно для входа и выхода искажения ниже и совпадают с паспортными данными.

Отдельно необходимо рассмотреть тему джиттера и его подавления. В Fireface 400 используется цифровой генератор опорного сигнала, что даёт гибкие возможности для точной подстройки скорости воспроизводения в профессиональных целях. Собственный джиттер интерфейса по паспорту низок, а спектр равномерен. И всё же для пуристов, интересующихся запредельно низким джиттером, больше подойдут устройства на базе качественного кварцевого генератора с фиксированной опорной частотой. Fireface 400 — это не аудиофильское устройство, архитектура под это не оптимизирована. Использование данного устройства в качестве стерео интерфейса для вывода звука неоправдано.



Опираясь на опубликованную Audio Precision работу Джулиан Данн «Джиттер. Теория. Часть 3» можно провести анализ графиков измерений loopback vs. line out. Исследования показывают снижение на нескольких дБ rms динамического диапазона в присутствии тестового сигнала по причине широкополосного джиттера, что можно объяснить платой за цифровой перестраиваемый генератор тактового сигнала. Тактовые генераторы устройств воспроизведения (RME Fireface 400, 800 пс) и записи (Lynx Aurora, 20 пс) не были синхронизированы. Разница сигналов на графике с 12 кГц синусоидой — точно не шум и не наводки, так как на графике шума в режиме loopback шумовой порог предсказуемо выше. Это хороший тест, но для него необходимы два устройства, одно из которых с заведомо более точным тактовым генератором.

В данном случае показатели лежат за гранью слухового восприятия, учитывая широкополосный характер спектра, что совпадает с информацией в паспорте. Если сравнить показатели Fireface 400 с ECHO Audiofire 4, можно констатировать большие проблемы у устройства ECHO с низкочастотным джиттером. К счастью, даже такие проблемы Audiofire 4 не влияют на общее качество звучания — согласно проводившимся исследованиям заметность джиттера растёт в логарифмической зависимости с ростом частоты. Всегда необходимо соизмерять измерения с психоакустическими аспектами восприятия — НЧ джиттер не слышен вплоть до огромных значений 200 нс.

На слух никаких проблем у Fireface 400 с джиттером отмечено не было. Отличия с другими устройствами обусловлены только примененными преобразователями. Измерения с помощью APS2 показывают, что именно они определяют сигнал/шум устройства и характер распределения гармоник.

Выводы

Так как следовать принципу разумной достаточности сложно, многие начинающие звукорежиссеры и компьютерные музыканты гоняются за немыслимыми высокими параметрами устройств, в то время как остальной звуковой тракт, в первую очередь контрольные мониторы, не соответствует даже самому дешевому интерфейсу — никакой разницы между конверторами мастерингового уровня и полупрофессиональными изделиями слышно не будет. При этом функциональные особенности и удобство работы вкрываются неприятным сюрпризом лишь впоследствии.

В этом смысле RME Fireface 400 по качеству аналогового тракта будет достаточным, на наш взшляд, для 90% выпускаемой профессиональной аппаратуры высокого класса, а по возможностям и удобству — в чем-то опережают конкурентов на голову. При этом цена RME Fireface 400 хотя не слишком доступна для энтузиастов, позволяет рекомендовать для коммерческих студий даже с небольшим бюджетом. Новичкам звукозаписи и режиссуры, имеющим в арсенале только «мониторные» наушники за $100, возможности Fireface будут избыточны, им лучше подойдут простые двухканальные интерфейсы за $150 от производителей полупрофессиональной аппаратуры. До потребностей в аппаратном микшере, работающем в автономном режиме, многоканальной записи с индивидуальными сабмиксами исполнителям, а также в логарифмическом анализаторе, поддержке тайм-кода и прочих вещах надо дорасти.

RME Fireface 400 — это не продвинутая версия дешевого интерфейса с внушительной ценой, которая сразит качеством на тракте за $100 и сама за тебя сведёт композицию аппаратным микшером, а прежде всего профессиональный инструмент для тех, кто в таких возможностях реально нуждается.

 

Cредняя цена по Москве на Firewire интерфейс RME Fireface 400 составляет $1373(2)






Дополнительно

RME Fireface 400

RME Fireface 400

RME Fireface 800 был первым FW устройством, нечем не уступающим по функциональности и оснащению внешним интерфейсам RME, требующим для подключения к компьютеру цифровой контроллер PCI либо Cardbus.

Fireface 400 производитель называет не просто младшим братом Fireface 800. Это полностью заново разработанное устройство, единственное в своём классе с активным подавлением джиттера, автономным режимом работы, полностью управляемое с передней панели, гибкими возможностями ввода/вывода сигналов профессонального качества, а также 648-канальный матричный роутер сигналов с поддержкой семплинга до 192 кГц.

Отличительные особенности RME Fireface 400:

  • TotalMix: внутренний 648-канальный цифровой микшер с 42 битной точностью;
  • возможность автономной работы с управленим по MIDI;
  • возможность совместной работы до 3 устройств Fireface 400/800;
  • аналоговые входы: 6 × 1/4″ TRS (4 × Line, 2 × Line/Instrument), 2 × XLR/TRS Combo (2 × Mic/Line); все входы серво-баланс;
  • аналоговые выходы: 6 × 1/4″ TRS, серво-баланс, развязка земли. 1 × 1/4″ TRS небаланс;
  • цифровые входы/выходы: 1 × ADAT, SPDIF;
  • MIDI: 2 × MIDI I/O через переходник (4 × DIN);
  • поддержка форматов семплирования до 192 кГц;
  • два микрофонных предусилителя с цифровой регулировкой усиления;
  • два балансных универсальных линейных/инструментальных входа;
  • SteadyClock для подавления джиттера и clock refresh (реклокинг);
  • автономное управление по дисплею;
  • TotalMix: 648-канальный микшер с 42 битным внутренним разрешением;
  • 54-уровневый аппаратный индикатор, показывающий пиковое и RMS значение;
  • питание от шины FireWire для мобильного применения;
  • совместимость с Windows и Mac платформами.

Благодаря использующем DSP микшеру TotalMix, 18 входов и выходных каналов могут смешиваться и направляться на любой из 18 физических выходов. Для мониторинга можно использовать до 9 независимых стерео миксов. Доступно управление всеми функциями по MIDI через Mackie-совместимый контроллер.

8 каналов ADAT интерфейсам работают одновременно с аналоговыми каналами. SPDIF вход/выход совместим с AES/EBU и может работать вплоть до 192 кГц.

Технические характеристики RME Fireface 400
(согласно данным обновленного руководства пользователя)

АЦП (входы 5-8):

  • DR: 113 дБА, 110 дБ
  • THD: < -100 дБ (< 0.001 %)
  • THD+N: < -98 дБ (< 0.0012 %)
  • разделение каналов: > 110 дБ

ЦАП (выходы 1-6):

  • DR: 113 дБА @ 44.1 кГц, 110 дБ
  • THD: -100 дБ, < 0.001 %
  • THD+N: -96 дБ, < 0.0015 %
  • разделение каналов: > 110 дБ

Используются два новейших стерео-кодека AKM AK4620A, объединяющих ЦАП и АЦП в одном корпусе. AK4620A позиционируется для профессиональных звуковых карт, DAW и другой аппаратуры. Кодек поддерживает форматы вплоть до 24 бит 192 кГц как на запись, так и на воспроизведение, сигнал/(шум+искажения) составляет 100 дБ, динамический диапазон — 113/115 дБА. ЦАП использует архитектуру AKM Advanced Multi-Bit, мультибитная дельта-сигма, чем достигается низкий шум модуляторов — практически плоский спектр шума вплоть до 80 кГц, а фильтры на переключаемых конденсаторах обеспечивают устройчивость к джиттеру тактового генератора. АЦП имеет архитектуру AKM Enhanced Dual-Bit, благодаря чему был достигнут сравнительно большой динамический диапазон. На входе имеется усилитель с цифровым управлением (IPGA). Цифровые фильтры имеют линейную фазу.

Цифровой интерфейс

  • синхронизация тактового сигнала: внутренняя, с цифровых входов: ADAT, SPDIF, word clock, опционально по LTC/Video входу
  • низкий джиттер: < 1 нс в режиме внешней синхронизации, после ФАПЧ
  • внутренний клок: 800 пс, равномерно распределенный
  • подавление джиттера внешнего клока: > 30 дБ (2.4 кГц)
  • влияние джиттера на ЦАП и АЦП: практически отсутствует
  • ФАПЧ страхует от выпадений данных даже при джиттере более 100 нс
  • цифровой синхронизирующий ФАПЧ для изменяемой частоты ADAT
  • поддержка частот семплирования: от 28 кГц до 200 кГц

Список известных пользователей продукции RME:
http://www.rme-audio.de/en_artists.php

Необходимо отметить, что хотя Firewire интерфейс выглядит очень привлекательным и дает большую пропускную полосу, в реальности, в звуковых задачах имеются определенные затруднения. Звуковым устройствам важнее не теоретическая пропускная способность, а возможность быстрого доступа к данным и максимальная скорость пересылки содержимого звуковых буферов порциями небольших объемов. Также важен как можно меньший overhead, то есть потери полосы от присутствия при передаче служебных данных стандартных протоколов. Не последнюю роль играет нагрузка на CPU, которую дает обслуживание интерфейса, что прямо влияет на минимальную задержку прохождения сигнала.

Очень похвально, что RME раскрывает некоторые технические детали в специальном разделе сайта — Technical Background.

Производитель поясняет, что существуют коренные отличия в архитектуре RME и продуктах других производителей на шине Firewire. Обычно во внешних звуковых Fireware устройствах используется отдельный чип общего назначения для шины Firewire и отдельно контроллер режимов и входов/выходов устройства с минимальной функциональностью. Иногда добавляют дополнительный функциальный DSP процессор эффектов, но возникает проблема ограничения скорости обмена между ним и компьютером по всей интерфейсной цепочке. Таким образом стандартный подход дает в итоге ограничение как на количество одновременных каналов, так и на время прохождения сигнала при обработке.

В RME разработали свое собственное решение для Firewire интерфейса. Ядро находится в FPGA, что позволяет его улучшать и устранять недостатки с обновлением прошивки. Внутри FPGA также реализован DSP, обеспечивающий обработку, например роутинг сигналов в TotalMix или измерения уровней сигнала. На физическом уровне используются чипы от Texas Instruments, как лучшее решение для Firewire-интерфейса. Для подключения Fireface во избежание проблем также рекомендуется Firewire-контроллер на TI. На сайте RME приведены примеры рекомендуемых и не рекомендуемых контроллеров. Последние произведены неизвестными китайскими производителями с серьезными ошибками в схемотехнике.

Драйвера устройства поддерживают следующие ОС: Windows 2000 SP4, XP, XP 64, Vista, Vista 64, Mac OS X и Mac OS X x86.

Комплектация:

  • звуковой интерфейс Fireface 400;
  • кабель IEEE1394a (FW400) 4 метра (полноразмерные 6-контактные резъемы;
  • переходник на MIDI разъемы (2 входа, 2 выхода)
  • блок питания с индикатором подсветки на разъеме;
  • печатное руководство на английском/немецком;
  • CD с драйверами;
  • цифровой оптический кабель (TOSLINK), 2 м.

В коробке также находится листовка с предупреждением:

Firewire устройства можно включать и обесточивать в любое время («горячая» коммутация). С момента появления, данное «преимущество» Firewire ввело в заблуждение множество людей и вызвало смерть огромного количества устройств. Исследования сети показывают бесчисленное количество жестких дисков и компьютеров, которые вышли из строя в момент подключения интерфейсного кабеля.

Основная проблема в том, что питание передается в самом Firewire кабеле. Во время включения и отключения возникают кратковременные пики напряжения, которые пробивают изоляцию проводов с данными и выводят из строя чувствительную электронику.

Конечно, эту проблему можно минимизировать специальными мерами (защитные диоды на входе данных, плавная подача напряжения, и т.п.), но полностью устранить нельзя. Всегда остаётся риск при горячей коммутации, если устройство использует питание по шине.

Поэтому RME рекомендует избегать горячую коммутацию!

Подключайте Fireface 400 к Firewire только при отключенном компьютере и Fireface. Это позволяет избежать указанных проблем.

RME заявляет, что разработчики чипов для Firewire звуковых интерфейсов (BridgeCo, Philips AV LLC) имеют слабое представление о потребностях профессиональных интерфейсов. В частности не хватает следующих возможностей, которые эксклюзивно реализуют продукты RME:

  • переключение на внешнюю синхронизацию в реальном времени
  • поддержка varipitch/varispeed
  • запись/воспроизведение без смещения
  • поддержка нескольких устройств
  • поддержка частот до 192 кГц
  • смена размера буфера в реальном времени

 

Отличительные свойства Firewire интерфейсов RME

RME разработали FireWire интерфейсы Fireface с полным набором возможностей, которыми обладают PCI карты RME. Список уникальных возможностей Fireface, которые не встречаются в продуктах других производителей:

  • изменение частоты семплирования в реальном времени
  • управление частотой семплирования даже во время воспроизведения/записи
  • полный контроль над стартом/остановом. без изменений после перезагрузки
  • varispeed / внешняя синхронизация во всех режимах (DS / QS)
  • снижение overhead протокола, отказом от CIP (Common Isochronous Packet format) заголовков (AVC, mLan)
  • аппаратная проверка пакетов данных и коррекция выпадений
  • latency изменяется на лету, при запущенных ASIO и GSIF приложениях

Имеются разъяснения по пункту «аппаратная проверка пакетов данных и коррекция выпадений». Есть две основные причины щелчков и выпадений:

  • звуковое ядро не справляется с обработкой данных. это решается увеличением размера буфера (latency)
  • данные теряются вследствии перегрузки или нехватки производительности шины PCI

Все Firewire контроллеры на платформе PC подключены к шине PCI bus, нет чипсетов с интегрированным FW. Так сделано только у Маков.

RME предоставляет возможность отделить щелчки, вызванные перегрузкой CPU (что решается увеличением размера буфера, latency), и потери пакетов данных FireWire интерфейса. Сообщение по FireWire между PC и Fireface включает водяные знаки в пакетах. Fireface обнаруживает случаи и точное количество потерь данных.

На практике случаи потерь данных — редкость.

Выход на наушники

Прямое попеременное сравнение выходов на наушники E-MU 1616M и RME Fireface 400 проводилось с использованием наушников Beyerdynamic DT-250, с номинальным импедансом 80 Ом. Устройства работали под интерфейсом ASIO, регулировка громкости осуществлялась только средствами звуковых интерфейсов: в продукте E-MU это аналоговая регулировка, в RME — цифровой регулятор уровня в микшере.

Насмотря на придирчивое вслушивание с попеременным переключением наушников, разница в звучании исчезающе мала, с несущественным преимуществом E-MU. При этом разница в наушниках была слышна при сравнении 1616m с другой аппаратурой (подробнее в статье ECHO Audiofire 4).

Аппаратный микшер

Некоторые звукорежиссеры недоумевают - почему в финальном миксе чисто звучащие треки сливаются в кашу? Несмотря на отсутствие внятных аргументов, в сообщесте звукорежиссеров существует теория о том, что аппаратное микширование средствами железного устройства якобы даёт более высокое качество, более четкий и детальный микс. Многие начинают шаманить с программами и цифровыми микшерами устройств в поисках панацеи, так как существует представление о существовании некоего «идеального микшера», позволяющего избежать трудоемкого этапа эквализации и другой обработки дорожек при сведении фонограммы. Помимо этого, слышны споры о том, какой софт чище и прозрачнее суммирует дорожки. В статье о ProTools мы сравнивали сведение тестовой композиции в Cubase vs. Samplitude vs. ProTools на слух и в спектроанализаторе, и пришли к выводу, что суммы дорожек совпадают — отличия преставляют собой шум дизеринга, стандартно добавляемый для устранения искажений квантования.

Мы использовали ту же композицию, что и в статье Protools M-Powered. Были взяты максимально чистые треки подготовленной Григорием Лядовым тестовой композиции для поиска отличий в качестве микширования.

Перезапись через Fireface Mixer сравнивалась с даунмиксом Cubase SX3. Запись осуществлялась в формате 32 float.

Анализ показал, что файл Fireface имеет смещение на 1,7 мс. Это компенсация времени, требуемого на ЦАП/АЦП. Драйвер выставляет latency для редактора таким образом, чтобы скомпенсировать смещение. При цифровой перезаписи через микшер время становится отрицательным, необходимо вводить поправки вручную. Это оговорено в документации на устройство.

Сначала была попытка услышать разницу между миксами на слух, что успехом не увенчалось. Далее, вычитание двух сигналов даёт равномерный по спектру шум очень низкого уровня. Данный сигнал ошибки примерно равен шуму дизеринга при 24-битной разрядности. Услышать такие отличия на слух невозможно, поэтому мы их и не услышали.

Дает ли преимещества «аппаратное» цифровое микширование по точности? Каковы особенности такой реализации? Аппаратные микшеры в звуковых интерфейсах используют программируемые DSP, с ограниченными возможностями по быстродействию и очевидной оптимизацией на вычисления в реальном времени для большого числа каналов с минимальной задержкой. Данные архитектурные ограничения заведомо ставят даунмикс посредством CPU компьютера в секвенсорах на первое место по точности вычислений. Особенно если вспомнить о неограниченном времени на рассчеты при даунмиксе проекта в файл, 64-битных переменных с плавающей точкой и 80-разрядными регистрами FPU сопроцессора.

RME ставит в заслугу микшеру целочисленную арифметику с большим запасом по перегрузке (42 бита) и 24 битах на выходе микшера (лимитирование и транкейт отбросом бит, не умещающихся в 24-бита), причем без дизеринга. Все эти преимущества действительно интересны в сравнению с микшерами реального времени универсальных звуковых контроллеров (VIA/IC Ensemble, Motorolla, Philips), но не в сравнении с FPU x86 (программными секвенсорами с микшированием в 64float). Если сравнивать с аппаратурой высокого класса, микшер интерфейсов LynxStudio выполнен на аналогичной аппаратной базе (Xilinx Spartan) и дает дополнительную возможность поканально включать и отключать дизеринг. Вероятно, это делается на уровне драйверов.

Важно понимать: всему своё применение и использовать имеющиеся возможности аппаратуры по назначению. RME никогда не заявляла о том, что аппаратный микшер следует использовать для сведения композиций, хотя никто не запрещает это делать. Однако существует множество ситуаций, когда использование микшера RME будет более оправдано. Например, если требуется подать на разные выходы разные миксы (режим Submix), особенно в реальном времени и при наличии внешних источников или посылов/возвратов. Помимо выбора каналов на каждый выход можно отрегулировать и уровень. Это можно сделать как в Fireface Mixer, так и в Fireface Matrix. В этом случае качество можно считать избыточным.

Подобная расширенная функциональность (например, возможность создания отдельных сабмиксов) в той или иной мере присутствует у профессиональных интерфейсов LynxStudio, MOTU и ECHO, но полностью отсутствует в массовых продуктах ESI, E-MU, M-Audio. Является ли это значимым преимуществом — полностью зависит от стоящих задач. В домашней студии одни потребности, в профессиональной звукозаписывающей или телестудии — очевидно, совсем другие. Что предпочесть — чуть более качественные предусилители/конверторы или удобство в работе и скорость создания фонограммы — зависит от конкретной ситуации.

Как и любое устройство, RME Fireface 400 имеет свои плюсы и минусы. Например, микшер отличается продвинутостью, но в то же время может быть сложен для освоения, особенно если учесть отсутствие русскоязычной инструкции. Для тех, кто испытывает затруднения при чтении англоязычных инструкций, можно порекомендовать статью Андрея Толкачева «RME TotalMix и DIGICheck», опубликованную в январском номере «Музыкального Оборудования» за 2007 год. Однако это не заменит внимательного изучения руководства. Очень приятно, в что в комплекте идёт толстая печатная версия.

Другой спорный момент — это внешний вид микшера в стиле старого Steinberg Cubase 5, без возможности масштабирования элементов интерфейса. По этой причине микшер перегружен и выглядит в высоких разрешениях довольно мелким. Очевидно, что наиболее удобный вариант — управление микшером по MIDI через Mackie-совместимый контроллер, а при активном использовании в студии — вывод окна микшера на отдельный монитор.

При совместном подключении нескольких устройств Fireface (до трех), вид в микшере переключается между ними, в то время как, скажем, у устройств LynxStudio при совместной работе (я использую LynxTWO и Lynx AES16) есть возможность вывода всех микшеров сразу. Возможно это уже частности, которые не так важны, но развиваться ещё есть куда. Полагаю, Матиас Карстенс и его команда прекрасно знают о сильных и слабых сторонах их продуктов и расставляют свои приоритеты. Это вполне понятно каждому, кто имеет опыт разработки подобного софта.

DIGICheck

На сайте RME имеется интересная бесплатная утилита DIGICheck, имеющая различные режимы анализа сигналов с входных и выходных каналов. Эти возможности существенно дополняют функционал и без того продвинутого микшера. Мы сосредоточим внимание лишь на самых необычных.

Анализатор спектра интересен тем, что не использует БПФ (FFT). Вместо этого задействованы полосовые фильтры, в стиле аппаратного анализатора. Масштаб шкалы анализатора — логарифмический.

Другой интересный режим — Global Record, предназначен для записи большого числа каналов единым потоком в файл с минимально возможной нагрузкой на систему. В первую очередь это актуально для интерфейсной карты MADI с 64 каналами, где запись в разные файлы создает непомерную нагрузку на жесткий диск и систему, и приводит к фрагментации и непредсказуемым выпадениям данных, особенно при многочасовых ответственных записях. Такой же метод используется на Pyramix. При неболшом числе каналов функция записи единым потоком получила вторую жизнь при использовании ноутбуков и их слабых CPU и жестких дисков.

Тесты качества аналогового тракта

В сравнительном тестировании участвовали следующие устройства:

  • LynxStudio Aurora 8
  • E-MU 1616M
  • RME Fireface 400
  • ESI Juli@

Рэковое устройство LynxStudio Aurora 8 выступила в качестве эталона и устройства коммутации сигналов, для мгновенного переключения сигнала на мониторы ADAM S2.5A. Мы провели эксперимент, чтобы узнать, не искажает ли аналоговый тракт Aurora сигнал с устройств, сравнив сигнал напрямую к мониторам и скомутированный через Aurora. Разницы услышано не было, как и в случае смены каналов Aurora. Сигнал же от подключенных устройств заметно различался.

Тестирование производилось в соответствии с нашей методикой тестирования, во многом совпадающей с требованиями AES20-1996/2002 (доступна для членов AES).

Требованиями AES20 является обязательное проведение двойного слепого тестирования (DBT). (AES20-1996/2002 7.10.1.) Основу должны составлять записи с узнаваемыми тембрами инструментов, без внесения значительной обработки звука. (AES20-1996/2002 6.2.2). Длительность отрывков тестовых композиций должна быть порядка 10 секунд с интервалом переключения не более 5 секунд, с обязательным последующим переключением на оригинал и обратно. Чем больше промежуток, тем менее адекватными становятся результаты ввиду отсутствия у человека долговременной слуховой памяти. При значительном промежутке прошедшего времени остаются лишь эмоциональные воспоминания, без возможности восстановления деталей звучания. Громкость сигналов с устройств при прямом сравнительном тестировании должна быть абсолютно одинаковой.

В нашем случае использовались фонограммы:

1. Vaclav Nelhybel — Trittico — Allegro Maestoso (16 бит 44.1 кГц)
2. J.S. Bach — Gavotte In D Minor — Jacques Loussier Trio (16 бит 44.1 кГц)
3. Latin Jazz Trio — Mujaka (24 бит 96 кГц)

Использовался также готовый коммерческий проект для тестирования возможностей применения Fireface 400 в профессиональной работе: регулировка уровней эффектов при сведении, изменение тембров инструментов на разных треках. В этом случае тесируется способность тракта адекватно отражать мельчайшие изменения в фонограмме.

Интерфейс RME Fireface 400 демонстрирует высокое профессиональное качество звучания. Искажений тембров нет, проработка хорошая. По качеству аналогового тракта Fireface 400 обошел ESI Juli@ и немного не дотянул до 1616M и Aurora 8. Fireface 400 можно рассматривать как более доступную версию Fireface 800 с той же самой функциональностью, но уменьшенным количеством аналоговых интерфейсов и преобразователями высокого, но не топового уровня. Тем не менее, качество новых кодеков вызывало у нас в хорошем смысле удивление ещё при тестировании ECHO Audiofire. Устройства на основе AK4620A превосходят таковые с отдельными преобразователями с аналогичными характеристиками. Есть информация, что первоначально в RME предполагали использовать раздельные ЦАП и АЦП, но послушав качество новых кодеков AKM были впечатлены и использовали именно их. В любом случае, если возникнет желание иметь лучшие показатели тракта и большее число микрофонных входов, разумно использовать старшую модель Fireface 800 (119 дБА).

При записи устройство также показало свои преимущества, заключающиеся в расширенной функциональности. При подключении двух конденсаторных микрофонов, один из них (обычный) требовал фантомного питания, другой (ламповый) — питался от собственного БП. RME Fireface позволил подать фантомное питание только на один из микрофонных входов, тогда как во многих устройствах +48В подается на все входы сразу, для упрощения жизни разработчиков.

При работе с микшером очень удобно видеть точные значения (с десятыми долями) выставленных фейдеров, а также значения каналов на пикметре. Последний имеет гибкие и реально полезные настройки, например, выбор среднеквадратичного/пикового значения уровня с 3дБ компенсацией RMS. При этом, расчет производит не драйвер устройства, а встроенный аппаратный DSP.

Измерения

Мы приводим измерения RME Fireface 400 в loopback для возможности сравнения результатов в том же режиме с другими устройствами. При измерении с применением Lynx Aurora получаются результаты, близкие к паспортным. Уровень шума составил -113.2 дБА при паспортных 113 дБА. Искажения+шум выхода 5/6 составили -98.7 дБ (невзвешенных), также в соответствии с паспортными данными (<-96 дБ).

Тестируемое устройство RME Fireface 400
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out 1/2 - line-in 5/6)
Версия RMAA 6.0.5 PRO
   
   
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная


Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.03, -0.05
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-111.7
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
111.6
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0018
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-92.0
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0021
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-112.3
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0025
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Детальный отчёт RME Fireface 400

Уровень гармоник на графике искажений в тесте дается для -3 дБ FS, в то время как значение Кг существенно зависит от амплитуды. Показан наихудший случай, отдельно для входа и выхода искажения ниже и совпадают с паспортными данными.

Отдельно необходимо рассмотреть тему джиттера и его подавления. В Fireface 400 используется цифровой генератор опорного сигнала, что даёт гибкие возможности для точной подстройки скорости воспроизводения в профессиональных целях. Собственный джиттер интерфейса по паспорту низок, а спектр равномерен. И всё же для пуристов, интересующихся запредельно низким джиттером, больше подойдут устройства на базе качественного кварцевого генератора с фиксированной опорной частотой. Fireface 400 — это не аудиофильское устройство, архитектура под это не оптимизирована. Использование данного устройства в качестве стерео интерфейса для вывода звука неоправдано.



Опираясь на опубликованную Audio Precision работу Джулиан Данн «Джиттер. Теория. Часть 3» можно провести анализ графиков измерений loopback vs. line out. Исследования показывают снижение на нескольких дБ rms динамического диапазона в присутствии тестового сигнала по причине широкополосного джиттера, что можно объяснить платой за цифровой перестраиваемый генератор тактового сигнала. Тактовые генераторы устройств воспроизведения (RME Fireface 400, 800 пс) и записи (Lynx Aurora, 20 пс) не были синхронизированы. Разница сигналов на графике с 12 кГц синусоидой — точно не шум и не наводки, так как на графике шума в режиме loopback шумовой порог предсказуемо выше. Это хороший тест, но для него необходимы два устройства, одно из которых с заведомо более точным тактовым генератором.

В данном случае показатели лежат за гранью слухового восприятия, учитывая широкополосный характер спектра, что совпадает с информацией в паспорте. Если сравнить показатели Fireface 400 с ECHO Audiofire 4, можно констатировать большие проблемы у устройства ECHO с низкочастотным джиттером. К счастью, даже такие проблемы Audiofire 4 не влияют на общее качество звучания — согласно проводившимся исследованиям заметность джиттера растёт в логарифмической зависимости с ростом частоты. Всегда необходимо соизмерять измерения с психоакустическими аспектами восприятия — НЧ джиттер не слышен вплоть до огромных значений 200 нс.

На слух никаких проблем у Fireface 400 с джиттером отмечено не было. Отличия с другими устройствами обусловлены только примененными преобразователями. Измерения с помощью APS2 показывают, что именно они определяют сигнал/шум устройства и характер распределения гармоник.

Выводы

Так как следовать принципу разумной достаточности сложно, многие начинающие звукорежиссеры и компьютерные музыканты гоняются за немыслимыми высокими параметрами устройств, в то время как остальной звуковой тракт, в первую очередь контрольные мониторы, не соответствует даже самому дешевому интерфейсу — никакой разницы между конверторами мастерингового уровня и полупрофессиональными изделиями слышно не будет. При этом функциональные особенности и удобство работы вкрываются неприятным сюрпризом лишь впоследствии.

В этом смысле RME Fireface 400 по качеству аналогового тракта будет достаточным, на наш взшляд, для 90% выпускаемой профессиональной аппаратуры высокого класса, а по возможностям и удобству — в чем-то опережают конкурентов на голову. При этом цена RME Fireface 400 хотя не слишком доступна для энтузиастов, позволяет рекомендовать для коммерческих студий даже с небольшим бюджетом. Новичкам звукозаписи и режиссуры, имеющим в арсенале только «мониторные» наушники за $100, возможности Fireface будут избыточны, им лучше подойдут простые двухканальные интерфейсы за $150 от производителей полупрофессиональной аппаратуры. До потребностей в аппаратном микшере, работающем в автономном режиме, многоканальной записи с индивидуальными сабмиксами исполнителям, а также в логарифмическом анализаторе, поддержке тайм-кода и прочих вещах надо дорасти.

RME Fireface 400 — это не продвинутая версия дешевого интерфейса с внушительной ценой, которая сразит качеством на тракте за $100 и сама за тебя сведёт композицию аппаратным микшером, а прежде всего профессиональный инструмент для тех, кто в таких возможностях реально нуждается.

 

Cредняя цена по Москве на Firewire интерфейс RME Fireface 400 составляет