Аудио/MIDI секвенсор Pro Tools M-Powered


Компания M-Audio вошла в состав Аvid еще в 2004 году. Новоиспеченный владелец Digidesign и M-Audio уверенно заявлял, что вариант Pro Tools, совместимый с картами M-Audio, выпускать категорически не намерен — достаточно линеек с приставками |HD и LE, работающих с продуктами Digidesign.

Тем не менее, спустя какое-то время была анонсирована версия Pro Tools M-Powered, залоченная на работу с железом M-Audio. По сути, это адаптированная LE с минимальными отличиями в комплектации.

Напомним, Pro Tools | HD — флагманский продукт Digidesign, стандарт де-факто в индустрии аудио- и видеопродакшн, работает на аппаратных решениях Pro Tools, без использования CPU. В минимальной конфигурации (HD1) стоит $7995 за карту плюс $3995/$1995 за цифро-аналоговый рэковый модуль преобразователей (192/96 I/O c поддержкой 192/96 кГц соответственно).


Digidesign Pro Tools | HD 1 (одна PCIe карта Accel Core, 9 аппаратных DSP)

В то время как Pro Tools | HD нацелены сугубо на профессиональный рынок, LE и M-Powered — предназначены для персональных и бюджетных студий, с возможностью полной переносимости сессий (естественно, при совпадающей канальности железа и наличии тех же инструментов и плагинов в системе).

Digidesign подчёркивает, что LE и M-Powered — это не какие-то «разбадяженные» (watered-down) версии Pro Tools. Все три версии составляют единое семейство с одинаковым интерфейсом и форматом файлов.

Преимущества Pro Tools:

  1. Самый популярный софт для многоканальной звукозаписи, стандарт де-факто в студиях звукозаписи
  2. Редактирование в одном окне
  3. Удобная система automation
  4. Исключительная стабильность

Минусы Pro Tools:

  1. Залоченность под определённое железо (работает только с Digidesign и M-Audio)
  2. Ограниченные средства работы с MIDI и нотными партиями
  3. Собственный формат RTAS, отсутствие поддержки VST, DX

Последняя версия Pro Tools в настоящий момент — версия 7.3. Купившим в рознице коробочную 6.8 и выше можно скачать бесплатный апдейт до 7.1 или получить диск с апдейтом, заплатив за пересылку. За апгрейд до 7.3 с 7.х придется дополнительно выложить $49.

Имеется ознакомительная Trial версия Pro Tools M-Powered для различных вариантов компьютеров (PC, Mac, Intel Mac). Можно бесплатно скачать семплер Xpand!.

Отметим, какие изменения произошли в последней версии 7.1 по сравнению с предыдущими (6.8 и 7.0). Появилась поддержка многопроцессорных систем, как для PC, так и для Mac, iMac и MacBook Pro с процессорами Intel, а также четырехпроцессорных Power Mac G5. Значительно увеличилось количество звуковых устройств M-Audio, поддерживающих Pro Tools. Добавили Instrument-дорожки для виртуальных инструментов RTAS, расширили возможности работы с MIDI. Добавлена возможность работы с файлами REX and ACID. Полный список изменений в 7.0 можно найти на сайте M-Audio.

Pro Tools 7.3 включает новые возможности для написания фонограмм, такие как режим Dynamic Transport, позволяющий запускать воспроизведение с любого места, независимо от текущего выделенного фрагмента, инструмент Loop Trim, который позволяет быстро зацикливать отрезки MIDI или аудио треков. Новые облегчающие работу возможности также включают установку знаков при ключе (с возможностью автотранспонирования при смене тональности), Loop Preview (прослушивание REX или ACID файлов в браузере DigiBase), Create Click Track (создание звуковой дорожки с метрономом на базе плагина DigiRack Click).

В Pro Tools 7.3 введена интеграция с Sibelius — популярным средством подготовки нотных партий типографского качества. Команда «Send to Sibelius» (отослать в Sibelius) позволяет производить экспорт MIDI треков в Sibelius для распечатки партитуры и отдельных партий инструментов.

Проведена работа по ускорению и расширению возможностей подстройки опций продукта. Window Configurations позволяет хранить и вызывать до 99 конфигураций расположения окон. Высота треков и зум теперь полностью настраиваемые. Для удобства пользователь может менять параметры без остановки и повторного запуска воспроизведения. Есть новые возможности drag-and-drop для быстрого открытия плагинов или пресетов параметров. Для пользователей Pro Tools LE 7, в опции DV Toolkit 2 добавлены новые средства редактирования и экспорта QuickTime, наряду с интеграцией многоканальных звуковых полей.

Pro Tools M-Powered 7.3 поддерживает следующие устройства M-Audio:

  • Audiophile 192
  • Audiophile 2496
  • Audiophile USB
  • Delta 1010
  • Delta 1010LT
  • Delta 44
  • Delta 66
  • Fast Track Pro
  • Fast Track USB
  • FireWire 1814
  • FireWire 410
  • FireWire Audiophile
  • FireWire Solo
  • JamLab
  • M-Audio Black Box
  • M-Audio Ozone
  • MobilePre USB
  • NRV10*
  • Ozonic
  • ProFire Lightbridge*
  • ProjectMix I/O
  • Torq Conectiv*
  • Transit

* поддержка, начиная с Pro Tools M-Powered 7.3.

Помимо установленного в системе устройства M-Audio, необходим идущий в комплекте аппаратный ключ iLok с интерфейсом USB.

Программа требует минимум 384 Мб памяти (в обратном случае не запускается), рекомендуется ОЗУ от 1 Гб и выше.

Не поддерживаются:

  • чипсеты SiS;
  • процессоры AMD Sempron, Intel Celeron;
  • Intel Pentium III и младше;
  • AMD K6, K6-2, K6-III, K7.

Требуется XP SP2. x64 Edition, XP Media Center Edition и прочие версии — не поддерживаются.

Для многоканальной записи/воспроизведения требуется выделенный (отличный от системного) жесткий диск минимум с 7200 об/мин и средним временем доступа менее 10 мс. При этом Pro Tools не поддерживает RAID массивы.

Для двухпроцессорных машин рекомендуется отключать сетевые карты.

При наличии нескольких совместимых устройств, задействовать можно только одно из них.

Есть большое подозрение, что Pro Tools неявно использует интерфейс ASIO. Список значений буфера в семплах совпадает, а при занятом ASIO устройстве, оно пропадает из списка при запуске.

Как мы видим, имеется возможность задействовать один или два процессора.

Несмотря на уверения Digidesign, существовало опасение, что в программных версиях качество обработки программных RTAS плагинов снижено до неприемлемого уровня. Мы протестировали идущие в комплекте плагины Digirack на адекватность в профессиональном применении. Встроенный ревербератор D-Verb показался нам вполне применимым. К числу достоинств можно отнести то, что звук не замыливается, тембры живых инструментов остаются чистыми — не приобретают синтетического окраса. Все пресеты D-Verb — реально рабочие. Параметров регулировки немного, но они позволяют добиться нужного результата. Комплектный ревер в Pro Tools явно качественнее, чем аналогичные стандартные плагины в Cubase/Sonar, а по качеству ближе к Samplitude. В последнем ревербератор, на наш взгляд, ещё более качественный. Из комплектных плагинов Pro Tools также отметим хороший limiter и multi-tap delay.

В профессиональных кругах существует мнение, что, помимо плагинов обработки, различные секвенсоры кардинально различаются по качеству микширования дорожек. Мы решили проверить эту гипотезу и поставили собственный эксперимент. Были подготовлены максимально качественные дорожки с записью виртуальных и живых инструментов. Далее одни и те же WAV-файлы были загружены в секвенсоры Cubase SX3, Pro Tools M-Powered 7.1, Samplitude 8 и смикшированы без наложения эффектов в финальный WAV.

Прослушивание на контрольном тракте из ADAM S2.5A и Lynx Aurora 8 ни в слепом, ни в зрячем прослушивании не выявило слышимой разницы. Далее файлы были вычтены друг из друга в противофазе, чтобы получить численное свидетельство их разницы. Разность файлов была подвергнута анализу, который показал — файлы отличаются исключительно шумом дизеринга, амплитудой 1-2 LSB. Огибающая, математически построенная по отсчетам семплов, во всех случаях совпадала. Единственная особенность Samplitude — кратковременный автоматический fade-in/fade-out в начале и конце файла. Таким образом, мы пришли к выводу, что не стоит уделять внимание вопросу качества микширования трэков при выборе секвенсора — операцию суммирования FPU x86 выполняет с избыточной точностью (80-бит с плавающей точкой). Гораздо эффективнее сосредоточиться на качестве записи и выборе плагинов обработки. Плюс большую роль играет мастеринг на финальном этапе пост-продакшн. А главную роль, безусловно, играет квалификация звукорежиссера.

Итого. За Pro Tools M-Powered просят около $300, при этом в комплекте уже идёт минимальный набор плагинов для работы, плюс бесплатно скачивается семплер/синтезатор Xpand!. Как показало тестирование, эффекты реально применимые, что позволяет сразу начать работу. Неплохо для персональных домашних студий. Однако пользователи, привыкшие к широким возможностям работы с MIDI, скорее всего, будут разочарованы — улучшения в этом направлении идут, но пока достаточно медленно и не бесплатно для пользователя. Например, за возможность вводить знаки альтерации при ключе просят $49.

На наш взгляд, заточка под определённое железо выглядит неоправданной и сужает круг пользователей Pro Tools — ведь между дико дорогим железом PT|HD и бюджетным под LE/M-Powered имеется большая категория и других интересных устройств. Вероятно, для Digidesign важнее продажи железа в сугубо профессиональной нише студийного оборудования, ради чего можно пожертвовать распространенностью программной части, то есть секвенсора Pro Tools, на массовом рынке. Стремление Digidesing быть монополистом таким путем выглядит не очень красиво. Интереснее было бы увидеть честную конкуренцию качества/возможностей продуктов. Возможно, в будущем мы увидим версию Pro Tools, работающую с любым ASIO устройством. И первый шаг на пути к этому — Pro Tools M-Powered.






Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.