Кинотеатральный Full HD DLP-проектор
Optoma HD800X


Кинотеатральные проекторы Optoma пользуются известной популярностью в качестве решения для домашнего кинотеатра начального и среднего уровня. Однако в нашей тестовой лаборатории они не частые гости. В качестве компенсации этого пробела мы предлагаем обзор кинотеатрального Full HD DLP-проектора Optoma HD800X.

Projector, general view

Характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Дизайн проектора несколько необычный, он ассоциируется с автомобилем «Порше», у которого недостает одной фары. Верхняя часть корпуса изготовлена из пластика с жемчужно-белым матовым покрытием, на котором незаметны ни отпечатки от пальцев, ни мелкие повреждения. Днище — просто серый пластик. Внешние поверхности объектива, его кожух и крышечка имеют зеркально-блестящее покрытие (видимо, хром), что также способствует автомобильным ассоциациям. Правда, на зеркальных поверхностях крышки, кольца фокусировки и рычажка зума, до которых приходится дотрагиваться при настройке проектора, отпечатки очень заметны. На самом краю верхней панели, где она переходит в заднюю, находятся индикаторы состояния (в виде светодиодной линейки) и кнопки управления.

Buttons

Кнопка выключения неспроста изготовлена из тонированного прозрачного пластика — под ней расположен ИК-приемник. Второй — спереди, рядом с объективом. В неглубокой нише на задней панели достаточно свободно размещены интерфейсные разъемы.

Rear panel

Чуть ниже — разъем питания и разъем для замка Кенсингтона. На боковых поверхностях — вентиляционные решетки.

Right

Также небольшие решетки находятся на задней панели и на днище. Кроме того, на днище присутствуют крышка лампового отсека и три металлические втулки с резьбой для крепления к потолочному кронштейну. Передние, выдвигающиеся и задние выкручивающиеся ножки помогут немного приподнять переднюю часть проектора и/или устранить небольшой перекос при установке на горизонтальную поверхность.

Front

Пульт

Remote control  Remote control

Корпус пульта изготовлен из гладкого белого пластика, который контрастирует с темной, прозрачной для ИК-света вставкой в передней части. Чтобы не создавать мешающих бликов, панель под кнопками предусмотрительно сделана матовой. Благодаря оригинальной форме, не лишенной некоторого изящества, пульт удобно лежит в руке. Кнопок относительно много, но самые нужные легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая и равномерная светодиодная подсветка, которая включается на несколько секунд при нажатии на любую кнопку.

Remote control

Меню

Шрифт меню чуть-чуть мелковат, но все же удобочитаем. Навигация быстрая и удобная. Настроек относительно немного, за одним исключением: они находятся на страницах первого и второго уровня. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится только узкая полоска со шкалой или горизонтальным списком.

OSD

Часть таких полосок можно вызвать непосредственно специализированными кнопками пульта. Есть русская версия меню, перевод более-менее адекватный, но некоторые надписи так и остались непереведенными.

Коммутация

Сonnectors

Видеовходы проектора имеют стандартные разъемы, при этом вход DVI отличается повышенной универсальностью. Он совместим с цифровыми (DVI- они же HDMI-сигналы, HDCP поддерживается) и аналоговыми (VGA-, SCART-RGB- и компонентные цветоразностные) видеосигналами. Разумеется, для реализации такой универсальности необходимы соответствующие пассивные переходники. В комплекте есть переходник с DVI на VGA и с VGA- на SCART, что при использовании VGA-кабеля (тоже входит в комплект) позволяет подключать проектор к источникам как с VGA-, так и со SCART-выходами (в режиме RGB). Тип подключения определяется автоматически. На странице Signal расположены доступные для текущего сигнала тонкие настройки, также можно вручную указать кодирование цвета — RGB или цветоразностное, — но в большинстве случаев проектор сам корректно определяет параметры и тип видеосигнала.

OSD

Есть отключаемая функция автопоиска активного подключения, что и где искать определяется наличием галочки в списке Input Source.

OSD

Вручную видеовходы перебираются кнопкой с подписью Source на корпусе или непосредственно указываются кнопками пульта.

Экран с электрическим приводом можно подключить к выходу 12V-RELAY, на котором 12 В появляется или при включении проектора или при выборе режима Letterbox (зависит от значения параметра 12V Trigger). Интерфейс RS232 (разъем D-V SUB 9 pin) позволяет дистанционно по проводам управлять проектором. В руководстве приведены: распайка разъема, а также соответствующие настройки и команды.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране производится вращением ребристого кольца на объективе, а регулировка увеличения — рычажком в прорези кожуха объектива. (Рекомендуем надеть х/б перчатки.) Объектив зафиксирован относительно матрицы так, что нижний край изображения находится выше оси объектива на 36% от высоты изображения. Есть цифровая коррекция вертикальных трапецеидальных искажений. Для облегчения настройки, на экран можно вывести тестовый шаблон-сетку или просто белое поле.

Режимов геометрической трансформации 4: 4:3 — подойдет для просмотра фильмов в формате 4:3, 16:9 — для просмотра фильмов 16:9 или анаморфированных, LBX — для формата Letterbox и Как есть — отключена интерполяция к разрешению матрицы.

OSD

Изображение можно сдвигать по вертикали за счет обрезки сверху или снизу, а если есть поля по бокам, то и вправо-влево. Для устранения помех на границах изображения можно включить один из двух режимов обрезки краев по периметру — просто обрезка без изменения масштаба (Маскир. границ) или небольшое увеличение (оверскан, при этом часть изображения уйдет за область проекции). Величина обрезки настраивается.

OSD

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его нужно размещать за зрителями.

Настройка изображения

Настраивая изображение, можно попробовать перебрать предустановленные профили,

OSD

выбрать наиболее подходящий и скорректировать его с помощью настроек контрастности, яркости, насыщенности, оттенка и цветовой температуры (3 профиля или ручная регулировка контраста и яркости трех основных цветов), после чего перейти к тонкой настройке.

OSD

OSD

OSD

На яркостный баланс оказывают влияние: настройки Гамма (общая кривизна), дегамма(локальная коррекция) и Расширение Ч/Б (вроде как автоматическая коррекция черного и белого уровней).

OSD

OSD

Настройка реалистичный слегка меняет цветовой баланс, как минимум при ее максимальном значении яркость желтого цвета уменьшается. Параметры Корр. контуров и резкость совместно влияют на степень подчеркивания контуров. Настройка подавление шума управляет работой функции подавления видеошумов. Лампу можно переключить в режим повышенной яркости (при этом и шум от системы охлаждения возрастет).

OSD

Как вариант разумной экономии, не в ущерб максимальной яркости допустимо использовать режим ИИ изображения, в котором яркость лампы будет автоматически повышаться для светлых сцен и уменьшаться для темных. Параметр IRIS управляет диафрагмой, при максимальном его значении диафрагма максимально закрыта.

OSD

Для хранения пользовательского набора настроек отведен один профиль. Кроме того, для каждого видеовхода автоматически сохраняются свои настройки.

Дополнительные возможности

Функция авто выкл. обеспечит отключение проектора через заданный интервал отсутствия сигнала.

Измерение яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Результаты измерений для проектора Optoma HD800X (если не указано иное, то включен режим высокой яркости, режим = пользов., диафрагма открыта полностью):

Световой поток
   — 725 лм
   Диафрагма максимально закрыта 300 лм
   Режим пониженной яркости 575 лм
   режим = sRGB 470 лм
   режим = TB 655 лм
   режим = яркий 620 лм
   режим = кино 545 лм
Равномерность
   — +23%, -47%
   Диафрагма максимально закрыта +40%, -22%
Контрастность
   — 460:1
   Диафрагма максимально закрыта 450:1

Максимальный световой поток существенно меньше паспортных 1200 лм. Впрочем, производитель нигде не указывает, что паспортные данные — это результат измерения по ANSI. Равномерность не очень высокая. Контрастность хорошая. Уменьшение диафрагмы не приводит к увеличению качества картинки, только снижает ее яркость. Измерения контрастности в центре экрана при чередующемся выводе белого и черного полей (метод full on/ full off) дали значения 800:1 при максимально открытой диафрагме, 910:1 при закрытой диафрагме и 940:1 при включенной динамической подстройке яркости лампы (ИИ изображения = вкл.) и открытой диафрагме.

Чтобы определить скорость вращения светофильтра, мы исследовали зависимость яркости от времени при выводе однотонных полей различных цветов. Ниже приведен график яркости для белого поля.

Вертикальная ось — относительная яркость, горизонтальная — время, по ширине график соответствует одному обороту фильтра. По всей видимости, в фильтре действительно семь сегментов, один из которых при выводе белого цвета не используется (провал после первого зеленого сегмента на графике). Частота смены цветов составляет 360 Гц при 60 Гц кадровой развертки. Это много, обычно даже у кинотеатральных DLP-проекторах более высокого класса она составляет 240 Гц. В итоге, эффект «радуги» у данного проектора чуть менее выражен.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
высокой яркости 39 Тихо
пониженной яркости 35 Очень тихо

В режиме высокой яркости проектор не очень тихий, хорошо, что шум равномерный и не вызывает раздражения. В режиме пониженной яркости шум от системы вентиляции снижается до приемлемой величины.

VGA-подключение

При VGA-подключении в режиме 1920 на 1080 при 60 Гц вертикальной частоты вертикальные линии толщиной в 1 пиксель уширялись до 2 пикселей, горизонтальные при этом выглядели нормально. При 30 Гц изображение выглядело еще более странным, с нарушенным цветовым балансом. То есть фактически разрешение 1920 на 1080 не поддерживается, по крайней мере, по VGA и при работе с нашей видеокартой (NVIDIA Quadro FX 1000). Интерполяция из более низких разрешений выполняется хорошо. Тонкие градации оттенков различимы как в тенях, так и в светах.

DVI/HDMI-подключение

В случае DVI-подключения картинка выглядела нормальной при разрешении 1920×1080 и вертикальной частоте 24, 25 или 30 Гц. При 50 и 60 Гц картинка начинает раздваиваться на горизонтальные полосы. При 24, 25 или 30 Гц качество изображения отличное, пиксели выводятся 1:1. Белое и черное поля выглядят равномерными и не содержат цветных пятен. На черном поле бликов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (градиенты на шкале серого различимы от 0 до 255, но не всегда с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Хроматические аберрации объектива практически отсутствуют.

HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p 720p, 1080i и 1080p при подключении к Blu-ray-плееру Samsung BD-P1400. Кадровые частоты — 50 или 60 Гц, только в режиме 1080p плеер и проектор сошлись на 30 Гц.

Специалисты компании CTC CAPITAL продемонстрировали уверенную работу проектора в режиме 1080p@60 Гц при подключении к TViX HD M-5100SH.

HDMI-подключение характеризуется, прежде всего, очень высокой четкостью — более 540 ТВЛ яркостной и более 270 ТВЛ цветовой при проигрывании DVD-Video и более 1080 ТВЛ и 540 ТВЛ, соответственно, при воспроизведении видеоматериала с разрешением 1080. На тестовых мирах 1080 при отключенном оверскане четко различаются вертикальные и горизонтальные полоски толщиной в один пиксель. Слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях (небольшой завал в тенях не выходи за «безопасные» пределы). Цвета идеальные.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный более 540 Отлично
S-Video более 540 Отлично
компонентный (480i/p, 576i/p) более 540 Отлично
компонентный (1080i) 1080 Очень хорошо
SCART-RGB более 540 Отлично
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный 130 Отлично
S-Video 140 Отлично
компонентный (480i/p, 576i/p) 270 Отлично
компонентный (1080i) 540 Отлично
SCART-RGB 270 Отлично

Четкость изображения высокая, однако, в режимах 1080 микроконтраст заметно ниже, чем при цифровом HDMI/DVI-подключении. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный. Оверскан отключается.

В чересстрочных режимах проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Наши тестовые PAL-фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для 25 кадров в секунду) выводились с переменным успехом — иногда случался срыв на вывод по полям. NTSC-фрагменты (преобразование 2-2 для 30 кадров в секунду) — только по полям. В случае ряда тестовых фрагментов с диска HQV деинтерлейсинг выполняется правильно только для преобразования 3-2 на 24 кадра в секунду. В тесте с диска BD HQV (сигнал 1080i) двигающиеся объекты выводились по полям, для неподвижных — выполнялся правильный деинтерлейсинг. В очень сложных случаях изредка мелькает характерная «расческа» по краям двигающихся объектов.

Функция подавления видеошумов почти полностью подавляет зернистую рябь (работает даже в 1080i/p), но пользоваться ей нужно аккуратно, так как на максимальном уровне фильтрации за двигающимися объектами остается видимый хвост из неубранного шума. Видеопроцессор проектора на неподвижных объектах практически устраняет характерные цветовые артефакты при композитном подключении.

Выводы

Кинотеатральный DLP-проектор Optoma HD800X — это относительно недорогой проектор с разрешением Full HD. Однако бесплатные пирожные встречаются редко — световой поток не очень высокий, а возможность работы с некоторыми источниками при 1080p/60 Гц вызывает сомнения. Впрочем, в режиме высокой яркости проектор даст достаточно яркую картинку на экране шириной до 2 м, в режиме низкой яркости — до 1,6 м (16:9 в затемненном помещении), а поддержки видеосигналов 1080p при 24/25/30 Гц (и 1080i при 50/60 Гц) вполне достаточно, так как реальная частота кадров кинофильмов равна 24 Гц.

Достоинства:

  • хорошее качество изображения;
  • 6-х светофильтр — эффект «радуги» менее выражен;
  • объектив практически не имеет хроматических аберраций;
  • поддержка большого количества типов подключения (в том числе до трех HDMI);
  • интересный дизайн;
  • удобный пульт ДУ с подсветкой;
  • русифицированное меню.

Недостатки:

  • возможна неуверенная работа в режиме 1080p при 60 Гц с некоторыми плеерами.


Благодарим компанию CTC CAPITAL
за предоставленный на тестирование проектор Optoma HD800X





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.