Panasonic Lumix DMC-LX2

LX2

Камера LX2 является наследницей и очень похожа на камеру LX1. Но поскольку ту камеру я не тестировал, то для меня это была первая камера с матрицей имеющей отношение сторон 16:9. Разнообразие форматов достаточно типично для пленочных камер, в цифровой же фотографии это пока явление редкое, что и вызывает повышенный интерес к рассматриваемой камере. В камере установлена 10 Мп ПЗС матрица фирмы Matsushita типа 1/1,65″. Исходя из отношения фокусного расстояния к эквивалентному фокусному расстоянию, можно предположить, что размер матрицы 8,4×4,8 мм. В результате мы получаем снимок с размером кадра 4224×2376 пикселей.  В камере предусмотрен переключатель, позволяющий использовать только часть матрицы и получать кадр с соотношением сторон 4:3 и размером кадра 3168×2376 и с отношением сторон 3:2 и размером кадра 3568×2376. Камера может снимать также видеоролики с максимальным размером 1280×720 с частотой 15 кадров в секунду, а также 848×480 с частотой 30 кадров в секунду.  Может она снимать и фильм со стандартным отношением сторон 4:3. В этом случае максимальный размер кадра 640×480.

Если рассматривать внешний вид камеры, то отдаленный намек на прародительницу столетней давности, Ur-Leiсa, отчетливо угадывается. На фотографии ниже можно увидеть нашу героиню рядом с камерой Зоркий 2С, которая является почти точной копией Лейки, выпускавшейся с 1932 года.

LX2

Лейка 1930-х годов — вероятно, самая копируемая камера в мире. В значительной степени именно ее вид сформировал наше представление о том, как выглядит фотоаппарат. Характерное «наследство» от Ur-Leiсa — крышка на объективе. У первой камеры ее главной функцией была защита пленки от засветки при взводе затвора, поскольку у первой модели створки не закрывали пленку, и между ними всегда была щель, как при съемке, так и при взводе затвора. В серийных моделях эта проблема была решена, и крышка стала выполнять только роль защиты объектива от механических повреждений. Эту же роль она выполняет и у современной цифровой камеры. Однако поскольку объектив выдвигается из камеры автоматически, крышка может не только защитить, но и повредить объектив, если камеру включить, не сняв крышку. Впрочем, предусмотрен датчик, который выводит сообщение на экран о том, что крышку надо снять. Тем не менее, с моей точки зрения, сегодня отдельная крышка на  объектив — это скорее дань стилю и моде, чем необходимость. У камер других производителей уже в 30-е годы при нажатии на кнопку откидывалась защитная крышка, и объектив выдвигался из корпуса камеры.  Очень похоже на то, что происходит сегодня у цифровых камер, но это было не у Лейки, а здесь нам еще раз пытаются напомнить о великих предках. Преемственность и в названии объектива, на котором написано Leica DC VARIO-ELMARIT. Название объектива происходит от аббревиатуры двух имен: Эрнст Лейц и Макс Берик. Вначале получился ELMAX, потом он превратился в ELMAR, поскольку ELMAX уже использовался  компанией Эрнемана.  Ну, и ELMAR, в свою очередь, превратился в ELMARIT.  Это название свидетельствовало об авторской конструкции Макса Берика. Какое отношение Берик имеет к объективу, установленному в рассматриваемую камеру, не совсем ясно. Воз можно, скоро в рекламных целях фирма будет писать, что перевод их инструкции на русский язык осуществил Лев Толстой :-).

Объектив имеет фокусное расстояние 6,3-25,2 мм, и относительное отверстие изменяется с фокусным расстоянием в диапазоне 1:2,8 — 1:4,9. По углу зрения по диагонали кадра при отношении сторон 16:9 это соответствует изменению фокусного расстояния 35 мм камеры от 28 до 112 мм.  При отношении сторон 4:3 мы получим эквивалентное фокусное расстояние 34-136 мм.

LX2

Продолжая рассматривать камеру, замечаем, что если у прародительницы внешний вид был подчинен функциональности,  то у потомков это не совсем так. В частности, у классической Лейки штативное гнездо расположено точно под спусковой  кнопкой, что позволяет минимизировать сотрясение камеры при съемке со штатива, но без тросика. У данной же модели штативное гнездо находится прямо с противоположного края, таким образом, снимать со штатива крайне неудобно, тем более, что пульт дистанционного управления конструкцией камеры не предусмотрен. Вероятно, поместить штативное гнездо в Лейковском стиле помешал аккумуляторный отсек. В силу своего формата камера тяготеет к пейзажной съемке. В этом случае штативное гнездо было бы удобно разместить точно под объективом, что было бы оптимально для съемки панорам. Такая возможность была, но этого не сделали.

LX2

Вспышка выдвигается из корпуса камеры при нажатии на кнопку. Возможности подключения внешней вспышки нет. Учитывая, что сегодня много вспышек, способных запускаться по световому импульсу,  это можно не считать существенным недостатком. В маленький корпус большой конденсатор не впихнешь, по моим замерам, ведущее число встроенной вспышки равно 6.

Ниже приведена фотография флешметра, снятого с расстояния 1 м. Это второй снимок. При первом камера произвела замер, на этом же зафиксировала результат.

ведущее число

Камера записывает информацию на карты SD, общается с компьютером через USB. Замеренная программой HD скорость чтения из буфера камеры получилась довольно низкой: менее 600 КБ в секунду. Разъем на камере нестандартный. Есть возможность выводить изображение на телевизор, но только в режиме просмотра отснятых кадров.

HD
LX2

Обилие информации о параметрах съемки на экране камеры практически максимально для этого класса. В частности, индицируется ожидаемая глубина резкости при заданном фокусном расстоянии и диафрагме. Ранее эта возможность встречалась только у камер Casio серии P. Есть возможность вызвать на экран 2 вида сетки. На мой взгляд, очень удобно организована ручная фокусировка.

LX2
Экран 2,8″, состоящий из 207000 пикселей. Включен режим ручной фокусировки. Желтый прямоугольник на шкале дистанций отображает ожидаемую глубину резкости.

Меню

менюменю
менюменю
менюменю
менюменю
  
менюменю
  
менюменю

Стабилизация и видео

В камере реализована оптическая система стабилизации изображения «MEGA OIS». Есть 2 режима стабилизации: mode1, непрерывная стабилизация, который может использоваться как при фото, так и при видео съемке, и mode 2, когда стабилизация работает только при работе затвора. Как видно из нижеприведенного снимка, система стабилизации позволяет эффективно снимать даже в метро при выдержке 1/25 секунды и, несмотря на тряску в вагоне.

фото

Неподвижные объекты можно четко снять и при выдержке 1/10 c.

фото

При съемке репортажей стабилизация не очень помогает, поскольку объект движется. Возможно, это и придает некий художественный шарм, однако реалистичности, необходимой репортажу, уже нет. Хотя иногда, когда нельзя использовать вспышку, это лучше чем ничего. Как видно на нижеприведенных фотографиях, при минимальном фокусном расстоянии плакат на стене абсолютно резкий при 1/20 с. При фокусном расстоянии 13 мм (70 мм эквивалентное) и выдержке 1/3 с результат тоже удовлетворительный, ну а при 1/3 с — чудес не бывает :-)

Фестиваль рекламной фотографии «Мастер». Мастер класс Оксаны Жариновой.
фото
фото
Уменьшенный (25%) фрагмент. ISO-800; F=6,3 мм (28); F/2,8; 1/20 с.
Уменьшенный (17%) фрагмент. ISO-800; F=16 мм (70): F/4; 1/13 с.
фото
фото
Уменьшенный (12%) снимок. ISO-800; F=25 мм (112); F/4,9; 1/30 с.
Уменьшенный (13%) снимок. ISO-400; F=25 мм (112); F/4,9; 1/3 с.

Иногда стабилизация работает только для вертикальных или горизонтальных подвижек, и в этом случае получаются весьма занятные снимки:

мира
мира
Mode1; F=12,5; F/3,6; 1/13 с.
Mode2; F=12,5; F/3,6; 1/15 с.

Для оценки возможностей системы стабилизации при видеосъемке я жестко закрепил камеру на раму велосипеда и проехался, снимая видео ролик.  Посмотрев его, можно увидеть, как камера реагировала на неровности дороги, и оценить эффективность. Камера записывает видео ролики и звуковые комментарии к кадрам в формате Apple QuickTime (MOV). Это, безусловно, порадует обладателей компьютеров Mac, но создает определенные трудности при редактировании видеороликов в Windows. Просматривать — никаких проблем, а вот отредактировать, смонтировать — это сложнее. Сжатие видеороликов производится в формате MotionJPEG, поэтому исходный ролик получился размером 185 МБ. Примерно 2,5 МБ в секунду.   После редактирования и сжатия в MPEG-4 получился файл размером 23 МБ, который обладатели безлимитного доступа могут попытаться скачать.

Мультфильм

Есть и возможность снять серию кадров, из которых камера автоматически делает мультфильм.

меню
меню

Опять же, не самый эффективный по размеру, поэтому последовательность снятых камерой кадров я предлагаю вам смотреть средствами Flash размер ролика 109 КБ. Исходный MOV размером 1,32 МБ можно скачать здесь.

SILKYPIX Developer Studio 2.0

Камера позволяет записывать сырые кадры в формате RAW, и в комплекте с камерой идет программа SILKYPIX Developer Studio 2.0 SE. Буквы «SE» означают, что прилагаемая программа работает только с этой камерой :-(. Это, вероятно, самая богатая по возможностям программа работы с RAW, которую я встречал. Она объединяет как преобразование RAW в цветное изображение с коррекцией цвета и шумов (обычная функция для всех RAW-конвертеров), так и возможность коррекции дефектов объектива (хроматическая аберрация, дисторсия и виньетирование), а также поворот и коррекция перспективных искажений, как вертикальных, так и горизонтальных.

SILKPIX
SILKPIX

SILKPIX

SILKPIX

SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX

Программа относительно медленная как по времени преобразования, так и по скорости перерисовки экрана во время подбора параметров. Но учитывая, что многие вещи можно сделать в одну операцию, она вполне может конкурировать с также поддерживающими этот формат Adobe Camera RAW и основанной на DC RAW UF-RAW. На компьютере P4-2400 SILKYPIX преобразует кадр со всеми трансформациями за 40 секунд, а Adobe Camera RAW — с коррекцией только хроматических аберраций — справляется за 20 секунд. UF-RAW, в зависимости от выбранного алгоритма преобразования, потребуется от 10 до 20 секунд.

Шумы

Шумы можно оценить из приведенной таблицы. Для компактов матрица относительно большая, но не настолько,  чтобы можно было ожидать чего-то относительно приличного при максимальной чувствительности в 1600 ISO. При 100 ISO шумы сравнимы с тем, что мы видели у 6-8 Мп камер 3 года назад. При 200 ISO резкий рост в синем канале, что естественно поскольку объект освещался лампой накаливания, при 400 ISO резко включается система шумоподавления и существенно исправляет ситуацию, но справится с дальнейшим повышением чувствительности она уже не может. Впрочем, при 1600 шумы хотя и больше, но сравнимы с шумами зеркальных камер с матрицей стандарта 4/3. Там шумоподавление уже не справляется и у них, а вот при 800 ISO даже эти зеркалки существенно выигрывают по шумам у данной камеры. Оценивались шумы на снимках, записанных в формате JPEG.

шум
ISO
100
200
400
800
1600
109
2,1
109
2,4
111
2,4
115
4,0
112
5,9
113
2,6
115
3,3
114
2,4
125
4,2
120
6,0
109
2,4
108
2,8
111
2,4
111
4,1
113
5,9
104
3,4
103
6,3
103
2,6
103
4,9
86
7,2

Мира

Съемки миры показывают, что объектив очень неплохо рисует на всей площади кадра. Хроматические аберрации и дисторсия присутствуют, но могут быть достаточно эффективно исправлены программой.

мира
ISO-100; F=25 мм; F/4,9; 1/15 с.

мира
ISO-100; F=6,3 мм; F/2,8; 1/160 с.

мира
Миниатюра тестовой таблицы без коррекции. ISO-100; F=6,3 мм; F/2,8; 1/160 с

мира
С коррекцией дисторсии виньетирования и хроматических аберраций в программе SILKYPIX Developer Studio 2.0.

Спектральная чувствительность

Если рассматривать снимки тестовых таблиц,  то после преобразования из RAW цветопередача вполне приемлемая.

таблица

Однако, возникает вопрос об информативности параметра «Цветовая температура». Снимок сделан при освещении галогенной лампой накаливания. Можно предположить, что ее цветовая температура лежит в диапазоне 3000- 3200К ( с учетом колебаний напряжения в сети). При преобразовании RAW и определении цветовой температуры по серому полю с помощью программы Adobe Camera RAW получает цветовую температуру 2750K и значительную коррекцию для зеленого канала. Изменение цветовой температуры в меню этой программы приводит к изменению относительной чувствительности красного и синего каналов при фиксированной в зеленом. Дополнительная коррекция осуществляется изменением чувствительности в зеленом канале и называется «TINT», и для данного кадра этот параметр равен +6. При работе с программой SILKYPIX приемлемая коррекция достигается при цветовой температуре 2563K и коррекции зеленого канала -2. Т.е. точное знание цветовой температуры источника света нам не дает возможности получить правильный результат.

Если же рассматривать спектры галогенной лампы накаливания, снятые при разной выдержке, то видны принципиальные ограничения системы регистрации.

спектр
Спектр снят с помощью дифракционной решетки P040 Diffractor Cosmos  фирмы Cokin по методике, описанной в статье «Занимательная спектроскопия».

При низкой яркости чувствительность к разным длинам волн существенно различается, и источники света с длиной волны в областях 490 и 590 нм, будут выглядеть черными, в то время как источники, излучающие с равной мощностью в области вблизи 530 нм, будут выглядеть ярко-зелеными. Желтый и голубой цвета появляются на фотографии только тогда, когда в зеленой и красной областях спектра сигнал превышает динамический диапазон приемника. Т.е. для воспроизведения, правдоподобно воспринимаемого глазом, достаточно 3 цветов, а вот для корректной регистрации 3 фильтров явно недостаточно. Учитывая, что число чувствительных элементов на матрице сегодня достигло явно избыточных значений, для получения отпечатка формата А4, возможно, есть смысл устанавливать большее число фильтров, позволяющих правильно оценивать интенсивность излучения во всем видимом диапазоне. Попытки использовать 4 фильтра уже предпринимались, например, в камере Sony Cybershot DSC-F828 (красный, зеленый, синий, и изумрудный (emerald) фильтры; изумрудный фильтр пропускает всю коротковолновую часть видимого спектра, включающую синий и зеленый, и с физической точки зрения должен бы называться голубым) и Nikon Coolpix 5700 (голубой, желтый, зеленый и пурпурные фильтры), но, вероятно, этого недостаточно и нужно использовать 5 -8 фильтров перед чувствительными элементами. Галерея снимков

фотоISO-100; F=6,3 мм (28); F/2,8; 1/40 с.
фото
ISO-400; F=25 мм (112); F/4,9; 1/60 с.
фотоISO-100; F=6,3 мм (28); F/4; 1,6 с.
фотоISO-100; F=6,3 мм (28); F/4; 1,6 с.
RAW с коррекцией, преобразованное в JPEG.
фотоISO-100; F=6,3 мм (28); F/4; 8 с.

Ночные снимки с длительными выдержками и со штатива выглядят тоже очень неплохо, надо только дождаться завершения съемки, а то могут получиться вот такие абстрактные картины.

Идущая в комплекте программа ArcSoftPanoramaMaker 3 неплохо справляется со сшивкой панорам в автоматическом режиме.  Однако мелкие дефекты все же заметны. Добиться лучшего результата в ручном режиме представляется достаточно проблематичным, поскольку возможность вручную выбрать 3 точки совмещения явно недостаточна.

фото
P.S.

Камера производит двоякое впечатление. Любители, вероятно, не будут использовать и половины возможностей этой камеры. Профессионалов, занимающихся пейзажной съемкой, камера подобной конструкции могла бы удовлетворить почти полностью (как удовлетворяла пленочная Лейка). Но ощущается некоторая незавершенность: нет пульта дистанционного управления, крепления для насадок и фильтров, отсутствует возможность подсоединять внешнюю вспышку, не самое удобное штативное гнездо. Все это не позволяет ей быть той единственной камерой, которую можно брать с собой в серьезную фотографическую экспедицию.                 

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Panasonic Lumix DMC-LX2
Н/Д(0)


Камера предоставлена фирмой Panasonic





24 января 2007 Г.

Panasonic Lumix DMC-LX2

Panasonic Lumix DMC-LX2

LX2

LX2 LX1. , 16:9. , , . 10 Matsushita 1/1,65″. , , 8,4×4,8 . 4224×2376 . , 4:3 3168×2376 3:2 3568×2376. 1280×720 15 , 848×480 30 . 4:3. 640×480.

, , Ur-Leia, . 2, , 1932 .

LX2

1930- — , . , . «» Ur-Leia — . , , , , . , . . , , , , . , , , . , , — , . 30- , . , , , . , Leica DC VARIO-ELMARIT. : . ELMAX, ELMAR, ELMAX . , ELMAR, , ELMARIT. . , , . , , :-).

6,3-25,2 , 1:2,8 — 1:4,9. 16:9 35 28 112 . 4:3 34-136 .

LX2

, , , . , , , . , , , , . , . . , . , .

LX2

. . , , , . , , 6.

, 1 . . , .

SD, USB. HD : 600 . . , .

HD
LX2

. , . Casio P. 2 . , .

LX2
2,8″, 207000 . . .

   
   

«MEGA OIS». 2 : mode1, , , , mode 2, . , 1/25 , .

1/10 c.

, . , , , , . , , . , 1/20 . 13 (70 ) 1/3 , 1/3 — :-)

«». .
(25%) . ISO-800; F=6,3 (28); F/2,8; 1/20 .
(17%) . ISO-800; F=16 (70): F/4; 1/13 .
(12%) . ISO-800; F=25 (112); F/4,9; 1/30 .
(13%) . ISO-400; F=25 (112); F/4,9; 1/3 .

, :

Mode1; F=12,5; F/3,6; 1/13 .
Mode2; F=12,5; F/3,6; 1/15 .

, . , , , . Apple QuickTime (MOV). , , Mac, Windows. — , , — . MotionJPEG, 185 . 2,5 . MPEG-4 23 , .

, .

, , Flash 109 . MOV 1,32 .

SILKYPIX Developer Studio 2.0

RAW, SILKYPIX Developer Studio 2.0 SE. «SE» , :-(. , , RAW, . RAW ( RAW-), ( , ), , , .

SILKPIX
SILKPIX

SILKPIX

SILKPIX

SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX
SILKPIX

, . , , Adobe Camera RAW DC RAW UF-RAW. P4-2400 SILKYPIX 40 , Adobe Camera RAW — — 20 . UF-RAW, , 10 20 .

. , , - 1600 ISO. 100 ISO , 6-8 3 . 200 ISO , , 400 ISO , . , 1600 , 4/3. , 800 ISO . , JPEG.

ISO
100
200
400
800
1600
109
2,1
109
2,4
111
2,4
115
4,0
112
5,9
113
2,6
115
3,3
114
2,4
125
4,2
120
6,0
109
2,4
108
2,8
111
2,4
111
4,1
113
5,9
104
3,4
103
6,3
103
2,6
103
4,9
86
7,2

, . , .


ISO-100; F=25 ; F/4,9; 1/15 .


ISO-100; F=6,3 ; F/2,8; 1/160 .


. ISO-100; F=6,3 ; F/2,8; 1/160


SILKYPIX Developer Studio 2.0.

, RAW .

, « ». . , 3000- 3200 ( ). RAW Adobe Camera RAW 2750K . . «TINT», +6. SILKYPIX 2563K -2. .. .

, , .

P040 Diffractor Cosmos Cokin , « ».

, 490 590 , , , 530 , -. , . .. , , 3 , 3 . , , 4, , , . 4 , , Sony Cybershot DSC-F828 (, , , (emerald) ; , , ) Nikon Coolpix 5700 (, , ), , , 5 -8 .

ISO-100; F=6,3 (28); F/2,8; 1/40 .
ISO-400; F=25 (112); F/4,9; 1/60 .
ISO-100; F=6,3 (28); F/4; 1,6 .
ISO-100; F=6,3 (28); F/4; 1,6 .
RAW , JPEG.
ISO-100; F=6,3 (28); F/4; 8 .

, , .

ArcSoftPanoramaMaker 3 . . , 3 .

P.S.

. , , . , , ( ). : , , , . , .

, :

Panasonic Lumix DMC-LX2