OLYMPUS E-300

Придумать красивое решение — безусловно, достижение, но проверить его можно только на практике. Сперва — построить макет и убедиться, что работает, затем выпустить серию и понять, насколько устройство технологично при массовом выпуске.

Копировать и совершенствовать можно до бесконечности, но каждый следующий шаг меньше предыдущего. Риск минимален, но и о шампанском можно только мечтать. Новые решения — это риск и для автора, и для покупателя, но беспроигрышный вариант для индустрии в целом. Это развилка дорог, но уже снабженная указателем и с неплохим асфальтом, так что можно быстро изучить, куда она реально ведет.

Осмотр с поверхности

По сравнению с E1 и камерами конкурентов сразу бросаются в глаза два новых технических решения: видоискатель и вспышка.

 

OLYMPUS E-300OLYMPUS E-300
Щелкнув мышью, можно увидеть более крупные фотографии. Размер без объектива 146,5×85×64 мм, вес без аккумулятора 580 г. Крепление штатива предусматривает наличие штифта, фиксирующего камеру от поворота. Решение известное, и с таким расстоянием между штативной резьбой и дыркой фиксатора мне камеры уже попадались, но имеющиеся у меня штативные головки Manfrotto и Unomat имеют штифты, не попадающие в это отверстие.
OLYMPUS E-300
ЖК экран 1,8″ 134000 пикселей
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
Аккумуляторный отсек, используется также для подключения рукоятки HLD-3
Аккумулятор Li-ion BLM-1: 7,4 В, 1500 мА·ч. Вес 75 г.
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
Отсек для карт памяти CF
Разъемы: USB 1.1. Максимальная скорость передачи данных в компьютер, замеренная программой HD Tach, 704 Кб/с. Видео выход. Питание 9В. Внутри красной рамки вид на разъемы под заглушками
OLYMPUS E-300
Матрица Kodak тип 4/3″ (17,3×13 мм), 8 млн эффективных пикселей, максимальный размер кадра 3264×2448

Возможности настройки, вероятно, удовлетворят самого придирчивого профессионала.

OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
Органы управления крупным планом

Поскольку фотографии меню занимают много места, большинство из них я вынес в отдельный файл

менюменю

Видоискатель представляет собой систему зеркал, что само по себе не является новинкой, поскольку зеркала используются сегодня и в камерах Canon 300, да и полвека назад уже использовались, в том числе, и в профессиональных камерах Mamiya. Разница между полным внутренним отражением от поверхности стекла пентапризмы и от металлических зеркал сама по себе не так существенна, чтобы влиять на визуальное восприятие яркости видоискателя. От конструкции матового стекла и окуляра это обычно зависит существенно сильнее. Зеркала, конечно, более подвержены действию времени, но, сравнивая стеклянные и зеркальные видоискатели для среднеформатных камер, выпущенные лет 30 назад, я сегодня большой разницы не заметил.

Mamiya 33 и Киев 88
Система зеркал видоискателя Mamiya 33 и призма, используемая в видоискателе Киев 88

Более принципиально, что и определяет внешний вид камеры, это то, что зеркало поворачивается вдоль вертикальной оси, которая является короткой стороной кадра и, следовательно, его момент инерции больше, чем если бы оно поворачивалось вдоль горизонтальной оси, проходящей через длинную сторону кадра. Для больших зеркал это, безусловно, существенно, сейчас же, когда формат кадра всего 13×17,3 мм, соответственно и зеркало можно сделать меньше. И, видимо, сотрясение камеры при повороте зеркала все равно меньше, чем у систем, использующих один к одному конструкцию пленочных камер.

OLYMPUS E-300

Система зеркал и пентапризма с крышей в классической схеме. Отмечу вскользь, что во многих справочниках крыша «поехала» и изображена обычная пентапризма, которая дает прямое, а не зеркально отраженное изображение матового стекла. Однако поскольку зеркало повернуло изображение только вдоль одной оси, то крыша совершенно необходима.

Отсутствие пентапризмы над объективом существенно меняет внешний вид камеры и позволяет более компактно разместить вспышку. У этой камеры она не только откидывается вверх, но выезжает чуть вперед. При этом в собранном состоянии она практически не выступает вперед из корпуса, а после подъема становится достаточно высоко над оптической осью.

OLYMPUS E-300
Canon EOS D60 и OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300

Это, с одной стороны, уменьшает вероятность демонических глаз на фотографии, а с другой, позволяет использовать объективы большего диаметра, да еще и с надетыми на них блендами. Кратчайшая выдержка, при которой возможна синхронизация со вспышкой, — 1/180 с. Вспышка может также использоваться для подсветки автофокуса в темноте. Вспышка может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме, в последнем случае можно задать мощность импульса и использовать его для запуска других вспышек с синхронизацией по световому импульсу. В этом режиме предварительной вспышки нет.

В новой конструкции практически отсутствуют выступы на передней панели и, как следствие,  нет проблем с установкой объектива почти с любым диаметром оправы. Возможность заманчивая, но хотя стандарт 4/3 открытый, я официальной спецификации на байонет так до сих пор и не увидел, и какие старые объективы все же можно установить на эту камеру, изначально не ясно. Объективы OLYMPUS, конечно, великолепны, но стоило ли делать открытый стандарт, если возможность использовать классические объективы сдерживается отсутствием информации. Как устроена камера внутри, в конце концов, интересно инженерам и владельцам, если она сломается. А вот устройство стыковки (байонет) интересно всем, кто собирается использовать сменную оптику. И уж коль предлагается нечто новое, неплохо бы объяснить, в чем необходимость изменения существующих конструкций. Возможно, полмиллиметра диаметра и пара миллиметров в конфигурации выступов несут огромную сермяжную правду. У меня же эта ситуация ассоциируется с железнодорожным полотном, ширина которого изменяется на пару сантиметров на каждой следующей станции.

Приходится разбираться с креплением самому. Отличие от ранее существовавших стандартов незначительно, и нескольких движений напильником достаточно, чтобы подогнать существующие переходники под этот аппарат и привернуть к нему огромное количество  объективов с резьбой М42.

Ниже приведены контуры, полученные со сканограмм рассматриваемого байонета, байонета К, байонета Nikon AI и байонета Canon EOS (потянув мышкой за байонет, его контур можно совместить с другими). Как видно, новая конструкция мало отличается от К и совпадает по диаметру с Nikon. Я попытался переделать имеющиеся у меня кольца. Оказалось, что кольцо Nikon почти не требует работы напильником, нужно только чуть подправить выступы и сделать отверстия под фиксатор. Переделка байонета К, вероятно, тоже займет ненамного больше времени.

После конструкции байонета второй важной характеристикой системы крепления объектива является рабочий отрезок, т.е. расстояние от опорной плоскости оправы объектива до плоскости изображения (таблицу рабочих отрезков для разных систем крепления объективов смотри здесь). Если это расстояние больше, чем то, на которое рассчитан объектив, то нам никогда не удастся сфокусироваться на предметы, находящиеся на бесконечности. Объективы OLYMPUS не имеют механической системы наводки на резкость - фокусировка осуществляется мотором, кольцо же на объективе просто им управляет. Поскольку нет уверенности, что в выключенном состоянии объектив находится в положении наводки на бесконечность, нельзя с полной уверенностью получить это расстояние простым замером расстояния от опорной плоскости до изображения солнца на бумаге. Можно замерить это расстояние по толщине переходного кольца, в которое установлен объектив с известным рабочим отрезком. Мои измерения показывают, что рабочий отрезок этого объектива 39 мм, но поскольку используемые мной объективы с резьбой М42 имеют рабочий отрезок 45,5 мм, то для ручной фокусировки я мог использовать и кольцо меньшей толщины, чем те 6 мм, которые необходимы в идеале. В связи с этим я оцениваю точность своих измерений, как ±0,5 мм. Что дает нам сменная оптика других производителей?

Объективы OLYMPUS показывают прекрасные характеристики. Однако ни один объектив с переменным фокусным расстоянием не может конкурировать с классическими объективами с постоянным фокусным расстоянием, в особенности, рассчитанными на работу с существенно большим кадром. Поэтому например по хроматическим аберрациям Индустар даст чуть лучший результат.

Индустар 61
ZUIKO DIGITAL 14-45 мм
мира
мира
Для наглядности размер увеличен в 4 раза
мира
мира

Хотя по разрешению родной объектив ZUIKO DIGITAL 14-45 мм 1:3,5 — 5,6 с переменным фокусным расстоянием Индустару 61 практически не уступает.

мира
Изображение при верстке увеличено вдвое. Камера OLYMPUS E-300, объективы: Индустар 61 (I) и ZUIKO DIGITAL 14-45 мм (O)

Если сравнивать снимки, сделанные Индустаром 61 камерами OLYMPUS E-300 и Canon D60. то по разрешению в штрихах на пиксель они показывают практически одинаковый результат, хотя по характеру размывания тонких штрихов существенно различаются.

мира
Снимки миры, сделанные камерами Canon D60 (C) и OLYMPUS E-300 (O) с одним объективом Индустар 61. Изображение при верстке увеличено в два раза, для масштаба отмечен круг диаметром 80 пикселей

Последнее время одним из моих любимых тестовых объектов стала луна, для съемки которой используются зеркально-линзовые объективы системы Максутова. 

Несмотря на то, что съемка проводилась через открытое окно в морозную погоду, и вырывающийся из него воздух постоянно менял показатель преломления в пространстве непосредственно перед объективом, что создавало гигантские трудности в попытке поймать резкое изображение, результат получился вполне пристойным.

Луна
Рубинар 500 +ТК2. Масштаб приведенной миниатюры 1:3

Сменные объективы — это не только возможность поставить произвольный объектив, но и возможность его накренить и сдвинуть, что позволяет нам сфокусироваться на плоскость, не перпендикулярную оптической оси. Подробнее смотрите в статье «Дорожная камера».

Индустар 100

Ниже приведен снимок еловой ветки, стоящей в рюмке с высокой ножкой, снятый сверху.

фотофото
Индустар 50, миниатюра, масштаб 1:3, для оценки достигнутой глубины резкости справа приведен снимок сбоку.

Теперь от изучения ветки перейдем к отдельной иголке, меха позволяют нам получить существенное увеличение.  

фото
Индустар 100. Миниатюра, масштаб 1:3.

И, наконец, присоединив камеру к микроскопу, мы можем попытаться проникнуть и в структуру этой самой иголки.

микроскопфото
фото
Иголка. Съемка под микроскопом. Масштаб 1:2. Расстояние между короткими штрихами 10 мкм.

Конечно, просто механическая совместимость камеры со старыми объективами не дает нам возможности воспользоваться автофокусировкой и управлением диафрагмой. В некоторых случаях это существенно. В других же, например, съемка мир, это оказывается неважным, поскольку система автофокуса (у данной камеры всего по трем точкам) практически не работает на периодических тонких штрихах. Только начиная с их определенной толщины и направления камера дает действительно резкое изображение. Для системы же тонких штрихов камера может уверенно сфокусироваться на артефакты типа муара.

Еще одной техническое нововведение, пока не используемое никем, кроме OLYMPUS, и уже опробованное в E1, это автоматическая система очистки путем встряхивания фильтра, расположенного перед матрицей с помощью ультразвуковых колебаний при включении. Насколько оно эффективно, покажет более длительная эксплуатация. Пока же можно сказать: приятно, что конструкторы пытаются решить эту проблему. Тесты

Шумы

шум
Изображение при верстке увеличено вдвое.
 
Canon D60
OLYMPUS E-300
ISO
Солнце
Солнце
Лампа накаливания
1600  1085,41135,1
  10910,41147,3
  1076,71126,1
  10710,012215,9
8001093,41092,91142,6
1094,81116,01154,3
1093,61083,51123,6
1094,21096,01229,0
4001062,01102,31142,2
1043,01124,31153,2
1062,21092,71122,6
1052,61094,41215,5
2001081,11101,51141,5
1071,81122,71152,1
1081,11091,91121,9
1081,41123,01243,9
1001050,81101,01151,0
1041,61122,31151,8
1061,01091,41131,4
1051,31102,61272,8

Вероятно, у матриц Kodak, как и у матриц других производителей, достаточно большой разброс параметров. Во многих появившихся обзорах эту камеру критикуют за относительно высокий шум. Мои эксперименты показали, что он не больше, чем у Canon D60. Конечно, это уже немного устаревшая камера, но с существенно большей матрицей. Последние три года она является эталоном, который можно поставить рядом и провести измерения. Сравнить шумы с другими, более новыми камерами можно в соответствующих статьях, колонка с данными D60 позволяет оценить ошибку измерений, проведенных в разное время. При ISO 800 по среднеквадратичному отклонению общей яркости OLYMPUS даже показывает лучшие результаты, но если рассматривать красный и синий каналы в отдельности, то восторг резко пропадает. При чувствительности в 100 ISO различия в канале яркости близки к ошибке измерений. В целом, при высокой чувствительности камеру стоит использовать только для черно-белой фотографии или применять дополнительно программы подавления цветного шума.

Поэтому я считаю, что во всяком случае в рассматриваемой мной модели положение с шумами удовлетворительное.  При длительных выдержках есть возможность включить дополнительное шумоподавление, которое за счет двойного увеличения времени экспозиции вычитает из результирующего снимка так называемые горячие пиксели. Собственно, снимок с тридцатисекундной выдержкой даже без применения этой системы мне показался очень неплохим. Применение же этой системы полностью убрало паразитные белые точки, которые на нем были. 

шум
шум
Яркость фрагментов увеличена в 2,5 раза по сравнению с исходным снимком. ISO 100, f/22, 30 с.

Спектральные характеристики

Принципиально не отличаются от соответствующих характеристик большинства камер, но для желающих сравнить привожу снимки лампы накаливания и люминесцентной лампы, сделанные с интерференционным фильтром COKIN P040.

Спектр
Люминесцентная лампа с условной цветовой температурой 2800 K. Баланс белого — Лампа накаливания
Спектр
Галогенная лампа накаливания. Баланс белого — Лампа накаливания

Для оценки возможности пересъемки печатной продукции привожу стандартную таблицу Kodak, снятую при дневном освещении.

KODAK Color Control Pathes
Программы

Для преобразования файлов RAW (ORF), просмотра и печати предлагается использовать OLYMPUS Master. Эту камеру поддерживает Photoshop Camera Raw plug и dcraw, поэтому есть возможность выбора. Первое впечатление, что некоторые возможности, типа печати календарей, даже беднее чем в программе OLYMPUS CAMEDIA Master.

OLYMPUS Master
Фото

Ниже приведены снимки с объективом ZUIKO DIGITAL 14-45 мм 1:3,5 — 5,6, идущим в комплекте с камерой.

Миниатюра
Фрагмент
фотофото
ISO -100, F=41 мм, F/8, 1/200 с
фотофото
ISO -100, F=14 мм, F/8, 1/200 с
Заключение

Камера очень интересной конструкции. Есть ли у нее преимущества относительно традиционных схем, покажет время. Но в любом случае ее массовая эксплуатация может очень много дать другим разработчикам и оказать влияние на все дальнейшее развитие цифровых зеркалок.

OLYMPUS E-300 за конструкцию видоискателя получает награду в номинации «Оригинальный дизайн».



Original Design - награда за уникальный дизайн модели

 



Камера предоставлена фирмой OLYMPUS





18 марта 2005 Г.

OLYMPUS E-300

OLYMPUS E-300

— , , . — , , , .

, . , . — , , . , , , .

E1 : .

 

OLYMPUS E-300OLYMPUS E-300
, . 146,5×85×64 , 580 . , . , , Manfrotto Unomat , .
OLYMPUS E-300
1,8″ 134000
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
, HLD-3
Li-ion BLM-1: 7,4 , 1500 ·. 75 .
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
CF
: USB 1.1. , HD Tach, 704 /. . 9.
OLYMPUS E-300
Kodak 4/3″ (17,3×13 ), 8 , 3264×2448

, , .

OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300

, .

, , Canon 300, , , Mamiya. , . . , , , , , 30 , .

Mamiya 33   88
Mamiya 33 , 88

, , , , , , , , . , , , , 13×17,3 , . , , , , .

OLYMPUS E-300

. , «» , , . , .

. , . , .

OLYMPUS E-300
Canon EOS D60 OLYMPUS E-300
OLYMPUS E-300

, , , , , . , , — 1/180 . . , , . .

, , . , 4/3 , , , . OLYMPUS, , , , . , , , . () , . , , ., . , .

. , , 42.

, , , Nikon AI Canon EOS ( , ). , Nikon. . , Nikon , . , , .

, .. ( ). , , , , . OLYMPUS - , . , , . , . , 39 , 42 45,5 , , 6 , . , ±0,5 .

?

OLYMPUS . , , . .

61
ZUIKO DIGITAL 14-45
4

ZUIKO DIGITAL 14-45 1:3,5 — 5,6 61 .


. OLYMPUS E-300, : 61 (I) ZUIKO DIGITAL 14-45 (O)

, 61 OLYMPUS E-300 Canon D60. , .


, Canon D60 (C) OLYMPUS E-300 (O) 61. , 80

, - .


500 + 2

, , , , .


500 +2. 1:3

— , , , . « ».

 100

, , .

50, , 1:3, .

, .


100. , 1:3.

, , , .

. . 1:2. 10 .

, . . , , , , ( ) . . .

, , OLYMPUS, E1, , . , . : , .


.
 
Canon D60
OLYMPUS E-300
ISO
1600     108 5,4 113 5,1
    109 10,4 114 7,3
    107 6,7 112 6,1
    107 10,0 122 15,9
800 109 3,4 109 2,9 114 2,6
109 4,8 111 6,0 115 4,3
109 3,6 108 3,5 112 3,6
109 4,2 109 6,0 122 9,0
400 106 2,0 110 2,3 114 2,2
104 3,0 112 4,3 115 3,2
106 2,2 109 2,7 112 2,6
105 2,6 109 4,4 121 5,5
200 108 1,1 110 1,5 114 1,5
107 1,8 112 2,7 115 2,1
108 1,1 109 1,9 112 1,9
108 1,4 112 3,0 124 3,9
100 105 0,8 110 1,0 115 1,0
104 1,6 112 2,3 115 1,8
106 1,0 109 1,4 113 1,4
105 1,3 110 2,6 127 2,8

, Kodak, , . . , , Canon D60. , , . , . , , D60 , . ISO 800 OLYMPUS , , . 100 ISO . , - .

, . , . , . , .

2,5 . ISO 100, f/22, 30 .

, , COKIN P040.

2800 K. —

. —

Kodak, .

KODAK Color Control Pathes

RAW (ORF), OLYMPUS Master. Photoshop Camera Raw plug dcraw, . , , , OLYMPUS CAMEDIA Master.

OLYMPUS Master

ZUIKO DIGITAL 14-45 1:3,5 — 5,6, .

ISO -100, F=41 , F/8, 1/200
ISO -100, F=14 , F/8, 1/200

. , . .

OLYMPUS E-300 « ».



Original Design -