- Объектив Fujinon XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS II (отдельная статья)
- Объектив Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (эта статья)
- Объектив Fujinon XF 18-135mm F3.5-5.6 R LM OIS WR (отдельная статья)
Камеры Fujifilm с байонетом X Mount оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм) с кроп-фактором 1,52, поэтому зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 18—55 мм становится эквивалентным объективу 27—84 мм на полном кадре (18×1,52=27,36 мм; 55×1,52=83,6 мм). Такие оптические инструменты универсальны; они пригодны для использования в большинстве съемочных ситуаций и заменяют собой три различных категории объективов: широкоугольники для съемки пейзажей и интерьеров (эквивалент 27—35 мм на полном кадре), универсальные «полтинники» (эквивалент 50 мм) и умеренные телевики (эквивалент 70—84 мм) для портретной фотографии. Замена эта, безусловно, сопряжена с компромиссами в виде меньшей (в среднем) светосилы, чем у объективов с фиксированным фокусным расстоянием, и более выраженных дисторсии, виньетирования и хроматических аберраций. Однако удобство пользования и значительный выигрыш в весе и размерах часто имеют решающее значение — например, в путешествиях, а еще более того — в пеших походах.
Мы решили испытать Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS именно в таких условиях. Он побывал с нами в Турции и поработал в царстве Древней Коммагены (провинция Адыяман), Каппадокии (провинция Невщехир) и долине Ыхлара (провинция Аксарай) — где перемещаться приходилось исключительно пешком, неся на себе весь груз фотографического инструментария. На фото в заголовке материала — приключения нашего «электроника» в Арсемее, одной из столиц Коммагенского царства. Объектив установлен на камере Fujifilm X-Pro2 и лежит над входом в пещерное святилище на каменной стене, испещренной надписями на древнегреческом.
Спецификации
Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.
Стекла и покрытие
Оптическая схема состоит из четырнадцати элементов, объединенных в десять групп. В нее включены три асферические линзы и одна из специального низкодисперсионного стекла. Введение таких элементов в конструкцию оптического инструмента дает возможность минимизировать латеральные хроматические аберрации, повысить резкость и контраст изображения и обеспечить чистое воспроизведение цветов.
Традиционно в объективах Fujinon производитель использует «фирменную» технологию нанесения просветляющего покрытия Electron Beam Coating — бомбардировку поверхностей линз пучком электронов под высоким вакуумом. В отличие от традиционного метода осаждения, позволяющего сформировать до семи слоев, электронно-лучевой дает возможность осадить до одиннадцати и более (!), причем частицы, формирующие каждый слой, как бы «вбиваются» в поверхность, обеспечивая более высокую прочность покрытия. В объективе Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS используется усовершенствованная модификация этой технологии (Super EBC), которая дополнительно увеличивает светопропускание стекол и в еще более высокой степени препятствует образованию ореолов и отражений.
Первый контакт
Корпус Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS представляет собой разумную комбинацию прочных и легких материалов. Оправа передней линзы, стыковочный узел байонета, кольца фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы металлические, из сплава алюминия и магния, а тубус и корпус с переключателями — пластмассовые (по-видимому, изготовлены из поликарбоната). В целом, несмотря на последнее обстоятельство, объектив производит впечатление прочного и надежного инструмента. Стыковочный узел байонета X Mount цельнометаллический, он обеспечивает хорошее прилегание объектива к фланцу крепления камеры. Однако степень герметизации все же не делает этот объектив инструментом, защищенным от проникновения пыли и влаги.
Диафрагма объектива собрана из семи скругленных лепестков. Диафрагмирование осуществляется в диапазоне F2,8—F22 с шагом в 1/3 ступени; весь диапазон значений — 19 позиций.
Управление объективом производится при помощи трех колец. От передней линзы к байонету они расположены традиционно: фокусировки, зуммирования и установки значения диафрагмы. Маркировку (в мм) имеет только трансфокатор, хотя, на наш взгляд, более востребованными остаются шкала глубины резкости и линейка значений диафрагмы.
Выключатели системы оптической стабилизации и автоматического диафрагмирования установлены у самого байонета и рассчитаны на управление большим пальцем левой руки. Это удобно, хотя при смене объектива их легко задеть и переключить не в то положение, которое вам нужно.
Управление фокусировкой и в автоматическом, и в мануальном режимах производится только при посредстве встроенной автоматики. Переключение в мануальный режим производится только на камере; объектив лишен такой возможности. Это несколько снижает его ценность, поскольку не отрываясь от визирования, не всегда легко найти нужный переключатель.
При ручной наводке на резкость инерция системы практически не ощущается, то есть перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит без сколько-нибудь значимого запаздывания.
Приводом автофокусировки служит шаговый двигатель. Он быстр, «хваток» и точен; фокусировка происходит почти мгновенно и весьма уверенно, даже в условиях недостатка света.
При управлении трансфокатором объектив в максимальном телеположении удлиняется почти на 28 мм, что, конечно, создает известные неудобства, но с ними несложно мириться. Иное дело — потенциальная возможность «насосать» внутрь корпуса пыли, от которой, как сказано выше, Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS не защищен.
Стендовые испытания
Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS ФР=18 мм, ЭФР=27 мм | |
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
При широком угле объектив имеет неплохое и стабильное разрешение практически на всех значениях диафрагмы, при закрытии оно немного возрастает. Край кадра несильно уступает центру. Дисторсия вполне умеренная для такого фокусного расстояния, а хроматические аберрации слабые и присутствуют только в углах кадра.
ФР=35 мм, ЭФР=53 мм | |
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
На среднем фокусном расстоянии разрешение поднимается на хороший уровень и сохраняет стабильность на всех значениях диафрагмы, падая только на f/16. Край кадра практически не уступает центру по разрешению. Едва заметную дисторсию найти еще можно, а вот хроматика отсутствует.
ФР=55 мм, ЭФР=84 мм | |
Разрешение, радиальные миры | |
центр кадра | край кадра |
Дисторсия, хроматические аберрации | |
центр кадра | край кадра |
В телеположении разрешение лишь немного проваливается, но сохраняет стабильность, а также равномерность по полю кадра. Дисторсия отсутствует, а от хроматики можно найти лишь небольшие следы.
Для штатного зума объектив выдает очень хороший результат, а хорошая светосила и стабилизация вполне могут сделать его основным для многих путешественников.
В жизни
Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый в повседневной работе.
Фотосъемки проводились фотокамерой Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:
- приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- динамический диапазон 100%,
- моделирование пленки — Provia (стандартное),
- автоматический баланс белого,
- без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
- шумоподавление отключено,
- режим работы затвора — электронный
Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF), а затем подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). В ряде случаев в интересах композиции применялась обрезка кадра.
Резкость и детализация
Объектив демонстрирует хорошую резкость в центре кадра во всем диапазоне зуммирования, даже на максимально раскрытой диафрагме. Это можно оценить при интерьерной съемке ближних и средних планов.
Минимальное фокусное расстояние, максимальное раскрытие диафрагмы. Центральная резкость объектов в зоне фокуса весьма хороша, по сюжету — вполне достаточная. Очень неплохо проработана фактура сложных поверхностей, как мягких и пушистых, так и твердых, покрытых глазурью.
При зуммировании до 29-33 мм максимальное раскрытие Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS составляет уже f/3,6. Резкость и детализация возрастают — это заметно по черной нитке на усах Деда Мороза на первом снимке и по рисунку фактуры поверхности птицы — на втором.
При зуммировании до крайнего телеположения максимальное раскрытие ограничено f/4. Резкость и детализация остаются примерно на том же уровне, что и на предыдущих снимках, а рисунок размытия заднего плана становится более выраженным и приятным глазу.
При съемке пейзажей упомянутая тенденция заметна более отчетливо.
При 37 мм максимальное раскрытие диафрагмы составляет f/3,6. В центре кадра резкость очень хорошая, но к периферии она несколько понижается.
При зуммировании до 45 мм максимальное значение диафрагмы составляет уже f/4. Резкость в центре снимка возрастает, но еще отчетливее она увеличивается на периферии.
При дальнейшем зуммировании до максимального фокусного расстояния 55 мм максимальное раскрытие диафрагмы сохраняется на f/4. Резкость изображения не изменяется, оставаясь на высоком уровне как в центре, так и на краях.
При минимальном фокусном при диафрагмировании до f/8 Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS демонстрирует хорошую резкость в центре и на периферии снимка. Разумеется, инструмент с фиксированным фокусным расстоянием дал бы больше, но не нужно забывать, что мы исследуем универсальный зум, легкий и компактный.
При f/8 аналогичная картина с резкостью и детализацией наблюдается и на «стандартном» фокусном расстоянии (35 мм, 50 мм в эквиваленте). В целом, она вполне достаточна для большинства типичных сцен.
Интересное наблюдение: резкость, которую в состоянии «выдать» объектив, зависит не только от его «личных качеств», но в значительной мере и от характера освещения. Вот что мы видим на снимках ниже.
В контрастном свете восходящего солнца на минимальном фокусном при диафрагмировании до f/5,6 заметна более высокая резкость, особенно, как это ни удивительно, на периферии кадра. Структура канатного ограждения видна отчетливо, надписи на табличках отлично читаются, причем на краю слева они даже более четкие. Детализация весьма высока: различимы камни кургана на дальнем плане и фактура досок помоста на переднем.
Несмотря на минимальное фокусное расстояние и максимальное раскрытие диафрагмы, резкость и детализация на среднем и дальнем планах выглядят прилично. Фактура поверхности камня и флаг Турции справа проработаны хорошо. Ближний план несколько размыт, и объективу даже удалось придать этому размытию некоторое подобие художественности.
На краях каменной крыши пещеры заметен серый обвод черного контура — это результат коррекции краевых хроматических аберраций, причем эта коррекция, очевидно, выполнялась камерой самостоятельно.
По итогам анализа снимков следует признать, что резкость у Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS остается на весьма высоком уровне даже на открытой диафрагме во всем диапазоне фокусных расстояний, что особенно важно для компактного и легкого зум-объектива. Она чуть снижается к периферии кадра, особенно при минимальном фокусном и максимальном раскрытии, но все равно в большинстве ситуаций вполне удовлетворяет.
Для сюжетов, очень требовательных к резкости (например, макросъемки), в арсенале Fujifilm есть другой специализированный объектив (см. наш обзор Fujinon XF 60mm F2.4 R Macro), а стандартные зумы всё же создаются для удобства повседневной работы.
Цвета и полутона
Некоторые производители фотосистем стремятся «польстить» изображению, поднимая насыщенность и «живость» цветов (особенно зеленых и синих). Причем это делается совершенно осознанно, с ориентацией на психологию восприятия. В аппаратах Fujifilm тоже есть выбор цветовых акцентов, но они должны напоминать об особенностях разных типов фотопленки Fujifilm и называются соответственно, а результаты записываются не в RAW-файлы, а в JPG. Мы этим не пользуемся и поэтому рассматривать здесь не станем.
Рассветы и закаты — весьма сложная ситуация для связки объектива и камеры. Автоматический баланс белого должен быть, с одной стороны, приемлемым, а с другой — не должен испортить цвета исходной сцены в угоду нейтральной передаче оттенков серой шкалы. Как видим, и при минимальном, и при максимальном фокусном расстоянии с такой работой Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS справляется отлично, сохраняя нейтральную окраску объектов на переднем плане и богатство оттенков рассветного неба. Крайние значения диапазона трансфокации понадобились нам для того, чтобы изменить заполняемость сцены богато колорированным рассветным небом и почти черной горой слева. Это должно было повлиять на автоматическую установку баланса белого, но, по счастью, фото почти не отличаются по цветности.
Снимок сделан ранним утром, когда спектральный состав солнечного света смещен в желто-оранжевую область. Фокусировка производилась по дальнему плану, поэтому на максимальном раскрытии диафрагмы передний и средний планы остались вне зоны резкости. Оценим весьма точную цветопередачу, которая «не навела синевы», пытаясь компенсировать отклонения цветности заполняющего света, и в достаточной мере сохранила зеленые тона растительности. Обратим также внимание на хорошо проработанные переходы светотональных градаций в светах и тенях изображения.
Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS отлично воспроизвел полутоновые переходы и в наиболее ярких, и в темных участках изображения. Цвета снимка правильные; сразу видно, что солнце было очень ярким. Зелень, камень и небо проработаны хорошо.
Оценим, как ведет себя наш подопечный в условиях искусственного освещения.
Желтизна света ламп накаливания не позволяет автоматике до конца точно отработать баланс белого: желтизна активная. Впрочем, нужно заметить, что мы не представляем себе, какая система могла бы в такой ситуации сработать безошибочно. И, кстати, это без особого труда исправляется ручной коррекцией в ходе постобработки. Примечательно другое: отличное воспроизведение полутонов, как в самых ярких, так и в наиболее темных участках изображения; все градационные переходы бережно сохранены.
В этой сцене баланс белого отработан «на отлично». Цвет люминесцентных ламп белый, ламп накаливания — желтый, изображение на экране ЖК-телевизора слева вверху естественное (пусть и несколько пересвеченное). Полутоновые переходы хорошо воспроизведены в широком диапазоне перепадов яркостей, даже в областях бликов почти нет «пересвета».
Этот снимок, пожалуй, наиболее показателен в плане высоких качеств нашего испытуемого. Цвет стекла справа, там, куда падает люминесцентный свет, нейтральный; слева, где бокалы отражают свет ламп накаливания — умеренно-желтый. Замечательно переданы все полутона. Детализация превосходная.
Как видим, автоматика установила выдержку с расчетом на работу оптической стабилизации объектива. Сделано правильно: отсутствие «шевеленки» («смаза» изображения) доказывает, что OIS работает хорошо. Но динамический диапазон в сцене настолько большой, что область дверного проема и пятно света на полу почти лишены деталей. Здесь — ясное дело — оптика ни при чем; просто сенсор камеры не в состоянии покрыть такой перепад яркостей. Заметим, однако, что в остальных участках кадра, в том числе в довольно глубоких тенях, проработка тональностей и деталей достойна похвалы.
Когда матрице недостает охвата яркостей (фотографической широты), выручит экспозиционный брекетинг с последующей «склейкой» кадров для получения снимка с широким динамическим диапазоном (High Dynamic Range, HDR). В случае ниже мы так и поступили.
Сначала средствами камеры Fujifilm X-Pro2 при 18 мм и f/2,8 было сделано три кадра (с рук): 1) нормальная экспозиция; 2) передержка в одну экспозиционную ступень; 3) недодержка в одну экспозиционную ступень.
Нормальная экспозиция | |
+1EV | |
−1EV |
После преобразования исходных снимков из RAW (Fujifilm RAF) в TIFF была произведена их «склейка» в приложении SNS-HDR Pro v.2 с алгоритмом обработки Natural (очень умеренное просветление теней и ослабление светов).
Снимок, на наш взгляд, становится более выразительным, а детализация в тенях и светах значительно возрастает. Если не увлекаться выравниванием контрастов, то таким способом можно получить весьма привлекательные фотографии.
Размытие спереди и сзади
От стандартного зум-объектива, пусть даже самого высококлассного, не следует ожидать чего-то выдающегося в плане эстетики размытия (бокэ). Тем не менее, это качество мы считаем важной характеристикой объектива и потому изучим его подробно.
При минимальном фокусном расстоянии на максимальном раскрытии фронтальное бокэ выглядит, прямо скажем, слабовато. На предметах переднего плана вместо мягкого рисунка видим двоение контуров, различимое весьма отчетливо. На приведенном снимке общую картину выручает сюжет: кувшины на переднем плане «провалены» в тень, и хотя контуры их из-за этого видны лучше, композиционно они не мешают основной сцене, освещенной намного сильнее.
Бокэ сильно структурированное, отчасти из-за составляющих его деталей, отчасти из-за того, что раскрытие диафрагмы явно недостаточное для более сильного размытия. Впрочем, в этой сцене оно смотрится неплохо, так как по рисунку перекликается с объектом в зоне фокуса.
Посмотрим, чего можно добиться в рамках «лабораторной работы» в интерьере.
На минимальном фокусном в выбранной сцене степень размытия заднего плана не достигает величин, позволяющих ему стать по-настоящему художественным. Впрочем, световые пятна имеют правильную форму. А вот блики на среднем плане имеют отчетливую структурность в виде более светлых пятен в центре.
При фокусном 29 мм максимальное раскрытие диафрагмы уменьшается до f/3,2, но степень размытия существенно увеличивается, что, разумеется, идет на пользу его эстетике. Пятна от источников света сохраняют правильную форму, но их структурность на среднем плане приобретает вид концентрических колец, «пуговиц», что, к сожалению, не красит картину.
При увеличении фокусного расстояния до 35 мм (эквивалент 50 мм на полном кадре) и выше уже вполне можно говорить о достаточном размытии фона. Однако в пятнах от источников света на среднем плане становится заметным двоение контуров (особенно заметное на больших кругах сверху), что снижает ценность рисунка даже при учете того обстоятельства, что структура пятен на среднем плане смягчается.
На фокусном 55 мм при максимально возможном раскрытии f/4 картина бокэ не претерпевает существенных изменений, сохраняя как достоинства, так и недостатки, подмеченные ранее.
Можно заключить, что Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (как и любой универсальный зум) — явно не «мастер бокэ»; ничего сверхъестественного в этом плане он предложить не может. Впрочем, это не означает, что смотреть будет не на что: часто на практике результат выглядит приемлемо, особенно если не заниматься изнурительным анализом снимка «по частям», а воспринимать его как единое целое.
В конце приведем ценное мнение эксперта. Наш друг Александр Кавчник, шахтер и фотограф из Словении, уже почти два года снимает объективом Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS. Вот как он по нашей просьбе характеризует Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS.
С тех пор, как приобрел камеру Fujifilm X-T1, я пользуюсь почти исключительно этим объективом, и он мне очень полюбился — прочный, высокого качества и весьма небольшой для оптического инструмента с переменным фокусным расстоянием. Оптическая стабилизация изображения очень часто выручает; кольцо трансфокатора работает удивительно плавно. Фотографии, которые мне удается создавать при помощи Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, отличаются высоким качеством и резкостью. Я особенно люблю использовать этот объектив для пейзажей и репортажных сцен в условиях нехватки освещения.
С любезного разрешения Александра Кавчника мы публикуем две фотографии, снятые им при помощи Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS в связке с камерой Fujifilm X-T1.
Остальные снимки мы решили собрать в галерею без подписей.
Итог
Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS — универсальный зум-объектив, отличающийся тремя достоинствами: высокой светосилой, легкостью и компактностью и наличием встроенной системы оптической стабилизации изображения.
В подавляющем большинстве ситуаций, возникающих на практике, он прекрасно справляется с возложенными на него обязанностями. Этот оптический инструмент отличают достаточно высокая резкость и детализация изображения во всем диапазоне фокусных расстояний, начиная с открытой диафрагмы, отличная цветопередача, бережное и качественное воспроизведение полутоновых градаций в светах и тенях.
Размытие фона и переднего плана на снимках, сделанных Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS, не достигает по-настоящему высокохудожественной степени, как и при использовании большинства других универсальных зум-объективов. Но тем не менее, соответствующие приемы с расчетом на бокэ могут использоваться для достижения выразительного эффекта.
Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS — инструмент выбора для репортажной фотографии, для путешествий и пеших походов, когда на счету каждые 100 г веса оборудования.
Мы рекомендуем Fujinon XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS фотоэнтузиастам и фотопрофессионалам как отличный инструмент для повседневной работы.
Мнение фотографа Александры Мановцевой:
Работать с XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS тоже было удобно. Автофокус абсолютно бесшумный и быстрый, сам объектив легкий и компактный, что очень упрощает жизнь при выездных съемках. Как и у XC 16-50mm F3.5-5.6 OIS, понравилась эргономика объектива. Кольцо зумирования не сбивается, очень удобное в работе. Четкий ход диафрагмы. Объектив более светосильный и лучше держит контровой свет. Хорошая резкость, не понравилось только то, что при съемке крупных планов на широком угле резкость по краям кадра не идеальна, немного уходит детализация. Отличный, удобный объектив «на каждый день».
Фотогалерея Александры Мановцевой