Voyetra Turtle Beach Montego II OEM

 

Вслед за MX300 на нашем рынке появилась еще одна звуковая карта на базе чипсета Vortex2. Это плата Montego II OEM от компании Voyetra Turtle Beach Inc.

Звуковые карты от Turtle Beach известны давно. С именем компании связывают, прежде всего, профессиональные карты, однако, и на мейнстрим рынок компания вышла, правда, не так давно, но этот выход можно назвать вполне успешным. Достаточно вспомнить Montego на чипе Vortex.

К слову, плата Turtle Beach Montego на Vortex и сейчас является одной из самых удачных карт.

Как известно, вслед за чипом Vortex (AU8820) компания Aureal выпустила чип Vortex2 (AU8830) , главным достоинством которого является аппаратная поддержка интерфейса A3D 2.0, т.е. воспроизведение акустики, основанной на геометрии пространства. Разумеется, вполне логичным стало то, что Turtle Beach dобъявила о своем намерении выпускать звуковые карты на новом чипе. Более того, на Vortex2 Turtle Beach анонсировал сразу три карты, под общим названием Montego II, но с различными префиксами.

Эти три карты следующие:

  • Montego II OEM
  • Montego II Quadzilla (Retail)
  • Montego II Home Studio

Первой (и пока единственной) в свет вышла карта Montego II OEM.


Появилась эта плата, прежде всего, ввиду потребности в ней крупнейшего производителя PC — компании Dell. Можно даже сказать, что Montego II OEM появилась под давлением Dell.

Почему под давлением? Ну, хотя бы потому, что компания Dell хотела поставлять свои компьютеры, с установленной звуковой картой на базе новейшего аудио чипа. С Turtle Beach у Dell давние и хорошие отношения, платы Montego на Vortex поставлялись (и все еще поставляются) в составе компьютеров Dell.

Turtle Beach ничего не оставалось, как быстро предложить своему партнеру то, что тот хочет.

Так как нормальные версии карт еще не готовы, чтобы не потерять клиентов, Turtle Beach начала самостоятельно продавать карты Montego II OEM, правда, только напрямую через свой сайт. Не исключено, что часть OEM карт Montego II попали на рынок через Dell. Так или иначе, но Montego II OEM попали и в Москву, поэтому, мы решили попробовать и узнать, что же это за зверь.

Для начала приведем немного цифр, описывающих параметры Montego II, хотя ничего нового вы тут не увидите по сравнению с MX300. Да, стоит заметить, что спецификации на Montego II OEM, опубликованные в разных местах иногда слегка различаются. Не стоит обращать на это внимания, это просто халатные менеджеры по связям с прессой и общественностью.

Итак:

  • Поддерживаемые API: DirectSound (DS), DirectSound3D (DS3D), A3D, A3D 2.0, DirectInput, DirectMusic.
  • Эмуляция SB Pro в DOS приложениях
  • Кодек: SigmaTel 18-bit (STAC9704T), двухканальный
  • Соотношение сигнал/шум > 95 dB при 20 Hz — 20 kHz (±1 dB)
  • Общие искажения гармоник (THD): > -93dB (0.005%) (A weighted)
  • Частота дискретизации: 48 kHz с шагом 1 Гц
  • Встроенные коннекторы: MPU-401 MIDI/Game Port, Wavetable Header, MPC (Modem, CD, AUX)
  • Порт расширения S/PDIF: для подключения карты расширения с S/PDIF цифровым входом/выходом для записи и проигрывания цифрового звука
  • Внешние разъемы: один буферизованный линейный стерео выход, микрофонный и линейный входы. Все разъемы из пластмассы, но разных цветов.
  • На аппаратном уровне поддерживается работа 76 потоков 3D звука (реально пока только 16, остальные обещают в новой версии драйверов)
  • 64 аппаратных голосов Wavetable + 256 реализуемых программно, всего 320 голосовая полифония, поддерживаются загружаемые семплы по 4 Мб
  • Интерфейс: PCI 2.1 с поддержкой 96 DMA каналов

Так как в названии платы присутствует аббревиатура OEM, комплект поставки заключается в самой карте, регистрационной бумажке (в наших условиях неактуальной) и компакт диска с программным обеспечением.

Первое, что бросилось в глаза, это дизайн карты. Фактически, Turtle Beach взяли плату Montego и заменили чип Vortex (AU8820) на чип Vortex2 (AU8830). Все. Видно сильно торопились.


Ага, посмотрим внимательно, очень похоже на игру найди три отличия. Для справки: сверху Montego II OEM, снизу Montego.

Нет, все-таки изменения есть, на Montego II OEM установлен новый кодек. Вместо STAC9701T, который установлен на Montego, на Montego II OEM установлен кодек STAC9704T, правда суть от этого изменилась не сильно. Люди с хорошим зрением наверняка найдут и другие отличия, но кроме замены кодека, все остальные изменения чисто косметические (по крайней мере, если оценивать визуально).

Главный плюс нового кодека в том, что он может работать в паре с кодеком STAC9721, т.е. предусмотрена возможность модернизации с целью поддержки четырех колонок (читай четырех выходных каналов). Но вот вопрос, как Turtle Beach собираются подключать плату расширения со вторым кодеком и вторым линейным выходом?

Осмотрим внимательно плату:

Видите эту разводку под внешний разъем с подписью REAR? Что бы это значило? Очень похоже на разъем для подключения платы расширения, на которой и должен быть реализован линейный выход на тыловые колонки. Но разъема то нет. Я не берусь утверждать, что модернизация Montego II OEM не возможна, но считаю ее сомнительной. Судите сами, если никакого специального разъема нет, остается один вариант: подключение через цифровой интерфейс S/PDIF. Но этот 8-ми контактный разъем предназначен для подключения платы с цифровым входом/выходом и про возможность сопряжения через этот интерфейс двух кодеков нигде речи не шло. Более того, так как дизайн PCB у Montego II OEM визуально ничем не отличается от дизайна Montego (а там точно не было предусмотрено подключение внешней платы с дополнительным кодеком и линейным выходом), то вряд ли делалась дополнительная разводка. Хотя, возможно все-таки есть способ использовать именно S/PDIF интерфейс. Время покажет. На сайте Turtle Beach я не нашел никаких пояснений, как впрочем и обещаний модернизации Montego II OEM.

Есть мнение, что дизайн платы Montego был использован для Montego II OEM из-за очень хорошего инженерного решения PCB, но возникает вопрос, что мешало развести еще один линейный выход и поменять кодек на четырехканальный?

Так вот, раз уж речь зашла о кодеке, следует заметить, что в MX300 используется четырехканальный кодек STAC9708T от SigmaTel.

На Montego II OEM используется кодек STAC9704T от той же компании SigmaTel. Оба кодека 18 битные, оба поддерживают SS3D (SigmaTel Surround Stereo Extension), соотношение сигнал/шум (SNR) >95 dB, 48 kHz sample rate и т.д. Но главное отличие именно количество выходных каналов.

Почему же Turtle Beach не поставили кодек, как у MX300?

Все просто. Если вспомнить немного историю, то можно заметить, что поставки MX300 изначально были намечены на октябрь 1998, но в итоге начались лишь в декабре. Montego II OEM напротив начали поставлять еще в октябре (сначала эти карты поставлялись только для Dell, а с декабря 1998 Turtle Beach стала продавать платы через свой сайт). Ну и что? А то, что промышленное производство STAC9708T (а это первый серийный четырех канальный кодек) началось именно в октябре. В общем, Diamond поступила абсолютно правильно, ведь лучше задержать продукт, чем сделать не то, что обещалось. А что же Turtle Beach? Ну, они и не анонсировали заранее то, какой будет их новая плата. А когда рынок потребовал быстро продукт на Vortex2 сваяли плату из того, что было под рукой.

Правда, нам обещали, что Montego II OEM можно будет модернизировать, подключив внешнюю плату со вторым линейным и оптическим цифровым выходами (Toslink).

Действительно, в ноябре 1998 все та же SigmaTel начала производство кодека STAC9721, который как раз и можно поставить в паре с другими кодеками, расширив количество выходных каналов. Скорее всего, Turtle Beach планирует поместить этот кодек на дополнительной карте, но возникает вопрос, как кодеки будут взаимодействовать, если разводка на плате с пометкой REAR есть, но разъема нет. Впрочем, это мы уже обсуждали выше.

Тут уместно немного сказать о SigmaTel и ее продукции. Причем волей неволей, но речь пойдет о том, какая Diamond хорошая компания. Как я уже упоминал, на MX300 используется кодек STAC9708T, к которому в паре можно подключить кодек STAC9721. Так вот, особенность STAC9721 в том, что он может реализовать поддержку просто второго линейного выхода, например, для подключения тыловых колонок (мечта владельцев Montego II OEM), но и реализовать два раздельных канала, один для подключения сабвуфера, а второй для подключения динамика центрального канала (для диалогов). Вот она реализация мечты о шестиканальном звуке Dolby Digital. Теперь ожидание платы расширения MX50 для карты MX300 становится все более выматывающим. Судите сами, оптический цифровой выход Toslink нужен далеко не всем, не у каждого есть MD плеер или DAT проигрыватель.

Цифровой интерфейс ввода/вывода SPDIF нужен еще меньшему числу людей, далеко не каждый занимается созданием музыки и уж тем более таких людей вряд ли устроит MX300. Зато поддержка раздельных каналов для низкочастотного динамика и диалогового будет интересно многим. Особенно это опция становится актуальна в свете все большего распространения DVD.

Даже если предположить, что Montego II OEM будет иметь возможность модернизации, мы сможем получить лишь два линейных выхода, а MX300 после модернизации будет иметь либо дополнительный линейный выход (что мало интересно), либо раздельный выход для сабвуфера и диалоговой колонки (что интересно и наиболее вероятно).

Время покажет, обманули нас или нет. Я же склоняюсь к мнению, что OEM версия Montego II это тупиковая ветвь. Я не верю, что будет возможность модернизации. Вспомним, что Montego II OEM была сделана по заказу Dell. Люди, которые покупают Dell, вряд ли будут озабочены проблемой модернизации чего-то там внутри. Они получили рабочий компьютер, с хорошим звуком. Вряд ли они будут задумываться о том, что не все возможности чипа их звуковой платы используются. Так что свою прямую задачу Montego II OEM решает хорошо. Нельзя обвинять Turtle Beach в том, что они сделали плохой продукт. Нет, просто они сделали плату, рассчитанную на определенный рынок и на определенную категорию людей.

Судите сами, цена Montego II OEM в Москве около $75, со своего сайта Turtle Beach продает ее за $99 и за такие деньги мы получаем карту, которая проигрывает MX300 по своим возможностям. С другой стороны, можно предположить, что Turtle Beach предлагая купить Montego II OEM напрямую со своего сайта решила просто подработать и лишний раз напомнить своим поклонникам о том, что работы ведутся. Но зачем покупать OEM плату, если за те же деньги есть гораздо более ценный продукт?

Лирическое отступление

Читая документацию по кодекам на сайте SigmaTel, я обнаружил очень занятную утилиту. Точнее, две утилиты:

  • SigmaTel Surround Control Software 2.06 (st3d.zip, 764 Кб)
  • SigmaTel Surround and Secondary Line Out Control Software 2.10 (st3dlnlv.zip, 723 Кб)

Утилиты позволяют использовать более полно возможности кодеков STAC9704 и STAC9708 от SigmaTel. Эти программы работают только со звуковыми платами, имеющими два линейных выхода.

Для владельцев (не побоюсь сказать счастливых владельцев) карты MX300 особый интерес представляет именно вторая утилита.

Дело в том, что кодеки STAC9704 и STAC9708 имеют расширенные возможности, которые далеко не всегда могут быть задействованы драйверами для вашей звуковой карты. В качестве примера можно привести опцию SigmaTel Surround, которая при включении расширяет поле стерео звучания ваших колонок. На практике это выражается в том, что звук становится более объемным, т.е. наблюдается эффект surround, причем это заметно даже в наушниках. Особенно эта утилита понравится любителям послушать MP3, но имеющих лишь две колонки или только наушники. Обладателям четырехкомпонентных акустических систем (или пятикомпонентных, если вы не против) понравится возможность управления громкостью и балансом на всех колонках сразу. И, кстати, при использовании утилиты сразу заметно качество акустики, на дешевых колонках становится слышны шумы, которых не слышно в наушниках и на хорошей акустике.

Да, утилита очень уютно чувствует себя в трее.

Установка

Разумеется, сравнивать Montego II OEM мы будем с MX300. Так как Turtle Beach это OEM поставка, то мы будем принимать в расчет только саму плату и базовый комплект программного обеспечения, т.е. драйверы и утилиты, входящие в состав драйверов.

Инсталляция программного обеспечения для Turtle Beach Montego II OEM прошла просто и легко. Мы установили плату в свободный PCI слот, включили машину и после того, как Win98 сообщила о новом устройстве, указали путь к CD с драйверами. После этого появляется табличка с предупреждением, что сейчас будут устанавливаться драйверы и утилиты, поэтому закройте все приложения (если вы их успели назапускать) и ждите пока процесс не завершиться, после чего машина автоматически перезагрузится. Прошло пару минут, машина перегрузилась и все. Сразу заглянем в менеджер устройств, чтобы удостоверится, что проинсталлировали то, что хотели, и удостоверится, что никаких конфликтов нет.

Да, все в порядке, о чем свидетельствует иллюстрация.

Итак, посмотрим на утилиты, входящие в комплект драйверов наших звуковых плат. Загрузить утилиты можно из трея или через меню программ. Запустим утилиту для Montego II OEM:


Загружается программа AudioStation32, которая совмещает в себе универсальный мультимедиа проигрыватель, эквалайзер и обеспечивает доступ к редактору midi.

Как видно из иллюстрации, AudioStation32 имитирует музыкальный центр по типу бытового комплекса. Соответственно, любой компонент этого комплекса можно сделать невидимым и в самом минимальном виде мы получим:


Эквалайзер мне не понравился, т.к. имеется всего три возможности выбора: вообще выключен, побольше высоких и побольше низких частот. Возможности запомнить собственные настройки, нет:


Разумеется, эквалайзер десяти полосный, т.к. он аппаратно реализован в Vortex2.

Рассказывать про проигрыватель CD, Midi и про панель микшера, через которую осуществляется управление уровнями громкости, балансом и включения/выключения различных каналов ввода/вывода не имеет смысл. Ничего нового в них еще не придумали, а внешний вид на качество не влияет:


Из Midi проигрывателя можно перейти в программу редактирования — Midi Orchestrator, но это может быть интересно только людям разбирающимся:


Что обидно, я не нашел способа загрузить DLS банк и наложить эффекты при проигрывании midi. Может, я просто не там искал.

К слову, вы можете загрузить один DLS банк UltraGM+ прямо отсюда: UltragmDLS.zip (7.7 Mb)

В архиве есть несколько Midi файлов. Скачивайте, загружайте и слушайте.

Если загрузить фолдер Turtle Beach Montego II, то там мы обнаружим еще некоторые полезные вещи:


Отсюда, как видно, можно получить доступ к демонстрационным программам, показывающим A3D в действии. Проверить работоспособность звуковой карты, запустив утилиту SoundCheck:


Вот собственно и все, что нам предлагается использовать вместе с Montego II OEM. Прямо скажем: негусто, и не впечатляет.

Да, к слову, раз уж мы помянули демо программы, на сайте Aureal есть демонстрация, которая не входит в стандартную поставку драйверов для плат на Vortex2. Эта программа демонстрирует возможности технологии Wavetracing, так что если вы ее не имеете, рекомендуем для ознакомления. Скачать демонстрацию можно отсюда: a3dwavet.exe (1.6 Мб)

Работает только под Win95/98, наличие платы на Vortex2 обязательно :-)

Утилиты, идущие в комплекте с MX300 имеют больше возможностей, более информативны и удобны в управлении. Не будем повторяться с их описанием, просто покажем пару иллюстраций, а за подробностями вы можете обратиться к соответствующему обзору.


Вкратце про утилиты от MX300 мы все же скажем (кому охота загружать еще один обзор?):

Во-первых все утилиты для MX300 вызываются из трея и собраны вместе, надо только переключаться, используя закладки. Есть закладка Status, которая проинформирует вас о загрузке Vortex2, о количестве задействованных каналов и потоков, плюс графический индикатор уровня громкости. Далее эквалайзер, у MX300 он имеет четыре заранее сделанных установки, плюс у вас есть возможность запомнить три собственные.

Очень полезная закладка Config, тут вы сможете указать, какая внешняя акустика подключена, и протестировать воспроизведение. Для Montego II OEM этого, в общем-то, и не требуется, т.к. вариантов подключения устройств воспроизведения всего два: наушники и колонки (либо внешний усилитель).

Закладка Midi, дает вам возможность загрузить DLS или ARL банк, наложить различные эффекты и выбрать количество голосов волновых таблиц.

Думаю, этого достаточно, чтобы заметить, что утилиты у MX300 богаче возможностями и удобнее.

Практика

Теперь перейдем к практике и попробуем сравнить, хотя, сравнивать особо нечего, так как чип то одинаковый. И действительно, платы работают одинаково. Драйверы сделаны на базе референс от Aureal, а так как последние пока не претерпели существенных изменений, то на слух в приложениях разницы нет. Более того, измерения fps в играх не обнаружили разницы, а результаты AudioWinbench99 и Minerva оказались просто идентичными, поэтому я, думаю, нет смысла повторять таблицы из обзора MX300.

Напомним конфигурацию тестовой машины:

  • CPU: Intel Celeron 450А / Chaintech 6BTM
  • RAM: 128 Mb SDRAM PC100 SEC
  • Video: Metabyte Wicked3D Vengeance (3Dfx Voodoo Banshee)
  • HDD: 6.5 Gb Fujitsu UDMA
  • OS: Windows98/DX6.1

Приведем только результаты измерения fps в Half-Life:

Half-Life (1.06) BlowOut 800x600
 A3D 2.0Wavetracing OffA3D Off
MX300 29.91332.32434.0385
Montego II OEM 29.83832.317534.102


* Заметим, что использовался патч 1.06, т.к. с патчем 1.08 не идут тестовые демо.
* Отключение расчета акустики на основе геометрии игрового пространства производится с помощью консольной команды "s_geometry 0"
* Каждое измерение производилось три раза, после первого прогона демо.

Как видно, результаты подтверждают, что платы использующие одинаковый чип Vortex2 и одинаковые драйвера (по виду разные, но сделанные на основе одних и тех же референс драйверов) работают одинаково.

Ну, а сами цифры из таблицы показывают, как влияет использование действительно интерактивного, динамически изменяемого звука, точнее расчет в реальном времени ранних отраженных звуков, на загрузку вашего CPU, а значит и на производительность видеоподсистемы. Но, потери менее 10% Fps стоят такого звучания, которое обеспечивают Montego II OEM и MX300. Обе платы воспроизводят акустику с четким позиционированием источников звука в пространстве, так, если противник за углом перезарядил бластер, вы слышите, что это произошло именно за углом. Если кто-то спрыгнул в трубу с водой, например, канализационную, вы слышите, что противник спрыгнул в воду именно в трубе. И так далее, вы именно слышите, а не догадываетесь. Вам больше не нужно заниматься стратегическим планированием своих действий, исходя из возможного местоположения врага, вы просто действуете, потому что, то, что вы слышите, дает вам полную и правильную картину происходящего действия в игре.

Более того, в ближайшее время должен выйти Expansion Pack для игры Heretic II, так вот нам обещают, что звучание там будет еще более потрясающим, (кто играл в Heretic II знает, что и сейчас там звук поистине пугающий и мистический). Но главное, использование возможностей A3D 2.0, читай расчет акустики на основе геометрии пространства, не будет сказываться на производительности видео подсистемы, т.е. нам обещают, что падения значений fps не будет, а загрузка CPU будет мене 5% в зависимости от мощности процессора. В результате, запустив Heretic II EP на компьютере со звуковой платой на Vortex2, мы должны будем заметить лишь потрясающе динамичное и чистое звучание и, при этом, без ущерба производительности. Ждем с нетерпением и посмотрим, что же будет на практике. Кстати, в ближайшее время должен выйти и патч 1.03 для SiN, в котором также будет реализована поддержка A3D 2.0. Положительные тенденции налицо. Напомним, что платы на Vortex2 совсем недавно появились в продаже, поэтому пока мало приложений использующих все возможности интерфейса A3D 2.0.

Субъективно звучание тоже одинаково. Разумеется, подключить больше двух колонок к Montego II OEM мне не удалось, поэтому для чистоты эксперимента сравнение производилось в наушниках (Koss PortaPro). Никаких шумов у Montego II OEM замечено не было, в общем, платы вели себя идентично.

На практике, никакой разницы с платой MX300 я не обнаружил. Да и откуда ей взяться. Кодеки имеют одинаковые характеристики. Разводка плат сделана хорошо. В общем, звук платы создают одинаковый, разумеется, в одинаковых условиях. Кстати, можно заметить, что красивый цвет, большие размеры PCB и позолоченные контакты внешних разъемов у MX300 смотрятся хорошо, но на скорость не влияют, по крайней мере, в играх.

Выводы:

К минусам можно отнести:

  • Отсутствие поддержки двух линейных выходов (нет возможности подключить 4-х колонки)
  • Неудобные и бедные по возможностям утилиты управления
  • Вероятно, не будет возможности модернизации
  • Высокая цена

К плюсам можно отнести:

  • плата сделана на новейшем чипе Vortex2, со всеми вытекающими
  • простота инсталляции

Если вы слушаете звук с вашего компьютера исключительно в наушниках, то Montego II OEM вас не разочарует. С другой стороны за те же деньги вы можете купить плату, поддерживающую воспроизведение через два линейных выхода (читай четыре колонки). Не знаю, но мне кажется, что при возможности выбирать за одинаковую стоимость между Montego II OEM ($75) и MX300 OEM ($75), я бы выбрал именно MX300.

Кстати, даже если бы Montego II OEM стоила $50 (на мой взгляд, такая цена более подходит этой карте в данный момент), я все равно не купил бы ее себе.

Ну а если вы все же надеетесь, что возможность модернизации Montego II OEM все-таки будет, то можно использовать чисто рекламные приемы. Представьте, у MX300 внешние разъемы позолочены, боковая планка стильного черного цвета, имеется разъем MX-Link для модернизации. Да, не забудьте, что по прогнозам модернизация Montego II OEM может вам обойтись в $70, а стоит ли это того? Заметим, что если кроме поддержки второго линейного выхода вам ничего больше не надо, то не слишком ли высокая цена за модернизацию?

Если вас смущает имя Diamond, то можно сказать следующее. Да, Turtle Beach занимается исключительно звуком, но у Diamond плата MX300 не первая проба пера. MX300 это плата уже второго поколения звуковых карт от Diamond, а коммерческий успех Monster Sound S90 на Vortex говорит в пользу MX300 лучше любой рекламы. Трудно спорить с тем фактом, что Diamond производит качественные звуковые платы.

К слову, если вам в принципе не нравится Diamond, то стоит немного повременить с покупкой, есть все основания предполагать скорое появление на нашем рынке плат на Vortex 2 от Aureal в упаковке от Xitel (Storm Platinum) или VideoLogic (SonicVortex2).

Либо, если вы все же хотите иметь плату от Turtle Beach, ждите появления Montego II Quadzilla (Retail) или, если вы создаете музыку, Montego II HomeStudio.

Напомним, вкратце, что же это будут за карты.

Montego II Quadzilla (Retail): будет поддерживаться воспроизведение звука через два линейных выхода, цифровой выход типа RCA (коаксиальный), несколько игр в комплекте (скорее 1-2 штуки). Ожидаемая цена: около $100.

Montego II HomeStudio: будет поддерживаться воспроизведение звука через два линейных выхода, S/PDIF вход/выход типа RCA, оптический выход типа Toslink. Также, в комплекте будет плата расширения, реализующая аппаратный синтез по таблице волн на базе процессора Dream. И, разумеется, профессиональное программное обеспечение для работы со звуком: Digital Orchestrator Pro, набор семплов Roland GM/GS, возможно будет игра и еще какое-то программное обеспечение от Voyetra. Ожидаемая цена: около $300.

В любом случае выбор все равно за вами: купить Montego II OEM или подождать полноценные платы от Turtle Beach. А может быть имеет смысл обратить внимание на продукцию конкурентов. Лично у меня нет аргументов, чтобы рекомендовать, кому бы то ни было TB Montego II OEM для покупки.

 

Плата Montego II OEM предоставлена для тестирования компанией "AmiCom".

 

25 февраля 1999 Г.

Voyetra Turtle Beach Montego II OEM Review

Voyetra Turtle Beach Montego II OEM

 

Вслед за MX300 на нашем рынке появилась еще одна звуковая карта на базе чипсета Vortex2. Это плата Montego II OEM от компании Voyetra Turtle Beach Inc.

Звуковые карты от Turtle Beach известны давно. С именем компании связывают, прежде всего, профессиональные карты, однако, и на мейнстрим рынок компания вышла, правда, не так давно, но этот выход можно назвать вполне успешным. Достаточно вспомнить Montego на чипе Vortex.

К слову, плата Turtle Beach Montego на Vortex и сейчас является одной из самых удачных карт.

Как известно, вслед за чипом Vortex (AU8820) компания Aureal выпустила чип Vortex2 (AU8830) , главным достоинством которого является аппаратная поддержка интерфейса A3D 2.0, т.е. воспроизведение акустики, основанной на геометрии пространства. Разумеется, вполне логичным стало то, что Turtle Beach dобъявила о своем намерении выпускать звуковые карты на новом чипе. Более того, на Vortex2 Turtle Beach анонсировал сразу три карты, под общим названием Montego II, но с различными префиксами.

Эти три карты следующие:

  • Montego II OEM
  • Montego II Quadzilla (Retail)
  • Montego II Home Studio

Первой (и пока единственной) в свет вышла карта Montego II OEM.



Появилась эта плата, прежде всего, ввиду потребности в ней крупнейшего производителя PC — компании Dell. Можно даже сказать, что Montego II OEM появилась под давлением Dell.

Почему под давлением? Ну, хотя бы потому, что компания Dell хотела поставлять свои компьютеры, с установленной звуковой картой на базе новейшего аудио чипа. С Turtle Beach у Dell давние и хорошие отношения, платы Montego на Vortex поставлялись (и все еще поставляются) в составе компьютеров Dell.

Turtle Beach ничего не оставалось, как быстро предложить своему партнеру то, что тот хочет.

Так как нормальные версии карт еще не готовы, чтобы не потерять клиентов, Turtle Beach начала самостоятельно продавать карты Montego II OEM, правда, только напрямую через свой сайт. Не исключено, что часть OEM карт Montego II попали на рынок через Dell. Так или иначе, но Montego II OEM попали и в Москву, поэтому, мы решили попробовать и узнать, что же это за зверь.

Для начала приведем немного цифр, описывающих параметры Montego II, хотя ничего нового вы тут не увидите по сравнению с MX300. Да, стоит заметить, что спецификации на Montego II OEM, опубликованные в разных местах иногда слегка различаются. Не стоит обращать на это внимания, это просто халатные менеджеры по связям с прессой и общественностью.

Итак:

  • Поддерживаемые API: DirectSound (DS), DirectSound3D (DS3D), A3D, A3D 2.0, DirectInput, DirectMusic.
  • Эмуляция SB Pro в DOS приложениях
  • Кодек: SigmaTel 18-bit (STAC9704T), двухканальный
  • Соотношение сигнал/шум > 95 dB при 20 Hz — 20 kHz (±1 dB)
  • Общие искажения гармоник (THD): > -93dB (0.005%) (A weighted)
  • Частота дискретизации: 48 kHz с шагом 1 Гц
  • Встроенные коннекторы: MPU-401 MIDI/Game Port, Wavetable Header, MPC (Modem, CD, AUX)
  • Порт расширения S/PDIF: для подключения карты расширения с S/PDIF цифровым входом/выходом для записи и проигрывания цифрового звука
  • Внешние разъемы: один буферизованный линейный стерео выход, микрофонный и линейный входы. Все разъемы из пластмассы, но разных цветов.
  • На аппаратном уровне поддерживается работа 76 потоков 3D звука (реально пока только 16, остальные обещают в новой версии драйверов)
  • 64 аппаратных голосов Wavetable + 256 реализуемых программно, всего 320 голосовая полифония, поддерживаются загружаемые семплы по 4 Мб
  • Интерфейс: PCI 2.1 с поддержкой 96 DMA каналов

Так как в названии платы присутствует аббревиатура OEM, комплект поставки заключается в самой карте, регистрационной бумажке (в наших условиях неактуальной) и компакт диска с программным обеспечением.

Первое, что бросилось в глаза, это дизайн карты. Фактически, Turtle Beach взяли плату Montego и заменили чип Vortex (AU8820) на чип Vortex2 (AU8830). Все. Видно сильно торопились.



Ага, посмотрим внимательно, очень похоже на игру найди три отличия. Для справки: сверху Montego II OEM, снизу Montego.

Нет, все-таки изменения есть, на Montego II OEM установлен новый кодек. Вместо STAC9701T, который установлен на Montego, на Montego II OEM установлен кодек STAC9704T, правда суть от этого изменилась не сильно. Люди с хорошим зрением наверняка найдут и другие отличия, но кроме замены кодека, все остальные изменения чисто косметические (по крайней мере, если оценивать визуально).

Главный плюс нового кодека в том, что он может работать в паре с кодеком STAC9721, т.е. предусмотрена возможность модернизации с целью поддержки четырех колонок (читай четырех выходных каналов). Но вот вопрос, как Turtle Beach собираются подключать плату расширения со вторым кодеком и вторым линейным выходом?

Осмотрим внимательно плату:

Видите эту разводку под внешний разъем с подписью REAR? Что бы это значило? Очень похоже на разъем для подключения платы расширения, на которой и должен быть реализован линейный выход на тыловые колонки. Но разъема то нет. Я не берусь утверждать, что модернизация Montego II OEM не возможна, но считаю ее сомнительной. Судите сами, если никакого специального разъема нет, остается один вариант: подключение через цифровой интерфейс S/PDIF. Но этот 8-ми контактный разъем предназначен для подключения платы с цифровым входом/выходом и про возможность сопряжения через этот интерфейс двух кодеков нигде речи не шло. Более того, так как дизайн PCB у Montego II OEM визуально ничем не отличается от дизайна Montego (а там точно не было предусмотрено подключение внешней платы с дополнительным кодеком и линейным выходом), то вряд ли делалась дополнительная разводка. Хотя, возможно все-таки есть способ использовать именно S/PDIF интерфейс. Время покажет. На сайте Turtle Beach я не нашел никаких пояснений, как впрочем и обещаний модернизации Montego II OEM.

Есть мнение, что дизайн платы Montego был использован для Montego II OEM из-за очень хорошего инженерного решения PCB, но возникает вопрос, что мешало развести еще один линейный выход и поменять кодек на четырехканальный?

Так вот, раз уж речь зашла о кодеке, следует заметить, что в MX300 используется четырехканальный кодек STAC9708T от SigmaTel.

На Montego II OEM используется кодек STAC9704T от той же компании SigmaTel. Оба кодека 18 битные, оба поддерживают SS3D (SigmaTel Surround Stereo Extension), соотношение сигнал/шум (SNR) >95 dB, 48 kHz sample rate и т.д. Но главное отличие именно количество выходных каналов.

Почему же Turtle Beach не поставили кодек, как у MX300?

Все просто. Если вспомнить немного историю, то можно заметить, что поставки MX300 изначально были намечены на октябрь 1998, но в итоге начались лишь в декабре. Montego II OEM напротив начали поставлять еще в октябре (сначала эти карты поставлялись только для Dell, а с декабря 1998 Turtle Beach стала продавать платы через свой сайт). Ну и что? А то, что промышленное производство STAC9708T (а это первый серийный четырех канальный кодек) началось именно в октябре. В общем, Diamond поступила абсолютно правильно, ведь лучше задержать продукт, чем сделать не то, что обещалось. А что же Turtle Beach? Ну, они и не анонсировали заранее то, какой будет их новая плата. А когда рынок потребовал быстро продукт на Vortex2 сваяли плату из того, что было под рукой.

Правда, нам обещали, что Montego II OEM можно будет модернизировать, подключив внешнюю плату со вторым линейным и оптическим цифровым выходами (Toslink).

Действительно, в ноябре 1998 все та же SigmaTel начала производство кодека STAC9721, который как раз и можно поставить в паре с другими кодеками, расширив количество выходных каналов. Скорее всего, Turtle Beach планирует поместить этот кодек на дополнительной карте, но возникает вопрос, как кодеки будут взаимодействовать, если разводка на плате с пометкой REAR есть, но разъема нет. Впрочем, это мы уже обсуждали выше.

Тут уместно немного сказать о SigmaTel и ее продукции. Причем волей неволей, но речь пойдет о том, какая Diamond хорошая компания. Как я уже упоминал, на MX300 используется кодек STAC9708T, к которому в паре можно подключить кодек STAC9721. Так вот, особенность STAC9721 в том, что он может реализовать поддержку просто второго линейного выхода, например, для подключения тыловых колонок (мечта владельцев Montego II OEM), но и реализовать два раздельных канала, один для подключения сабвуфера, а второй для подключения динамика центрального канала (для диалогов). Вот она реализация мечты о шестиканальном звуке Dolby Digital. Теперь ожидание платы расширения MX50 для карты MX300 становится все более выматывающим. Судите сами, оптический цифровой выход Toslink нужен далеко не всем, не у каждого есть MD плеер или DAT проигрыватель.

Цифровой интерфейс ввода/вывода SPDIF нужен еще меньшему числу людей, далеко не каждый занимается созданием музыки и уж тем более таких людей вряд ли устроит MX300. Зато поддержка раздельных каналов для низкочастотного динамика и диалогового будет интересно многим. Особенно это опция становится актуальна в свете все большего распространения DVD.

Даже если предположить, что Montego II OEM будет иметь возможность модернизации, мы сможем получить лишь два линейных выхода, а MX300 после модернизации будет иметь либо дополнительный линейный выход (что мало интересно), либо раздельный выход для сабвуфера и диалоговой колонки (что интересно и наиболее вероятно).

Время покажет, обманули нас или нет. Я же склоняюсь к мнению, что OEM версия Montego II это тупиковая ветвь. Я не верю, что будет возможность модернизации. Вспомним, что Montego II OEM была сделана по заказу Dell. Люди, которые покупают Dell, вряд ли будут озабочены проблемой модернизации чего-то там внутри. Они получили рабочий компьютер, с хорошим звуком. Вряд ли они будут задумываться о том, что не все возможности чипа их звуковой платы используются. Так что свою прямую задачу Montego II OEM решает хорошо. Нельзя обвинять Turtle Beach в том, что они сделали плохой продукт. Нет, просто они сделали плату, рассчитанную на определенный рынок и на определенную категорию людей.

Судите сами, цена Montego II OEM в Москве около $75, со своего сайта Turtle Beach продает ее за $99 и за такие деньги мы получаем карту, которая проигрывает MX300 по своим возможностям. С другой стороны, можно предположить, что Turtle Beach предлагая купить Montego II OEM напрямую со своего сайта решила просто подработать и лишний раз напомнить своим поклонникам о том, что работы ведутся. Но зачем покупать OEM плату, если за те же деньги есть гораздо более ценный продукт?

Лирическое отступление

Читая документацию по кодекам на сайте SigmaTel, я обнаружил очень занятную утилиту. Точнее, две утилиты:

  • SigmaTel Surround Control Software 2.06 (st3d.zip, 764 Кб)
  • SigmaTel Surround and Secondary Line Out Control Software 2.10 (st3dlnlv.zip, 723 Кб)

Утилиты позволяют использовать более полно возможности кодеков STAC9704 и STAC9708 от SigmaTel. Эти программы работают только со звуковыми платами, имеющими два линейных выхода.

Для владельцев (не побоюсь сказать счастливых владельцев) карты MX300 особый интерес представляет именно вторая утилита.

Дело в том, что кодеки STAC9704 и STAC9708 имеют расширенные возможности, которые далеко не всегда могут быть задействованы драйверами для вашей звуковой карты. В качестве примера можно привести опцию SigmaTel Surround, которая при включении расширяет поле стерео звучания ваших колонок. На практике это выражается в том, что звук становится более объемным, т.е. наблюдается эффект surround, причем это заметно даже в наушниках. Особенно эта утилита понравится любителям послушать MP3, но имеющих лишь две колонки или только наушники. Обладателям четырехкомпонентных акустических систем (или пятикомпонентных, если вы не против) понравится возможность управления громкостью и балансом на всех колонках сразу. И, кстати, при использовании утилиты сразу заметно качество акустики, на дешевых колонках становится слышны шумы, которых не слышно в наушниках и на хорошей акустике.

Да, утилита очень уютно чувствует себя в трее.

Установка

Разумеется, сравнивать Montego II OEM мы будем с MX300. Так как Turtle Beach это OEM поставка, то мы будем принимать в расчет только саму плату и базовый комплект программного обеспечения, т.е. драйверы и утилиты, входящие в состав драйверов.

Инсталляция программного обеспечения для Turtle Beach Montego II OEM прошла просто и легко. Мы установили плату в свободный PCI слот, включили машину и после того, как Win98 сообщила о новом устройстве, указали путь к CD с драйверами. После этого появляется табличка с предупреждением, что сейчас будут устанавливаться драйверы и утилиты, поэтому закройте все приложения (если вы их успели назапускать) и ждите пока процесс не завершиться, после чего машина автоматически перезагрузится. Прошло пару минут, машина перегрузилась и все. Сразу заглянем в менеджер устройств, чтобы удостоверится, что проинсталлировали то, что хотели, и удостоверится, что никаких конфликтов нет.

Да, все в порядке, о чем свидетельствует иллюстрация.

Итак, посмотрим на утилиты, входящие в комплект драйверов наших звуковых плат. Загрузить утилиты можно из трея или через меню программ. Запустим утилиту для Montego II OEM:



Загружается программа AudioStation32, которая совмещает в себе универсальный мультимедиа проигрыватель, эквалайзер и обеспечивает доступ к редактору midi.

Как видно из иллюстрации, AudioStation32 имитирует музыкальный центр по типу бытового комплекса. Соответственно, любой компонент этого комплекса можно сделать невидимым и в самом минимальном виде мы получим:



Эквалайзер мне не понравился, т.к. имеется всего три возможности выбора: вообще выключен, побольше высоких и побольше низких частот. Возможности запомнить собственные настройки, нет:


Разумеется, эквалайзер десяти полосный, т.к. он аппаратно реализован в Vortex2.

Рассказывать про проигрыватель CD, Midi и про панель микшера, через которую осуществляется управление уровнями громкости, балансом и включения/выключения различных каналов ввода/вывода не имеет смысл. Ничего нового в них еще не придумали, а внешний вид на качество не влияет:



Из Midi проигрывателя можно перейти в программу редактирования — Midi Orchestrator, но это может быть интересно только людям разбирающимся:



Что обидно, я не нашел способа загрузить DLS банк и наложить эффекты при проигрывании midi. Может, я просто не там искал.

К слову, вы можете загрузить один DLS банк UltraGM+ прямо отсюда: UltragmDLS.zip (7.7 Mb)

В архиве есть несколько Midi файлов. Скачивайте, загружайте и слушайте.

Если загрузить фолдер Turtle Beach Montego II, то там мы обнаружим еще некоторые полезные вещи:



Отсюда, как видно, можно получить доступ к демонстрационным программам, показывающим A3D в действии. Проверить работоспособность звуковой карты, запустив утилиту SoundCheck:



Вот собственно и все, что нам предлагается использовать вместе с Montego II OEM. Прямо скажем: негусто, и не впечатляет.

Да, к слову, раз уж мы помянули демо программы, на сайте Aureal есть демонстрация, которая не входит в стандартную поставку драйверов для плат на Vortex2. Эта программа демонстрирует возможности технологии Wavetracing, так что если вы ее не имеете, рекомендуем для ознакомления. Скачать демонстрацию можно отсюда: a3dwavet.exe (1.6 Мб)

Работает только под Win95/98, наличие платы на Vortex2 обязательно :-)

Утилиты, идущие в комплекте с MX300 имеют больше возможностей, более информативны и удобны в управлении. Не будем повторяться с их описанием, просто покажем пару иллюстраций, а за подробностями вы можете обратиться к соответствующему обзору.



Вкратце про утилиты от MX300 мы все же скажем (кому охота загружать еще один обзор?):

Во-первых все утилиты для MX300 вызываются из трея и собраны вместе, надо только переключаться, используя закладки. Есть закладка Status, которая проинформирует вас о загрузке Vortex2, о количестве задействованных каналов и потоков, плюс графический индикатор уровня громкости. Далее эквалайзер, у MX300 он имеет четыре заранее сделанных установки, плюс у вас есть возможность запомнить три собственные.

Очень полезная закладка Config, тут вы сможете указать, какая внешняя акустика подключена, и протестировать воспроизведение. Для Montego II OEM этого, в общем-то, и не требуется, т.к. вариантов подключения устройств воспроизведения всего два: наушники и колонки (либо внешний усилитель).

Закладка Midi, дает вам возможность загрузить DLS или ARL банк, наложить различные эффекты и выбрать количество голосов волновых таблиц.

Думаю, этого достаточно, чтобы заметить, что утилиты у MX300 богаче возможностями и удобнее.

Практика

Теперь перейдем к практике и попробуем сравнить, хотя, сравнивать особо нечего, так как чип то одинаковый. И действительно, платы работают одинаково. Драйверы сделаны на базе референс от Aureal, а так как последние пока не претерпели существенных изменений, то на слух в приложениях разницы нет. Более того, измерения fps в играх не обнаружили разницы, а результаты AudioWinbench99 и Minerva оказались просто идентичными, поэтому я, думаю, нет смысла повторять таблицы из обзора MX300.

Напомним конфигурацию тестовой машины:

  • CPU: Intel Celeron 450А / Chaintech 6BTM
  • RAM: 128 Mb SDRAM PC100 SEC
  • Video: Metabyte Wicked3D Vengeance (3Dfx Voodoo Banshee)
  • HDD: 6.5 Gb Fujitsu UDMA
  • OS: Windows98/DX6.1

Приведем только результаты измерения fps в Half-Life:


Half-Life (1.06) BlowOut 800x600
 A3D 2.0Wavetracing OffA3D Off
MX300 29.913 32.324 34.0385
Montego II OEM 29.838 32.3175 34.102


* Заметим, что использовался патч 1.06, т.к. с патчем 1.08 не идут тестовые демо.
* Отключение расчета акустики на основе геометрии игрового пространства производится с помощью консольной команды "s_geometry 0"
* Каждое измерение производилось три раза, после первого прогона демо.

Как видно, результаты подтверждают, что платы использующие одинаковый чип Vortex2 и одинаковые драйвера (по виду разные, но сделанные на основе одних и тех же референс драйверов) работают одинаково.

Ну, а сами цифры из таблицы показывают, как влияет использование действительно интерактивного, динамически изменяемого звука, точнее расчет в реальном времени ранних отраженных звуков, на загрузку вашего CPU, а значит и на производительность видеоподсистемы. Но, потери менее 10% Fps стоят такого звучания, которое обеспечивают Montego II OEM и MX300. Обе платы воспроизводят акустику с четким позиционированием источников звука в пространстве, так, если противник за углом перезарядил бластер, вы слышите, что это произошло именно за углом. Если кто-то спрыгнул в трубу с водой, например, канализационную, вы слышите, что противник спрыгнул в воду именно в трубе. И так далее, вы именно слышите, а не догадываетесь. Вам больше не нужно заниматься стратегическим планированием своих действий, исходя из возможного местоположения врага, вы просто действуете, потому что, то, что вы слышите, дает вам полную и правильную картину происходящего действия в игре.

Более того, в ближайшее время должен выйти Expansion Pack для игры Heretic II, так вот нам обещают, что звучание там будет еще более потрясающим, (кто играл в Heretic II знает, что и сейчас там звук поистине пугающий и мистический). Но главное, использование возможностей A3D 2.0, читай расчет акустики на основе геометрии пространства, не будет сказываться на производительности видео подсистемы, т.е. нам обещают, что падения значений fps не будет, а загрузка CPU будет мене 5% в зависимости от мощности процессора. В результате, запустив Heretic II EP на компьютере со звуковой платой на Vortex2, мы должны будем заметить лишь потрясающе динамичное и чистое звучание и, при этом, без ущерба производительности. Ждем с нетерпением и посмотрим, что же будет на практике. Кстати, в ближайшее время должен выйти и патч 1.03 для SiN, в котором также будет реализована поддержка A3D 2.0. Положительные тенденции налицо. Напомним, что платы на Vortex2 совсем недавно появились в продаже, поэтому пока мало приложений использующих все возможности интерфейса A3D 2.0.

Субъективно звучание тоже одинаково. Разумеется, подключить больше двух колонок к Montego II OEM мне не удалось, поэтому для чистоты эксперимента сравнение производилось в наушниках (Koss PortaPro). Никаких шумов у Montego II OEM замечено не было, в общем, платы вели себя идентично.

На практике, никакой разницы с платой MX300 я не обнаружил. Да и откуда ей взяться. Кодеки имеют одинаковые характеристики. Разводка плат сделана хорошо. В общем, звук платы создают одинаковый, разумеется, в одинаковых условиях. Кстати, можно заметить, что красивый цвет, большие размеры PCB и позолоченные контакты внешних разъемов у MX300 смотрятся хорошо, но на скорость не влияют, по крайней мере, в играх.

Выводы:

К минусам можно отнести:

  • Отсутствие поддержки двух линейных выходов (нет возможности подключить 4-х колонки)
  • Неудобные и бедные по возможностям утилиты управления
  • Вероятно, не будет возможности модернизации
  • Высокая цена

К плюсам можно отнести:

  • плата сделана на новейшем чипе Vortex2, со всеми вытекающими
  • простота инсталляции

Если вы слушаете звук с вашего компьютера исключительно в наушниках, то Montego II OEM вас не разочарует. С другой стороны за те же деньги вы можете купить плату, поддерживающую воспроизведение через два линейных выхода (читай четыре колонки). Не знаю, но мне кажется, что при возможности выбирать за одинаковую стоимость между Montego II OEM ($75) и MX300 OEM ($75), я бы выбрал именно MX300.

Кстати, даже если бы Montego II OEM стоила $50 (на мой взгляд, такая цена более подходит этой карте в данный момент), я все равно не купил бы ее себе.

Ну а если вы все же надеетесь, что возможность модернизации Montego II OEM все-таки будет, то можно использовать чисто рекламные приемы. Представьте, у MX300 внешние разъемы позолочены, боковая планка стильного черного цвета, имеется разъем MX-Link для модернизации. Да, не забудьте, что по прогнозам модернизация Montego II OEM может вам обойтись в $70, а стоит ли это того? Заметим, что если кроме поддержки второго линейного выхода вам ничего больше не надо, то не слишком ли высокая цена за модернизацию?

Если вас смущает имя Diamond, то можно сказать следующее. Да, Turtle Beach занимается исключительно звуком, но у Diamond плата MX300 не первая проба пера. MX300 это плата уже второго поколения звуковых карт от Diamond, а коммерческий успех Monster Sound S90 на Vortex говорит в пользу MX300 лучше любой рекламы. Трудно спорить с тем фактом, что Diamond производит качественные звуковые платы.

К слову, если вам в принципе не нравится Diamond, то стоит немного повременить с покупкой, есть все основания предполагать скорое появление на нашем рынке плат на Vortex 2 от Aureal в упаковке от Xitel (Storm Platinum) или VideoLogic (SonicVortex2).

Либо, если вы все же хотите иметь плату от Turtle Beach, ждите появления Montego II Quadzilla (Retail) или, если вы создаете музыку, Montego II HomeStudio.

Напомним, вкратце, что же это будут за карты.

Montego II Quadzilla (Retail): будет поддерживаться воспроизведение звука через два линейных выхода, цифровой выход типа RCA (коаксиальный), несколько игр в комплекте (скорее 1-2 штуки). Ожидаемая цена: около $100.

Montego II HomeStudio: будет поддерживаться воспроизведение звука через два линейных выхода, S/PDIF вход/выход типа RCA, оптический выход типа Toslink. Также, в комплекте будет плата расширения, реализующая аппаратный синтез по таблице волн на базе процессора Dream. И, разумеется, профессиональное программное обеспечение для работы со звуком: Digital Orchestrator Pro, набор семплов Roland GM/GS, возможно будет игра и еще какое-то программное обеспечение от Voyetra. Ожидаемая цена: около $300.

В любом случае выбор все равно за вами: купить Montego II OEM или подождать полноценные платы от Turtle Beach. А может быть имеет смысл обратить внимание на продукцию конкурентов. Лично у меня нет аргументов, чтобы рекомендовать, кому бы то ни было TB Montego II OEM для покупки.

 

Плата Montego II OEM предоставлена для тестирования компанией "AmiCom".