MP3/WMA-плеер Digitalway MPIO FG100


Ранее компания DigitalWay придерживалась примерно годичного цикла разработки, обновляя сразу всю линейку плееров, новая коллекция же в неизменном виде существовала до следующего цикла разработки. Однако рост конкуренции на рынке привел к тому, что практически всем производителям пришлось отойти от подхода, принятого в мире высокой моды, и начать выпускать новые модели плееров с небольшими интервалами между друг другом, не пытаясь в обязательном порядке хранить единообразие в серии — это позволяет и быстрее реагировать на изменение рыночной систуации, да и внимание публики привлекает постоянное :) Не так давно мы рассматривали новую бюджетную модель линейки MPIO, теперь вот дело дошло до топового ее представителя — MPIO FG100.

Основные моменты

При разработке плеера основное внимание было уделено внешнему виду и техническим параметрам, а вот о компактности никто особо не заботился, что, впрочем, для топовых моделей вполне нормально. Плеер имеет размеры 82 × 31 × 28.5 мм и «сухую» массу 40.5 грамм, что, с учетом использования элемента питания формата АА, дает нам почти 70 грамм в рабочем состоянии. Очень много по сравнению с самыми компактными моделями (тем более, использующих встроенные аккумуляторы), однако… MPIO FD100, к примеру, весил помнится 60 грамм и без элемента питания, да и у большинства плееров iRiver габариты сходны с FG100. В общем, ничем из ряда вон выходящим такие размеры для рынка не являются, хотя ценителям «малых форм» FG100, естественно, вряд ли понравится.

Плеер абсолютно не похож на предыдущие разработки компании, зато внешним видом сильно напоминает несколько другой класс аппаратуры — стандартные магнитолы-«балалайки» (они же бумбоксы), крайне популярные во всем мире в свое время. На этапе заката СССР такие, помнится, стали вообще культовым предметом, так что меня охватил сильный приступ ностальгии, а на клавиатуру капнула скупая мужская слеза :) Вспомнилась середина 80-х, когда подобная «балалайка» была мечтой огромного количества подростков и не только, измученных шедеврами отечественной промышленности, типа «Электроника 324». Эти монстрики мало у кого вызывают теплые воспоминания: вечно дохнувшие магнитные головки производства братской Болгарии (иногда более долговечные, но менее качественные советские), растягивающиеся (со временем начинающие слетать) пассики механизма перемотки, монофонический звук при достаточно больших размерах и массе, невнятный алюминий корпуса (это у счастливцев, купивших 324-ю модель — «Электроника 302» была еще больше, причем хрупко-пластмассовая)… Бумбокс был гостем из другого мира: внешне симпатичный, стереозвук, встроенный FM-приемник, особенно полюбились многим двухкассетные модели с функцией ускоренной перемотки. В общем, теперь производители предлагают нам реализовать юношеские мечты с поправкой на технический прогресс: новый «бумбокс» во много раз меньше своего прародителя, работает от одной батарейки намного дольше, чем родственник от шести, прекрасно обходится без кассет, куда лучше звучит. Сразу ясно, чем занимались инженеры последние 30 лет :)

Выше приведена схема раскладки новинки ряда MPIO. В принципе, большинство элементов уже знакомы нам по другим плеерам, теперь лишь изменился их внешний вид и расположение, дабы соответствовать внешнему виду магнитолы. Особо хочется отметить оригинальные конструкторские решения, в частности — регулировку громкости при помощи вращающегося колесика, «замаскированного» под правый динамик. Слева такого нет, зато по окружности «динамика» расположен светодиод, который может мелькать в такт музыке (это можно и отключить). Кроме того, на схеме хорошо виден линейный вход: кроме плеера и радиоприемника, присутствует и онлайн-кодер, способный оцифровывать звук с линейного входа или встроенного микрофона (прощай ADPCM в диктофонных записях).

В общем, функциональность на самом высоком уровне, внешний вид запоминающийся — первое впечатление об устройстве крайне положительное. Теперь разберемся подробо с тем, как новый плеер работает.

Комплект поставки

В топовых моделях на нем не экономят, так что в коробке можно обнаружить следующее:

  • USB-кабель со стандартным разъемом mini- USB
  • Шнурок для ношения плеера на шее
  • Достаточно удобный чехол с прорезями, позволяющий закрепить плеер, например, на ремне (чего так не хватало в комплекте FY300)
  • Специальную «повязку» на бицепс: очень понравится тем, кто занимается спортом (для чего модели на флэш-памяти подходят куда больше, чем конкуренты) — плеер в чехле можно крепить к ней
  • Наушники. Компания упирает на то, что они имеют более высокое качество, нежели обычно поставляющиеся с плеерами. Честно говоря, на мой взгляд, место им там же, где и остальным комплектным «ушам» — в мусорном ведре, поскольку если какие-то улучшения и есть, то слишком мизерные на общем фоне :) Впрочем, никто не мешает поступить как обычно — просто приобрести наушники, устраивающие вас по конструкции и качеству, благо выбирать сейчас есть из чего, а вполне пристойные для уличного использования модели давно опустились до цены порядка 20 долларов
  • Кабель для использования плеера в качестве оцифровщика звука. В отличие от FY300 необходимым предметом не является — в этой модели применен стандартный разъем 3.5 мм
  • Краткая печатная инструкция на семи языках, включая и русский
  • Компакт-диск с подробным руководством, драйвером для Windows 98 и сервисной утилитой

Не убавить, не прибавить :) Присутствует все нужное, нет ничего ненужного. Всегда бы так было.

Память, обмен данными с компьютером

C конвееров DigitalWay плеер сходит в четырех модификациях, различающихся объемом памяти: 128, 256 и 512 Мбайт и 1 Гбайт. «Волевым решением» поставщика ряд сокращен до трех значений — в наших краях 512 Мбайт встречаться не должны. Решение крайне логичное — наличие нормально реализованного интерфейса USB 2.0 вполне располагает к использованию старшей модификации (в отличие от плееров с USB 1.1, здесь гигабайт не роскошь, а вполне востребованный объем), тем более, что цена на нее изначально очень «вкусная», так что ниши для в два раза меньшего объема памяти просто не остается. Покупатель, стесненный в средствах, предпочтет плеер с 256 мегабайтами памяти (на мой взгляд, младший вариант тоже можно было бы не завозить — если денег совсем мало, плееры уровня FG100 не покупают: тут бы чего подешевле), ну а если есть возможность отдать больше 200 долларов — добро пожаловать в ряды «гигабайтовладельцев». Замечу, что старшая модель вполне способна конкурировать и с плеерами на микро-HDD: конечно, при той же цене они предлагают в пять раз больший объем встроенной памяти, зато проигрывают с треском по компактности, энергопотреблению и устойчивости к вибрации (спортом все же лучше заниматься с флэшовой моделью, тем более экстремальным), ну а слишком уж большой разницы при практическом использовании между одним и пятью гигабайтами нет (понятное дело, что данное утверждение можно оспорить, однако жизненный опыт показывает, что оно если и отличается от истины, то очень-очень слабо).

Как и положено современному плееру на флэш-памяти, FG100 не требует установки какого-либо драйвера или программы-менеджера при использовании современной операционной системы, прекрасно обходясь штатным UMS-драйвером. Единственное, что может помешать его использованию в роли флэш-накопителя — необходимость носить с собой кабель. С другой стороны, стандартный разъем mini-B несколько это проблему ослабляет: использующих его устройств на руках уже очень много, так что может оказаться и так, что кабель вообще не пригодится. А скорость работы откровенно говоря порадовала — я уже устал от плееров, по спецификациям поддерживающих High Speed USB, однако неспособных «выжать» больше пары мегабайт в секунду. Впрочем, была уже у меня в руках однажды модель, демонстрирующая нормальную скорость, но был это Creative MuVo2 X-Trainer, в широкую продажу так и не поступивший (партия была выпущена достаточно небольшим тиражом, лишь в одной модификации, и купить его даже за бугром было не так-то просто). В результате, тот факт, что MPIO FG100 легко продемонстрировал скорость записи на уровне 3-4 Мбайт/с (на больших файлах даже чуть больше — почти до 5 Мбайт/с) при еще большей скорости считывания информации, доставил мне чувство глубокого удовлетворения :) Так что с учетом всего вышесказанного привлекательность старшей модификации еще больше повышается: в этом случае вы получите не только отличный плеер (с массой дополнительных функций), но еще и достаточно быстрый флэш-накопитель. Разумеется, по скорости он уступает наиболее скоростным флэшдрайвам или ВЖД, но, положа руку на сердце, признайтесь — необходимы ли эти скорости более 10 Мбайт/с, если редко когда нужно перенести файл, размером больше сотни мегабайт? ;)

Выше я сказал, что софт плееру не нужен, хотя одна небольшая утилита на диске в комплекте есть, и предназначена она для выполнения сервисных операций. Ну, например, отформатируете вы его неправильно, например — нужно будет исправлять положение. Кроме того, при помощи этой же программы обновляется прошивка плеера. Процесс смены firmware достаточно прост и подводных камней не содержит, происходит быстро, прошивки выходят регулярно (несмотря на то, что плеер появился не так давно, одна на сайте уже присутствует).

Поддерживаемые типы файлов и качество проигрывания

По информации от производителя, плеер использует новый декодер от Philips. Микросхемы последней всегда обеспечивали хорошее качество, так что интересно было посмотреть, что изменилось в новой версии. К сожалению, со списком поддерживаемых форматов все то же самое, что и раньше. Плеер поддерживает MP3 и WMA-файлы, а также способен воспроизводить звуковую дорожку в файлах-контейнерах ASF. Скорее всего, декодер сумеет «потянуть» и другие форматы, однако никакой информации по планам расширения списка допустимых у меня нет. DigitalWay достаточно давно придерживается схемы MP3+WMA, не считая нужным ее расширять. Впрочем, посмотрим как там дальше дела на рынке развернутся. Самое печальное не это (все-таки большинству пользователей хватило бы вообще одного МР3), а то, что поддержка WMA осталась на том же уровне, как в старой доброй сотой серии или плеерах от iRiver: файлы с частотой дискретизации 48 кГц не воспроизводятся, а комбинация «V9 44 кГц 320 Кбит/с» плеер попросту завешивает, так что приходится вынимать и вставлять элемент питания. После FY300, несмотря на свою бюджетность прекрасно управляющегося со всеми MP3 и WMA-файлами, такое поведение топовой модели можно считать как минимум шагом назад. Поправят ли это прошивками? Есть некоторые сомнения — в других плеерах же не исправили.

Что касается качества воспроизведения, то на слух оно понравилось. Особенно понравились низкие частоты (в подходящих наушниках, разумеется). Через некоторое время, правда, начало казаться, что их существенно больше, чем нужно. Использование эквалайзера проблему ослабляло, но это все-таки не «наш метод». Ну а если кажется, то одни крестятся, а другие просто проводят тесты. Мы придерживаемся второго подхода :) Посмотрим, что нам покажут результаты объективного тестирования аудиотракта по стандартной методике на компьютере, оснащенном звуковой картой Terratec DMX 6fire и установленной программой RMAA версии 5.4. Для восприятия плеером тестовый файл был сжат GOGO-no-coda 3.12 с битрейтом 320 Кбит/с.

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +2.08, -7.20 Очень плохо
Уровень шума, дБ (А): -85.1 Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 84.5 Хорошо
Гармонические искажения, %: 0.056 Средне
Интермодуляционные искажения, %: 0.075 Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -82.4 Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.131 Средне
Общая оценка: Средне (подробный отчет)

Однако… Недаром мне казалось, что все смещено в область низких частот — высокие существенным образом «зарублены». При этом уровень искажений относительно невысок, а на восприятие они влияют наиболее сильным образом. Интересно — что это: аппаратные проблемы с декодером или неотключаемый эквалайзер с неоптимальными параметрами по-умолчанию? Попробуем действовать методом «грубой силы»: пользовательский режим, крайний правый ползунок вверх до упора. Что получится?

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +2.50, -0.75 Средне
Уровень шума, дБ (А): -87.5 Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 86.8 Хорошо
Гармонические искажения, %: 0.041 Хорошо
Интермодуляционные искажения, %: 0.047 Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -85.4 Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %: 8.103 Очень плохо
Общая оценка: Хорошо (подробный отчет)

Судя по тому, что почти все параметры от этого только улучшились, эквалайзер действительно работает всегда, так что это типичная ошибка в прошивке. Собственно, с учетом этого вполне можно постараться подобрать необходимый режим индивидуально. Можно даже особо не подбирать — вот, к примеру, результаты тестирования при выбранном пресете Vocal:

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.42, -0.94 Средне
Уровень шума, дБ (А): -87.4 Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 86.7 Хорошо
Гармонические искажения, %: 0.043 Хорошо
Интермодуляционные искажения, %: 0.051 Хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -84.9 Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %: 0.039 Хорошо
Общая оценка: Хорошо (подробный отчет)

Еще меньше искажений (причем всех), а динамический диапазон и уровень шума лучше, чем при «выключенном» эквалайзере. Таким образом, можно сделать два вывода — хороший и плохой. Хороший: эквалайзер реально работает, не вносит искажений и способен «подогнать» звучание под любые наушники и уши пользователя. Плохая: эквалайзер работает всегда, а параметры, выбранные по-умолчанию далеки от оптимальных. Впрочем, поклонники «правильного звука», считающие, что в приличной технике эквалайзер вообще не нужен, MP3-плееры все равно не покупают, так что в рамках данной статьи их интересы интереса не представляют :) Остальные же вполне могут настроить звучание наиболее приятным для себя образом. Этому способствует наличие эквалайзера (шесть пресетов плюс пользовательский режим), а также эффект-процессора (последний, к счастью отключаемый, и имеет пять режимов работы: выключен, «Pure Studio», «Концертный», «Ритмичная музыка» и «Динамический бас»). Будем надеяться на то, что и проблему с настройками по-умолчанию как-нибудь в одной из прошивок решат.

Дополнительная функциональность

В принципе, после того, как встроенный кодер появился в бюджетном FY300, было бы удивительно не увидеть его в топовом FG100. Впрочем, кое-чему удивиться вполне можно — допустимые параметры у FY300 лучше! Если он позволял записывать музыку с битрейтом до 192 Кбит/с, то FG100 при частоте дискретизации 44 кГц тянет в полтора раза меньше — всего 128 Кбит/с. Однако все аппаратные кодеры работают с неотключаемым фильтром высоких частот, безжалостно срезающим все выше 16 кГц, так что вполне достаточной будет частота дискретизации 32 кГц, при которой битрейт может достигать рекордного значения — 320 Кбит/с. Также интересной возможностью следует считать возможность выбора уровня входного сигнала (высокий, средний или низкий), а в режиме диктофона — и прочие дополнительные примочки, типа автоматического увеличения уровня или VOR (активации записи по голосу). В общем, наблюдаем мы повышение удобства записи со всех источников, что не может не радовать. Хотя не обошлось и без недоразумений — раньше диктофон работал с частотой дискретизации 22 кГц, что для него было вполне достаточно, теперь же ниже 32 кГц ничего нет. Зачем зря место тратить? Непонятно.

Про радиоприемник же сказать особо нечего — отличий от предыдущих моделей линейки MPIO не обнаружено.

Дисплей

Последний писк моды — псевдоцветной (оранжевый и голубой цвета символов на черном фоне) дисплей на базе органических светодиодов. Подобные дисплеи в этом году уверенно теснили ЖК, поскольку обладают весьма заметными преимуществами перед жидкими кристаллами: не требуется подсветка, изображение различимо при любом освещении и угле зрения, ниже энергопотребление, да и внешний вид привлекательнее. Присутствует, кстати, такой элемент, как «Human Eye» — попросту говоря, оптический сенсор, позволяющий яркости дисплея меняться динамически в зависимости от освещенности. Честно говоря, эффекта от его использования я не обнаружил, почему и выключил в меню :)

Если не считать иную технологию отображения и несколько другого расположения основных элементов, отличий от других моделей линейки нет. Одна строка отведена под имя текущего каталога, одна — под содержимое тэга или имя, две под информационные значки, тип файла и позицию проигрывания. Тэги поддерживаются в полной мере (и ID3 обеих версий, и WMA) без каких-либо ограничений на самых разных языках, включая и русский; при желании их можно отключить и пользоваться для ориентирования именами файлов. К сожалению, в отличие от FY300, но подобно предыдущим моделям из тэга берется только название композиции и имя автора, а вот информацию об альбоме приходится получать иными средствами (например, по названию каталога).

Управление

Схема управления идентична сотой серии и FY200 — джойстик и кнопки для основных операций, меню для настройки. В принципе, последнюю можно провести один раз и особо в меню не лазить — даже эквалайзер или режимы работы переключаются одной кнопкой «FUNC» (первое в процессе воспроизведения, второе – при остановленном воспроизведении). Благодаря режиму Auto-Play жизненно-необходимыми вообще являются лишь кнопка Play/Stop и колесико, регулирующее громкость. Ну и оригинальный поворачивающийся рычажок блокировки кнопок, разумеется :) Меню же достаточно насыщенно, хотя легко осваивается даже методом проб. Описывать его подробно не буду — кому интересно ознакомиться до покупки, тот может скачать руководство (благо оно доступно на русском языке).

Энергопотребление

Не знаю, где причина, а где следствие — элемент питания АА решили использовать поскольку плеер все равно оказался достаточно крупненьким, или его толщина как раз связана с желанием применять именно его, но, подобно FD100 и еще более старым моделям, батарейный отсек рассчитан именно на данный форм-фактор батарей/аккумуляторов. Итог — очень большое время автономной работы: заявлено почти двое суток, а точнее 43 часа. Точно проверить такие цифры очень сложно, поскольку реальное время работы сильно зависит от режима использования, но можно утверждать, что одного пальчикового аккумулятора емкостью 2000 мАч хватит как минимум на неделю-две обычного городского использования. По мне так такое время даже избыточно — предпочел бы более компактный и легкий аккумулятор ААА, поскольку при таком энергопотреблении даже его достаточно на много дней. А плеер бы вышел более компактным.

Цена

В таблице приведена средняя розничная цена в Москве всех трех модификаций FG100, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

128 Мбайт 256 Мбайт 1 Гбайт
Н/Д(0) Н/Д(0) Н/Д(0)

Как я уже говорил, цена выглядит очень неплохо, особенно в случае старшей модели: даже более слабые функционально конкуренты нередко стоят на 50-100 долларов дороже, не говоря уже о том, что плееров с таким объемом памяти не очень много (а с нормальной поддержкой USB 2.0 пока больше нет вообще).

Итого

Очень удачная модель, несмотря на выдающийся внешний вид и отличную функциональность продающаяся по вполне пристойной цене. Хотя, если честно, от новой топовой модели можно было ожидать несколько большего – хотя бы более широкой поддержки различных аудиоформатов. Ну и проблему с настройками эквалайзера крайне желательно решить в ближайшее время: хоть по субъективным ощущениям (особенно после настройки) и сейчас все неплохо, но я вот лично предпочитаю «коверкать» звук самостоятельно (если возникнет желание), а не доверять это плееру. Впрочем, мелкие недостатки вполне компенсируются достоинствами плеера; в первую очередь — высокой скоростью передачи данных и отличным OLED-дисплеем.

 

Плеер предоставлен компанией «АЛИОН»

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.