Мы завершаем серию наших материалов по итогам выставки Computex 2016, и в последнем обзоре хотим рассказать вам об этом событии в целом, поделившись нашими впечатлениями и отметив некоторые тенденции и в отношении выставки, и в отношении IT-индустрии в целом.
С 31 мая по 4 июня в Тайбэе, столице Тайваня, прошла выставка Computex 2016. Это ежегодное мероприятие, хорошо известное постоянным читателям iXBT.com и всем, кто интересуется технологиями. Однако от года к году роль этой выставки в мировой IT-индустрии меняется. Лет восемь назад там были сосредоточены самые важные анонсы крупнейших производителей комплектующих и широкого спектра восточных IT-компаний. Три-четыре года назад на Computex можно было увидеть немало мобильных устройств, и фокус с комплектующих на некоторое время сместился, однако статус выставки поддерживали, прежде всего, два тайваньских бренда: Asus и Acer.
И вот теперь Computex, внешне сохраняя масштаб, практически лишился всего, что связано с мобильными устройствами, а из крупнейших вендоров основательно подготовилась и подгадала к выставке важные анонсы только компания Asus (мы рассказывали вам о новинках Asus в двух репортажах).
Здесь необходимо пояснить: как правило, большинство производителей устраивают международные презентации своих новых продуктов накануне или даже за два дня до начала выставок. Это удобный способ заполучить всю мировую прессу, приехавшую на выставку, при этом не отрывая журналистов в первый день работы экспозиции и никак не завися от организаторов. На барселонской Mobile World Congress в так называемый «нулевой» день обычно три-четыре таких презентации, на берлинской IFA — аналогично (смотрите наши репортажи с MWC 2016 и IFA 2015). В случае же с Computex 2016 мы увидели только две глобальные презентации, и обе — компании Asus (одна — мобильного подразделения, другая — суббренда Republic of Gamers).
Масштаб самой выставки тоже был несравним с европейскими, хотя экспозиция развернулась сразу в трех зданиях. Стенды расположились на двух этажах Nangang Exhibition Center и на нижних этажах двух строений по соседству со знаменитой башней Taipei 101. Однако, по общей площади Computex 2016 вряд ли могла сравниться хотя бы с тремя залами MWC 2016 (а там всего девять залов!). Да и концентрация известных брендов несопоставима: так, три из четырех залов Computex были заполнены в основном локальными производителями и стартапами.
В общем, выставка явно переживает не лучшие времена. И, тем не менее, она по-прежнему весьма показательна в плане трендов IT-индустрии. По крайней мере, в той части, которая не касается мобильных устройств — по этому направлению организаторы Computex, видимо, решили не конкурировать с MWC и Mobile Asia Expo (еще одна глобальная выставка, появившаяся относительно недавно под эгидой того же альянса GSMA, что делает MWC в Барселоне, но базирующаяся в Шанхае).
Рассказывая вам об MWC, мы отмечали, что главная тенденция этого года — виртуальная реальность (VR). Ничего удивительного, что на Computex именно VR-шлемы и ПК, сконфигурированные для использования с ними, оказались в центре внимания. Так, сразу на нескольких стендах можно было попробовать HTC Vive и Oculus Rift. Причем, если на MWC приходилось для этого либо записываться заранее, либо отстаивать большую очередь, на Computex все было куда демократичнее (причина банальна: самих шлемов — больше, а посетителей выставки — существенно меньше).
Так, на стенде Asus нам удалось познакомиться с Oculus Rift. Надо сказать, что по общим ощущениям и возможностям для пользователя это очень близко к HTC Vive: у вас тоже в обеих руках по манипулятору, на каждом манипуляторе — ряд кнопок и курок для стрельбы, положение манипуляторов в пространстве отслеживается с помощью базовых станций. Находясь в игре, вы можете стрелять из пистолетов с двух рук, держать двумя руками винтовку, транспортироваться вперед-назад… Разумеется, в любой момент вы можете повернуться, осмотреться… В демке, которую нам поставили, мы находились в пустом вагоне метро, где периодически появлялись различные монстры. Ощущения — очень интересные: подкупает не столько сам игровой процесс, сколько реализм, поскольку вы как будто действительно оказываетесь внутри этого пространства, хорошо знакомого вам по обычной жизни, но наполненного новыми персонажами и непривычными действиями.
Правда, субъективное ощущение от картинки — чуть хуже, чем в HTC Vive. Сеточка пикселей достаточно явно различима. Нельзя сказать, что это очень мешает — вы все равно очень быстро погружаетесь с головой в игровой процесс. Но все же стремиться производителям шлемов еще есть куда. Вероятно, переломным моментом станет появление таких шлемов (и, соответственно, конфигураций ПК), которые будут обеспечивать разрешение 4К на каждый глаз. Сейчас этот показатель около 1080р. Несложно догадаться, что для такого роста необходимо радикальное увеличение производительности. Если исходить из роста в 40-50 процентов каждый год, появления конфигураций с такой производительностью придется подождать несколько лет.
Однако, уже сейчас возможности топовых ПК и ноутбуков превосходят требования лучших шлемов, то есть запас существует. В частности, на MWC 2016 мы увидели новый ноутбук Asus ROG GX800.
Это наследник протестированного нами ранее Asus ROG GX700, но с обновленной начинкой. Теперь здесь используются две видеокарты Nvidia GeForce GTX 1080, работающие в SLI, а экран имеет разрешение 4К. Что самое главное, производительности достаточно для того, чтобы выводить новейшие игры в разрешении 4К с частотой кадров 60 в секунду (по заявлению производителя; проверить это мы, естественно, не могли). В целом концепция модели повторяет предшественника: для максимально эффективной работы необходимо подсоединить ноутбук к док-станции с водяным охлаждением. И это позволит использовать видеокарты и процессор на повышенных частотах — соответствующий профиль можно активировать в настройках ноутбука, без каких-либо дополнительных манипуляций по разгону.
Увы, даты начала продаж Asus ROG GT800 пока еще не известны, а на выставке ноутбук стоял в единственном экземпляре и охранялся бдительными сотрудниками, не приветствовавшими прикосновения к нему. Но никаких сомнений в том, что ноутбук поступит в продажу, нет, равно как нет и иллюзий по поводу массовости такого решения: очевидно, что такие модели делаются в первую очередь для выставок, а не для конечных пользователей.
Вообще, на Computex 2016 было очень много такого, что явно не предполагает широкой продажи (да и вообще какого-либо серийного производства). Например, множество моддинговых корпусов любой степени экстравагантности. Как вам, например, такие красавцы?
Строго говоря, к IT это имеет весьма опосредованное отношение, потому что в большей степени здесь преследуются не инженерные и технологические цели, а сугубо дизайнерские задачи. А максимальным успехом в этой системе координат может считаться большое количество фотографий в популярных инстаграмах IT-блогеров и фоторепортажах СМИ, а отнюдь не продажи.
Многие журналисты шутили, что на Computex в этом году имеет смысл фотографировать корпуса и девушек-моделей на стендах компаний. Остальное — не так интересно. Шутки шутками, но действительно, гуляя по выставочным павильонам, я ловил себя на мысли, что попал не на IT-выставку, а на некое геймерское мероприятие: вокруг — множество моддинговых корпусов, различных демонстрационных стендов, где вы можете поиграть в гонки и прочие игры, требующие особого оборудования, везде реклама на геймерскую тематику и, конечно, симпатичные девушки, привлекающие внимание к стендам компаний.
Кстати, в качестве лирического отступления отметим, что азиатские компании очень любят использовать в рекламных целях моделей европейской внешности (включая русских девушек). Во-первых, они тем самым привлекают больше внимания местных, во-вторых, так проще достучаться до сердец американцев и европейцев (для международных компаний — ключевые рынки), а в-третьих, стандарты красоты в странах, пребывающих под сильным американским влиянием (Япония, Тайвань, Южная Корея), изрядно «европеизированы» — это связано с глобализацией в массовой культуре и моде. Поэтому даже в своих моделях жители этих стран ищут качества, более привычные для европейских и американских девушек и нетипичные для азиаток — высокий рост, крупные глаза…
Но — вернемся к разговору о технике, а не о девушках. Совершенно закономерно игровая тематика доминировала на выставке. Крупнейшие стенды — Asus Republic of Gamers, Acer, MSI, Thermaltake — обязательно содержали геймерские решения, причем нередко именно на них был акцент. Как правило, они довольно непрактичные с точки зрения повседневного неигрового применения, дорогие, с вызывающим дизайном, но — целевую аудиторию привлекают именно такие вещи. Так, компания Acer показала ноутбук Predator 17X, который по ряду параметров может соперничать с Asus ROG GX700 и Asus ROG GX800.
Здесь 17-дюймовый экран IPS 4K, видеокарта Nvidia GeForce GTX980 (не мобильная, но, правда, одна), процессор Intel Core i7-6820HK, есть режим разгона (до 4 ГГц можно разогнать процессор и до 1310 МГц — видеокарту), а также очень эффектная клавиатура с вертикальным рядом дополнительных программируемых клавиш, выделенными клавишами WASD и вынесенными вниз курсорными клавишами.
Впрочем, об этой и других новинках Acer было известно еще до Computex — большинство из них были анонсированы еще в апреле. Здесь же, на Computex, компания Acer не стала делать какие-то глобальные презентации.
Немало эффектных геймерских решений было и на стенде компании MSI — о них вы можете подробно прочитать в этом материале. Например, вот о таком эффектном 17-дюймовом ноутбуке GT73 Titan SLI с двумя видеокартами и 64 ГБ оперативной памяти.
Игровые ноутбуки — одно из главных направлений выставки. И, конечно, все они содержали отметку VR Ready — кажется, это главный тренд в этой сфере. С другой стороны, помимо чисто игрового применения VR на выставке были и попытки продемонстрировать другие перспективы этого направления — например, сделать аттракцион с помощью VR. Посмотрите на этого бедолагу — ему кажется, что он летит на парашюте. Снизу установлены вентиляторы (один из них виден на фото в нижнем правом углу), а остальные части конструкции призваны максимально реалистично изображать парашют. Этот аттракцион под названием Para Parachute — плод сотрудничества компаний Revresh и Oculus (в системе используется Oculus Rift).
Со стороны все это выглядит забавно. Но, с другой стороны, можно предположить, что для самого пользователя аттракциона острота ощущений практически равна настоящему прыжку с парашютом — мозг в VR-шлеме обманывается очень легко, а тут еще и добавляются физические ощущения (висение в воздухе, осязание элементов конструкции парашюта, потоки воздуха от вентиляторов). Такие аттракционы — еще одна большая сфера, где могут быть использованы VR-технологии. Понятно, что это решение не для частных пользователей — вряд ли кто-то будет такое ставить дома; но, например, в торговых центрах или развлекательных комплексах — почему бы и сделать такую штуку? да и, в конце концов, при правильном подходе это может быть использовано и для тренировок тех же десантников (если говорить именно о данном аттракционе).
К слову, вокруг этого стенда все время толпились зрители, так что это аттракцион не только для находящегося внутри, но и для наблюдателей. Хотя, конечно, внимание к этому мини-шоу не идет ни в какое сравнение с ажиотажем вокруг демонстраций робота Asus ZenBo (вкратце о нем мы рассказали здесь). Именно этот потомок Wall-E стал главной изюминкой и сюрпризом презентации Asus, и он же оказался самым ярким экспонатом выставки.
Выступления ZenBo проводились каждые два часа. В качестве сцены использовалось специальное пространство на стенде Asus, где был воссоздан интерьер типичной квартиры. Там разыгрывалось представление, в рамках которого робот взаимодействовал с актерами, изображающими членов семьи, и демонстрировал свои способности.
Все это шоу было очень неплохо срежиссировано и действительно производило вау-эффект. Проблема лишь в том, насколько реалистично все это применить в реальной жизни, поскольку совершенно понятно, что отрепетированный спектакль — это одно, а повседневное использование — совсем другое. Например, научить играть «Собачий вальс» можно кого угодно, но это вовсе не делает умеющего его играть человека пианистом. Скажем так: если ZenBo действительно умеет все то, что предполагается на основании показанного в демонстрациях Asus, то это настоящий прорыв и новая эра в технике. Фактически, можно говорить о том, что исполнились предсказания фантастов: появился домашний робот, который сможет общаться, выполнять голосовые поручения и, что самое главное, вести себя как член семьи, а не просто неодушевленный предмет (вспомним всем привычные роботы-пылесосы).
Повторимся, что главная загадка — это способность робота к действительно интеллектуальному поведению, а не просто к выполнению нескольких конкретных «выученных» команд и трюков. Пожалуй, две ключевых особенности искусственного интеллекта (пусть даже и примитивного) — способность обучаться и умение анализировать контекст. Причем, контекст может быть как речевой (помню, как меня пять лет назад поразило умение Siri понять, что задавая вопрос «Нужен ли мне сейчас зонтик», я имею в виду, идет ли на улице дождь), так и ситуативный — это особенно актуально для робота, способного самостоятельно передвигаться. Скажем, ему надо уметь анализировать пространство и объекты в пространстве и понимать, что человек, лежащий на диване — это нормально, а тот же человек, лежащий в той же позе на полу — это тревожный знак.
Вообще, здесь встает множество вопросов, и несмотря на развернутую демонстрацию ZenBo, ответов на них пока нет. Каким образом реализована программная составляющая ZenBo? Использует ли Asus платформу Google Now или собственную разработку? Какие возможности получат сторонние разработчики (на презентации было заявлено, что Asus приветствует участие сторонних разработчиков в развитии этого продукта), и не грозит ли это проблемами с безопасностью?
Так или иначе, мы очень надеемся, что ZenBo действительно выйдет на рынок (кстати, заявленная цена в $599 кажется крайне привлекательной и нереалистичной!) и не разочарует своими возможностями. Уж очень хочется поверить в то, что человечество, наконец, доросло до таких вещей и это больше не фантастика.
Возвращаясь к стендам Computex, отметим, что всевозможных экстравагантных вещей (пусть и не таких инновационных, как ZenBo) там было предостаточно и у менее известных производителей. Вот, например, умная одежда для фитнеса XYZLife BCX: отслеживает пульс в реальном времени, помогает строить тренировку, отслеживает состояние тела и сохраняет результаты.
А вот подводная радиоуправляемая экшн-камера TTR-SB Seawolf на базе GoPro.
Дроны и роботы — еще одна несомненная тенденция. Как вам такой паучок?
А вертолетик? Эта штуковина (The Ghost Fishing Master) размером примерно со скейтборд явно не для развлечений мальчиков. Ну или для очень серьезных и состоятельных мальчиков :)
Впрочем, как и все вышеперечисленное, это укладывается в сферу интересов гиков. А следовательно, лишний раз подтверждает наши наблюдения о том, что Computex — это сейчас отнюдь не демонстрация будущих хитов IT-рынка и новейших технологий, но, скорее, гибрид гик-тусовки и китайской барахолки. Бесконечные моддинговые корпуса и квадрокоптеры/роботы/навороченные игровые ноутбуки здесь соседствуют со скучными безликими комплектующими и периферией. А приходящие сюда зрители разрываются между необходимостью изучить всякий актуальный товар (чтобы потом продавать его, описывать в репортажах, закупать для своего предприятия...) и желанием поглазеть на всю эту гиковскую вакханалию и, конечно, красивых девушек. Куда ж гикам без этого! :)
Другие материалы по Computex 2016:
- Репортаж с презентации мобильных устройств Asus
- ПК-новинки Asus
- Репортаж со стенда MSI
- Репортаж со стенда FSP
- Интервью с вице-президентом Asus Эриком Ченом