Кинотеатральный LCD-проектор
Panasonic PT-AE900


Добавление очередных двух сотен к маркировке модели еще меньше соответствует качественным и количественным изменениям, отличающим 900-й от 700-го, в сравнении с эволюцией 500-го до 700-го. По крайней мере так кажется при сопоставлении технических характеристик этих кинотеатральных проекторов от Panasonic. Тем не менее в рекламной брошюре нам обещают обновление чуть ли не всей начинки проектора. К чему это привело, мы и постараемся выяснить.

Projector, general view

Комплект поставки

  • Проектор и крышечка на объектив
  • Инструкция по эксплуатации
  • Кабель питания
  • ИК пульт ДУ и две AA батарейки для него

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования 3LCD
Матрица 0,7″, активная, TFT, 3-панельная, 16:9
Разрешение матрицы 1280×720
Объектив зум 2x, F1,9-3,1, f = 21,7-43,1 мм
Лампа 130 Вт UHM
Срок службы лампы
  • 3000 ч в режиме высокой мощности лампы и включенном режиме динамической диафрагмы
  • 2000 ч в режиме высокой мощности лампы и выключенном режиме динамической диафрагмы
Световой поток 1100 ANSI лм
Глубина цвета 1×109 цветов
Контрастность 5500:1 (full on/full off, включен режим динамической диафрагмы)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1 м (1,2-2,4 м)
максимум 5,1 м (6,2-12,4 м)
Входы
  • Видео, композитный, RCA
  • Видео, S-Video
  • Видео, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3 RCA
  • Видео, компонентный RGB, композитный и S-Video, SCART
  • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
  • Видео, HDMI
  • Управления, RS-232C, mini-DIN 8-pin
Частота развертки входного VGA-сигнала горизонтальная: 30-70 кГц
вертикальная: 50-87 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные (композитный и S-Video): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080/24p
аналоговые RGB-сигналы: VGA-SXGA
цифровые HDMI: VGA, 480p, 576p, 720p, 1080i, 1080/24p
Уровень шума 26 дБ в режиме пониженной мощности лампы
Размеры (Ш×В×Г) 335×104×270 мм
Масса 3,6 кг
Потребляемая мощность 180 Вт, 0,08 Вт в дежурном режиме
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц
Cредняя текущая цена по Москве Н/Д(0)
Цена (на момент написания статьи) $2300
Ссылка на сайт производителя www.panasonic.ru

Внешний вид

Внешне проектор не сильно отличается от предыдущей модели, разве что обновленная конфигурация вентиляционной решетки на передней панели добавила симметрии и придала проектору строгий вид с большей угловатостью, как и подобает стилизации под классический Hi-Fi.

Front

Корпус все также изготовлен из пластика с серебристым покрытием. Контрольная панель с кнопками и индикаторами находится на верхней плоскости корпуса ближе к передней части.

Control panel

Разъемы всех видеовходов располагаются горизонтально в ряд (кроме композитного RCA) на задней панели — подключение не должно вызвать никаких трудностей.

Connectors

Также на задней панели находится разъем и выключатель питания и вход интерфейса RS-232C. Разъем для замка Кенсингтона — на правом боку. ИК-приемник только один — спереди. Передние выкручивающиеся из корпуса ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой.

Пульт

Remote control    Remote control

Пульт, идущий в комплекте с данным проектором, — это очень сложное устройство, которому можно посвятить отдельный обзор. Но речь, как говорится, не о нем. Пульт большой и увесистый — 200×52×28,5 мм и 170 г с батарейками, но благодаря продуманной конфигурации нижней части в руке лежит удобно. Кнопки пульта можно условно поделить на две группы: первая отвечает за управление сторонними устройствами, вторая — управление проектором. Соответственно снизу предусмотрено две ложбинки под пальцы, а пульт можно держать в двух положениях, облегчающих доступ к первой или ко второй группе. С помощью этого пульта можно управлять несколькими видами A/V-техники (DVD-плеерами, телевизорами, аудиоусилителями т. д.) от более чем дюжины производителей. Кроме того, пульт можно обучить неизвестным ему сигналам и записать макрос для одновременного включения-выключения нескольких устройств. Для облегчения настройки и индикации функций трех настраиваемых кнопок пульт оборудован ЖК-дисплеем. Все очень функционально и полезно, но есть и небольшой недостаток в реализации. Дело в том, что одновременно пульт может находиться только в одном состоянии: он может или управлять проектором, или другим устройством. Переключение на проектор осуществляется удобно и быстро — нажатием на большую кнопку, а вот обратно на стороннее устройство переключится сложнее — нужно как минимум два раза нажать на маленькую, трудно находимую на ощупь кнопку SOURCE. Почему не сделали большую кнопку, которой можно было бы переключаться между проектором и предыдущим устройством — не понятно. Подсветка пульта включается фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Подсветка не очень равномерная (ЖК-дисплею, например, не помешал бы еще один светодиод), а негативные обозначения на 4-х кнопках читаются с трудом. Еще из мелких недочетов можно отметить нечеткую работу пятипозиционной кнопки-джойстика — диск кнопки гладкий, фиксации положений нет, поэтому часто нажимается совсем не та стрелка. Тем не менее, идущий в комплекте многофункциональный обучаемый пульт — это очень большой довод в пользу покупки именно этого проектора. Заметим, что для просмотра фильмов на проекторе нужно хорошее затемнение, а подсвечиваемые пульты DVD-плееров если и есть, то очень большая редкость.

Меню

Экранное меню — это еще один компонент, прогресс в котором нельзя не отметить. На смену простому текстовому меню пришло тоже строгое меню, но уже со стильными элементами оформления и областью с закладками и подсказкой. В главных разделах практически все настройки размещаются на одной странице. Перелистывать приходится только список языков интерфейса.

OSD

Продвинутые пользователи, желающие заняться тонкой цветокоррекцией, могут углубиться дальше — вплоть до 4-го уровня вложения. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только ползунок внизу экрана (следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение — вправо-влево), что облегчает настройку картинки.

OSD

Традиционно для экранных интерфейсов проекторов от Panasonic ползунки параметров имеют метки заводских значений, а отклонение от них выделяется зеленым. Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой NORMAL. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать один из трех стилей (серый или темно-синий прозрачные фоны или темно-синий непрозрачный). Есть русская версия экранного меню. К переводу претензий нет, но над кириллическим шрифтом можно было еще поработать, поэтому чисто из эстетических соображений приведены скриншоты английской версии.

Коммутация

Разъемы 6 видеовходов стандартные, никаких хитростей и совмещения функций нет. Формально проектор можно подключать к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника), но работа в таком режиме не гарантируется. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора, или тремя кнопками (VIDEO, CMPNT, HDMI/PC), отвечающими за три группы, в которые входят композитный и S-Video-, компонентный и SCART-, VGA- и HDMI-входы, соответственно. При желании можно включить функцию автораспознавания активного подключения.

OSD

Если включена функция WSS, то проектор в случае SCART-подключения или компонентного PAL-сигнала автоматически распознает тип изображения и самостоятельно переключается в режим 16:9 или 4:3.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего металлического ободка объектива, а изменение фокусного расстояния — вращением тоже металлического кольца с глубокой нарезкой.

Lens

Джойстик рядом с объективом позволяет сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 63% от высоты вверх-вниз по вертикали и на 25% от ширины вправо-влево по горизонтали относительно центрального положения. При одновременном сдвиге и по горизонтали и по вертикали максимальные значения ниже — область возможных положений проектора относительно экрана представляет собой ромб. Положение объектива фиксируется поворотом джойстика по часовой стрелке.

Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (±30 градусов). В зависимости от типа подключения и видеосигнала доступно до 7 режимов трансформации изображения. Такое разнообразие позволяет для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, различные варианты LetterBox и 4:3 в широкоформатном сигнале) подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9.

OSD

Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9 можно использовать режим JUST, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Переключение режимов — кнопкой ASPECT на пульте или через меню. До полного комплекта не хватает увеличения с мелким шагом и подстройки положения субтитров для формата LetterBox. Впрочем, DVD-плееры от Panasonic оснащены этими функциями. Для HDMI-подключения и некоторых компонентных сигналов можно включить обрезку краев изображения (функция OVER SCAN). Кнопка SHUTTER временно приостанавливает вывод изображения на экран. Функций стоп-кадра и «сильного» цифрового увеличения нет.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива и длиннофокусный — на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Вообще, большой диапазон оптического трансфокатора и наличие функции сдвига объектива позволяют варьировать в очень широких пределах место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.

Настройка изображения

Так как 7 профилей глобальной цветокоррекции значительно отличаются друг от друга по воздействию на изображение, то начинать настройку картинки лучше всего с выбора наиболее подходящего профиля. Профили можно расположить в ряд по степени коррекции, а начинаться он будет с DYNAMIC — минимальное вмешательство, максимально яркая и контрастная картинка — и заканчиваться профилем CINEMA1 — максимальная коррекция, минимальные яркость и контрастность. Собственно именно последнему профилю специалисты из Голливуда уделили максимум внимания. Нам показалось, что они несколько переборщили с эффектом старой кинопленки, но — «на вкус и цвет фломастеры разные». Впрочем, проявить фантазию может любой пользователь этого проектора — для этого есть функция Cinema Colour Management.

OSD

Взяв за основу любой предустановленный профиль, можно выбрать на проецируемом в данный момент изображении до 8 опорных цветов и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета.

OSD

OSD

На один профиль можно зарегистрировать 3 таких набора пользовательских правок цветового баланса.

C.C.M — это мощная и наглядная система для продвинутых пользователей, а на базовом уровне и на первой странице меню находятся привычные настройки контрастности, яркости, насыщенности, оттенка, краевой резкости и цветовой температуры.

OSD

Больше возможностей для тонкой коррекции предоставляют 9 ползунков на странице второго уровня ADVANCED MENU, позволяющие корректировать гамма-кривую и контрастность и яркость трех основных цветов.

OSD

Переходя дальше, на третий уровень, переходим к описанной выше C.C.M. Кстати, быстро перейти к этим страницам можно воспользовавшись кнопками на пульте из группы PIC.ADJUSTMAIN, ADVANCED и C.C.M, минуя вызов главного меню.

К настройкам, влияющим на изображение также можно отнести DYNAMIC IRIS (включение динамической диафрагмы), NR (подавление видеошумов), CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием) и LAMP POWER (переключение режимов лампы). Настройки изображения (кроме, кажется, режима лампы) можно сохранить в 6-ти пользовательских профилях, при этом 3 ячейки выделяются для компьютерных VGA- и HDMI-сигналов и 3 — для остальных. Также настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

Есть функция таймера отключения (от 60 до 240 мин с шагом в 30 мин). Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Так как практически все проекторы с фиксированным положением объектива проецируют так, что низ изображения находится на оси или чуть выше оси объектива, то для корректного сравнения все измерения проводились при максимальном сдвиге объектива PT-AE900 вверх — в этом положении низ проекции как раз немного выше оси объектива. Следует отметить, что при использовании в ДК объектив наверняка придется сдвигать, так как проектор очень редко располагают по центру экрана — обычно выше или ниже, а значит наши условия тестирования максимально приближены к реальным. Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE900:

Световой поток (LAMP POWER = HIGH)
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON 1110 лм
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF 825 лм
   - режим CINEMA1, DYNAMIC IRIS = ON 545 лм
   - режим CINEMA2, DYNAMIC IRIS = ON 660 лм
   - режим CINEMA3, DYNAMIC IRIS = ON 910 лм
   - режим VIDEO, DYNAMIC IRIS = ON 950 лм
   - режим NATURAL, DYNAMIC IRIS = ON 600 лм
   - режим NORMAL, DYNAMIC IRIS = ON 865 лм
Равномерность +20%, -36%
Контрастность
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON 320:1
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF 340:1

Несмотря на сдвинутый объектив, световой поток равен паспортному значению. Однако равномерность пострадала — при центральном положении объектива визуально она лучше. Тестирование показало, что отключение динамического управления диафрагмой вовсе не приводит к ее полному открытию, как это следовало бы ожидать. Т.е. пользователю опять не доверили явное управление этой важной характеристикой оптической системы. Контрастность очень высокая, а режим диафрагмы не сильно влияет на вариацию яркости прямоугольников шахматного поля.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = HIGH, темные сцены 36 Тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = HIGH, светлые сцены 37,5 Тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = LOW, светлые сцены 35 Очень тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF, LAMP POWER = LOW, темные сцены 32 Очень тихо

Интересно, что полное открытие диафрагмы на ярких сценах в режиме динамической диафрагмы сопровождается заметным усилением шума и изменением его характера — добавляется рокот. Видимо, изменение диафрагмы как-то влияет на работу системы вентиляции, недаром, в режиме динамической диафрагмы лампа якобы должна служить дольше. Впрочем, проектор тихий, и окружающий фон в не звукоизолированной комнате и уж тем более звуки фильма полностью заглушают шум от системы вентиляции в любом режиме.

VGA-подключение

Тестирование проводилось при разрешении 1280 на 720 пикселей (вертикальная частота 60 Гц). Белое и черное поля довольно равномерные и без цветных разводов, на черном поле бликов нет. Геометрия идеальная. Оттенки серого воспроизводятся правильно, а слабые градации различимы как в светах так и в тенях. Темных границ между пикселями нет, при этом визуального уменьшения четкости изображения (по сравнению с проекторами без технологии SmoothScreen) не наблюдается. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, не превышает 1/3 пикселя. Автоподстройка под параметры VGA-сигнала работает быстро и правильно.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p 720p и 1080i при подключении к HDMI-выходу DVD-плеера. Проектор совместим с цифровыми RGB-, YCbCr (4:4:4)- и YCbCr (4:2:2)-сигналами. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентными аналоговыми, характеризуется, прежде всего, высокой четкостью (более 540 ТВЛ яркостной и более 270 ТВЛ цветовой) и высоким микроконтрастом.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный 530 Хорошо
S-Video 530 Хорошо
компонентный 540 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный 90 Средне
S-Video 130 Отлично
компонентный 200 Очень хорошо

Четкость изображения в целом высокая, но полностью возможности аналоговых интерфейсов не раскрыты. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный, артефактов на мирах незаметно.

При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.

При включенном режиме CINEMA REALITY перемещающиеся миры на синтетических видеофрагментах выводятся так же по полям, но для реальных кинофрагментов практически всегда быстро устанавливается правильный режим преобразования. В итоге получается четкое и стабильное изображение без артефактов. По всей видимости, видеопроцессор проектора выполняет сглаживание картинки, так как на диагоналях двигающихся объектов ступеньки почти незаметны. Функция подавления видеошумов (NR) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами.

Выводы

Дизайн корпуса лучше, меню красивее, яркость больше, контрастность выше — эти основные отличия можно перечислить, сравнивая PT-AE900 с предыдущей моделью. Не прорыв, но шаг, приближающий к идеальному проектору. Настоящая сенсация — это пульт, позволяющий отправить пылиться на полку пульты от плеера и ресивера (и телевизора заодно). Туда же лучше поместить и аналоговые кабели, подключив ресивер и проектор по HDMI-интерфейсу.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения
  • Обучаемый многофункциональный пульт ДУ с подсветкой
  • Тихая система охлаждения
  • Большой диапазон оптического трансфокатора
  • Много настроек, влияющих на изображение
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Аналоговый видеотракт имеет ограничение по достигаемой четкости


Благодарим компанию «Сервис Компьютеров»
за предоставленный на тестирование проектор Panasonic PT-AE900





Дополнительно

Кинотеатральный LCD-проектор Panasonic PT-AE900

Кинотеатральный LCD-проектор
Panasonic PT-AE900

Добавление очередных двух сотен к маркировке модели еще меньше соответствует качественным и количественным изменениям, отличающим 900-й от 700-го, в сравнении с эволюцией 500-го до 700-го. По крайней мере так кажется при сопоставлении технических характеристик этих кинотеатральных проекторов от Panasonic. Тем не менее в рекламной брошюре нам обещают обновление чуть ли не всей начинки проектора. К чему это привело, мы и постараемся выяснить.

Projector, general view

Комплект поставки

  • Проектор и крышечка на объектив
  • Инструкция по эксплуатации
  • Кабель питания
  • ИК пульт ДУ и две AA батарейки для него

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования 3LCD
Матрица 0,7″, активная, TFT, 3-панельная, 16:9
Разрешение матрицы 1280×720
Объектив зум 2x, F1,9-3,1, f = 21,7-43,1 мм
Лампа 130 Вт UHM
Срок службы лампы
  • 3000 ч в режиме высокой мощности лампы и включенном режиме динамической диафрагмы
  • 2000 ч в режиме высокой мощности лампы и выключенном режиме динамической диафрагмы
Световой поток 1100 ANSI лм
Глубина цвета 1×109 цветов
Контрастность 5500:1 (full on/full off, включен режим динамической диафрагмы)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 16:9 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1 м (1,2-2,4 м)
максимум 5,1 м (6,2-12,4 м)
Входы
  • Видео, композитный, RCA
  • Видео, S-Video
  • Видео, компонентный Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr), 3 RCA
  • Видео, компонентный RGB, композитный и S-Video, SCART
  • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
  • Видео, HDMI
  • Управления, RS-232C, mini-DIN 8-pin
Частота развертки входного VGA-сигнала горизонтальная: 30-70 кГц
вертикальная: 50-87 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные (композитный и S-Video): NTSC 3.58, NTSC 4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr (Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080/24p
аналоговые RGB-сигналы: VGA-SXGA
цифровые HDMI: VGA, 480p, 576p, 720p, 1080i, 1080/24p
Уровень шума 26 дБ в режиме пониженной мощности лампы
Размеры (Ш×В×Г) 335×104×270 мм
Масса 3,6 кг
Потребляемая мощность 180 Вт, 0,08 Вт в дежурном режиме
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц
Cредняя текущая цена по Москве
Цена (на момент написания статьи) $2300
Ссылка на сайт производителя www.panasonic.ru

Внешний вид

Внешне проектор не сильно отличается от предыдущей модели, разве что обновленная конфигурация вентиляционной решетки на передней панели добавила симметрии и придала проектору строгий вид с большей угловатостью, как и подобает стилизации под классический Hi-Fi.

Front

Корпус все также изготовлен из пластика с серебристым покрытием. Контрольная панель с кнопками и индикаторами находится на верхней плоскости корпуса ближе к передней части.

Control panel

Разъемы всех видеовходов располагаются горизонтально в ряд (кроме композитного RCA) на задней панели — подключение не должно вызвать никаких трудностей.

Connectors

Также на задней панели находится разъем и выключатель питания и вход интерфейса RS-232C. Разъем для замка Кенсингтона — на правом боку. ИК-приемник только один — спереди. Передние выкручивающиеся из корпуса ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой.

Пульт

Remote control    Remote control

Пульт, идущий в комплекте с данным проектором, — это очень сложное устройство, которому можно посвятить отдельный обзор. Но речь, как говорится, не о нем. Пульт большой и увесистый — 200×52×28,5 мм и 170 г с батарейками, но благодаря продуманной конфигурации нижней части в руке лежит удобно. Кнопки пульта можно условно поделить на две группы: первая отвечает за управление сторонними устройствами, вторая — управление проектором. Соответственно снизу предусмотрено две ложбинки под пальцы, а пульт можно держать в двух положениях, облегчающих доступ к первой или ко второй группе. С помощью этого пульта можно управлять несколькими видами A/V-техники (DVD-плеерами, телевизорами, аудиоусилителями т. д.) от более чем дюжины производителей. Кроме того, пульт можно обучить неизвестным ему сигналам и записать макрос для одновременного включения-выключения нескольких устройств. Для облегчения настройки и индикации функций трех настраиваемых кнопок пульт оборудован ЖК-дисплеем. Все очень функционально и полезно, но есть и небольшой недостаток в реализации. Дело в том, что одновременно пульт может находиться только в одном состоянии: он может или управлять проектором, или другим устройством. Переключение на проектор осуществляется удобно и быстро — нажатием на большую кнопку, а вот обратно на стороннее устройство переключится сложнее — нужно как минимум два раза нажать на маленькую, трудно находимую на ощупь кнопку SOURCE. Почему не сделали большую кнопку, которой можно было бы переключаться между проектором и предыдущим устройством — не понятно. Подсветка пульта включается фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Подсветка не очень равномерная (ЖК-дисплею, например, не помешал бы еще один светодиод), а негативные обозначения на 4-х кнопках читаются с трудом. Еще из мелких недочетов можно отметить нечеткую работу пятипозиционной кнопки-джойстика — диск кнопки гладкий, фиксации положений нет, поэтому часто нажимается совсем не та стрелка. Тем не менее, идущий в комплекте многофункциональный обучаемый пульт — это очень большой довод в пользу покупки именно этого проектора. Заметим, что для просмотра фильмов на проекторе нужно хорошее затемнение, а подсвечиваемые пульты DVD-плееров если и есть, то очень большая редкость.

Меню

Экранное меню — это еще один компонент, прогресс в котором нельзя не отметить. На смену простому текстовому меню пришло тоже строгое меню, но уже со стильными элементами оформления и областью с закладками и подсказкой. В главных разделах практически все настройки размещаются на одной странице. Перелистывать приходится только список языков интерфейса.

OSD

Продвинутые пользователи, желающие заняться тонкой цветокоррекцией, могут углубиться дальше — вплоть до 4-го уровня вложения. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только ползунок внизу экрана (следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение — вправо-влево), что облегчает настройку картинки.

OSD

Традиционно для экранных интерфейсов проекторов от Panasonic ползунки параметров имеют метки заводских значений, а отклонение от них выделяется зеленым. Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой NORMAL. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать один из трех стилей (серый или темно-синий прозрачные фоны или темно-синий непрозрачный). Есть русская версия экранного меню. К переводу претензий нет, но над кириллическим шрифтом можно было еще поработать, поэтому чисто из эстетических соображений приведены скриншоты английской версии.

Коммутация

Разъемы 6 видеовходов стандартные, никаких хитростей и совмещения функций нет. Формально проектор можно подключать к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника), но работа в таком режиме не гарантируется. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора, или тремя кнопками (VIDEO, CMPNT, HDMI/PC), отвечающими за три группы, в которые входят композитный и S-Video-, компонентный и SCART-, VGA- и HDMI-входы, соответственно. При желании можно включить функцию автораспознавания активного подключения.

OSD

Если включена функция WSS, то проектор в случае SCART-подключения или компонентного PAL-сигнала автоматически распознает тип изображения и самостоятельно переключается в режим 16:9 или 4:3.

Управление проекцией

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего металлического ободка объектива, а изменение фокусного расстояния — вращением тоже металлического кольца с глубокой нарезкой.

Lens

Джойстик рядом с объективом позволяет сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 63% от высоты вверх-вниз по вертикали и на 25% от ширины вправо-влево по горизонтали относительно центрального положения. При одновременном сдвиге и по горизонтали и по вертикали максимальные значения ниже — область возможных положений проектора относительно экрана представляет собой ромб. Положение объектива фиксируется поворотом джойстика по часовой стрелке.

Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (±30 градусов). В зависимости от типа подключения и видеосигнала доступно до 7 режимов трансформации изображения. Такое разнообразие позволяет для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, различные варианты LetterBox и 4:3 в широкоформатном сигнале) подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9.

OSD

Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9 можно использовать режим JUST, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Переключение режимов — кнопкой ASPECT на пульте или через меню. До полного комплекта не хватает увеличения с мелким шагом и подстройки положения субтитров для формата LetterBox. Впрочем, DVD-плееры от Panasonic оснащены этими функциями. Для HDMI-подключения и некоторых компонентных сигналов можно включить обрезку краев изображения (функция OVER SCAN). Кнопка SHUTTER временно приостанавливает вывод изображения на экран. Функций стоп-кадра и «сильного» цифрового увеличения нет.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива и длиннофокусный — на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Вообще, большой диапазон оптического трансфокатора и наличие функции сдвига объектива позволяют варьировать в очень широких пределах место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.

Настройка изображения

Так как 7 профилей глобальной цветокоррекции значительно отличаются друг от друга по воздействию на изображение, то начинать настройку картинки лучше всего с выбора наиболее подходящего профиля. Профили можно расположить в ряд по степени коррекции, а начинаться он будет с DYNAMIC — минимальное вмешательство, максимально яркая и контрастная картинка — и заканчиваться профилем CINEMA1 — максимальная коррекция, минимальные яркость и контрастность. Собственно именно последнему профилю специалисты из Голливуда уделили максимум внимания. Нам показалось, что они несколько переборщили с эффектом старой кинопленки, но — «на вкус и цвет фломастеры разные». Впрочем, проявить фантазию может любой пользователь этого проектора — для этого есть функция Cinema Colour Management.

OSD

Взяв за основу любой предустановленный профиль, можно выбрать на проецируемом в данный момент изображении до 8 опорных цветов и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета.

OSD

OSD

На один профиль можно зарегистрировать 3 таких набора пользовательских правок цветового баланса.

C.C.M — это мощная и наглядная система для продвинутых пользователей, а на базовом уровне и на первой странице меню находятся привычные настройки контрастности, яркости, насыщенности, оттенка, краевой резкости и цветовой температуры.

OSD

Больше возможностей для тонкой коррекции предоставляют 9 ползунков на странице второго уровня ADVANCED MENU, позволяющие корректировать гамма-кривую и контрастность и яркость трех основных цветов.

OSD

Переходя дальше, на третий уровень, переходим к описанной выше C.C.M. Кстати, быстро перейти к этим страницам можно воспользовавшись кнопками на пульте из группы PIC.ADJUSTMAIN, ADVANCED и C.C.M, минуя вызов главного меню.

К настройкам, влияющим на изображение также можно отнести DYNAMIC IRIS (включение динамической диафрагмы), NR (подавление видеошумов), CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием) и LAMP POWER (переключение режимов лампы). Настройки изображения (кроме, кажется, режима лампы) можно сохранить в 6-ти пользовательских профилях, при этом 3 ячейки выделяются для компьютерных VGA- и HDMI-сигналов и 3 — для остальных. Также настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

Есть функция таймера отключения (от 60 до 240 мин с шагом в 30 мин). Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Так как практически все проекторы с фиксированным положением объектива проецируют так, что низ изображения находится на оси или чуть выше оси объектива, то для корректного сравнения все измерения проводились при максимальном сдвиге объектива PT-AE900 вверх — в этом положении низ проекции как раз немного выше оси объектива. Следует отметить, что при использовании в ДК объектив наверняка придется сдвигать, так как проектор очень редко располагают по центру экрана — обычно выше или ниже, а значит наши условия тестирования максимально приближены к реальным. Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE900:

Световой поток (LAMP POWER = HIGH)
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON 1110 лм
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF 825 лм
   - режим CINEMA1, DYNAMIC IRIS = ON 545 лм
   - режим CINEMA2, DYNAMIC IRIS = ON 660 лм
   - режим CINEMA3, DYNAMIC IRIS = ON 910 лм
   - режим VIDEO, DYNAMIC IRIS = ON 950 лм
   - режим NATURAL, DYNAMIC IRIS = ON 600 лм
   - режим NORMAL, DYNAMIC IRIS = ON 865 лм
Равномерность +20%, -36%
Контрастность
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON 320:1
   - режим DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF 340:1

Несмотря на сдвинутый объектив, световой поток равен паспортному значению. Однако равномерность пострадала — при центральном положении объектива визуально она лучше. Тестирование показало, что отключение динамического управления диафрагмой вовсе не приводит к ее полному открытию, как это следовало бы ожидать. Т.е. пользователю опять не доверили явное управление этой важной характеристикой оптической системы. Контрастность очень высокая, а режим диафрагмы не сильно влияет на вариацию яркости прямоугольников шахматного поля.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = HIGH, темные сцены 36 Тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = HIGH, светлые сцены 37,5 Тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = ON, LAMP POWER = LOW, светлые сцены 35 Очень тихо
DYNAMIC, DYNAMIC IRIS = OFF, LAMP POWER = LOW, темные сцены 32 Очень тихо

Интересно, что полное открытие диафрагмы на ярких сценах в режиме динамической диафрагмы сопровождается заметным усилением шума и изменением его характера — добавляется рокот. Видимо, изменение диафрагмы как-то влияет на работу системы вентиляции, недаром, в режиме динамической диафрагмы лампа якобы должна служить дольше. Впрочем, проектор тихий, и окружающий фон в не звукоизолированной комнате и уж тем более звуки фильма полностью заглушают шум от системы вентиляции в любом режиме.

VGA-подключение

Тестирование проводилось при разрешении 1280 на 720 пикселей (вертикальная частота 60 Гц). Белое и черное поля довольно равномерные и без цветных разводов, на черном поле бликов нет. Геометрия идеальная. Оттенки серого воспроизводятся правильно, а слабые градации различимы как в светах так и в тенях. Темных границ между пикселями нет, при этом визуального уменьшения четкости изображения (по сравнению с проекторами без технологии SmoothScreen) не наблюдается. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, не превышает 1/3 пикселя. Автоподстройка под параметры VGA-сигнала работает быстро и правильно.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p 720p и 1080i при подключении к HDMI-выходу DVD-плеера. Проектор совместим с цифровыми RGB-, YCbCr (4:4:4)- и YCbCr (4:2:2)-сигналами. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентными аналоговыми, характеризуется, прежде всего, высокой четкостью (более 540 ТВЛ яркостной и более 270 ТВЛ цветовой) и высоким микроконтрастом.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный 530 Хорошо
S-Video 530 Хорошо
компонентный 540 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный 90 Средне
S-Video 130 Отлично
компонентный 200 Очень хорошо

Четкость изображения в целом высокая, но полностью возможности аналоговых интерфейсов не раскрыты. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный, артефактов на мирах незаметно.

При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.

При включенном режиме CINEMA REALITY перемещающиеся миры на синтетических видеофрагментах выводятся так же по полям, но для реальных кинофрагментов практически всегда быстро устанавливается правильный режим преобразования. В итоге получается четкое и стабильное изображение без артефактов. По всей видимости, видеопроцессор проектора выполняет сглаживание картинки, так как на диагоналях двигающихся объектов ступеньки почти незаметны. Функция подавления видеошумов (NR) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами.

Выводы

Дизайн корпуса лучше, меню красивее, яркость больше, контрастность выше — эти основные отличия можно перечислить, сравнивая PT-AE900 с предыдущей моделью. Не прорыв, но шаг, приближающий к идеальному проектору. Настоящая сенсация — это пульт, позволяющий отправить пылиться на полку пульты от плеера и ресивера (и телевизора заодно). Туда же лучше поместить и аналоговые кабели, подключив ресивер и проектор по HDMI-интерфейсу.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения
  • Обучаемый многофункциональный пульт ДУ с подсветкой
  • Тихая система охлаждения
  • Большой диапазон оптического трансфокатора
  • Много настроек, влияющих на изображение
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Аналоговый видеотракт имеет ограничение по достигаемой четкости


Благодарим компанию «Сервис Компьютеров»
за предоставленный на тестирование проектор Panasonic PT-AE900