Объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro

Дальновидец




НаименованиеOlympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro

Дата анонса15 сентября 2014 г.
Фокусное расстояние (диапазон)40–150 мм
Эквивалент для 35-мм кадра80–300 мм
БайонетMFT (Micro Four Thirds)
Максимальное раскрытие диафрагмыF2,8
Минимальная диафрагмаF22
Число лепестков диафрагмы9 (скругленные)
Элементов16 в 10 группах, в том числе два асферических, один асферический из низкодисперсионного стекла, один из сверхнизкодисперсионного стекла, три низкодисперсионных и один из особо высококачественного стекла
Минимальная дистанция фокусировки0,70 м
Максимальное увеличение0,21x
Автофокусировкада, внутренняя
Привод автофокусировкивысокоскоростной с шаговым двигателем
Зуммированиевнутреннее, ручным вращением кольца
Стабилизациянет
Защита от пыли и влагида
Резьба для светофильтров∅72 мм
Размеры (диаметр × длина)∅79×160 мм
Вес со штативным креплением/без крепления880/760 г
Средняя ценаT-11114149

Оптическая схема Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro. Обозначения: EDA — низкодисперсионный асферический элемент; Super ED — сверхнизкодисперсионный элемент; ED — низкодисперсионный элемент; HD — элемент из особо высококачественного стекла; Aspherical — асферический элемент.

Вот как выглядят диаграммы MTF (Modular Transfer Function), или ЧКХ (частотно-контрастной характеристики), объектива на минимальном и максимальном фокусных расстояниях (данные Olympus America). Подробно о том, как читать ЧКХ, см. на странице Владимира Медведева.

Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro заключен в металлический корпус и снабжен защитой от пыли, влаги и холода: оправа передней линзы снабжена герметизирующей вставкой, а стыковочный узел цельнометаллического байонета дополнен специальным уплотняющим кольцом, благодаря чему он очень плотно прилегает к фланцу крепления на корпусе камеры.

У объектива два управляющих элемента: очень широкое кольцо зуммирования, расположенное ближе к байонету, и узкое фокусировочное кольцо у передней линзы. Его можно сдвинуть к себе (к камере) и перейти таким образом в ручной режим наведения на резкость (он доступен при наполовину нажатой кнопке спуска затвора или в режиме фокусировки «S-AF+MF»).

Приводом системы AF являются два шаговых двигателя, которые очень быстро, почти бесшумно и с высокой точностью перемещают довольно тяжелую фокусировочную группу линз. Автофокус внутренний, то есть при его работе объектив не удлиняется, а передняя линза не вращается, позволяя использовать поляризационные фильтры без необходимости коррекции их положения.

Начну, как повелось, с резкости. Сказать, что она хорошая — значит, сказать слишком мало. Но вместо слов лучше посмотрим на результаты съемки на разных фокусных расстояниях и при разном диафрагмировании.

Остатки былой роскоши. Сиде. Провинция Манавгат, Турция. 60 мм, F2,8, 1/1000 с, ISO 200.

По-моему, на всех бутылках читаются надписи, даже сделанные мелким шрифтом. Некоторая нерезкость этих надписей вызвана не ошибкой автофокуса, а тем, что фокусировался я не на них, а на кустах выше, причем по зоне чуть дальше этих самых бутылок. И ведь это на полностью открытой диафрагме!

Знаменитые каппадокийские лошади. Гёреме. Провинция Невшехир. Северная Анатолия. 55 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Снимок, как и предыдущий, сделан на полном раскрытии — прежде всего, чтобы размыть кусты на переднем плане. Изобилие мелких деталей на среднем и дальнем планах позволяет оценить резкостные характеристики. К ним у меня претензий нет. При желании можно даже разобрать цифры на номерном знаке автомобиля, движущегося по дороге (слева).

Одинокий куст. Долина Гёреме. Провинция Невшехир. Северная Анатолия. 40 мм, F8, 1/1000 с, ISO 200.

При диафрагмировании до F8 резкость становится, как принято говорить, звенящей. Можно долго с упоением рассматривать мелкие детали изображения на разных планах и получать удовольствие от сверхвысокой информативности снимка: одиноко стоящие деревья, разбросанные там и сям островки травы, кустарники, входы в горные пещеры, слои осадочных пород на торчащем из земли «персте» и многое другое.

Второе после резкости «чудо», о котором нужно сообщить — изумительная работа автофокуса. От момента нажатия кнопки спуска затвора наполовину до достижения резкости в выбранной зоне и полной готовности сделать снимок проходят какие-то доли секунды. Даже в ситуациях, когда я боялся упустить кадр и не мог дожидаться подтверждения завершения процедуры наведения на резкость, ни одно фото не было испорчено по вине автофокуса.

В типичном случае спешки я поступал так: включал камеру, одновременно вскидывая ее и начиная «прицеливаться» уже на ходу, быстро уточнял композицию в видоискателе и нажимал кнопку спуска затвора, сразу и до конца, не дожидаясь подтверждения. Повторюсь: автофокус меня ни разу не подвел. И ни единого раза не возникло желания переключиться в ручной режим.

В большинстве ситуаций (исключая, конечно, особо динамичные сцены и необходимость брэкетинга) я стараюсь избегать съемки серией, происходящей автоматически при нажатии и удержании кнопки спуска затвора. Наоборот, для меня важно каждый раз перефокусироваться на нужном объекте. Это, как минимум, позволяет подстраховаться на случай ошибки системы автофокусировки.




Последовательная однократная (не серийная!) съемка с раздельной отработкой автофокуса для каждого снимка. 70 мм, F2,8, 1/125 с, ISO 200.

Очевидно, что в каждом кадре из этих четырех, сделанных подряд с минимальными интервалами времени (необходимыми лишь для того, чтобы отпустить и вновь нажать кнопку спуска), автомат отработал великолепно.

Вот пример аналогичной ситуации, но в ней одновременно происходил поиск наиболее выразительного кадра.



Последовательная однократная съемка с раздельной отработкой автофокуса для каждого снимка без перекомпоновки кадра. 70 мм, F2,8, 1/125 с, ISO 200.

Опять-таки работа автофокуса безупречна. Добавлю также то, чего не видно на фото: она очень быстрая, совершенно не вызывающая нареканий по скорости.

Во всех жанрах фотоработы (кроме, быть может, пейзажа), по моему глубокому убеждению, перед тем, как сделать кадр, лучше еще раз навестись на резкость и, возможно, перезуммировать и перекадрировать будущий снимок, чем бездумно «лупить» серией с одинаковыми установками.

И если смысл здесь по большей части в том, чтобы подстраховаться от выпадения нужных деталей из зоны резкости, то в случае с Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro это можно просто забыть. Еще раз подчеркну: при работе с этим объективом система автофокусировки меня не подвела. Ни единожды!

Вот последовательная съемка с раздельной автофокусировкой для каждого кадра, одновременным зуммированием и кадрированием.

82 мм, F2,8, 1/30 с, ISO 200.

85 мм, F2,8, 1/30 с, ISO 200.

120 мм, F2,8, 1/50 с, ISO 200.

Вновь отметим: автофокус работает безошибочно. А в дополнение отметим, что хорошо отработала и система стабилизации изображения в камере. Нельзя добиться четкой картинки при фокусном 82 мм с выдержкой 1/30 с, а при 120 мм и 1/50 с — и подавно.

Теперь давайте посмотрим, насколько удачно Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro размывает фон.

Эксперимент. 70 мм, F2,8, 1/160 с, ISO 1250.

Как видим, рисунок бокэ вполне хорош: размытие плавное, без двоения контуров и назойливой структурности. Попутно отметим и то обстоятельство, что света в сцене явно не хватает, и автоматика подняла ISO до 1250 ед. В нерезких зонах заметен шум матрицы. Но он достаточно мягок, негруб и не портит впечатления от снимка.

В розовом. 60 мм, F2,8, 1/1250 с, ISO 200.

Задний план — нелегкая задача в смысле возможности получить его качественное размытие. Известно, что листва с пятнами света, разбросанными там и сям, порождают химерические варианты бокэ. А наш подопечный, похоже, неплохо справился с работой и в этот раз. Конечно, назвать его мастером размытия нельзя, но картинка могла быть намного хуже.

Еще на этом снимке отметим мягкие цвето- и светотональные переходы с заботливой консервацией деталей в ярких светах.

Три абажура. 115 мм, F2,8, 1/50 с, ISO 200.

В условиях искусственного освещения пятна на заднем плане — серьезное испытание для оборудования. С их помощью можно делать взаимоисключающее: показать отменное размытие или вконец испортить снимок. Наш случай уникален уже потому, что ни того, ни другого не случилось. Бокэ, в целом, достаточно ровное, неназойливое. Это вновь не шедевр, но вполне уверенная работа на отметку «хорошо».

Галерея

Леталка над морем. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 150 мм, F2,8, 1/5000 с, ISO 200.

Закрома чужой родины. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 40 мм, F2,8, 1/500 с, ISO 200.

Три толстяка. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 67 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.

Партия. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 52 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Кофе по-турецки. Сиде, провинция Манавгат, Турция. 55 мм, F2,8, 1/320 с, ISO 200.

Четверо отдыхающих. Гёреме, провинция Невшехир, Турция. 125 мм, F2,8, 1/400 с, ISO 200.

Нежности. Гёреме, провинция Невшехир, Турция. 150 мм, F2,8, 1/250 с, ISO 200.

Осколки Коммагенского царства. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 67 мм, F2,8, 1/1600 с, ISO 200.

Пытливый ум. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 40 мм, F2,8, 1/320 с, ISO 200.

Как сын отца наставлял. Руины святилища Антиоха I (II—I вв. до н. э.). Немрут-Даг, провинция Кахта, Турция. 40 мм, F2,8, 1/200 с, ISO 200.

Архитектурный класс. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 60 мм, F2,8, 1/500 с, ISO 200.

Купальщики. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 150 мм, F2,8, 1/4000 с, ISO 200.

Прибытие. Фазелис, провинция Анталья, Турция. 150 мм, F2,8, 1/2000 с, ISO 200.

Саша. 62 мм, F2,8, 1/250 с, ISO 200.

Итоги

Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro может приятно удивить даже бывалых фотографов. У него отличная резкость, начиная с открытой диафрагмы, которая становится «звенящей» при диафрагмировании. Это обеспечивает замечательную детализацию, которой могут позавидовать телезумы многих других систем.

Объектив оснащен прогрессивной системой автофокусировки, которая работает почти мгновенно и безошибочно, позволяя не тратить драгоценное время в момент съемки и нажимать кнопку спуска затвора практически в одно движение, без задержки на полпути для подтверждения и контроля наведения на резкость.

В отличие от большинства «родственников» в арсенале других фотосистем, наш испытуемый рисует вполне хорошее размытие, не заставляя после съемки той или иной сцены всерьез сожалеть о том, что под рукой не оказалось хорошего фикса.

Металлический корпус, внутренняя фокусировка и зуммирование без удлинения объектива, защита от пыли, влаги и холода добавляют Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro привлекательности в глазах любителя и профессионала и могут стать решающими факторами при выборе оптики для путешествий.

Говоря кратко: это оптический инструмент, о котором можно только мечтать.

Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm F2.8 Pro следует рекомендовать всем обладателям камер стандарта Micro Four Thirds, которые не удовлетворяются посредственными результатами и предпочитают получать самое лучшее.


Благодарим компанию Olympus за предоставленный для тестирования объектив



Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.