iPhone 6 и 6+: корпус, конфигурация, камера и автономность

Нигде не провал, но везде есть повод для критики

Целью данного материала является обсуждение стереотипов и распространенных заблуждений в отношении аппаратных и программных характеристик смартфонов Apple iPhone c iOS и конкурирующих с ними смартфонов на ОС Android. На нашем ресурсе уже есть объективные и подробные технические обзоры iPhone 6 и iPhone 6 Plus. Также рекомендуем ознакомиться с первой и второй частью этого материала.

Раз уж столько времени и текста уделили экрану, давайте кратко пробежимся по остальным характеристикам iPhone 6 и 6+. И в первую очередь поговорим о корпусе.

Полезные ссылки с сайта Apple:

Корпус

Изменение размера корпуса и размера экрана в новых iPhone — на самом деле куда более серьезный шаг, чем кажется. И переход к новому форм-фактору создает довольно много проблем (в том числе у разработчиков), а также заметно меняет схему взаимодействия со смартфоном. В общем, Apple не зря так долго держалась за свой старый форм-фактор.

У iPhone (до 5s включительно) всегда было два огромных достоинства: они практически в любой руке (что мужской, что женской) очень хорошо и плотно лежат, а пальцем можно дотянуться до любого места экрана. В принципе, у 5 (5s) было чуть-чуть неудобно тянуться в верхний угол, но именно, что чуть-чуть. Новые модели не просто крупнее — они по-другому лежат в руках, и это очень хорошо чувствуется, если пользоваться 5 и 6 одновременно. С 6+ и без этого все ясно. Крупный смартфон держишь кончиками пальцев за бока (поэтому кнопки питания переехали с верхней на боковые грани), а не обхватываешь ладонью, и часто приходится его чуть перехватывать, чтобы можно было дотянуться пальцем до того или иного места экрана.

Соответственно, раз экран крупнее, становится сложно, либо невозможно дотянуться до верхней части экрана. Предложенное Apple решение (когда по двойному касанию кнопки Home экран съезжает вниз до середины) — это обходная технология, чтобы можно было пользоваться старыми приложениями, пока разработчики не адаптируют их для новых экранов. А для этого придется перерабатывать интерфейс. Думаю, что в перспективе все элементы управления в приложениях (а лучше вообще все активные элементы) нужно перетаскивать вниз. Например, в браузере кнопка «назад», адресная строка и управление вкладками должны быть в нижней части экрана, а не в верхней, как раньше (по инерции после перехода с ПК). Кстати говоря, в браузере Nokia Lumia все эти элементы уже там.

То есть речь идет не просто об увеличении корпуса и диагонали экрана: теперь разработчикам придется перепродумывать интерфейсы приложений. iPhone 6 еще может как-то обойтись традиционными, а вот 6+ — уже точно нет. Для крупных моделей также уже не получится игнорировать возможность использования в горизонтальной ориентации. Разработчики вообще жалуются, что два новых устройства дали им еще два дополнительных форм-фактора плюс к уже существующим, что много (до этого их всего было 4, если не считать разделение на обычные экраны и retina). Поэтому постепенно заговорили о фрагментации платформы (хотя в этом плане до Android еще очень далеко). Но давайте в этом материале не будем углубляться в эту тему.

В общем, новые модели меняют очень и очень многое в схеме работы со смартфоном. Мне в связи с этим гораздо интереснее, что будет с форм-фактором iPhone 5. Потому что есть немало людей, которым просто нравится, как старый iPhone лежит в руке (и небольшой экран, где везде можно дотянуться), и при этом они не особо активно используют смартфонные функции, а для тех, которые используют, экрана хватает. Как правило, дело ограничивается почтой и чем-нибудь по мелочи. И не сидят в смартфоне весь день. И уж точно не смотрят на нем фильмы. Это одна из влиятельных категорий покупателей для смартфонов Apple, и очень интересно посмотреть на их судьбу.

Аппаратная конфигурация и другие внутренности

Проблема с аппаратными характеристиками (мы об этом говорили в части про экран) в том, что глазу не за что зацепиться. Нет революций в привычном нам понимании: новых частот, ядер и пр. недопустимо мало! Мы уже говорили, что и х86, и Android развиваются примерно по одному сценарию: одна архитектура с небольшими вариациями и одна ОС на весь рынок, так что где циферки больше, там и лучше. Четыре ядра? Мало, будет восемь! 2 ГГц? Мало, даешь 2,3! Объем оперативной памяти? Чем дороже устройство, тем больше!

Анализ аппаратных характеристик iPhone отлично показывает бесполезность сравнения со смартфонами на Android, о чем мы говорили в предыдущей части. Есть некий А8 с неким М8 закрытой архитектуры и неизвестных параметров с оптимизированной под него ОС (у которой тоже непонятно, как она там внутри работает) против какого-нибудь Snapdragon 800. Там, кстати, с параметрами все тоже не очень ясно, ну да ладно. Как их сравнивать-то? А мы возьмем известные параметры типа частот работы — и дело в шляпе!

За этими сравнениями мы все время забываем про истинное мерило всего: производительность. В тестах Apple А8 (1,4 ГГц, 2 ядра) зачастую обгоняет Qualcomm Snapdragon 801 (2,5 ГГц, 4 ядра), включая браузерные тесты. Даже если рассказывать про виртуальные машины и потери производительности, результат все равно более чем показателен.

Тем более, что производительность не является таким уж двигателем развития индустрии для планшетов. По крайней мере, не так, как на рынке ПК. То есть, скорее, не пользователи будут обновлять планшеты, чтобы поиграться в новую игрушку с более крутой графикой, а разработчики будут занижать уровень графики игрушки, чтобы она шла на более широком спектре устройств, и они продали больше копий. Но это тоже отдельная тема.

Примерно та же ситуация с остальными характеристиками: все в целом на уровне конкурентов, но без прорывов, поэтому скучно. Теперь все модели поддерживают все диапазоны LTE, поддерживается новый, более быстрый стандарт WiFi и т. д. Но при этом, если вы постоянно следите за анонсами новых продуктов на Android и глаз у вас, что называется, замылен, то эти новости действительно не производят какого-то такого впечатления.

В конфигурации новых iPhone есть два тонких момента, которые лихо обошли в презентации — количество оперативной памяти и емкость батареи (ее заменили слайдом с типа автономностью при типичных сценариях. Но мы-то знаем, как эти сценарии рассчитываются).

С претензиями к 1 ГБ оперативки (ничего не изменилось по сравнению с предыдущим поколением) ситуация такая же, как и везде: берем завышенные требования Android, переносим их на Apple, возмущаемся. Как это можно, иметь 1 ГБ оперативной памяти, когда у флагманских Android уже 3 ГБ? Ужас!

Гм. А зачем нужно 3 ГБ памяти в смартфоне? 3 ГБ — это, например, максимум памяти для 32-битных настольных операционных систем. Полноценная десктопная ОС с огромными возможностями, Windows XP превосходно работала на 2 ГБ со всеми приложениями, да и сейчас 2 ГБ — типичный объем для современных планшетов на полноценной Windows 8.1 на процессорах Intel Atom.

Так зачем столько памяти-то? Как правило, много памяти нужно там, где плохо с оптимизацией ее использования. Вряд ли смартфону нужно такое же огромное количество висящих в системной памяти модулей, как ПК, да и приложения там гораздо проще и компактнее, чем в ПК. Прожорливость Android до памяти скорее можно списать на десктопные корни ОС и как раз большое количество всяких системных служб и модулей. Плюс виртуалка, плюс приложения… вот и набегает. Плюс, в iOS при переходе в бэкграунд приложение должно запомнить свое состояние и замереть, поэтому особой разницы в том, вернется оно из памяти или перезапустится нет — разве что ждать придется подольше.

В реальности я сталкивался с двумя ситуациями, когда памяти в iPad мне не хватало: во-первых, если в браузере открыто много вкладок, то самые старые могут уходить из памяти. Во-вторых — если играл в прожорливую игру, переключился в другие приложения, поработал с ними (открытия одного, как правило, недостаточно), хочешь вернуться — ан нет, перезапускается, и не с середины уровня, а полный перезапуск. Да, бывает и то, и то. Но, гм, это же все-таки персональное портативное устройство, не надо от него требовать возможностей полноценного ПК. Давайте тогда пожалуемся, что там нет отдельных профилей пользователей и пр. Или конкурирующей многозадачности, как в ПК. Хотя мы прекрасно знаем, почему ее не стоит делать на мобильных платформах: она негативно сказывается и на потреблении памяти (гм), и на автономности.

И тут мы плавно переходим к вопросу автономности. Сложность с ним в том, что у вас, во-первых, есть определенные компоненты, которые потребляют много энергии. И ничего вы с этим не сделаете. А во-вторых, энергопотребление очень сильно зависит от сценариев использования, а они у каждого свои. Поэтому и автономность у каждого будет получаться своя. По моим прикидкам, два самых активных потребителя энергии — это получение данных через сотовые сети (3G, 4G) и использование сервисов геолокации (GPS). Если вы используете их по отдельности или вместе — готовьтесь, что надолго смартфона не хватит. А учитывая любовь современных соцсетей к тому, чтобы тянуть информацию через сотовую связь и одновременно расставлять геометки… ну, вы поняли. Дальше идут игры, дальше — просто включенный экран, остальное уже не так важно.

Для примера, iPhone 4s можно положить на полку, предварительно отключив ему все беспроводные интерфейсы, кроме самой сотовой сети для звонков — и он продержится 4-5 дней. А если нагрузить его по максимуму (соцсети, немножко навигации, проверка почты и пр.) — его хватит максимум на полдня.

Оптимизация энергопотребления платформы, ОС и приложений, конечно, имеет свое значение и не стоит сбрасывать ее со счетов. Однако те успехи смартфонов на Android, которые мы наблюдаем в последнее время, на мой взгляд объясняются по большей части не оптимизацией ПО, а банальной лобовой атакой: берем большую батарею, делаем вокруг нее корпус побольше — ага, время автономной работы увеличилось. Так, берем батарею еще больше… и т. д. Хотя батарейки у новых iPhone слабее, чем у большинства конкурентов на Android, в среднем они не так уж сильно отстают от конкурентов по времени автономной работы, если не грузить их по максимуму. Однако в сценариях, максимально высасывающих батарейку, чудес от них ждать не стоит.

Камера

Камера. 8 мегапикселей. Было и осталось. Счетчик циферок опять не перещелкнулся в большую сторону. Но! Но в общем тут та же история: цепляемся к единственной доступной (или простой для понимания) цифре и игнорируем все чуть более сложные параметры или все то, что в одной цифре не выражается.

Ну, на форумах и даже в некоторых обзорах опять поднялась волна: «Фу, опять 8 Мп! Вон, у конкурентов уже 20!» Ну что мелочиться тогда, давайте сразу вспомним Lumia 1020, у которой целых 43 Мп. Она всех заткнет за пояс по этому параметру года на два вперед точно. И? Сугубо по секрету, при этом Nokia тормозит при съемке, сохраняет кадр полторы секунды (надо бы написать отдельный материал про «удобство использования») и почему-то нечеткие кадры бегающего ребенка на ней получаются чаще, чем на iPhone 5. И часто приходится прибегать к ручному режиму. Правда, он у нее есть, да, причем настроить можно практически все параметры съемки. И да, если кадр удался, а также в «тяжелых» режимах съемки она должна давать гораздо лучшее качество картинки. Но…

Общепринятое (внушенное производителями) некорректное мнение состоит в том, что чем больше мегапикселей, тем лучше. В теории и при соблюдении ряда условий это так, но на практике возможности современной камеры, особенно в мобильных устройствах, совершенно не определяются параметрами матрицы, и уж тем более — количеством пикселей на них.

Сейчас узким местом скорее является оптика. Во-первых, у нее тоже есть свое разрешение. Если разрешение оптики низкое, то никакая многомегапиксельная матрица не поможет. Во-вторых, в телефоне фотомодуль должен быть компактным, что накладывает серьезные ограничения на размер оптики и на расстояние между оптикой и матрицей. Чем меньше размер оптики, тем меньше должна быть матрица.

Чем меньше матрица и чем больше на ней при этом пикселей — тем меньше света попадает на отдельный пиксель. Надо поднимать его чувствительность, а при этом начинают гулять параметры восприятия света и матрица начинает «шуметь». Это приводит к необходимости использовать более мощный шумодав, из-за работы которого теряются детали, и в результате детальность снимка может оказаться хуже, чем у менее «мегапиксельной» матрицы.

Поэтому в определенный момент для того, чтобы улучшать качество снимка, приходится «перевернуть» всю логику: сделать матрицу побольше, ее разрешение — поменьше, стекло объектива — опять побольше… а следовательно побольше получится расстояние между объективном и матрицей, что в нашем мире сверхтонких смартфонов приводит к тому, что объектив начинает торчать из корпуса и портит весь вид.

В общем, Apple не первая компания, которая пошла по этому пути. До нее эту идею в массы пытались протолкнуть, например, HTC с их «4 Мп» и Nokia — впрочем, Nokia поступила более экстравагантно, сделав огромное разрешение матрицы и относительно большую для смартфона оптику. Из корпуса фотомодуль торчит при этом прилично, но эти смартфоны (808 Pureview и 1020) все же позиционировались как выбор любителей шикарных фотографий, готовых ради этого мириться с неудобствами… Apple пытается сгладить разочарование покупателей: мол, зато более быстрый автофокус, стабилизация (в 6 — электронная, в 6+ — так даже оптическая). Хотя в условиях нашего тестирования (см. обзоры iPhone 6 и 6+) эти достоинства либо не проявились, либо не сыграли решающей роли.

И здесь мы подходим к еще одному моменту. Во-первых, в некоторых ситуациях скорость запуска и простота управления (нажал — сразу вышло хорошо) куда важнее, чем даже более высокое качество снимка, достигнутое через ручное управление настройками. У кого маленькие и очень быстрые дети — те поймут. Во-вторых, преимущества камер новых iPhone могут проявляться в сложных условиях съемки и при слабом освещении (домашняя съемка вечером тех же бегающих детей. Или вечеринок… или еще чего). Тут сложность в том, что моменты типа «а потом Леха прикольно упал со стола» слабо повторяемы и поэтому не попадают в тесты — а в жизни их полно. Я бы не стал оценивать качество камеры смартфона только по студийным снимкам натюрморта. Я бы пошел еще дальше и сказал, что камеру смартфона вообще нельзя оценивать только по снимкам, нужно брать всю совокупность работы фоточасти, поскольку «фоткает средне, но быстро» может оказаться для большинства пользователей смартфонов предпочтительнее, чем «фоткает отлично, но нужно держать две секунды и корректировать резкость и яркость вручную».

В общем, трагедии из «недостаточного количества пикселей» делать точно не стоит, нужно смотреть на общее качество, а главное — на качество и скорость съемки в сложных условиях — в жизни это важнее. Проблема в том, что почувствовать это и оценить качество снимков (сделанных именно тобой и в нужных тебе ситуациях) можно только после покупки, а вот яркую строчку «теперь на 5 Мп больше!!!» на наклейке — и до покупки. И это противоречие маркетинга и жизни не так-то просто разрешить.

Кстати говоря, все эти соображения никак не отменяют откровенного ужаса в части фронтальной камеры. Не покидают черные подозрения, что Apple этот момент просто прошляпила. Гонку мегапикселей снобистски отвергли, а тенденцию с селфи упустили. И судя по американцам, которые радостно щелкают себя в любых ситуациях и таскают с собой маленькие камеры на палках — упустили зря. Уверен, вот это компании еще аукнется, причем, скорее всего, в ближайшее время.

Линейка и цены — интересные моменты

Наконец, последний момент, на котором хотелось бы остановиться: а как новые модели повлияют на линейку смартфонов компании Apple?

Дело в том, что, в отличие от предыдущих поколений, iPhone 6 и 6+ стоит воспринимать не как переход на новое поколение (с практически полным отказом от старого), а скорее как введение новой модели в линейку. Нет, 5с прогнозируемо сдвинули в категорию «уходящих», оставив лишь модель с минимальными 8 ГБ как бесплатное приложение к контракту. А вот 5s еще вполне в строю: убрали лишь самую топовую версию с объемом памяти 64 ГБ (и это как раз понятно), но оставили модели с памятью 16 ГБ и даже 32 ГБ, да еще и снизили на них цену. В iPhone 6 и 6+ увеличили максимальный объем памяти до 128 ГБ (на сегодня это один из рекордных показателей), но оставили три модели в линейке, убрав из нее модель с объемом 32 ГБ. Скорее всего, логика следующая: тем, кто выбирает младшую модель, большой объем памяти не нужен (иначе доплатили бы за следующую), поэтому и 16 ГБ им хватит. А остальным фактически подарили вдвое больше памяти — ведь разница между моделями так и осталась 100 долларов

А, ну и про цены. С выходом iPhone 6 и 6+ на модели 5s снизили цену — теперь это 550 и 600 долларов за модели с 16/32 ГБ. 5с в непривязанном варианте стоит в США 450 долларов — т. е. по-прежнему на 100 долларов дешевле 5s, и по-прежнему малоинтересен за такую цену. Кстати, напомню: анализируя цены iPhone в США, не забывайте, что к объявленным ценам нужно прибавлять налог с продаж — от 7 до 11%. Есть ситуации, когда он не уплачивается (в двух штатах, плюс, в некоторых случаях, при торговле через интернет), но покупая смартфон в магазине, вы его заплатите. Про цены новых iPhone написано уже достаточно, так что от фактических комментариев я здесь воздержусь.

Мое мнение состоит в том, что с точки зрения позиционирования цены за iPhone вполне адекватны, да и вообще, цена не должна быть определяющим фактором при покупке iPhone. Эти устройства для тех, кто любит удобство и дополнительный сервис, а не для тех, кто с калькулятором рассчитывает себестоимость на основе оценочной стоимости комплектующих. iPhone рассчитан не на «возможности по цене», а на тех, кто может позволить цену ради удобства. Там и линейка так сделана, что «хотите получше? ну так добавьте 100 долларов… или стописят». В общем, говорить, что «это дорого и это поэтому не купят» — это неправильно. Это сначала купят те, у кого много денег и кому нужен удобный телефон. Потому что они не высчитывают каждый доллар. А потом купят в кредит все остальные, чтобы выглядеть как те, кто не высчитывает каждый доллар. И лишь некоторые будут ходить с «хун-чун-жуй инкорпорейтед», у которого 650 точек на дюйм и антенна LTE 1,2м длиной, и гордо рассказывать, что «ну, тут пока не работает, там обещали в версии 4.4 подправить — но зато характеристики ого-го, по цифрам в два раза лучше айфона!». Ну, мы же все понимаем, да?




31 октября 2014 Г.

iPhone 6 6+: , , — ,

iPhone 6 6+: , ,

,

Apple iPhone c iOS Android. iPhone 6 iPhone 6 Plus. .

, iPhone 6 6+. .

Apple:

iPhone — , . - ( ), . , Apple -.

iPhone ( 5s ) : ( , ) , . , 5 (5s) - , , -. — - , , 5 6 . 6+ . ( ), , , .

, , , . Apple ( Home ) — , , . . , ( ) . , «», , , ( ). , Nokia Lumia .

: . iPhone 6 - , 6+ — . . , - , ( 4, retina). ( Android ). .

, . , - iPhone 5. , , iPhone ( , ), , , , . , - . . . Apple, .

( ) , . : , . ! , 86, Android : , , . ? , ! 2 ? , 2,3! ? , !

iPhone Android, . 8 8 ( , ) - Snapdragon 800. , , , . -? — !

: . Apple 8 (1,4 , 2 ) Qualcomm Snapdragon 801 (2,5 , 4 ), . , .

, . , , . , , , , , , . .

: , , . LTE, , WiFi . . , Android , , , - .

iPhone , — ( . - , ).

1 ( ) , : Android, Apple, . , 1 , Android 3 ? !

. 3 ? 3 — , , 32- . , Windows XP 2 , 2 — Windows 8.1 Intel Atom.

-? , , . , , , . Android . , … . , iOS , , — .

, iPad : -, , . - — , , ( , , ), — , , , . , , . , , - , . , . , . , : (), .

. , , -, , . . -, , . . , — (3G, 4G) (GPS). — , . , … , . , — , .

, iPhone 4s , , — 4-5 . (, , .) — .

, , , . Android, , , : , — , . , … . . iPhone , Android, , . , , .

. 8 . . . ! : ( ) , .

, : «, 8 ! , 20!» , Lumia 1020, 43 . . ? , Nokia , ( « ») - , iPhone 5. . , , , . , , «» . …

( ) , , . , , , , — .

. -, . , . -, , . , .

— . , «». , - , , «» .

, , «» : , — , — … , , .

, Apple , . , , HTC «4 » Nokia — , Nokia , . , (808 Pureview 1020) , … Apple : , , ( 6 — , 6+ — ). (. iPhone 6 6+) , .

. -, ( — ) , , . — . -, iPhone ( . … ). , « » — . . , , , « , » , « , ».

, « » , , — — . , ( ) , « 5 !!!» — . - .

, . , Apple . , . , — . , , , , .

, , : Apple?

, , , iPhone 6 6+ ( ), . , 5 «», 8 . 5s : 64 ( ), 16 32 , . iPhone 6 6+ 128 ( ), , 32 . , : , , ( ), 16 . — 100

, . iPhone 6 6+ 5s — 550 600 16/32 . 5 450 — . . - 100 5s, - . , : iPhone , , — 7 11%. , ( , , , ), , . iPhone , .

, iPhone , , iPhone. , , , . iPhone « », , . , « ? 100 … ». , , « » — . , . . , , . «-- », 650 LTE 1,2 , , «, , 4.4 — -, !». , , ?