Обзор видеоускорителя Intel Arc A310 на основе карты Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G (4 ГБ)

Общая информация об Intel Arc A310

Мы уже рассмотрели большинство видеокарт Intel из серии Arc Alchemist — компания после длительного перерыва вышла на рынок дискретных видеокарт для игр и достигла определенных успехов. Эта серия видеокарт известна в основном благодаря довольно мощным моделям Arc A750 и Arc A770, относящимся к среднему классу, но есть в ней и подсемейства Arc 5 и Arc 3. Мы уже рассмотрели ранее не только флагманскую видеокарту Arc A770, но и модели Arc A750, Arc A580 и Arc A380, а сегодня оценим возможности еще более доступного решения — самой дешевой дискретной видеокарты в исполнении Intel.

Видеокарты этой компании приглянулись многим покупателям тем, что они имеют достаточно высокую производительность за свои деньги, и по функциональности не уступают предложениям конкурентов. Минусы у этих решений также были и есть — начало продаж сопровождалось программными проблемами, сырыми драйверами и нестабильной работой. Но со временем ситуация поменялась, Intel выпускала всё новые версии драйверов, исправляя проблемы и увеличивая производительность — в основном, в новых играх, правда.

Как видно из раннего слайда Intel, их современная линейка видеокарт состоит из моделей Arc A770, A750, A580 и A380. Подсерия Arc A300 нацелена на начальный уровень производительности, Arc A500 — на средний, Arc A700 — на средневысокий. Но самой младшей видеокартой компании является Arc A310, выпущенная в октябре прошлого года, одновременно с моделью A750. Изначально это была видеокарта исключительно для OEM-производителей, но затем компания Intel решила выпустить этот графический процессор и в рознице. Именно этим объясняется то, что сегодняшней героини — Arc A310 — в списке решений компании изначально не было вовсе.

Если видеокарта Arc A380 для нижнего ценового диапазона была выпущена в продажу летом 2022 года, то A310 в розницу поступила ближе к зиме — с того времени прошло уже больше года. Тогда и A380 и A310 столкнулись с немалыми проблемами, которые не позволяли рекомендовать эти видеокарты в то время, но сейчас изменилось уже очень многое. В Intel подтянули качество драйверов, видеокарты поступили в действительно широкую продажу, а их цены снизились. И сейчас Arc A310 может произвести уже другое впечатление. Впрочем, так как это самый младший GPU, то ожиданий от него слишком много быть не должно. Главный плюс A310 — низкая цена, на западных рынках около $100. Это неплохо, но с тех пор ведь и старшие модели Intel успели заметно подешеветь, та же Arc A380 порой уже стоит почти столько же.

Главный плюс рассматриваемой модели в том, что отличия Arc A310 даже от старших видеокарт подсемейства Arc A7 заключаются исключительно в меньшей производительности, а по функциональности она от них не отличается. Просто в младшей модели используется более слабый графический процессор ACM-G11, да еще и в урезанной относительно A380 версии — она имеет лишь 6 Xe-ядер в отличие от 8 Xe-ядер в старшей. Соответственно было снижено и количество всех остальных исполнительных блоков, да и не только их — пострадала шина локальной видеопамяти и ее объем.

Но даже эта дешевая Arc A310 функционально не уступает новейшим GeForce и Radeon, младший графический процессор Intel поддерживает трассировку лучей, включая аппаратное ускорение большого количества этапов процесса трассировки, а также поддерживает переупорядочивание шейдеров, чем могут похвастать только последние решения компании Nvidia. Кроме того, даже этот сверхбюджетный графический процессор имеет ускоритель матричных вычислений XMX, используемый в задачах искусственного интеллекта, включая технологию масштабирования для повышения производительности XeSS.

Конечно же, это далеко не мощное игровое решение. С топовыми моделями AMD и Nvidia не конкурируют даже флагманы Intel, их лучшие модели могут поспорить разве что с такими видеокартами, как GeForce GTX 3060 (Ti) и AMD Radeon RX 6600 (XT), а уж Arc A310 — решение самого начального уровня, которое с трудом потянет игры в Full HD даже не при высоких графических настройках. Повысить уровень производительности поможет включение технологий масштабирования изображения XeSS или FSR — в зависимости от поддержки играми. Зато эта недорогая видеокарта отлично работает с видеоданными в формате AV1, обеспечивая аппаратное кодирование, а также способна выводить информацию на дисплеи по DisplayPort 2.0.

Основой рассматриваемой сегодня младшей модели видеокарты Intel является урезанная версия графического процессора DG2-128 (ACM-G11), базирующаяся на архитектуре Xe-HPG. Несколько решений на базе младшего и старшего чипов из этого же семейства мы уже рассматривали, так что перед прочтением статьи будет полезно ознакомиться с нашими предыдущими материалами по видеокартам компании:

Графический ускоритель Arc A310
Кодовое имя чипа ACM-G11
Технология производства 7 нм (TSMC N6)
Количество транзисторов 7,2 млрд
Площадь ядра 157 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12 Ultimate, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_2
Шина памяти 64-битная: 2 независимых 32-битных контроллера памяти с поддержкой памяти типа GDDR6
Частота графического процессора до 2000 МГц
Вычислительные блоки 6 (из 8) мультипроцессоров Xe-Core, включающих 768 (из 1024) ядер для целочисленных расчетов INT32, вычислений с плавающей запятой FP16/FP32 и специальных функций
Тензорные блоки 96 (из 128) матричных ядер XMX для матричных вычислений INT2/INT4/INT8/FP16/BF16
Блоки трассировки лучей 6 (из 8) ядер RTU для расчета пересечения лучей с треугольниками и ограничивающими объемами BVH
Блоки текстурирования 32 (из 64) блока текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 2 (из 4) широких блока ROP на 16 (из 32) пикселей с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка HDMI 2.0b и DisplayPort 2.0 10G
Спецификации видеокарты Arc A310
Частота ядра 2000 МГц
Количество универсальных процессоров 768
Количество текстурных блоков 64
Количество блоков блендинга 32
Эффективная частота памяти 15,5 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 64 бит
Объем памяти 4 ГБ
Пропускная способность памяти 124 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP32) до 2,7 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 28 гигапикселя/с
Теоретическая скорость выборки текстур 56 гигатекселя/с
Шина PCI Express 4.0 x8
Разъемы по решению производителя
Энергопотребление 40—75 Вт
Дополнительное питание по решению производителя
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 1-2
Рекомендуемая цена около $100

Название самой младшей модели видеокарты Intel из подсемейства Arc 3 в целом соответствует общему принципу наименования решений компании — она имеет индекс A310, что относит ее к нижней части бюджетного сегмента, так как есть более мощная модель A380. Еще выше в линейке присутствуют видеокарты A750 и A770, относящиеся к топовому (для Intel) сегменту, а между ними находится A580 со средней производительностью. Так что базовая логика в системе наименований прослеживается, хотя и странно, что A580, A750 и A770 основаны на одном и том же чипе.

Самая же бюджетная видеокарта Intel имеет лишь одну модификацию — с объемом видеопамяти 4 ГБ. Объем видеопамяти, выбранный для младшей модели Arc A310, можно считать логичным решением — в A380 из-за 96-битной шины памяти было 6 ГБ, а тут с 64-битной шиной был выбор между 4 ГБ и 8 ГБ, но для этого ценового сегмента второй вариант — явный перебор. При графических настройках, разумных для GPU самого низкого уровня, A310 вряд ли упрется в недостаток 4 ГБ памяти в большинстве игр. В редких случаях это всё же может быть ограничителем производительности, но вряд ли главным.

А вот с рекомендованной ценой всё непросто — ее по сути нет из-за того, что видеокарта была исключительно в OEM-исполнении, а на розничный рынок вышла довольно тихо. Можно условно принять ее равной 100-110 долларам, и это самая дешевая видеокарта компании из текущего поколения, хотя рассмотренная нами ранее A380 уже продается лишь чуть дороже. Прямых конкурентов для Arc A310 у AMD и Nvidia в текущих поколениях нет, ближайшие по цене и позиционированию соперники — это GeForce GTX 1650/1630 и Radeon RX 6500 XT и RX 6400, и решение Intel может быть дешевле видеокарт конкурентов, но вместе с этим и медленнее. Причем, в менее распространенных играх — заметно медленнее, а вот в наиболее популярных проектах, под которые Intel хорошо оптимизирует драйверы, дела идут куда лучше. Еще одним условным конкурентом можно считать модель GeForce RTX 3050, особенно обновленную версию с 6 ГБ видеопамяти, но она точно стоит дороже.

Как и в случае с A380 и A580, для младшей модели нет варианта в исполнении самой Intel, выпуском этих решений занимаются исключительно некоторые из партнеров компании, вроде ASRock, Gigabyte и Sparkle. Правда, с какого-то времени Intel прекратила выпуск и Arc A770 и Arc A750 в собственном исполнении в виде специальных изданий Limited Edition, так что теперь на рынке доступны лишь сторонние варианты видеокарт на базе всех GPU этой компании.

Обычно видеокарты модели Arc A310 занимают один или два слота, могут быть низкопрофильными, они имеют интерфейс PCIe 4.0 x8 и отличаются потреблением энергии до 75 Вт, по данным Intel. Почему столько же, скольку у A380? Сложный вопрос, Intel сама не определилась с энергопотреблением младшей видеокарты — где-то указано 75 Вт, а где-то — от 40 до 75 Вт. Скорее всего, потребление зависит от конкретной видеокарты, ее частот и напряжения GPU, но что можно сказать точно — A310 не нуждается в дополнительном питании. Видеокартами поддерживается вывод изображения через один или два HDMI-разъема, а также через пару DisplayPort — об их возможностях мы расскажем далее.

Микроархитектура и особенности

Мы подробно рассмотрели архитектуру Xe-HPG, старший графический процессор ACM-G10 и все его достоинства и недостатки в обзоре старшей модели — Arc A770, а в этом материале повторим лишь самые важные моменты. Arc — это линейка видеокарт, разделенная на подкатегории: Arc 3, Arc 5 и Arc 7, отличающиеся друг от друга количеством исполнительных блоков — согласно уровням производительности и цены. Первое поколение дискретных видеокарт Arc основано на графических процессорах семейства Alchemist, а в будущем выйдут Battlemage, Celestial и Druid — всех их объединяет микроархитектура Xe-HPG.

Подсемейство Arc 3 использует младшую версию чипа, а Arc 5 и Arc 7 основаны на другой модели GPU, имеющей разное количество активных вычислительных блоков. Так что первое поколение дискретных видеокарт Intel Arc состоит из двух графических процессоров архитектуры Xe-HPG: DG2-128 и DG2-512 (или ACM-G11 и ACM-G10), и сегодня нас интересует младший из них. При производстве графических процессоров ACM-G11 используется 7-нанометровый техпроцесс TSMC N6, кристалл имеет площадь 157 мм², а количество транзисторов составляет 7,2 млрд — примерно втрое меньше, чем у старшего чипа ACM-G10. Выбор фабрики TSMC для производства GPU обоснован лучшими техническими характеристиками их технологического процесса, а также меньшей себестоимостью производства по сравнению с собственными техпроцессами Intel.

Структурно чипы архитектуры Xe-HPG схожи с тем, как построены решения Nvidia. Аналогично кластерам GPU в чипах калифорнийской компании, в архитектуре Intel несколько ядер собраны в верхнеуровневый блок организации, называемый Render Slice — каждый из них содержит всё необходимое для независимых вычислений, включая сами вычислительные блоки, текстурные модули, блоки аппаратной трассировки лучей, обработки геометрии и растеризации. Каждый раздел Render Slice физически содержит по четыре Xe-ядра и четыре блока трассировки лучей, движки обработки геометрии, 32 блоков текстурирования, 16 блоков ROP и т. п. — блоки можно отключать, что и сделано в случае A310.

Изменяя количество блоков Render Slice в графическом процессоре, можно создавать GPU разного уровня по мощности. В графическом процессоре ACM-G11, на котором основана модель Arc A310, применяется минимально возможная конфигурация архитектуры Xe-HPG из пары блоков Render Slice, физически содержащих по четыре Xe-ядра — но в ней заблокирована еще пара Xe-ядер, и всего активными их осталось шесть. Но так как видеокарта Arc A310 относилась к OEM-версиям, ее нет даже в ранних информационных материалах Intel:

В отличие от модели Arc A380, основанной на этом же графическом процессоре в его полной версии, урезанный чип имеет лишь 768 вычислительных блоков, 32 блока текстурирования, 16 блоков ROP, 96 тензорных ядер и 6 ядер аппаратного ускорения трассировки лучей. В Arc A310 также есть 6 блоков аппаратной трассировки лучей, но эта поддержка номинальная — даже в низких разрешениях при невысоких настройках качества, включение трассировки лучей просаживает частоту кадров до слайд-шоу. Также урезанный ACM-G11 предлагает 96 блоков для матричных вычислений, примерно аналогичных тензорным ядрам графических процессоров Nvidia. Частота графического процессора составляет 2 ГГц и может повышаться при необходимости — по решению производителя.

Intel установила на Arc A310 память GDDR6 объемом 4 ГБ, она подключается к графическому процессору при помощи 64-битного интерфейса и работает на эффективной частоте в 15,5 Гбит/с, что дает не слишком поражающие воображение 124 ГБ/с пропускной способности. Впрочем, у той же Radeon RX 6500 XT ее немногим больше — 144 ГБ/с. Объема видеопамяти в 4 ГБ иногда может не хватать, современные мультиплатформенные игры даже при игре в Full HD при средних и высоких настройках качества могут занимать более 4 ГБ. И в таком случае Arc A380 с 6 ГБ будет иметь еще большее преимущество — по ходу тестов мы это увидим.

Архитектура Xe-HPG по аппаратному ускорению трассировки похожа на то, что использует компания Nvidia, включая возможности, появившиеся в GeForce RTX 40 — графическая архитектура Intel также имеет продвинутые специализированные блоки, занимающиеся поиском пересечения луча и геометрии в иерархической структуре BVH, которые работают быстрее, чем блоки в Radeon. Кроме этого, блоки трассировки в исполнении Intel умеют переупорядочивать шейдерные команд для оптимизации работы блоков SIMD, что повышает эффективность трассировки. Причем графические процессоры Intel умеют переупорядочивать шейдерные потоки автоматически, без указания со стороны программиста.

Также в графических процессорах Intel есть блоки, занимающиеся матричными (тензорными) вычислениями, для чего каждое Xe-ядро содержит 16 матричных движков XMX, способных проводить вычисления в форматах FP16/BF16 и INT8/INT4/INT2, которые используются в нейросетях, и этих блоков в чипе очень много — каждое Xe-ядро Intel может обеспечить в 4—8 раз большую скорость матричных вычислений по сравнению с аналогичными функциональными блоками в графических процессорах конкурентов.

В игровых решениях эти блоки используются для аппаратно ускоренного шумоподавления с применением искусственного интеллекта, а также в технологиях увеличения производительности — у Intel есть своя технология масштабирования разрешения на основе машинного обучения XeSS. Она схожа по принципу работы с ранними версиями DLSS, но имеет преимущество в том, что технология Intel универсальна и работает не только на видеокартах Intel, а почти на всех других современных GPU. Хотя на собственных видеокартах она исполняется в оптимизированном виде на матричных движках XMX, а остальные совместимые графические процессоры производства других компаний используют универсальные инструкции, поддерживаемые большинством современных GPU, что несколько медленнее.

Что касается обработки видеоданных и вывода изображения на экран, то тут всё как и у старших моделей. Из главного выделим продвинутую поддержку DisplayPort и аппаратное кодирование видеоданных в формат AV1. Движок обработки медиаданных Xe Media Engine способен аппаратно ускорять кодирование и декодирование роликов в формате AV1, VP9, H.265 HEVC и H.264 AVC. Для вывода информации на дисплеи, видеокарты Intel имеют выходы DisplayPort (вариант «2.0 10G Ready» — со скоростью передачи данных UHBR 10 — до 40 Гбит/с) и HDMI, а движок Xe Display Engine способен выводить информацию на два монитора с разрешением до 8K при 60 Гц, на четыре 4K с 120 Гц или на четыре 1440p с 360 Гц.

Остальные подробности о технологических особенностях решений Intel читайте в обзоре модели Arc A770, а далее мы рассмотрим таблицу с основными параметрами всей линейки видеокарт Intel.

  Arc A310 Arc A380 Arc A580 Arc A750 Arc A770
Модель GPU ACM-G11 ACM-G11 ACM-G10 ACM-G10 ACM-G10
Кол-во ядер Xe 6 8 24 28 32
Кол-во блоков FP32 768 1024 3072 3584 4096
Кол-во блоков RT 6 8 24 28 32
Кол-во блоков XMX 96 128 384 448 512
Кол-во блоков TMU 32 64 192 224 256
Кол-во блоков ROP 16 32 96 112 128
Базовая частота GPU, МГц 2000 2000 1700 2050 2100
Турбо-частота GPU, МГц 2000 2050 2400 2400 2400
Объем памяти, ГБ 4 6 8 8 8/16
Ширина шины памяти, бит 64 96 256 256 256
Пропускная способность памяти, ГБ/с 124 186 512 512 560
Разъем PCIe 4.0 8x PCIe 4.0 8x PCIe 4.0 16x PCIe 4.0 16x PCIe 4.0 16x
Энергопотребление, Вт 40—75 75 185 225 225
Цена, $ ≈100 149 179 289 329/349

Хорошо видно, что Arc A310 — самая слабая из всех видеокарт компании, даже на фоне A380 она довольно сильно отстает по пиковым параметрам теоретической производительности. Также отметим, что в спецификациях A310 есть некоторые несоответствия. На сайте Intel в одном месте написано, что игровая частота составляет 2000 МГц, в другом — 2100 МГц. Не говоря уже об энергопотреблении — если для Arc A380 указывалось 75 Вт, то для Arc A310 там же написано ровно такие же 75 Вт, как и у A380, но при этом отдельно упомянуты еще и значения от 40 Вт до 75 Вт. В общем, нужно смотреть на реальные показатели конкретных моделей, которые могут отличаться.

Совершенно точно можно сказать, что A310 сильно отстает даже от A380 по вычислительной скорости, не говоря уже о более старших моделях. Хотя две младшие видеокарты используют один и тот же чип ACM-G11, но в разных конфигурациях — даже полноценный ACM-G11 имеет вчетверо меньше блоков, чем старшая линейка, а тут их еще больше урезали. Так что, пиковая вычислительная производительность самого младшего GPU получается лишь 2,7 терафлопса при 4,2 для A380 — это на фоне 14,7 и 17,2 терафлопса для A750 и A770 — в разы медленнее. По скорости текстурирования и заполнения разница еще больше, и это говорит о пропасти между A310 и старшими моделями видеокарт Intel. Не говорим уже о том, что пиковые показатели решений Intel не отражают реальную производительность, их эффективность по сравнению с конкурентами всегда ниже.

Так какой производительности можно ожидать от этой модели? Судя по характеристикам A310 и показателям A380 на аналогичном GPU, но с меньшей степенью урезанности (шесть ядер Xe в A310 против восьми в A380 и 75% от ПСП, но вдвое меньше блоков ROP и TMU), можно предположить, что будет где-то между 50% и 75% от производительности старшей модели подсемейства, и скорее ближе к 75%, если 4 ГБ не будут сильно ограничивать. Ожидаем, что за свою цену рассматриваемая видеокарта предложит примерно то же соотношение цены и производительности, что и A380 за $140, или чуть лучше. Но если A380 будет ближе к A310 по цене, то и смысла в младшей модели не слишком много, так как экономия пары десятков долларов при потере приличной части производительности и 2 ГБ видеопамяти кажется глупым решением.

Впрочем, такие видеокарты как A310, не обязательно нужно оценивать чисто по 3D-производительности, ведь сейчас даже лучшая интегрированная графика того же Radeon 7 8700G находится примерно на этом же скоростном уровне. Но многим нужна именно отдельная видеокарта небольшого размера и энергопотребления с современными возможностями — просто для вывода информации на дисплей, и вот с этим A310 вполне справится. Эта модель также поддерживает аппаратное кодирование видеоданных в формат AV1, как и A380, что делает видеокарту самым дешевым графическим процессором с такой поддержкой. При цене, близкой к ценам Arc A380 и Radeon RX 6400, рассматриваемой видеокарте будет сложно конкурировать по 3D-производительности, но если вам нужна просто какая-то видеокарта, да еще и с кодированием видео в AV1, то покупка A310 позволит немного сэкономить. Кроме этого, встречаются и низкопрофильные модели без разъемов дополнительного питания, что также может быть интересно части пользователей.

Хорошо бы Intel успела выпустить свое следующее поколение дискретных видеокарт до планируемых решений AMD и Nvidia, чтобы не отстать от них дальше, ведь сейчас решения компании не слишком конкурентоспособны с учетом всех характеристик, включая сложность GPU и его площадь. По видеокартам серии Arc Alchemist видно, что компании Intel еще предстоит много работать для того, чтобы стать действительно мощным конкурентом на рынке дискретных видеокарт. Хотя драйверы они уже заметно улучшили, нужно решить вопросы аппаратной части — эффективность на транзистор и площадь чипов, а также их энергоэффективность. В случае хотя бы частичного решения этих вопросов, у Intel появится шанс на завоевание немалой рыночной доли, текущее же поколение видеокарт явно запоздало с выходом на рынок для мощной конкуренции и получения высокой прибыли.

Видеокарта Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G 4 ГБ

Компания Gigabyte Technology (торговая марка Gigabyte) основана в 1986 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира в Тайбэе/Тайвань. Изначально создавалась как группа разработчиков и исследователей. В 2004 году на базе компании был образован холдинг Gigabyte, в который вошли Gigabyte Technology (разработка и производство видеокарт и материнских плат для ПК); Gigabyte Communications (производство коммуникаторов и смартфонов под маркой GSmart (с 2006 г.).

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G 4 ГБ 64-битной GDDR6

Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G 4 ГБ 64-битной GDDR6
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU Arc A310 (ACM-G11)
Интерфейс PCI Express x8 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1750(Boost)—2450(Max) 1750(Boost)—2450(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 1937 (15500) 1937 (15500)
Ширина шины обмена с памятью, бит 64
Число вычислительных блоков в GPU 6
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 768
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 32
Число блоков растеризации (ROP) 16
Число блоков Ray Tracing 6
Число тензорных блоков 96
Размеры, мм 185×100×38 190×70×32
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2 2
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 38 30
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 10 10
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 6 6
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 27,5 24,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 2×HDMI 2.1, 2×DisplayPort 2.0 4×DisplayPort 2.0
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 0 0
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Питание: 16-контактные разъемы 0 0
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг 0,68 0,8
Вес карты чистый (нетто), кг 0,47 0,5
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Средняя стоимость карты Gigabyte около 12 тысяч рублей (на Озоне) на момент подготовки обзора

Память

Карта имеет 4 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 2 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Samsung рассчитаны на номинальную частоту работы в 2000 (16000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Intel Arc A380

Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G (4 ГБ) Gigabyte Intel Arc A380 WindForce 6G (6 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Мы сравниваем близкие по позиционированию карты Intel между собой, это логично: отличия заключаются лишь в урезанности GPU, шины и частотах работы, плюс, разумеется, на одну микросхему памяти меньше.

Ядро имеет зашифрованную маркировку.

Суммарное количество фаз питания у карты Gigabyte — 3, а распределение фаз такое: 2 фазы на ядро и 1 на микросхемы памяти.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, красным — памяти. Питанием ядра и микросхем памяти управляет 8-фазный ШИМ-контроллер MP2940A (Monolithic Power Systems), расположенный на лицевой стороне карты.

В преобразователе питания ядра используются весьма дорогие транзисторные сборки DrMOS — MP86956 (Monolithic Power Systems), каждая из которых рассчитана максимально на 50 А.

А схема питания микросхем памяти использует сборку DrMOS AOZ2264QIN (Alpha&Omega Semi), рассчитанную максимально на 15 А.

Отдельного контроллера для мониторинга карты мы не обнаружили. Возможно, эту функциональность реализует сам GPU.

Отметим небольшие габариты данной карты, особенно по толщине: 38 мм. В результате видеокарта занимает всего 2 слота в системном блоке.

Карта имеет стандартный набор видеовыходов: два DP (2.0) и два HDMI (2.1).

Штатные частоты памяти и GPU равны референсным значениям. Напоминаем, что производительность видеокарт Intel сильно зависит от включения Resizable BAR в BIOS Setup материнской платы, эта технология обеспечивает прямой доступ процессора к видеопамяти.

Энергопотребление карты Gigabyte в тестах доходило до 38 Вт. Карта не требует дополнительного питания.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты, входящей в комплект ПО Intel.

Общие настройки
Панель информации
Настройки управления частотами и лимитами
Панель настроек видеотрансляций
Настройки записи видеозахвата
Панель настроек графики

Нагрев и охлаждение

Основой СО является очень простой пластинчатый алюминиевый радиатор. Понятно, что при общем потреблении карты около 40 Вт громоздкой СО и не требуется.

Радиатор охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти (через термопрокладки). Преобразователи питания VRM не охлаждаются.

Карта не имеет задней пластины.

Поверх радиатора установлен кожух с двумя вентиляторами ∅80 мм, работающими на единой частоте вращения.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 70 градусов. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются.

Мониторинг температурного режима:

После 2-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра и микросхем памяти не превысила 58 градусов, что является прекрасным результатом. Энергопотребление карты доходило до 38 Вт.

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 52-54 °C, вентиляторы в основном не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА. Периодически вентиляторы запускались на короткое время и снова останавливались. Это явная недоработка инженеров, следовало более тщательно отрегулировать порог остановки вентиляторов.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 58/58/58 °C (ядро/hot spot/память). Вентиляторы при этом раскручивались до 1832 оборотов в минуту, шум вырастал до 27,5 дБА: это тихо.

Аудиозапись шума под нагрузкой — здесь.

Спектрограмма шума достаточно ровная, субъективно никакие раздражающие призвуки не слышны.

Подсветка

Карта не имеет подсветки.

Комплект поставки и упаковка

В комплекте поставки кроме самой карты имеется лишь краткое руководство пользователя.

Тестирование: синтетические тесты

Мы провели тестирование новой видеокарты Intel в нашем наборе синтетических тестов. Он продолжает меняться, иногда добавляются новые тесты, а устаревшие постепенно убираются. Мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями, но с этим есть определенные сложности. Мы постоянно стараемся расширять и улучшать набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — напишите их в комментариях к статье или отправьте авторам.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько дополнительных тестов для измерения производительности трассировки лучей и, а также технологий масштабирования разрешения и увеличения производительности: DLSS, XeSS и FSR. В качестве полусинтетических тестов у нас также используется набор подтестов из довольно популярного пакета 3DMark: Time Spy, Port Royal, DX Raytracing, Speed Way и др. А вот примеры приложений DirectX 11 и 12, входящие в различные SDK, пришлось убрать — они всё чаще давали некорректные результаты.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • Intel Arc A310 со стандартными параметрами (Arc A310)
  • Intel Arc A380 со стандартными параметрами (Arc A380)
  • GeForce RTX 3050 со стандартными параметрами (RTX 3050)
  • GeForce GTX 1650 со стандартными параметрами (GTX 1650)
  • GeForce GTX 1630 со стандартными параметрами (GTX 1630)
  • Radeon RX 6500 XT со стандартными параметрами (RX 6500 XT)
  • Radeon RX 5500 XT со стандартными параметрами (RX 5500 XT)

Для анализа производительности младшей модели Arc A310 мы взяли сразу несколько видеокарт всех трех компаний, конкурирующих на рынке дискретных GPU — не только потому, что прямых конкурентов у A310 нет, но и потому, что таких слабых видеокарт у нас давно нет в наличии, пришлось обойтись тем, что есть. Из решений Nvidia мы выбрали GeForce GTX 1650 и GTX 1630, как близкие по цене видеокарты, ну и RTX 3050 также добавили в некоторых тестах — например, с трассировкой лучей, хотя она явно дороже рассматриваемой видеокарты Intel.

Основным соперником для рассматриваемой модели у компании AMD будет Radeon RX 6500 XT, а также и RX 5500 XT — в редких случаях. Иногда мы также использовали даже более мощные видеокарты GeForce RTX 3060 и Radeon RX 6600 XT, если у нас не было результатов младших решений AMD и Nvidia. У самой Intel мы взяли лишь вторую снизу в линейке Arc A380 на таком же GPU, но в его полной версии. Будет интересно посмотреть, насколько близко к A380 сможет быть рассматриваемая сверхбюджетная модель на урезанном чипе.

 
Тесты 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 12
 
Тесты трассировки лучей
 
Вычислительные тесты
 
Тесты технологий DLSS/XeSS/FSR

Тестирование: игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Учитывая позиционирование данной видеокарты и ее невысокую производительность, мы провели два раунда тестирования.

1. Тестирование в играх 3-5-летней давности и сравнение с бюджетными видеокартами прошлых поколений

В этих игровых тестах использовались максимальные и низкие настройки качества графики.

  • Hitman III (IO Interactive/IO Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
  • Death Stranding (505 Games/Kojima Productions)
  • Assassin’s Creed Valhalla (Ubisoft/Ubisoft)
  • Watch Dogs: Legion (Ubisoft/Ubisoft)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • Godfall (Gearbox Publishing/Counterplay Games)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)

2. Стандартные тесты в современных играх и сравнение с видеокартами последних поколений

В этих игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 2.01 (сентябрь 2023 г.)
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
  • Alan Wake 2 (Remedy/Epic Games)
  • Ratchet and Clank: Rift Apart (Insomniac Games/Sony/Софтклаб)
  • A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
  • Hogwarts Legacy (Avalance Software/Warner Bros)
  • Avatar: Frontiers of Pandora (Ubisoft)
  • Atomic Heart (Mundfish/VK)

Кратко о производительности в 3D-играх

Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Всё это нами субъективно оценивается по шкале из семи градаций.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):

Arc A310 — это совсем бюджетная карта, рассчитанная на разрешение не выше 1080p, да и в Full HD во многих играх придется понижать настройки качества графики, чтобы получить хороший комфорт в плане производительности. Из современных видеокарт соперников у Arc A310 практически нет: все ближайшие конкуренты имеют более высокие цены (и более высокую производительность). Если же сравнивать Arc A310 с более старыми решениями уровня GeForce GTX 1630, GeForce GTX 1650, GeForce GTX 1050 Ti, GeForce GTX 1060, Radeon RX 550/560, то Arc A310 чуть медленнее, чем GeForce GTX 1050 Ti, чуть быстрее, чем GeForce GTX 1630, и заметно быстрее, чем Radeon RX 550. И GeForce GTX 1060 6 ГБ, и, тем более, GeForce GTX 1650 — далеко впереди.

Заметим, что драйвера Intel оптимизированы под современные игры (DX12/DX11), а в очень старых играх производительность видеокарт семейства Arc может сильно падать относительно равных по цене конкурентов.

Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR/XeSS:

Карты семейства Intel Arc поддерживают как XeSS, так и FSR, но всё же падение и без того невысокой производительности после включения трассировки лучей является фатальным, и технологии масштабирования тут не помогают. Поэтому мы рекомендуем просто забыть про RT на картах такого уровня. А вот включать XeSS/FSR в любых играх, которые поддерживают эти технологии, очень даже рекомендуем.

Результаты тестирования в 3D-играх

Результаты тестов в разрешении 1920×1080 при разных настройках качества графики и сравнение с видеокартами прошлых поколений

 
Hitman III
 
Cyberpunk 2077
 
Death Stranding
 
Assassin’s Creed Valhalla
 
Watch Dogs: Legion
 
The Medium
 
Godfall
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
Metro Exodus

Стандартные результаты тестов в современных играх без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160

 
Marvel’s Spider-Man Miles Morales
 
Cyberpunk 2077 v.2.01
 
God of War
 
Call of Duty: Modern Warfare II
 
Alan Wake 2
 
Ratchet and Clank: Rift Apart
 
A Plague Tale: Requiem
 
Hogwarts Legacy
 
Avatar: Frontiers of Pandora
 
Atomic Heart

Стандартные результаты тестов в современных играх со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR/XeSS в разрешениях 1920×1080, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077 v.2.01, RT
 
Cyberpunk 2077 v.2.01, RT + DLSS/FSR
 
God of War, DLSS/FSR
 
Call of Duty: Modern Warfare II, DLSS/XeSS
 
Alan Wake 2, RT
 
Alan Wake 2, RT + DLSS/FSR
 
Ratchet and Clank: Rift Apart, RT
 
Ratchet and Clank: Rift Apart, RT + DLSS/FSR/XeSS
 
Hogwarts Legacy, RT
 
Hogwarts Legacy, RT + DLSS/FSR/XeSS
 
Avatar: Frontiers of Pandora, RT
 
Avatar: Frontiers of Pandora, RT + DLSS/FSR
 
Atomic Heart, DLSS/XeSS

Рейтинг iXBT.com

 
Методика расчета рейтингов

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Рейтинг iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 30 регулярно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят Arc A310 и его конкуренты. Рейтинг рассчитан только для разрешения 1920×1080.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
27 Arc A380 6 ГБ, 2450—2600/15500 168 93 18 000
28 RTX 3050 6 ГБ 1470—2017/14000 143 65 22 000
29 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 125 83 15 000
30 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500 100 83 12 000

Бессменный аутсайдер нашего набора видеокарт Radeon RX 6500 XT оказался на 25% быстрее, а стоящий на уровень выше новинки и основанный на том же ядре Arc A380 быстрее аж на 68%. При этом по количеству потоковых процессоров Arc A310 урезан всего на 25%, однако по количеству блоков текстурирования и растеризации — в 2 раза. Плюс на одну треть урезана ПСП. Вот вам и результат. На наш взгляд, в Intel всё же переборщили с урезаниями.

  1. Рейтинг iXBT.com с включением RT и DLSS/FSR/XeSS

Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, AMD FSR или Intel XeSS. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Arc A310 (то есть сочетание скорости и функций Arc A310 приняты за 100%).

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
27 Arc A380 6 ГБ, 2450—2600/15500 356 198 18 000
28 RTX 3050 6 ГБ 1470—2017/14000 303 138 22 000
29 RX 6500 XT 4 ГБ 2685—2688/17952 150 100 15 000
30 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500 100 83 12 000

Здесь ограничения Arc А310 сказываются еще более драматично: мы никогда ранее не встречали, чтобы ускоритель, основанный на том же ядре и стоящий в продуктовой линейке всего на уровень выше (речь об Arc A380), был в 3,5 раза быстрее. Впрочем, в данном случае эти рассуждения можно признать чисто теоретическими: все карты данного сегмента обеспечивают неприемлемо низкую производительность в играх с трассировкой лучей, и даже технологии масштабирования не помогают.

  1. Рейтинг iXBT.com, сравнение Arc A310 с бюджетными картами прошлых поколений

Рейтинг составлен по всем тестам в играх прошлых лет без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из данной группы карт — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинг рассчитан только для разрешения 1920×1080.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000, настройки ультра 620 270 23 000
02 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000, настройки ультра 588 327 18 000
03 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952, настройки ультра 441 294 15 000
04 GTX 1650 4 ГБ, 1665—1825/8000, настройки ультра 430 287 15 000
05 GTX 1060 6 ГБ, 1506—1860/8000, настройки ультра 319 266 12 000
06 GTX 1050 Ti 4 ГБ, 1290—1560/7000, настройки ультра 247 206 12 000
07 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500, настройки ультра 223 186 12 000
08 GTX 1630 4 ГБ, 1785—1875/12000, настройки ультра 217 145 15 000
09 RX 550 4 ГБ, 1100/6000, настройки ультра 100 200 5000
Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 GTX 1060 6 ГБ, 1506—1860/8000, низкие настройки 275 229 12 000
02 GTX 1050 Ti 4 ГБ, 1290—1560/7000, низкие настройки 177 148 12 000
03 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500, низкие настройки 176 147 12 000
04 GTX 1630 4 ГБ, 1785—1875/12000, низкие настройки 166 111 15 000
05 RX 550 4 ГБ, 1100/6000, низкие настройки 100 200 5000

Arc A310 проигрывает даже таким очень старым ускорителям, как GeForce GTX 1050 Ti и GeForce GTX 1060 (6 ГБ). Однако он всё же оказался быстрее, чем не так давно непонятно зачем выпущенный GeForce GTX 1630.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на апрель 2024 года. Рейтинг рассчитан только для разрешения 1920×1080.

  1. Рейтинг полезности, сравнение Arc A310 с бюджетными картами прошлых поколений
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 RTX 2060 6 ГБ, 1680—1920/14000, настройки ультра 327 588 18 000
02 RX 6500 XT 4 ГБ, 2685—2688/17952, настройки ультра 294 441 15 000
03 GTX 1650 4 ГБ, 1665—1825/8000, настройки ультра 287 430 15 000
04 RTX 3050 8 ГБ, 1777—1927/14000, настройки ультра 270 620 23 000
05 GTX 1060 6 ГБ, 1506—1860/8000, настройки ультра 266 319 12 000
06 GTX 1050 Ti 4 ГБ, 1290—1560/7000, настройки ультра 206 247 12 000
07 RX 550 4 ГБ, 1100/6000, настройки ультра 200 100 5000
08 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500, настройки ультра 186 223 12 000
09 GTX 1630 4 ГБ, 1785—1875/12000, настройки ультра 145 217 15 000
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
01 GTX 1060 6 ГБ, 1506—1860/8000, низкие настройки 229 275 12 000
02 RX 550 4 ГБ, 1100/6000, низкие настройки 200 100 5000
03 GTX 1050 Ti 4 ГБ, 1290—1560/7000, низкие настройки 148 177 12 000
04 Arc A310 4 ГБ, 1750—2450/15500, низкие настройки 147 176 12 000
05 GTX 1630 4 ГБ, 1785—1875/12000, низкие настройки 111 166 15 000

Как мы видим, стоимость у A310 всё же завышена и явно не соответствует производительности этой видеокарты. Например, Radeon RX 6500 XT в полтора раза быстрее, но при этом дороже всего на 25%. И лишь относительно ускорителя-недоразумения Nvidia GeForce GTX 1630 рассматриваемый сегодня Arc A310 еще может быть интересен. Надо учесть, что цены карт прошлых поколений сравнивать крайне сложно: на рынке очень много подделок из Китая под GeForce GTX 1050 Ti/1060, и мы взяли цены у относительно проверенных продавцов, имеющих высокие рейтинги, а у них цены по какому-то совпадению достаточно высокие. В официальной рознице стоимость GeForce GTX 1050 Ti еще выше, а GeForce GTX 1060 вообще давно исчез из продажи.

Выводы и сравнение энергоэффективности

Intel Arc A310 (4 ГБ) — младший видеоускоритель компании Intel для рынка настольных ПК начального уровня. Сам по себе ускоритель недорогой, но с учетом его производительности даже эту стоимость можно назвать завышенной.

Такие компании, как Asus, MSI и Gigabyte, не могут открыто идти против «пожеланий» компании Nvidia, которая, занимая доминирующее положение на рынке игровых видеокарт, по сути диктует свои условия партнерам и кулуарно не позволяет им выпускать видеокарты на процессорах Intel (на публике таких заявлений не делали). Вот такие реалии современного рынка IT. Видеокарты на базе Intel Arc могут производить лишь компании, сотрудничающие только с AMD (та не имеет никаких возражений против Intel Arc) либо ранее не занимавшиеся производством видеокарт вообще. В итоге в этом скудном перечне значатся ASRock, XFX, Sapphire, Acer и ряд практически неизвестных нам китайских компаний, плюс Gigabyte очень малыми партиями как-то подпольно производит самые бюджетные решения линейки (Arc A310/A380), причем эти карты можно свободно купить даже на нашем рынке, а вот на официальном сайте Gigabyte информации о них нет вообще.

Карты Arc надо искать на маркетплейсах, а подчас и ждать привоза из Китая или иных стран (и тогда возникают логичные проблемы с последующим гарантийным обслуживанием). Сама компания Intel выпускает (или, по крайней мере, выпускала) референс-карты на базе Arc A770/A750, их купить проще, но, опять же, прямых поставок в Россию нет (санкции). Всё вышесказанное сильно влияет на авторитет и популярность видеокарт Arc на нашем рынке: их попросту мало кто знает.

Мы уже говорили всё это в обзоре Arc A580, однако стоит напомнить еще пару моментов:

  • Для полноценной работы карт на базе Intel Arc требуется относительно современный ПК, с материнской платой, поддерживающей Resizable BAR, а это чипсеты AMD поколения 500 (X570/B550/A520 и более новые) и чипсеты Intel поколения 500 (Z590/B560/H510 и более новые). То есть при всей их ценовой привлекательности карты Arc не могут использоваться для простого апгрейда игровых ПК на старых платформах — придется обновлять и платформу.
  • До сих пор трудно предсказать, как карты Arc будут вести себя в старых играх уровня DirectX 9/10, потому что оптимизация драйверов Intel под них оставляет желать лучшего. Intel обещает, что эти проблемы будут устранены, и программисты компании действительно работают над улучшением драйверов — порукой тому очень существенный прирост производительности семейства Intel Arc в играх за последний год.

Собственно, всё вышеперечисленное (включая малую распространенность) играет ключевую роль в том, что люди пока не бегут покупать такие карты. Ну а в случае чрезвычайно урезанного продукта Arc A310 негативно влияет еще и относительно высокая стоимость. Тесты показывают, что даже 12 тысяч рублей за такую видеокарту — это много: красная цена ей — 7 тысяч.

С точки зрения возможностей, семейство Arc Alchemist полностью поддерживает DirectX 12 Ultimate, включая аппаратную трассировку лучей, переменную частоту затенения, меш-шейдеры и другие современные возможности. Хотя в силу в целом низкой производительности большинство из современных техник не будет востребовано.

Кроме указанных технологий надо отметить поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-изображение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, стандарта DP 2.0.

Энергоэффективность видеокарт: рейтинг iXBT.com (без RT), нормированный по потреблению
  FPS/кВт
GeForce RTX 4070 Ti Super 354
GeForce RTX 4070 Super 351
GeForce RTX 4080 351
GeForce RTX 4060 347
GeForce RTX 4060 Ti 344
Radeon RX 7900 XT 339
GeForce RTX 4080 Super 333
GeForce RTX 4070 Ti 332
Radeon RX 7900 XTX 325
Radeon RX 7900 GRE 324
Radeon RX 7800 XT 317
GeForce RTX 4090 307
Arc A380 293
Radeon RX 7700 XT 289
Radeon RX 6800 XT 282
GeForce RTX 3050 (6 ГБ) 274
Arc A580 265
Radeon RX 6950 XT 259
Radeon RX 7600 245
Radeon RX 6600 243
Arc A310 243
Radeon RX 6650 XT 240
Arc A770 229
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) 228
Radeon RX 6750 XT 227
GeForce RTX 3050 (8 ГБ) 206
Arc A750 205
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) 200
Radeon RX 6500 XT 123
Энергоэффективность видеокарт: рейтинг iXBT.com (c RT и DLSS/FSR/XeSS), нормированный по потреблению
  FPS/кВт
GeForce RTX 4070 Ti Super 410
GeForce RTX 4070 Super 406
GeForce RTX 4060 Ti 406
GeForce RTX 4080 401
GeForce RTX 4070 Ti 380
GeForce RTX 4080 Super 375
GeForce RTX 4060 373
GeForce RTX 4090 341
Radeon RX 7900 XT 274
Radeon RX 7900 XTX 265
Radeon RX 7900 GRE 257
Radeon RX 7800 XT 249
Radeon RX 7700 XT 225
Arc A380 209
Radeon RX 6800 XT 209
Arc A580 208
Arc A770 200
Radeon RX 6950 XT 198
GeForce RTX 3060 (12 ГБ) 189
GeForce RTX 3050 (6 ГБ) 178
Radeon RX 7600 166
Radeon RX 6750 XT 165
Arc A750 164
Radeon RX 6650 XT 159
Radeon RX 6600 140
GeForce RTX 3060 (8 ГБ) 139
GeForce RTX 3050 (8 ГБ) 133
Arc A310 119
Radeon RX 6500 XT 62

Впрочем, по энергоэффективности новый Arc 310 не так уж плох, в обычном рейтинге (про практическую бесполезность рейтинга с учетом RT мы уже упоминали) он даже лучше старших ускорителей Intel и вообще находится не в самом низу списка.

Конкретная протестированная карта Gigabyte Intel Arc A310 WindForce 4G (4 ГБ) имеет стандартный двухслотовый размер, кулер тихий и эффективный, карта может потреблять до 38 Вт и не требует дополнительного питания.

Упомянем еще раз, что карта на базе Arc A310 пригодна для классических игр в разрешении никак не выше Full HD, но в таком разрешении многие игры потребуют снизить настройки качества графики до средних или даже низких. Если игра поддерживает технологии масштабирования Intel XeSS или AMD FSR, то их включение крайне рекомендуется. Поддержка трассировки лучей в случае Arc A310 является чисто формальной, производительности ускорителя не хватит для ее практического применения.

17 апреля 2024 Г.