Jen-Hsung Huang, президент компании NVIDIA отвечает на вопросы

Это первое интервью президента компании NVIDIA для российской прессы, на вопросы отвечал President & CEO — Дженсен Хуанг (Jen-Hsung Huang)

Встреча проходила накануне официального объявления о покупке AMD компании ATI. Безусловно, мы не могли упустить такой шанс, чтобы узнать мнение президента главного конкурента компании ATI.

iXBT.com: Дженсен, Вы наверняка в курсе сегодняшнего события. До обьявлении о сделке осталось несколько часов, что Вы думаете об этом?

Я думаю, что это отличный шанс для нас. Знаете, основным моментом является то, что компания ATI на рынке графики ведь сильнее Intel, не так ли? AMD никак этого не могут не заметить также. AMD и ATI решили для себя, что если на рынке существуют две успешные и стабильные компании, то почему бы им не объединиться?

Сегодня наши линейки GeForce, nForce, а также и SLI сильнее продукции конкурента. Мы активно работаем в большинстве направлений: в области разработки рабочих станций; тем самым, завоёвывая долю рынка настольных компьютеров (десктопов), ноутбуков, наборов базовой логики. Наша компания ведёт агрессивную политику в самых разных областях деятельности, и на сегодняшний день мы лидируем по многим направлениям, и я думаю, что это очень сложно отрицать.

В нашей перспективе, мы планируем продолжать обеспечивать поддержку и Intel и AMD процессоров, появляющихся на рынке. Мы хотим быть единственной компанией, производящей графические процессоры и платформы, способной работать с обеими компаниями производителями микропроцессорных платформ, также с поддержкой решений Intel.

Когда наши клиенты покупают нашу продукцию, мы понимаем, что им важна 3D-графика. В области производства рабочих станций, для инженеров также важна 3D-графика. Говоря об области игр, для геймеров также важна 3D-графика. Им необходима возможность доступа к нашим технологиям и «мозгам» вне зависимости от того, какой процессор — Intel или AMD они используют. Поэтому мы разрабатываем свои решения для обеих платформ, и это именно та политика, в соответствии с которой мы будем действовать в дальнейшем. Вот мои основные мысли и перспективы по этому поводу.

Отвечая на Ваш вопрос, могу сказать, что наши отношения с AMD будут продолжаться до тех пор, пока они будут продолжаться (пока мы сможем их поддерживать). Им нужна наша поддержка Athlon на базе GeForce и SLI. И мы будем их поддерживать. Наша поддержка архитекуты AMD полностью зависит от них. Если AMD захочет, чтобы мы поддерживали их процессоры, мы будем их поддерживать.

С другой стороны мы сейчас являемся самым лучшим партнёром для Intel в области графических процессоров, а доля Intel сейчас — 80% рынка, и это событие станет очень, очень важным в IT мире, оно станет легендарным в истории развития компаний.

iXBT.com: Довольно ли руководство NVIDIA тем положением компании на рынке, какого оно достигло на сегодняшний день по графике для настольных ПК, по мобильной графике, по чипсетам для материнских плат?

Нет, я бы так не сказал. Конечно, я доволен той работой, что мы уже проделали к настоящему моменту, мы одна из самых известных и популярных компаний в истории компьютерного мира, создающих 3D-графику и графический контент таким, каким он может быть. Мы много вкладываем в развитие структуры создателей контента, больше, чем какая-либо другая компания, начиная с изобретения программируемого шейдера, графического процессора (GPU), изобретения SLI, создания дополнительных языков для поддержки программируемых шейдеров. Всё это очень важно для игровой индустрии. Мы, вероятно, являемся основной компанией в мире, продвигающей вперёд эту индустрию. Но на самом деле это только начало для нас. Я думаю, что технология 3D-графики, которая увеличивает возможности компьютера — это всё-таки только начало. 3D-игры это очень важно, но также не забывайте и о важности использования интерфейса в целом, об использовании экранной графики в целом. 3D-графика вкупе с Vista позволит сделать их гораздо лучше, чем это есть сейчас. Даже Vista — это только верхушка айсберга. Система, переходящая на работу в 3D-графике — это важно, но не надо забывать и обо всех приложениях, начиная от Power Point, Excel и Word и Adobe Acrobat.

Весь Internet Explorer, все эти виды приложений теперь имеют доступ к программному языку 3D-графики с помощью Vista, чего не было раньше. Даже изобразить плоскость или начертить линию сейчас очень просто, используя 3D-графику, к тому же не стоит забывать о доступности большего числа красивых и масштабируемых шрифтов. Вы знаете, что сейчас при использовании ЖК-монитора, если разрешение контента не такое же, как разрешение экрана — изображение будет очень плохим. Но в будущем, благодаря тому, что существуют масштабируемые шрифты и функции антиалиазинга, будет неважно, какое разрешение имеет экран. Мы сделаем изображение замечательным. Вы сможете уменьшать, увеличивать, приближать и удалять изображение, в общем, делать всё то, что возможно делать в 3D-графике. Всё будет гораздо лучше.

Падающие тени, прозрачности, изображения, т.е. всё, что возможно сделать сейчас и, что невозможно было сделать без 3D-графики, увеличивает наши возможности и наш опыт. Я думаю, что тот вклад, что мы делаем, или то влияние, которое мы оказываем на компьютерную индустрию — это просто замечательно.

iXBT.com: Каково Ваше мнение о ситуации и положением дел IT-рынка России? Благоприятная ли она для NVIDIA сейчас? Какие перспективы расширения существуют в России?

IT индустрия одновременно стимулирует и намечает путь развития экономики страны.

Внедрение IT индустрии в жизнь страны увеличивается, и экономика улучшается, потому что гораздо больше людей сейчас обладают информацией. С другой стороны с улучшением экономики, не отстаёт от неё и IT индустрия. Те цели, которые стоят перед IT индустрией (например, как цель в Индии — развитие сервиса) требуют развития информационных технологий, чтобы быть способными управлять этим ростом.

Таким образом она (IT-индустрия) интегрируется в экономику и ускоряет её развитие. Я здесь потому, что российский рынок растёт очень быстро, и экономика растёт быстро. Экономика двигается быстрее и IT индустрия двигается быстрее. Я считаю, что IT индустрия всё в большей и большей степени становится важной областью деятельности для России. Но такая простая вещь: в Америке мы используем множество кредитных карт, идея пластиковой карты стала возможной благодаря информационным технологиям, потому что пользуясь такими электронными деньгами, вы пользуетесь информацией. В России 140 миллионов человек, которым нужны кредитные карты, просто подумайте о всех тех информационных технологиях, которые нужны, чтобы обеспечить это, чтобы сделать это возможным. Поэтому информационные технологии очень важны. В настоящий момент основное направление для России — это природные ресурсы. Я видел удивительные вещи здесь: алмазы, алмазный фонд в Кремле, платина и золото, природные ресурсы. И, конечно, природные ресурсы дадут возможность и другим индустриям быть успешными в будущем, для всех людей в России. Все эти области будут обязательно связаны с информационными технологиями. В менеджменте, в торговле, в других сферах. IT технологии будут влиять также и на качество жизни.

Я думаю, что IT индустрию ожидают реальные скачки в развитии в течение следующего десятилетия. Россия уже один из самых быстро развивающихся IT рынков в мире, и развивается он даже быстрее, чем в Китае. Он меньше, чем китайский, но развивается быстрее. И это объяснимо, ведь так хорошо работает экономика. Я думаю, что IT индустрия скоро станет очень важной областью в России.

Второй причиной, почему Россия очень важна для компании NVIDIA, является то, что она — родина одних из самых талантливых дизайнеров. Здесь, в российском офисе NVIDIA, работает 50 человек, и всё, что инженеры делают для того, чтобы наши продукты развивались — это очень и очень важно. Потому что математика, естественные науки и искусство являются фундаментальными вещами при создании видео игр. Страны, у которых математика, естественные науки и искусство являются ключевыми моментами в их культуре, станут домом, где будут создаваться видео игры. Я верю, что совсем скоро многие компании по созданию видео игр, будут «родом» из России, и всё это благодаря их страсти к наукам и искусству. Ведь видео игры — это сложные вещи, это сочетание науки, компьютерного программирования и таланта. Именно поэтому Россия станет очень важным домом для видео дизайна. Создатель самой важной (значимой) игры в человеческой истории — русский. Помните эту игру? Это Тетрис, не так ли? Более значимой видео игры в мире не существует. Это самая первая игра, которая поддерживается любой платформой. И сейчас Тетрис — это одна из самых замечательных игр, созданных человеком. Россия станет родиной многих компьютерных игр.

iXBT.com: Какой рынок — компьютеров или приставок более интересен для NVIDIA на текущий момент? На каком из рынков зарабатываются бОльшие деньги с одного чипа? Как оценивает NVIDIA рынок подобных домашних игровых устройств и угрожают ли они серьёзно рынку ПК?

Я думаю, что есть одна причина — назначение каждого устройства.

У всех нас есть микроволновые печи дома, у большинства есть плиты и холодильники. Мы даже можем сказать, что проникновение микроволновых печей и холодильников в дома — стопроцентное. Однако никто не создаёт микроволновую печь интегрированную в холодильник, потому что каждое из этих устройств имеет своё собственное единственное предназначение.

iXBT.com: Я думаю, что это очень даже правильно

Точно, иначе бы внедрение этих устройство происходило бы очень медленно.

Я думаю, что ПК имеет преимущество в очень высокой скорости передачи данных и это даёт определённые преимущества. Аналог человеческого мозга. Я могу печатать быстрее, чем я думаю, я могу печатать быстрее, чем я говорю.

Печатание на компьютере — это очень важная форма доступа к получению информации, я могу читать на большом мониторе. Персональный компьютер также имеет очень важную особенность, он — персональный. В этом есть очень большое отличие от телевизора. Когда вы смотрите телевизор, вы обычно делаете это рядом с другими людьми, например, рядом со своей семьёй. И вы не можете включить ту программу, которая интересна лично вам, вы останавливаете свой выбор на том, что нравится всем. Именно поэтому использование телевизора для доступа в Интернет или в качестве web-браузера, никогда не станет очень популярным. Мобильный телефон также имеет уникальные особенности, он с вами везде, где вы бываете, в отличие от ПК и от телевизора. Но время использования телефона очень ограничено. Я думаю, что в самом скором времени все эти устройства буду компьютерами и очень важно это понимать. Телевизор — это компьютер, игровая приставка — это компьютер, мобильный телефон или смартфон — это компьютер. Все эти компьютеры будут игровыми платформами, все они будут музыкальными проигрывателями, все они будут видеопроигрывателями, хотя все эти предметы независимы друг от друга.

iXBT.com: Компьютеры везде!

Абсолютно так, компьютеры уже везде. И это создаёт огромные возможности. Попробую объяснить это: у компьютера есть ЖК-монитор, у телевизора есть ЖК-дисплей, у мобильного телефона есть ЖК-дисплей. Основная цель нашей компании, чтобы каждый воспроизводимый пиксель на данных дисплеях был создан компанией NVIDIA. И мы хотим, чтобы каждая платформа в мире претерпела изменения, мы хотим подарить замечательные возможности 3D-графики каждой платформе в мире. Но я не верю, что можно создать идеальную единую платформу для всех устройств.

iXBT.com: Планируется ли в ближайшем времени расширение партнёров NVIDIA в лице, например, компаний, которые на текущий момент производят видеокарты только на чипах ATI?

Мы бы хотели иметь всевозможных партнёров-создателей графических карт, которые только есть в мире, поэтому если кто-то заинтересован в продвижении нашей продукции, мы будем рады видеть в большой семье NVIDIA всех, кто хотел бы поддерживать семейство GeForce, nForce, SLI. Мы готовы оказывать поддержку всем, кто хотел бы продвигать нашу продукцию.

В будущем вы увидите, как мир становится одновременно и меньше и больше, это на самом деле очень интересный конфликт. Можно прочитать в какой-нибудь книге, что мир — плоский. Это правда. Сейчас мы имеем доступ ко всему. Мы имеем возможности аутсорсинга, дизайнеры всего мира могут работать на нас, не покидая своего местожительства. В Москве есть дизайнеры, с которыми мы работаем. Эти две недели я работаю в России, и это самое важное время в нашей истории, это момент, когда AMD покупает ATI. Но в этом нет ничего страшного, что меня нет сейчас в офисе, в Калифорнии.

Мой доступ к внешнему миру отличный здесь, я общаюсь со своими коллегами за океаном, все работают там, я работаю здесь. Это почти то же самое, если бы я был там. Мир — плоский. Однако люди с их культурой не могут стать плоскими. Китайская культура никогда не станет русской культурой, русская культура никогда не станет техасской культурой, техасской культуре не надо становиться культурой городка Санта-Клары. У людей есть семьи, у семей есть свои истории, истории имеют отношение к той или иной стране. Как результат, рынки будут развиваться по-разному. Я уверен, что дистрибуция у вас в стране также построена особым образом. Существует много местных партнёров дистрибуторов в различных областях деятельности, которые продвигают видеосистемы, материнские платы и являются экспертами по продвижению продукции в конкретной стране.

Для NVIDIA, например, абсолютно невозможно иметь единственного поставщика, который будет экспертом на каждом рынке, знающем, как там ведутся дела, знающем бизнес культуру. Мы будем работать с людьми, которые являются экспертами в Европе, в Южной и Северной Америке, в Азии. Стратегии дистрибуции и бизнес культура отличаются в каждой стране. И мы будем рады поддержать любого, кто готов работать с нами.

iXBT.com: Нераспространение работы SLI-систем на материнских платах на чипсетах не от NVIDIA — это маркетинговый шаг или аппаратные ограничения?

Перво-наперво я должен сказать, что SLI нуждается в высокотехнологичном системном окружении. Это не такая уж и простая технология. Персональный компьютер сам по себе, а также операционная система Windows XP не были изначально приспособлены для того, чтобы поддерживать видеосистему с несколькими GPU и сложную систему драйверов для такого решения. Это не было предусмотренным путём развития операционной системы и аппаратного обеспечения. Изначальная идеология была исключительно «один к одному». Поэтому, чтобы решить эту проблему мы должны были создать новую программную систему, новую аппаратную систему, новую платформу, новую систему работы GPU и систему взаимодействия с приложениями для того, чтобы сделать возможным работу SLI. Также мы затратили и тратим много усилий и денег, чтобы проверять совместимость решения с приложениями. Мы осуществляем множество тестирований в нашей лаборатории в Москве, нацеленных на это. И работа SLI на сегодняшний день действительно поражает воображение. На сегодняшний день компьютерная индустрия весьма многогранна и состоит из множества частей. Мы же предлагаем конечному пользователю единое готовое решение. Он приобретает систему на базе SLI и оно сразу работоспособно. И реализовать это очень нелегко. Мы не готовы и не ориентировались на то, чтобы осуществлять поддержку множества чипсетов, GPU сторонних производителей, иначе, как нам кажется, впечатление от неслаженной работы у пользователя будет плохим. А если оно будет плохим, то индустрия от этого не выиграет. К тому же SLI-решение очень специфично, оно нацелено на энтузиастов и геймеров. Оно не было разработано, скажем, для таких людей как моя жена, моя мать или мой отец. Они бы предпочли скорее небольшой простой ПК. Это очень специфичный рынок, на котором находится SLI, поэтому, как нам кажется, SLI будет оптимальным совместным решением именно с nForce. Любое изменение в этой связке будет угрозой для нас и для самого решения, поэтому оно было создано с имеющимися ограничениями и поддержкой ограниченного числа компонентов.

iXBT.com: Уже который год на рынке Hi-End ускорителей мы видим очень скучную картину: ваши партнеры продают те же reference-карты без малейших вложений в них своего труда. При таком многообразии на рынке тех же систем охлаждения почему никто не хочет внести что-то свое и хотя бы сменить кулер? NVIDIA запрещает это делать? Или просто партнеры сами ленятся? Да, безусловно, есть удачные дизайны и у reference-решений, но существует масса интересных систем охлаждения у сторонних производителей. Почему NVIDIA не предлагает партнерам карты без кулеров вообще, как стала делать ATI совсем недавно в области X1900-серии?

Я не могу согласиться, что большинство из наших партнёров не вкладываются достаточно в разработку дизайна и систем охлаждения наших топовых решений. Они вкладываются и весьма значительно. Будь то разгон, гарантия, сервис или программное обеспечение, поставляющееся в комплекте с картой. Отвечая на вопрос охлаждения могу сказать, что наше подразделение, отвечающее за вопросы охлаждения, снабжает всей необходимой информацией наших партнёров. Но у нас стоит задача сделать самую оптимальную систему охлаждения, а не сделать какие-то наброски, позволив остальным её дорабатывать. Это не очень умно. Лучше сделать лучшее решение, насколько это возможно. Мы не против, если наши партнёры смогут предложить более оптимальное решение — это будет только лучше для конечных потребителей. Но часто сложно предложить что-то лучшее, нежели то, над чем постоянно работают наши инженеры, как правило, другие разработанные решения хуже. Таким образом мы разрабатываем очень высокий стандарт, но в то же время мы не против, если наш партнёр сделает его лучше. Как правило мы сходимся с нашими партнёрами в том, что доработка системы охлаждения даст очень небольшой эффект. Куда более оптимально работать над другими идеями, как, например, разгон, улучшение системы гарантии, поставки и много-много других путей совершенствования.

iXBT.com: Вопрос по ноутбукам. Каково Ваше мнение о перспективах развития модулей МХМ и вообще ноутбуках с возможностью замены видеокарты? Потому как пока это все очень скромно относительно традиционных схем жесткого встраивания видеоподсистемы. Ведь не секрет, что этот вид компьютеров становится все более доминирующим, и постепенно заменяет настольные системы в определённых сегментах.

Да, совершенно верно, что ноутбуки становятся всё более и более популярными как и сама идея мобильности. При этом производительность таких систем становится также лучше. Тем не менее спросите любого геймера и он ответит, что производительность подобных систем недостаточна. Поэтому до сих пор приходится выбирать между производительностью и мобильностью. Наша задача на будущие несколько лет решить эту проблему: сделать лучшую в мире мультимедийную мобильную систему. На самом деле это очень тяжёлая задача. Один из элементов такого решения — МХМ. MXM — очень важен для разработчков ноутбуков, потому что позволяет реализовать в виде add-on карты решение для ускорения графики. Если вы разместите GPU на материнской плате ноутбука, то скорее всего такое решение будет существенно более медленным в графических приложениях. MXM должен стать стандартом для всех ноутбуков с наличием разных типов MXM Type 1, MXM Type 2, MXM Type 3, равно как и MXM для SLI. Этот стандарт открыт для всех разработчиков, даже для AMD и Intel и для нас очень важно создать единую систему стандарта в области add-on карт графики. Таким образом мы надеемся в обозримом будущем создать ноутбуки, которые будет также легко модернизировать как и настольные системы. Допустим, геймер просто поменяет свою старую видеокарту в ноутбуке и получит в четыре раза бОльшую производительность и это будет огромным достижением для рынка ноутбуков и послужит дополнительным толчком к его развитию.

iXBT.com: По мобильным телефонам. Нужна ли так трехмерная графика в этих устройствах? Разовьётся ли она до уровня ноутбуков или мощных КПК? Или NVIDIA видит перспективы постепенного слияния всех этих устройств в единое целое в будущем (хотя пока трудно себе это представить)? Может все же оставить 3D за мощными системами? Двумерных игр и так хватает, и на век мобильных телефонов их хватит еще на полвека.

Вообще, я очень большой фанат 2D-игр! Мой сын на День рождения подарил мне сборник старых игр.

iXBT.com: Как Тетрис, Lines?

Именно! Ещё Asteroids — это такая двумерная игрушка, а также одна из моих любимых 2D-игр — Defender. И если мы попробуем улучшить такую игру как Defender, внеся в неё больше графических наворотов, скорее всего она от этого не выиграет. Поэтому я люблю 2D-игры, но мне нравятся далеко не все 2D-игры. Тем не менее я люблю и некоторые 3D-игры и вы никак не сможете сделать их также в 2D. Равно как я люблю мультфильмы и художественные фильмы, но далеко не каждый художественный фильм я хотел бы видеть в качестве мультфильма. Потому что мне кажется, что сложно сделать хороший фильм без спецэффектов, хотя бы простейших. Как, например, «Супермен» не был бы так хорош без спецэффектов, «Властелин колец» не был бы так хорош без спецэффектов, также как и «Звёздные войны», но мне также не нужно, чтобы каждый фильм был только из спецэффектов. Поэтому не надо думать что 3D — это всё или ничего. 3D — это лишь инструмент. Используйте его, если он сделает ваше творчество лучше. В качестве примера: Vista является трёхмерной операционной системой. Верно?

iXBT.com: Да, пожалуй

Нет, не правильно!

iXBT.com: Почему?

Позвольте объяснить. Мои очки — двумерны как и окно, которое расположено сбоку от меня. Но технологии 3D-графики позволяют сделать 2D лучше. Масштабируемые шрифты, True-color режимы, тени и другие эффекты, всё становится намного лучше. Прозрачность и масштабируемость добавляет новые возможности. Поэтому не надо думать, что 3D — это только для игр. Возвращаясь к теме мобильных телефонов — наиболее востребованная функция будет модернизация пользовательского меню. Мобильный телефон так мал, вы в самом деле нуждаетесь в новом измерении графики для того, чтобы улучшить этот интерфейс. Каждая компания-производитель мобильных телефонов будет использовать трехмерный пользовательский интерфейс, чтобы сделает его красивым и удобным. Я вообще считаю, что 3D-графика для мобильным телефонов гораздо более важна, чем для компьютеров! Потому что пользовательский интерфейс ограничен определёнными рамками.

Второй момент. Когда выйдет Vista все увидят красивые шрифты с высоким разрешением, прозрачность, тени, много других технологий. Vista станет самым высокотехнологичным и дорогостоящим приложением в мире. Ни в одной игре, ни в одном фильме вы не увидите таких эффектов. И человеческому глазу будет реально приятно видеть такие эффекты. Что же мешает это реализовать в мобильных телефонах? Стоит только одной компании реализовать трёхмерный интерфейс на своём мобильном телефоне, точнее пользовательский интерфейс улучшенный с помощью трехмерных технологий, все компании-производители сделают такое на своих телефонах. Конечно же вряд ли кому-то нужен действительно трёхмерный интерфейс как объемная фигура, я говорю о Vista-подобном интерфейсе. Одна компания сделает поддержку в телефонах Vista-подобного интерфейса, в течение нескольких дней все сделают такой же интерфейс просто потому что они ДОЛЖНЫ будут это сделать. Поверьте мне.

iXBT.com: Но готовы ли Вы предоставить производителям мобильных телефонов такой инструмент? Я имею в виду не только сам чип, а готовое решение. Программное обеспечение для разработки приложений, утилиты и т. п.?

Это хороший вопрос. Мы убеждены в том, что предоставление полного комплекта необходимых инструментов, таких как утилиты, плееры, программное обеспечение, драйверы — крайне важно для развития индустрии. Именно поэтому на Computex 2006 мы анонсировали новый продукт предназначенный для мобильных решений — Mobile Media. Этот продукт предложит стандарт для единой платформы мобильных устройств, который вкупе с Windows Mobile 5.0 привнесёт в данный сегмент 3D-графику, цифровые развлечения, цифровое телевидение, всё чем так замечательная настольная платформа. Также мы стараемся поддерживать API Open Code/Source (открытый код) для разработки приложений под OpenGL, OpenMAX для DirectVideo, OpenVG для поддержки векторной графики и масштабируемых шрифтов. Не так давно мы купили финскую компанию Hybrid Graphics которая специализируется на разработке программных решений для обеспечения двумерной и трёхмерной графики в устройствах потребительской электроники. В частности, в 2003 году Hybrid Graphics выпустила первый официальный программный интерфейс OpenGL ES. Мы ожидаем что эта покупка поможет быстрейшему внедрению OpenGL в мобильных телефонах. Мы думаем, чтоесли нам удастся внедрить эту технологию в подобный тип устройств, то дальнейшее развитие будет происходить очень-очень быстро, т. к. на сегодняшний день не существует стандарта в этой области, а существующие — закрыты.

iXBT.com: Как быстро, по-вашему, это случится?

MobileMedia мы анонсировали в этом году и обычно внедрение технологии занимает сравнительно долгое время. Мы начали заниматься 3D-графикой в 1993 году и рассчитывали тогда, что через два года у нас уже будет свой чип, а это заняло целых 4 года. Пять-семь лет назад я реально полагал, что 3D-графика будет востребована только геймерами, сегодня же 3D-графика есть фактически в каждом компьютере, вопрос только в том, насколько эта графика быстра. Поэтому, возвращаясь к нашему вопросу, я не могу дать чётких границ, но мне кажется, что процесс появления 3D-графики в телефонах займёт более одного года, но через пять лет каждый телефон будет поддерживать трёхмерный пользовательский интерфейс, а уже через 10 лет такие устройства даже не будут называть «мобильными телефонами». Также как я не называю мой компьютер «печатной машинкой». 20 лет назад, когда я только закончил школу, если бы я сказал, что каждый человек сегодня будет иметь персональный компьютер, или, как минимум знать, что это такое и как это работает, никто бы не поверил мне. 30 лет назад каждый знал, что такое печатная машинка, но уже через 30 лет почти ни у кого нет такой машинки. У Вас есть печатная машинка? И у меня тоже нет! Мои дети даже не знают, что это такое!

iXBT.com: Тридцать лет назад не каждый имел телевизор дома!

Да, а теперь телевизор есть в Вашем мобильном телефоне! Технологии не развиваются по строго намеченной прямой, а по экспоненте. То что раньше для развития занимало 30 лет, сейчас занимает уже 10 лет. Даже так: дети моих детей, наверное, это займет лет 15, не будут знать что такое «мобильный телефон».

iXBT.com: Мы запомним и проверим это!

Хорошо! Давайте договоримся, что сегодня — точка отсчёта для этой теории. Я уверен, что если я скажу моим внукам: «Возьми телефон! Подними трубку!», они не поймут, что от них требуется. Но если я скажу: «Ответь по компьютеру!», он поймёт быстрее, что от него требуется.

Сегодня, если я скажу своим родителям: «Давайте посмотрим телевизор, включите ваш мобильный телефон», скорее всего они не поймут меня. А через 15 лет, если я скажу ту же фразу, мои внуки скорее всего первым делом возьмутся за «мобильный телефон» и я буду объяснять им что нет, вот то!

iXBT.com: Ту чёрную коробку!

Да-да, ту чёрную коробку в углу! Сегодня если я скажу своим детям, что на этом телефоне можно проигрывать музыку, они мне ответят: «Пап, конечно можно». То же самое будет, если я скажу про возможность играть в игры, выходить в Интернет. С помощью современного мобильного телефона я могу пользоваться многими другими новейшими возможностями. Совсем недавно мой сын показал мне, что мой телефон может работать как GPS! Ученики учат своих учителей! А происходит это потому, что для современных детей все устройства по отдельности так или иначе связаны или схожи, вокруг них происходит конвергенция. Телефоны, телевизоры, компьютеры, приставки — все они объединяются в похожие платформы. Все эти устройства могут проигрывать музыку, видео, все они дают возможность выхода в Интернет. Понимаете? Различные устройства объединяются под воздействием прогресса. Прогресс и совместимость. И мои внуки не будут воспринимать устройства, которые несовместимы. Эти устройства выпадут из общего пути прогресса.

iXBT.com: Мы запомним и проверим и это тоже.

Все мои слова — это мои гарантии!

iXBT.com: Хорошо, следующий вопрос: многие компании организуют медиа-туры по своим заводам, знакомя экспертов и журналистов с производством (в той мере, сколько это возможно), работой своих офисов и т. п. NVIDIA сфокусировалась больше на «теоретических лекциях» в виде NVIDIA Editors Day. Планируется ли создание такого тура (экскурсии) в обозримом будущем?

Мы должны организовывать и вкладываться в те мероприятия, которые будут полезны для индустрии и наших партнёров. Поэтому если есть что-то такое, что было бы полезно для вас, актуально для рынка и всех партнёров, которые работают в сфере 3D-графики, мы будем делать это. Тем более — теперь мы последняя компания, основной профиль которой — разработка GPU и единственная компания, основные силы которой нацелены на развитие 3D-графики. Технологии и разработки всех наших ученых, исследователей, инженеров и прочих — геймерам. Нет ни одной такой компании, которая столько вкладывается в это. От теоретических познаний — к практическим примерениям геймеров, от устройств в миллионы долларов до простейших видеокарт стоимостью менее 100 долл. И мы будем делать всё, что может помочь индустрии, мы полны потенциала. Если у вас есть какие-то идеи — только дайте нам знать!

iXBT.com: Как Вам показалась Москва и Россия с первого взгляда (ведь Вы впервые здесь)? Вы уже ознакомились с нашим рынком, как говорится, воочию, пощупав самостоятельно, а не через бумаги и отчеты? Какое Ваше мнение об этом?

У меня еще не было возможности посетить какой-либо компьютерный магазин или рынок, но я отправлюсь туда сегодня вечером. И мне будет очень интересно это сделать. Я заметил, что в каждой стране существуют свои особые обычаи покупки и продажи компьютеров. В США очень большую распространённость имеют кредитные карты. Вам достаточно посетить сайт DELL или другой компании, несколько кликов и на завтрашний день FedEX доставит вам компьютер. В Китае сервис FedEX или аналогичный ему не так распространён и кредитные карты не в почёте, поэтому население просто идёт в небольшие магазинчики компьютерных комплектующих. Зато коммерция в Китае развивается бурными темпами, поэтому везде вы можете видеть сотни, тысячи компьютерных магазинчиков и процесс покупки компьютеров чем-то сродни покупке овощей в аналогичной лавочке. Поэтому мне будет очень интересно узнать, что из себя представляет компьютерный рынок в России. На первый взгляд все самые дорогие и топовые бутики сосредоточены в Москве, а наиболее популярный автомобиль — Mercedes S-класса. Говоря серьёзно, я уверен, что рынок России очень велик и хорошо развивается и он безусловно важен для IT-индустрии. На сегодняшний день в России доминируют покупки среди состоятельных людей и они делают соответствующие покупки, но со временем, я уверен, образуется средний класс, который будет ориентирован на иной ассортимент. Средний класс — это самая важная составляющая для любой страны. В США рынок настолько стабилен и устойчив благодаря тому, что средний класс в нашей стране самый большой в мире. Количество самых богатых людей в США не является самым большим в мире, а вот средний класс — самый большой. На сегодняшний день Индия уже не развивается такими темпами и, пожалуй, Россия уже начинает обгонять её, но пока ещё держится позади Китая в этом вопросе.

iXBT.com: Да, мы общались со множеством вендоров и многие из них, приезжая в первый раз в Россию, увидев обилие дорогих автомобилей, шикарные рестораны и множество богатых людей, говорили о том, что необходимо продавать в России дорогие устройства, они будут иметь тут безусловный спрос. Но не стоит забывать, что Москва — это не вся Россия. В других городах ситуация совсем иная. И задача в том числе крупных вендоров обратить внимание на развитие IT-рынка и в регионах.

Да, безусловно это так. И все мои слова в равной степени касаются и этого момента. Наверняка в скором времени вы будете наблюдать, что рынок дорогостоящих устройств существует, но он невелик. Конечно, существуют люди, которые хотят всё самое-самое лучшее, но их немного. В этом же сегменте находится рынок дорогостоящих профессиональных рабочих станций. И это легко понять. Ваша страна богата природными ресурсами, это целая индустрия, индустрия нуждается в высоких технологиях, а высокие технологии нуждаются в таких решениях как Quadro. Будет образовываться рынок ПК среднего уровня, а также совсем недорогих решений. Именно на рынке недорогих решений и будет зарабатываться основная маржа. Люди, покупающие компьютер в первый раз как правило не знают реальных причин, зачем им нужен компьютер, поэтому они покупают доступный компьютер просто чтобы попробовать. По мере развития они хотят приобрести уже более современный и мощный ПК. То же самое происходит и на рынке автомобилей. Обычно каждая последующая машина более дорогая, современная и мощная, чем предыдущая, потому что люди постепенно понимают что им необходимо от автомобиля, каким он должен быть. Поэтому по мере роста экономики и роста доходов населения мы будем наблюдать рост рынка недорогих компьютеров вслед за соответствующим спросом населения. Я уверен, что через 15 лет Россия будет располагать очень большим средним классом и очень организованным компьютерным рынком.

iXBT.com: Благодарим Вас за уделённое нам время и столь детальные ответы на вопросы! После занавеса

За рамками интервью были заданы еще несколько вопросов в ходе простой беседы, наиболее интересные из которых вместе с ответами мы также приводим для наших читателей.

iXBT.com: О ситуации AMD-ATI. Она чем-то напомнила ситуацию HP-Compaq.

Это хорошее сравнение! На тот момент Compaq уже не могли существовать отдельно, также как и ATI на текущий момент тоже должны были сделать свой выбор. Я уверен в этом.

Но для HP это был очень тяжёлый шаг, множество людей потеряли свою работу… Также будет и в случае ATI-AMD. Объединение потребует определённых жертв. Особенно в рядах топ-менеджента. Ни в одной компании нет одновременно двух руководителей отдела продаж, двух президентов компании. Кто-то из этих двух обязательно потеряет свою работу. Этот забавный «секси-путь» называется слияние. Но простые сотрудники не видят объединения как явления. Они видят своих детей, жену… и увольнение. Никто не встаёт с утра со словами: «Я обожаю слияние!» (хотя в определённом смысле это так :) ), все говорят: «Как я люблю свою работу!», — и редко кто любит слияние в отношении своей компании. Сколько людей потеряли свою работу в ходе слияния HP и Compaq? Десятки тысяч! В NVIDIA работают 3 тысячи сотрудников. Представляете, сотрудники десяти таких компаний, как NVIDIA, потеряли свои рабочие места?! Сумасшествие!

Посмотрите на профит компании ATI, он настолько мал… Вы можете сами посмотреть сводки на Yahoo.

iXBT.com: Как Вы думаете, будет один бренд AMD и/или ATI или же они будут существовать под разными брендами? В качестве примера: когда NVIDIA приобрела 3dfx, все думали, что NVIDIA будет использовать бренд 3dfx и Voodoo в своих продуктах, но этого не произошло.

Зачем? Зачем тогда не оставить две компании независимыми? Представляете название «ATI Radeon by AMD»? Покупатель — он просто человек. «ATI» — это бренд, «Radeon» — это тоже бренд, «by AMD» — это тоже бренд. С ума сойти можно! Три бренда в одном названии. Прикиньте название машинки: «Mercedes S500 by Chrysler»! Это неудобно для Вас, это неудобно и для меня. Если нам это не нравится, то зачем компании сливать? Проще оставить их независимыми друг от друга.

Я думаю, что будет много увольнений…
Будет один бренд…
И этим брендом будет AMD.

iXBT.com: Я понимаю, зачем эта сделка нужна ATI, но не понимаю, зачем эта сделка была нужна AMD.

Мы можем предугадывать, но вряд ли мы можем дать чёткое обьяснение случившимся событиям. Мы можем гадать, зачем компания Diamond купила S3, а потом S3 просто исчезла, мы можем догадываться, зачем 3dfx купили STB и все они пропали. Господи, что же творится в этом мире!?

Наша позиция очень проста, я нарисую это:

Вот это рынок…
80 процентов — Intel. 20 — AMD.
NVIDIA присутствует и там и там. И люди, покупающие бренды NVIDIA не должны задумываться, какой процессор они используют. Это люди, которые «любят 3D». Мы не можем им сказать: если вы «любите 3D», вы должны любить 3D на платформе AMD!

iXBT.com: А где же часть ATI?

(показывает на AMD) — она тут. Она исчезла. Всего два часа до объявления этого события!

Вы помните такую компанию как Real3D? Теперь она в «части» Intel! Пожалуй не многие помнят такую компанию, разве что Вы, так как это Ваша профессия. Думаю, что через пять лет никто и не вспомнит о том, что была такая компания как ATI. Это новый мир.

iXBT.com: Возможна ли ситуация, что вы присоединитесь к какому-то из этих двух лагерей?

Нет, это ценовая война процессорных гигантов. Каждый день AMD и Intel предлагают цены ниже своих конкурентов. День ото дня, день ото дня… Но «процессорная война» — это не моя война. Эта война выгодна потребителям, эта война выгодна конечным пользователям, а так как мы поддерживаем обе эти платформы — эта война хороша и для нас. У нас есть хорошая возможность быть единственным игроком, работа которого ориентирована на разработку GPU. Мы можем быть единственными на этом рынке…

iXBT.com: Как Microsoft на рынке ОС?

Нет-нет! GeForce — это хороший бренд и хороший продукт. Это немного иное, нежели Microsoft. GeForce — это хороший бренд, nForce — это хороший бренд, Quadro — это хороший бренд, SLI — это очень хороший бренд и мы будем хороши на обоих платформах. А процессорные войны оставим процессорным гигантам.

iXBT.com: Как вы думаете, возможно ли слияние GPU и CPU?

А кого это волнует сейчас? Сейчас уже есть и подобные решения и даже многоядерные решения. Сколько там ядер у AMD 4x4? Четыре? Ну и у нас есть Quad SLI на четырех чипах. Вот вам система, по сути, с восемью процессорами. Для покупателя важна цена. Я предлагаю продавать больше карт своим продавцам, но они говорят, что им нужно SLI, значит кому-то нужно два чипа? Сколько бы стоило сейчас сделать подобную графическую систему на одном чипе?

Представьте машину только с одной дверью. Она кому-то нужна? Возможно да, не отрицаю. Кому-то нужна простая двухдверная машина, кому-то нужно, чтобы двери открывались вверх, кому-то нужно три двери, кому-то — четыре.

iXBT.com: Кому-то — машина вообще без дверей!

А почему нет? Идея в том, что не важно, сколько чипов будет в компьютере, важно то, что людям нужно. Поймите потребности людей и вы поймёте их желания. Если вы хотите сделать компьютер с одним чипом — это ваше желание, а не их.

iXBT.com: А как же ситуация с PhysX? ATI утверждают, что могут реализовать поддержку физики в своих картах без поддержки дополнительной карты в компьютере.

Мне кажется физика будет реализована в трёх разных видах:

Первый путь — программный. Процессор. Скоро грядёт выход четырехъядерных процессоров. С двумя работать только учатся, что вы будете делать с остальными двумя? Обработка и расчет физических эффектов — это просто математика. Центральный процессор тоже умеет справляться с математикой. Он был для этого разработан изначально. Используйте для этого свободные от работы ядра!

Второй путь — совместное использование CPU и GPU. Мощный GPU сейчас содержит в себе больше транзисторов и обладает большей вычислительной способностью, чем любой CPU!

Третий путь — другой GPU. Купите вторую карту и установите её в SLI-слот. Иногда вторая карта будет использоваться для физики, иногда — для графики.

Но нет никакого четвёртого пути. Если вам нужна физика в играх — купите ещё одну видеокарту, и в этом я согласен с ATI, согласен с AMD и с Intel.

Я знаю, что реализация физики на компьютере — это замечательно для рынка. Мы часто показываем разные демонстрации с красивыми эффектами: туман, дождь, солнечные лучи, множество других спецэффектов. Физика только улучшит реализацию 3D-графики.

Тем не менее не стоит забывать, что нет единственного решения какой-то задачи. Почему Вы купили достаточно современную камеру, а не используете камеру в телефоне? (показывает на Nikon, лежащий на столе).

iXBT.com: Потому что на сегодняшний день эта камера даёт снимки лучше, чем любой телефон.

Ага, интересно… А почему ж тогда Вы не купите компьютер только лишь с одним чипом? Потому что у Вас есть потребности. У всех у нас есть потребности, и наша задача — их удовлетворять. Секрет в том, что надо решать не свои проблемы, а проблемы покупателей. Если вы решите проблемы покупателей, вы будете богаты.




8 августа 2006 Г.

Jen-Hsung Huang, NVIDIA

Jen-Hsung Huang, NVIDIA

NVIDIA , President & CEO — (Jen-Hsung Huang)

AMD ATI. , , ATI.

iXBT.com: , . , ?

, . , , ATI Intel, ? AMD . AMD ATI , , ?

GeForce, nForce, SLI . : ; , (), , . , , , .

, Intel AMD , . , , , Intel.

, , 3D-. , 3D-. , 3D-. «» , — Intel AMD . , , . .

, , AMD , ( ). Athlon GeForce SLI. . AMD . AMD , , .

Intel , Intel — 80% , , IT , .

iXBT.com: NVIDIA , , , ?

, . , , , , 3D- , . , , - , , (GPU), SLI, . . , , , . . , 3D-, — - . 3D- , , . 3D- Vista , . Vista — . , 3D- — , , Power Point, Excel Word Adobe Acrobat.

Internet Explorer, 3D- Vista, . , 3D-, . , -, , — . , , , , . . , , , , , 3D-. .

, , , .. , , 3D-, . , , , , — .

iXBT.com: IT- ? NVIDIA ? ?

IT .

IT , , . , IT . , IT (, — ) , .

(IT-) . , , . IT . , IT . : , , , . 140 , , , , , . . — . : , , , . , , , . . , , . IT .

, IT . IT , , . , , . , . , IT .

, NVIDIA, , — . , NVIDIA, 50 , , , — . , . , , , , . , , «» , . — , , . . () — . ? , ? . , . — , . .

iXBT.com: — NVIDIA ? ? NVIDIA ?

, — .

, . , — . , .

iXBT.com: ,

, .

, . . , , , .

— , . , — . . , , , . , , , . web-, . , , , . . , . — , — , — . , , , .

iXBT.com: !

, . . : -, -, -. , NVIDIA. , , 3D- . , .

iXBT.com: NVIDIA , , , ATI?

- , , - , NVIDIA , GeForce, nForce, SLI. , .

, , . - , — . . . , , . , . , , , AMD ATI. , , .

, , , . , . — . . , , -. , , . , -. , . , , .

NVIDIA, , , , , , . , , , . . , .

iXBT.com: SLI- NVIDIA — ?

- , SLI . . , Windows XP , GPU . . « ». , , , , GPU , SLI. , . , . SLI . . . SLI . . , , GPU , , , . , . SLI- , . , , , . . , SLI, , , SLI nForce. , .

iXBT.com: Hi-End : reference- . - ? NVIDIA ? ? , , reference-, . NVIDIA , ATI X1900-?

, . . , , , . , , , . , - , . . , . , — . - , , , , . , , . , . , , , , , - .

iXBT.com: . ? . , , .

, , . . , . . : . . — . MXM — , add-on . GPU , . MXM MXM Type 1, MXM Type 2, MXM Type 3, MXM SLI. , AMD Intel add-on . , . , .

iXBT.com: . ? ? NVIDIA ( )? 3D ? , .

, 2D-! .

iXBT.com: , Lines?

! Asteroids — , 2D- — Defender. Defender, , . 2D-, 2D-. 3D- 2D. , . , , . , , «» , « » , « », , . 3D — . 3D — . , . : Vista . ?

iXBT.com: ,

, !

iXBT.com: ?

. — , . 3D- 2D . , True-color , , . . , 3D — . — . , , . - , . , 3D- , ! .

. Vista , , , . Vista . , . . ? , , - . - , Vista- . Vista- , . .

iXBT.com: ? , . , . .?

. , , , , , — . Computex 2006 — Mobile Media. , Windows Mobile 5.0 3D-, , , . API Open Code/Source ( ) OpenGL, OpenMAX DirectVideo, OpenVG . Hybrid Graphics . , 2003 Hybrid Graphics OpenGL ES. OpenGL . , , - , . . , — .

iXBT.com: , -, ?

MobileMedia . 3D- 1993 , , 4 . - , 3D- , 3D- , , . , , , , 3D- , , 10 « ». « ». 20 , , , , , , , . 30 , , 30 . ? ! , !

iXBT.com: !

, ! , . 30 , 10 . : , , 15, « ».

iXBT.com: !

! , — . , : « ! !», , . : « !», , .

, : « , », . 15 , , « » , !

iXBT.com: !

-, ! , , : «, ». , , . . , GPS! ! , , . , , , — . , , . ? . . , . .

iXBT.com: .

— !

iXBT.com: , : - , ( , ), . . NVIDIA « » NVIDIA Editors Day. () ?

, . - , , , 3D-, . — , — GPU , 3D-. , , — . , . — , 100 . , , . - — !

iXBT.com: ( )? , , , , ? ?

- , . . , . . DELL , FedEX . FedEX , . , , - . , . , — Mercedes S-. , , IT-. , , , , . — . , . , — . , , , .

iXBT.com: , , , , , , , . , — . . IT- .

, . . , , . , , - , . . . , , , Quadro. , . . , , , . . . , , , , . . , 15 .

iXBT.com: !

, .

iXBT.com: AMD-ATI. - HP-Compaq.

! Compaq , ATI . .

HP , … ATI-AMD. . -. , . - . «-» . . , … . : « !» ( :) ), : « !», — . HP Compaq? ! NVIDIA 3 . , , NVIDIA, ?! !

ATI, … Yahoo.

iXBT.com: , AMD / ATI ? : NVIDIA 3dfx, , NVIDIA 3dfx Voodoo , .

? ? «ATI Radeon by AMD»? — . «ATI» — , «Radeon» — , «by AMD» — . ! . : «Mercedes S500 by Chrysler»! , . , ? .

, …

AMD.

iXBT.com: , ATI, , AMD.

, . , Diamond S3, S3 , , 3dfx STB . , !?

, :


80 — Intel. 20 — AMD.
NVIDIA . , NVIDIA , . , « 3D». : « 3D», 3D AMD!

iXBT.com: ATI?

( AMD) — . . !

Real3D? «» Intel! , , . , , ATI. .

iXBT.com: , - ?

, . AMD Intel . , … « » — . , , — . , GPU.

iXBT.com: Microsoft ?

-! GeForce — . , Microsoft. GeForce — , nForce — , Quadro — , SLI — . .

iXBT.com: , GPU CPU?

? . AMD 4x4? ? Quad SLI . , , . . , , SLI, - ? ?

. - ? , . - , - , , - , - — .

iXBT.com: - — !

? , , , , . . — , .

iXBT.com: PhysX? ATI , .

:

— . . . , ? — . . . !

— CPU GPU. GPU , CPU!

— GPU. SLI-. , — .

. — , ATI, AMD Intel.

, — . : , , , . 3D-.

, - . , ? ( Nikon, ).

iXBT.com: , .

, … ? . , — . , , . , .