Название | Sony Alpha 7R / Alpha 7 |
Дата анонса | 16 октября 2013 г. |
Тип | SLR-style mirrorless (беззеркальная) |
Производитель | Sony |
Информация о камере | Sony Alpha 7R Sony Alpha 7 |
Цена, только корпус | Alpha 7 — Alpha 7R — |
Сначала о вещах второстепенных, но все-таки важных.
Первое. Материалы презентации Sony в этой статье используются за неимением лучшего. У нас пока нет достаточных данных для полноценного анализа, так что к слайдам презентации и тем частям текста, что выделены курсивом, надо относиться спокойно, критически. Ни в коем случае не трактовать как плохо прикрытую рекламу.
Второе. После 16 октября, когда были анонсированы первые в мире полнокадровые беззеркальные камеры Sony Alpha 7 и 7R, они не появлялись на сайте производителя более двух месяцев. Лишь к началу 2014 года все утряслось, и для новых камер появился раздел «Серия Alpha ILCE». Но на страницах фирменного интернет-магазина Sony они до сих пор называются «Alpha Alpha 7R body» и «Alpha Alpha 7 body», что смотрится несколько дико (альфа альфенная).
Почему такая неразбериха? В качестве гипотезы предложу следующее:
- Возможно, консервативная компания долго не могла решить, как называть полнокадровые беззеркальные камеры.
- До их появления у Sony все было просто: был лейбл Alpha NEX Cameras. То есть беззеркалка Sony. Чтобы потребитель не перепутал с DSLM у Panasonic или MILC у Olympus.
- Но с появлением «семерок» перед Sony встала нестандартная маркетинговая задача: откреститься не только от DSLM и MILC, но и от собственных Alpha NEX. Да так, чтобы случайно их не опустить.
- При этом надо учесть, что лейбл «Alpha» в сумме с цифрами вызывает устойчивую ассоциацию: «зеркалка Sony».
Основные характеристики | |
Разрешение Alpha 7R | 36,4 Мп, максимальное разрешение 7360×4912 |
Разрешение Alpha 7 | 24,3 Мп, максимальное разрешение 6000×4000 |
Матрица | Exmor APS HD CMOS, полный кадр 35 мм (35,9×24 мм) |
Стабилизатор изображения | нет |
Светочувствительность | ISO 100 — ISO 25 600 |
Затвор | 1/8000 с, синхронизация со вспышкой 1/160 с у Alpha 7R, 1/250 с — у Alpha 7 |
Объектив | сменная оптика, байонет Sony E-mount, совместимость с Sony A-mount (через адаптер), совместимость с объективами Minolta и Konica Minolta (через адаптер) |
Управление экспозицией | многосегментный TTL-замер в 1200 зонах |
Автофокус | гибридный — 117 точек (фазовый АФ), 25 точек (контрастный АФ) |
Формат файлов | JPEG, RAW (14 бит), RAW+JPEG |
Видео | максимальное разрешение — Full HD 60p, 28 Мбит/с |
Карта памяти | SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo |
Экран | 3 дюйма TFT, 921 600 точек, откидной |
Видоискатель | электронный, 1,3 см (0,5″) OLED, 2 359 000 точек, охват кадра 100%, максим. увеличение — приблизительно 1,4 |
Аккумулятор | литий-ионный NP-FW50 (прибл. 270 кадров при съемке через видоискатель, прибл. 340 кадров при съемке с помощью ЖК-экрана) |
Размеры, вес | 127×94×48 мм, приблизительно 470 г (включая вес батареи и карты памяти) |
Дополнительные характеристики | |
Непрерывная съемка Alpha 7R | макс. 1,5 fps, съемка в режиме приоритета скорости: макс. 4,0 fps |
Непрерывная съемка Alpha 7 | макс. 2,5 fps, съемка в режиме приоритета скорости: макс. 5,0 fps |
Вспышка | Съемная, устанавливается в «горячий башмак», система Sony Alpha |
GPS | нет |
Интерфейсы | USB 2.0, HDMI, Wi-Fi, NFC |
Итак, по прошествии двух с лишним месяцев (для солидной компании это очень большой срок) новые камеры попали в раздел «ILCE серия». В эту же серию попала бюджетная и «крупногабаритная» беззеркалка Alpha 3000 с матрицей формата APS-C. Для этих трех камер Sony застолбила не слишком внятную аббревиатуру ILCE — Interchangeable Lens Camera E (фотокамера со сменными объективами, байонет Е). Здесь все было бы логично, но беззеркалки Sony NEX также снабжены байонетом Е!
Так что неразбериха продолжается. Но со временем уляжется — всем станет ясно: у Sony есть миниатюрные беззеркалки NEX и относительно крупные беззеркалки ILCE. Хотя, с другой стороны, как ни назови «семерки», их достоинства от этого меньше не станут. Больше — тоже.
Позиционирование, явные плюсы и минусы
Alpha 7 и 7R — первые в мире беззеркалки с полноформатной матрицей. Пожалуй, именно размер матрицы определяет интерес к ним. Большая матрица, а следовательно, низкие шумы и высокое разрешение — это главное, чего ждут от «семерок». Но вторая характеристика, которую все держат в уме — цена. 24-мегапиксельная «тушка» Alpha 7 стоит почти 60 000 рублей, 36-мегапиксельная Alpha 7R — более 80 000. Это не просто много, а запредельно для огромного количества любителей фото. Да и для профессионалов тоже. Бо́льшая часть тех, кому «семерки» приглянулись еще до официального анонса, настроена так: «Будем ждать, пока появятся такие же, только чуть подрезанные». Это если судить по дискуссиям на форумах, да и здравый смысл подсказывает стратегию выжидания.
Что думает по этому поводу производитель? Вообще, это тайна, покрытая мраком, но судя по официальным материалам, Sony, действительно, со временем планирует выпуск полноформатных моделей среднего ценового уровня. Но «семерки» нацелены на верхний уровень.
Даже в собственной линейке Alpha 7R стоит на уровне топ-зеркалки Alpha 99, занимая высший сегмент для профессионалов и энтузиастов. Для справки: по данным Яндекс.Маркет, средняя цена Sony Alpha SLT-A99 Body — 98 000 рублей.
Alpha 7 занимает более скромную позицию: чуть выше Alpha 77 — лучшей зеркалки для любителей. Для справки: по данным Яндекс.Маркет, средняя цена Sony Alpha SLT-A77 Body — 33 740 рублей.
Когда есть с чем сравнивать, сразу становится легче. Но при этом желательно знать, какие модели других производителей Sony считает достойными для сравнения с «семерками».
По оценке Sony, камера Alpha7R находится примерно на уровне Canon 5D Mark III (95 000 рублей за «тушку») и Nikon D800 (87 300 рублей). Alpha 7 примерно соответствует уровню Canon 7D (35 050 рублей) и Nikon 7100 (34 200 рублей).
Если позиционирование Alpha 7R неплохо согласуется по цене с выбранными конкурентами, то Alpha 7 значительно «опережает» указанные Canon 7D и Nikon 7100. Логичнее было бы сравнивать Alpha7 с Canon 5D Mark II (63 000 рублей за «тушку») и Nikon D700 (62 500 рублей). Canon 5D Mark II такой же полнокадровый, 22-мегапиксельный. Nikon D700 тоже полнокадровый — правда, 12-мегапиксельный. Точный аналог всегда найти сложно, но здесь хотя бы по цене нет двойного разрыва.
Впрочем, здесь у Sony есть свои соображения, планы компании исключительно амбициозны. Это видно невооруженным глазом по фразам (даже лозунгам):
- Постепенно сформировать рынок для компактных функциональных камер, какие может создавать только Sony.
- Расширить рынок полнокадровых камер со сменными объективами путем выпуска модели в средней части диапазона цен.
- Две ультракомпактные полнокадровые модели радикально изменяют положение на рынке полнокадровых камер.
Первый лозунг намекает на уникальность «семерок» (кто бы спорил, надо только доказать потребителю, что именно такая уникальность ему нужна). Второй, мы уже об этом говорили, — для пользователей, которые ждут следующего поколения полноформатных компактов, не таких дорогих, как «семерки». А третий выражает уверенность, что рынок примет инновации Sony «на ура».
Добавим к лозунгам еще один слайд — на нем представлены аргументы, которые Sony адресует покупателям:
Некоторые аргументы понятны сразу, некоторые требуют пояснений и/или домысливания. Давайте разбираться по порядку.
Матрица и процессор
Здесь нет оснований не верить Sony. Ее матрицы в плохом качестве замечены не были, а чтобы достичь «высшего качества изображения в истории камер Alpha» компания пошла на дополнительные усилия. Микролинзовое покрытие сделано очень хитро: во-первых, без зазоров (что увеличивает полезную площадь каждой линзы); во-вторых, с оптимальной ориентацией светового потока на каждый пиксель, что делает более светлыми пиксели на периферии кадра.
Для большой матрицы и короткого рабочего отрезка это совсем не праздный вопрос: периферийные пиксели получают свет под углом к нормали, и чтобы компенсировать потерю светового потока на периферии кадра, можно накладывать на матрицу градиентный фильтр, но это равносильно потере чувствительности или же дополнительному усилению (за счет локального увеличения чувствительности). В любом случае возникает системный проигрыш. Если же переориентировать микролинзы, чтобы наклонный свет захватывался по максимуму, потери не возникают или уменьшаются. Но выстраивание миллионов линз — это работа ювелирная. Респект!
Кроме того, Sony удалось получить облегченный вариант оптического фильтра, без низкочастотной (low-pass) фильтрации, убирающей муар в сенсорах с байеровской структурой светофильтров. Скорее всего, Sony, как и другие производители, решила эту проблему за счет перехода от байеровской структуры к более сложной.
Что касается процессора Bionz X, то его мощность, в частности, вытягивает сложные алгоритмы шумоподавления — так называемое зональное шумоподавление. Подобные алгоритмы не давят шумы одинаково по всей площади кадра, а делят снимок на типовые зоны (кирпичная стена, лицо человека, прическа, листва и т. д.) и применяют оптимальные алгоритмы в зависимости от характера зоны. Понятно, что гладкую заливку и зону со множеством мелких деталей надо очищать от шумов по-разному.
В принципе, этот подход реализуется уже не одним поколением фотокамер, но Sony утверждает, что «семерки» и этом смысле камеры уникальны — по крайней мере, идут впереди всех остальных «Сонек». Вполне возможно, что после проверки на тестовом стенде (где «шумодаву» придется попотеть, разбивая кадр на зоны) мы с удовольствием это подтвердим. Или опровергнем. Или признаем, что это очень сложно «поймать» в тестах. Как и такую особенность ПО «семерок»: «Системный фильтр, оптимизированный для установленного значения диафрагмы, корректирует размытые детали, чтобы улучшить их проработку даже при съемках с большой глубиной резкости».
Компактный корпус, управление, надежность
Следующая серия аргументов Sony связана с корпусом и схемой управления. «Маленький корпус, самый маленький из существующих с полноформатной матрицей» — да, это так. Правда, по весу он всего на 30 граммов легче, чем Olympus OM-D E-M1, и на 110 граммов легче, чем Canon EOS 700D. У «семерок» очень высокая удельная плотность.
Улучшенное управление — да, пожалуй. Органы управления остались довольно крупными, схема управления, скорее всего, продумана. В ней использованы не только новаторские, но и уже проверенные наработки. Но в любом случае, чтобы освоить такую сложную камеру, где используется много новых решений (у «семерок» просто нет прямых аналогов), придется потратить не одну неделю. После этого можно будет сказать, что́ понравилось, а что — не очень. А по совсем короткому знакомству выводы сделать сложно.
С одной стороны, камера, действительно, интуитивно понятна. Но на презентации мне понадобилось переключиться из режима JPEG в режим RAW+JPEG (решил унести с собой и «сырую» добычу). Пять минут бился сам. Потом меня начали торопить (желающих «пощупать» камеры было много). Собрался небольшой коллектив, причем люди там были подготовленные. Но только еще через пять минут коллективный мозг додумался, как переключить формат записи.
Еще Sony утверждает, что «семерки» — надежные камеры. Этому можно поверить — все-таки у фирмы весьма солидная репутация (не идеальная, были и промахи, но весьма солидная). У Alpha 7R внутренняя структура корпуса, передняя и верхняя панели изготовлены из легкого и прочного магниевого сплава. Корпус Alpha 7 чуть попроще — передняя панель не «магниевая», но внешне это никак не проявляется.
От пыли и влаги также есть защита — элементы конструкции, обработка зазоров, уплотнители, ультразвуковая очистка матрицы. Если копнуть глубже, можно найти соответствие международным стандартам ударопрочности, пыле- и влагозащищенности, но это дело лукавое: прикрыться стандартом можно, но что он означает на деле — это предмет особого разбирательства. Когда-то в институте у меня был курс «Испытания радиоэлектронной аппаратуры». Единственное, что я сейчас точно из него помню — что только определений отказов существует десяток. Так что запутать непрофессионала проще простого. И всем нам (неспециалистам по испытаниям электроники) остается опираться только на репутацию производителя.
Электронный видоискатель
Сдадут ли в ближайшем будущем позиции оптические «глазки»? Победят ли электронные видоискатели?
Это только гипотеза, но, имхо, если задать этот вопрос Panasonic, Olympus и Sony, они, скорее всего, ответят: «Да, электронные победят». А Canon и Nikon, наверное, скажут: «Нескоро. Пока электронные недостаточно совершенны, и до оптических им далеко».
По-своему правы будут все. Оптические еще на высоте, но нельзя отрицать, что за последние пять лет электронные видоискатели выросли на две головы. Лучшие образцы уже не производят впечатление «недоделанных». И хотя их картинка еще не поражает глаз фотореализмом, отдельные пиксели на ней рассмотреть невозможно: если диагональ дисплея равна половине дюйма, а количество пикселей больше двух миллионов, то плотность пикселей будет больше 4300 ppi. Цветопередача электронных видоискателей (по свидетельству людей с хорошей цветовой памятью) достаточно хороша, чтобы не обмануть фотографа — потом на откалиброванном мониторе он увидит те же цвета (понятно, что 100-процентного совпадения здесь не бывает в принципе). Электронные «глазки» позволяют очень хорошо видеть кадр: в частности, насколько точен «фокус», и на выбор — любые параметры съемки, вплоть до цветной гистограммы.
Возможно, этот (очередной) переход к «цифре» сложно принять тем, кто привык к «подзорной трубе». Но мы это проходили, и не раз. Привычный «аналог» держится, держится, а потом в один прекрасный день понимаешь, что его больше нет. Или почти нет — как виниловых пластинок. Хотя порой процесс растягивается не на один десяток лет, как с теми же книгами: есть немало читателей, которые плотно пересели на «цифру», но есть не меньше читателей, которые будут сражаться за «аналоговые» книги до последней капли.
Итак: Sony обещает, что видоискатели «семерок» (они гордо называются XGA OLED Tru-Finder) будут точно воспроизводить цвет, яркость, фокус и даже эффект боке.
Автофокус, видео, беспроводная связь
Для камер премиум-класса гибридный автофокус (сочетающий быстроту фазового и точность контрастного) уже становится обязательной опцией. У «семерок» скорость и повышенная управляемость автофокуса обеспечиваются не только сенсорами, но и быстрым считыванием данных с полнокадровой матрицы, а также быстрой обработкой (процессор Bionz X вытягивает сложные алгоритмы). Да и число сенсоров впечатляет: на фазовый автофокус работают 117 точек, сконцентрированных в центральной части кадра, на контрастный — 25 точек, рассредоточенных практически по всему полю кадра.
Что это дает пользователю? Со слов производителя:
- Высокую гибкость в выборе зоны автофокуса на плоскости (выделение фрагмента большой или малой площади, в зависимости от задачи).
- То же в пространстве — выделение пространственной зоны, где надо «ловить фокус».
- Быструю работу следящего АФ — до 5 кадров в секунду.
- Распознавание не только лица в кадре, но и глаза.
- Фиксирующий АФ — когда следящий автофокус ведет заданный объект.
Пока не совсем понятно, как без сенсорного экрана можно быстро выбрать зону фокусировки. И вообще такие продвинутые функции требуют очень быстрой навигации, иначе они становятся невостребованными. Что ж, тем интереснее будет тест «семерок»; в любом случае все заявления производителя, приведенные в данной статье, нуждаются в скрупулезной проверке.
По возможностям видеосъемки Sony обещает:
- Формат 60p Full HD (AVCHD Progressive).
- Подключение наушников и микрофона через обычные разъемы миниджек — либо можно через «горячий башмак» подключить XLR-адаптер и, соответственно, студийный микрофон и наушники.
- Управление уровнем звука при записи/воспроизведении.
- Возможность применения творческих режимов P/A/S/M в видеосъемке.
Честно скажу, я не совсем понимаю, как такое возможно — применять творческие режимы P/A/S/M в видеосъемке. Управление диафрагмой — понимаю, а управление выдержкой — надо очень напрячь мозг, чтобы понять, что́ имеется в виду. Чисто теоретически можно предположить, что если съемка ведется с частотой 60 fps, а для нормальной экспозиции каждого кадра достаточно 1/100 секунды, то электронный затвор может ограничивать выдержку каждого кадра, чтобы не накапливать лишние шумы. Здесь, как в фотосъемке, образуется экспопара, которой можно управлять программно (P), с приоритетом диафрагмы (А), с приоритетом выдержки (S) или вручную (M). Но все это требует не только проверки, но и осмысления: насколько эффективно это можно использовать, насколько продумано управление, как это работает в условиях низкой освещенности, когда необходима выдержка короче 1/60 с, и так далее.
И наконец, Sony обещает высокое качество картинки при прямом подключении «камера — телевизор». Причем, чтобы оценить всю мощь 24- или 36-мегапиксельной картинки, рекомендует использовать 4К-совместимые телевизоры (даже не знаю, какой смайлик тут поставить). Для быстрого соединения с мобильными устройствами на базе Android предлагается использовать NFC. Ну а собственно сброс фотографий или видео по беспроводной связи пойдет по Wi-Fi.
Еще Sony рекомендует приложение PlayMemories Camera — в помощь загрузке, взаимодействию с PlayStation, редактированию фото и видео. Это же приложение обеспечивает дистанционное управление съемкой с ноутбука или смартфона. Кроме того, в ближайшее время должны появиться новые приложения: «Подсветка портрета», «Снимок движения», «Интервал времени» (съемка через заданный интервал), «Брекетинг Про», «Кинематографическое фото», «Световой поток», «Фоторетушь», «Спецэффекты изображения».
«Родные» объективы
«Родные» объективы Alpha 7/7R — полнокадровые с байонетом E-mount. Вместе с «семерками» пока выпущено пять моделей серии FE (серия получила название от Full Frame и E-mount):
Приведенные цены — ориентировочные. Поставки большинства объективов пока не устоялись, ни «белые», ни «серые», так что цену пришлось вычислять по данным нескольких источников. Единственная модель, по которой «Яндекс-Маркет» дает среднюю цену, это «китовый» Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS. В «китовом» наборе с Alpha 7 он стоит дешевле — примерно 375 долларов.
Кроме «родных» объективов, с «семерками» можно использовать целый арсенал: серию APS-C E-mount (без адаптера), серии Full Frame А-mount и APS-C A-mount (с адаптером). На сегодняшний день выпущено 20 объективов E-mount (плюс два широкоугольных конвертора) и 30 объективов А-mount (также плюс два широкоугольных конвертора) — есть из чего выбрать. Единственное, что «напрягает» — раньше Sony делала ставку на стабилизатор внутри фотокамеры, так что бо́льшая часть выпущенных объективов стабилизацией не страдает.
Тест «на коленке»
Разумеется, первый вопрос, который интересует почти всех — что у «семерок» с разрешением и шумами. Тестовые фотографии появились уже на нескольких англоязычных сайтах, но, как правило, они проходят под знаком Preview или First Impressions Review — короче, без полной ответственности за результаты тестирования. Возможно, делается это потому, что нет полной уверенности, что существующие прошивки не будут радикально исправлены в ближайшее время (хотя в EXIF тестовых снимков уже прописаны модели Sony ILCE-7R и ILCE-7).
В EXIF же тестовых снимков, которые мне удалось отснять на презентации «семерок» в Москве, вместо «ILCE-7R» и «ILCE-7» написано «MODEL-NAME». Поэтому доверие к прошивке этих камер — нулевое. И все же семплы представляют некоторую ценность, поскольку ясно: у «коммерческой» прошивки результат будет не хуже.
Сначала о съемке на низкой чувствительности и с хорошим светом. Здесь Sony Alpha 7 выдала замечательную картинку: естественные цвета, красивая обработка деталей, динамический диапазон — все то, что образует неформализуемое понятие «пластика изображения». Единственная претензия — не к пластике, а к фокусировке: Alpha 7 так и норовила захватить в фокус дальний глаз модели. Проверять было некогда, подсказать некому, вполне возможно, в камере был включен режим «фокусировка по дальнему глазу». Для хэллоуинской съемки это хорошо: возникает «дополнительный эффект ведьмы», но во все другие дни, не на Хэллоуин, модель может остаться недовольна результатом. И будет права: нет полноценного фокуса на глазах — нет портрета.
Sony Alpha 7 Carl Zeiss Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA ISO 100 — 1/200 — f/6,3 | ||
Sony Alpha 7 — скачать исходные фотографии JPG в одном архиве (31 МБ) | ||
Sony Alpha 7 — скачать исходные фотографии RAW в одном архиве (136 МБ) |
Итак, на минимальной чувствительности придраться (по большому счету) не к чему! Посмотрим, что происходит на ISO 800 и выше. Да простят меня пират и молодая ведьма, но рядом с ними нашелся только один объект подходящей освещенности — кирпичная стена.
Sony Alpha 7 Carl Zeiss Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA | |||
ISO 800 1/200 f/1,8 | ISO 1600 1/200 f/2,2 | ||
ISO 3200 1/200 f/3,2 | ISO 4000 1/200 f/3,5 | ||
ISO 5000 1/200 f/4,0 | ISO 8000 1/200 f/5,0 | ||
ISO 12 800 1/200 f/6,3 | ISO 16 000 1/200 f/6,3 | ||
ISO 20 000 1/200 f/8,0 | ISO 25 600 1/200 f/9,0 | ||
Sony Alpha 7 — скачать исходные фотографии JPG в одном архиве (100 МБ) | |||
Sony Alpha 7 — скачать исходные фотографии RAW в одном архиве (260 МБ) |
Понятно, что для полнокадровой матрицы ISO 800 — не чувствительность, а баловство. Здесь кирпич похож на кирпич, гвоздь — на гвоздь, цемент — на цемент. И так продолжается до ISO 4000. А дальше кирпич начинает превращаться в нарисованный кирпич. Скорее всего, в камере, которая попала мне в руки, фильтр шумов был включен, так что шумы как таковые не проявились даже на ISO 25600. Конечно, очень хотелось бы посмотреть, как камера себя ведет с выключенным фильтром, но на презентации, где тестовые образцы «семерок» буквально вырывают из рук, провести внятное тестирование невозможно. Будем ждать, когда «семерки» можно будет «помучить» не спеша, но пока Sony такой возможности нам не предоставила.
Еще один «кусочек фотодобычи» — от Sony Alpha 7R. Опять же пришлось искать более-менее подходящий объект, снимать в спешке, без проверки результата по ходу съемки. Здесь, в отличие от кирпичной стены, композиция была объемная, автофокус хватал разные детали. И обнаружилось, что даже при диафрагме f/5,0—7,1 не все объекты оказывались в фокусе — слишком близко был объект съемки. Выдержка здесь ни при чем, «китовый» объектив Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS прекрасно стабилизировал картинку, один из кадров сделан с выдержкой 1/10 секунды — он чуть ли не самый резкий.
Sony Alpha 7R Sony FE 28-70mm F3.5-5.6 OSS | |||
ISO 800 1/10 f/5,0 | ISO 1600 1/30 f/5,0 | ||
ISO 3200 1/30 f/5,6 | ISO 4000 1/30 f/6,3 | ||
ISO 5000 1/30 f/7,1 | ISO 6400 1/30 f/10,0 | ||
ISO 8000 1/80 f/5,6 | ISO 10 000 1/80 f/6,3 | ||
ISO 12 800 1/100 f/5,6 | ISO 16 000 1/160 f/5,0 | ||
ISO 20 000 1/100 f/6,3 | ISO 25 600 1/160 f/7,1 | ||
Sony Alpha 7R — скачать исходные фотографии JPG в одном архиве (140 МБ) | |||
Sony Alpha 7R — скачать исходные фотографии RAW в одном архиве (420 МБ) |
Чтобы по «превьюшкам» можно было оценить уровень шумов, в таблицу пришлось поместить разные фрагменты композиции. Это части кадра, которые оказались в фокусе. С другой стороны, оценивать здесь особенно нечего — пластиковые овощи оказались прекрасной зоной для «шумодава», и на ISO 16 000 они, овощи, почти такие же аппетитные, как на ISO 800. На самых верхних значениях чувствительности все же появляется «шумок», но если судить только по этим семплам, Sony Alpha 7R — просто идеальная камера. Не думаю, что она так же удачно справилась бы с кирпичной стеной. В любом случае сейчас мы отчитываемся только о первом знакомстве с «семерками», настоящее тестирование впереди.
Подводим итоги
Итак, даже если представленные семплы не отражают всех возможностей «семерок», они все же показывают, что камеры это незаурядные. То же самое нам демонстрирует цена этих камер.
Мы уже говорили, что планы Sony, связанные с выпуском полнокадровых беззеркалок, исключительно амбициозны. И в основе амбиций лежит как бы аксиома: «полноформатная матрица — лучшее, что можно придумать для фотографа». Я не оспариваю, что для некоторых пользователей эта как бы аксиома верна. Но было бы ошибочно считать, что она верна для всех.
Давайте сравним, к примеру, Olympus OM-D E-M1 и Sony Alpha 7 — они сопоставимы по цене. Я встретил московского фотографа Юрия Афанасьева и спросил, какая камера, по его мнению, лучше. Он сказал: «Конечно Sony Alpha 7, физику не обманешь — у Sony матрица почти в 4 раза больше по площади. Больше матрица — выше качество. Говорить не о чем!»
Чуть позже, в другой день, я встретил московского фотографа Александра Гуткина и задал тот же вопрос. Александр ответил: «Да, разрешение у Olympus E-M1 ниже, чем у Alpha 7. Но это не значит, что E-M1 хуже, чем Alpha 7. Тут свои преимущества — от скорости и отличной эргономики до высокой плотности фильтров на матрице. Камера прекрасно лежит в руке, комфортна в съемке, плюс немаловажное отличие — малый вес всей системы. И картинка E-M1, и сама камера мне очень нравятся, в E-M1 я просто влюбился, несмотря на то, что привык к уровню 800-го Никона».
Этих двух «цитат» достаточно. Оба фотографа понимают, что говорят. Юрий Афанасьев — профессионал европейского класса, Александр Гуткин — признанный фотохудожник; официально — любитель, к которому, впрочем, приезжают учиться люди из разных стран. Кто из них «круче» — я не знаю.
В любом случае, когда продвинутые беззеркалки оценивают профессионалы, они говорят о них как о «вторых» камерах или «стрит-камерах» для повседневной съемки. Для ответственной работы продвинутые беззеркалки еще недостаточно проверены.
Canon EOS 5D Mark II | Nikon D700 | Olympus OM-D E-M1 | Panasonic Lumix DMC-GH3 | Sony Alpha 7 | |
Год выпуска | 2008 | 2008 | 2013 | 2012 | 2013 |
Цена | |||||
Матрица | Full Frame 21 Мп | Full Frame 12 Мп | Micro 4/3 16 Мп | Micro 4/3 16 Мп | Full Frame 24 Мп |
Чувствительность | 50—25600 | 200—25600 | 100—25600 | 125—25600 | 100—25600 |
Стабилизатор | нет | нет | оптический | нет | нет |
Видео | Full HD 30p | нет | Full HD 30p | Full HD 60p | Full HD 60p |
Видоискатель | оптический | оптический | TFT 2 360 000 | OLED 1 744 000 | OLED 2 359 000 |
Экран | TFT 3″ 920 000 фиксированный | TFT 3″ 920 000 фиксированный | TFT 3″ 1 037 000 откидной, сенсорный | OLED 3″ 614 000 откидной, поворотный, сенсорный | TFT 3″ 1 230 000 откидной |
Защита | пыль, влага | пыль, влага | пыль, влага, мороз | пыль, влага | пыль, влага |
Минимальная выдержка | 1/8000 | 1/8000 | 1/8000 | 1/4000 | 1/8000 |
Вес | 910 г | 1074 г | 487 г | 550 г | 474 г |
Размеры | 152×114×75 мм | 47×123×77 мм | 130×94×63 мм | 133×93×82 мм | 127×94×48 мм |
По характеристикам они вполне тянут на зеркалки. По предварительным тестам на шумы и разрешение — тоже. По точности и скорости автофокуса — не знаю, надо тестировать. Возможно, со временем отношение к ним изменится, но это время должно пройти. Расчет Sony вполне понятен: даже сейчас фотографы, готовые приобрести продвинутую беззеркалку, будут «клевать» на полноформатную матрицу. Потом, когда станет очевидно, что продвинутые беззеркалки ничем не хуже зеркалок, только намного легче и компактнее, возможно (думаю, что так оно и будет, но это только гипотеза), профессионалы начнут использовать беззеркалки в качестве основных камер.
Но пока это будущее не наступило, мы имеем такой расклад:
- Продвинутые беззеркалки в ближайшие годы будут очень дороги.
- Относительно недорогая оптика к ним если и появится, то сторонних производителей.
- В ближайшие годы в качестве основной камеры они будут приобретаться энтузиастами, а профессионалы будут рассматривать их в качестве «вторых» или «стрит-камер».
- В этой роли («вторых» или «стрит») размер матрицы остается очень важным фактором, но не надо думать, что это единственно важный фактор. Может, я не прав, но уравнение «качество камеры равно размеру матрицы» не всегда верно. Не надо забывать про комфорт съемки, стабилизацию, скорострельность и т. д.
- Аргумент «семерки — самые компактные в мире полноформатные камеры», который Sony ставит на почетное второе место, после размера матрицы — аргумент привлекательный, но не более того. Я даже думаю, что для некоторых фотографов это будет минусом — все-таки эргономика тех же Olympus E-M1 и Panasonic GH-3 будет покруче, чем у «семерок» (по первому впечатлению).
- Больше того, Panasonic, разрабатывая GH-3, сознательно пошел на увеличение размеров. А когда к компактной камере добавляется не слишком компактный объектив, становится вообще непонятно, зачем нужна компактность. Впрочем, для Sony это привычная комбинация. Еще древние модели Sony Cyber-shot DSC-F717 (2002 год) и Sony Cyber-shot DSC-F828 (2004 год) производили впечатление солидного объектива, к которому приделана не очень большая камера.
Но при всех попытках придраться к «семеркам» приходится признать, что это очень сильные разработки, которые, возможно, подвинут на рынке и зеркалки, и беззеркалки, создадут свою расширяющуюся нишу Mirrorless Full Frame. Посмотрим, время покажет. Если это произойдет, то не слишком скоро. А наблюдать за игрой на поле Mirrorless очень интересно, сегодня именно здесь проходят самые захватывающие схватки ведущих производителей фототехники.