Pantone ColorVision PrintFIX, часть 2


Pantone ColorVision PrintFIX

В первой части статьи о комплекте для профилировки принтера Pantone ColorVision PrintFIX был описан сам комплект и его работа с принтером Epson Stylus Photo 1270. Использовались оригинальные чернила Epson и некоторые бумаги Epson, Lomond, обыкновенная (без специального покрытия для струйной печати) акварельная бумага. При сравнительно немалой цене комплект (результат его работы — профиль) не «гарантирует» более точного воспроизведения цвета на оригинальных расходных материалах, чем при печати из драйвера. Тому есть несколько причин. Главная причина — принципиальная. В качестве измерителя используется сканер, лампа которого явно не источник дневного света и, скорее всего, не источник со сплошным спектром, а сенсор — матрица за цветными фильтрами. Поэтому сканер не может точно измерять цвет («восстанавливать» спектральные характеристики по сигналу с матрицы). А если это невозможно, то о точности можно забыть. Для некоторых цветов-сигналов (частот) с помощью калибровки и профилировки самого сканера можно добиться более-менее точного их «измерения», но не для всего спектрального диапазона. Другая не менее важная принципиальная причина — профиль лишь «подстраивает» цвет в пределах того, что может обеспечить принтер. Он не позволит «расширить» доступное краскам и бумагам пространство цветов и не решит задач калибровки — линеаризации принтера. Третья причина — техническая. Сканер из комплекта PrintFIX не отличается ни надежностью, ни качеством сканирования, а его мишень самокалибровки ни в какое сравнение не идет с любой нормальной мишенью калибровки и профилировки сканеров.

При всех этих недостатках Pantone ColorVision PrintFIX, как и многие другие подобные решения, выпускается и продается по цене близкой к цене хорошего принтера. Его ниша — печать на неоригинальных материалах (чернила и бумаги). В некоторых случаях он позволит сэкономить массу времени и средств, которые можно было бы потратить на ручной подбор параметров печати в драйвере. Хороший пример — печать на акварельной бумаге. Если вы пробовали получить на обычной акварельной бумаге хороший отпечаток и вам не были известны «секреты» печати на таких материалах, то, несомненно, оцените Pantone ColorVision PrintFIX, обеспечивающий приемлемый результат (то есть тот, которого вы бы добились не за один час работы) с одной попытки. В то же время, если бумага близка по характеристикам к оригинальной, то Pantone ColorVision PrintFIX особенно не поможет. Ведь средствами драйвера принтера управлять цветом удобнее и привычнее. Можно было бы предположить, что Pantone ColorVision PrintFIX нужен тем, кто печатает именно на «далекой» от фирменной бумаге. В некотором смысле это так, но вряд ли он справится с любой бумагой. Это вопрос везения.

Кроме неоригинальных бумаг, есть еще неоригинальные чернила. Возможно, Pantone ColorVision PrintFIX позволит печатать неоригинальными чернилами так же хорошо, как оригинальными. В этой части статьи будет рассмотрена работа комплекта при построении профилей оригинальных и неоригинальных бумаг для принтера Epson Stylus Photo 1270 с чернилами InKo. Эти чернила распространены, не сильно отличаются от оригинальных по цветопередаче и при этом за несколько лет работы с ними не «испортили» принтер, на котором и проводились все описанные испытания.

Вопросам профилировки было посвящено несколько статей. Их рекомендуем прочесть, чтобы было понятно, о чем идет речь далее.
«Сканер как измерительный инструмент. (Сканер как инструмент профилирования чернил и бумаг для струйных принтеров)»
«Сканер как инструмент профилирования чернил и бумаг для струйных принтеров. Часть 2. Построение профиля бумаги и чернил для принтера с помощью сканера и программы Pantone ColorVision Pantone ProfilerPlus»
«Pantone ColorVision PrintFIX, часть первая»

Как и в предыдущих статьях будем сравнивать отпечатки на оригинальных материалах (бумага и чернила), выполненные штатно (печатью управляет стандартный драйвер принтера), с отпечатками, выполненными на оригинальных и неоригинальных материалах с помощью профилей, построенных PrintFix. Все иллюстрации отсканированы с одинаковыми настройками сканером Epson Perfection 4870 PHOTO (без управления цветом с последующим присвоением профиля сканера и конвертированием данных в рабочее цветовое пространство), поэтому вполне можно составить впечатление о том, похожи или не похожи отпечатки, выполненные разными способами. В качестве мишени для оценки использовалась цифровая мишень PrintFix из комплекта и те же шкалы и изображения, которые использовались в предыдущих статьях.

Мишень Kodak Gray Scale

Чтобы иметь представление о том, на сколько корректно работает наш сканер, ваш монитор просмотра и вообще на что-то опираться при сравнении, приводим скан мишени Kodak, выполненный с теми же настройками, что и остальные сканы распечаток мишеней. Все иллюстрации статьи конвертированы в пространство sRGB.

Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из драйвера принтера.
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из драйвера принтера.
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Lomond матовая двусторонняя 170 г/м*м, управление цветом из драйвера принтера, как для бумаги Epson Matte HeavyWeight.
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Lomond матовая двусторонняя 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая двусторонняя 170 г/м*м, управление цветом из драйвера принтера, как для бумаги Epson Matte HeavyWeight.
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая двусторонняя 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».

Для тех, кого интересует более детальное сравнение, приведем фрагменты сканов мишени с цветовой таблицей Macbeth и координатами цвета серых полей в пространстве Lab, измеренными в Photoshop (с помощью сканера Epson Perfection 4870 PHOTO, как это описано в прошлых статьях):

Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из драйвера принтера.
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из драйвера принтера.
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Epson Matte HeavyWeight, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из драйвера принтера, как для бумаги Epson Matte HeavyWeight.
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, оригинальные чернила, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из драйвера принтера, как для бумаги Epson Matte HeavyWeight.
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный».

Выше приведены изображения для матовых бумаг Epson и Lomond. Так же были испытаны другие (глянцевые и типа «сатин») бумаги Epson и Lomond. Во всех случаях результаты печати чернилами InKo при управлении печатью драйвером принтера смотрятся лучше, чем полученные с помощью профилей, построенных PrintFix. По фрагментам таблицы Macbeth не трудно заметить, что при печати с помощью профиля серые поля шкалы имеют сильный голубой оттенок в тенях. И это свойственно всем испытанным бумагам (матовым и глянцевым) при профилировке чернил InKo.

Объяснять такую закономерность можно многими причинами. От нескольких систематических ошибок самокалибровки сканера Pantone ColorVision PrintFIX, до «совпадения» (вернее несовпадения) спектральных характеристик красок InKo со «спектральными» окнами сканера. Хороший результат с чернилами InKo и комплектом Pantone ColorVision PrintFIX получить не удалось (даже в сравнении с результатами, когда печатью управляет драйвер).

Производители продуктов, подобных Pantone ColorVision PrintFIX, рекомендуют в случае неудачи повторить попытку. Действительно это помогает в некоторых случаях. И об этом уже было написано в первой части статьи — по мере приобретения опыта укрощается даже непослушный сканер PrintFIX. Но как быть, если неудача действительно вызвана физической невозможностью выполнить профилировку? Сколько попыток нужно сделать, чтобы это понять? Как неопытному пользователю выбрать лучший из профилей? Профилировщик должен обеспечивать стабильность результатов и их независимость «от умения» пользователя. Испытанная реализация Pantone ColorVision PrintFIX не соответствует этим требованиям.

Существует мнение, что сканер принципиально не может быть использован для профилировки. Оно было бы верным, если убрать слово «принципиально» и добавить «пока». Современный сканер не может быть использован для измерения спектральных характеристик, но это вовсе не значит, что его возможностей не достаточно для точного измерения (в пределах точности необходимой для построения профиля) нескольких сотен цветовых полей мишени профилировки. Зная характеристики сканера можно подобрать такую мишень, на которой ошибки сканера будут сведены к минимуму. Более того, возможно анализ большого количества полей мишени позволит когда-нибудь строить профиль с «не важно каким сканером» (смотри статью про Pantone ColorVision Pantone ProfilerPlus). Можно не сомневаться, что производители принтеров тратят несоизмеримо большие средства для оптимизации своего драйвера под свои чернила и бумагу, чем те, кто покупают Pantone ColorVision PrintFIX. И то, что эта штука работает (пусть и в половине или даже в меньшем числе случаев) — это чудо. К сожалению, с обязательным свойством всех чудес — непредсказуемостью.

Программа Pantone ColorVision PrintFIX «железно» не привязана к сканеру. То есть работает она как модуль Photoshop и может строить профиль по любому скану. Программа была испытана при работе со сканером Epson Perfection 4870 PHOTO.

Для начала (чтобы понять, чего можно ожидать от совместной работы PrintFIX и Epson Perfection 4870 PHOTO) приведем изображения калибровочной мишени Pantone ColorVision PrintFIX, отсканированной с помощью сканера Travel Scan 660 из комплекта и сканера Epson Perfection 4870 PHOTO.

Калибровочная мишень

Калибровочная мишень Pantone ColorVision PrintFIX, сканер Travel Scan 660.

Калибровочная мишень
Калибровочная мишень
Калибровочная мишень Pantone ColorVision PrintFIX, сканер Epson Perfection 4870 PHOTO.
Калибровочная мишень Pantone ColorVision PrintFIX, сканер Epson Perfection 4870 PHOTO, коррекция кривыми для получения точки белого и черного таких же, как на скане мишени сканера Travel Scan 660.

Не трудно заметить, что скан сканера Epson Perfection 4870 PHOTO «не такой», как скан Travel Scan 660. И если с помощью кривых контраст первого и можно довести до контраста второго, то цвета — нет. Характер передачи красного (сдвиг в пурпур) и синего (избыток красных) на сканах Epson Perfection 4870 PHOTO позволяет предположить, что профиль, построенный с его помощью обеспечит более «чистые» красный и голубой на пробной мишени. Так и происходит на самом деле.

Мишень профилировки для матовой двусторонней бумаги Lomond 170 г/м*м и чернил InKo была отсканированы с помощью сканера Epson Perfection 4870 PHOTO, а затем по ней с помощью программы Pantone ColorVision PrintFIX был построен профиль. После эта же мишень была обработана кривой для «доведения» контраста скана калибровочной мишени Epson Perfection 4870 PHOTO до контраста скана Travel Scan 660. И по этой мишени, обработанной кривыми, так же был построен профиль. С помощью этих профилей были напечатаны контрольные мишени изображения:

Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Составная мишень для оценки точности цветопередачи
Фрагмент мишени
Фрагмент мишени
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный». Мишень калибровки сканировалась сканером Epson Perfection 4870 PHOTO и, кроме преобразования профилей, никак не корректировалась.
Принтер Epson 1270, чернила InKo, бумага Lomond матовая 170 г/м*м, управление цветом из Photoshop с помощью профиля PrintFix, режим воспроизведения цвета — «насыщенный». Мишень калибровки сканировалась сканером Epson Perfection 4870 PHOTO и кроме преобразования профилей корректировалась кривой контраста.

Использование сканера Epson Perfection 4870 PHOTO никак не улучшило результат. В этом нет ничего удивительного — цветопередача сканера не учитывается программой Pantone ColorVision PrintFIX. Но результат не так уж и плох для «абстрактного» сканера. Особенно если вы вспомните, как выглядит изображение, напечатанное в режиме драйвера «без управления цветом» (а именно так производится печать с использованием профиля):

Фрагмент мишени

Результат печати мишени в режиме «без управления цветом» (драйвер), в драйвер принтера из Photoshop передаются числовые значения RGB без информации о цветовом пространстве источника («No Color Management»).

Pantone ColorVision PrintFIX, как написано выше — «чудесная» вещь. Со всеми вытекающими последствиями. Это один из возможных инструментов, который, если повезет, обеспечит более-менее корректную цветопередачу на отпечатке. Драйвер принтера так же инструмент из этого множества «один из». Он предназначен только для фирменных материалов, а когда приходится печатать на «сторонних» — переходит в разряд таких же «если повезет». Поэтому на поле неоригинальных расходных материалов Pantone ColorVision PrintFIX имеет такие же права на существование. С хорошим сканером этих прав было бы больше.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Pantone ColorVision PrintFix
Н/Д(0)


Комплект PrintFix предоставлен салоном «Компьютер для любителей фото»





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.