Nikon COOLPIX S510


Nikon S510

Камера Nikon COOLPIX S510 — простая «версия» описанной ранее COOLPIX P5100. У нее меньшее разрешение и нет «творческих» режимов съемки (приоритеты выдержки и диафрагмы, полностью ручной режим настройки экспозиции, возможность по своему желанию выбирать режим экспозамера и пр). Это вовсе не означает, что снимки, сделанные такой камерой будут хуже, чем у более сложной. Человеку, для которого камера не «средство производства», ничего, кроме «автомата» и не нужно. А лишние кнопки только затрудняют «охоту» на моменты жизни, которые стоит запечатлеть. Кнопок у Nikon COOLPIX S510 ровно столько, сколько нужно, чтобы снимать не напрягаясь, и получать очень хороший результат.

Тестировать такие камеры не интересно, но это не повод, чтобы не писать о них. Но и у простых камер есть свойства, которые могут послужить поводом для исследования. С помощью Nikon COOLPIX S510 можно оценить систему стабилизации, чем мы и займемся, предварительно описав саму камеру.

Nikon S510

Nikon COOLPIX S510 компактная камера формата «рубашечного кармана». 3Х зум объектив, вспышка, подсветка фокусировки, дырочки микрофона, кнопки включения и съемки — все, что можно увидеть на виде спереди.

Nikon S510

На виде сбоку один функциональный элемент — универсальный разъем — порт USB / A/V.

Nikon S510

Управление камерой осуществляется с помощью мультиселектора (режимы вспышки, таймер, экспокоррекция, режимы фокусировки), кнопки зумирования, а так же через меню. Чем будет устройство — фотоаппаратом, видеокамерой, диктофоном — можно выбрать с помощью меню кнопки «Mode».

Nikon S510

Компактные размеры не помешали тому, чтобы оснастить камеру штативным гнездом.

Меню

Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Меню в режиме настройки экспокоррекции. Экранные подсказки помогают разобраться, что к чему, не читая инструкцию.
Настройки камеры через «Меню».
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Настройка режимов работы вспышки.
Настройки разрешения.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Режимы работы камеры. HI-ISO — автомат светочувствительности, в котором камера сама выбирает этот параметр в диапазоне до 1600 единиц, чтобы избежать «смаза» картинки.
Настройки работы «Автофокуса». К сожалению, аналогичного пункта для экспозамера нет.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Сюжетные режимы фотосъемки.
«Системные» установки.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Сюжетные режимы фотосъемки.
«Системные» установки.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Сюжетные режимы фотосъемки.
Просмотр снимков в режиме «Круговой просмотр» (Снимок — Миниатюры).
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Сюжетные режимы фотосъемки. Настройка разрешения.
Просмотр снимков в режиме сортировки по дате съемки.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Настройки «Видео», можно выбрать режим/разрешение и способ функционирования автоматики фокусировки.
Просмотр снимков в режиме календаря.
Меню, Nikon S510
Меню, Nikon S510
Режимы съемки видео.
Меню просмотра. Предусмотрена возможность оптимизации «яркости-контраста». Это немаловажно для простой камеры, пользователи которой вряд ли будут осваивать графические редакторы.

Качество изображения

Качество оптики оценивалось по снимкам миры (уменьшенный снимок миры можно посмотреть, к примеру, в статье о COOLPIX P5100). Так как настроить диафрагму нельзя, испытания проводились для трех фокусных расстояний и тех значений диафрагмы, которые отрабатывал автомат экспозиции при имеющемся освещении.

Разрешение и аберрации

Мира, Nikon S510

Фрагменты мишени (масштаб 1:1) для центра и края кадра при разных фокусных расстояниях. Съемка производилась с настройками обработки изображения «по умолчанию» при установленном по серой мишени балансе белого и экспокоррекции +1.

Оптика камеры обеспечивает хорошее разрешение в центре кадра. При испытаниях автомат экспозиции, как правило, отрабатывал минимальные значения диафрагменного числа, что приводит к заметному падению разрешения на краю кадра. Так как при реальной съемке управлять диафрагмой нельзя, рассчитывать на резкий край кадра можно только в ясный солнечный день. Хроматические аберрации минимальны.

Шум

Съемка мишени для оценки шума производилась при освещении лампами дневного света и галогенными лампами. Установка баланса белого — по серой мишени (MWB). Приведены фрагменты серых полей мишени и миры в масштабе 1:1 для камер Nikon S510 и Canon 350D (обращаем внимание, что данные для зеркальной камеры приведены не в целях сравнивать с ней компактную камеру, а лишь для того, чтобы иметь представление, каким может быть шум в «идеальном» случае).

Шум, Nikon S510

Макрорежим

Максимальное увеличение при съемке удается получить в диапазоне фокусных расстояний, маркированных на индикаторе камеры зеленым цветом (в диапазоне фокусных расстояний, примерно, 12-17 мм).

Режим макро, фокусное расстояние:
Минимальный размер поля кадра вдоль длинной стороны:
Макрорежим фокусировки, f = 12 мм
7 см
Макрорежим фокусировки, f = 17 мм
5 см

Макрорежим, f =12,3 мм, стабилизация VR, 1/8 с, ISO 627, исходный снимок 2,3 Мб.
Макрорежим, f =12,3 мм, вспышка, 1/60 с, ISO 64, исходный снимок, 1,7 Мб.

Скорость

Измерения скорости производились при съемке на карту памяти Apacer 60X SD 1 Гб:

Съемка первого кадра из выключенного состояния:
3-4 с
Интервал между снимками JPEG, максимальное качество, автофокус и автоэкспозиция включены для каждого кадра:
3 кадра за 6-7 с, интервал 6 с, 3 кадра за 6-7 секунды, интервал 6 с, ...
Серия JPEG, максимальное качество:

4 кадра за 3 с, далее все снимки через интервал 2-3 с

Стабилизация

«В некоторых случаях функция подавления вибраций может не полностью устранять последствия дрожания камеры». (Инструкция к камере).

Как многие современные камеры, Nikon COOLPIX S510 оснащена системой подавления вибраций (фирменное название VR). Цитата из инструкции может показаться слишком оптимистичной. Конечно, VR не может полностью устранить последствия дрожания камеры. Но, попробовавшие технику со стабилизацией, скорее всего, согласятся, что функция эта стоит многого.

Как оценить эффективность системы стабилизации? Обычно это делается в сравнении с выдержкой. Говорят и пишут, что «система стабилизации обеспечивает запас по выдержке в 2 (3, 4) ступени». Так как света не всегда достаточно, эти 2, а то и 4 ступени позволяют получать снимки там, где без стабилизации просто не стоило бы и включать фотоаппарат.

Наверное, не многие пытались объективно оценить эффективность стабилизаторов своих камер и объективов. На примере оценки VR Nikon S510 опишем, как это можно сделать.

Методика не позволяет оценить систему стабилизации в «чистом виде». Четкость снимка обусловлена, кроме неподвижности камеры, еще и работой автофокуса и смещением камеры в руках фотографа от момента подтверждения фокусировки до срабатывания затвора, возможно, и другими причинами. Но это не так уж и плохо. Ведь важно, как камера снимает в реальных условиях, когда на четкость влияют многие условия.

У Nikon COOLPIX S510 три режима работы системы стабилизации: «Включено», «Приоритет срабатывания», «Выключено». VR может использоваться при съемке фото и видео.  В режиме «Включено» VR устраняет последствия дрожания камеры. Причем, если камера более-менее равномерно движется вдоль вертикали или горизонтали, в этих направлениях стабилизация не выполняется. Таки образом, нет нужды вручную переключаться на «панорамирование» при съемке с проводкой. В режиме «Приоритет срабатывания» камера не блокирует затвор до момента, когда VR может эффективно компенсировать вибрацию. Фотограф не потеряет интересный момент, но, возможно, четких снимков будет меньше.

Чтобы оценить эффективность системы стабилизации выполнялась съемка мишени с контрастной мирой при различных выдержках с включенной VR и без нее при фокусном расстоянии 17,1 мм (экв. 105 мм). В каждой серии по 50 снимков, что защищает от случайной ошибки при съемке большей, чем 15%.

Метод оценки. Снимки оценивались по 5-ти бальной шкале. При 100% масштабе просмотра на дисплее компьютера снимкам присваивался рейтинг от «1» до «5». Снимки в соответствии с рейтингом сортировались по папкам и далее в каждой папке снова сравнивались между собой. Самые худшие попадали в папку с более низким рейтингом, а лучшие — в папку с более высоким. Процесс сортировки заканчивался, когда переходов из одной папки в другую становилось не более 2. Для этого оказалось достаточно 3 пересортировок. Ошибку субъективного оценивания можно оценить в менее чем 20% (2 ошибки для каждой папки с рейтингом от «1» до «5» дают максимум 10 ошибок на 50).

Чтобы читатель мог представить, как оценивались снимки, приведем фрагменты для трех случайных фотографий из каждой папки для определенного рейтинга от «1» до «5» (от * до *****).

фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1

«5» — наилучший результат. «4» — хороший результат, после обработки «резкостью» снимок не будет казаться нерезким. «3» — смещение камеры по «смазу» заметно на глаз, но «смаз» меньше самого толстого штриха миры, «2» — «смаз» соизмерим с элементами изображения, «1» — «в корзину».

Существует эмпирическое правило, согласно которому при съемке на 35 мм пленку безопасными считаются выдержки короче обратного фокусного расстояния (в нашем случае при f=17,1 мм, что эквивалентно 105 мм для кадра 24×36 мм, безопасными были бы выдержки короче 1/100 с). Правило это статистическое и к тому же предполагает рассматривание отпечатка некоторого размера, а не 100% просмотр на дисплее. Чему будет эквивалентно старое правило для цифрового снимка? Предположим, что правило соответствует тем же предположениям, что используются при расчете шкал глубины резкости, наносимых на объективы. Для расчета используется величина кружка нерезкости 0,03-0,05 мм (разные производители выбирают различные значения кружка нерезкости). Кадр 24×36 мм будет состоять максимум из 800×1200 таких кружков. Чтобы сравнить «цифру» с «пленкой» уменьшим снимки Nikon COOLPIX S510 до 1088×816 (втрое для каждой стороны). Фрагменты случайных уменьшенных снимков из каждой категории выглядят так:

фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1
фрагмент 1:1

В таблице далее приведены результаты подсчета снимков с разными рейтингами для разных выдержек. Столбцы зеленого цвета — съемка со стабилизацией, столбцы с белым фоном — съемка без стабилизации. В строке «ср» — средний рейтинг для столбца.

Результаты для полного кадра:

-
1/180
c

1/180
c
стаб

1/90
c
1/90
c
стаб
1/60
c
1/60
c стаб
1/30
c
1/30
c
стаб
1/9
c
1/9
c
стаб
1
c
1
c
стаб
1
-
-
-
-
2
-
9
-
46
4
50
50
2
-
-
-
-
4
-
21
2
3
8
-
-
3
12
10
15
6
28
13
12
12
1
25
-
-
4
35
35
25
32
16
36
8
36
-
13
-
-
5
3
5
10
12
-
1
-
-
-
-
-
-
ср
3,82
3,9
3,9
4,12
3,16
3,76
2,38
3,68
1,1
2,94
1
1

Уменьшение количества резких снимков при коротких выдержках (1/180 с) обусловлено отчасти тем, что съемка производилась при увеличенной светочувствительности (до ISO 200), тогда как при меньших выдержках светочувствительность была минимальной. Увеличение светочувствительности приводит к повышению шума и доля предельно резких снимков уменьшается.

Примечание.
При 100% просмотре 8 Мп снимков, оценку «5» получает не так уж и много снимков. Причины тому: вибрация камеры, ошибки автофокуса (в том числе, заложенные в алгоритм работы автофокуса допуски), шум матрицы и другие. Поэтому при оценке эффективности работы системы стабилизации оправдано объединение снимков с рейтингами «4» и «5».

Результаты для кадра уменьшенного в 9 раз (3 по вертикали, 3 по горизонтали):

-
1/180

1/180
стаб

1/90
1/90
стаб
1/60
1/60 стаб
1/30
1/30
стаб
1/9
1/9
стаб
1
1
стаб
1
-
-
-
-
-
-
-
-
6
-
50
45
2
-
-
-
-
-
-
-
-
15
-
-
3
3
-
-
-
-
-
-
7
-
14
2
-
2
4
6
6
6
6
30
8
35
9
14
31
-
-
5
44
44
44
44
20
42
8
41
-
17
-
-
ср
4,88
4,88
4,88
4,88
4,4
4,82
4,02
4,82
2,76
4,3
1
1,14

Выводы:

1. Правило «обратного фокусного расстояния» работает для случая мегапиксельного снимка с вероятностью, примерно, 90%. Для 8 Мп снимка при 100% просмотре (при объединении снимков с рейтингом «4» и «5» в одну группу «резких») к формулировке правила стоит добавить, по крайней мере, еще одну ступень в сторону коротких выдержке. Тогда правило будет работать и для этого случая с вероятностью, примерно, 80% (чтобы получить 8 резких снимков из 10, нужно установить выдержку на одну ступень короче той, которая получается при делении единицы на «эквивалентное» фокусное расстояние).
2. Стабилизатор Nikon VR в камере COOLPIX S510 добавляет дополнительно примерно три ступени выдержки к «безопасной». Если эффективность его работы оценивать как отношение средних рейтингов при конкретной выдержке для съемки со стабилизацией и без него, то она максимальна, когда выдержка длиннее безопасной на 2-3 ступени.
3. Даже при выдержках короче «безопасных» некоторые снимки не будут максимально резкими не зависимо (почти) от того, включен стабилизатор или нет. Оправдана технология съемки, при которой делается серия с перефокусировкой (для снижения вероятности ошибки фокусировки). «100% попадание в резкость» с первого раза не гарантирует даже штатив (в контрольной серии из 10 кадров, когда COOLPIX S510 была установлена на штатив для легкой зеркалки при выдержке 1/90 с, 2 снимка были оценены на «5», 7 на «4» и 1 на «3»).

Ошибки на разных этапах оценки эффективности около 15-20% (вручную обрабатывать тысячи снимков вместо нескольких сотен для снижения суммарной ошибки хотя бы до 10% не хочется, читатель извини). Поэтому, когда в выводах встречается формулировка «примерно, 90%», это «примерно» следует понимать «как очень-очень примерно».

Снимки

Фото



f = 5,7 мм , f/2,8 , 1/450 c, ISO 64, миниатюра и фрагмент 1:1 края кадра (исходный снимок 2,3 Мб).



f = 11 мм , f/3,7 , 1/210 c, ISO 64, миниатюра и фрагмент 1:1 края кадра (исходный снимок 2,3 Мб).



f = 17,1 мм , f/4,7 , 1/160 c, ISO 64, миниатюра и фрагмент 1:1 края кадра (исходный снимок 2,3 Мб).


f = 17,1 мм , f/4,7 , 1/50 c, ISO 78, стабилизация, снимок с проводкой, исходный снимок 2 Мб.


f = 12,3 мм , f/7,8 , 1/220 c, ISO 64, исходный снимок 2,3 Мб.


f = 12,3 мм , f/3,9 , 1/100 c, ISO 64, исходный снимок 2,6 Мб.



f = 5,7 мм , f/2,8, 1/125 c, ISO 332, автомат ISO (HI ISO) миниатюра и фрагмент 1:1 (исходный снимок 2,3 Мб).

Технические характеристики:

Камера
Nikon COOLPIX S510
Матрица
ПЗС 1/2,5″, 8,29/8,1 Мп
Форматы фото
JPEG, от 3264×2448
Оптика
Zoom-Nikkor VR, f = 5,7-17,1 мм (экв. 35-105 мм), f/2,8-f/4,7
Чувствительность, экв. ISO
64, 100, 200, 400, 800, 1600, 2000
Экспозамер
мультизонный 256 зон
Экспорежимы
Авто, программная автоэкспозиция, сюжетные режимы, экспокомпенсация ±2 Ev
Сюжетные режимы и программы
портрет, пейзаж, спорт, ночной портрет, праздник/вечеринка, пляж/снег, закат, сумерки/рассвет, ночной пейзаж, макро, музей, фейерверк, копия, контровой свет, панорама,
HI ISO (автомат ISO до 1600)
Экспозиция
1/1500 — 4 с
Фокусировка
TTL с определением контраста;
подсветка;
по центру / авто из 9 зон / произвольная - 99 зон;
макро;
приоритет лица
Диапазон фокусировки (W/T), м
от 0,5;
макро: от 0,15
Режимы «протяжки»
однокадровая, серийная 1,2 к/с , мультикадр Х 16 1 к/с,
интервальная съемка от 30 с до 60 м до 1800 снимков,
BSS,
таймер 10 с / 3 с
Баланс белого
авто, дневной свет, облака, лампы накаливания, вспышка, лампы дневного света, ручной
Вспышка встроенная
Вспышка встроенная, дальность (W/T), м
0,5-6,5 / 0,5-3,5 (ISO авто)
Режимы вспышки
авто, принудительно вкл./выкл., снижение эффекта красных глаз, медленная синхронизация
Дисплей
2,5″ TFT, 230000, 98%×98% при съемке
Видоискатель
нет
Обработка снимков в камере
кадрирование, изменение размера, автоматическая оптимизация яркости/контраста D-Lighting
Видео
AVI от 640×480, 30 к/с
Сменная память
SD/MMC, встроенная 52 Мб
Питание
EN-EL10, 3,7 В, 740 мА·ч (ресурс по CIPA 170 снимков)
Интерфейсы
USB, A/V
Размер/вес (мм/г)
88×51×22 / 125

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Nikon COOLPIX S510
Н/Д(0)






Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.