MINOX Germany DC-5211


MINOX DC-5211

Хотя в названии камеры и фигурирует страна и очень известная фирма, рассматриваемая камера, скорее, результат взросления и развития всей индустрии в целом. Очень похожие, если не сказать, идентичные, камеры выпускаются и под многими другими торговыми марками (Premier DC-5331, Genius G-Shot 533, BENQ DC C50, AI-5331). Исторически MINOX, — возможно, имеет самый большой опыт конструирования и производства оптики для камер с маленьким размером кадра, сопоставимым по размерам с сегодняшними матрицами. Формат кадра ее первой пленочной камеры 6,5×9 мм, а размер матрицы данной цифровой камеры 5,4×7,2 мм. Тем не менее, уверенности, что в конструкции этой камеры учтен полувековой опыт инженеров MINOX, нет. Обилие похожих камер , скорее, говорит о том, что цифровая фотография достигла своей зрелости. Удачные инженерные решения уже сформировались. Элементная база для сборки камер унифицирована и выпускается в достаточном количестве третьими фирмами. Действительно, по цене, камера сравнима с пленочной мыльницей, имеющей объектив с 3-кратным изменением фокусного расстояния, и ей не уступает. На сублимационном принтере можно отпечатать открытку 10×15 с качеством, возможно, даже превосходящим результаты, полученные от пленочных аналогов. Пленочные мыльницы конструируются из расчета отличного качества при печати фотографий 10×15, т. е. 10 штрихов на 1 мм, помноженные на 150 мм, итого 1500 на 1000 точек, которые может дать уже 2Мп камера. Рассматриваемая модель имеет матрицу аж в 5 Мп, а цену менее 300$. Значит, на чем-то надо было сэкономить. Как и в пленочных камерах, сэкономили, в первую очередь, на объективе. Относительное отверстие  1:2,8 достигается только при минимальном фокусном расстоянии объектива 7,2 мм. При максимальном фокусном расстоянии в 21,6 мм относительное отверстие будет 1:4,7.  Наивысшую резкость следует ждать также не при полностью открытой диафрагме, а при значениях диафрагменного числа примерно 5,6. Таким образом, максимальное качество можно получить только днем при солнечной погоде или с использованием вспышки. Стоимость объектива складывается не только из размера линз и следовательно светосилы, но и из механики корпуса. Leica, которой сегодня принадлежит 49% фирмы Minox, уже сталкивалась в 80-х годах с чрезвычайно высокой стоимостью механики, которая способна полностью реализовать все задумки оптиков. Малейшие ошибки приводили к тому что идеальный объектив преврашался в посредственный. Решение было найдено в тесном взаимодействии оптиков и технологов, если завод не способен был реализовать заданные допуски то оптическая схема объектива изменялась. Как пишет Эрвин Путс (www.imx.nl) в статье Проектирование объективов: «Третье поколение объективов Leica (период Кёлша) с конца восьмидесятых до настоящего времени может быть охарактеризовано, как поиск превосходных оптических схем с двумя сдерживающими факторами — механической точностью и допустимой стоимостью». К сожалению, молодая оптика цифровых камер болеет старыми болезнями и, как в первом поколении объективов Leica, похоже, проектирование и механические работы полностью разделены. Одновременно с рассматриваемой камерой я тестировал 6 Мп модель с тем же объективом, и результаты меня поразили — при некоторых фокусных расстояниях ЧКХ камеры с более мелкими чувствительными элементами были выше. Я заподозрил, что завод не способен сделать два одинаковых объектива. Для проверки этого допущения были взяты три новые камеры и снят объект, расположенный на бесконечности, при полностью открытой для данного фокусного расстояния (21,6 мм) диафрагме — F/4,7. Делалось два снимка в режиме автоматической фокусировки и в режиме фокусировки — бесконечность. Приведены лучшие по резкости снимки. Хотя фирма и заявляет, что камеры юстируются на бесконечнось, есть подозрения, что это делается не очень точно, либо под бесконечностью понимается гиперфокальное расстояние. Самый резкий кадр был получен при автоматической фокусировке, когда же ЧКХ объектива была хуже и у автоматики возникали проблемы с определением дистанции максимального контраста, лучший результат был получен при принудительной установке на бесконечность. Хотя погода была плохая и плитка не очень контрастная, результат, как говорится, на фасаде.

фото
Красным прямоугольником обозначен фрагмент, приведенный ниже. Фрагмент при верстке увеличен в два раза. Крайний правый фрагмент сделан камерой, которая и подробно тестировалась при написании данной статьи.
фрагмент фрагмент фрагмент

Верхний левый угол кадра
Верх центральной части кадра
мира
мира
F=7,2; 1/2,8
мира
мира
F=7,2; 1/4
мира
мира
F=7,2; 1/5,6
мира
мира
F=7,2; 1/6,7
мира
мира
F=21,6; 1/4,7
мира
мира
F=21,6; 1/5,6
мира
мира
F=21,6; 1/8
мира
мира
F=21,6; 1/11
Все снимки мир сделаны при: ISO SpeedRatings — 100, Sharpness — Hard, фокусировка — автоматическая. Для наглядности миры при верстке увеличены в 2 раза.

Съемки мир показали, что при фокусном расстоянии 7,2 мм максимальная резкость достигается при относительном отверстии 1/4, а при фокусном расстоянии 21,6 — при максимальном для этого фокусного расстояния относительном отверстии 1/4,7. Тестирование 6 Мп камеры с этим же объективом дало совсем другие результаты при максимальном фокусном расстоянии, как по разрешению, так и по значению диафрагмы, при котором наблюдалась максимальная резкость, но это тема следующей отдельной статьи. Данная модель имеет избыточную, для свого класса, по количеству пикселей матрицу. Размер кадра в 2560×1920 пикселей, обеспечиваемый матрицей, позволяет отпечатать снимок размером 13×18см с качеством достаточным, чтобы все детали, которые может различить глаз с расстояния 25 см, были отображены. Однако стандартом для мыльниц является снимок 10×15 сантиметров, а такую фотографию хорошего качества можно получить с любой из рассмотренных камер и при любом фокусном расстоянии, а вот больший размер будет безукоризненным у разных камер при разном фокусном расстоянии, и то, если повезет. Поводов предъявлять претензии у покупателей этой цифровой мыльницы нет. И в худшем случае, камера превосходит требования, предъявляемые к камерам этого класса сегодня. Возможно, из 10 камер найдется одна с идеально работающим объективом при всех фокусных расстояниях, но нет никакой уверенности, что она сохранит свою юстировку после малейшей встряски. Учитывая, что электроника дешевеет и производителям не жалко ставить избыточную по качеству матрицу, возможно, в скором времени они пойдут на то, что бы поставить мотор на каждую линзу, и будут добиваться хорошей юстировки при каждом включении камеры, независимо перемещая линзы по командам бортового компьютера. Я не исключаю, что это будет дешевле, чем сделать жесткую и прецизионно точную оправу для объектива с переменным фокусным расстоянием.

Снимки мир сделаны только одной камерой, остальные я детально не тестировал и, возможно, у них тоже есть проблемы, но не на максимальном, а на каком-то другом фокусном расстоянии.

Встроенная вспышка достаточно мощная, но расположена в силу компактности камеры очень близко к объективу, что создает контрастные тени и существенно увеличивает вероятность попадания рассеянного света в объектив.

Камера любительская, или по другой классификационной шкале, просто компактная,  поэтому возможности установить внешнюю вспышку или бленду на объектив, естественно, нет. Не удастся воспользоваться и простой внешней вспышкой с синхронизацией по световому импульсу от встроенной вспышки, поскольку экспоавтоматика работает по оценочной предварительной вспышке. Возможности камеры могут удовлетворить как любителя, не желающего думать, так и профессионала, желающего иметь фотографическую записную книжку. У камеры есть режим съемки с приоритетом выдержки, с приоритетом диафрагмы, и ручной режим установки выдержки и диафрагмы. Управление осуществляется как кнопками на задней панели, так и колесиком на боковой. Логика подобного управления уже устоялась и освоить камеру легко, а для компактного корпуса боковое расположение колесика многим может понравиться.

Необходимость сэкономить, вероятно, сказалась и на значительном времени готовности — около 5 с от момента включения.

MINOX DC-5211
Вид на камеру сзади снизу — виден ЖК экран по сегодняшним меркам умеренного размера, кнопки управления, металическое гнездо штатива, Li-Ion аккумулятор и карта памяти SD.
MINOX DC-5211
Вид на колесики управления.
MINOX DC-5211
Гнездо для источника питания и универсальный разьем для подключения камеры к телевизору и компьютеру через USB.

Корпус камеры выглядит очень прочным и штативное гнездо тоже металлическое. Камера обладает полным набором цифровых бонусов, типа возможности съемки видео со звуком. Небольшой относительной ложкой дегтя можно назвать идущую в комплекте карту памяти San Disk. Она имеет неплохой объем для стартового объекта, 32 МБ, и прекрасно работает с камерой. Но попытка считать с нее информацию с помощью устройства для чтения карт не только не увенчалась успехом, но и привела к тому, что устройство перестало читать какие-либо карты. Чтобы восстановить работоспособность устройства, встроенного в компьютер, мне пришлось его полностью обесточить. В случае внешнего устройства обычно достаточно просто выдернуть и вставить разъем USB.

MINOX DC-5211
Отмечу, что аккумулятор можно вставить кверх ногами, при этом питание подаваться не будет и камера не включится. Любопытно, что, хотя на аккумуляторе всего 3 контактных площадки, в отсеке камеры контактов 4.
MINOX DC-5211
Информация на ЖК экране
меню
Заставка с номером версии программного обеспечения.
меню
меню
Информация на экране при съемке
Фото
Видео
меню
меню
меню
меню
меню
меню
Меню
меню
Информация о снятом кадре в режиме просмотра.

Фото 

Миниатюра
Фрагмент
фото
фото
F=7 мм; F/6,7; 1/1000 c; ISO-100; баланс белого — автоматический
фото
фото
F=21 мм; F/9,5; 1/400 c; ISO-100; баланс белого — автоматический
фото
фото
F=21 мм; F/4,7; 1/60 c; ISO-100; баланс белого — дневной свет
фото
фото
F=19 мм; F/8; 1/1261 c; ISO-400; баланс белого — автоматический
фото
фото
F=18 мм; F/8; 1/320 c; ISO-100; баланс белого — автоматический

Рассматривая тестовые фотографии, появилась возможность еще раз обратить внимание на условность понятия цветопередачи. Солнечная радуга выглядит правдоподобно, спектр солнечного излучения сплошной и несмотря на то, что камера регистрирует сигнал за тремя зональными фильтрами, он таковым и остается. На следующей фотографии спектр, полученный от двух ламп с помощью дифракционного фильтра фирмы COKIN P040. Баланс белого на камере установлен для солнечного света. Верхний источник — света лампа накаливания с цветовой температурой примерно 2800 K, а нижний — люминесцентная лампа с условной цветовой температурой 2800 K.

фото

Если смотреть на лампы невооруженным глазом, они воспринимаются как одинаковые по яркости и цвету, но если взглянуть или сделать снимок через дифракционную решетку, то в спектре лампы накаливания присутствуют все длины волн, нижний же спектр состоит из 5 полос. На более крупном плане ( лампа накаливания справа) видно, что цвета двух полос (2 и 4) при недостаточной экспозиции переданы не очень корректно, полосы должны быть желтой и голубой, и их яркость должна быть сравнима с основными цветами.

фото

Понятно, что настроиться на люминесцентную лампу камере очень трудно, ведь необходимо, чтобы ни одна из полос не оказалось в зоне, которую не пропускают фильтры камеры. А поскольку получить одну условную цветовую температуру можно разной комбинацией люминофоров и, соответственно, из полос с разной длинной волны, то маркировка люминесцентной лампы в градусах Кельвина, не очень облегчает настройку баланса белого камеры. 

Хотя снимки тестовых таблиц, в первую очередь, отражают способность получить корректные цвета при репродуцировании, и могут оказаться бесполезными при попытке настроить камеру для съемки живых цветов, тем не менее, они позволяют сравнивать камеры между собой, поэтому для порядка приведем и их.

фото

Оценим влияние чувствительности на шум матрицы, проанализировав стандартное отклонение однородных серых участков таблицы. Съемка проводилась при дневном рассеянном свете.

ISO
Изображение при верстке увеличено вдвое.
Средние значения яркости и стандартное отклонение
ISO
100
200
400
111 1,7 112 1,6 110 3,1
112 2,3 113 2,7 114 5,1
112 2,0 113 2,0 109 3,8
100 2,3 102 2,9 101 4,8

Как уже писалось выше, матрица очень хорошая и по шумам камера не уступает более дорогим моделям.

Заключение 

Удачная камера, которая уже стала почти индустриальным стандартом, учитывая количество разных названий, которые могут быть налеплены на ее корпус. Электроника больше не является лимитирующим фактором в производстве цифровых мыльниц. Не имеет смысла вставлять самую дорогую пленку в мыльницу, а вот производители цифровых камер могут себе сегодня позволить ставить в массовые камеры ту же матрицу, что и в дорогие модели.  Они полагают, что, хотя ее возможности любителям не нужны и не могут быть полностью реализованы объективом камеры, покупателю будет приятно ненароком обронить: «А у меня 5 или даже 6 Мп камера».



Камера предоставлена фирмой ТЕЛЕ-СЕРВИС МС





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.