Fujifilm S9500 — когда компакта мало,
а зеркалки много


Fujifilm S9500

Иногда пользователю дешёвой и примитивной цифромыльницы, почувствовавшему все преимущества цифровой фотографии, хочется большего. И тут возникает дилемма, что лучше — камера зеркального типа со сменной оптикой начального уровня или топовая камера не зеркального типа с несменной оптикой?

Минимальная цена зеркалки с простеньким китовым объективом составляет порядка 600$ (например, Olympus E-500 Kit), и это ещё не все затраты. В будущем нужно будет приобрести ещё пару-тройку объективов, стоимость которых нередко превышает стоимость самого фотоаппарата. К тому же крайне редко встречаются камеры с поддержкой технологии «Live image» (визирование по дисплею), что для любителя весьма важно, и реализована эта функция в зеркалках не очень удобно (ч/б изображение, нагрев матрицы). Конечно, у зеркальных камер множество преимуществ. Но всё же, если бюджет на фотохобби имеет верхнюю планку 650-700$, то стоит обратить внимание на топовые камеры не зеркального типа с несменной оптикой. Выбор в этом сегменте весьма широкий. В данном обзоре рассмотрена камера Fujifilm S9500 (индекс для американского рынка S9000) c 9 Мп сенсором и 10,7-x оптическим зумом. С одной стороны, камера напичкана функциями любительской камеры. С другой стороны, реализация многих функций позаимствована у профессиональных камер, в частности, регулировка фокуса и зума кольцами на объективе (из-за этого многие упорно называют данную камеру полупрофессиональной или псевдозеркалкой).

Технические характеристики, заявленные производителем

Количество эффективных пикселов 9,0 миллионов
Матрица ПЗС матрица 1/1,6 дюйма 5-е поколение SCCD HR; общее количество пикселов: 9,24 млн
Разрешение. Размер кадра 3488×2616/ 3696×2464/ 2592×1944/ 2048×1536/ 1600×1200/ 640×480
Формат файла фото: CCD-RAW, JPEG (Exif версия 2.2), совместимые с DPOF; видео: AVI, Motion JPEG
Видоискатель Электронный, 0,44″ ЖК монитор 235000 пикселей
Объектив Fujinon с 10,7х оптическим зумом
Относительное отверстие 1/2,8-1/4,9
Карты памяти xD-Picture Card, CF, Microdrive
Фокусное расстояние 6,2-66,7 мм (эквивалентно 28-300 мм на 35-мм камере)
Контроль экспозиции 256-зональное TTL-измерение; режимы: авто, A, S, M, P, специальные программы
Чувствительность эквивалентна ISO 80/100/200/400/800/1600
Баланс белого автоматический режим, 6 режимов предустановок, 2 режима ручных предустановок
Расстояние фокусировки обычный режим: от 50 см до бесконечности; макросъемка — от 10см до 3 м; супермакросъемка — от 1 см до 1 м
Скорость затвора изменяемая, от 30 сек до 1/4000 сек
Вспышка автоматическая с датчиком контроля; эффективная дальность действия: прибл. 0,3-5,6 м; «горячий башмак» для внешней вспышки, совместима со следующими вспышками компании Metz: mecablitz 34 CS-2 digital; mecablitz 70 MZ-5; mecablitz 54 MZ-4 / 54 MZ-4i; mecablitz 44 MZ-2; mecablitz 36 C-2; mecablitz 20 BC-6;
ЖК монитор 1,8 дюйма, TFT, 118000 пикселей, поворотный
Источник питания 4 щелочных элемента питания размера АА, или 4 никель-металл-гидридных аккумулятора размера АА, или сетевой блок питания AC-5VX (опционально)
Встроенный таймер 2/10 секундный
Размеры камеры 128,0×93×129 мм (не включая принадлежности и доп. аксессуары)
Вес камеры около 645 г (без батареи и карты памяти)

В камере внедрены технологии, которые вызывают много споров. Первое — объектив ультразум. О недостатках в виде искажений на краях снимка можно говорить очень долго, если абстрагироваться от понятия того, что камера то любительская (хоть и «продвинутая»), но если учесть тот факт, что мощное зумирование для фотолюбителя немаловажная функция, то споры должны прекратиться. Второе —матрица SCCD HR (Super CCD High Resolution). Вкратце о технологии.

матрица матрица

Первое поколение было представлено ещё в 1999 году, а в тестируемой камере используется уже матрица 5-го поколения. Вместо использования прямоугольных фотодиодов используются восьмиугольные с углами 45 градусов.

Комплект поставки

  • фотоаппарат;
  • гарантийный талон;
  • руководство «быстрый старт» (на английском языке);
  • две книжки с полным руководством пользователя (на английском и на русском языках);
  • диск с драйверами и софтом;
  • 4 щелочных элемента питания типоразмера АА (в тестируемом комплекте Panasonic for DIGITAL);
  • кабель USB-miniUSB;
  • кабель для подключения к композитному входу видеотехники (2 RCA);
  • ремешок;
  • крышка объектива;
  • держатель крышки объектива;
  • бленда.

Внешний вид и удобство использования

Аппарат выполнен из шероховатого чёрного пластика с резиновой вставкой в правой части для более надёжной фиксации в руках. Использование пластика, да ещё и не очень дорогого, для любителей магниевых корпусов будет весомым отрицательным аргументом. Хотя качество сборки не вызывает никаких нареканий, все детали подогнаны очень качественно, ни скрипов, ни щелей обнаружить не удалось, а надпись «Made in Japan»внушает доверие.

Внешне модель S9500 очень похожа на зеркальные камеры начального уровня. И это касается не только размеров объектива. Зумирование происходит не привычной для цифрокомпактов клавишей качелей, а путём вращения широкого кольца с ребристой резиновой поверхностью. На крае неподвижной части кольца (кстати, выполненного из металла) нанесены цифры (28, 35, 100, 135, 200, 300), а на подвижной части нанесена полоса, по которой можно узнать, какое фокусное расстояние установлено в данный момент. При положении 300 объектив удлиняется практически вдвое. Регулировка ручного фокуса также осуществляется при помощи кольца, что опять напоминает зеркальные камеры. Но не стоит обманываться — регулировка не механическая, а псевдомеханическая и прямой связи с элементами объектива не имеет, а ход колеса не ограничен. Позиционирование не очень точное и иногда есть шанс проскочить необходимое положение, хотя в любом случае такой способ фокусировки гораздо более эффективен, чем фокусировка при помощи многократного нажатия джойстика с ориентировкой на шкалу расстояний (Olympus C-8080).

Fujifilm S9500

Вспышка  pop-up открывается вручную, но даже открытая в автоматическом режиме срабатывает не всегда. Есть возможность регулировки вспышки: 0, ±1/3EV, ±2/3EV, но автоматика частенько, но мягко вмешивается в работу и не даёт пересветить снимок. Также спереди размещены: датчик автофоуксировки, лампа подсветки автофокуса/индикатора таймера и гнездо синхронизации с внешней вспышкой, закрытое резиновой заглушкой.

Fujifilm S9500

В правой части под крышкой размёщён отсек для карт памяти CF и xD. Если с установкой xD проблем не возникает, то CF заходит на посадку очень туго и возникает подозрение, что карта устанавливается неправильно. (Устанавливать, как на фото).

Fujifilm S9500

Есть возможность использовать минивинчестеры IBM microdrive, но, учитывая нынешние цены на 4-х и 8–ми ГБ CF карты, такая поддержка не очень-то и нужна.

Fujifilm S9500

Опять же справа, но в нижней части размещён аккумуляторный отсек, для четырех элементов питания и типоразмера АА (например, Никель-металл-гидридные аккумуляторов. Никель-кадмиевые использовать не рекомендуется, так как они греются при работе и могут повредить элементы фотоаппарата). Элементы питания подпружинены слишком сильно, и закрывать крышку нужно очень аккуратно, дабы не повредить направляющие. Внизу размещено и металлическое крепление штатива, но, к сожалению, без фиксатора.

Fujifilm S9500

Слева размещены: кнопка открытия вспышки, клавиша отображения информации, трёхпозиционный переключатель режимов фокусировки (постоянный автофокус, автофокус, ручной фокус) с клавишей автофокусировки одним касанием по центру, и клавиша выбора режима макросъёмки. Под резиновой заглушкой размещены разъёмы mini-USB, аудио/видео выход micro-jack и разъём для подключения внешнего источника питания, который приобретается отдельно.

Fujifilm S9500

Сверху, кроме вспышки и горячего башмака, масса элементов управления. Трёхпозиционный круговой переключатель (выключение/просмотр/съёмка) с клавишей съёмки по центру (клавиша съемки имеет гнездо для подключения тросика), большой круговой переключатель режимов съёмки (ручной, приоритета диафрагмы, приоритета затвора, запрограммированные пресеты, автоматический режим, режим Anti-blur, естественное освещение, портрет, пейзаж, ночь, видеосъёмка), группа клавиш компенсации экспозиции, режим работы вспышки и серийной съемки. Работа последних трёх клавиш немного необычна, и работают они совместно круговой ручкой управления. Сначала зажимается одна из кнопок, а потом при помощи кругового переключателя выбирается режим. Поначалу такое управление кажется немного неудобным, но со временем к нему сильно привыкаешь, тем более что управление легко осуществляется одной рукой, да и для переключения режима не нужно тратить драгоценные секунды, бродя по меню.

Задняя панель просто изобилует элементами управления и отображения. Видоискатель (нужно заметить очень качественный, а главное удобный!) с регулятором диоптрий, откидной ЖК монитор и индикаторная лампочка. ЖК-дисплей совсем невелик, всего 1,8″, а на ярком солнце он меркнет и его не спасает даже установка яркости на максимальное значение и приходится использовать видоискатель, к которому просто невозможно придраться. Элементы управления: круглый трёхпозиционный переключатель режима фотометрии с клавишей фиксации экспозиции AE-L, группа клавиш: переключения между видоискателем/экраном и кнопка проверки фокуса (цифровое увеличение центральной части изображения вдвое), кнопка f (фоторежим — включает в себя выбор значения ISO, количества мегапикселей и фотоэффектов), четырёхпозиционный джойстик с клавишей меню/ввод по центру и в самом низу клавиша выбора режима отображения дисплея и она же — возврата.

Меню

Поначалу меню кажется очень запутанным и непонятным. Перед тестируемым фотоаппаратом долго использовался Olympus C-8080, проработка и удобство меню которого заслуживает уважения. Но со временем моё мнение кардинально изменилось, и работа с S9500 оказалась гораздо более удобной. Серьезных недостатков не так много. Первое — «тормознутая» реакция на нажатие клавиши disp/back, складывалось впечатление, что клавиша недожата, та же «тормознутость» была замечена при зумировании изображения в режиме просмотра. Возможно, это недоработка прошивки в конкретном экземпляре. Второе — при выборе какого-то значения (например, ISO) происходит автоматический переход на главное окно в режим съемки, а ведь при выборе возможны ошибки! И, наконец, третье — отсутствие поддержки русского языка! Из понятного широкому кругу пользователей только английский. Глубокие познания языка не нужны, но всё же досадно.

Режим съёмки
Выбор язака
Режим съёмки
Выбор языка
Выбор разрешения
Цветовые эфекты
Выбор разрешения
Цветовые эффекты
Выбор значение ISO
Установка шарпа
Выбор значения ISO
Установка резкости
Баланс белого
Баланс белого
Установка RAW
Данные EXIF
Просмотр, увеличение
Данные EXIF
Просмотр
Сортировка по дате
3x3
Сортировка по дате
Просмотр 3×3

Работа в режиме фотокамеры

В режиме автоматической съёмки фотоаппарат легко справлялся со всеми задачами, так что иногда даже возникала мысль — а зачем тут ручные настройки? Оказалось, в некоторых ситуациях к ним прибегнуть всё же приходиться. При максимальном приближении близко расположенных предметов съёмки (1-1,5 метра) автофокус наотрез отказался работать при любом освещении, с ручной регулировкой фокуса удалось навестись легко. При фотографировании паутины аппарат также дал промашку. Хотя в стандартных условиях автофокус порадовал качеством и скоростью своей работы. Три пресета баланса белого люминесцентного освещения, а тем более режим баланса белого «авто» с трудом справлялись в помещениях с освещением люминесцентными лампами с температурой выше 5200К!, благо есть ручная установка баланса белого. Но чтобы полностью избавиться от проблемы баланса белого, шарпа и других настроек фотографировать лучше в RAW с последующей настройкой по белому листу буквально несколькими кликами мышки в конвертере. Единственный недостаток — размер файла около 18 МБ и скорость записи его на карту. А серийная съёмка, к сожалению, возможна только в jpeg и без вспышки и, к сожалению, только с автоматическими настройками!

В процессе работы с ручными настройками на экран выводится масса подсказок, поэтому даже пользователь, впервые взявший в руки фотоаппарат, легко сможет делать качественные снимки, пользуясь ручными настройками.

Примеры снимков

Для просмотра исходного файла нажать на изображение (внимание! размер около 4 МБ):

фото
F = 6 мм; F/8; 1/320 с; ISO-100
фото
F = 67 мм; F/8; 1/320 с; ISO-100
фото
F = 6 мм; F/5,6; 1/250 с; ISO-80
фото
F = 67 мм; F/4,9; 1/500 с; ISO-80
фото
F = 10,7 мм
фото
F = 7 мм; F/4,5; 1/640 с; ISO-100
фото
F = 67 мм; F/4,9; 1/640 с; ISO-100
фото
F = 6 мм; F/5,6; 1/640 с; ISO-100
фото
F = 67 мм; F/8; 1/900 с; ISO-100
макро
Режим макро, 10 см
F = 11 мм; F/3,4; 1/80 с;
ISO-100
Супер макро
Режим супер макро, 1 см
F = 6 мм; F/2,8; 1/60 с; ISO-100

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Fujifilm S9500
Н/Д(0)

Во второй части статьи читайте о результатах тестов.

Фотоаппарат для тестов предоставлен компанией «Югконтракт»





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.