Звуковая карта ASUS 3DexPlorer AXP-201

 

Прочитав материал о звуковой плате ASUS 3D Explorer AXP-201, я всерьёз задумался о приобретении PCI звуковой карты и остановил свой выбор именно на этой карте, так как являюсь давним поклонником продукции фирмы ESS Technologies и качества фирмы ASUSTeK.

Необходимо сразу сказать, что у меня до этого была в работе ISA звуковая карта Sound Vision 32 Gold PnP (ESS1868 chip, ESS938 effect processor, Hardware General MIDI 32 voice), и сравнение будет вестись с ней.

В комплекте со звуковой картой ASUS 3D Explorer AXP-201 поставляются release драйвера версии 1.0, а на сайте находятся драйвера версии 2.0 beta. В процессе первой установки выяснилось, что карта автоматически устанавливается на адреса 240, 340 и т.д. и IRQ 10, что не свойственно SB совместимым картам для которых "де факто" являются адреса 220, 330 и IRQ 5.

Данная проблема вылечилась только полной переустановкой Win'95, так как никакие махинации с обнулением PnP реестра в биосе и мучением настроек Win'95 успехом не увенчались.

С release драйверами, поставляемыми в комплекте с платой, сразу после установки компьютер благополучно завис, и отвис только после удаления из config.sys и autoexec.bat строк с запуском aecu.sys и maestro.com (хотя с beta драйверами версии 2.0 таких проблем не было).

Ну вот, наконец, карта установлена, и я приступил к исследованиям. Сразу бросилось в глаза, что с помощью стандартного Win'95 микшера задействовать регулятор тембра, 3D эффект, хорус и ревербератор не представляется возможным, в виду отсутствия там оных. Для задействования данных параметров потребовалось установить дополнительную программу AudioRack32, поставляемую в комплекте. Это очень странно, так как драйвера для Sound Vision Gold 32 позволяют регулировать тембр из стандартного Win'95 микшера + включать/выключать 3D эффект, а AudioRack32, помимо вышеперечисленного, позволяет дополнительно регулировать глубину 3D эффекта (3 позиции). Причём, по моим наблюдениям, регулятор тембра во время проигрывания audio CD почему-то не оказывает влияния на тон звука, причём только для CD входа! Просто дикость какая-то… Потому что у Sound Vision 32 PnP таких глюков не замечено… 3D эффект имеет только два состояния — вкл/выкл, и на слух не так заметен как у Sound Vision, причём слышится по разному для версий драйверов 1.0 и 2.0 beta.

Теперь перейдём к сравнению Wave Table обоих карт. Мой знакомый гитарист прослушивая звучание карты Sound Vision 32 на примере музыкальной композицию passport из стандартных Win'95 файлов отметил, что звук бас-гитары в начале композиции весьма естественный, и похож на прменяемый гитаристами приём игры "тэппинг". Про звучание карты AXP-201 этого сказать нельзя, звук синтетический и не естественный. Хуже, пожалуй, я слышал только на AWE64. Остаётся только посетовать на возможность загрузки своих сэмплов в память звуковой карты, которой нет у Sound Vision 32, но никаких поставляемых дополнительных сэмплов и средств для их загрузки наподобии Sound Font для AWE64 я нигде не нашёл.

А теперь про совместимость с DOS. После указания в программе setup "DOS session and native DOS support" произошли две вещи, в config.sys прописался aecu.sys, а в autoexec.bat — maestro.com.

Загрузка данных утилит привела к двум дополнительным щелчкам в колонках при запуске копрьютера, перескоку карты с IRQ 10 на IRQ 5 (для SB PRO совместимости), и появлению при каждой перезагрузке изнуряющей надписи "Updating ESCD… Success".

Говорить про совместимость с DOS особенно как-то не приходится, потому что нет НИ ОДНОЙ утилиты настройки карты под DOS (в отличии от Sound Vision 32 где имеется полный набор утилит под DOS начиная от регуляторов уровня звука и кончая управлением звуковыми эффектами). В DOS сессии под Win'95 ещё жить можно, но в "голом" DOS'е всё совсем плохо - помимо того, что нельзя настроить карту, не играет General Midi. Оно и понятно: ведь сэмплы грузятся в память карты с помощью виндовой Dll'ки, а DOS'е этого, сами понимаете, сделать нельзя… А вот Sound Vision 32 играет MIDI музыку во всех играх под DOS без проблем!

Вышеперечисленные причины были как раз тем фактором, который побудил меня в своё время отказаться от AWE64. Кстати, в Quake 2 звук на AXP-201 дёргается и срывается, проблему решить не удалось, если кто знает как быть, помогите!

В заключении хочу отметить, что возможности карты AXP-201 действительно высоки, но при наличии должной программной поддержки, каковой на данный момент не наблюдается. Если у кого-нибудь есть информация о наличии новых драйверов или полезных утилит для данной карты, обязательно известите обладателей этой платы!

Дополнительная информация:

Звуковые платы на чипе Maestro-1 производит не только ASUS но и Videologic, там она обзывается SonicStorm. Нечто подобное, правда на чипах Solo-1 и Maestro-2 выпускает компания O'RITE (не слышал раньше ничего и Рите). На чипсете Maestro-2 выпускает PCI звуковую плату Sonic Impact и компания Diamond.

Из руководства по инсталляции с сайта Videologic я узнал, что в файле mstrinf.ini который прописывается в корень диска C хранятся виндовые установки данной карты "наследуемые" потом DOS'ом. Так что хочешь, например, поменять громкость - перезагружайся из ДОС в винды, меняй громкость, и дуй обратно в ДОС! Да-а-а… Феноменально…

Нечто драйвероподобное находится на ftp.intresrc.com в каталоге drivers/terasound.

Беглый взгляд на драйвера с вышеназванных сайтов показал, что они похожи как близнецы-братья. А на самом сайте ESS Tecnologies о драйверах для PCI карт упоминания нет вообще (хотя для ISA карт лежат себе спокойненько). На ftp.esstech.com меня не пустили, вот и мысль у меня: а не оттуда-ли дровишки? Ну что-ж, будем терпеливо ждать нормальных драйверов и утилит (необязательно фирменного исполнения).

И напоследок маленькая просьба: если есть информация по программированию на низком уровне (адреса, порты) SB совместимых карт, как то название книги (с указанием автора) и адрес московского магазина где она была приобретена, или адрес internet ресурса (желательно на русском языке, но можно и на английском), то буду признателен если обладатель данной информации поделится ею со мной. Желательно по данной теме посылать сообщения на адрес chung@chat.ru.


Дополнение 1

Я уже писал Вам о карте AXP-201, но кое-что может быть упустил, или раскрыл недостаточно полно.

История приобретения моей карты полностью аналогична рассказанной Кириллом Громовым, за исключением того, что я перед этим работал на SoundVision Gold 16 (ESS 1688), Edisson Gold 16 (ESS 688) и Shubert 16 (ESS 1868). Как видите, я слушал почти все чипы ESS. Но я так и не купил себе карты WaveTable или карты с ESS 968.

Проблем с зависанием ПК у меня не было, может быть потому, что являясь поклонником хорошего железа нечему было конфликтовать:

  • MotherBoard ASUS T2P4 rev 3.10
  • CPU: iPentium-120 при частоте шины 83 и коэффициенте умножения 2 получался iP-166
  • Video: S3 Trio V2/DX с 1 Mb EDO от ExpertColor (Это упущение в железе исправлено теперь Viper'ом V330)
  • Memory: Siemens 2x16 Real Parity SIMM (теперь уже 2x32 EDO SIMM)
  • HDD: Quantum FireBall 1280
  • SCSI: TekRam DC-310 (PCI)

Поэтому после перезагрузки машины все было в порядке, и ничего удалять не надо было.

После успешного старта Win'95 и аналогичных недоумений по поводу регуляторов, я все-же исследовал стандартный микшер и был удивлен наличием обилия регуляторов параметров карты. Но в отличие от ругаемого AWE-64, у которого все регуляторы находятся только в основном окне, только регуляторы тембра и выключатель 3D в отдельном диалоге, AXP-201 предоставляет доступ таким образом, как Вы устанавливаете параметры карточки при работе с записью. Т.е. через меню, выбрав пункт "Свойства", затем "Другие", затем в появившемся окошке появляется список диалогов с параметрами, правда сгруппированными по странным признакам. Но это не важно, важно то, что даже пресловутый Audio Rack 32 не предоставляет всех возможностей по регулировкам платы. Насколько я помню, у того параметра, что AR32 понимает под 3D имеется 5 или 6 независимых регуляторов! И действительно, если пользоваться AR32, то получается что у 3D всего 2 состояния вкл и выкл, а если использовать микшер от Win'95, то можно добиться значительно больших эффектов, чем на бывшей карте автора.

По поводу щелчков в колонках: это, формально, недостаток колонок, а точнее того усилителя, что в них расположен. Частично, хотя автор и не описал к какому из выходов карты он их подключил (Line Out или Speaker), к этому причастен и оконечный усилитель карты.

Совместимость с DOS. Эта карта может работать с DOS и есть драйвер, позволяющий любой прикладной программе через регистры карты управлять амплитудой выходного сигнала. Но, если внимательно вчитаться в описание, то становится ясно, что карта не с DOS, а с Creative Sound Blaster PRO, которая, как известно, не умела ничего, кроме как регулировать громкость. О "3D" или о тембре тогда только начинали размышлять.

Загрузка сэмплов не имеет ничего общего с тем GM, который установлен на SV 32 Gold. Собственно для чего использовать режимы GM, если понятно, что те 2 Мб, которые есть на карте, не обеспечат хорошего звучания.

Кстати, если верить всему, что я слышал про подобные карты, то ASUS вообще зря сделал возможность установки ОЗУ на карте. по стандарту PC'97, под который готовилась AXP-201, сэмплы должны грузиться в ОЗУ компьютера, что не ограничивает пользователей теми 2 Мб на AXP или 28 Мб на AWE.

Зачем вообще использовать карту, которая:

  1. Создана для работы на шине PCI с такой гигантской пропускной способностью
  2. Должна (пока еще нет модулей) работать с 6-ю! (у Creative пока с 4-мя) колонками
  3. Оптимизирована под стандарт DirectSound
для старых игр, сделанных под DOS?

В этом случае нужно было купить карту типа MonsterSound PCI, ранние модели которых не могли работать без ISA звукового адаптера (это была их совместимость с DOS). Тут бы и пригодился SV 32 Gold с его богатыми возможностями.

В выводе я согласен с автором, что карта действительно богатая, но хотел бы сделать два замечания:

  1. Имеет смысл взглянуть на разводку микросхем, установленных на AXP-201. На них есть несколько незадействованных выводов. Один из них — вход сигнала PC-Speaker'а с материнской платы. Описание можно найти на www.esstech.com в разделе описаний изделий.
  2. ESS Tech уже выпустила чип Maestro-2, который уже несколько тайваньских фирм установили на свои карты. Может в их число вошел и ASUStek? Карты от не ASUS я уже видел в Москве в продаже.

По большому счету, установка PCI карты оправдана лишь в Pentium-II системах, т.к. PCI слотов на обычных Pentium платах 3-4, и они обычно заняты под что-либо более полезное и требующее использования PCI.

Например почти на любой плате Iwill или Asus с 4-мя слотами PCI:

  • номер 1: Видеоадаптер.
  • номер 2: Чаще всего уже для домашних ПК карта на 3DFx
  • номер 3: Декодер DVD (за исключением систем на картах с AMC — ATI MultiMedia Channel)
  • номер 4: SCSI, 3DFx в режиме SLI (я не помню точно как называется, но еще один 3DFx), сетевой адаптер или, наконец, звуковая карта . (Экзотика)

А на платах того-же Tomato (Zida) слотов 3, — следовательно "номер 4" отпадает.

Конечно, возможны варианты — отсутствие второго 3DFx, SCSI-адаптера и сетевой карты, а DVD декодер установить на AGP видеокарту и установить на мат. плату с чипсетом VIA… Но это обсуждается уже в другом разделе iXBT.


Дополнение-2

Звуковая плата ASUS 3DexPlorer AXP-201 выпускается в 2x вариантах:

  1. На чипах AGOGO XP — с этим чипсетом были сигнальные образцы и первые партии AXP-201. В виду отсутствия поддержки A3D, данный набор стал не перспективен и более, я подозреваю, в AXP-201 применяться не будет.
  2. На чипах MAESTRO-1 — более продвинутый чипсет, имеющий поддержку A3D, на нем и делаются существующие платы AXP-201.

По поводу драйверов: есть сайт www.bestunion.com.hk, в дебрях которого скрываются более-менее новые драйвера под набор чипов MAESTRO-1, включающие в себя драйвера для игр, использующих звучание в формате A3D, Wave table 4 Mb и еще некоторые улучшения, как например снижение уровня шумов на 4dB. Сайт хорошо оформлен но тянуть почти 8 Mb — именно столько веcят эти драйвера, без возможности докачки дело, конечно, непростое.

Рваное звучание в QUAKE2 я поборол изменением настройки звука в setupe самой игры.


Дополнение-3

(в этот раз от Кирилла Громова)

Весьма рад, что мой материал вызвал интерес у читателей iXBT.

Более подробно прокомментирую некоторые моменты, справедливо затронутые Олегом Ямщиковым.

Проблема зависания карты при старте Win95 не является проблемой моего компьютера, а является проблемой драйверов релиза 1.0. Эта проблема описывается как решённая в релизе 2.0b, и прямо поттверждается отсутствием зависаний после перехода на данный релиз.

По поводу щелчков колонок. У меня активные колонки подключены к линейному выходу, но причина щелчков не в этом. Если размышлять логически, то во время загрузки утилит aecu и maestro происходит инциализация карты с параметрами, считываемыми из c:mstrinf.ini, и нет ничего особенного, что при скачкообразном изменении параметра (громкости к примеру) раздаётся щелчок в колонках. Для косвенного поттверждения моих соображений для обладатели карт на старых ESS чипах могут проделать следующие манипуляции: ESSVOL /V:0 и ESSVOL /V:15 последовательно.

По поводу совместимости с DOS. Да не обидится Олег, но он немножко кривит душой. Да, действительно, ESS эмулирует в DOS SB PRO 2.0. Но при этом, является так же самостоятельным устройством ESS AudioDrive! Взяв для примера Sound Vision Gold 32, я хотел подчеркнуть, что все возможности регулировки данной карты доступны из DOS с помощью нехитрых утилит ESSVOL, ES938CTL, ESSCFG. Да и действительно, какая разница где писать числа в порты, в DOS или в Windows? Поэтому я очень прохладно отношусь к заявлениям, дескать, "only for Windows". Cледует признать, что некоторые возможности типа использования системной памяти из под DOS осуществить проблематично, к регулировке громкости и тембра это не относится! А с точки зрения потребителя, я вправе требовать полной совместимости сверху вниз. Для карты AXP-201 особых трудностей по-моему не видно. Вопрос конечно философский, но специально отвергая поддержку продуктов под DOS (Nvidia это даже откровенно заявляет) фирмы отсекают слой потенциальных покупателей.

Действительно, на Sound Vision Gold 32 стоит ПЗУ с сэмплами и аппаратный интерфейс позволяющий их проигрывать через External Midi порт. В силу того, что это ПЗУ, возможность подгрузки сэмплов отсутствует. Если у AXP-201 есть возможность подгрузки сэмплов во внутреннюю память — это можно только приветсвовать! Кстати, вопрос, есть ли в самом чипе память для сэмплов (вроде 512К на AWE64)?

В отношении подключения PC-спикера есть один подводный камень, касаемый, пожалуй, всех карт. Стандартно подразумевается, что у любого входа на карте "общим" проводом является "земля", на некоторых же мат. платах своим "общим" выводом PC спикер подключается к "+5в" (добрый совет: проверьте это на своей MB тестером), результат коммутации "+5в" и "земли" может принести самые разные результаты, вот некоторые из них: тихое срабатывание защиты блока питания, тихое срабатывание защиты с лёгким нагревом коммутирующего проводника (у меня такое было), раскаление с последующим расплавлением проводника плюс ожог руки и вонь хлорвиниловой изоляции по всей комнате, ну и т.д.

В своё время, будучи обладателем карты Miss Melody на ESS688, столкнулся с проблемами совместимости её DOS драйверов и Win95 (ну и DOS 7.0 конечно), плюнув на заумные notes в описании карты, я дизассемблировал DOS драйвера, разобрался в их работе и написал свою конфигурилку. После её установки всё прекрасно заработало! Да простят меня поклонники только фирменного ПО из под руки vendorов, но по моему это единственный способ удовлетворить желания многочисленных пользователей различных карт. Поэтому предложение: объеденить усилия по написанию собственных утилит для карт, собирать информацию по документированным и недокументированным возможностям карт преимущественно программного характера. Надеюсь, что дизассемлированный код драйверов не будет считаться наглым хакеризом. Особенно удачные творения (если таковые будут) можно посылать на сайты фирм-производителей, где их возможно поместят в папку beta драйверов. Мнения выражаемые мне лично просьба посылать по адресу: chung@chat.ru.

А вообще-то видится нечто наподобие страницы "Уголок домашнего разработчика" с разделами и подразделами. Если идея нравится, то пишите.

 

13 мая 1998 Г.

ASUS 3DexPlorer AXP-201 Addenium

Звуковая карта ASUS 3DexPlorer AXP-201

 

Прочитав материал о звуковой плате ASUS 3D Explorer AXP-201, я всерьёз задумался о приобретении PCI звуковой карты и остановил свой выбор именно на этой карте, так как являюсь давним поклонником продукции фирмы ESS Technologies и качества фирмы ASUSTeK.

Необходимо сразу сказать, что у меня до этого была в работе ISA звуковая карта Sound Vision 32 Gold PnP (ESS1868 chip, ESS938 effect processor, Hardware General MIDI 32 voice), и сравнение будет вестись с ней.

В комплекте со звуковой картой ASUS 3D Explorer AXP-201 поставляются release драйвера версии 1.0, а на сайте находятся драйвера версии 2.0 beta. В процессе первой установки выяснилось, что карта автоматически устанавливается на адреса 240, 340 и т.д. и IRQ 10, что не свойственно SB совместимым картам для которых "де факто" являются адреса 220, 330 и IRQ 5.

Данная проблема вылечилась только полной переустановкой Win'95, так как никакие махинации с обнулением PnP реестра в биосе и мучением настроек Win'95 успехом не увенчались.

С release драйверами, поставляемыми в комплекте с платой, сразу после установки компьютер благополучно завис, и отвис только после удаления из config.sys и autoexec.bat строк с запуском aecu.sys и maestro.com (хотя с beta драйверами версии 2.0 таких проблем не было).

Ну вот, наконец, карта установлена, и я приступил к исследованиям. Сразу бросилось в глаза, что с помощью стандартного Win'95 микшера задействовать регулятор тембра, 3D эффект, хорус и ревербератор не представляется возможным, в виду отсутствия там оных. Для задействования данных параметров потребовалось установить дополнительную программу AudioRack32, поставляемую в комплекте. Это очень странно, так как драйвера для Sound Vision Gold 32 позволяют регулировать тембр из стандартного Win'95 микшера + включать/выключать 3D эффект, а AudioRack32, помимо вышеперечисленного, позволяет дополнительно регулировать глубину 3D эффекта (3 позиции). Причём, по моим наблюдениям, регулятор тембра во время проигрывания audio CD почему-то не оказывает влияния на тон звука, причём только для CD входа! Просто дикость какая-то… Потому что у Sound Vision 32 PnP таких глюков не замечено… 3D эффект имеет только два состояния — вкл/выкл, и на слух не так заметен как у Sound Vision, причём слышится по разному для версий драйверов 1.0 и 2.0 beta.

Теперь перейдём к сравнению Wave Table обоих карт. Мой знакомый гитарист прослушивая звучание карты Sound Vision 32 на примере музыкальной композицию passport из стандартных Win'95 файлов отметил, что звук бас-гитары в начале композиции весьма естественный, и похож на прменяемый гитаристами приём игры "тэппинг". Про звучание карты AXP-201 этого сказать нельзя, звук синтетический и не естественный. Хуже, пожалуй, я слышал только на AWE64. Остаётся только посетовать на возможность загрузки своих сэмплов в память звуковой карты, которой нет у Sound Vision 32, но никаких поставляемых дополнительных сэмплов и средств для их загрузки наподобии Sound Font для AWE64 я нигде не нашёл.

А теперь про совместимость с DOS. После указания в программе setup "DOS session and native DOS support" произошли две вещи, в config.sys прописался aecu.sys, а в autoexec.batmaestro.com.

Загрузка данных утилит привела к двум дополнительным щелчкам в колонках при запуске копрьютера, перескоку карты с IRQ 10 на IRQ 5 (для SB PRO совместимости), и появлению при каждой перезагрузке изнуряющей надписи "Updating ESCD… Success".

Говорить про совместимость с DOS особенно как-то не приходится, потому что нет НИ ОДНОЙ утилиты настройки карты под DOS (в отличии от Sound Vision 32 где имеется полный набор утилит под DOS начиная от регуляторов уровня звука и кончая управлением звуковыми эффектами). В DOS сессии под Win'95 ещё жить можно, но в "голом" DOS'е всё совсем плохо - помимо того, что нельзя настроить карту, не играет General Midi. Оно и понятно: ведь сэмплы грузятся в память карты с помощью виндовой Dll'ки, а DOS'е этого, сами понимаете, сделать нельзя… А вот Sound Vision 32 играет MIDI музыку во всех играх под DOS без проблем!

Вышеперечисленные причины были как раз тем фактором, который побудил меня в своё время отказаться от AWE64. Кстати, в Quake 2 звук на AXP-201 дёргается и срывается, проблему решить не удалось, если кто знает как быть, помогите!

В заключении хочу отметить, что возможности карты AXP-201 действительно высоки, но при наличии должной программной поддержки, каковой на данный момент не наблюдается. Если у кого-нибудь есть информация о наличии новых драйверов или полезных утилит для данной карты, обязательно известите обладателей этой платы!

Дополнительная информация:

Звуковые платы на чипе Maestro-1 производит не только ASUS но и Videologic, там она обзывается SonicStorm. Нечто подобное, правда на чипах Solo-1 и Maestro-2 выпускает компания O'RITE (не слышал раньше ничего и Рите). На чипсете Maestro-2 выпускает PCI звуковую плату Sonic Impact и компания Diamond.

Из руководства по инсталляции с сайта Videologic я узнал, что в файле mstrinf.ini который прописывается в корень диска C хранятся виндовые установки данной карты "наследуемые" потом DOS'ом. Так что хочешь, например, поменять громкость - перезагружайся из ДОС в винды, меняй громкость, и дуй обратно в ДОС! Да-а-а… Феноменально…

Нечто драйвероподобное находится на ftp.intresrc.com в каталоге drivers/terasound.

Беглый взгляд на драйвера с вышеназванных сайтов показал, что они похожи как близнецы-братья. А на самом сайте ESS Tecnologies о драйверах для PCI карт упоминания нет вообще (хотя для ISA карт лежат себе спокойненько). На ftp.esstech.com меня не пустили, вот и мысль у меня: а не оттуда-ли дровишки? Ну что-ж, будем терпеливо ждать нормальных драйверов и утилит (необязательно фирменного исполнения).

И напоследок маленькая просьба: если есть информация по программированию на низком уровне (адреса, порты) SB совместимых карт, как то название книги (с указанием автора) и адрес московского магазина где она была приобретена, или адрес internet ресурса (желательно на русском языке, но можно и на английском), то буду признателен если обладатель данной информации поделится ею со мной. Желательно по данной теме посылать сообщения на адрес chung@chat.ru.




Дополнение 1

Я уже писал Вам о карте AXP-201, но кое-что может быть упустил, или раскрыл недостаточно полно.

История приобретения моей карты полностью аналогична рассказанной Кириллом Громовым, за исключением того, что я перед этим работал на SoundVision Gold 16 (ESS 1688), Edisson Gold 16 (ESS 688) и Shubert 16 (ESS 1868). Как видите, я слушал почти все чипы ESS. Но я так и не купил себе карты WaveTable или карты с ESS 968.

Проблем с зависанием ПК у меня не было, может быть потому, что являясь поклонником хорошего железа нечему было конфликтовать:

  • MotherBoard ASUS T2P4 rev 3.10
  • CPU: iPentium-120 при частоте шины 83 и коэффициенте умножения 2 получался iP-166
  • Video: S3 Trio V2/DX с 1 Mb EDO от ExpertColor (Это упущение в железе исправлено теперь Viper'ом V330)
  • Memory: Siemens 2x16 Real Parity SIMM (теперь уже 2x32 EDO SIMM)
  • HDD: Quantum FireBall 1280
  • SCSI: TekRam DC-310 (PCI)

Поэтому после перезагрузки машины все было в порядке, и ничего удалять не надо было.

После успешного старта Win'95 и аналогичных недоумений по поводу регуляторов, я все-же исследовал стандартный микшер и был удивлен наличием обилия регуляторов параметров карты. Но в отличие от ругаемого AWE-64, у которого все регуляторы находятся только в основном окне, только регуляторы тембра и выключатель 3D в отдельном диалоге, AXP-201 предоставляет доступ таким образом, как Вы устанавливаете параметры карточки при работе с записью. Т.е. через меню, выбрав пункт "Свойства", затем "Другие", затем в появившемся окошке появляется список диалогов с параметрами, правда сгруппированными по странным признакам. Но это не важно, важно то, что даже пресловутый Audio Rack 32 не предоставляет всех возможностей по регулировкам платы. Насколько я помню, у того параметра, что AR32 понимает под 3D имеется 5 или 6 независимых регуляторов! И действительно, если пользоваться AR32, то получается что у 3D всего 2 состояния вкл и выкл, а если использовать микшер от Win'95, то можно добиться значительно больших эффектов, чем на бывшей карте автора.

По поводу щелчков в колонках: это, формально, недостаток колонок, а точнее того усилителя, что в них расположен. Частично, хотя автор и не описал к какому из выходов карты он их подключил (Line Out или Speaker), к этому причастен и оконечный усилитель карты.

Совместимость с DOS. Эта карта может работать с DOS и есть драйвер, позволяющий любой прикладной программе через регистры карты управлять амплитудой выходного сигнала. Но, если внимательно вчитаться в описание, то становится ясно, что карта не с DOS, а с Creative Sound Blaster PRO, которая, как известно, не умела ничего, кроме как регулировать громкость. О "3D" или о тембре тогда только начинали размышлять.

Загрузка сэмплов не имеет ничего общего с тем GM, который установлен на SV 32 Gold. Собственно для чего использовать режимы GM, если понятно, что те 2 Мб, которые есть на карте, не обеспечат хорошего звучания.

Кстати, если верить всему, что я слышал про подобные карты, то ASUS вообще зря сделал возможность установки ОЗУ на карте. по стандарту PC'97, под который готовилась AXP-201, сэмплы должны грузиться в ОЗУ компьютера, что не ограничивает пользователей теми 2 Мб на AXP или 28 Мб на AWE.

Зачем вообще использовать карту, которая:

  1. Создана для работы на шине PCI с такой гигантской пропускной способностью
  2. Должна (пока еще нет модулей) работать с 6-ю! (у Creative пока с 4-мя) колонками
  3. Оптимизирована под стандарт DirectSound
для старых игр, сделанных под DOS?

В этом случае нужно было купить карту типа MonsterSound PCI, ранние модели которых не могли работать без ISA звукового адаптера (это была их совместимость с DOS). Тут бы и пригодился SV 32 Gold с его богатыми возможностями.

В выводе я согласен с автором, что карта действительно богатая, но хотел бы сделать два замечания:

  1. Имеет смысл взглянуть на разводку микросхем, установленных на AXP-201. На них есть несколько незадействованных выводов. Один из них — вход сигнала PC-Speaker'а с материнской платы. Описание можно найти на www.esstech.com в разделе описаний изделий.
  2. ESS Tech уже выпустила чип Maestro-2, который уже несколько тайваньских фирм установили на свои карты. Может в их число вошел и ASUStek? Карты от не ASUS я уже видел в Москве в продаже.

По большому счету, установка PCI карты оправдана лишь в Pentium-II системах, т.к. PCI слотов на обычных Pentium платах 3-4, и они обычно заняты под что-либо более полезное и требующее использования PCI.

Например почти на любой плате Iwill или Asus с 4-мя слотами PCI:

  • номер 1: Видеоадаптер.
  • номер 2: Чаще всего уже для домашних ПК карта на 3DFx
  • номер 3: Декодер DVD (за исключением систем на картах с AMC — ATI MultiMedia Channel)
  • номер 4: SCSI, 3DFx в режиме SLI (я не помню точно как называется, но еще один 3DFx), сетевой адаптер или, наконец, звуковая карта . (Экзотика)

А на платах того-же Tomato (Zida) слотов 3, — следовательно "номер 4" отпадает.

Конечно, возможны варианты — отсутствие второго 3DFx, SCSI-адаптера и сетевой карты, а DVD декодер установить на AGP видеокарту и установить на мат. плату с чипсетом VIA… Но это обсуждается уже в другом разделе iXBT.




Дополнение-2

Звуковая плата ASUS 3DexPlorer AXP-201 выпускается в 2x вариантах:

  1. На чипах AGOGO XP — с этим чипсетом были сигнальные образцы и первые партии AXP-201. В виду отсутствия поддержки A3D, данный набор стал не перспективен и более, я подозреваю, в AXP-201 применяться не будет.
  2. На чипах MAESTRO-1 — более продвинутый чипсет, имеющий поддержку A3D, на нем и делаются существующие платы AXP-201.

По поводу драйверов: есть сайт www.bestunion.com.hk, в дебрях которого скрываются более-менее новые драйвера под набор чипов MAESTRO-1, включающие в себя драйвера для игр, использующих звучание в формате A3D, Wave table 4 Mb и еще некоторые улучшения, как например снижение уровня шумов на 4dB. Сайт хорошо оформлен но тянуть почти 8 Mb — именно столько веcят эти драйвера, без возможности докачки дело, конечно, непростое.

Рваное звучание в QUAKE2 я поборол изменением настройки звука в setupe самой игры.




Дополнение-3

(в этот раз от Кирилла Громова)

Весьма рад, что мой материал вызвал интерес у читателей iXBT.

Более подробно прокомментирую некоторые моменты, справедливо затронутые Олегом Ямщиковым.

Проблема зависания карты при старте Win95 не является проблемой моего компьютера, а является проблемой драйверов релиза 1.0. Эта проблема описывается как решённая в релизе 2.0b, и прямо поттверждается отсутствием зависаний после перехода на данный релиз.

По поводу щелчков колонок. У меня активные колонки подключены к линейному выходу, но причина щелчков не в этом. Если размышлять логически, то во время загрузки утилит aecu и maestro происходит инциализация карты с параметрами, считываемыми из c:\mstrinf.ini, и нет ничего особенного, что при скачкообразном изменении параметра (громкости к примеру) раздаётся щелчок в колонках. Для косвенного поттверждения моих соображений для обладатели карт на старых ESS чипах могут проделать следующие манипуляции: ESSVOL /V:0 и ESSVOL /V:15 последовательно.

По поводу совместимости с DOS. Да не обидится Олег, но он немножко кривит душой. Да, действительно, ESS эмулирует в DOS SB PRO 2.0. Но при этом, является так же самостоятельным устройством ESS AudioDrive! Взяв для примера Sound Vision Gold 32, я хотел подчеркнуть, что все возможности регулировки данной карты доступны из DOS с помощью нехитрых утилит ESSVOL, ES938CTL, ESSCFG. Да и действительно, какая разница где писать числа в порты, в DOS или в Windows? Поэтому я очень прохладно отношусь к заявлениям, дескать, "only for Windows". Cледует признать, что некоторые возможности типа использования системной памяти из под DOS осуществить проблематично, к регулировке громкости и тембра это не относится! А с точки зрения потребителя, я вправе требовать полной совместимости сверху вниз. Для карты AXP-201 особых трудностей по-моему не видно. Вопрос конечно философский, но специально отвергая поддержку продуктов под DOS (Nvidia это даже откровенно заявляет) фирмы отсекают слой потенциальных покупателей.

Действительно, на Sound Vision Gold 32 стоит ПЗУ с сэмплами и аппаратный интерфейс позволяющий их проигрывать через External Midi порт. В силу того, что это ПЗУ, возможность подгрузки сэмплов отсутствует. Если у AXP-201 есть возможность подгрузки сэмплов во внутреннюю память — это можно только приветсвовать! Кстати, вопрос, есть ли в самом чипе память для сэмплов (вроде 512К на AWE64)?

В отношении подключения PC-спикера есть один подводный камень, касаемый, пожалуй, всех карт. Стандартно подразумевается, что у любого входа на карте "общим" проводом является "земля", на некоторых же мат. платах своим "общим" выводом PC спикер подключается к "+5в" (добрый совет: проверьте это на своей MB тестером), результат коммутации "+5в" и "земли" может принести самые разные результаты, вот некоторые из них: тихое срабатывание защиты блока питания, тихое срабатывание защиты с лёгким нагревом коммутирующего проводника (у меня такое было), раскаление с последующим расплавлением проводника плюс ожог руки и вонь хлорвиниловой изоляции по всей комнате, ну и т.д.

В своё время, будучи обладателем карты Miss Melody на ESS688, столкнулся с проблемами совместимости её DOS драйверов и Win95 (ну и DOS 7.0 конечно), плюнув на заумные notes в описании карты, я дизассемблировал DOS драйвера, разобрался в их работе и написал свою конфигурилку. После её установки всё прекрасно заработало! Да простят меня поклонники только фирменного ПО из под руки vendorов, но по моему это единственный способ удовлетворить желания многочисленных пользователей различных карт. Поэтому предложение: объеденить усилия по написанию собственных утилит для карт, собирать информацию по документированным и недокументированным возможностям карт преимущественно программного характера. Надеюсь, что дизассемлированный код драйверов не будет считаться наглым хакеризом. Особенно удачные творения (если таковые будут) можно посылать на сайты фирм-производителей, где их возможно поместят в папку beta драйверов. Мнения выражаемые мне лично просьба посылать по адресу: chung@chat.ru.

А вообще-то видится нечто наподобие страницы "Уголок домашнего разработчика" с разделами и подразделами. Если идея нравится, то пишите.