Обзор слайсера Anycubic Photon Workshop и устройства Anycubic Wash&Cure: до и после 3D-печати

Продолжаем рассматривать продукты, предлагаемые компанией Anycubic: про фотополимерный 3D-принтер Photon Mono X и печать на нем мы рассказали в предыдущем обзоре, а сейчас речь пойдет про программу-слайсер Photon Workshop, помогающую подготовить печать изделия, и про устройства Wash&Cure, которые упрощают и облегчают постобработку напечатанных объектов.

Программа Anycubic Photon Workshop

Слайсеры для фотополимерной печати

Что такое слайсер и зачем он нужен, мы не раз объясняли на страницах нашего сайта при описании FDM-принтеров. Поэтому снова тратить время не будем и ограничимся одной фразой: это программа, которая превращает STL-файл изделия в код для конкретной модели 3D-принтера, задающий параметры печати и описывающий действия частей и механизмов для каждого слоя. Почти всегда в слайсерах имеется большее или меньшее количество дополнительных возможностей, включая просмотр и редактирование, выбор настроек, а также функции задания положения изделия при печати, генерации поддержек и т. п.

Различных слайсеров много, но не все пригодны для использования с конкретным 3D-принтером: как минимум, программа должна поддерживать эту модель, то есть «знать» ее особенности для правильного формирования управляющего кода либо давать возможность вносить параметры конкретных моделей (а с этим порой бывают проблемы, особенно у делающих первые шаги в 3D-печати). Кроме того, должны учитываться другие факторы — от глобальных, связанных с технологией, до более «приземленных» вроде задания оптимальных установок для используемого сорта расходных материалов (в данном случае смолы), заявленных производителем либо определенных экспериментально.

О выборе расположения модели для печати и генерации поддержек: подходы, привычные для FDM/FFF принтеров, сильно отличаются от методов, оптимальных для SLA. Это совершенно отдельная тема, которой можно посвятить несколько обзоров и не исчерпать до конца; интересующихся отсылаем в интернет, где разных материалов очень много. А сейчас вновь ограничимся краткими пояснениями.

Первое: фотополимерная печать редко обходится без поддержек, но формируются они иначе, чем для FDM — хотя бы потому, что в mSLA слои последовательно наносятся не снизу вверх, а сверху вниз. Да и выглядят они тоже по-другому, а обилие поддерживающих элементов уже не оказывает столь сильного влияния на общее время печати, как у FDM, хотя в плане лишних затрат расходных отличается мало.

Второе: напомним упоминавшийся в обзоре принтера эффект присасывания слоя к FEP-пленке, который может приводить к появлению дефектов вплоть до отрыва напечатанного от платформы. Кроме того, имеются особенности формирования слоев, влияющие на внешний вид готового изделия. Поэтому есть определенные приемы и рекомендации для правильного размещения моделей при их подготовке к печати в слайсере, которые призваны устранить или минимизировать эти факторы.

Крупные производители принтеров часто предлагают свои слайсеры, «заточенные» под собственные модели. Не является исключением и компания Anycubic: на официальном сайте предлагается программа Photon Workshop (отдельные инсталляторы для Mac, Win32 и Win64).

Есть и другие варианты, которые также можно свободно скачать в интернете и попробовать — например, Lychee и ChituBox (у последнего знатоки находят много общего с Photon Workshop, а порой даже определяют программу Anycubic как производную от этого слайсера).

Все эти программы мы описывать и сравнивать не будем, лишь кратко расскажем о возможностях Anycubic Photon Workshop.

Возможности ПО Anycubic

На сайте компании во время тестирования самой свежей была версия 2.1.29, на флешке из комплекта этот слайсер также имеется, но в более старом варианте. Доступно довольно подробное описание, которое находится в файле с инструкциями к принтеру. Предлагается и отдельный PDF-файл, который посвящен данному слайсеру, но он касается лишь новых функций программы; свежесть этих «новостей» сомнительна: если судить по скриншотам в документе, то речь про версию 2.1.23, а даже на флешке записана v.2.1.24. Как и для прошивок, какие-то комментарии к новым версиям производитель не публикует.

Установка не имеет особенностей, но по ее окончании может выясниться, что программа не запускается на этом компьютере — требуется более высокая версия OpenGL:

Судя по отзывам, проблема не единичная, зачастую приведенное нами окно не появляется либо просто сообщается о прекращении работы программы, слайсер не запускается.

Производитель приводит такие требования к компьютеру:

  • GPU должен поддерживать OpenGL в версии не ниже 3.3 (что мы и наблюдали; для проверки на github можно скачать утилиту),
  • объем памяти не менее 8 ГБ.

Насколько это серьезно, мы убедились сами: безуспешно пытались устанавливать на компьютеры с видеокартами Intel (интегрированной) и AMD (дискретной), программа нормально заработала лишь на третьем — с дискретной Nvidia.

Подсказка на случай, если у вас такая проблема есть, но нет возможности пробовать на нескольких компьютерах: нам встретился рассказ владельца принтера об общении с техподдержкой производителя, в которой ему просто посоветовали перейти на ChituBox.

Вот так выглядит окно Photon Workshop с загруженной фигуркой тигра, которая предлагалась в интернете для свободного скачивания:

Правое поле можно убрать, чтобы увеличить область для просмотра (либо по «View — Para Settings», либо Alt+P).

Возможные языки интерфейса английский и китайский.

Основные настройки находятся в «Configure — Settings» (либо кнопка Settings справа внизу), первым делом указываем модель принтера, ряд ее параметров будет выставлен автоматически, причем некоторые изменять нельзя (на скриншоте они в светло-серых полях), а другие можно, но порой это вызывает недоумение: так, для максимального размера по оси Z (высота) по умолчанию выставляется заявленный для Photon Mono X предельный размер, который можно не только уменьшить, но и увеличить до значений, которые являются невозможными физически — предположительно это может быть полезно для последующей нарезки фигуры на части, которые принтер напечатать способен.

Вторая закладка окна описывает свойства смолы. Задаваемых параметров всего два: плотность в граммах на миллилитр (правда, значение по умолчанию скорее относится к граммам на литр) и тип (их три: обычная, стоматологическая и на растительной основе, но что еще меняется при таком выборе и меняется ли, остается непонятным); дополнительно есть цена (в долларах или юанях; конечно, можно вписать и значение в рублях) для подсчета стоимости печатаемого изделия. Можно добавлять другие типы смолы и давать им внятные названия.

В третьей закладке находятся параметры нарезки на слои (слайсинга). Обратите внимание, что в правой половине окна можно открыть расширенный набор настроек.

Давать комментарии к этим параметрам мы не будем: тема очень обширная, она явно выходит за рамки нашего обзора.

После задания всего необходимого получившийся набор установок можно сохранить в виде файла с расширением JSON и впоследствии загрузить.

Как и в других слайсерах, есть средства для изменения позиции загруженных объектов, их масштабирования и клонирования, зеркального отображения по любой из трех осей. Отметим, что функции Undo и Redo порой работают странно.

Можно менять и угол обзора.

Есть занятная функция создания 3D-модели головы человека по фотографиям профиль/анфас, желающие могут попробовать — последовательность действий есть в доступном PDF-файле с описанием новых функций программы. Судя по отзывам, получается так себе: всё же слайсер, тем более бесплатный, не может конкурировать с дорогим профессиональным софтом.

К модели можно добавить текст (именно добавить, а не создать новый объект, состоящий из букв), но управление этой возможностью тривиальным не назовешь: в простейшем случае (на плоскость) трудностей нет, но с более сложными поверхностями придется разбираться. Предусмотрено как добавление («Add mode»), так и удаление («Delete mode») надписей.

Можно посмотреть срезы объекта, сделать его пустотелым с определенной толщиной стенок и заполнить пустоты структурами по выбору для увеличения прочности (кнопка «Hollow and Fill», шестая в верхнем ряду).

Чтобы в замкнутых полостях не оставался неотвержденный фотополимер, предусмотрена функция Punching (седьмая кнопка), которая проделает отверстия с задаваемыми параметрами в выбранных местах объекта для вытекания лишней смолы.

Функция Split Model (восьмая кнопка) поможет разделить объект на части — например, если он слишком большой, либо чтобы удалить ненужное.

Мышью проводим линию в рабочем поле, создавая плоскость сечения (на среднем скриншоте отображена светло-серым), перемещаем-поворачиваем ее в нужное положение инструментами окна «Split Instance Dialog». Затем генерируем группы («Generate Groups»), выбираем лишнее и удаляем («Cut Group»). Всё — тигр лишился хвоста (дисклеймер: это только фигурка, ни одно реальное животное не пострадало!).

Когда все подобные работы закончены, переходим к подготовке кода для печати: в верхней части правого поля нажимаем закладку, переводящую к управлению поддержками в ручном и автоматическом режимах.

Перейдя в режим Delete, можно выбрать и удалить некоторые поддержки:

Предусмотрено и более «тонкое» редактирование автоматически сгенерированных поддержек в ручном режиме.

Сформировав поддержки, запускаем нарезку на слои — нажимаем «Slice»; следует запрос места сохранения и имени (подготовленные к печати файлы получают расширение PWMX), затем начинается формирование кода, которое может занять заметное время, если компьютер не самый могучий.

По окончании выдается сообщение с оценкой затрат времени и смолы; файл получается приличного размера — в нашем случае около 15 мегабайт.

Нажатие кнопки «Preview» позволит послойно посмотреть получившееся, в том числе в динамическом режиме, имитирующем процесс печати.

То же самое можно проделать и с ранее сформированными кодами — вот, например, несколько слоев теста R_E_R_F.pwmx:

Устройства Anycubic Wash&Cure

В обзоре 3D-принтера Anycubic Photon Mono X отмечалось, что сама фотополимерная печать является только первым этапом получения готового изделия. Как минимум, нужны еще промывка модели в растворителе для удаления остатков смолы, а также дозасветка в УФ-камере для окончательного отверждения.

Производители SLA-принтеров предлагают устройства, облегчающие эти процедуры. Поскольку мы начали изучение новой для нашего сайта технологии 3D-печати с продукции компании Anycubic, рассмотрим предлагаемые ею устройства Wash&Cure.

Anycubic Wash&Cure 2.0

В настоящее время доступны два варианта: доставшийся нам Anycubic Wash&Cure Plus, а также Wash&Cure 2.0. Ранее предлагалась модель Wash&Cure (без добавлений в названии), но она больше не поставляется, хотя еще может встречаться у отдельных продавцов.

Anycubic Wash&Cure Plus
Anycubic Wash&Cure Plus

Параметры, комплектация

К сожалению, официальные источники не дают возможности скачать инструкции к этим аппаратам, чтобы подробнее ознакомиться с возможностями до покупки.

  Anycubic Wash&Cure Plus Anycubic Wash&Cure 2.0
Назначение мойка и отверждение
УФ-излучение 405 нм
Количество светодиодов 20 12
Выбор времени обработки 1—60 минут
Потребляемая мощность 40 Вт 25 Вт
Размер устройства (Д×Ш×В) 290×270×479 мм 225×235×365 мм
Размер объекта при мойке в корзине (Д×Ш×В) до 192×120×290 мм до 120×74×165 мм
Размер объекта при мойке с подвешиванием до 192×120×235 мм н/д
Размер области отверждения (диаметр х высота) 190×245 мм 140×165 мм
Вместимость контейнера для мойки 8 л 3,5 л
Вес около 6,5 кг около 3,7 кг
Описание на сайте производителя anycubic.com
anycubicofficial.ru *)
anycubic.com
anycubicofficial.ru *)

*) указан в качестве официального на anycubic.com.

На момент публикации обзора сайт компании предлагал модель Plus за $209/$219 (в зависимости от региона покупки), модель 2.0 — за $109. Каждую можно заказать с дополнительным контейнером для мойки, в случае модели Plus это обойдется на $70 дороже. Если цены на сами устройства обсуждать трудно — подобных предлагается не так уж много, то контейнеры явно дороговаты: первый попавшийся на 3,7 литра (примерно как в Wash&Cure 2.0) с герметичной крышкой, предназначенный для пищевых продуктов, обошелся бы в магазине хозтоваров всего в 400 рублей; конечно, в контейнерах Anycubic еще есть активатор (о конструкции скажем ниже), но даже с учетом этого цена в 70 «вечнозеленых» очень уж негуманная. А второй контейнер — вещь нужная, об этом тоже будет ниже.

Об аналогах: они есть — например, у компаний Elegoo, Creality, Formlabs. Однако сравнение не входит в нашу задачу, к тому же делать это заочно, на основе одних лишь описаний производителей и продавцов, занятие неблагодарное (желающие могут проделать это сами: по упомянутым названиям брендов найти информацию не составит труда). Но главное: «заточены» эти аналоги под свои модели принтеров — конечно, принципы обработки одни и те же, но нюансы вроде сложностей установки напечатанного изделия без снятия с платформы или нестыковок предельных размеров по какой-то из осей могут подпортить жизнь владельцу 3D-принтера Anycubic Photon, по каким-то причинам решившего купить устройство постобработки другого производителя.

В комплекте, кроме самого устройства с колпаком, имеются:

  • внешний блок питания с выходным напряжением 33 В при токе до 1,45 А (48 Вт), длина кабеля 1,4 м
  • пластиковый контейнер с герметичной крышкой для мойки
  • корзина из нержавеющей стали для размещения изделий внутри контейнера при мойке
  • каркас (также из нержавейки) для установки изделия в контейнер вместе с рабочим столом (платформой)
  • круглый столик для размещения изделий при отверждении (прозрачный, диаметр 19 см)
  • пленка с отражающей поверхностью, которая наклеивается под столик для засветки изделия снизу
  • четыре ключа-шестигранника
  • инструкция на английском языке и сервисная карта (на ней заявляется о гарантии сроком в 1 год и о круглосуточных консультациях в службе поддержки)

Упаковано устройство столь же хорошо, как и принтер: повреждения при не очень аккуратной транспортировке маловероятны (если, конечно, не будут бросать с третьего этажа), хотя сама коробка красотой не блещет — самый обычный картон.

Особенности конструкции

Колпаки у принтера Photon Mono X и устройства Wash&Cure Plus совершенно одинаковые, и это может быть полезным владельцам обоих аппаратов при повреждении одного из колпаков — о возможности поставки запасных не сообщается.

Кроме того, под колпак можно сложить все аксессуары, чтобы они не занимали лишнего места, когда устройство не используется. Напомним лишь сказанное нами при описании принтера: в процессе работы порой приходится браться за колпак руками в грязных перчатках, и его поверхности приобретают неэстетичный вид. Поэтому рекомендуется самостоятельно дооснастить колпак ручками, примеры можно найти в интернете.

Само устройство также очень похоже на принтер: массивное основание с вертикально выступающей стойкой, в которой двумя рядами размещены УФ-светодиоды. Ножки той же высоты, но из более твердого материала и не регулируются по высоте — строго горизонтальное положение в данном случае не столь важно.

Высота стойки чуть меньше 34 см, в двадцати шести сантиметрах от основания предусмотрен шарнир, позволяющий наклонить верхнюю часть стойки с четырьмя светодиодами на угол до 45° для лучшей засветки верхних частей отверждаемого изделия. Как и у принтера, в нижней части стойки сзади находится оптический датчик, который по наклейке на колпаке определяет его наличие во время процедуры засветки (в отличие от принтера, отключить это нельзя, без колпака Wash&Cure будет работать только в режиме мойки).

На передней стенке основания размещены кнопка для выбора режима — мойка или отверждение (сразу после включения устанавливается режим мойки) и небольшие светодиоды, подтверждающие выбор, большая круглая ручка энкодера, задающего время обработки (нажатия на нее запускают и останавливают выбранную процедуру), и четырехразрядный индикатор с крупными цифрами (белыми, очень яркими и хорошо читаемыми) для отображения этого времени в минутах-секундах.

В отношении энкодера есть некоторые претензии: в нашем экземпляре его ручка (красивая на вид, с блестящей фаской) кривовато сидела на оси, а в интернете нам даже встретились отзывы о поломке энкодера, хотя устройства Wash&Cure Plus достаточно новые, поставляются не так уж давно, и потому сложно предположить, что подобная неисправность стала следствием долгой интенсивной эксплуатации. Поэтому будьте аккуратны и не вращайте эту ручку без необходимости.

Сзади справа гнездо и выключатель питания, на задней стенке и на днище есть много вентиляционных прорезей.

Как и у принтера, элементы конструкции в основном металлические (сталь, алюминий).

В центре верхней крышки основания, сделанной из анодированного алюминия, изнутри установлен шаговый двигатель (без маркировки). Кроме того, есть две небольшие платы с электроникой — на одной распаяны входной разъем и выключатель, находятся схема управления двигателем (с небольшим вентилятором 12 В / 0,08 А 30×30×10 мм для охлаждения) и цепи питания светодиодов. Вторая плата прикреплена к передней стенке, на ней установлены органы управления и индикации.

Для ящика размером 29×27×10,5 см это мелочь, внутри он практически пустой (в отличие от принтера, где занята бо́льшая часть основания), и сразу возникает вопрос: зачем нужно было делать БП внешним?! Таких блоков в свободном объеме можно было бы разместить добрый десяток.

Двигатель в режиме мойки обеспечивает вращение активатора — диска с лопастями, установленного в контейнере для перемешивания моющей жидкости (точно как в баке стиральных машин активаторного типа). Дно контейнера отверстия не имеет, и он действительно герметичный — привод не прямой, а через магниты, которые установлены и на диске, закрепленном на оси двигателя, и на активаторе.

Магнитов по четыре штуки, и они настолько сильные, что даже пустую емкость снимать приходится с заметным усилием. То есть дополнительно обеспечивается устойчивость высокого контейнера в случаях, когда в него налито небольшое количество растворителя.

Чтобы упростить установку, верхняя крышка основания имеет впадину, по форме и размеру соответствующую днищу контейнера, то есть «прицеливаться» тяжелой емкостью не придется.

У модели Wash&Cure 2.0 активатор иной — «пропеллер» с четырьмя лопастями, но дело не в форме: для свободного вращения оба активатора снабжены подшипниками, и в комплекте модели 2.0 есть запасной, а у Plus такого нет. Насколько долго прослужит установленный подшипник, сказать трудно, но сменные не предлагаются. Сам активатор съемный в обоих случаях, и добраться до подшипника можно легко.

Для вращения столика в режиме отверждения на оси двигателя есть насадка с пазами, а у самого столика снизу имеются соответствующие выступы.

БП имеет не самое удачное исполнение: вилка для подключения к сети переменного тока встроенная, а размер корпуса такой, что при установке в обычную сетевую колодку с повернутыми на 45° от продольной оси контактами два соседних гнезда оказываются прикрытыми — одно использовать не получится вовсе, а во второе можно вставить только узкую вилку типа CEE 7/16 (Europlug).

Постобработка изделий на примере Anycubic Wash&Cure Plus

Итак, печать изделия завершилась. Как отмечалось выше, на этом дело не заканчивается: требуется постобработка, последовательность действий можно изложить примерно так.

Этапы непростого пути

Промывка. После печати на поверхности изделия, в его складках и полостях остается немало лишней неотвержденной смолы, которая растворяется в этиловом и изопропиловом (IPA) спирте; следует налить такой растворитель в какую-либо емкость и промыть изделие, а потом высушить (например, на бумажной салфетке). Есть и фотополимеры, в неотвержденном виде растворяемые водой, но они существенно дороже.

Это в общем случае, а если вы приобрели устройство Anycubic Wash&Cure, то можете снять печатную платформу с изделием и поместить ее в штатный контейнер с растворителем, используя имеющиеся в комплекте корзину или каркас, а затем включить режим мойки (Wash). Желательно сразу после печати дать остаткам смолы стечь в ванночку, для чего нужно некоторое время подержать изделие в принтере на платформе в верхнем положении над ванночкой. А если подвесить над ней платформу с изделием в наклонном положении, то смола будет стекать лучше, и дело не только в нескольких сэкономленных каплях, а еще на эти капли не придется тратить растворитель; в интернете можно найти примеры самодельных приспособлений для этого — вот один из образцов на Thingiverse.

Конечно, напечатанное можно снимать с платформы и мыть без нее в корзине.

Закрываем контейнер крышкой (чтобы не очень пахло; если он уже водружен на основание, то закрыть крышку помешает стойка со светодиодами) и запускаем процедуру мойки.

Примерная продолжительность промывки в растворителе приведена в инструкции, и мы воспроизводим данные здесь, чтобы читатель мог оценить затраты времени.

Размер изделия, мм Продолжительность промывки, минут
до 64×40×80 не более 2
от 64×40×80 до 96×60×122 2
от 96×60×122 до 192×120×245 (максимум для Wash&Cure Plus) 2—4

Есть примечания: для изделий сложной формы, особенно с пустотами и полостями, время следует увеличить (более точных рекомендаций нет), а если используется водорастворяемый в жидком виде фотополимер, то процедуры должны длиться в 5-6 раз дольше.

Вращением большой круглой рукоятки энкодера устанавливаем время в целых минутах (шаг 2 минуты), потом нажимаем на нее — процесс запускается с обратным отсчетом времени в минутах и секундах.

Двигатель раскручивается постепенно, с нарастающим звуком, максимальная скорость не очень высока, но эффективность активатора приличная: жидкость бурлит немногим хуже, чем в стиральной машине.

Если во время мойки еще раз нажать на рукоятку, то помывка прекратится, а индикатор обнулится.

Перед окончанием заданного интервала времени мойки вращение постепенно замедляется, а по окончании раздается трехкратный звуковой сигнал.

По окончании извлекаем изделия (снимаем с платформы, если они мылись на ней) и помещаем в какой-нибудь поддон для сушки перед засветкой.

Используемый растворитель постепенно загрязняется смолой; частично удалить из него фотополимер можно засветкой (в Wash&Cure или просто на подоконнике с ярким солнечным светом) с последующей фильтрацией, но полностью удалить смолу не получится, и постепенно жидкость превращается в раствор смолы в спирте, при обработке оставляющий на изделиях, инструментах, перчатках липкий налет. Описаны попытки более полного осаждения фотополимера путем добавления химикатов, но это и затратно, и хлопотно.

Поэтому рекомендуется промывка в два этапа, чтобы сэкономить растворитель: сначала изделие помещают в «грязный» спирт, в котором уже мылись другие изделия, а потом в «чистый». Соответственно при использовании Wash&Cure надо либо постоянно сливать содержимое контейнера и мыть саму емкость, корзину и активатор, либо купить второй контейнер, что, как уже говорилось выше, можно сделать либо сразу при заказе, либо потом, в том числе на известных китайских интернет-площадках (обойдется существенно дешевле).

Открытым остается вопрос утилизации непригодного к дальнейшему использованию растворителя (в смысле куда его девать).

Отверждение (дозасветка). После того, как лишний фотополимер удален, для большинства смол требуется дополнительная засветка УФ-излучением, которая завершит полимеризацию и стабилизирует механические свойства.

И тут также поможет Wash&Cure в режиме Cure: помещаем вымытое и высушенное изделие на вращающийся столик и включаем отверждение на определенное время.

Как уже говорилось, после извлечения изделий из растворителя эта жидкость какое-то время будет стекать или капать с них, поэтому сразу помещать их на столик не надо, следует положить на поддон с впитывающей салфеткой и дождаться высыхания. Мы использовали купленный в зоомагазине недорогой пластиковый лоток со съемной решеткой для кошачьего туалета, он оказался достаточно удобным для размещения как изделий на платформе и без, так и используемого инструмента, загрязненного во время работы.

На всякий случай столик перед размещением на нем изделий лучше защитить какой-нибудь прозрачной пленкой — например, пищевой, ведь запасные не поставляются (по крайней мере, официально).

О времени дозасветки: инструкция рекомендует 2 минуты, но также с примечанием — при сложной форме надо увеличить. По отзывам опытных владельцев подобных принтеров, всегда лучше пересветить, чем недосветить, а встречающиеся опасения о потере прочности после излишне длительной засветки не вполне соответствуют действительности, хотя полностью отрицать их нельзя. При чрезмерной засветке могут проявляться эффекты вроде изменения цвета прозрачных смол.

Для лучшего воздействия на верхние части небольших и средних по высоте изделий наклоняем «макушку» стойки с четырьмя светодиодами.

Как и для мойки, время в минутах задается энкодером (шаг установки в этом режиме 1 минута), нажатие на него включит засветку, пойдет обратный отсчет.

Если колпак не установлен, УФ-светодиоды не задействуются, вместо этого будут поданы прерывистые звуковые сигналы, отключить которые можно нажатием на энкодер (время будет сброшено).

В общем, всё как всегда: однозначных рекомендаций относительно времени мойки и отверждения нет и быть не может, надо пробовать самостоятельно — в зависимости от используемой смолы и особенностей напечатанного изделия.

Следующий этап тоже важный, но за редкими исключениями неизбежный для фотополимерной печати, и здесь Wash&Cure любой модификации помочь не может:

Удаление поддержек. Сначала используем небольшие кусачки, а потом заравниваем оставшееся любым доступным инструментом — надфилем с мелкой насечкой, пилкой для ногтей, «дремелем» с шлифовальной насадкой. Как говорят знатоки вопроса, эту операцию можно проводить как до, так и после дозасветки.

Упомянем и еще два этапа, которые в общем случае обязательными не являются:

Сборка. Требуется в случаях, когда изделие состоит из нескольких частей, которые надо склеить. В качестве клея можно использовать и фотополимер с последующим УФ-отверждением (в том же устройстве Wash&Cure, порой удобнее использовать фонарик с УФ-светодиодом, который также можно приобрести), и специальные клеи (цианакрилат).

Финишная обработка: полировка, грунтовка, окрашивание; производится при необходимости.

Наблюдения и замечания

Если судить по отметкам на контейнере, то налитый литр растворителя только-только покроет дно корзины, а для промывки даже мелких изделий, уложенных туда, потребуется минимум 2-2,5 литра, которые закроют нижнюю сетку корзины слоем глубиной всего в 3,5-5 см.

Эта сетка имеет ячейки 1х1 см, поэтому помещаемые в корзину детали должны быть крупнее и не иметь сильно выступающих тонких элементов, которые пройдут в такие отверстия и могут быть повреждены лопастями активатора.

Платформу с изделием можно поместить двумя способами. Первый является щадящим в плане количества растворителя, но высота напечатанного не должна превышать 13 см: устанавливаем корзину и на нее сверху кладем платформу — она будет опираться на верхнюю рамку корзины, а горизонтальные перемещения ограничиваются стенками контейнера; в этом случае можно обойтись 5,5-6 литрами (если изделие само имеет заметный объем, то соответственно поменьше).

Второй способ для более высоких изделий: корзина не нужна (либо используется для подстраховки на случай отрыва «распечатки» от платформы), используем имеющийся в комплекте каркас из нержавейки. Внутренние стенки контейнера в верхней части образуют выступ, на который как раз и укладывается этот каркас, а на него ставим платформу. Растворителя потребуется много — до 8,5 литров; затраты посчитайте сами: литр изопропила обходится рублей в двести.

В последнем случае заполненный контейнер становится тяжелым, а с учетом наличия магнитов для его снятия придется прикладывать весьма существенное усилие, и надо быть очень осторожным, чтобы ничего не расплескать и не разлить — конечно, крышка достаточно герметична, но, чтобы слить жидкость, эту крышку придется снимать.

Надо сказать, что стенки контейнера сделаны достаточно толстыми, сам он получился прочным. Но держать и снимать его, особенно при заполнении до верхней отметки, неудобно, желательны какие-то прочные ручки; проверенных конструкций мы пока не нашли.

Во время моек смола осаждается на активаторе и сетке корзины, смыть ее спиртом не получится; следует снять активатор, который крепится одним винтом, промыть его и корзину под струей воды с обработкой щеткой.

Инструментальные замеры для Wash&Cure Plus

Измеряем потребление:

  • ожидание (устройство включено, но ни один режим не задействован): менее 1 Вт,
  • мойка: 25-26 Вт,
  • засветка: 33-34 Вт.

Шум (с расстояния 1 метр в помещении с фоновым уровнем менее 30 дБА):

  • мойка без колпака: 46-50 дБА,
  • мойка с колпаком: 41-44 дБА,
  • засветка (с колпаком): 31-31,5 дБА.

При мойке разброс значений замеров шума связан с тем, что немалый вклад вносит хаотический звук бурлящей жидкости. А колпак, установка которого в режиме мойки обязательной не является, заметно снижает шумность.

Сколь-нибудь ощутимого нагрева при работе в обоих режимах не было.

Итог

В отношении слайсера Anycubic Photon Workshop мы не можем делать обоснованные выводы — просто по причине отсутствия у нас серьезного опыта подготовки моделей для фотополимерной печати. Настораживает лишь несовместимость программы с некоторыми компьютерами, которая проявилась и у нас; в таких случаях владельцу принтера поневоле придется присматриваться к альтернативным слайсерам, благо таковые имеются, и даже с «прописанными» в них моделями Anycubic.

Зато устройство мойки и дозасветки мы оценили в полной мере, общий вердикт (и наш, и более опытных владельцев) такой: Anycubic Wash&Cure в соответствующей имеющемуся принтеру модификации 2.0 или Plus — вещь крайне полезная. Другое дело, что придется потратиться: кроме самого Wash&Cure, очень полезно докупить еще один контейнер для мойки, но это разовая затрата, а при регулярной печати придется постоянно приобретать немалое количество растворителя (изопропила, этанола), ведь емкость контейнера модели 2.0 составляет 3,5 литра, а для модели Plus и вовсе потребуется до 8-8,5 литров, и надо еще учесть сказанное выше про мойку в два этапа.

Правда, будет ли расход растворителя существенно меньше без использования Wash&Cure — вопрос открытый, в общем случае на него вряд ли можно ответить однозначно. Зато об удобстве таких устройств говорят все, кто их опробовал, и надо учитывать, что без них дополнительные затраты при фотополимерной печати всё равно неизбежны: как минимум, придется покупать какой-то УФ-светильник.

Тем не менее, постобработка изделий, полученных на фотополимерных принтерах, остается занятием трудоемким и не самым приятным — напомним и про запахи, и про возможные загрязнения окружающих предметов и поверхностей (включая самого себя), и про необходимость утилизации небезопасных как в пожарном плане, так и для окружающей среды отходов, прежде всего загрязненного растворителя.

Справочник по ценам

29 марта 2023 Г.