ЖК-монитор Benq FP 91GP

«Горячий пирожок» прошлого года

Иногда случается так, что в погоне за прибылью производитель вдруг предлагает качественный продукт за адекватную цену, как правило в средне-нижнем ценовом диапазоне. Такое случается не часто, но бывает. Обычно эти продукты становятся «фанатскими», т. е. обретают большую армию поклонников. Примеры можно подобрать в любом разделе высокотехнологичных товаров, а вот прошлый год порадовал монитором Benq FP91GP, который отличается хорошими техническими характеристиками MVA-матрицы при цене, более соответствующей TN.

Данный обзор мало того, что запоздал минимум на полгода, он ещё будет субъективным, т. е. без аппаратных тестов. Но лучше поздно, чем никогда, а этот монитор безусловно достоин описания на сайте. Сравнивать я его буду с широкоформатным «братиком» (о родственных связях — ниже) ViewSonic VX 2025wm и отчасти с RoverScan Optima 191, основанном на классической Premium MVA матрице производства компании Fujitsu Siemens с минимальным временем отклика 25 мс. Все эти мониторы использовались или используются мной в течение достаточно долгого времени, чтобы составить о них исчерпывающее впечатление.

Виновник же обзора был приобретён для родителей в основном для просмотра фильмов (старых, советских, 4:3), просмотра фото, чтения текстов, а также работы с бухгалтерскими программами. В ознакомительных целях он провёл на моём рабочем столе около месяца, будучи подключённым параллельно с ViewSonic VX 2025wm как второй монитор. Собственно, пора уже переходить к описанию.

Знакомство

Монитор поставляется в небольшой плоской коробке серого картона с ручкой и не сильно красочным рисунком, сдобренным техническими характеристиками. Место внутри использовано по полной, подставку пришлось отстегнуть, однако она легко крепится и лишь немногим труднее снимается с креплений. В комплекте пара кабелей, DVI нормального качества и VGA из серии «мышиный хвост», кабель питания, небольшая инструкция с техническими характеристиками (русская версия присутствует) и диск с подробным описанием и драйверами, которые сводятся к цветовому профайлу.

Дизайн можно характеризовать как максимально упрощённый и удешевлённый, однако материалы и сборка качественные, корпус не скрипит, никаких щелей между деталями нет.

Из регулировок доступны только наклон вперёд и назад градусов на 20 в обе стороны, поворота и регулировки по высоте нет, не говоря уж про разворот в вертикальной плоскости («pivot»).

Впрочем, pivot почти квадратному (5:4) монитору не очень-то и нужен. При желании же часто перемещать экран в пространстве наилучшее решение — VESA совместимое крепление, которые сейчас стали стоить от 15-20 долларов, а вовсе не от 100, как было совсем недавно. Отверстия под VESA крепление 10×10 на задней поверхности присутствуют и ничем не прикрыты. С другой стороны, красивые и функциональные подставки повышают цену мониторов обычно как раз примерно на сотню долларов. Для меня только один момент в дизайне показался безусловно неприятным — при чёрном исполнении рамка вокруг экрана серебристая, хотя чёрный цвет как раз здесь наиболее уместен, как не отвлекающий от основного изображения. Четыре резиновых ножки прочно стоят на столе, подставка сплошная. Гнёзда для кабелей расположены в нише, кабели отходят вниз и для их фиксации предлагается небольшая смешная петелька, что тоже не добавляет шарма задней поверхности. Хорошо хоть блок питания встроенный.

Вентиляционные отверстия присутствуют, во время длительной работы нагрев верхнего края не очень выражен, примерно +10 градусов к комнатной температуре.

Битых пикселей ни сразу, ни в процессе эксплуатации не выявлено (пока).

Технические характеристики

Производитель заявил следующие параметры для монитора:

Матрица 19″ MVA TFT , точка 0,294 мм, производства AUO
Яркость 250 кд/м2
Контраст 1000:1
Время отклика 8 мс от серого к серому, 16 мс от отключения к отключению
Количество цветов 16,7 млн (8 бит)
Углы обзора 170° от центра по горизонтали и вертикали
Рекомендуемый режим 1280×1024@75 Гц
Источники сигнала D-Sub, DVI
 
Мультимедиа отсутствует
 
Вес 5,1 кг
Габаритные размеры 495×491×157 мм
Энергопотребление 40 Вт в рабочем режиме
 
Управление с помощью меню
 
Комплектация руководство пользователя и ПО на CD, кабели питания, сигнальные D-SUB и DVI-D

Основан на матрице класса Premium MVA от AU Optronics (AUO), а вот с конкретной моделью матрицы связана почти детективная история. По заявлению производителя монитора это M190EG01V0, имеющаяся на сайте производителя матрицы со следующими характеристиками:

Модель M190EG01 V0
Размер 19″
Разрешение SXGA (1280×1024)
Соотношение сторон 5:4
Видимая область, мм 376,3×301,1
Размер точки 0,294
Тип Premium MVA
Количество цветов 16,7 млн
Цветовой охват (%) 72
Углы обзора 178/178
Яркость, кд/м2 300
Контраст 1300:1
Время отклика при 25°C 8 мс (GtG , от серого к серому)
Энергопотребление, Вт 28
Интерфейс 2 хканальный LVDS
Напряжение питания, В 5
Подсветка 4 CCFL*
Габаритные размеры, мм 396×324×17,5
Вес, г 2500

* CCFL — Cold Cathode Fluorescent Lamp, флуоресцентная лампа с холодным катодом.

Пытливый ум отечественных потребителей известен давно, и в результате общения в конференции было выявлено несоответствие: в почти всех проданных в России мониторах установлена матрица AUO M190EN03 от V0 до V3 (это версии одной модели). По неофициальным данным она отличается от описанной контрастом 800:1, а на сайте AUO её описания нет. Производитель это отличие не откомментировал, сославшись на своё право менять технические характеристики продуктов не в ущерб потребителю.

Не вдаваясь глубоко в родственный связи Benq и AUO всё же отмечу, что они достаточно тесные, и данная матрица могла быть произведена «для внутреннего употребления», чем и объясняется её отсутствие в каталоге продукции на сайте. И совсем не обязательно она хуже той, что продаётся сторонним компаниям. В моём экземпляре монитора, произведённом в июле 2006 года, установлена AUO M190EN03 V2.

Теперь о родственных связях с ViewSonic VX 2025 wm. Легко убедиться, что в нём используется матрица того же класса, отличающаяся диагональю и разрешением.

И немного о самой компании AU Optronics. Основана в 2001 году слиянием производства ЖК-матриц компании Acer и Unipac Optoelectronics, в октябре 2006 года приняла в свой состав Quanta Display. Сейчас является самым мощным тайваньским производителем ЖК-матриц, входит в мировую тройку лидеров. Исследованиями и разработкой продуктов занимаются 1300 инженеров, производство включает фабрики до 6-го поколения, готовится к запуску 7,5 поколения, всё сосредоточено на Тайване, всего 42 тысячи сотрудников. AUO владеет более чем 1750 патентами, панели выпускает для всех известных применений и любых размеров, от маленьких для встраиваемых приложений до больших для телевизоров, от промышленных до домашних. С момента основания до сего дня обороты и прибыль компании ежегодно ощутимо увеличиваются.

Вернёмся к испытуемому.

Стенд

ASUS Radeon X1600 Pro 512 МБ PCI-E, кабель DVI-I из комплекта поставки, качественный кабель VGA производства Sony, остальное наполнение системного блока при тестах лимитирующим фактором не было. При подключении качественными кабелями особой разницы в отображении картинки между аналоговым и цифровым входом выявлено не было, за исключением некоторого снижения краевой резкости символов для VGA. При наличии DVI входа и достаточно хорошего DVI кабеля в комплекте VGA подключение следует рассматривать скорее как временную возможность дожить до замены видеокарты. При обоих видах подключения поддерживается частота обновления 75 Гц, визуально разницы с 60 Гц почти нет, но в играх с включённым VSync 75 кадров конечно же лучше.

Слева направо: «правильный» VGA от Sony, нормальный VGA, «мышиный хвост» из комплекта поставки, нормальный DVI из комплекта поставки, DVI Dual Link; обратите внимание на количество контактов

Настройка

Широкие дрягающиеся кнопки меню на любителя, я не против. Порадовал тусклый зелёный светодиод. Настройки базовые: цветовая температура, есть пользовательский профайл, яркость, контраст — и всё при DVI-подключении. Также информационный экран, подстройка под VGA сигнал как обычно, быстрая — кнопкой i. Кнопка Exit переключает активный вход с цифрового на аналоговый. Если при одновременно нажатых кнопках Enter и Exit включить монитор, то становится доступно инженерное меню, из которого интересны 2 информационных пункта: количество отработанных часов и марка установленной матрицы.

Без чёткого представления о том, что именно происходит, категорически не рекомендуется менять какие-либо параметры в этом меню.

Обращает на себя внимание странное поведение регулятора контрастности. Все попытки настроить его при любых значениях яркости приводят к значительному изменению цветопередачи, кроме диапазона 45-60 единиц. При установке в 100 цвета совсем «выцветают». В результате контрастность была оставлена на фабричной настройке 50, яркость варьировалась от 40 до 100, в этом диапазоне цветопередача была нормальная и адекватная. При полной яркости заметно, что её запас минимален, и хотя в новом мониторе она достаточна даже для работы ясным солнечным днём, иметь что-то в запасе хотелось бы, т.к. со временем сила света ламп подсветки снижается. В указанном диапазоне яркости мерцания изображения замечено не было, т. е. скорее всего регулировка происходит за счёт матрицы, а не за счёт ослабления излучения фонового освещения методом широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Косвенно это подтверждается тем, что при изменении яркости изображения визуально яркость ламп подсветки не меняется (при взгляде с тыльной стороны).

Цветопередача при выбраном в меню значении sRGB примерно соответствовала 6500К. Овердрайв и принудительное масштабирование низких разрешений в полный экран в меню не отключаются.

Смотрим

Главным отличительным свойством MVA-матриц является достаточно адекватная цветоимитация. Притом цвета выглядят вполне естественно, чего не могу сказать про резковатые, на мой взгляд, цвета IPS матриц. И ещё — раньше у меня от IPS-матриц при простой работе сильно уставали глаза. Правда, это было достаточно давно, и возможно новые представители этого семейства уже не так режут глаз. Хотелось бы попробовать новую IPS-матрицу в работе, а пока остаюсь при своём предубеждении.

Цвета ровные, цветопередача достаточно хороша (насколько вообще может быть хороша у ЖК-панелей — вопрос отдельный). По сравнению с классической MVA-матрицей цвета более блёклые. Или у той — излишне насыщенные. Сейчас я склонен думать, что у этого монитора и у ViewSonic VX 2025wm цветопередача для меня более приятная, но это возможно дело привычки. Хотя на работе я продолжаю использовать уже более трёх лет RoverScan Maxima 175 на Premium MVA матрице производства компании Fujitsu Siemens. Бессмысленно говорить про тестовые фоны из стандартной методики, т.к. оцениваться они должны одним и тем же человеком и желательно на рядом стоящих мониторах в режиме «клон», однако по всем формальным признакам картинки отображаются правильно. Градиенты серого ровные, без посторонних цветовых акцентов, различимы почти от самого тёмного до самого светлого, сливаются только 1, 2 и 3, а также 253, 254 и 255. Удалось разглядеть и цветные квадратики от 3 до 253, причём во всех трёх основных цветах. Зелёный градиент зелен и равномерен. Динамический диапазон — впечатляет, хотя и немного хуже, чем у ViewSonic VX 2025wm.

Перетаскивание окна и быстрая прокрутка текста выявляют лёгкое размывание контура букв, в целом это не раздражает и не мешает при работе.

При высокой яркости в тёмной комнате (!!!) заметна засветка в углах, лучами к центру. Выражен этот эффект не очень сильно, ЖК-мониторов без его проявления в тёмной комнате и на максимальной яркости я не встречал. А в остальном чёрное поле равномерное. Снимки с разной экспозицией, реальность ближе к тому, что темнее (справа).

Работаем

Одно удовольствие. Особенно при обработке графики. Нареканий нет. А при работе с текстами и прочая и быть не может. Хотя при отклонении примерно на 40 градусах к поверхности заметны, особенно при взгляде на тёмно-серый цвет, области с разной цветовой температурой, по углам она становится холоднее, а в центре теплее, чем при прямом взгляде. Так что старая девятнашка, а тем более семнашка при таких углах смотрится куда как приятнее. В основном это бросается в глаза, правда, при отходе с рабочего места. При перемещении в вертикальной плоскости такого поведения не отмечено.

Смотрим кино

Всё хорошо. Качественные источники можно смотреть «носом к экрану», наслаждаясь эффектом присутствия. Дрянненькие нормально выглядят с 2 метров, но экран маловат. Никаких смазов не видно даже на самых динамичных сценах. Проработка картинки великолепная как в светах, так и в тенях, цвета — естественные. В мультиках, пожалуй, слишком естественные, там привычнее более «карамельные» оттенки. Правда, на мониторах пропорции 5:4 остаются «чёрные полосы» по горизонтали даже у фильмов с пропорциями 4:3, не говоря уже про широкоформатные, но с этим ничего не поделаешь. Кроме растягивания картинки, каждый выбирает сам, что лучше — чёрные края или вытянутые лица.

Один из лучших HD трейлеров — к мультику «Madagascar» с честным горизонтальным 1280, почти полным отсутствием jpeg-артефактов даже на стоп-кадре и очень динамичный как нельзя лучше подходит для тестов не широкоформатных 17-19″. Разрешение точка-в-точку — это здорово! Притом занимает этот почти трёхминутный ролик всего около 50 Мбайт. Даже при тщательном разглядывании картинки носом к экрану никаких дефектов, привнесённых монитором, видно не было. Полный фильм в таком формате (DivX, горизонтальное разрешение 1280, отличное качество) должен занимать от 2 до 4,5 Гб. Вот потенциальный DVD-killer, но вряд ли мы дождёмся таких дисков, для киноиндустрии «голубой лазер» — это, прежде всего защита от нелегального копирования…

Играем

Артефакты разгона матрицы в виде двойного контура от белой двери на чёрном фоне в резком повороте выявить удалось. При специальном воспроизведении этого неблагоприятного сочетания. Несколько раз — не более, не каждый раз удавалось заметить. Иначе говоря, в обычных условиях их не заметно. Реакция картинки на боевую обстановку быстрая, смазов практически нет. Даже такая «злая» для LCD мониторов игра, как Арканоид (в инкарнациях dxball и Ricochet) не поставила испытуемого в тупик, шарик почти без хвоста на максимальной скорости, на которой старая MVA рисовала комету.

Не напугали его ни мрачный Doom, ни солнечный FarCry, и специально приглашённый любитель Counter Strike (почему-то называющий себя профи ;-)) на движке HL2 был весьма доволен скоростными характеристиками. Хотя и отметил, что это не ЭЛТ-монитор и по сети скорее всего убивать станут чаще.

Самый же злой тест на скорость отрисовки изображения, притом не только монитором, но и видеокартой — это работа в SoundForge, звуковом редакторе. Там постоянно бежит по экрану синусоида, при прослушивании часто меняется её масштаб и надо точно попадать в разные её места. Монтировать звук на матрицах прошлого поколения просто невозможно, а вот к этому можно приноровиться, хотя до идеала ещё далеко.

Итоговые выводы

Жаль, что не удалось провести аппаратные тесты. Тем не менее, по совокупности субъективных оценок, монитор безусловно удался. В своём среднем классе, а особенно — за свои деньги. Рекомендую не только для фильмов и игр, но и для работы. В том числе с изображениями — за свои деньги, а не по большому счёту, конечно же. Крепкий универсал, и не даром основной вопрос по нему в конференции был: «Где сейчас есть в наличии?» Спрос постоянно, весь 2006 год опережал предложение.

Недостатки

  • Засветка чёрного поля с углов
  • Экономичный дизайн с минимальной регулировкой положения экрана
  • Странное поведение регулятора, называемого «Контрастность»

Особенности

  • «Переливчатость» картинки при взгляде сбоку и по диагонали

Достоинства

  • Хорошая цветопередача
  • Хорошие яркость и контраст, как следствие — большой динамический диапазон
  • Малое время реакции пиксела при практически полном отсутствии артефактов разгона
  • Достаточный комплект поставки.

Так что если сравнивать с тем, что есть сейчас в продаже, а в основном это TN+F матрицы, то выбор очевиден. Ни по одному параметру в отдельности монитор не лучший, но в совокупности впечатление очень приятное.

 






3 апреля 2007 Г.

- Benq FP 91GP

- Benq FP 91GP

« »

, , - . , . «», . . . , Benq FP91GP, MVA- , TN.

, , , . . . , , . «» ( — ) ViewSonic VX 2025wm RoverScan Optima 191, Premium MVA Fujitsu Siemens 25 . , .

(, , 4:3), , , . , ViewSonic VX 2025wm . , .

, . , , . , DVI VGA « », , ( ) , .

, , , .

20 , , («pivot»).

, pivot (5:4) - . — VESA , 15-20 , 100, . VESA 10×10 . , . — , , . , . , , . .

, , +10 .

, ().

:

19″ MVA TFT , 0,294 , AUO
250 /2
1000:1
8 , 16
16,7 (8 )
170°
1280×1024@75
D-Sub, DVI
 
 
5,1
495×491×157
40
 
 
CD, , D-SUB DVI-D

Premium MVA AU Optronics (AUO), . M190EG01V0, :

M190EG01 V0
19″
SXGA (1280×1024)
5:4
, 376,3×301,1
0,294
Premium MVA
16,7
(%) 72
178/178
, /2 300
1300:1
25°C 8 (GtG , )
, 28
2 LVDS
, 5
4 CCFL*
, 396×324×17,5
, 2500

* CCFL — Cold Cathode Fluorescent Lamp, .

, : AUO M190EN03 V0 V3 ( ). 800:1, AUO . , .

Benq AUO , , « », . , . , 2006 , AUO M190EN03 V2.

ViewSonic VX 2025 wm. , , .

AU Optronics. 2001 - Acer Unipac Optoelectronics, 2006 Quanta Display. -, . 1300 , 6- , 7,5 , , 42 . AUO 1750 , , , . .

.

ASUS Radeon X1600 Pro 512 PCI-E, DVI-I , VGA Sony, . , VGA. DVI DVI VGA . 75 , 60 , VSync 75 .

: «» VGA Sony, VGA, « » , DVI , DVI Dual Link;

, . . : , , , — DVI-. , VGA , — i. Exit . Enter Exit , , 2 : .

, , - .

. , 45-60 . 100 «». 50, 40 100, . , , , - , .. . , . . , - (). , ( ).

sRGB 6500. .

MVA- . , , , IPS . — IPS- . , , . IPS- , .

, ( - — ). MVA- . — . , ViewSonic VX 2025wm , . RoverScan Maxima 175 Premium MVA Fujitsu Siemens. , .. «», . , , , 1, 2 3, 253, 254 255. 3 253, . . — , , ViewSonic VX 2025wm.

, .

(!!!) , . , - . . , , ().

. . . . 40 , - , , , , . , . , , . .

. « », . 2 , . . , , — . , , , «» . , 5:4 « » 4:3, , . , , — .

HD — «Madagascar» 1280, jpeg- - 17-19″. -- — ! 50 . , , . (DivX, 1280, ) 2 4,5 . DVD-killer, , « » — , …

. . — , . , . , . «» LCD , ( dxball Ricochet) , , MVA .

Doom, FarCry, Counter Strike (- ;-)) HL2 . , - .

, , — SoundForge, . , . , , .

, . , , . , — . , . — , , . , : « ?» , 2006 .

  • , «»

  • «»

  • , —
  • .

, , TN+F , . , .