Геометрия стереофотосъёмки

Введение

С помощью каких механизмов мы воспринимаем мир объёмным?
Перечислим факторы, дающие нам информацию об объёме.

  1. Геометрическая перспектива и знание реальных размеров наблюдаемых объектов
  2. Воздушная перспектива
  3. Тени и блики
  4. Движение наблюдателя и движение предмета наблюдения
  5. Аккомодация хрусталика
  6. Бинокулярность зрения — наличие не одного, а двух глаз. Мозг сопоставляет изображения, которые видят правый и левый глаз

В обычной фотографии для передачи используются первые три фактора, в кино для передачи пространсва очень важен четвёртый фактор — для этой цели операторы плавно перемещают камеры. Главным фактором стереоизображений является последний из перечисленных.

В данной статье будут рассмотрены следующие вопросы.
Как соотносятся стереоизображения реальных объектов с самими объектами в зависимости от условий съёмки. Условие, при котором различима неравноудалённость объектов. Как выбирать базу (расстояние между точками съёмки) и как обрабатывать отснятый материал на компьютере. Основные понятия, которые будут использоваться в данной статьеРадиус стереовосприятия, радиус стереоскопического зренияРасстояние с которого угловой размер базы равен угловой разрешающей способности оптической системы. Данная величина характеризует разрешающую способность стереосистемы по глубине. Бесконечно удалённый объект Объект, находящийся на расстоянии значительно большем, чем радиус стереовосприятия. Линейный параллаксРасстояние между соответствующей точкой на правом и левом снимке при их наложении (например, при поляризационном или анаглифном методе просмотра). При этом, если точка с правого снимка при наложении оказывается правее, то параллакс считается положительным (согласно терминологическому словарю). В случае положительного параллакса, объекты воспринимаются за экраном. Основные формулы для стереофотосъёмки

Обозначения. L — база.
a — угловое разрешение оптической системы в радианах. Для хорошего зрения при хорошем освещении a=1/5000. При использовании объектива f=50мм для 35 мм. плёнки или объектива с таким же обзором для цифровой камеры и выводе изображения на монитор a=1/1500.

1. Радиус стереовосприятия R. R=L/a. — Отношение базы к угловому разрешению в радианах.
Для зрения он составляет около 300 м.

2. Разрешение по глубине пространства, то есть условие, которое должно выполняться, чтобы по стереопаре разность расстояний между двумя объектами, фактически находящимися на расстояниях S1 и S2>S1, была различимой.

формула

В этой формуле появляется радиус стереовосприятия.
Одно наблюдение: радиус бинокулярного стереовосприятия — это расстояние до самого дальнего объекта, когда можно различить, что этот объект и бесконечно удалённый объект не являются равноудалёнными.

При этом на практике мы воспринимаем пространство в более обширных пределах, примерно до двух километров, но это связано с другими механизмами, главным образом с тем, что мы движемся. Например, закрыв один глаз и подвигав головой, пространство воспринимается довольно хорошо.

Поскольку облака, луна и звёзды дальше радиуса стереовосприятия, мы не чуствуем объёма неба. Однако в бинокль объём неба, если облака не слишком высокие, уже чувствуется.

Данное условие эквивалентно

формула

Это значит, что человек, при наблюдении с расстояния пол метра, различает расстояния по глубине около миллиметра, а при расстоянии 10 метров около 30 см.

Для ситуации, когда снимаемый объект намного ближе R, между обычным разрешением (количество различаемых деталей на единицу длины) и разрешением по глубине существует простая связь.

Определим понятие угловой размер базы как отношение базы к расстоянию до снимаемого объекта. Типичными значениями этого параметра при стереосъёмке являются 0,01-0,1.

Разрешение по глубине = обычное разрешение*угловой размер базы
Таким образом, разрешение по глубине оказывается в несколько раз меньше.

Рассмотрим это на примере. Допустим, что объект находится на расстоянии трёх метров.
Угловое разрешение зрения — 1/3000 радиана.
Тогда разрешение вдоль объекта будет равно 3м * 1/3000= 1 мм.
Угловой размер базы будет равен 6,5см /3 м = 1/46
Расстояние между объектами, когда воспринимается разность по глубине будет равно 1 мм/ (1/46)= 4,6 см. Главные выводы из всей этой теории

Простое разрешение убывает обратно пропорционально расстоянию. Разрешение по глубине — обратно пропорционально квадрату расстояния.
Увеличение фокусного расстояния объектива пропорционально увеличивает и обычное разрешение, и разрешение по глубине (если разрешение объективов в линиях на миллиметр одинаковое). А увеличение базы пропорционально увеличивает разрешение по глубине и не меняет обычное разрешение. Восприятие стереоизображений

Предположим, что съёмка выполняется на 35 мм слайды, а просмотр производится в стереоскоп, у которого фокусное расстояние линз составляет 50 мм.

Рисунок ниже иллюстрирует, как происходит формирование мнимого изображения, которое можно видеть в стереоскоп.

стереоскоп

Рассмотрим, как это изображение соотносится с тем объектом, который был снят с двух точек в зависимости от использованной базы и фокусного расстояния объектива.

Чтобы снять «как есть», нужно воспользоваться объективами 50 мм, а базу взять равной расстоянию между глазами. Аппараты нужно расположить параллельно, а слайды склеить на расстоянии, равным расстоянию глаз зрителя. Глубина резкости должна быть достаточной. В результате изображение (то что видит зритель) будет расположено относительно наблюдателя точно так же, как объекты были расположены относительно фотографа.

Рассмотрим, что будет, если изменить условия съёмки.

Допустим, расстояние между точками съёмки увеличено в N раз. В этом случае зритель увидит, что всё стало в N раз меньше (эффект миниатюризации) и в N раз ближе. А радиус стереовосприятия зрителя не изменился (но он рассматривает не реальные объекты, а их изображения).

Например, если снять вид на Луну с двух точек, находящихся на расстоянии 6500 км, то зритель в стереоскопе в качестве Луны увидит шар диаметром 3,5 см, находящийся на расстоянии 4 метров. Звёзды же будут находиться по прежнему бесконечно далеко. То есть будет отчётливо видно, что луна как казалась круглой (не шарообразной), так и кажется. Но теперь Луна гораздо ближе звёзд.

Тепере рассмотрим, что происходит при изменении фокусного расстояния. При увеличении фокусного расстояния в K раз зритель увидит, что все объекты сжались в K раз и приблизились в K раз.

Например, если бы Луну снимали с той же базой, но объективом 500 мм, то зритель бы увидел Луну на расстоянии 40 см. Диаметр её остался бы равным 3,5 см, но это был бы уже не шарик, а шарик, сплюснутый в 10 раз (эффект кулисности). Тем не менее зритель бы увидел, что Луна не плоская. Чтобы луна опять стала шариком, слайды можно склеить иначе: чуть дальше таким образом, чтобы она была опять на расстоянии 4 метров. В таком случае зритель увидит шар диаметром 35 см.

Как зритель воспримет, звёзды я не знаю, поскольку, согласно геометрическим построениям, их изображения оказываются сзади на расстоянии четырёх метров. Тем не менее, если бы звёзд не было, то получился бы очень эффектный снимок. Подобная съёмка будет относиться к разделу съемка отдельных объектов. Аналогичный эффект — сжатие и растяжение стереоизображений можно наблюдать, рассматривая иллюстрации, приведённые в этой статье с разного расстояния от глаз до монитора.
Выбор базы

У фотографа может возникать желание сделать снимок «как можно объёмнее». Проанализировав формулы, нетрудно понять, что если фокусное расстояние уже выбрано, то надо увеличивать базу.

Рассмотрим ограничения на максимально допустимую базу. Ограничения также актуальны при макросъёмке.

1. Самое элементарное. В основном, в левый и правый снимок должны попасть одни и те же объекты.

2. Представьте зрителя. Сомневаюсь, что зрителю понравится снимок, когда образ ближайшего объекта находится на расстоянии 10 см. Будем считать, что зритель хочет, чтобы всё располагалось на расстоянии от двух метров, если он рассматривает стереослайды или смотрит изображения на широком экране. А если вы делаете анаглифы, то зрителю не нужна разность параллаксов переднего и заднего плана больше 1/15 ширины кадра. Из этого условия можно получить соотношение, из которого можно найти базу, больше которой использовать не стоит.

формула
В другом виде
формула

3. Для большинства случаев более слабое ограничение. База заведомо должна быть в нескольно раз меньше расстояния до ближайшего объекта. «Несколько» — это где-то от трёх до семи. Это ограничение очень актуально, когда снимаемый объект почти плоский.

Также фотограф может захотеть снимать всё «как есть».
В этом случае, если фотограф занимается съёмкой крупных отдалённых объектов, ему необходимо помнить условие разрешения по глубине и не снимать «как есть» объекты, находящиеся на расстоянии более ста метров.

Следствием этого условия является ограничение на минимальную базу, дабы съёмка вторым аппаратом не потеряла смысл.

формула

Причём это неравенство должно выполняться с запасом в несколько раз. Для снимков, приведённых в данной статье, этот запас составляет порядка 50. При просмотре стереоснимка на мониторе стереосъёмка потеряет смысл (то есть большинство зрителей будет считать, что плоский снимок без очков лучше объёмного в очках), если этот запас будет меньше трёх.

Хочется отметить, что если выполнять цветную съёмку, используя несколько аппаратов с чёрно-белой плёнкой и цветными светофильтрами, то должно выполняться обратное неравенство. А если вместо базы подставить рабочий диаметр объектива, то обратное неравенство — это условие достаточности глубины резкости с точностью до числового коэффициента.

В более практичном виде это условие выглядит так, что минимальная, но достаточная для пейзажной съёмки база, составляет 1/(6*F) расстояния до ближайшего объекта. F — фокусное расстояние в миллиметрах в пересчёте на плёнку.

Для стереосъёмки нужно соблюсти ещё одно условие.

А именно, нужно учитывать отношение базы и рабочего диаметра объектива (фокусное расстояние, делённое на диафрагменное число). Условие, чтобы база была в несколько раз больше, чем рабочий диаметр объектива является математическим следствием того, что расстояние между передней и задней границей глубины резкости должно быть в несколько раз больше, чем расстояние, которое стереосистема разрешает по глубине. На практике отношение базы и рабочего диаметра объектива — это примерно количество плоскостей, параллельных плоскости фокусировки, находящихся по каждую сторону от плоскости фокусировки, положение которых можно различить с помощью оптической системы (опорные плоскости). Когда это отношение больше 30, то оно никакого практического значения не имеет и количество опорных плоскостей определяется разрешающей способностью объектива. А если глубина резкости и база являются достаточными для данного сюжета, то данное отношение дополнительным препятствием не является. Когда это отношение равно 2, количество опорных плоскостей равно 5, и снимок может получиться.

В обычных условиях, если отношение базы и рабочего диаметра объектива мало, то
либо глубины резкости недостаточно для данного сюжета,
либо недостаточно большая база,
либо, если база уже настолько большая, что дальше некуда (см. сюда ) — передать фактуру предмета не удастся, но это актуально только при макросъёмке.

Поскольку многим могут понадобиться более конкретные рекомендации, я их приведу, хотя для выбора стереобазы существует некоторый диапазон, который следует из написанного выше.

Итак, нужно снять некоторый сюжет. Классифицируем ситуации и рассмотрим каждую в отдельности.

1. Дальний план намного дальше ближнего. Это может быть пейзаж, портрет на фоне природы, интерьер, объект, имеющий большую протяжённость вдаль. Фотограф уже выбрал точку съёмки и фокусное расстояние объектива, но может менять базу.

При съёмке «полтинником», при съёмке на 35 мм плёнку или объективом с таким же обзором берётся база равная 1/30 расстояния до ближайшего объекта, который попадёт на снимок. Лишним объектом, например травинкой, попавшей в кадр, можно пренебречь.

Если обзор объектива в K раз меньше, то база берётся в K раз меньше. Для широкоугольников данные рекомендации могут оказаться не верны. Объективами «рыбий глаз» стерео я снимать не пробовал. Объективами с фокусным расстоянием 35мм и базой, равной двадцатой части расстояния, получается всё нормально. А более широкоугольная оптика в силу дисторсии и других причин даёт не очень хорошие результаты.

Для стереокино используются базы в несколько раз меньше, чем я рекомендовал для стереофото. Это связано с тем, что в отличие от фотографий, где мы, двигая глазами, можем рассматривать объекты поочерёдно, кинокадр должен восприниматься сразу. Диапазон от двух метров до бесконечности сразу воспринять нельзя.

Изображения, снятые с меньшими базами, выглядят менее объёмно, но более просты для восприятия и цветокоррекции при изготовлении анаглифного изображения.

Вот примеры снимков, снятых «по правилам».
Первый кадр снят «полтинником» на Кутузовском проспекте. База 15 см. Кадры нужно смотреть в анаглифных стреоочках (их можно купить в институте Стереокино или на сайте Allana.ru), красный слева.

анаглиф

Второй кадр — это тот же вид на Комсомольский проспект с улицы Косыгина. Снят он объективом с обзором в 6 раз меньше, чем у «полтинника». А база была равна 6 метров — в 90 раз больше расстояния между глаз.

анаглиф

Полноэкранные версии Скульптура на Кутузовском проспекте (844 КБ); Комсомольский проспект (420 КБ).

На первом кадре очень хорошо чувствуется объёмность, особенно скульптуры. Радиус стереовосприятия составляет примерно 300 метров.

На втором снимке в полной мере проявляются эффекты кулисности и миатюризации — всё получилось сжатым, то есть ближайшие дома получились сжатыми, стены с выходящими наружу балконами, а также все здания дальнего плана плоскими. Но зато, какая многоплановость! И это при том, что эстакада снизу кадра находилась на расстоянии более километра, что в три раза превышает радиус бинокулярного стереовидения человека. Радиус стереовидения оптической системы составляет 100 км, для уменьшенной картинки он равен 35 км. Невооружённым глазом такое увидеть нельзя.

Для съёмок чего-то на каком-то фоне, например подруги на фоне какого-нибудь замка, желательно использовать объектив с фокусным расстоянием 35-70 мм и следить, чтобы замок был ближе радиуса стереовосприятия. Если вы будете делать анаглифы для просмотра на мониторе, то радиус стереовосприятия в 1500 раз больше базы (для объектива 50 мм).

Впрочем, шестиметровая база — это не предел. Вот снимок заката, снятый объективом с фокусным расстоянием 135 мм с пятидесятиметровой базой. Радиус бинокулярного стереовидения для этого снимка составляет 200 километров (с учётом экранного разрешения).

Уточнённое правило, когда задний план не очень далеко. При отношении расстояний до самого дальнего и ближнего объекта равном двум — базу можно увеличить в 2 раза. При данном отношении равном трём — в полтора раза. При съёмке широкоугольными объективами базу увеличивать не стоит. При съёмке длиннофокусными объективами — стоит.

2. Съёмка отдельных объектов.
Объект по глубине занимает меньше или столько же места, скольно по ширине. Фон должен располагаться прямо за объектом или быть одноцветным.
Здесь угловой размер базы играет гораздо большую роль, чем фокусное расстояние объектива. Для таких съёмок очень удобно использовать длиннофокусные объективы. Типичные значения базы для таких съёмок составляют от сороковой до десятой части расстояния. Если объект более вытянут вдоль направления съёмки, то база берётся меньше. Если снимается фактура поверхности, то база берётся порядка десятой части расстояния. Для съемки людей база больше 2/15 части расстояния не используется, иначе лица людей кажутся вытянутыми. Типичное значения базы для съёмки людей, животных, натюрмортов — 1/25 от расстояния.

Вот пример подобной съёмки.

анаглиф

База составляет 14 см. Расстояние 3 метра, то есть в 21 раз больше базы. Наличие заднего плана — это недостаток данного снимка. Съёмка велась на фотоплёнку, чувствительностью 100 единиц. Объективы с фокусным расстояниям были задиафрагмированы на 16. Установленная выдержка составляла 1/60 с.

Оси аппаратов при съёмке отдельных объектов обычно не ставятся параллельно, а ставятся под некоторым углом, так, чтобы в видоискатели попадал снимаемый объект. Геометрическая обработка стереоизображений на компьютере

Основные задачи.
1. Устранение неточности юстировки пары камер, стереонасадки и, разумеется, некоторых неточностей, которых не удаётся избежать при съёмке с рук; устранение аффинных искажений, когда при съёмке оси аппаратов были расположены не параллельно.
2. Устранение несоответствия фокусных расстояний пары аппаратов.
3. Коррекция дисторсии. Актуальна при использовании стереонасадки.
4. Спецэффекты.

Итак, в принципе фотограф мог напортачить следующим образом.
1. Держать фотоаппараты не горизонтально (нижний край плёнки или матрицы расположен не горизонтально).
2. Направить их не параллельно (это часто является не ошибкой, а необходимостью), причём ошибиться он мог не только влево-вправо, но и вверх-вниз.
3. Одна точка съёмки могла оказаться ниже другой. Особенно часто это происходит на склоне и при съёмке с рук с малой базой.
4. Одна точка съёмки могла оказаться ближе к объекту, чем другая.
5. Фотограф мог при переходе от одной точки съёмке к другой сбить фокусное zoom расстояние объектива или объективы используемых аппаратов не были одинаковыми.

Теперь опишу, какие дефекты как устраняются.

Негоризонтальное расложение аппаратов. Одна точка выше другой. Устраняются поворотом снимков. В случае присутствия второго дефекта горизонталь на снимке (то, что параллельно нижнему краю снимка) должна стать параллельна линии, соединяющей точки съёмки. Другими словами, для просмотра снимка, снятого так, что одна камера была выше другой, надо или развернуть голову или сам снимок.

Разные фокусные расстояния. Устраняется масштабированием снимков.

Одна точка съёмки ближе к снимаемому объекту, чем другая. Дефект является в принципе неустранимым, но при малом отношении расстояний до дальнего и ближнего плана частично устраняется изменением масштаба.

Если оси аппарата были не параллельны, но отклонения от параллельности были не большими (меньше 5°), то достатоточно только сдвига изображений.
Об искажениях, возникающих при большом угле между осями, будет рассказано дальше.

Очень удачной программой, с помощью которой можно визуально (промежуточные результаты представлены в виде чёрно-белого анаглифа) выполнять все описанные геометрические преобразования, кроме устранения дисторсии, является StereoPhotoMaker. Также с помощью этой программы можно распечатать снимок для просмотра в стереоскоп (его с примерами стереокарточек можно купить в институте Стереокино) и сделать приемлимый анаглифный вариант.

Итак, план работы с отснятым материалом таков, при этом каждый пункт может оказаться лишним.

1. Устранение дисторсии и виньетирования. Актуально при работе со стереонасадкой. Может быть выполнено в Photoshop. Для установления настроек для устранения дисторсии, в качестве тестового снимка можно отснять прямоугольник и запомнить подобранные параметры. Для устранения виньетирования (это выходит за рамки данной статьи) в качестве маски можно использовать негатив белого листа, отснятого с помощью этой стереонасадки.

2. Открытие стереопары в StereoPhotoMaker. Вся геометрическая настройка находится в меню Adjust. Выбираем Easy adjustment и примерно совмещаем центральную часть снимков с помощью сдвига.

3. Изменение масштаба снимка так, чтобы верхняя и нижняя точка на центральной вертикальной оси снимков при наложении совпадали по высоте. Возможно, что снимки придётся сдвигать по вертикали.
Совпадение двух точек сверху и снизу (отсутствие вертикальных параллаксов) и несовпадение в некоторых других точках по высоте свидетельствует или о том, что один снимок снят намного ближе другого, или о том, что снимки очень сильно перекошены, что маловероятно. Возможна также ситация сдвига объекта при недостаточно синхронной съёмке. В случае, когда одна из точек съёмки ближе другой, совмещение производится по точке на главном объекте и какой-нибудь ещё или по паре произвольных точек.

4. Поворот снимков. В качестве ориентиров используется какая-либо точка слева и какая-либо точка справа. Возможно, что снимки придётся сдвигать вверх-вниз.

5. Устранение аффинных искажений, возникающих при большом скосе осей. Если снять параллельные линии при большой величине угла конвергенции (сильном скосе осей), это будет выглядеть так.

схема
схема

Инструмент для устранения данного недостатка находится во вкладке V-Perspective.

6. Сдвиг снимков по горизонтали. Для малоформатных анаглифов обычно это делается так, чтобы ближайшая точка на границе имела нулевой параллакс (при этом некоторые объекты могут находиться в предэкранной плоскости, как на снимке собаки). Это связанно с соображением, что если один объект загораживает другой, то объект, который загораживают, должен быть дальше. В данном случае, тем объектом, который не может не загораживать, является граница снимка. С другой стороны, отодвигать сюжет дальше смысла не имеет, поскольку у левого и правого краёв кадра появится больше объектов, которые видны только одним глазом.
Но возможны и другие соображения, например, максимально совместив какую нибудь контрастную границу, можно сократить количество двоений и облегчить цветокоррекцию.

7. Сохранение результатов (Save Left/Right Images). Дальше можно заниматься подготовкой вашего произведения для различных способов просмотра.

Дополнительная обработка

Рассмотрим следующую стереопару.

фото

Здесь использована база примерно в 4 раза больше, чем нужно (ах, какая досада!). Но на этом снимке, как и на предыдущих выполняется одно свойство — более дальние объекты на снимке расположены выше. Этим свойством мы и воспользуемся — перекосим эти снимки с целью уменьшения параллаксов. Photoshop и Corel Photo-Paint позволяют это сделать. Эта процедура называется Shear (сдвиг) и находится она в меню Distort (искажение).

Corel Photo-Paint

В результате сдвига и удаления некоторых деталей получаем следующий результат.

анаглиф

В целом, снимок получился, хотя нижняя часть столба воспринимается с трудом.

В некоторых случаях такой способ можно использовать специально, поскольку, чем больше база, тем больше радиус стереовосприятия. Поэтому, завысив базу, можно хорошо передать дальний план, а также объём отдельных объектов. Главная неприятность, которая возникает при использовании метода Shear, заключается в том, что объекты, расположенные параллельно вертикальной стороне кадра, наклоняются к зрителю или от него.

При использовании данного приёма не стоит завышать базу более чем в два раза. Для широкоугольников применение данного приёма даёт не очень хорошие результаты. На примере низ столба воспринимается с трудом из-за частичного нарушения банального принципа: в левый и правый снимок должны попасть одни и те же объекты. Верх столба воспринимается неплохо.

Для подобных целей — исправление слишком большой базы или завышение базы с целью передать объём некоторых фрагментов сюжета, не создавая дискомфорт для зрителя из-за больших параллаксов, могут пригодиться любые деформации снимков стереопар, при которых точки сдвигаются по горизонтали. Это могут быть растяжение-сжатие по горизонтали, ячеистая деформация и другие операции.

Также дополнительный стереоэффект для отдельных фрагментов стереоизображения можно достичь так. Делается 4 снимка с точек на одной прямой, перпендикулярной направлению съёмки. В качестве основной стереопары используются центральные снимки, но некоторые их фрагменты, объём которых хочется подчеркнуть, заменяются аналогичными фрагментами из крайних снимков.

Все эти методы являются противоположностью псевдостерео, когда второе изображение стереопары получается из первого путём разрезания его на фрагменты, их сдвига, деформации и дорисовки того, что не видно на исходном снимке из-за перекрытия, но должно быть видно на втором изображении. Какая нужна техника?

Стереофотография — очень интересная область. Но много интересных кадров приходится снимать на последовательно на один фотоаппарат. В фотографиях, приведённых в статье, база варьируется в очень широких пределах. Тем не менее, основным простым вариантом могла бы стать двухобъективная цифровая камера с базой 10 см, квадратными четырёх-мегапиксельными матрицами (дабы не было вопросов, как cнимать вертикальные кадры). Объективы можно поставить с постоянным фокусным расстоянием, таким, чтобы обзор был как и штатников. Несмотря на простоту, такая техника обладала бы радиусом стереовосприятия 200 метров и позволяла бы снимать с расстояния от двух метров. С помощью такой техники можно было бы сфотографировать большинство сюжетов, которые традиционно снимают фотолюбители. Такая техника была бы идеальным сочетанием цены и потребительских качеств. Кроме того, с такой техники всегда можно снимать простые фотографии. Другие статьи на данную тему

1. Поляков Илья Андреевич. Использование анаглифов в областях науки, связанных с пространственными построениями.
2. Вазенмиллер Е. А. Как снимать стереопары.
В этих двух источниках есть расхождение в терминах отрицательный и положительный параллакс с терминологическим словарём, см. 6).
3. Альфред Блейкер. Стереофотография.
4. В справке к программе StereoPhotoMaker рассказано (на английском) о различных способах просмотра стереоизображений и приведены изображения приспособлений для фотосъёмки.
5. Алексей Горяев. Цветокоррекция анаглифных изображений. Здесь можно узнать, как были сделаны иллюстрации для этой статьи и что делать после геометрической обработки, если вы хотите сделать изображение для просмотра в анаглифные стереоочки.
6.С.Н. Рожков, Н.А. Овсянникова. Стереоскопия в кино-, фото-, видеотехнике. Терминологический словарь. Издательство «Парадиз», Москва, 2003 г.
В данной статье была использована терминология в соответствии с данным изданием.
Близкими к теме данной статьи являются: монокулярные факторы пространственного зрения, стереоскопическое восприятие, стереоскоп, стереоочки, радиус стереоскопического зрения, острота зрения, разрешающая сила стереовидения, порог стереоскопического зрения, опорные плоскости, пластика бинокулярного оптического прибора, параллакс, бинокулярный параллакс, горизонтальный параллакс, вертикальный параллакс, положительный параллакс, отрицательный параллакс, пространство стереоизображения, гипертрофия третьего измерения, пропорциональные пространственные соотношения, эффект кулисности, эффект миниатюризации, стереосъёмка на параллельных осях, стереосъёмка на конвергированных осях, аффинные искажения, нестереоскопические области видения, отжимающее действие рамки, зона Панума, зона стереоскопической глубины, фузия, фузионные резервы.

Автор выражает благодарность Шатилову Олегу Борисовичу, Рожкову Сергею Николаевичу и Галкину Владимиру Николаевичу за ценные рекомендации.




2 августа 2005 Г.

?
, .

  1. — , . ,

, — . .

.
. , . ( ) .

,

,
. .
, , .
(, ). , , ( ). , .

. L — .
a — . a=1/5000. f=50 35 . a=1/1500.

1. R. R=L/a. — .
300 .

2. , , , , S1 S2>S1, .

.
: — , , .

, , , , . , , .

, , . , , .

, , , , 10 30 .

, R, ( ) .

. 0,01-0,1.

= *
, .

. , .
— 1/3000 .
3 * 1/3000= 1 .
6,5 /3 = 1/46
, 1 / (1/46)= 4,6 .

. — .
, ( ). .

, 35 , , 50 .

, , .

, , .

« », 50 , . , , . . ( ) , .

, , .

, N . , N ( ) N . ( , ).

, , 6500 , 3,5 , 4 . . , ( ), . .

, . K , K K .

, , 500 , 40 . 3,5 , , , 10 ( ). , . , : , 4 . 35 .

, , , , . , , . . — , , .

« ». , , , .

. .

1. . , .

2. . , , 10 . , , , . , 1/15 . , , .


3. . . «» — - . , .

« ».
, , « » , .

, .

. , , 50. ( , ), .

, , - , . , — .

, , , 1/(6*F) . F — .

.

, ( , ). , , , , , . — , , , ( ). 30, . , . 2, 5, .

, ,
,
,
, , (. ) — , .

, , , .

, . .

1. . , , , , . , .

«», 35 1/30 , . , , , .

K , K . . « » . 35 , , . .

, . , , , , , . .

, , , .

, « ».
«» . 15 . ( Allana.ru), .

— . 6 , «». 6 — 90 .

(844 ); (420 ).

, . 300 .

— , , , . , ! , , . 100 , 35 . .

- - , - , 35-70 , . , 1500 ( 50 ).

, — . , 135 . 200 ( ).

, . — 2 . — . . — .

2. .
, . .
, . . . , . , . 2/15 , . , , — 1/25 .

.

14 . 3 , 21 . — . , 100 . 16. 1/60 .

, , , .

.
1. , , , , ; , .
2. .
3. . .
4. .

, .
1. ( ).
2. ( , ), -, -.
3. . .
4. , .
5. zoom .

, .

. . . (, ) , . , , , , .

. .

, . , .

, ( 5), .
, , .

, ( - ) , , StereoPhotoMaker. ( ) .

, , .

1. . . Photoshop. , . ( ) , .

2. StereoPhotoMaker. Adjust. Easy adjustment .

3. , . , .
( ) , , , , . . , , - .

4. . - - . , -.

5. , . ( ), .

V-Perspective.

6. . , ( , ). , , , , . , , , . , , , .
, , , .

7. (Save Left/Right Images). .

.

4 , (, !). , — . — . Photoshop Corel Photo-Paint . Shear () Distort ().

Corel Photo-Paint

.

, , .

, , , . , , , . , Shear, , , , .

. . - : . .

— , - , , . - , .

. 4 , . , , , .

, , , , - , .

?

— . . , , . , 10 , - ( , c ). , , . , 200 . , . . , .

1. . , .
2. . . .
, . 6).
3. . .
4. StereoPhotoMaker ( ) .
5. . . , , .
6... , .. . -, -, . . «», , 2003 .
.
: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

, .