Fujifilm FinePix F200EXR

Fujifilm FinePix F200EXR

Интересно пробовать новые технологии. Но большинство компактных камер любительского класса ничем заинтересовать не могут. Fujifilm FinePix F200EXR — редкое исключение. В камере реализована технология Super CCD EXR (EXR — аббревиатура от Extreme, ролик о технологии можно посмотреть здесь). Суть технологии в том, что каждая ячейка сравнительно большой 1/1,6 дюймовой ПЗС матрицы Super EXR состоит из двух с независимым управлением и считыванием. Если парные ячейки работают вместе так, что их сигналы суммируются — получается половинное разрешение 6 Мп и ячейки удвоенной площади (режим «SN» — «High Sensitivity & Low Noise»). Если раздельно и независимо — получаем высокое разрешение 12 Мп, это режим работы — «EXR HR» («High Resolution»). Экспозицией в цифровой камере можно управлять как затвором, так и электронно — управляя тактами работы матрицы. Так как цепи управления парными «одноцветными» ячейками матрицы раздельные, то за один «снимок» можно получить два с разной «электронной» выдержкой. Взяв света из «полукадра» с более короткой выдержкой, а тени из «полукадра» с более длинной и сложив их в один снимок, можно получить фотографию без провалов в светах и тенях (режим «DR» — «Wide Dynamic Range»). Конечно, и у такой технологии расширения динамического диапазона и снижения шумов есть предел, но что-то лучше чем ничего. На сколько это «что-то» заметно, попытаемся определить практически.Камера

Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR

Конструктивно, корпусом и оптикой камера очень близка к своей предшественнице FinePix F100fd. В очень компактном корпусе (97,7×58,9×23,4 мм, 175 г без аккумулятора и карты памяти) установлен 5Х зум-объектив с эквивалентным диапазоном фокусных расстояний 28-140 мм (реальный, 6,4-32 мм) и светосилой f/3,3-f/5,1, сравнительно широкоугольный для камер со встроенной оптикой. Стабилизация — за счет сдвига матрицы.

Вспышка и фонарь подсветки находятся под спусковой кнопкой и рычажком управления фокусным расстоянием, при съемке есть риск заблокировать их пальцами руки. Поэтому снимать лучше, удерживая аппарат в двух руках «кончиками пальцев».

Fujifilm FinePix F200EXR

Управление камерой осуществляется через меню (вызов — кнопка «MENU/OK»), с помощью дискового селектора режимов работы, кнопки функций «F», кнопок мультиселектора (экспокоррекция, режимы вспышки, макро, таймер), включения режима распознавания лиц. Дисковым селектором можно выбрать автоматические режимы съемки («зеленая зона» — красная камера, «N» и «N со вспышкой» — автоматические режимы с выключенной вспышкой и с последовательной съемкой двух кадров без вспышки и со вспышкой для выбора лучшего варианта), сюжетные программы «SP», полностью ручной режим «M» и программный «P». В «P» через меню можно включить программу приоритета диафрагмы «Av». У диафрагм есть только крайние положения — для широкоугольного режима f/3,3-f/9, для максимального фокусного расстояния f/5,1-f/14. Фокусировка автоматическая (режимы: по центру, автоматический по полю кадра, только при съемке и непрерывный). Баланс белого настраивается автоматически, по мишени или как один из стандартных вариантов.

Дисплей 3 дюйма, 230000 элементов. Заявлено, что он отображает 100% поля кадра. Возможно, это так. Снимая при минимальном фокусном расстоянии можно заметить, что часть видимого при кадрировании в «видоискателе» изображения пропадает на снимке. Так что «видоискатель» видит даже больше, чем потом записывается в файл. Вероятно, это следствие работы системы коррекции геометрических искажений.

Макрорежим не очень эффективен. На минимальном фокусном расстоянии минимальный размер поля кадра по длинной стороне около 60 мм, при максимальном фокусном расстоянии, примерно, 120 мм.

В серийном режиме можно снимать длинные серии с автофокусом для каждого кадра и интервалом, примерно, 1,5 секунды между снимками. В режиме «быстрой» серии — 3-и 12 Мп кадра (первые или последние по отношению к моменту нажатия на спуск) будут сняты, примерно, за 1 секунду. Есть быстрый режим съемки серии с уменьшением разрешения до 3 Мп — в серии будет 12 снимков (так же первых или последних к моменту нажатия на спусковую кнопку), сделанных, примерно, за 2 секунды.

Камера имеет HD выход, но снимает видео с разрешением до 640×480. При съемке видео оптический зум блокируется.

Fujifilm FinePix F200EXR

Питание от литий-ионного аккумулятора NP-50 Li-ion. Сменная память xD и SD/SDHC (или та, или другая, две карты установить нельзя). Есть встроенная память (около 48 МБ). Штативное гнездо — пластик.

Меню

Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
Дисплей в режиме съемки «приоритет диафрагмы», диафрагма максимальная.
Дисплей в режиме съемки «приоритет диафрагмы», диафрагма минимальная.
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
Настройки, вызываемые кнопкой функций «F», в режиме приоритета диафрагмы. Из необычных режимов можно отметить «Моделирование пленки». Это обработка изображения так, как будто оно снято на пленки Provia, Velvia, Astia, в ч/б или сепию.
Настройка расширения динамического диапазона в режиме приоритета диафрагмы. Работает расширение за счет съемки с недоэкспозицией (повышение ISO) и последующим вытягиванием теней и среднего диапазона с помощью кривой коррекции. К EXR DR эта функция отношения не имеет.
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
Настройки, которые можно сделать через меню камеры.
Некоторые пункты, к примеру, режим питания, могут вызвать недоумение. Но что можно ожидать от маленького аккумулятора? Так что приходится либо экономить, либо расточать энергию на быструю фокусировку или яркий дисплей.
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
В меню камеры есть полезная система подсказок, помогающая выбрать подходящий режим и настройки.
Выбор сюжетной программы.
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
После включения EXR режима дисковым селектором, через меню нужно еще выбрать конкретный алгоритм работы EXR.
Выбор режима работы EXR. Есть три варианта: приоритет разрешения «HR», низких шумов «SN» и широкого динамического диапазона «DR».
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
Режим просмотра с миниатюрами.
Обычный режим просмотра.

Ни в режиме съемки, ни при просмотре на дисплее не отображается гистограмма. Возможно, это сделано намеренно, чтобы не давать фотографу повод терять время на настройку EXR по гистограмме и оценку эффективности EXR. Качество изображения

Варианты обработки и кодирования изображения в файл

Фрагменты
Варианты обработки цвета в камере. Обычно, принято напрямую указывать в меню цифровых камер настройки насыщенности и контраста. В Fujifilm FinePix F200EXR эта функция реализована, как «моделирование пленки»: Provia, Velvia, Astia, ч/б или сепия.

Обычный режим съемки, 12 Мп. Разрешение, шум, баланс белого

Мира, 1:1

Фрагменты 1:1 миры для центра кадра (столбцы слева) и правого верхнего края кадра (столбцы справа). Съемка в режиме полного 12 Мп разрешения. Режим цветопередачи «Provia» — «стандартный». Баланс белого по серой карте (фрагмент карты справа вверху). Отмечу, что камера «заметила» и даже подчеркнула наличие оптического отбеливателя в бумаге, на которой напечатана мишень (белый цвет бумаги имеет голубой оттенок). Большинство испытанных ранее камер, «замечали» и «подчеркивали» отбеливатель меньше.

По снимкам миры можно сделать вывод, что структура матрицы не привела к уменьшению разрешения. 0,75 линии на пиксель — хороший результат для компактной камеры. Дисторсия и хроматические аберрации заметны при коротких фокусных расстояниях и по меркам «28 мм» вполне умеренные. При средних и больших значениях фокусных расстояний оптика работает хорошо. Эффект от диафрагмирования практически незаметен. И только при максимальном фокусном расстоянии падение разрешения с диафрагмированием позволяет предположить, что диафрагма камеры — гибридная, из нейтрального фильтра и совсем небольшой настоящей диафрагмы.

Фрагменты

Фрагменты 1:1 мишени Kodak и миры, полученные при разных значениях светочувствительности при съемке в режиме полного разрешения. Приведены так же гистограммы, как их отображает Fast Stone Image Viewer для светочувствительности 200 и разных режимов DR 100% и 200%. «Программный» DR (за счет недоэкспозиции и применения специальных кривых коррекции) достаточно эффективен, чтобы сместить света от края гистограммы. Стоит так же отметить вполне приемлемое качество при съемке с ISO 800 и 1600. Матрица камеры хорошо (очень хорошо, в сравнении с другими 12 Мп аппаратами) работает на высоких светочувствительностях даже без специальных режимов EXR. Можно было бы ожидать, что ISO 3200 будет еще чище в режиме «EXR SN», но максимальная светочувствительность для «SN» режима — 1600.

EXR режим

Короткие выдержка, умеренные значения ISO.
Разрешение, шум и расширение динамического диапазона

Фрагменты
Оценка влияния расширения динамического диапазона «EXR DR» и снижения шума «EXR SN» на детализацию и передачу контраста. Съемка выполнялась в различных режимах EXR при невысоких значениях ISO и коротких выдержках. Приведены фрагменты мишени в масштабе 1:1 для миры и уменьшенные для шкалы Kodak. Так как при съемке в «EXR SN» и «EXR DR» разрешение снимка уменьшается до 6 Мп (M), то фрагменты миры с «М разрешением» для удобства сравнения были увеличены до 12 Мп (L) — до разрешения снимков, сделанных в режимах полного разрешения «EXR авто» и «EXR HR».
Фрагменты
Оценка влияния расширения динамического диапазона «EXR DR» и снижения шума «EXR SN» на детализацию и уровень шума. Для удобства сравнения все фрагменты мир были приведены до разрешения 6 Мп (то есть миры «EXR SN» и «DR» режимов не изменялись, а «EXR авто» и «HR» уменьшались с L до M разрешения). Фрагменты цветных кругов мишени Kodak для удобства оценки уровня шума приведены в их оригинальном разрешении и уменьшенном / увеличенном до 6 (правая колонка) / 12 Мп (левая колонка). Если фрагмент уменьшался или увеличивался, он имеет черную рамку.

Менее всего впечатляет режим «EXR авто», в котором камера сама настраивает свое функционирование. В этом нет ничего удивительного — «съемка мишеней» не является сюжетной программой камеры и «угадать» настройки для такой съемки камера не может. При небольших ISO и коротких выдержках «SN» режим (уменьшения шумов) не имеет преимуществ перед обычным «HR» режимом полного разрешения. Уменьшенная до 6 Мп фотография, сделанная при съемке в режиме с 12 Мп разрешением имеет лучшую детализации и не более заметные шумы, чем полученная в режиме «EXR SN». Характер передачи светлых полей на сером клине мишени Kodak в разных режимах «EXR DR» свидетельствует об эффективности этого режима. Но серый клин не так уж и широк по диапазону яркостей, чтобы можно было судить о реальной эффективности «EXR DR». При съемке в «EXR DR» с большой степенью «восстановления» светов (DR800%) по EXIF данным можно заметить, что автоматика повышает светочувствительность. В этом случае для «восстановления» светов применяются обе технологии, как за счет разной выдержки («EXR DR») для соседних одноцветных элементов матрицы, так и за счет съемки с повышением ISO и применением «специальной» кривой коррекции.

Длинные и средние выдержки, средние и большие значения ISO.
Разрешение, шум и расширение динамического диапазона

Фрагменты
Фрагменты, полученный в различных режимах EXR при средних и высоких значениях ISO и средних и длинных выдержках. Для удобства сравнения приведены оригинальные фрагменты в масштабе 1:1 и уменьшенные (до M, 6 Мп) / увеличенные (до L, 12 Мп) фрагменты (если фрагмент изменялся, он обведен черной рамкой).

При светочувствительности 400 единиц ISO в режиме «EXR SN» снимок выглядит чуть чище, чем уменьшенный снимок, сделанный в полном разрешении при той же ISO. Эффективность режима «EXR SN» можно грубо оценить, как «меньше 1 ступени светочувствительности». При этом детализация изображения 6 Мп (M) файла заметно меньше детализации уменьшенного 12 Мп (L). Эффект от разных вариантов «EXR DR» хорошо заметен — при одинаковой выдержке и увеличении степени «DR» получаются снимки с уменьшением яркости светов (то есть с восстановлением светов).

Эффективность EXR режимов на практике.

EXR DR

Миниатюра
Миниатюра снимка.

Фрагменты
Фрагменты в масштабе 1:1 для разных режимов съемки без использования технологии «EXR-DR».
Фрагменты для разных режимов съемки с «EXR-DR» и без ее применения. Фрагменты снимков, сделанных в разрешении L были уменьшены до размеров, соответствующих разрешению М (помечены буквами L-M), фрагменты файлов с разрешением М приведены в масштабе 1:1.

Эффективность EXR-DR технологии очевидна. Однако, при сравнении первого фрагмента на последней иллюстрации («P» режим, расширение динамического диапазона «на 400%» за счет повышения ISO) и четвертого фрагмента («EXR DR» режим 400%) трудно однозначно определить, какая технология лучше. «Программная DR » выигрывает в разрешении, даже при уменьшении размеров изображения от 12 Мп до 6 Мп, «EXR DR» чуть аккуратнее восстанавливает пересвеченные области — они богаче градациями.

EXR SN

Миниатюра, исходный снимок 4,8 МБ в режиме «P», ISO 400, f=16 мм, f/4,3, 1/27 c. Вариант «EXR SN» ISO 800, 1/56 с 2,6 МБ. Вариант «EXR SN» ISO 400, 1/27 с 2,6 МБ.
Фрагменты снимков в масштабе 1:1 и уменьшенные от L до M (для «P» режима съемки, приведен фрагмент в масштабе 1:1 и на его фоне уменьшенная версия, трансформация помечена белой стрелкой):

Сравнение фрагментов позволяет сделать вывод, что если «EXR SN» режим и имеет преимущества по чистоте изображения перед режимом полного разрешения (при соответствующем уменьшении размеров изображения от L до M), то оно не велико и не превышает 1 ступени по светочувствительности. Так снимок «EXR SN», сделанный с ISO 800 в разрешении М явно более шумный, чем уменьшенный до М снимок, сделанный с ISO 400 в разрешении L в программном режиме. Но снимок «EXR DR» при ISO 400 выглядит все же чуть чище уменьшенного снимка, сделанного в режиме «P» при той же светочувствительности 400 единиц. Снимки

Миниатюра, исходный снимок 4 МБ, ISO 100, DR100%, f = 6,4 мм, f/9, 1/105 c.
Миниатюра, исходный снимок 4 МБ, ISO 100, DR100%, f = 6,4 мм, f/3,3, 1/800 c.
Миниатюра, исходный снимок 4,3 МБ, ISO 100, DR100%, f = 32 мм, f/5,1, 1/500 c.
Миниатюра, исходный снимок 4,6 МБ, ISO 100, DR100%, f=20 мм, f/4,5, 1/34 c. Вариант ISO 400, DR400%, 1/140 с 4,85 МБ.

Следующие два снимка приведены, чтобы проиллюстрировать влияние диафрагмирования на глубину резкости. Заметить увеличение глубины резкости при увеличении диафрагменного числа практически невозможно. Однако, диафрагмирование полезно при съемке при ярком освещении — на открытой диафрагме камере иногда не хватает диапазона коротких выдержек, а нейтральный «диафрагменный» фильтр помогает снять без заметной переэкспозиции.

Миниатюра, исходный снимок 4,4 МБ, ISO 400, DR100%, f=13 мм, f/4, 1/220 c.
Миниатюра, исходный снимок 4,4 МБ, ISO 400, DR100%, f=13 мм, f/11, 1/30 c.

Следующие два снимка иллюстрируют эффективность режима расширения динамического диапазона за счет съемки с экспокоррекцией «в минус» (за счет повышения светочувствительности) и применения к изображению специальной корректирующей кривой. Этот режим может использоваться при любом разрешении съемки.

Миниатюра, исходный снимок 4,1 МБ, ISO 100, DR100%, f=6,4 мм, f/3,3, 1/125 c.
Миниатюра, исходный снимок 4,3 МБ, ISO 400, DR400%, f=6,4 мм, f/3,3, 1/600 c.

Испытывать новое — занятие интересное. К сожалению, результат испытаний оказался не таким уж и впечатляющим. Новая технологи матрицы Super CCD EXR, если где заметно и сработала, то при расширении динамического диапазона. Но оказалось, что сама матрица при использовании ее в режиме полного 12 Мп разрешения обеспечивает на редкость чистую картинку (может поэтому работа «EXR SN» режима не так заметна). То же относится и к «EXR DR» — его «программный» 12 Мп аналог работает не на много хуже. И хотя для включения этого «программного» DR нужно повышать светочувствительность и, следовательно, шумы, снимок можно уменьшить до размеров 6 Мп и он будет не много уступит «EXR SN» варианту.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Fujifilm FinePix F200EXR
Н/Д(0)





4 июня 2009 Г.

Fujifilm FinePix F200EXR

Fujifilm FinePix F200EXR

Fujifilm FinePix F200EXR

. . Fujifilm FinePix F200EXR — . Super CCD EXR (EXR — Extreme, ). , 1/1,6 Super EXR . , — 6 ( «SN» — «High Sensitivity & Low Noise»). — 12 , — «EXR HR» («High Resolution»). , — . «» , «» «» . «» , «» , ( «DR» — «Wide Dynamic Range»). , , - . «-» , .

Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR

, FinePix F100fd. (97,7×58,9×23,4 , 175 ) 5 - 28-140 (, 6,4-32 ) f/3,3-f/5,1, . — .

, . , « ».

Fujifilm FinePix F200EXR

( — «MENU/OK»), , «F», (, , , ), . (« » — , «N» «N » — ), «SP», «M» «P». «P» «Av». — f/3,3-f/9, f/5,1-f/14. (: , , ). , .

3 , 230000 . , 100% . , . , «» . «» , . , .

. 60 , , , 120 .

, , 1,5 . «» — 3- 12 ( ) , , 1 . 3 — 12 ( ), , , 2 .

HD , 640×480. .

Fujifilm FinePix F200EXR

- NP-50 Li-ion. xD SD/SDHC ( , , ). ( 48 ). — .

Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
« », .
« », .
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
, «F», . « ». , Provia, Velvia, Astia, / .
. ( ISO) . EXR DR .
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
, .
, , , . ? , .
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
, .
.
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
EXR , EXR.
EXR. : «HR», «SN» «DR».
Fujifilm FinePix F200EXR
Fujifilm FinePix F200EXR
.
.

, . , , EXR EXR.

. , . Fujifilm FinePix F200EXR , « »: Provia, Velvia, Astia, / .

, 12 . , ,

, 1:1

1:1 ( ) ( ). 12 . «Provia» — «». ( ). , «» , ( ). , «» «» .

, . 0,75 — . «28 » . . . , — , .

1:1 Kodak , . , Fast Stone Image Viewer 200 DR 100% 200%. «» DR ( ) , . ISO 800 1600. ( , 12 ) EXR. , ISO 3200 «EXR SN», «SN» — 1600.

EXR

, ISO.
,

«EXR DR» «EXR SN» . EXR ISO . 1:1 Kodak. «EXR SN» «EXR DR» 6 (M), « » 12 (L) — , «EXR » «EXR HR».
«EXR DR» «EXR SN» . 6 ( «EXR SN» «DR» , «EXR » «HR» L M ). Kodak / 6 ( ) / 12 ( ). , .

«EXR », . — « » «» . ISO «SN» ( ) «HR» . 6 , 12 , «EXR SN». Kodak «EXR DR» . , «EXR DR». «EXR DR» «» (DR800%) EXIF , . «» , («EXR DR») , ISO «» .

, ISO.
,

, EXR ISO . 1:1 ( M, 6 ) / ( L, 12 ) ( , ).

400 ISO «EXR SN» , , ISO. «EXR SN» , « 1 ». 6 (M) 12 (L). «EXR DR» — «DR» ( ).

EXR .

EXR DR

.

1:1 «EXR-DR».
«EXR-DR» . , L , ( L-M), 1:1.

EXR-DR . , («P» , « 400%» ISO) («EXR DR» 400%) , . « DR » , 12 6 , «EXR DR» — .

EXR SN

, 4,8 «P», ISO 400, f=16 , f/4,3, 1/27 c. «EXR SN» ISO 800, 1/56 2,6 . «EXR SN» ISO 400, 1/27 2,6 .
1:1 L M ( «P» , 1:1 , ):

, «EXR SN» ( L M), 1 . «EXR SN», ISO 800 , , ISO 400 L . «EXR DR» ISO 400 , «P» 400 .

, 4 , ISO 100, DR100%, f = 6,4 , f/9, 1/105 c.
, 4 , ISO 100, DR100%, f = 6,4 , f/3,3, 1/800 c.
, 4,3 , ISO 100, DR100%, f = 32 , f/5,1, 1/500 c.
, 4,6 , ISO 100, DR100%, f=20 , f/4,5, 1/34 c. ISO 400, DR400%, 1/140 4,85 .

, . . , — , «» .

, 4,4 , ISO 400, DR100%, f=13 , f/4, 1/220 c.
, 4,4 , ISO 400, DR100%, f=13 , f/11, 1/30 c.

« » ( ) . .

, 4,1 , ISO 100, DR100%, f=6,4 , f/3,3, 1/125 c.
, 4,3 , ISO 400, DR400%, f=6,4 , f/3,3, 1/600 c.

— . , . Super CCD EXR, , . , 12 ( «EXR SN» ). «EXR DR» — «» 12 . «» DR , , , 6 «EXR SN» .

, :

Fujifilm FinePix F200EXR