Почему я жду Serious Sam 4? Вспоминаем основные фишки и игры серии Serious Sam

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

В связи со скорым выходом Serious Sam 4, мне хотелось бы высказаться, почему этот проект вполне может оказаться шутером года.

Крутой Сэм

Я уверен, что многие жители СНГ знают Serious Sam именно под таким названием. И, чёрт побери, оно идеально отражает всю суть игр и самого Сэма Стоуна. Он крайне несерьёзен в своих похождениях, отпуская редкие, но меткие фразочки в сторону армии Ментала, попутно выкашивая их в промышленных масштабах. Помимо этого, Сэм обладает уникальным талантом бегать спиной назад, ведь мужики не тупят за укрытиями. Одновременно отстреливая десятки врагов на открытой местности, всегда приходится продумывать кучу тонкостей.

Крутой Сэм – это не просто аренный шутер. Это именно шахматы, где надо продумывать каждый свой шаг, пристально выбирать, каких врагов когда покрошить и чем. Это вопрос правильного позиционирования, дистанции и грамотного жонглирования оружием.

Крутой Сэм – это крутые пушки

В этих играх попросту нет бесполезного оружия. Ну, возможно, кроме ножа и кувалды с браслетом из SS3. Всё остальное – это достаточно сбалансированное попурри из оружейной классики и хайтека. С помощью помпового дробовика можно без особых затрат боезапаса отстреливать мелких врагов и летящие в героя снаряды. Двустволкой, при должном скилле, можно убирать клиров одним выстрелом. Гранатомётом можно наносить хороший урон по крупным врагам на большой дистанции. Про пользу минигана или лазергана вообще нужно что-то говорить? Пожалуй, только то, что это чуть ли не самые приятные пушки в этих играх. Кстати, по поводу пушки… вернее, Пушки… Если вы никогда не играли в боулинг врагами на уровне Великий Собор или Метрополисе, то вы точно не знаете ничего о мясных шутерах. Вперёд навёрстывать упущенное!

Крутой Сэм – это крутое музло

Я уверен в том, что каждый, хотя бы раз поигравший на уровнях Дюны, Великий Собор или Великая пирамида, никогда не сможет стереть из памяти эти легендарные треки. Благодаря заслугам композитора студии-разработчика Croteam, Дамьяна Мравунаца, каждая локация имеет уникальное звуковое сопровождение. Уровни Египта, Южной Америки, Персии, джунгли М’Дигбо, вулканическая планета Клир, Сириус – все эти места звучат самобытно и классно. Просто многие говорят, что в перезапусках Дума отличная музыка… Ну, не знаю. Если открыть саундтрек Дума, то там от начала и до конца будет сплошная долбёжка. Да, в игру она отлично вписывается, но она на 5 голов ниже по разнообразию и насыщенности саунда из Крутого Сэма.

 Это были характерные черты ВСЕЙ серии. Теперь же я бы хотел быстренько пробежаться по плюсам и минусам основной ветки игр, чтобы в итоге понять, почему я верю в SS4. 

Serious Sam: The First Encounter

Дебютная часть серии представила нам к уничтожению множество врагов: биомеханоиды, безголовые наёмники, гарпии, алурданские рептилоиды, клиры и прочие инопланетные гады прочно заняли своё место в армии Ментала. При виде (или звуке) каждого из них, сразу становится ясно в каком русле пройдёт предстоящий бой. Первая кровь – это довольно уникальный сеттинг, состоящий из древнего Египта, инопланетян и последнего человека на земле. Она отлично играется и в наши дни. Ничего лишнего. Куча врагов, патронов, полезных секретов (в том числе 2 секретных уровня!) и минимум головоломок. Звёзд с неба не хватала, но в этом и заключается её шарм. Идеальная формула для последующих частей.

Кстати, для большего безумия происходящего, в настройках можно было поиграться с настройками крови и расчленёнки. Можно было перекрасить кровь в зелёный цвет или же усадить всю арену цветами и овощами!

 

Serious Sam: The Second Encounter

Второе пришествие я считаю идеальным Сэмом. Ну, почти. Кор геймплей и стилистика перекочевали прямиком из первой части. Но при этом были добавлены новые элементы геймплея. Из оружия: огнемёт средней фановости, бензопила для вырезания прыгающих жаб, крайне полезная снайперка и имбовая бомбочка. Из врагов: потешные Кукурбито, зорги и бесячий демон-рептилоид. Временные апгрейды: увеличение скорости, неуязвимость, двойной урон.
Вообще, апгрейды – это необязательная вещь, но она очень сильно увеличивала уровень фана кромсания вражин, за что безусловно получает плюсик. Но вся прелесть второго пришествия, как по мне, проявляется в отдельных экспериментах с левелдизайном. Сюда разрабы умудрились запихнуть вращающиеся комнаты, прыгучий пол, пружинные стены и прочие эксперименты с позиционированием. Секреты стали куда безумнее в своём исполнении. Они стали не только полезны, но и крайне уморительны. Одна студия «съёмок» финальной битвы из первой части чего стоит! Могучий камикадзе, бонусный забег вокруг вавилонской башни, отстрел Санты ради подарков – это то, за что я обожаю второе пришествие и ненавижу третью часть.

Единственный минус – это объём уровней. Они стали слишком громоздкими и длинными. В среднем на каждый уровень уходит минут по 50, в то время как в первом пришествии они становились таковыми только в последней трети игры.



 
Serious Sam 2

Самый спорный Сэм. Croteam конкретно поменяли подход к игре не только в плане визуала, но и в геймплее. Если первые части имели смесь реализма и шизанутости, то вторая часть ушла далеко в шизу. Всё стало мультяшным, но при этом сами локации от этого только выиграли. Очень красивая игра и очень сомнительный дизайн врагов и оружия. Но меня в этой части беспокоит не это, ибо визуал – это вкусовщина. Для меня проблемой здесь является именно импакт. Двустволка стала бесполезнее скорострельного дробовика, а взрывы ракет ощущаются как хлопки. Вкупе с сомнительным эффектом взрыва врагов это стало больше раздражать, чем развлекать. В игру ввели дурацкую систему жизней, которая ни на что не влияет, покуда живы святые F6 и F9. Ещё добавили транспорт с оружием на борту. Это решение я всё же запишу в плюс. Оно неплохо разбавляло игру, хоть и было довольно кривовато. Короче, Крутой Сэм 2 – это неплохая игра, но плохой Сэм. Едем дальше. 

Serious Sam 3

Собственно, приквел. Да, здесь есть сюжет, но кому он вообще сдался? Эта серия игр имеет сюжет ровно для того, чтобы в трёх словах описать то, почему всё происходит. Тем не менее, разрабы посчитали нужным уйти в этот раз в реализм и опять сели в лужу. Дизайн местного Египта до одури скуп на красивые пейзажи. Если в первом пришествии всё было пёстро и красиво, то унылость разрушенных зданий в SS3 очень сильно ухудшалась местным светофильтром.

Первая половина игры – это бесконечная рутина отстрела тупеньких клонов-наёмников Ментала. Во второй половине игры и бестиарий становится разнообразней, и оружие в нашем арсенале чуть расширяется. Но на протяжении всей игры попадаются отвратные секции с подземельями и ощущается нехватка патрон для всего оружия, кроме дробовика и автомата. По какой-то причине разработчики посчитали хорошей идеей убрать главную фишку максимальной сложности игры – двойной боезапас. То есть, в первых пришествиях у Сэма удваивался боезапас для всех видов оружия. Например, миниган вмещал не 500 патронов, а 1000, но при этом урон по врагам наносился тот же, что и раньше. Таким образом игра поощряла игрока, принявшего вызов. Здесь же ни в коей мере не дают настреляться той же ракетницей. Про лазерган и снайперку я вообще молчу. Они раскиданы по игре в виде секретов, поэтому далеко не каждый игрок их найдёт при прохождении.

Ну и, в общем-то, секреты в этой части – это самый бесполезный кусок геймдизайна. Они неинтересны и бесполезны (за исключением вышеуказанных стволов). Попрыгай по заборам, чтобы найти +5 хп – такое себе развлечение. Только финальный уровень хоть как-то даёт настреляться и вызывает некий челлендж на серьёзной сложности. Вся остальная игра – это блеклая тень динамичного и стильного старшего брата.

 
Serious Sam 4

Итак, почему я верю в этот долгострой? В первую очередь хочется отметить то, что в недавних дневниках разработчиков, они говорили о том, что осознали основные проблемы предыдущей части и проведут работу над ошибками. Наделают ли они новых? Возможно. Пока что из всего увиденного материала вызывают вопрос следующие вещи: дизайн локаций, система Легион и апгрейды. Во-первых, локации не вызывают у меня какого-то эстетического восторга. На этот раз вместо ветхого Египта у нас на очереди ветхая Европа. Те же яйца, только в профиль. В последний раз этот дизайн сильно попортил оригинальность секретов. Во-вторых, про систему Легион, которая может вмещать на карте тысячи противников было сказано много, но при этом толком ничего не показано. Как это будет влиять на геймплей – неизвестно. Надеюсь, что они смогут сбалансировать перегруженность врагов и их отстрел. Как минимум, в игру обещают вернуть транспорт. Но какой – тоже неизвестно. В-третьих, обещали добавить какие-то апгрейды. Уже в трейлерах видно, что классический лазерган имеет альтернативный режим стрельбы. Как это всё будет прокачиваться и будут ли временные бонусы а-ля второго пришествия? Будет ли боёвка перегружена? Если и будет, то, надеюсь, не как в Doom Eternal, где весь геймплей свели к прожиманию абилок по КД для зумеров.

Но это всё опасения. Из плюсов всё же отмечу ещё раз то, что разработчики хотят вернуться к старой формуле Крутого Сэма, добавят новых врагов, разнообразят локации всякими доп квестами. Для сюжета они привлекли человека, который работал над оным в Принципе Талоса. Не знаю, для чего это нужно в Крутом Сэме, но хуже от этого стать не должно. Опять же, музыкальная составляющая… В Крутом Сэме никогда не было плохого музла. Но! Фанаты уже кучу лет говорили о том, что в 4-й части обязан быть ремикс Коридора смерти. И, о чудо, разработчики знают об этом! Неспроста они таки добавили его в один из недавних трейлеров.

Несмотря на то, что долгострои частенько промахиваются на выходе, я верю в этот проект. Это не Ubisoft или Naughty Dog, где со времён Splinter Cell или Jak & Daxter уже кучу раз поменялся весь персонал. Речь идёт про небольшую хорватскую студию, в которой работают люди старой закалки. Иногда они ставили всё на чёрное, иногда на красное и прогорали. Но при этом они не боялись экспериментировать. Причём, не только внутри серии про Сэма, но и с другими жанрами. Serious Sam 4 – это глоток свежего воздуха и кусок свежего мяса. Реально стоящих игр в этом жанре уже практически не выпускают. На горизонте маячит Shadow Warrior 3, но после убогой второй части, я не особо на него рассчитываю. Так что, если Кроты облажаются, то я даже не знаю...

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

11 комментариев

Musipulechka
2 раза пытался пройти третьего сэма, но так и не смог, просто начинают болеть глаза от картинки, с учётом того, что играю в видеоигры уже 18 лет и такое со мной было впервые
Д
Если ты про тон, там можно настроить цвет, как душе угодно)Я поставил как в первых частях и отлично все пошло.
a
Кому как, а мне второй понравился… попал под обстоятельства и настроение, спас меня от боли и скуки, когда я две недели почти неподвижно лежал со сломанной ногой. Просто не мог ни читать, ни фильмы смотреть… днем боролся со сном, ночью с бессонницей от боли в разбитом колене.
Не хочу портить впечатления и добрые воспоминания, не стану смотреть ни третьего, ни четвертого. Пусть останется как есть
c
1-й Сэм — отлично и весело даже сейчас. 2-й Сэм — какая-то х-ня, даже не верилось, что это сделала та же студия, а вот на 3-й у меня почему-то начинала сильно болеть голова. Поэтому не прошел.
87071480@vkontakte
Че за школьник писал статью, я не пойму
Перечитывать ещё раз чтобы указывать на серьёзные косяки я не собираюсь, но так обосрать третьего Сэма – это надо быть дикарем
Да, это другая игра, её не надо рассматривать как месилово первых частей из детства, особенно сравнивать со второй частью, которая вышла прикольной, но откровенно детской по части геймплея и рисовки.
Третий Сэм – это игра, которая выросла, и выросла она вместе с нами. Это больше не те времена, когда мы сидели в клубах и зависали с друзьями проходя весёлые части Сэма. Это уже взрослая и самостоятельная игра, для тех, кто хотел что-то нового, и вышла она отличной. Крови стало ещё больше, рисовка приблизилась к реалистичной, графика таки на достойном уровне. И сами уровни тоже весьма красивы. Сюжет слаб, но он и не нужен – эта игра как раз для месилова неземной дряни, с кровью, мясом и брутальностью.
Молот бесполезен? Автор, ты что курил? Неужели тебе не понравилось на первом уровне выносить мозги мутантам?
Мало патронов? Скажи, ты все ещё мелкий шкет, которому лишь бы пострелять? Я уже не говорю о том, что патрон – это единственное число, и в контексте ты его употребил как дебил, ибо утратил окончание множественного числа.
Нехватка патронов вносит в геймплей нотку хардкора, ты уже не просто стреляешь во все стороны из всего оружия, ты грамотно продумываешь, где нужна жёсткая зачистка, а где можно обойтись простым пистолетом или вообще рукопашным боем.
Статьёй недоволен, ставлю 0 из 10.
140149854@vkontakte

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Перечитывать ещё раз чтобы указывать на серьёзные косяки я не собираюсь, но так обосрать третьего Сэма – это надо быть дикарем


Для объективности оценки не повредило бы, а то твой коммент не менее «школьный», чем статья.

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Да, это другая игра, её не надо рассматривать как месилово первых частей из детства, особенно сравнивать со второй частью, которая вышла прикольной, но откровенно детской по части геймплея и рисовки.


И тут мы смотрим на первые строки описания в Стиме… «Serious Sam 3: BFE — это великолепное возвращение в золотой век шутеров с видом от первого лица, когда мужчины были мужчинами, укрытия были для трусов, а нажатие на курок сопровождалось огромными взрывами.»

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Третий Сэм – это игра, которая выросла, и выросла она вместе с нами. Это больше не те времена, когда мы сидели в клубах и зависали с друзьями проходя весёлые части Сэма.


Вновь возвращаемся к описанию в Стиме.

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Сюжет слаб, но он и не нужен – эта игра как раз для месилова неземной дряни, с кровью, мясом и брутальностью.


Так игра про старое месилово или про что-то новое?

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Мало патронов? Скажи, ты все ещё мелкий шкет, которому лишь бы пострелять?


Возвращаемся к описанию из Стима, которое предвосхищает ожидание, что игра будет «как тогда»… Да и ребята не подвезли ни системы укрытий, ни локаций многоуровневых, просто бегай от монстров, экономя патроны. И зачем это?

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Я уже не говорю о том, что патрон – это единственное число, и в контексте ты его употребил как дебил, ибо утратил окончание множественного числа.


Есть патроны, нет патронов… Но в разговорной речи используется форма родительного падежа «патрон». Логика как в слове солдаты, это слово в родительном падеже «солдат».

Ответ 87071480@vkontakte на комментарий
Нехватка патронов вносит в геймплей нотку хардкора, ты уже не просто стреляешь во все стороны из всего оружия, ты грамотно продумываешь, где нужна жёсткая зачистка, а где можно обойтись простым пистолетом или вообще рукопашным боем.


При условии, что в описании обещали совсем иное…
K
Согласен почти со всем, но вот в том, что 3 Сэм вырос---не особо правильное суждение. Да, 2 часть и вправду из-за своей мультяшности зашла не всем. Однако у третьей части нет этого шарма и автор статьи тут прав. Насладиться просто-напросто нечем. Да, крови больше, но что с того? Всё серое, бледное, боссы не такие хардкорные, пасхалки не такие интересные. Шутки---да и вовсе тупые, а послушав его диалоги я ощущаю себя мелким шкетом, который готов хохотать от слов «дерьмо и сука» в любом контексте… У первого Сэма и у второго пришествия есть здоровенные локации, красивые пейзажи, проработанные уровни, смертельные ловушки, пасхалки, топовый музон. Вспомнить только бескрайние дюны из первой части! А Долину Ягуаров из второго пришествия: настолько большущая, но при этом ошеломляющая и свободная площадь; или тот же Великий Собор. Для меня второе пришествие---самое лучшее. 2ой Сэм---довольно таки не плохой эксперимент, который лично мне зашёл, как своеобразное отступление и глоток свежего воздуха. Третья же часть---это излишек реализма, который для Сэма ни к чему, тупые шутки, отсутствие нормальных секреток и пасхалок. А по поводу графики: скачивал недавно новый Serious Sam Fusion, где собраны все части Сэма и полностью обновлены текстуры и улучшена графика. После второго пришествия на запредельных настройках графики от 3ей части, которую я тоже врубил на максималки, текли глаза… Каждому своё, однако назвать 3ю часть успешной я никак не могу. Слишком уж она выбилась из той колеи классического Сэма, к которому мы все так привыкли. Надеюсь, что 4ая часть поправит всё разнообразием, открытыми локациями и наличием «зеленой травки», ибо в первом и втором пришествии я мог на пирамиды смотреть часами. Если же смотреть хотя бы 5 минут на ту текстуру «жёлтого треугольника», которую смастерили в третьей части складывается впечатление, что пирамиды не из песка, а из пепла, как и всё остальное, впрочем то… Если бы я оценивал все части, то сделал бы примерно так:
Serious Sam First Encounter 7,5/10
Serious Sam Second Encounter 9/10
Serious Sam 2 6,5/10
Serious Sam 3 6/10
Если же и сюжет брать во внимание, то у каждой оценки отнять по одному баллу(сами знаете почему, ибо сюжетом назвать то, что происходит и повествуется, сложно). Для меня вывод по поводу третьей части таков: грандиозная задумка смастерить насыщенный и графонистый приквел, где по идее должен был быть даже сделан упор на сюжет, но в конечном счёте просранная реализация из-за переоценки своих сил…
Последний раз редактировалось
3
дружище, в первую очередь я рад тому, что тебе понравился третий сэм. серьёзно. я очень хотел, чтобы он тоже мне понравился. что на релизе, что несколько месяцев назад, когда я таки в него вернулся. но увы.
думаю, для тебя не секрет, что третий сэм — это остатки от наработок кротов для какого-то милитари шутера, который был отменён. соответсвенно, чтобы не делать новую игру с нуля, они взяли из той игры щепотку игровой механики (прицелы, бег и пр.) и львиную долю дизайна карт первой половины игры. вот только проблема в том, что подогнать формулу сэма под «взрослый» боевик — это проблема не из лёгких. крутой сэм — это именно про то, что ты кромсаешь кучу РАЗНЫХ врагов РАЗНЫМИ оружками.
не будем обращать внимание на визуал, ибо это вкусовщина, о которой просто бесполезно спорить. тебе вот, например, понравился такой дизайн. я же не осмелюсь назвать здесь хоть один уровень красивым. зато рисовка врагов мне очень зашла. так что в сторону этот аспект
реальная проблема именно в левел-дизайне и бестиарии. разнообразие врагов здесь порезали будь здоров. особенно сильно это ощущается на первых уровнях. самый первый уровень я не стану брать в расчёт — он вводный, в нём не должно быть сразу всех врагов априори. но второй уровень — это уже звоночек. половину уровня ты бегаешь с пистолетом по музейным залам, отстреливая тараканов, а вторую половину тычешься в подвале, где нихрена не видно. единственное, ради чего был придумал этот подвал — показать как работает механика ходьбы рядом с коконами, чтобы не заагрить толпы тараканов. но! разве этого веселья ждали все от третьей части? проходить мимо врагов вместо того, чтобы размесить их?
а босс биомеханоид? это разве хорошее дизайнерское решение дать игроку дробовик, чтобы бегать вокруг башенки и ковырять эту сволочь? на крутой сложности этот файт — отвратительный кусок кода, ибо местный биомех умеет в ускорение бега и кидать залп ракет. с автоматом можно было бы хотя бы ракеты сбивать...
про всякую хрень типа сбвания вертолётов ракетницей я вообще молчу. а макаки, которые скачут на колоннах? это не весело.
молот бесполезен? да. ну хорошо, поприкалывался на первых двух уровнях с ним, дальше что? использовать его, чтобы сэкономить патроны в дробаше? вариант. но зачем, когда на уровнях только и раскиданы дробь да пули автоматные. и да, я так и буду дальше писать «патроны».
кстати, ты писал про нехватку патронов и хардкорность… так вот, СС — это игра, где тебе надо продумывать как зачистить локацию с помощью того, что у тебя есть, а не с помощь того, чего у тебя нет. вот только в крайних случаях, если игрок-рукожоп промахнулся всеми ядрами. как думаешь, почему в первых пришествиях частенько перед большимы файтами (или во время) тебя всегда снаряжали полной бронёй, аптечкой и красным ранцем-засранцем? чтобы 1) было весело, 2) выжить. и уж точно не для того, чтобы «постелять во все стороны». тебе приходилось до последнего выжимать из всех стволов именно используя грамотную зачистку. и, как ни странно, при нормальной стрельбе тебе ещё оставалось на «всякий случай». здесь же появляется ведьма, вроде даже интересный противник, но у тебя по умолчанию 5 ракет в запасе и автомат. естественно, приходится выдрачиваться через ф9, чтобы положить её, паралелльно отстреливая бегущих тварей. а ведь она ещё и не всегда открыта к урону. это я к чему? к тому, что она на ура убивается со сраной снайперки, которая 2 раза заныкана в секрете, ещё и отдельно от патрон. если бы снайперка была всегда в доступе, то и выдрачиваться не приходилось бы. если бы я не подобрал её, то ваще не представляю каким образом я прошёл бы последний уровень на крутой сложности. вот там таких ведьм выскакивает будь здоров, на дальних дистанциях. а вокруг бегают маленькие серенькие тараканчики и скорпиончики, и настреливают тебе автоаимом. каеф
даже с динамитом они сумели налажать. какой гений решил сделать его отдельным оружием? во второй части грена бросалась нажатием одной кнопки. да, я понимаю, что динамит надо детонировать. но зачем? почему его нельзя было сделать разрывным по контакту со врагом? такую хорошую оружку просто похоронили под механикой «отдельного слота».
опять же, к вопросу о том, что «это уже взрослая и самостоятельная игра, для тех, кто хотел что-то нового». повторюсь, я не против экспериментов. лично для меня, как, впрочем, и для большинства, конкретно этот эксперимент вызвал больше вопросов, чем радости. вон, до сих пор многие срут эту игру за наличие бега и прицела. но мне было бы интересней увидеть то, что кротим хотели сделать изначально. таким образом они бы обкатали новые механики в той игре, сделав нового сэма уже с проведённой работой над ошибками. просто я придерживаюсь такого мнения, что эксперименты в рамках одного IP должны быть рассчитаны в первую очередь на целевую аудиторию. если эти эксперименты нарушают кор геймплей или персонажей, что делайте либо спин-офф, либо новый IP. разве перезапуск DMC — это плохая игра? вовсе нет. но если бы она была не перезапуском персонажей, а именно новым слешером без всяких аллюзий на оригинал, то у неё и не было бы столько хейта, сколько она словила в итоге. фанбаза конкретных игр, серий — это крайне опасная вещь. многие разрабы до сих пор не понимают, для кого делают игры. не понимают ожидания в первую очередь своей ЦА. они делают игры, опираясь на своё виденье, а не на взгляды масс. в связи с этим и выходят всякие ласт оф ассы 2. ведь сделав тот же самый сюжет в абсолютно новой игре, он не словил бы столько хейта. вот то же самое и с сэмом. игра, может, и неплохая, если рассматривать её не как сэма. вон, они же хотели сначала ещё и головоломок туда засунуть. в итоге отказались от этой идеи в пользу отдельной игры. сэм ничего при этом не потерял, а талос только выиграл. так что ждём 4-ю часть, посмотрим чё они наворотят
А
Автор! не стоит свое личное мнение выставлять как истину! 3 сэм для многих это достойное продолжение! я с удовольствием пару раз прошел его…

Добавить комментарий