Почему другие игры критикуют за «повестку», а Baldur's Gate 3 — нет?
В современном интернете принято ругать игры за пропаганду, лицемерие и «повесточку». Подобные обсуждения касаются многих игр, в особенности ААА проектов, однако «Baldur's Gate 3 они обходят стороной. Почему же так происходит? Давайте разбираться.
Для начала стоит понять, что же это за такая «повестка». «Повестка» — это насильно проталкиваемые в массы интересы меньшинств, иначе говоря, когда малая группа ставит свои идеи и нужды в приоритет. Такими группами, например, выступают ЛГБТК+, расовые меньшинства, а также, те кто борются за права женщин. В игровой индустрии это явление крайне распространено, особенно в больших компаниях, которые разрабатывают ААА-игры. В играх все чаще появляются женщины, персонажи отличающие нетрадиционной сексуальной ориентацией и расовым разнообразием.
В большинстве AAA проектах часть персонажей другой сексуальной ориентации, пола, расы, созданы таковыми только для того, чтобы выполнять квоту инклюзивности. В остальном они — пустышки, служащие исключительно одной цели — продвигать повестку.
Проявление этой тенденции заметно на всех структурных уровнях; это касается не только жанровой принадлежности, но и сюжета, даже логики мира и сеттинга. Например, в игре «Horizon Zero Dawn» все женщины, задействованные в сюжете, сильные, независимые, добрые, честные, умные, а мужчины, за исключением буквально пары персонажей, или негодяи, или слишком слабые, чтобы противостоять другим злым мужланам. Главная ГЕРОИНЯ, ко всему прочему, имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию.
В свою очередь, «Baldur's gate 3» — это игра в жанре cRPG, действия которой разворачиваются в совершенно другом мире, абсолютно не похожем на наш. В нем есть магия, монстры, разнообразие рас помимо людей и прочие аспекты, присущие фэнтези, ведь игра сделана на основе мира D&D «Forgotten Realms» («Забытые королевства»). Игра отличается глубокой, проработанной системой РПГ, где навыки, шмотки, классы, оружие, другими словами, каждый аспект крайне меняют геймплей. В зависимости от выборов игрока открываются новые ветки сюжета, кардинально отличающиеся по своему содержанию. Игрок может создать любого персонажа и настроить его по своему желанию, более того, по ходу сюжета может поступать так, как ему хочется, вплоть до убийства любого персонажа. Это и называется «ролевой отыгрыш» ты пишешь свою уникальную историю, которая будет отличаться от игрового опыта твоего друга.
Также стоит отметить, что современные игры имеют тенденцию становится все казуальнее. И жанр RPG в том числе. многие игры с тэгом «RPG» лишь создают видимость принадлежности этому жанру. Конечно, проекты предлагают многое, вплоть до выбора реплик в диалогах, но по факту на основной сюжет они либо не влияют, либо приводят к незначительным изменениям, например определяют, появится или не появится персонаж в кат сцене, убьет ли герой злодея или пощадит его. То же самое относится и к прокачке персонажа. Она, как инструмент, не меняет стиль игры, а лишь повышает наносимый персонажем урон. Порой, конечно, можно встретить небольшой уклон в специализацию, но не более того. Это делает наличие тэга «RPG» лишь номинальным, ради того, чтобы продать игру фанатам жанра. А «Baldur's Gate 3» как раз обладает глубокой прокачкой, которая значительно влияет на геймплей, и выборами, сильно влияющими на историю.
Возвращаясь к основной теме: почему же повестку в «Baldur's Gate 3» не хейтят? Возьмем в сравнение уже отчасти упомянутую «Horizon Forbidden West» и дополнение к этой игре «Burning Shores». В конце дополнения у игрока, играющего, к слову, за женского персонажа, есть два выбора: поцеловать женщину или никого не целовать. Подобное «решение» является ярким примером «повестки», потому что главная героиня игры уже прописана разработчиками, у нее есть свой характер и заложенная история, вплоть до романтического интереса, который представляется либо в нетрадиционном виде, либо ни в каком, что является ярким примером ЛГБТ повестки. Игроку, фактически, дают выбор без выбора, что многим и не понравилось.
В «Baldur's Gate 3» с таким не сталкиваешься, потому что у аватара игрока нет никакого заранее заложенного образа, а из всего сюжета в наличии только предыстория, которая не описывает ничего «личного» для персонажа, соответственно всего поведенческие черты, вплоть до романтического интереса, создается самим игроком. Соответственно, возможны отношения любого рода, между любыми расами и полами, без ограничений (я завел отношения с Шэдоухарт, и могу сказать что взаимоотношения прописаны очень глубоко, что раскрывается во втором и третьем акте). У персонажа даже появляются свои интересы, которые отражают его характер. Подобная вариативность как раз таки если и является повесткой в той или иной степени, но не вызывает раздражения, ибо не существует жестких ограничений и агрессивного навязывания. Подобный подход как раз и соответствует принципу всеобщего равенства, так как никаким образом не ставит одну группу, по любому признаку, выше другой. Важно и обратиться к тому, влияет ли хоть как-то ориентация персонажа на сам ход сюжета. В случае Элой — нет. Это одна из самых важных «проблем», связанных с попытками студии заигрывать с меньшинствами. Репрезентация ЛГБТ если и есть, заключается не сколько в простом наличии гея или лесбиянки в сюжете, она должна отражать определенные проблемы, с которыми эти самые меньшинства живут и сталкиваются каждый день. Другими словами, «гей» не должно быть простым ярлыком, который можно навесить и забыть, это должно быть, грубо говоря, «признак», в той или иной степени отражающийся в рамках созданного мира игры. «Baldur's Gate 3» как раз является примером здоровой репрезентации, ведь отношения между персонажами строятся на таком глубоком уровне, что любой выбор, вплоть до ориентации, будет учтен.
Давайте рассмотрим повестку и в других крупных проектах: «Assassin's Creed Odyssey» и «Assassin's Creed Valhalla». Главный герой игр канонично признан женщиной, хотя у игрока есть выбор, играть за мужского персонажа или женского. Очередной выбор без выбора, на этот раз служащий репрезентации сильных женщин в массовой культуре. Это порождает другую проблему — логический парадокс. Действия игр происходят в альтернативной вселенной, очень похожей на нашу (вплоть до социальной структуры и прочих мелочей), а главные герои этих игр находятся в прошлом, с конкретным указанием страны и переменного промежутка (в случае «Odyssey» в древней Греции, а в случае «Valhalla» в раннем средневековье Англии, когда туда пришли викинги). В те времена, как нам известно, женщины не считались равны мужчинам. К тому же, зачастую, среднестатистическая женщина слабее среднестатистического мужчины, и логичнее было бы сделать каноничного героя мужчиной (что отвечала бы сеттингу игры и не ломало логику).
Хотя, даже если отринуть такую логику и всё-таки примем желание студии сделать каноничного героя женщиной, мы столкнемся с все той же проблемой персонажа-пустышки. От выбора пола никаким образом не меняются диалоги. На вскидку, у многих ли игроков возникнет логический диссонанс, учитывая выше изложенные исторические факты? Очевидно, да. Таким образом, в половой принадлежности персонажа можно увидеть простейшее проявление не слишком уж грамотно отраженной повестки.
А что же «Baldur's Gate 3»? Поскольку действие игры происходит в совершенно другом мире, где, конечно, всего два пола, но помимо людей проживают множество различных разумных рас, мы не можем узнать, есть ли меж половой конфликт в «забытых королевствах» или нет, как и то, как там относится к однополым парам. Соответственно никакого логического диссонанса не создаётся. Не возникает вопроса, почему с главным героем женщиной в средневековье общаются, как с мужчиной (хотя очевидно, что отношение должно кардинально отличаться).
В заключении могу сказать, что как раз потому, что «Baldur's Gate 3» представляет собой лишенный любых предрассудков мир, где все взаимодействия, да и аватар, создаются буквально с нуля, игру нельзя обвинить в агрессивном навязывании повестки, в отличие от большинства других крупных проектов, которые не дают игрокам нейтрального выбора и свободы в рамках современных тенденций.
78 комментариев
Добавить комментарий
____________________________
Дальше не стал читать.
А не хейтят во весь интернет, мне кажется потому, что во-первых, игра действительно классная, во-вторых повесточку частично перебивает множество КРАСИВЫХ женских персонажей, когда в других крупных играх такого днём с огнём не найдёшь. А тут даже гоблинши в целом симпатичные на лицо) Не говоря уже об эльфийках, гномках, тифлингшах, людях и т.д. Этакая анти-повесточка хоть в чем-то.
В общем как бы нам не хотелось это оправдать, а современных ролевых играх, что в БГ3, что в Пасфайндерах повестка просматривается. Присмотритесь хотя бы к тому, что брутальных воинов среди персонажей только два и оба они — женщины. Просто мы это прощаем, из-за того что эти игры хороши в целом.
Факт в том что нас на старте знакомят с персонажами среди них всего два воина (без шуток крутых) и оба они правильного пола. А все мужики — все виды магов и плут. Нравится вам это или нет, но повестка в этом решении очевидна.
На фоне местных чмошников даже великовозрастный детсадовец Минск с атомным хомяком — сама брутальность, почти аватар Свиборга.
То есть, по мнению автора, либо персонаж цисгендерный мужчина (что, якобы, не является повесточкой), либо у авторов должны быть веские оправдания для существования каких-либо иных персонажей. Персонаж не может быть просто другого, исходя из текста, женского пола (а то, что для половины человечества другой пол — это мужской, автор решил опустить), это должно быть сюжетно обоснованно. И тут мы приходим к той самой проблеме, о которой феминистки уже давно говорят — за стандартного человека взят белый цисгендерный мужчина, что на самом деле далеко от реальности. И то, что в произведении персонаж не является белым или мужчиной — это вариант нормы, и в реальности, если брать среднего человека, то так скорее всего и будет.
Про horizon. В ведьмаке мы тоже играем за заранее прописанного перса с весьма ограниченным кол-во любовных интересов. То есть либо ты мужик, который сексуется с Йенифер/Трисс, либо ни с кем почти. Почему-то такое однообразие автора не смущает. Наверное потому, что оно ему удобно
Когда в каком-то произведении появляется персонаж, отличающийся от «стандартного» человека, то бишь белого цисгендерного мужчины, многие люди называют это повесточкой, хотя статистически в реальном мире такие люди не являются меньшинством.
Поэтому, когда автору кажется, что какого-то персонажа добавили ради повесточки, на самом деле это лишь потому, что помимо автора в этом мире много других людей, не обязательно такого же пола, цвета кожи, сексуальной ориентации, дохода и жизненного опыта. Грубо говоря, что для одного повесточка, для другого — реальное положение дел
Автору посоветую чаще ставить себя на место других людей
Только когда оно не объяснено. Во вселенной ТЕС, к примеру, негроидная раса введена очень ловко и атмосферно. Условную Европу можно разнообразить тюркскими народами (чем восточнее, тем обильнее). Но не когда общину окрашивают во все цвета, только чтобы окрасить, и не когда им прививают природосообразное поведение с точки зрения городского жителя с современным соцпакетом.
Реальное положение дел – не то что вы можете составить для себя лично. Работоспособное общество – совокупность многих факторов требующих учета в повествовании. Не сможете вы одновременно без объяснения ввести негроидную расу в природные условия европеоидной, и не сломать атмосферы. Повестка же, это не просто добавление условного инородного элемента, а именно продвижение идеи за счет магии кино. В хорошем произведении БГ3, автор ее принял (в отличие от меня, например), так что вы ошибаетесь.
Про Ведьмака. Он создавался по книгам и очень странно если бы создатели сделали Геральда «разнообразным». Как показывают рейтинги сериала от Нетфликс, который попытался угодить всем кроме фанатов, ничего хорошего из этого не выходит.
Офигевших белок в игре почему-то можно пинать, кстати. Остальных — нельзя, а белок — можно. Лучше бы сидоров можно было пинать прямо из диалога, благо дело, поциентов много :-)
У меня нет выбора выбрать мужчину. У меня есть тело №2.
У меня нет выбора не играть с геями — они у меня в пачке бегают, причем не важно какую ты ставишь «ориентацию».
У меня нет выбора не знать о предпочтениях аасимарки — она тупо заходит в кадр и с ходу заявляет, что хочет отшпилить вон ту жрицу Селунэ.
У меня нет выбора не знать, что та кучка гномов, которых я спас от Абсолют включала в себя мужа и мужа, они мне просто об этом ГРОМКО, с ОЗВУЧКОЙ заявляют.
У меня нет выбора не знать, что у гномки работающей на заводе железных стражей БЫЛА ЖЕНА, которую убили. Мне тупо об этом заявляют в ролике.
У меня нет выбора даже «не ощущать магию и притяжение в присутствии Гейла» мне об этом сообщает голос за кадром и мне нужно ЗАСТАВИТЬ своего персонажа вспомнить, что он не педераст.
У меня нет выбора не слышать о попытках мужских персонажей со мной переспать после победы над гоблинами, мне тупо об этом сообщают. И мне опять же надо ЗАСТАВЛЯТЬ своего персонажа вспоминать, что у него, у гордого обладателя «типа тела номер 2» стоит в колонке «идентифицирует себя как» МУЖЧИНА.
Мне продолжать? Или ты и дальше будешь убеждать себя и всех вокруг, что тебя не пытались отшпилить все мужские персонажи лагеря?
Блин, неистово плюсанул бы тебя, чувак, но плюсомёт разрядился.
ЗЫ: Почему нельзя от руки вписать, как «тело №999» себя идентифицирует? Было бы забавно бегать по миру Билла Гейтса 3 говорящей фиолетовой табуреткой с Юпитера или жуком-маразматиком, считающим, что в него вселился дух Билла Клинтона, укушенного ядовитым крокодилом…
Так повестка заключается в том, что есть возможность однополой любви. При этом, тебе в лицо говорят что будет и спрашивают уверен ты или нет. Только слепоглухонемойинвалид не увидит и не поймет к чему идет. Даешь отказ и всё. Больше тема не поднимается.
Повестка же, это когда у тебя нет выбора, тебе в лицо тычут ЛГБТ+ тематикой, все вокруг цветные и радужные и выдают за норму.
В то время как в БГ3, про секс ориентацию абсолютно никто не говорит, нет мужиков в женском, нет геев и лесбиянок, не кричат о правах женщин/негров/животных и тп.
Играй себе и не думай о ЛГБТ вообще. Но нет, особенные люди нашли и тут пропаганду.
«При этом, тебе в лицо говорят что будет»
Это как? Типа чел подкатывает к персонажу своего пола, но это не говорит про ориентацию, может просто захотелось, а ориентация другая на самом деле))
А если серьёзно, «повесточка» это не только когда на площади кричат «мы геи, любите нас» но и когда всякую дичь в произведении подают как норму, хотя нормой это не является. И начинается она ещё с редактора персонажа, когда выбирается отдельно тело и «идентификация». Я может вообще не понимаю что значит идентифицировать себя как кто-то, если я просто являюсь М или Ж. Все персонажи в пати опять же би почему-то, живите с этим. И выше спойлернули что этим дело не ограничивается.
Итальянский Лысик и австрийский Усатик явно вращались бы в гробах со скоростями авиационной турбины от такого «фашизма», не будь это просто поговоркой…
*неистово подмигиваю и намекаю на наличие выбора, да-да, булочка с тараканами никуда не дюётся, можешь взять её совершенно бесплатно* *На самом деле, обе булочки — с тараканами.*
Блин, кажется, йа понял суть этой странной пары! Хомячок — за паровоза, а лысый — смотрит!
В европейском средневековом фентези внезапно лгбтцккпсс и драг квины — это ок, потому, что магия.
Ну да ну да.
Не обходят. Просто, очевидно, вы не слышали. Критикуют и очень много. Просто за дифирамбами голоса критиков как то не слышно.
Тут уже в комментах написал кто-то… по сути в игре все персонажи, кроме гг, бинарные балванчики и им что ни поп, то батька. С кем положишь с тем и лягут. Это вообще не интересно, по мне.
“Такими группами, например, выступают ЛГБТК+, расовые меньшинства, а также, те кто борются за права женщин. „
Ну вы мух от котлет то немного отделяйте. При чем тут борьба за права женщин и повесточка? Как оно вообще у вас вместе в одной куче оказалось?
“В те времена, как нам известно, женщины не считались равны мужчинам. » — в общем и целом да, исторической достоверности в этом мало. Но вот за Вальгаллу, (которая по этому поводу больше всего вони вызвала) я бы поспорила — современные археологические исследования заставили ученых пересмотреть взгляды на положение женщин у викингов — воительницы у них были и не сказать что бы мало. И даже полководцы — женщины встречались.
«Борьба за права женщин» — это уже борьба за тотальное превосходство женщин, а не за какие-то там права. Права женщинам дали в СССР, почти полностью равные (но даже там, блин, с читами — в армию-то женщин не брали). Теперь женщины требуют себе больше, больше и БОЛЬШЕ!!!, и никаких обязанностей, а иначе — «наши права попирают, ррряаааа!»
«Встречались. Но столь исчезающе редко, что можно пересчитать по пальцам Борьки Ельцина.» — заблуждаетесь. Почитайте новости последних исследований что ли, прежде чем спорить то.
Больше похоже на мужика, который порвался просто увидев словосочетание «права женщин»))
Возможно не ругают это из-за хорошей проработки всего остального… Не знаю.
К слову по поводу глубины ролевой системы — мне она таковой не показалась. При повышении уровня часто тебе даже выбрать ничего не предлагают. Скучная прокачка как по мне
Эх, приходится таскать с собой манерного вурдалака, чтоб его, иначе без вора играть сложновато — полно замков и ловушек. Так бы порешил болезного.
По части ролевой системы — всего 12 уровней, выбрать что-то существенное, кроме заклинаний для магов (не люблю магов, а в БГ3 они вообще солдаты одного боя, после чего надо шагать отдыхать, иначе колдовать не смогут), можно всего 4 раза. Остальные разы — как говорится, сасай кудасай, дают не самые нужные скиллы «на один удар», или вообще ничего не дают. Маловато будет.
Например, «хорошая» последовательница местной богини света — типичное АБЫРВАЛГ, живёт со страшноватой бабой. Дальше, в борделе в пригороде самих Врат Балдура разворачивается шапито с АБЫРВАЛГ-парочкой, одна из них в итоге превращается в мозгоклюя, в цирке главное — то ли баба, то ли мужик (хотя вот тут, справедливости ради, встречал таких мужиковато выглядящих, но самых настоящих, баб ИРЛ), а в нижнем городе возле стражника с курами стоит мужик-тюдор, ноющий, что его мужа в город не пускают.
И это только из того, что прям бросается в глаза, словно пригоршня соли.
А ещё есть откровенно уродливые пресеты лиц для создания женских персонажей (ползунки в редакторе нам не выдали — типа «это лишнее»), эльфы-негры и эльфы-китайцы. Зато, вот уж внезапно, у людей деления на расы (а это именно расы, так же как «лесной эльф» и «высший эльф» — это расы, а «эльф» и «человек» — это биологические виды) нет. И большинство пресетов — это такие прямо стереотипные негры и азиаты. Лесной эльф-ниггер — это, йа вам скажу, не просто бомба, это бомба термоядерная. От такого не понятно, то ли ржать, то ли бить себя ладонью по морде.
ЗЫ: почитал каменты — получается, до части мракобесной клоунады йа ещё даже не дошёл… а гнумов всех кувалдировал :-) Получается, туда им и дорога.
Ну да ну да, поверили XD
Гейл который как я думал учил меня магии, а потом голос в голове моего персонажа “у тебя появляется сильное желание его поцеловать» мой персонаж здоровый двухметровый мужик. Хотяб в игре добавили бы галочку где можно поставить «не хочу мужиков» чтоб вот такого бреда не было, где мой персонаж такой — хочу засосать Гейла.
Добавить комментарий