Книги XXII века. Размышления о будущем игр

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Достаточно очевидным является тот факт, что интерес к литературе постепенно уменьшается, а игровая индустрия растет. Для многих из нас этот процесс происходит «в реальном времени» — 25-30 лет назад игры были уделом отдельных счастливчиков, смартфонов не существовало, и бумажные книги царили чуть ли не повсеместно. Ну, конечно, есть еще массовое телевидение, но про него мы поговорим чуть позже.

Таким образом, естественно, возникает вопрос – а на что и почему переключилось внимание людей сейчас, и как это продолжится в будущем? Я полагаю, что во многом – как раз на игры. И в этой статье я постараюсь поразмыслить на эту тему, и, возможно, попытаюсь предсказать, что будет дальше.

Кстати, это не заготовленные «размышления», а, так сказать, режим он-лайн (насколько это возможно для статьи) – и я сам не представляю пока что, к чему приду в конце. Но тем интереснее, по-моему:)

Итак:

В первую очередь, напрашивается естественное возражение, – а можно ли вообще сравнивать книги и игры? Особенно если учитывать, что появление кино пророчило «гибель» театру, появление телевидения – «смерть» кино, и появление интернета – конец телевидению. Но при этом мы видим, что и театр, и кино, и телевизор прекрасно себя чувствуют, и как-то не спешат помирать. Так правомерно ли будет при таком ярком примере вообще говорить о том, что игры как-то могут повлиять на литературу? Ну, как мне кажется, все-таки да, и вот почему:

Разница между всеми приведенными выше видами искусства достаточно критична в том смысле, что новое искусство не может заменить старое, качественно отходя как бы «в сторону», рождая несколько иное направление:

  • кино ярче и зрелищней, чем театр – но в нем не было ни живого присутствия, ни некоторой неповторимости происходящего, да и со временем театр стал мерилом «культурности», а вот кино такого статуса не получило;
  • телевидение гораздо доступнее – но уровень погружения, качество звука и видео в кино несравнимо выше, чем уровень среднего телевизора. А учитывая фактический провал VR и «виртуальных кинотеатров», скорее всего это останется так еще на достаточно продолжительное время;
  • интернет, правда, вполне способен уничтожить телевидение, и в целом такая динамика наблюдается в мире. С другой стороны, какое принципиальное отличие телевидения от YouTube, запущенного в режиме авто-воспроизведения с подборкой видео по рекомендациям? Ну разве что в большей таргетированности. И то, учитывая количество каналов на современном телевидении, это больше похоже на автоматизацию, чем на качественное изменение, ведь и так каждый может подобрать себе программу на любой вкус – от домоводства до путешествий, от научпопа до рептилоидов с Нибиру. Да и интернет – это все-таки средство связи, а в таком ключе можно сказать, что YouTube, конечно, заменил телевидение, но заменил его практически «под копирку», с небольшими технологическими отличиями.

Совершенно другое отношение между собой имеют уже сейчас книги и игры. Во-первых, они похожи по многим параметрам: имеют близкую друг к другу продолжительность, схожую стоимость (да, игры, конечно, дороже, но не во много раз), используют во многом схожие жанры. Например, какая-нибудь небольшая книга в мягком переплете, чисто развлекательного характера, практически полностью заменяется аналогичной небольшой игрой с простой историей и достаточным геймплеем. Большой сложный роман с терзаниями героев и интересным сюжетом? Ну так и игры мы такие знаем, на 30-40 часов геймплея, с моральными выборами и терзаниям, с сюжетом, от которого остаешься сидеть, открыв рот.

 То есть, что я думаю – игры вполне способны не только использовать те же методы выражения, что и книги, но и превосходить их за счет методов, свойственных только играм. В конце концов, вездесущие записочки в больших проектах прямо это подтверждают – что это, как не использование книжных методов (а именно, размышлений героев от первого лица, отвлеченных описаний или экспозиции в чистом виде, и тому подобных чисто литературных приемов) внутри интерактивной визуальной игры?

Но при этом, у игр есть и другие методы, которые могут обогащать и усложнять истории, собственные и «позаимствованные» ­– это и старые возможности визуализации кино, и эффект присутствия театра, и даже «мыло» телевидения. И в тот же момент – это уникальная интерактивность, свойственная только играм, и возможность дать игроку тот темп повествования, который ему нравится, и ту глубину, на восприятие которой он готов в данный момент. При этом потенциал для всех вышеперечисленных методов у игр значительно выше – от силы вовлечения до сложности сюжета – чем у какого бы то ни было вида искусства.

Подводя итоги вышесказанного, игры обладают всеми преимуществами книг, но также и многими, многими другими, книгам не свойственными. И это делает их идеальным кандидатом в будущем для «вытеснения» литературы из общественного сознания. Пожалуй, единственный недостаток – это стоимость разработки, а то есть и сравнительно малое количество выпускаемых игр. Но в то же время, игровая индустрия молодая (всего каких-то 30-40 лет!), и постоянно растет, все больше людей вовлекаются в нее, социальная инерция, защищающая книги, со временем слабеет, ведь для новых поколений становится совершенно нормальным играть в игры и искать в них смысл. И совершенно не исключено, что игровая индустрия будет расти потенциально «бесконечно», потому что развлечения требуются всегда и всем, в то время, как производительные силы государств, с развитием технологий, только растут, а гонки вооружений выходят из моды по мере усилений позиций гуманизма во всем мире.

 В итоге напрашивается вывод: игры способны заменить книги, и более того, со временем это произойдет. Но боятся такого развития событий не стоит. Эта замена – не деградация. Когда новое явление, более сложное, глубокое, с большими возможностями заменяет старое – это эволюция, а эволюция – неизбежна.

 А вы как думаете? Пишите в комментариях и приводите свои аргументы за или против – и возможно, предсказание станет чуть точнее:)

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

18 комментариев

T
Не заменят. В играх надо участвовать самому. Жать на кнопочки, принимать решения. Это другая тема.
А в книгах, кино, тв, театре, цирке просто расслабленно потребляешь готовый контент и ни на что не влияешь.
107937546006932186028@google
Я думал об этом. Но тут вопрос не такой однозначный. У нас есть QTE игры, где участие минимально, а погружение все равно больше, чем в аналогичном по уровню кино. Есть симуляторы ходьбы, где ты идешь по сюжету и «потребляешь контент», практически без активных действий. Поэтому я бы так категорично не говорил, что замена невозможна. Да, сейчас, естественно, книги, фильмы, и прочий «готовый» контент превалирует. Но что будет через 30 лет? через 60? Черт его знает, принципиальных ограничений я не вижу, а вот изменение уровня интереса общества наблюдается.
Ну и конечно, игра в принципе не может заменить что-то, что работает на заднем плане, на чем внимание не сконцентрировано. Но если кино или тв можно смотреть в «пол уха», то с книгами это не работает. И в этом плане отличие минимально — и там и там концентрация сознания необходима.
T
Не могу не упомянуть про Годвилль. https://godville.net/
Там мой персонаж уже лет 10 сам по себе играет, прокачивается без моего участия. Захожу раз в пару недель посмотреть на него. Помочь чем. Ну и почитать историю похождений, благо юмор у создателей отличный.
А про фильмы, помню была тема у DVD с разными концовками, ракурсами и т.д. Даже игры делали. Всё свелось к бонусным материалам.
Что будет через 30 — 60 — 1000 лет, как всегда читаем Станислава Лема. Многие его фантазии уже сейчас сбылись или сбываются.
Книги можно читать и при этом, например, общаться. Всё зависит от конкретного мозга, ну и книги.:)
T
Понимаю что не ответил на ваш посыл, но тут я малокомпетентен.
t
>игровая индустрия растет
и снова здравствуйте, она вобще то сокращается вместе с рынком ПК. Игры на смартфонах это не игры а игрульки, без какого либо сложного сюжета, который впринципе не может сравнится с книгами.
Конечно интересную историю можно рассказать разными способами, кино, книги, игры или картины и спектакли. Но серьезные игры уйдут вместе с ПК и приставками. Смартфоны серьезно потеснили компьютеры и многие разработчики игр особенно отечественные делают донатные условно бесплатные игры для смартфонов. Ожидать серьезных игр для смартфонов — наивно, они там скорее исключение чем правило. ПК и игры это уже не главный рынок. Приставки какое то время еще будут держаться на плаву и игры будут существовать благодаря им.
107937546006932186028@google
Думаю, что это ошибочное мнение. В первую очередь потому, что под «играми» вы подразумеваете только большие и серьезные тайтлы, и при этом идеализируете книжных потребителей. Но огромная, если не большая, часть книжного рынка — это максимально непритязательные к сюжету женские романы и подростковая литература. Неудивительно, что такого рода легковесный способ провести время заменяют не менее легковесные мобильные игры.
Я не предполагаю, что в будущем люди станут читать только серьезную литературу и играть только в серьезные игры. Скорее всего процентное соотношение останется условно таким же. Большая часть рынка будут заполнять простые, увлекательные, но не обладающие какими-то особыми достоинствами продукты. Меньшую — глубокие и содержательные истории. Но, как я думаю, и для тех и для других типов продукта (уж извините за такое слово по отношению к, в том числе, серьезным книгам и играм) по сути изменится только форма подачи.
Сейчас изменения игрового рынка — это его приспособление к меняющимся условиям. Все больше и больше народу вовлекается, и неудивительно, что компании ищут более легкого способа делать деньги. С книгами в свое время происходило то же самое. И хотя книжный рынок переполнен условной Донцовой, серьезные романы никуда не пропали. Так с чего бы пропадать серьезным играм? Даже если их количество сокращается, это вовсе не значит, что они исчезнут совсем. Стабилизируются на каком-то новом значение, и на нем все устаканится.
Да и моя попытка предугадать будущее не то чтобы близкого прицела. Представим, что облачный гейминг все таки сработает на основе новых технологий — это может вызвать очень резкий всплеск новых игроков, потому что такой сервис не будет требовать каких-то больших вложений вроде ПК или приставки. И это будет всплеск вовсе не мобильного гейминга, а игр уровня ПК или приставок.
t
Это еще вопрос стали книги хуже или нет. Возможно стали, сейчас в кино и книгах очень много жестокости например. Раньше такого не было. Фильмы 90 были интереснее- Крикуны какие нибудь или Солдаты будущего. Я например современную фантастику не могу найти — читаю старых автором типа Саймона Грина и Фрэнка Герберта.
Кино не исчезло но расцвет его позади. Также как и театра.
Во многих статьях писали что телевизоры больше никому не интересны — а в 90-х все мечтали о хорошем телеке так как было что смотреть.
ПК тоже потерял ореол привлекательности. И старые игры потому и интереснее т. к. раньше для программистов их разработка была чем то новым и интересным, а не рядовой работой.
Кино звезды совсем по другому воспринимались, их известности завидовали политики.
Сейчас эра постПК. То есть ПК больше мало кому интересны.
Смартфоны да. Но для смартфонов игры это только повод чтобы пользователь лишний раз повертел в руках телефон и порадовался какой у него современный гаджет.
Сначала кинотеатры отошли на второй план, потом телевизоры, теперь ПК. Да они не исчезли но время их расцвета позади и они существуют по остаточному принципу.
Почему игры хуже и фильмы? Потому что самим разработчикам не так интересно этим заниматься. В начале 2000-х компьютер хотели все. А сейчас он нафиг никому не нужен.
Все пишут что текстовый контент уходит в прошлое. Живой журнал уже пишут что прошлое и текстовые блоги. Теперь только ютуб по сути и смартфоны.
Кто сейчас читает книги? Понятие устарело. Кто раньше любил читать по прежнему читают.
И то никто не покупает новые книги в магазинах.
Вобщем ютуб и смартфоны, остальное уже присутствует на рынке по остаточному принципу.
Во многих статьях пишут что если вы хотите зарабатывать надо для смартфонов делать приложения (игры например).
По сути компании — Беседка, Idsoftware это как динозавры.
Виар не взлетел и я лично против него.
Телевидение еще немного ожило из-за подписочных сервисов типа нетфликса, этих мерзких сериалов в которых мне трудно подобрать себе что нибудь посмотреть.
Сейчас даже психологи анализируют как мозг человека по другому воспринимает информацию — что раньше потреблялся текстовый контент, а сейчас посути — это картинки. То есть уже восприятие информации с помощью образов — видео или рекламных картинок на сайте.
Рынок кстати читалок считайте загнулся, которые с электронными чернилами. Уже много не читают и поэтому не переживают за свое зрения. Я сам читаю на смарфтоне просто черный фон ставлю и зеленые буквы, чтобы меньше зрение уставало.
Так что — время театра прошло, затем кинотеатров телевизоров и ПК. То что они не изчезли, это ничего не значит. Налицо спад интереса к ним. Они заняли второстепенную нишу.
Сейчас уже время даже не игр а ютуба и смартфонов, то есть видео интернет контента
C

Ответ topaz9812 на комментарий
Я например современную фантастику не могу найти


так её по сути и нет.
где раньше человеки смотрели в воображаемое будущее и космос — уже который десяток лет смотрят в воображаемое прошлое, щедро сдобрив его магией.
T
Да нет, вполне себе растет, и более того — давно обогнала по обороту и доходам кинопроизводство и музыкальный рынок.
И зря недооцениваете смарты — там много мусора (но его везде хватает), но и много весьма глубоких игр и, кстати, интерактивных книг. То, что вы их не видите — не значит, что их мало или они не популярны.
А вот книги… Бумажные падают, они все больше уходят в электронку.
112887144549578500108@google
Как по мне многие игры и телесериалы созданы из книг, тот же ведьмак. Пан Сапковский, красочно и подробно описал всю жизнь Геральта, Цири и других героев, что убили нетфликс в своем телесериале...., но это другое.
Полнота картины и сложение цельного сюжета происходит после прочтения нескольких книг, ведь каждая книга это большая история, а в играх все это даже при больших затратах на производство просто не уместить, особенно диалоговую систему, да CD Projekt создали 3 игры, взяв самое основное и лучшее по их мнению из книг и реализовали. Но в играх нет раскрытия сюжета про Цири, особенно в каких мирах она побывала, что она там делала, как она сбежала от туда и т.п. может быть, когда-нибудь и выйдет игра про неё, но на данный момент этого нет, а книга есть.
В той же книге королева Калантэ Фиона Рианнон была описана, как «могущественная и властная женщина», а что мы видим в телесериале, худющая афроамерика́нка, немного озабоченная, как по мне не такой представлял её Сапковский, когда писал своё произведение. К чему я, а к тому что, порой экранизация портит все впечатление от книги. Ты смотришь и сравниваешь, тут совпадение есть, а тут уже нет, тут так, а тут нет.
Вспомните фильм фар край и игру, тоже самое экранизация настолько потерпело изменение, что фильм не удался это мягко сказано. Зато игра была принята на ура. И таких примеров очень много, только все их не перечислишь...
В итоге фильмы, игры и книги, должны приносить нам радость и новые знания. Но давайте совмещать приятное с полезным, читать больше, а играть чуть меньше.
T
Очень интересный коммент.
Кстати, а сама не хотите попробовать создать игру, примерно, именно такую, какую вы описала(про приключения Цири в других «Мирах»)? В жанре «игры-книги»(Quests) создать игру совершенно не сложно, и для этого даже не надо обладать знаниями программирования и тп. Но, это и не для всех(читай, не «попса»). Без титанового намерения не получится.
T
В самой публикации есть мысль, которая, если ее несколько видоизменить, и применить уже к соотношению книги-игры, может(до некоторой степени, разумеется) поправить, а если о-очень захотеть, то и опровергнуть большинство выкладок публикации.
Эта мысль о том, что театр не исчез «благодаря» кино, а его посещение стало признаком аристократизма/непопсовости(«небыдловости»-именно в кавычках. Кто захочет понять смысл кавычек, читайте великолепное раскрытие термина «небыдло»… на лурке-же).
Итак, к чему это столько букв: имхо, приходит время(либо уже пришло?), когда книгочейство станет(уже стало?) также признаком аристократичности/белокостности(что это такое реально/по-настоящему, великолепно описала Марг. Митчелл в «Унесённых ветром». )
И да, автор полностью, имхо, «выпустил из вида» такое явление, как «игры-книги»(они-же игры с развитием сюжета в зависимости от выбора игрока-читателя). А вдруг это кмк раз именно тот жанр, который в итоге «победит»(по крайней мере, на мобильных девайсах у него намного больше перспектив, чем у большинства остальных жанров).
107937546006932186028@google
Ну конечно, я об этом думал. Но дело в том, что эта идея никак и ничего не опровергает. Да, театр не исчез полностью благодаря, во многом, обсуждаемому эффекту. Но если судить по разнице между до кино-теле-эпохой и современностью, то можно сказать, что его и нет вовсе. Тотальный обвал. Но очень наивно было бы говорить, что вся печатная продукция, «до последней книжки», исчезнет, точно так же, как пророчить что «с этого момента не будет в мире больше ни одной театральной постановки, включая самодеятельность, отныне и во веки веков!».
Достаточно очевидно, что вряд ли исчезнут справочники, мануалы, и тп (что, строго говоря, тоже является книгами по форме предоставления информации), и вероятно худ. литература займет свою, достаточно узкую, нишу. Речь об этом.
Игры-книги, да, это мысль. О них я действительно не думал (хотя думал о кино с выбором). С другой стороны, qte в этом смысле является тем же самым, что интерактивное кино, и не уверен, что такого рода книги вообще будут кого-то интересовать. Но тут уже мы приходим к тонкой грани, когда сложно различить, что есть что. Текстовые игры, так-то, тоже существуют, и что это — игры или книги, вопрос открытый)
T
А почему, собственно, «вопрос открытый», и ставится именно так: «что это, игры или книги»? Автор, ты «экстремист»(в хорошем смысле- максималист/минималист)? Про таковой жанр (именно) «игры-книги»(или «наоборот- „книги-игры“, они-же квесты(Quests, как (далеко не лучший пример, но всё-же: Space rangers: Quests) — типа „не, не слышал“?: О_о
107937546006932186028@google
Понимаю вашу мысль, но опять таки — здесь невозможно (на мой взгляд) однозначно определить, где кончаются книги и начинаются игры. Название типа «игра-книга» (или наоборот) — это просто уход от такого определения. Но тогда вопрос меняется на два других — «а где кончается книга и начинается книга-игра», и «где кончается игра-книга и начинается просто игра». Это как поиск переходных видов в эволюции человека — мы можем точно сказать, какой предок еще не был человеком, а какой уже был, но невозможно найти ту грань, когда совершается этот переход.
В конечном счете просто проводится ничем особенным не подкрепленная черта, чтобы было более менее понятно, о чем речь. Или, в вашем случае, две черты) Но это только терминология, а не суть явления, и тут уж, кому как нравится, тот так и определяет.
Поэтому я и говорю, что «вопрос открытый». Кто-то скажет, что любой интерактив — это уже игра. Кто-то — наоборот, что любое текстовое представление независимо от формы — все таки книга. Спорить можно долго, но ни к чему полезному это не приведет.
Ну и возвращаясь к теме, хотя это забавные штуки, честно говоря, я как-то не видел, чтобы «книги-игры» были так уж распространены и пользовались бешеной популярностью. Как, кстати, и кино с интерактивными элементами. Конечно, в будущем это может измениться, но пока что предпосылок не видно
T
Театра нет-думаю, надо оговаривать- у нас, в «государствах» «постСССР». Насколь знаю, в иноземии с этим намного лучше. Более того, даже сейчас, в очень трудное для любого искусства, кризисное время, не все подобные заведения закрываются(банкротятся). В Англии, например, идёт процесс отвязки трупп от конкретных помещений, с переходом к большей мобильности.
Театр — это ведь не просто некоторая часть шоу-бизнеса(индустрии развлечений), это намного больше. Он, ко всему, как минимум, даёт возможность самовыражения(фактически, самореализации) очень многим людям, причастным к нему. Т е, несколько «отрывает» от материального, вытаскивает из него(в духовное), пусть и на некоторое время. А такое всегда, в любые времена, было, и имхо, будет востребовано.
Вы не поверите — в некоторых «государствах» бывшего СССР сохранился даже «радиотеатр»(значит, нужен, востребован, особенно сейчас как раз, когда на постановки в реале не очень-то сходишь).
Примерно также и с книгами. Большинство сейчас, понятно, не очень качественные и глубокие поделия. Но есть ведь и достаточно высокого уровня.(по новинкам книгоиздательства самую свежую инфо получаю из подписки сайта livelib. Есть, пока ещё достаточно, чего почитать, и вполне качественное). Хотя очерченный вами процесс идёт, кто-бы отрицал. Но, может, не настолько быстро-на наш век хватит тех «ценностей», которые ценились в прошлом веке?
107937546006932186028@google
Да, конечно, процесс еще идет, и более того, находится где-то в начале пути. Только 15-20 лет прошло с тех пор, как игровая индустрия превратилась из сравнительно узкого круга фанатов, делающих игры для фанатов, в медиа-индустрию. Сколько он будет длиться (и будет ли вообще таким образом идти) — можно только предполагать.
Ну и конечно, как я уже говорил, не думаю, что и книги исчезнут полностью. Вон и пластинки все еще выпускают, для ценителей. Вопрос в динамике роста и упадка.
Что касается театра, ну да, развитие есть, но не в вопросе увеличения рынка. По сравнению с началом 20-го, допустим, века, уменьшение объемов налицо. Что неудивительно. При том что этот вид исполнительного искусства на протяжении тысячелетий (!) был практически единственным в своем роде, до появления киноискусства.
Опять таки, вряд ли театр исчезнет полностью (разве что ну в совсем уж отдаленном будущем). И из-за того, что вы написали, и из тех соображений, что я приводи в статье, и из-за сравнительно узкой прослойки «фанатов». Но обратно в масс-медиа он уже тоже вряд ли превратится.
Ну а что касается «нашего века»… Понятия не имею:) Не думаю, что делать прогнозы в условиях современного технического прогресса, тем более на такие сроки, имеет какой-то смысл. Субъективно кажется, что хватит. Но как будет на самом деле — вообще не понятно. 15 лет назад смартфон был чудом. Сейчас это такая банальная повседневность, что и выделять то отдельно как-то стыдно. 20 лет назад игры это было такое «местечковое» развлечение, а сейчас они обогнали киноиндустрию. Что будет еще через 20? Поди предугадай…
Д
Я тоже размышлял на эту тему и у меня сложилась такая схема. Это всё разные способы рассказать историю. Сначала её рассказывал один человек. Потом, то же самое делала группа и это театр. Потом появилась письменность. Кстати первые книги были в основном для чтения вслух. Глубины в показе внутреннего мира человека они достигли не сразу. Есть ещё картины они тоже по своему рассказывают истории. А сейчас есть комиксы, я в них правда ничего не понимаю. Потом появилась движущаяся картинка и её преимущество в большем эмоциональном воздействии. Но есть соблазн им ограничиться, забив на сюжет. Что часто и происходит. В играх добавляется интерактивность и сам рассказ ещё меньше места занимает А в некоторых играх он вообще не нужен. Но соглашусь, что видеоигры обладают самым разнообразным набором инструментов для погружения в историю. Следующий шаг наверно VR, но не тот что сейчас, а что-то более развитое. Ну а за ним возможно понимание, что мы и так находимся в огромной интерактивной игре под названием жизнь.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Зачем нужен гайколом и как подобный инструмент сделать своими руками

В этом посте затронем тему инструмента, который появился сравнительно недавно и название ему — гайколом.Иногда возникают ситуации, когда сильно затянутую гайку (закипевшую или со...

Как выбрать лежанку для кота: важные моменты

Думаю, для многих не секрет, что кошки любят поспать до 16 часов в день. Это довольно много времени. Кошки любят тихие, безопасные и теплые места. Если серьезно, выбор лежанки не такая уж и простая...

Сетевой фильтр или удлинитель? Обзор модели TFN Power 6

Не всегда сетевые розетки находятся там, где нужны «здесь и сейчас». В таких случаях выручают удлинители, а если они содержат схемы фильтрации помех и защит от перенапряжения, перегрузки по току,...

Ледяные полюса и огненные озера: Ио – мир контрастов под взглядом Juno

Юпитер, исполин нашей Солнечной системы, окружен свитой загадочных спутников. Один из них, Ио, подобен огненному сердцу, бьющемуся в ритме вулканической активности. Недавно космический аппарат...

Обзор ЦАПа Akliam PD5: один из лучших бюджетных ЦАПов

Говоря о направлениях бюджетного звука, я вскользь упомянул, что действительно качественные решения совмещают в себе и техничность, и прекрасную мелодику. Ну, а в качестве примера назвал героя...

Проверил 5 нейросетей для генерации музыки: как звучит нейрогитара и сколько стоит в коммерческих целях?

Говорят, современные нейросети способны на многое — от написания сценариев для фильмов до предсказания биржевых трендов. Но ещё недавно искусственный интеллект считался бездарным и...