Обзор We. The Revolution: «Революция — это когда вдруг не страшно»...
Говорят, что революция случается тогда, когда мир жаждет перемен… Что ж. Если так — то Франция, да и весь мир, тогда определённо их дождался. Вопрос один: какой ценой?
Если честно, довольно долго я не мог подступиться к этой игре, но всё никак не мог найти нужные слова и подход. Ведь We. The Revolution затрагивает крайне интересные и тонкие вопросы — этики революционного суда, достоинства, приемлемости «ускоренного правосудия» в сложное время… И даже человечности. Место действия — Париж, только что отгремела Великая Французская революция, свергнувшая монархию Бурбонов, а вы — старший судья Алексис Фидель, которому предстоит «разгребать последствия» этого великого исторического катаклизма.
История одного человека
We. The Revolution — в первую очередь история жизни одного человека: Алекси Фиделя. Он — простой судья в довольно-таки скромном чине, трудящийся на благо короны и закона. Но переменчивые ветры Революции вознесли его на самый верх — теперь Алекси второй по старшинству судья Парижа.
Именно ему предстоит росчерком пера решать судьбы людей, от мелких воришек до генералов и самого (бывшего) короля, Л̶ю̶д̶о̶в̶и̶к̶а̶ ̶X̶V̶I гражданина Луи Капета.
Перед ним пройдут десятки, если не сотни дел, в которых он будет обязан вынести окончательный вердикт. И этот вердикт может стоить человеку жизни — если речь пойдёт о применении смертной казни через гильотинирование.
На наших глазах Алекси переживает невероятную трансформацию. Из обычного чиновника он превращается в ключевую фигуру революционного правосудия, от решений которого зависят человеческие жизни. Сегодня ему предстоит судить воришку-карманника, а завтра — генерала армии или даже экс-короля Франции.
И в этом судебном хаосе Алекси придется не только вершить правосудие, но и лавировать между интересами различных группировок, защищать свою семью, удерживать дружеские связи. Революция неумолимо проникает во все сферы его жизни, превращая Фиделя из стороннего наблюдателя в одного из ее главных участников и виновников. И, конечно, нельзя забывать о семье: до событий игры Алекси успел «зарекомендовать» себя как игрок, пьяница и просто не очень хороший человек — а ведь на руках у него престарелый отец, уставшая жена и двое детей. Сможет ли Революция очистить от вредных привычек его самого?
Геймплей We. The Revolution
Бóльшую часть игры мы проведем в судейском кабинете Алекси Фиделя, верша суд (или «суд» — в зависимости от нашей позиции). Перед нами предстанут свидетели, улики, доказательства — всё как положено в нормальном судопроизводстве.
Но со временем, отвечая запросам этого смутного революционного времени, в игре появятся и показательные судебные процессы над заведомо виновными, и политические фракции, вежливо ожидающие от вас вынесения определённого решения.
А вскоре мы и вовсе сталкиваемся с концепцией «ускоренного правосудия». Перед судьёй окажется лист со списком длинной вереницы задержанных, арестованных или просто заподозренных в чём-либо (часто ложно) преступников с краткой справкой по каждому конкретному делу. А вы должны будете решить, кого из них отправить на гильотину, а кого, может быть, помиловать — ведь тюрьмы давно переоборудованы под пересыльные пункты и даже так переполнены. Такой простой и эффективный способ поубавить население «мест не столь отдалённых»!
Прямо-таки хочется вспомнить, что даже у «ревтроек», по крайней мере, была эта самая тройка и что-то, издалека похожее на делопроизводство. Порой — даже с вызовом свидетеля. Впрочем… Тогда, полагаю, и времена были менее отчаянные — а правосудие, как ни крути, должно отвечать вызовам времени.
И судья, и палач
Но на этом дело не заканчивается. После вынесения приговора главному обвиняемому — протагонисту предстоит поучаствовать и в самой казни (само собой, если вы выбрали именно этот вариант). В таком случае, вам придётся выйти на главную площадь Парижа, где собралась многотысячная толпа жаждущих кровавого зрелища.
Перед этим людским морем вы должны будете произнести зажигательную речь, распаляя толпу ещё сильнее. В игре предусмотрена своего рода «диалоговая система» — вам будут предложены несколько вариантов продолжения фразы, и нужно выбрать наиболее воодушевляющий. А после того, как вы вдоволь попрактикуетесь в ораторском искусстве, настанет кульминация — вам придётся самолично дёрнуть за рычаг и отправить острое лезвие гильотины вниз…
Готовы ли вы стать не только судьёй, но и палачом в одном лице?
«А совесть у вас есть?»
Игра We. The Revolution построена немного садистски — и до тошнотворного жизненно. Весь суд в ней зависим от мнения трёх главных политических фракций: простого народа, «пламенных революционеров» и остатков раскулаченной, но ещё живой аристократии, сохранившей огромные деньги и влияние.
И вам в роли Алекси Фиделя предстоит лавировать меж требований и ожиданий этих трёх сил, порой подписывая далеко не самые справедливые приговоры. Ведь каждая фракция жаждет обрушить свой гнев на идеологических противников — будь то якобинцы, контрреволюционеры или просто жертвы доносов.
И сколь вы себя не оправдывайте, что подписали несправедливый приговор «для семьи», или что вы отправили невиновного всего лишь в тюрьму, а не на гильотину (пока это ещё возможно), или что «объективно виновный» потом может и исправиться… Осадочек все равно останется.
Вы преступили собственные моральные принципы, этические устои, перешагнули границы человечности и человеческого достоинства — а у вас ведь как цивилизованного человека совесть есть, гражданин судья Фидель? Или уже нет, и во имя великих целей и идеалов Революции вы готовы пожертвовать всем, что прежде считали незыблемым?
Игра антиисторическая, но атмосферная
При этом We. The Revolution вовсе не претендует на стопроцентную историческую достоверность. В игре мы видим альтернативную историю Франции, которая только начинается так же, как в реальности — с победы революционеров и низложения монархии Бурбонов. Но дальше события развиваются уже по вымышленному сценарию. Поэтому не стоит рассматривать эту игру с исторической точки зрения или сверяться с учебниками.
Зато атмосфера самой Революции, царящей в Париже тех лет, передана разработчиками просто идеально. От пропахших порохом и дымом от пожарищ улочек, до зловещей фигуры палача в характерной маске, скрывающей лицо. Везде ощущается дыхание этого великого и ужасного события — переломного для всей Европы и мировой истории.
И в эту гнетущую, жуткую атмосферу ужаса и смуты невольно погружаешься с головой. Революция бушует вовсю вокруг, грохочут пушки, вспыхивают бунты, кровь льётся рекой. И всё это заставляет снова и снова задумываться о высоких материях. О цене свободы, о моральном релятивизме, о самой природе насилия, его неизбежности и пагубности…
«Весь мир насильем мы разрушим…»
Ведь основная, в сущности, идея игры — показать «эскалацию насилия». Начать с малого: с огнём борись огнём, с контрреволюцией — сначала словами и посадками в тюрьмы… А там и до массового террора, гильотинирования заподозренных во вражеских симпатиях, войск на улицах и подавления любой oппозиции недалеко.
Вы начинаете игру в образе умеренного реформатора и сторонника просвещенных идей Революции. Надеетесь, что сможете отправлять правосудие его размеренным чередом, сохранив человечность. Но очень скоро поймёте: положение дел в эту бурную эпоху не терпит никаких полумер и сантиментов. Оно требует жёсткости и решительных, пусть и крайне жестоких действий. Атмосфера накаляется, толпа жаждет крови, а «бывшие» не унимаются. И приходит время решительных мер.
Ведь живительные чисточки «по заветам Санчоуса» спасут страну от разрухи, голодных бунтов, предательства изнутри и интервенции извне… Верно?
И вы будете все глубже увязать в этом кровавом болоте насилия, все дальше отходить от своих изначальных принципов. Революции не хватает радикализма? Пожалуйста, вот вам террор и кровавая диктатура якобинцев для подавления любой oппозиции! И всё это ради «высшей цели» и торжества революционных идеалов, разумеется…
Свобода. Равенство. Братство.
Заключение: Революция пожирает своих творцов…
Я не хочу «спойлерить» концовку этой потрясающей и глубокой игры — но скажу так: сложно остаться прежним человеком и сохранить всё, что тебе дорого, в кровавой буре Великой Французской революции. Никому не удаётся выйти из этого цунами насилия неизменным, с чистыми руками и без потерь.
Поэтому хочется задать простой вопрос: а стоило ли оно того? Действительно ли можно оправдать любые жертвы и жестокость во имя каких-то высоких идеалов? Хороший, казалось бы, риторический вопрос, но на который дать окончательный ответ я не могу. И не хочу. Пусть каждый решит для себя сам…
А что же до самой «We. The Revolution» — я считаю её поистине уникальным проектом в сфере компьютерных игр. Проектом, ставящим перед игроком важнейшие нравственные вопросы, заставляющим его сделать непростой выбор. Снова. И я настоятельно рекомендую хотя бы попробовать эту игру. Благо, у проекта есть бесплатная демо-версия, доступная для игроков из России.
Возможно, она заставит вас по-новому взглянуть на природу насилия, непростую цену истинной свободы и ужасающие издержки любой революции? А может быть, вы найдёте и другие, свои собственные смыслы и философские наблюдения, которыми захотите поделиться с миром… Как бы то ни было, но на этом обзор я завершаю.
Завершаю, пожалуй, такими словами: Революция — она не хорошая и не плохая, она лишь несёт миру перемены. А смысл и суть этих перемен — в Революцию вкладывают люди…
Источник: klabater.com
18 комментариев
Добавить комментарий
Повестки лично я там не обнаружил от слова «совсем».
Моё ИМХО — безусловно плохо. Вне зависимости от того, кто проводил и по какой причине, солдатня по приказу монарха, ревбригады из пролетарской ненависти, «пинкертоны» по вежливой просьбе шахтовладельца или ещё какие деятели. И каждого, кто отдал или исполнил подобный преступный приказ «гасить мирняк», вне зависимости от причин и политической ориентации, надлежит убить в ответ. Чтоб другим неповадно было.
> Он просто показал, что расстрелы — это плохо, так ведь?
Нет. Он показал, что каждая сторона эти расстрелы пытается чем-то оправдать. Тем, что «толпа злая и они первые напали», «они хотели сменить режим», «нам такой приказ дали» или «мы лучше знаем, как надо, а эти ходют туть». А ещё показал, что когда подобные «методы» используются всеми сторонами разборок — ни к чему хорошему, кроме умножения числа трупов на улицах, это не приводит. Почему-то.
> А повестка, если в упрощённом виде, такая: капитализм — щастье, зашибись, коммунизм — изнасилования, расстрелы. Ну или что там было во Франции: монархия — гуд, республика — бэд, политика — дерьмо.
Авотфиг. В игре ни монархия не «гуд» (даже в умеренно-консервативно настроенной прослойке Капета исключительно незлым тихим словом поминают, а про толпу вообще молчим), ни пришедшие им на смену рубайголовы, ни силы «жоппозиции», которые почему-то уверены, что те же методы в их руках непременно страну спасут от бездны анальной оккупации. Просто время такое, и людей вынесло наверх соответствующих. Как, собственно, (опять же переходя на параллели с РИ) в том же семнадцатом, но там хотя бы анархисты с левоэсерами не оскотинились до конца, поскольку больше были заняты вооруженной борьбой, чем партийной.
На каждой стороне есть, бесспорно, и хорошие люди… Но политика — дерьмо, и хорошие они лишь в сравнении (да и пропорция людей к нелюдям, хм-да, не радует).
В свое время играл(до конца не прошёл). Запомнидось дело где надо было судить героя революции который изнасиловал аристократку. Народ требовал его отпустить.
Вас никто и не заставляет в эту игру играть. Просто мне она была интересна.
Вообщем, похоже игра муть полная и неправдоподобная. Там чернокожих королей Франции случайно нет? )
Автор не должен раскрывать мотивацию каждого персонажа. В этом деле судье(вашему персонажу) предомтавляется описание, что случилось. Потом идет допрос преступника и свидетелей. Судья задает вопросы и преступник сам расказывает, что и как произошло. Почему он это сделал. В вашей власти задавать «правильные вопросы» они и будут влиять на решение присяжных, но в вашей воле не следовать этому решению.
Вы немного путате. Не народ поддержал насильника, а толпа. Именно для толпы он герой. Всё-таки народ это немного другое.
Не согласен что игра муть, но историю по ней изучать не стоит(автор статьи об этом расказал, что «игра антиисторическая»).
К счастью чернокожих королей и королев нет.)
«Зато атмосфера самой Революции, царящей в Париже тех лет, передана разработчиками просто идеально.» — примегно так же идеально как в известном высере известного неполживца.
Добавить комментарий