Отдых в Крыму в 2022-м: советы, опыт и лайфхаки

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Гайд | Путешествия и туризм

После прошлой поездки от южного до западного берега Крыма мы влюбились в этот регион. Горная природа и чистейшее море – это те факторы, которые невозможно совместить на побережье Краснодарского края (о существовании Абхазии автор знает и в ближайшей перспективе есть желание её посетить). Тогда, прокатившись ровно одну неделю (о той поездке можно прочитать здесь), я прекрасно понимал, что множество троп не изведано и множество бухт не искупано. Поэтому, как только выкроилась неделя, мы без раздумья собрали вещи и поехали в новое путешествие для нашей семьи. За одним исключением, с нами едет ребенок и данный трип больше рассчитан на ознакомление с пляжным Крымом, нежели по туристическим местам.

Сборы

Сборы в любое наше путешествие начинаются со стандартных вещей:

1.     Палатка. Неотъемлемый атрибут любой поездки где планируется долгое время находиться под солнцем. Палаток у меня 2: автоматическая Xiaomi и туристическая на 4 места. Проще брать первую, так как она хранится в виде блина и не занимает много места.

2.    Газовые горелки, чайник, сковорода, миски, вилки/ложки. Стандартный набор даже для кратковременных вылазок в горы. А вот сковорода появилась у нас относительно недавно и только предстоит ощутить её значимость в поездке. Газовых баллонов у меня 2 и оба примуса, заправлены заблаговременно.

3.    Портативный аккумулятор на 30Ah. Уже как минимум пару лет я беру во все поездки и командировки аккумулятор от Baseus на 33Вт. Этого вполне достаточно для зарядки всех мобильных устройств, которые выполняют роль фотоаппаратов.

4.    Рации. Было решено взять в связи с тем, что наши сотовые операторы в прошлом отпуске не ловили на территории Крыма. В итоге ни разу не воспользовались по причине улучшения сотовых сигналов (МТС, Билайн, Yota работают без проблем, правда Билайн подключается в сотовым вышкам Yota, но это нюансы)

5.    Вода. Необходимо брать с запасом, так как не ясно куда нас может занести. В общей сложности взяли около 10 литров питьевой воды и пару бутылок газированной воды в дорогу.

6.    Сапборд. Не так давно я писал обзор на свою новую игрушку, любовь к которой у меня зародилась уже как пару лет. Помимо воды, сап был основным моим требованием, и я ни разу не прогадал. Если у вас есть личная доска и вы хотите набраться опыта, то различные берега Крыма дадут вам эту возможность.

7.    Фотоаппарат. Спорный момент, так как имея качественный мобильный телефон он полностью заменяет полноценный фотоаппарат. И об этом я подробно рассказал и показал в прошлой статье о путешествиях по Крыму. Поэтому в последнее время я перестал его брать.

8.    Подводные очки/маска. Достаточно полезный аксессуар, который позволил мне насобирать мидий на ужин. Если есть полноценная маска для снорклинга, то стоит взять её.

9.    Личные вещи. Здесь главное не переусердствовать и не взять с собой почти весь шкаф с одеждой.

10.  Защитные крема и накидки для защиты тела от УФ излучения.

Теперь, когда вещи собраны, а автомобиль заправлен, время выдвигаться в путь. Мой маршрут начинает свой путь от Ставропольского края, транзитом заезжая в Краснодарский край. Расстояние от дома до последней заправки Лукойл в Тамани – 800км. Заправки находятся непосредственно перед въездом на мост по обе стороны следования. Стоимость одного литра дизельного топлива – 50.27 рублей, тогда как стоимость аналогичного топлива в домашнем регионе составляет 52.17 рублей. Если вы пропустите заправку на Тамани, готовьтесь к ценнику в 60 рублей на сетевых заправках Крыма. Из популярного – ATAN и TES.

Поиск диких мест Азовского моря

Мое первое знакомство с Азовским морем началось с поселков Голубицкая и Богучары. Море мелкое, грязное и опасное. По количеству смертей находится на высоком уровне за счет наличия водоворотов и песчаного дня. При малейшем шторме появляются огромные волны, не дающие в полной мере наслаждаться плаванием. Да и какое плавание, когда до глубины в 1.5 метра приходится идти как минимум 40 метров от берега.

Поэтому, как только мы узнали о существовании чистого Азовского моря в Крыму и диких Генеральских пляжей, было решено добавить их в наш маршрут. И знаете, мы не прогадали и даже было желание остаться здесь на весь отпуск. Море чистейшее, теплое, безмятежное. Катаясь на сапе в дали от берега я легко мог разглядеть песчаное дно, которое переливалось под лучами солнца. А ближе к закату я нашел заводь с бесконечным количеством мидий, которые ничем не отличались от покупных. Тут то сковородка и пригодилась, ну а мы поужинав, поехали дальше. Следующая точка назначения – Феодосия.

Жилье

В прошлом году мы путешествовали по Крыму под конец сезона, в сентябре. Ценник на жилье был гуманным относительно того же Геленджика или Анапы. Но в связи с текущими событиями в мире и закрытии всех южных аэропортов, Крым остался без туристов. Следовательно, стоимость проживания в большинстве городов опустилась до вполне комфортного и даже дешевого уровня. Особняком стоит Ялта, которая не подвластна политике и отсутствию туристического потока.

Также не стоит забывать о том, что Booking.com теперь не получится использовать на территории РФ, поэтому в качестве альтернативы мы стали использовать Суточно.ру. Сервис вполне адекватный и давно существует на рынке. Но так как Booking был чуть ли не монополистом, Суточно.ру почти не вкладывались в рекламные компании и о них мало кто знает. Так было до начала 2022 года, тогда как сейчас ю реклама уже есть даже на радио и уличных баннерах.

Процесс бронирования ничем не отличается от прошлогоднего, находясь на Тамани мы забронировали жилье в Феодосии. А по прибытию в гостиницу Феодосии забронировали квартиру в Новом Свете. Если такой вариант не устраивает, то можно выходить в интернет с телефона. Например, Билайн проинформировал о 300 МБ за 200 руб/день на высокой скорости, далее 128 Кбит/с до конца суток без ограничений. Мне проще найти кафешку с WiFi или найти жилье находясь в текущем городе, чем платить Билайну. Благо кафешек и прочих заведений с выходом в интернет предостаточно.

Ниже скриншоты с ценами и гостиницами, которые мы бронировали во время этой поездки (количество проживающих 3 взрослых + ребенок):

1.     Феодосия – 2400 рублей. Большая гостиница с собственным бассейном, сауной и кухней (сауна оплачивается отдельно).

2.    Новый Свет – 1500 рублей. Полноценная квартира на третьем этаже гаражного кооператива. Отличный ремонт, собственная кухня, зонирование комнаты.

3.    Алушта – 1100 рублей. Жилье у пожилой, но милой бабушки на втором этаже с собственной кухней, ванной. На территории растет инжир.

4.    Морское – бесплатно. Жили в палатке на берегу моря.

5.    Симеиз – 1900 рублей (за вторую ночь с нас взяли 2000). Отличная гостиница в 5 минутах ходьбы от моря. Есть собственная кухня и просторная комната. Отель Ассоль-Парк.

6.    Николаевка – 3000 рублей (за вторую ночь с нас взяли 2400 уже на месте). Самый лучший вариант в нашем путешествии: свежий ремонт не хуже 4**** гостиниц Краснодарского края, бассейн с подогревом, крытая беседка с мангальной зоной, собственная столовая, бар, игровая комната и аниматоры. Например, стоимость большой пиццы – 350 рублей, хачапури по-аджарски на твороге (положили как минимум пол килограмма) – 200 рублей. Отель Чудесная дача.

Пляжный трип от Феодосии к Николаевке

Цель этой поездки заключалась в знакомстве с различными пляжами Крыма, тогда как прошлой осенью мы целенаправленно катались по достопримечательностям. Еще одним ключевым фактором был ребенок, который привык к морю с самого рождения (её первое знакомство произошло в 40 дней, когда мы уехали в отпуск за 700км в одну сторону). Поэтому приезжая в очередной город или поселок, мы обязательно искали наш идеальный пляж. Стартовая точка в виде Генеральских пляжей задрала высокую планку, дав теплое и безмятежное море. А вот Феодосия заставила усомниться в нашей задумке, так как температура воды не превышала 18 градусов. Но зато пляж песочный! В общем один раз окунулись и поехали дальше.

Новый Свет известен Царским пляжем, дорога к которому проложена через можжевеловую рощу. Маршрут не тяжелый и очень увлекательный, ведь сначала необходимо подняться на вверх горы, а затем спуститься к её основанию. Если же вы не особо любите физическую нагрузку, то за 400 рублей вас довезут на любой лодке. Сам пляж уже состоит из мелкой гальки, которая так и норовит впиться в ногу. Поэтому рекомендую использовать резиновые тапочки или другую обувь. Вода чистейшая, с бирюзовым отливом и огромными горными исполинами. Благодаря сапу я заплывал в такие уголки природы, куда не суются лодки и тем более люди.

Следующий день подарил нам место, которое мы заприметили еще в прошлый раз – поселок Морское. Это место с диким пляжем и небольшим палаточным городком приезжих кемперов. Местность чем-то напоминает Турцию. Здесь мы во второй раз увидели дельфина, который подплывал к нам, когда мы плавали на сапборде. По всей видимости дельфины не равнодушны к ним и проявляют любопытство. Так как это дикое место, то было решено поставить палатку и остаться тут на весь день. Количество людей на ближайшие 500 метров в обе стороны не превышали 10 человек. Идеально. Благодаря той самой сковородке и домашним яичкам, мы устраивали себе полноценные рационы, разбавляя едой, которую привозят местные (кукуруза, помидоры, огурцы) прямо к палаточному городку. Наевшись и накупавшись, мы выдвинулись ночевать в следующий город.

Пляж Алушты нам не удалось застать, так как проходит глобальная реконструкция набережной. Об этом мы прочитали заранее и приехали поздно вечером, а уехали рано утром. Зато в Алуште дешевая рыба и снеки из красной икры.

Утро следующего дня встречало нас на пляже Гурзуфа, знаменитого поселка с детским лагерем Артек. Мы были здесь в прошлый раз, но не смогли увидеть местную достопримечательность в виде скал Адалары, которые по одной из версии Гомер прозвал Сциллой и Харибдой. Основная причина в том, что скалы теперь находятся в акватории Артека и охраняются РосГвардией. Но в этот раз с собой был сап, который значительно упростил перемещение по воде. Расстояние от пляжа до скал – 1000 метров по воде, но поплавав вокруг скал, я нисколько не жалел. После мы собрали вещи и поехали в новое место.

В связи с высокими ценами на жилье в Ялте, было решено ехать дальше и отложись Ялту до следующего раза (у нас как раз остался незакрыт вопрос с Ай-Петри, к которому мы делали уже 5 подходов). Таким образом мы оказались в поселке Симеиз, который знаменит своей лазурной бухтой и скалой Дива. Место поистине великолепное и красивое: море играло красками, а волны разбивались о небольшие камни и скалы. Отдохнув на данном пляже весь день, было решено задержаться еще на сутки.

На пятый день мы выдвинулись в сторону мыса Фиолента и Севастополя. Но погода решила поменять наши планы, и мы спрятались от дождя в Балаклаве. Балаклава – это российский ответ княжеству Монако. В ближайшие пару лет будет проходить полная реконструкция правой стороны набережной со сносом ветхих зданий. Поэтому одна из достопримечательностей в виде окна на Крепость Чамболо может быть разрушена в ближайшее время. Оказавшись в Балаклаве рекомендую сходить в Военно-морской музейный комплект подводных лодок, который недавно заполучил в свой арсенал подводную лодку С-49. Данная подлодка выполнена согласно проекту 633 и несла свою службу на протяжении 33 лет. Через пару лет обещали подготовить внутреннюю часть подводной лодки для экскурсионных программ.

Теперь, когда у нас оставалось буквально 3 дня до окончания отпуска, а тучи все сильнее и сильнее накрывали западную часть Крыма, мы стали искать место очередного ночлега. В Севастополе мы были в прошлом году и местный пляж нас особо не впечатлил, а ехать за песчаным пляжем в Евпаторию было слишком далеко. Поэтому мы стали изучать прибрежные поселки и остановились в п. Николаевка. Здесь нас ожидал гостиничный комплекс со свежим ремонтом, бассейном и собственной кухней. Море перемешало песчаный пляж и окрасилось в мутно-зеленый цвет, поэтому оставшиеся 2 дня мы почти не отходили от бассейна. В завершении отпуска это была такая отдушина, ведь никуда не нужно ехать и можно просто наслаждаться безмятежностью. Сам поселок небольшой, есть несколько магазинов, кафешек и столовых. Местный рынок хоть и маленький, но легко перекрывает потребности в вареной кукурузе, крымском махито (в Николаевке самый низкий курс, 65 рублей за 1 литр божественного напитка), барабульке и черноморских креветках. Цены более, чем адекватные и по сравнению с остальным Крымом самые низкие. Например, кочан кукурузы стоит 50 рублей, тогда как везде варьируется от 80 до 100 рублей, а за мороженное Сакский пломбир просят 85 рублей (прошлой осенью я его покупал за 45-55 рублей).

На третий день мы выдвинулись в сторону дома по скоростной трассе «Таврида» (знаки 90 км/ч стоят на протяжении всего маршрута от Николаевки до Керчи). Общий маршрут от Керчи до Николаевки составил чуть больше 500км, тогда как обратно предстояло проехать 220км до моста, соединяющего Краснодарский край и Республику Крым.

Сапборд

В качестве финала было решено поделиться своими эмоциями от поездки с собственным сап-бордом. Неделю назад, когда мы только приехали на Генеральские пляжи я чувствовал себя маленьким ягненком, который только учится ходить, тогда как после волн Симеиза я уже легко мог плыть на встречу большим волнам. Тот опыт, что я получил за этот короткий промежуток времени я не смог бы заработать плавая по местному озеру Пятигорска. И я благодарен тому, что однажды решился на такую покупку, которая каждый раз приносит мне положительные эмоции. Особенно если посчитать среднюю стоимость проката в 500 рублей, и то количество раз, что я выходил в море на своем сапе.

В прошлую нашу поездку я брал с собой надувную лодку, но она занимала много места и её приходилось носить вдвоем с супругой. Сапборд же хранится в рюкзаке, который не сложно нести даже по можжевеловой роще Царского пляжа. Мобильность и не обременение лишним весом дают простор для водных путешествий, заходя в такие места, куда не поплывут лодки. Да и стоя на сапе ты находишься в гармонии с собой, очищая разум и мысли. А какой восторг вызывают дельфины, которые подплывают к вам, проявляя интерес и заигрывая с вами. Это просто не передать словами, это блаженство. Есть устойчивое выражение, что лучше гор могут быть только горы, но находясь на воде среди тех же гор, я чувствую то же умиротворение, благодать. Поэтому данный вид спорта навсегда останется в моем сердце, и я буду таскать этот рюкзак в любые интересные места, где есть водоемы.

Заключение

Я максимально далёк от политики и старался описать свои эмоции от путешествия по Республике Крым летом 2022 года. Данный пост не зря носит такой заголовок, ведь количество отдыхающих людей минимальное (я фотографировал свою семью на фоне Ласточкиного Гнезда и на фоне совсем не было людей, аналогичная история с Воронцовским дворцом), цены на жилье низкие (а если сравнить с отдыхом на Черноморском побережье Краснодарского края, то и вовсе даром), крымские продукты питания стоят адекватных денег (ровно столько же, сколько и в других курортных городах), местный народ приветливый. Все это подкупает вернуться сюда еще тысячу раз. Благо остались незакрытые места (Ай-Петри, Долина Приведений, горы Демерджи, Бакальская коса, Мыс Песчаный и множество других мест), которые мы обязательно покорим.

Найти ж/д билеты в Республику Крым.

Авиаперевозки на данный момент доступны только в ближайший аэропорт Минеральных Вод.

6 комментариев

bdos
Фото красивые
19632344@vkontakte
Фотографии не передают той красоты, какая она есть на самом деле!
A
в балаклаве раньше катались по этому музею на катере с экскурсией… в полутьме…
Денис Рожков
В прошлом году был, имеет смысл ехать только на самоорганизованный туризм, по диким местам, природу посмотреть.
19632344@vkontakte
Ленивый отдых проще оставить для Анапы, с Крымом так не выйдет