Консоли Sony — на грани победы или на краю пропасти
Давайте представим, что мы находимся на роскошном круизном лайнере, плывущем по бурным волнам игровой индустрии. На палубе царит атмосфера праздника и веселья, повсюду слышится звон бокалов и громкий смех. Но если мы заглянем за кулисы, то увидим совсем другую картину.
В машинном отделении кипит работа. Инженеры и механики в поту лица пытаются держать корабль на плаву, регулируя давление в котлах и латая пробоины. Ведь на самом деле этот корабль — не что иное, как консольный бизнес Sony, который сейчас застыл в суперпозиции. Он одновременно находится на гребне волны и балансирует на краю пропасти.
С одной стороны, PlayStation владычествует на рынке игровых консолей, диктуя свои условия разработчикам и заставляя их танцевать под свою дудку. Но с другой стороны, сама корпорация Sony трещит по швам, и ее игровое подразделение — единственное, что не дает ей окончательно пойти ко дну. Да и у него тоже есть свои проблемы…
Так что же ждет Sony в будущем? Взлёт или падение? Я предлагаю вам отбросить праздничные маски и взглянуть на ситуацию глазами циника. Давайте разберем все «за» и «против» и попробуем прикинуть, какие перспективы ждут японскую империю PlayStation на консольном рынке и в игровой индустрии в целом.
О хорошем: рекордный контроль над рынком на грани монополии
Начнем с хороших новостей для Sony. На данный момент по оценкам аналитиков компания контролирует невероятные 54% рынка игровых консолей! Это просто колоссальная цифра, которая ставит под сомнение здоровую конкуренцию в отрасли.
Ближайший конкурент Sony — Nintendo со своими портативными консолями, удерживает 27% рынка — но занимается только портативными консолями. Казалось бы, прямого соперничества нет, однако не будем забывать, что Nintendo всегда была сильным игроком и может преподнести сюрпризы. Тем не менее, пока на этом фронте всё спокойно…
Ну, а что же Microsoft с её Xbox, главным конкурентом? Менее 19%! Создается впечатление, что «зелёный гигант» просто сдал позиции и махнул рукой на консольные войны. Но об этом чуть позже.
Получается, что Sony на данный момент диктует условия всей индустрии. Они могут позволить себе немыслимую роскошь — предлагать разработчикам меньшие суммы за временную или даже постоянную эксклюзивность игр! И те вынуждены соглашаться, ведь более половины рынка принадлежит «черно-белым». И, тем самым, только замыкать цикл обратной связи: сколько людей купят PS5 ради Stellar Blade?
Ситуация, прямо скажем, пугающая для игроков и обнадёживающая для Sony. Такая концентрация власти в одних руках чревата монополией и разрушением здоровой конкурентной среды.
О хорошем: грядущая победа над Xbox?
Однако PlayStation не единственная консоль на рынке. Ее извечным конкурентом является Xbox от Microsoft. Но, похоже, «софтверный гигант» окончательно позабыл о консольных войнах и сосредоточился на развитии экосистемы вокруг Game Pass.
Microsoft активно скупает игровые студии, интегрируя их в свой сервис подписки. Для них сама консоль Xbox уже не более чем ещё одна платформа для Game Pass наряду с ПК и облачным гейминтом. Возможно, в Microsoft уже смирились с поражением в «железных» консольных войнах?
Если это действительно так, то перед Sony открываются еще более радужные перспективы. Во-первых, компания может пойти по пути наименьшего сопротивления и просто впустить Game Pass на свои консоли. В этом случае Microsoft фактически превратится из конкурента в партнера, принеся Sony дополнительный доход.
Во-вторых, если Microsoft полностью самоустранится с консольного рынка, то перед PlayStation откроется возможность занять господствующее положение. Разработчики игр вынуждены будут идти на любые условия Sony, лишь бы их творения попали на культовую платформу.
Конечно, это произойдет только в том случае, если Microsoft не решит с новыми силами вернуться на рынок консолей. Ведь у «форточек» есть возможность буквально «утопить» в этом направлении десятки миллиардов долларов: деньги эта корпорация не считала, не считает и считать не будет. Или же компания может буквально походя совершить какую-нибудь технологическую революцию, сделав консоль Xbox следующего поколения действительно уникальным продуктом (спойлер к одной из следующих секций статьи).
Но давайте будем реалистами. Вероятность такого развития событий мала. Скорее всего, Microsoft постепенно сольется с платформы консолей, распрощавшись с идеей «железных» консольных войн. И в этом случае Sony действительно останется единоличным правителем рынка. Но как долго продлится её господство?
О хорошем: рекордные инвестиции
Пока руководство Sony не собирается почивать на лаврах господствующего положения. Если верить «сливам» от хакеров, то в 2023 году компания вложила в развитие игрового направления просто рекордные суммы.
В игровую индустрию традиционно инвестируют большие средства, поскольку она является одной из самых прибыльных сфер. Но объемы инвестиций от Sony в этом году действительно поражают воображение. Понятно, что компания серьезно нацелилась на укрепление своих позиций на рынке.
Похоже, одной из главных целей вложений стал релиз мощной обновленной модели PlayStation 5 Pro. Если учесть нынешний дефицит более старших моделей PS5, то можно не сомневаться, что новая консоль будет пользоваться бешеным спросом.
По данным инсайдеров, PS5 Pro получит кастомный процессор с ускорителем трассировки лучей и рекордными для консолей частотами. То есть по производительности эта система будет ближе к high-end ПК, чем к среднестатистической консоли.
Подобный рывок неизбежно оставит Microsoft далеко позади. У них просто нет инженерных ресурсов ресурсов, чтобы выпустить в краткосрочной перспективе консоль, способную соперничать с PS5 Pro, ибо думать о том, что в этом поколении конкурент планирует снова выпустить «промежуточную модель», стоило чуть раньше. По последним утечкам и инсайдам, Xbox следующего поколения выйдет не ранее 2026…2028 года. Так что огромные инвестиции Sony, похоже, сулят им если не окончательную победу в консольной гонке, то уж точно временную монополию на ближайшие годы. А как мы знаем, в игровой индустрии пару «золотых» лет могут серьезно изменить расклад сил.
Однако я бы не спешил ставить крест на Microsoft. Инвестиции — дело хорошее, но далеко не всегда они дают ожидаемый результат. Все мы прекрасно помним историю с PlayStation 3, на разработку, раскрутку и выход на рынок которой были потрачены гигантские деньги. И всё же «тройка» долгое время проигрывала более доступной по цене и незаметно уступающей в качестве Xbox 360. Так что про Microsoft пока рано говорить «отстаёт».
О плохом: риски со стороны Valve
А теперь — о проблемах. Пора вспомнить, что за спиной у Sony маячит ещё одна устрашающая тень новой угрозы в лице компании Valve. Да, той самой, что подарила нам Steam и недавно удивила мир своим портативным компьютером Steam Deck!
Своим изящным гибридным устройством Valve доказала две вещи. Во-первых, что способна выпускать «железо» высокого уровня. А во-вторых — что DirectX более не является препятствием для запуска игр на Linux-системах. И теперь…
В любой момент Valve может вспомнить про концепцию «Steam Machines» — и создать линейку доступных игровых консолей, которые по умолчанию будут стоить дешевле и обычных консолей, и «самосборных» ПК. Представьте, что на рынке появится SteamStation, которая по цене будет на 50-100 долларов дешевле PS6, но при этом обеспечивает ту же производительность. Зачем тогда игрокам покупать консоль от Sony? История может повториться, как с запуском PlayStation 3, когда из-за сильно завышенной цены она долгое время проигрывала Xbox 360.
Секрет цены может быть прост — использование off-the-shelf (серийных, массовых, ритейловых — называйте, как хотите) комплектующих, закупаемых огромными партиями у производителей. Если заказать у вендора 50 миллионов видеокарт AMD или Nvidia с минимальными апгрейдами, то цена на них будет смехотворно низкой благодаря «экономике масштаба» — производитель ухватится за заказ даже по себестоимости, ибо так он сможет резко скинуть себестоимость тех же GPU в ритейле. Возможно, со скидками использование «полочных» CPU, GPU, материнских плат и прочего с незначительными доработками выйдет гораздо дешевле заказа кастомных APU для консолей и проектировки плат с нуля.
Для справки: схожий подход в своё время выбрала Microsoft для оригинальной Xbox — и, надо сказать, у них в основном получилось.
Так что как бы Sony не расслабилась в эйфории от временной монополии на консольном рынке. Ведь Valve в одночасье может серьезно подпортить планы японскому гиганту…
О плохом: проблемы у Sony в целом — идущий ко дну корпоративный линкор
Однако главные сложности для игрового подразделения Sony могут поджидать совсем с другой стороны. Дело в том, что сама корпорация Sony в последние годы переживает далеко не лучшие времена.
Когда-то этот японский гигант выпускал буквально все: от телевизоров и плееров до фотоаппаратов и аудиосистем. Но с приходом эры смартфонов и планшетов бизнес-модель Sony устарела на глазах. Появление универсальных мобильных гаджетов мгновенно сделало ненужными как минимум две трети продуктов Sony. В одночасье рынок высококачественных плееров, компактных видеокамер и даже фотоаппаратов среднего класса просто рухнул.
С тех пор Sony так и не смогла найти себе новую успешную нишу. Компания пробовала себя в разных направлениях — от выпуска недорогих смартфонов до ноутбуков и люкс-фотокамер. Но все эти попытки успехом не увенчались — хотя часть из них, справедливости ради, не увенчалась и провалом.
В результате, за последние 10 лет потери Sony просто зашкаливают, а перестроиться так и не удаётся. Из года в год корпорация, когда-то бывшая эталоном инноваций, проедает все новые и новые ресурсы. И единственным более-менее прибыльным направлением на данный момент остается игровой бизнес.
Сегодня игровое подразделение Sony — это настоящий буксир, который тянет огромный корпоративный линкор из пучины убытков. Вся надежда японского гиганта на прибыльность завязана на продажах PlayStation, комиссионных магазина и эксклюзивных играх к ней.
Но сможет ли игровое подразделение вечно тянуть на себе весь остальной непомерный груз? Ведь чем больше денег будет утекать в другие, провальные направления Sony, тем меньше средств останется на разработку новых хитов и технологий для PlayStation. Это может стать роковой ошибкой в эпоху, когда конкуренты не дремлют.
О плохом: хейт и неэксклюзивность эксклюзивов
Однако проблемы подстерегают PlayStation не только со стороны конкурентов и внутренних сложностей Sony. Немалую угрозу для консольного бизнеса представляют и недовольные геймеры, громко выражающие свой хейт в сторону компании.
Волна критики обрушилась на Sony из-за того, что эксклюзивы для PlayStation в последние годы, мягко говоря, не радуют игроков. Качество крупных проектов вроде The Last of Us Part 2 или совсем свежего Horizon Forbidden West подвергается серьезному сомнению.
Геймеры жалуются на навязывание в играх «повесточки», излишний пафос в сюжетных линиях, неоправданную ломку устоявшихся традиций любимых серий. Чего только стоит восстание против сценаристов The Last of Us Part 2!
Кроме того, у игроков огромное раздражение вызывает то, как Sony распоряжается своими эксклюзивами. Изначально обещанные как полностью приватные игры в итоге выходят на ПК с колоссальными задержками. Причем зачастую в откровенно сыром виде с многочисленными багами.
В результате, ни владельцы PlayStation, ни ПК-геймеры не чувствуют себя полностью довольными. Первые жалуются на лишение «эксклюзивности» их эксчклюзивов, вторые — на огромные задержки и недоделанные порты. Такое двойное недовольство неизбежно сказывается на продажах и популярности игр от Sony.
Конечно, это всего лишь симптомы более глобальной проблемы. Похоже, в компании существуют серьезные разногласия относительно дальнейшего вектора развития и стратегии по работе с аудиторией. В такой ситуации даже самые амбициозные проекты рискуют превратиться в «недоношенных» и невостребованных монстров — и никто не понимает, что с этим делать.
О плохом: технологическое отставание в следующем поколении?
И наконец, по-настоящему большая угроза для Sony может исходить из сферы, в которой компания традиционно не очень сильна — технологических инноваций. Дело в том, что в Microsoft уже несколько лет назад просчитали важность развития нейросетей и ИИ и начали активно инвестировать в это направление.
Сейчас корпорация владеет собственными мощными нейросетевыми технологиями и целыми командами экспертов. По слухам, Microsoft уже ведет разработку специализированных нейропроцессорных блоков NPU, которые могут стать базой для революции в игровой индустрии.
Представьте консоль Xbox следующего поколения, в каждую из которых будет интегрирован собственный NPU от Microsoft (или, если они не успеют, будет продаваться как приставка для запуска NPU-игр без подписки на облако, как это уже было с Kinect). Это позволит реализовать на практике полноценный искусственный интеллект внутри каждой приставки без задействования мощностей облака.
Для такой консоли можно будет создавать игры с невероятно умными NPC, способными вести осмысленный диалог, проявлять эмоции и действовать полностью самостоятельно. Это будет революция, причем революция, прямо конвертируемая в продажи, которую можно «ткнуть пальцем» в рекламном ролике: «вот тупые NPC в игре Sony, а вот стражник в The Elder Scrolls 7: Valenwood рассказывает, как именно ему прострелили колено — и никакой подписки на сервера! Видите разницу?».
А что может противопоставить такой технологической бомбе Sony? Увы, ничего. В компании просто-напросто нет собственных сил и компетенций, для того чтобы создавать что-то действительно инновационное в сфере ИИ и нейросетей на «железном» уровне.
Sony по старинке контрактует разработку «железа» у сторонних подрядчиков, не углубляясь в аппаратную начинку своих консолей — да и немалую часть «софта» тоже лицензирует. А это означает, что компания вряд ли сможет оперативно ответить революционным решениям Microsoft.
Конечно, в теории Sony может обратиться за помощью к внешним партнерам вроде IBM, с которыми когда-то создавали процессор для PS3 и которые сегодня тоже пытаются создать нейропроцессор — или попросить о помощи Intel, которая тоже чем-то таким занималась… Но повторить тот успех в наши дни будет очень сложно — и, что важнее, дорого, особенно если контрактор будет видеть отчаянное положение Sony. Тем более, что Microsoft научилась использовать ИИ как конкурентное преимущество намного раньше конкурентов.
Что может быть хуже этого? Ну, тот факт, что на софтверном уровне всё тоже плохо. У Microsoft есть крупный пакет акций OpenAI и Claude, с которым они могут как лицензировать модели для локального использования, так и запретить предоставлять их конкурентам — из крупных игроков остаётся только, прямо скажем, спорной перспективности Gemini от Google, которые его из «облака» точно не отдадут. Или попытка создать что-то своё, которая «сожрет» неизвестно сколько времени и ресурсов. И да, они ведут разработки в этой области, есть даже прорывы вроде нейросети-«самоиграйки», которая будет проходить игры за вас… Но отставание несомненно.
Так что в сфере технологических инноваций у Sony могут возникнуть серьезнейшие проблемы уже в следующем поколении консолей. И если компания их вовремя не придумает, как «закрыть дыру», вовремя вписавшись в нейросетевую революцию, то рискует безнадежно отстать от конкурентов.
Игра ва-банк для японского гиганта
Итак. Подводя черту под этой историей, можно сказать, что Sony сейчас находится на пике если не величия, то уж точно своих возможностей. С одной стороны, практически монопольное положение на рынке консолей, едва не заходящее за грань регуляторной интервенции, масштабные инвестиции в будущее, а также кажущаяся капитуляция Microsoft — всё это несомненные плюсы.
Но с другой стороны — призрак возможного возвращения Valve в игру с её революционными технологиями, обкатанными на Steam Deck, потеря актуальности эксклюзивов, корпоративные провалы в других направлениях и риск катастрофического технологического отставания в «нейросетевой революции».
Сейчас Sony — это зрелый игрок в казино, который поставил на кон своё будущее, заложив последнее оставшееся имущество. Если выпадет нужный номер, компания сорвет громадный куш и надолго закрепится на вершине игровой индустрии. Но если карта ляжет не в её пользу… Тогда крах окажется оглушительным.
Что ж, друзья, присаживайтесь поудобнее и наблюдайте за дальнейшим развитием событий. Ставки сделаны, шарик уже крутится, и скоро мы узнаем — кто станет победителем, а кто «уронит банк».
Источник: www.deviantart.com
16 комментариев
Добавить комментарий
Какое закулисье на палубе лайнера? Кот, завязывай с нейросетями, ни один нормальный человек так не напишет…
1) Как же оно «построено»? Просветите, пожалуйста.
2) Где вы нашли сеть, которая сможет выдавать длинные тексты на русском без галлюцинаций, сбоев контекста и самоповторов в стилистике? Нет таких покамест, ни среди наших, ни среди зарубежных. Ближе всего платная кладя подошла, но даже её потолок — пресс-релизы для брендов третьего эшелона по ТЗ строгать.
«Операционная прибыль компании в отчетный период снизилась на 31% до 253 млрд иен, а выручка компании выросла на 32,93% до 2,964 трлн иен.»
Прибыль уменьшилась, но это нормально, так как компания инвестирует большие средства в игровой бизнес. Писака видимо не знает что инвестиции всегда уменьшают прибыль?
Да и вообще критика в интернете компании мало волнует, куда сильнее их волнует затраты и продажи. Если компанию все устраивает значит у них все ок. А устраивает их или нет нам все равно никто не скажет. А статья, без обид, просто фантазии. «Может и да, а может и нет, а может пошёл ты! „(Марк Уолберг, Отступники) гадание на кофейной гуще. Поразмышлять прикольно конечно как все повернётся, но у нас нет никакой точной информации что бы что-то утверждать. А с учётом меняющегося мира вокруг, взаимоотношений стран и прочей политической обстановке, эти гадания сводятся на нет. В смысле хрен мы угадаем что завтра произойдёт. А мы тут пытаемся о судьбе корпорации говорить?)
Steam Deck появился недавно также он портативка и впринципе сделан «для своих» успех пока локальный.
Корпорации сами себя зарыли наделав хлам испортив себе репутацию и дали широкую и ровную дорогу для Sony.
А после начала сво ПК всему голова.
Добавить комментарий