Широкополосные динамики Fountek FR135EX в лабиринте

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Гайд | Своими руками (DIY)

Захотелось мне как-то собрать очередную акустику для дома, для семьи.  Сразу подумалось о шириках и не совсем простом акустическом оформлении для них. Но и то и другое без фанатизма.  Немного по мониторив рынок, остановился на вполне средне бюджетных Fountek FR135EX. Динамики и с виду вполне симпатичные, да и по характеристикам от производителя вполне себе. Можно лишь пожалеть о не слишком большой чуйке, но нафига она нужна, если все это будет качать нормальный современный усилитель, а не ламповый задохлик.

Выбор акустического оформления

 Ещё до окончательного выбора динамиков, мысли были о ML TQWT.  Вооружившись трудом Martin J. King`а и MathCad`ом что-то подобное для фунтиков я рассчитал. Остановило меня, пожалуй, размер получившихся колонок. У меня и так есть крупные напольники, ну куда мне ещё. Что же ещё тогда запилить? И тут вспомнилось про лабиринт. Чаще всего, в сети упоминается версия лабиринта от Александра Рогожина. У него же можно найти и описание как всё это дело посчитать в Hornresp. И понеслась...

Реверс-инжинеринг

События, описанные выше, произошли в моей жизни несколько лет назад. И сейчас не найти точных расчетов в Hornresp, да и раскрой фанеры корпуса был от руки на листочке. Поэтому, для тех, кто захочет повторить такие колонки, попробуем пойти с конца (по габаритным размерам и фото вполне можно воссоздать, что там и как).

Корпуса выполнены из шлифованной фанеры 15 мм толщиной. Такой толщины более чем достаточно, так как корпус у лабиринтов очень жесткий сам по себе. На всё про всё достаточно одного стандартного листа (1525х1525), ещё и останется несколько деталей для экспериментов. Габаритный размер колонок: 585х160х260 (ВхШхГ). Предварительно лист был распилен на заготовки в сетевом магазине стройтоваров.  Для более точного раскроя, пильщика лучше попросить пилить в два захода (пускай это и выйдет чуть дороже). Т.е. сначала распускаем фанеру на заготовки с припуском примерно 5-10 мм. А потом, сложив заготовки пачкой, проходим ещё раз. В чистовую резать конечно горизонтально!  Я пилил заготовки только полосками по 1,5 метра, так как далее я все остальное уже делал на торцовке с протяжкой. Для передней панели понадобится заготовка шириной 160 мм. Для задней стенки и внутреннего наполнения заготовки 130 мм. На бока, плюс верх и низ заготовки шириной 245 мм. Желательно заготовки пилить с учетом фактуры дерева в итоговом изделии. 

Сечение туннеля (рупора) 130х80 мм, т.е. соответствует 100 кв.см. Наполнение ещё немного увеличит площадь. Внутренние перегородки длиной 150 мм. Также не забываем про скошенные элементы, дающие как дополнительную жесткость корпуса, так и более равномерное сечение на всем протяжении туннеля. 

Самое сложное это оформить переднюю панель. Путем проб и ошибок (помним про запас заготовок) ручным фрезером делаем отверстие с обнижением для динамика и порт лабиринта. Остальное проще. На торцовке пилим детали корпуса и внутренние элементы (часть под углом 45 градусов) и склеиваем все это клеем ПВА (я использовал Titan D3). Конструкция без единого гвоздя и шурупа. Вот нашел несколько фото, как оно было внутри. В области корзины динамика скошенные элементы не ставятся. Там часть объема как раз съедает последний.

Отверстие под разъемы делаем внутри «мертвой» зоны корпуса.

Корпус клеится без одной боковой панели. Так как необходимо обязательно сделать внутреннее наполнение туннеля. Внутри стенки оклеиваются войлоком. Получилось не сразу и была привлечена в помощь жена, как более стойкий и ответственно подходящий к таким вещам, человек. Войлоком обклеиваются и боковины, самое сложное наклеить на неустановленную ещё панель, да так, чтобы не заехать на места склейки корпуса. Открытую зону туннеля, что видно через дыру порта, допускается не обклеивать чисто из эстетических соображений.

Перед окончательной склейкой, добавим немного синтепона в первые два элемента от динамика с каждой стороны, много не надо.

Собираем. После полного высыхания клея, обрабатываем корпус фрезером с кромочной фрезой (с шарикоподшипником).  Доводим до нужной кондиции корпус шкуркой.

 Далее необходимо корпуса чем то обработать, вот тут у меня случился затык. Я так и не смог решить, покрыть маслом, лаком или еще что. Да так и осталось. Скорей всего, еще раз пройдясь шкуркой, я покрою колонки маслом в несколько слоев с промежуточной сушкой и шлифовкой. 

Первое включение и немного итогов

Осталось самое приятное: подключить и прикрутить динамики с разъемами и можно слушать.

Можно было еще поставить режекторный фильтр, обычно корректируют «крикливую» середину широкополосников. В сети есть варианты рекомендуемые для данных динамиков (но в другом акустическом оформлении). Я не стал, так как комната все равно внесет больше корректив в АЧХ.  Уж лучше тогда исправить АЧХ всего сетапа через DSP процессор.  

По звучанию. От шириков не стоит ждать чего-то сверхестественного. Они неплохо справляются с вокалом и относительно простой не перегруженной музыкой. Против физики не попрешь и небольшой динамик не будет в состоянии раскачать низы, как большой, и не сможет визжать как твитер. Но, зато такая акустика звучит очень комфортно и не утомляет, а это большой плюс. Лабиринт очень неплохо смог поднять низы, плюс тут огромную роль играет помещение, где всё это безобразие стоит.  Высоких также вполне достаточно. 

Есть нюанс, данная акустика раскрывает свой потенциал на расстоянии минимум 2-3 метров от слушателя и при правильном направлении на него. Ближе, а у меня они сейчас стоят за рабочим столом, звучание выходит несколько беднее.

В заключении график REW снятый измерительным микрофоном на расстоянии 1 метра от оси динамика. Видно что баса более чем для таких небольших колонок, и думается это частично заслуга почти полупустой небольшой комнаты без какого либо акустического оформления.

 

 

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

15 комментариев

bdos
Неплохо. Поздравляю с завершением проекта.
ssw_spb
Габаритный размер колонок: 585х160х260

А, дык они довольно высокие, я уже видел их на фотках, думал они маленькие полочники…
K

А, дык они довольно высокие, я уже видел их на фотках, думал они маленькие полочники…

Ага, такой солидный размер для полочников случился.
Л
А зачем нужен верхний глухой аппендикс в лабиринте? Чтобы динамик был не на самом верху? Я бы поставил динамик у верхнего края и использовал всю длину лабиринта
K
А зачем нужен верхний глухой аппендикс в лабиринте?

Это принципиально. Необходимо убрать все резонансы рупора, кроме первого основного (1F), так вот следующий (3F) как раз и убирается смещением динамика в рупоре на 1/3 длины. Остальные резонансы уже не так слышны и убираются как раз заполнением.
104406118630476284481@google
Производитель драйверов (Fountek) не выкладывает референсные чертежи для звукового оформления своей продукции?
K
Видел как минимум один вариант: фазоинвертор 420x180x283, там же есть пример режектора. Ищется как FR135EX-Encl.pdf
C
АЧХ красива! замечатльная работа вышла!
Последний раз редактировалось
bdos
непонятен только момент выхода из поршневого режима излучения, и снять бы еще угловые
K
По измерениям, я пока только учусь и не во всем разобрался.
K
Мне там видятся подъемы примерно на 45, 60 и 85 Гц. Но трактовать это я не берусь. Нашел несколько скриншотов, когда рассчитывал. Но сюда уже не вставить.
K
На самом деле там до 10дБ доходит болтанка, но да, это весьма неплохо для ширика и бюджета.
m
Переслушал много разной акустики многополосной, рассуждал про высокие и низкие. Сейчас в машине штатные ШП динамики, отлично читается вокал, приятно звучат. Нет желания искать там ВЧ или НЧ, просто слушаю и радуюсь :)
Но соглашусь что врут… ни и что :)
j
о, я как раз задумался об акустике среднего поля для городской квартиры (а по-простому для слушания на диване). очень интересно!

Добавить комментарий