Обзор лампового усилителя Cayin C9: портативная ламповость

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Hi-Fi и цифровой звук

Cayin — компания, чьи продукты ненавязчиво проходят красной нитью через всё аудио последних лет: ещё в лохматые годы с усилителями и CD плеерами для стационарной акустики она заняла уверенное место в Hi-Fi сообществе, а вместе со своим первым плеером Cayin N6 и вовсе завлекла многих в дорогой портатив. Одна из последних наработок компании — использование лампового каскада в портативных устройствах: Cayin одни из первых в своём плеере N8 установили лампы Nutube, а через некоторое время с помощью N3 Pro сделали эти лампы относительно доступными. Но время не стоит на месте, и компания решила представить ТОПовое портативное решение: усилитель С9. Из-за высокой стоимости технологии и необходимости сложной виброразвязки подобные решения встречаются очень редко, но почти всегда находят армии поклонников. Сегодня я попытаюсь описать этого свежего представителя флагманских портативных усилителей, благо что уже сейчас он завоевал статус культового на зарубежных форумах. Чем вызвано такое внимание — ниже в обзоре.

Официальная цена Cayin C9 в России на момент выхода обзора — 188990 рублей. 

Храктеристики
  • Усилитель: 4 × LIS LSK489
  • Лампа: 2 × KORG Nutube 6P1
  • Транзистор: 4 × Toshiba 2SK209
  • Мощность: 700 мВт на 32 Ома с 3.5 мм, 2600 мВт на 32 Ома с 4.4 мм
  • Время работы: от 5.5 до 15 часов, в зависимости от выбранного каскада и класса усиления
  • Вес: 550 г
  • Размеры: 160 × 80 × 28 мм
  • Зарядка: есть поддержка Quick Charge 3.0, примерное время зарядки — 3 часа
Комплект поставки

Как истинные представители “взрослого” Hi-Fi, Cayin никак не могли отказать себе в шикарной упаковке: верхняя часть стандартно открывается сундучком и прячет от нас только усилитель, а вот вторая половинка коробки заслуживает отдельного внимания. Для начала, лично я смог её открыть только с подсказкой: не мудрено, ведь это первый выдвижной “ящик”, который я встречаю в упаковке аудио устройств. Внутри всё более прозаично: там находятся аксессуары.

Их список конечно не так поражает воображение как упаковка, но и тут всё более чем хорошо. В настоящем аудиофильском ящике нас ожидают два линейных кабеля (4.4 и 3.5 мм), отличный провод для зарядки в тканевой оплетке, отвертка для батарейного модуля и несколько стеклышек для задней панели. Что отдельно приятно — кабели положили явно не для “проверки работоспособности”. Сделаны они очень качественно, с хорошим плетением и отличной фурнитурой (где бы такие граненые джеки раздобыть?).

Радует, что компания не пыталась сэкономить на мелочах. Этот пункт Cayin отработал на славу:  оригинальная коробка, большой комплект качественных аксессуаров — всё это далеко не обязательные части для усилителя, но столько эмоций от распаковки я не получал очень давно. Что уж говорить о тех, кто это чудо купит :).

Внешний вид

Строгость, элегантность и функциональность — вот те три термина, которыми можно максимально коротко охарактеризовать дизайн усилителя Cayin. А познакомившись с двумя продуктами компании я могу смело заявить, что это явно у них “семейное”: наверняка отдается тот самый опыт в стационарном Hi-Fi. 

Передняя панель устройства — выжимка всех дизайнерских решений компании: строгий черный металл, пара “впадинок” с окошками для ламп (куда же без хвастовства?) и аккуратное колесико регулировки громкости буквально кричат о статусе и качестве устройства.

Верхняя грань уже вызывает гораздо меньше вау-эффекта: она почти полностью забита функциональными элементами. Разъёмы, входы, выходы, кнопки, россыпь рычажков — всё это поначалу навязчиво вертится перед глазами, но через некоторое время взгляд привыкает и начинает замечать удачную компоновку этих элементов. Все они выровнены по высоте и ширине, а благодаря различному цветовому оформлению “этажи” сильно разделяются — второй (тот, что с рычажками) и вовсе пропадает на небольшом расстоянии.

Впрочем, давайте всё-таки по порядку.  В первую очередь — самое очевидное: разъёмы. Всего их тут четыре штуки (пара 4.4 и пара 3.5), причем они попарно симметричны — мелочь, а приятно. Отдельно стоит отметить универсальность элементов: вне зависимости от используемого входного разъема, будут доступны оба выхода. Небаланс, конечно, не станет чудом балансом, но как минимум не придется волноваться за лишние переходники и кабели. 

Второй по простоте элемент — кнопка включения/выключения усилителя с вписанным светодиодом. Функциональность её вполне очевидна, но сразу отвечу на важнейший вопрос про светодиод: нет, не синий. Белый, яркость — идеальна для ночных прослушиваний. Можно смело брать.

Но самое интересное на этой поверхности — рычажки, ведь тут их аж четыре штуки. Первый слева переключает режимы предусилителя и линейного выхода. Изначально используется первый, он позволяет регулировать громкость колесиком, на втором же оно отключается и ставится 100% громкость. Дело опасное, поэтому Cayin предусмотрели систему защиты: только лишь от переключения рычажка ничего не изменится. Для включения линейного выхода будет необходимо ещё в течении трех секунд удерживать кнопку на одной из боковых граней, после чего и произойдет переключение. Причем операцию придется производить при каждом включени, но, ввиду огромной мощности устройства, мне такие меры кажутся оправданными.

Второй рычажок — банальный переключатель гейна, благо что следующие два будут по-настоящими интересными. Третий отвечает за включение и выключение ламп. Учитывая наличие аутентичных окошечек — вполне себе выключатель, жаль слабоват фонарик. О влиянии на звук я поговорю подробнее в соответствующем разделе, но спойлер — ламповый режим более ламповый. И наконец последний — он меняет классы усиления. Всего доступен выбор из A и AB, но теперь спойлеров не будет: не зря же я при верстке названия частей выделяю крупными буквами.

Хух, две самых загруженных поверхности наконец пройдены. Осталась только одна часть, а именно нижняя. Тут она имеет свойство выдвигаться и давать полный доступ к аккумуляторам формата 18650, но делает это, естественно, только после выкручивания винтиков (напомню, что отверточка в комплекте). Таким образом, в будущем можно будет заменить изношенные аккумуляторы на новые без особых затрат. Ну или можно купить второй C9 и менять аккумуляторы на ходу — это конечно не известная серия Ералаша, но вероятно, что Cayin её смотрели.

Задняя поверхность выполнена из стекла и с завода имеет дополнительное защитное стекло. Видеть эту панельку вы будете не часто, но в эти редкие моменты глаз тоже будет радоваться. А вот что грустно, так это габариты и вес устройства: 160x80x28 мм и 550 грамм веса дают о себе знать. Сложно представить C9 в портативе, но я и не думаю что он был сделан для летних прогулок: скорее это возможность взять любимый звук в соседнюю комнату, балкон, самолет или отель. Лично я предпочитаю как раз “транспортируемые” девайсы и недолюбливаю чистый стационар, поэтому для меня сценарий использования Cayin C9 был вполне очевиден. Я слушал его по всей квартире, в недолгих поездках и везде он был очень кстати — благо, что звук на самом деле отличный. Впрочем, об этом — в следующей части. 

Звук

Для начала — довольно важный дисклеймер. При любых описаниях ТОПовых устройств (а C9 как раз таким и является) стоит учитывать, что оно априори будет хорошее. Исключения разумеется бывают, но это скорее редкость. Также на второй план отходит вопрос соотношения цены и качества: у C9 банально нет конкурентов, поэтому и сравнить не с чем. Свою же задачу я обозначу как описание разницы каскадов и классов усиления, а уже через это я и постараюсь передать характер усилителя. Слушал я усилитель на двух наушниках: Campfire Audio Cascade и HiFiMan HE400i. С обеими моделями он повел себя более чем достойно — благо, что мощность позволяет.

Для начала — классы усиления: доступен A и AB,  но перечислять их технические различия я, пожалуй, не буду. Найти это как доступным, так и сложным языком достаточно легко, а потенциальному покупателю скорее будет важен итоговый результат. 

A класс представляет собой эдакую “референсную” настройку. Максимальная натуральность, реалистичность, но при этом не уходящая в мониторность. Это очень текучий и комфортный звук, который грамотно балансирует между техничностью и мягкостью. AB же представляет собой немного менее “изысканный” звук: легкое увеличение энергии, бОльший (но всё ещё слабый) акцент на НЧ и ВЧ, менее правильная сцена — всё это не упрощает звучание, а скорее добавляет ему некоего беспокойства. Кроме того, этот класс отличается меньшим потреблением энергии по сравнению с A классом.

Переключение выходных каскадов уже гораздо очевиднее: включение ламп, внезапно, делает звук более “ламповым”. Атаки и затухания становятся мягче, вокал обретает больший вес. Сцена всё ещё остается отличной, но образы становятся менее голографичными, сохраняя при этом свои натуральные размеры и не начиная “гулять” по сцене.

Отдельно отмечу, что эти отличия только на бумаге выглядят заметными, на практике это лишь меняет некоторые нюансы в звуке. Сам же усилитель звучит просто отлично: проблем с натуральностью или мощностью никогда не возникало. Я едва ли могу представить к чему он может не подойти. Разве что какие-то сами по себе темные связки ЦАПа и наушников — тут да, может выйти каша пуще начальной, но даже такой сетап будет с С9 звучать лучше. Другое дело, что ещё мягче и комфортнее.

С подбором наушников всё тоже отлично: судя по зарубежным форумам, многие покупают его только для своих внутриканалок. С учетом спорной портативности я не особо одобряю такой сценарий использования, но об универсальности устройства это говорит много. С другой же стороны, 2.6 Вт мощность с балансного выхода — не шутки, и даже большинство изодинам отлично будут работать от C9. Да, всё ещё есть всякие экстремалы для питания от сварочных аппаратов (в двойном моно естественно), но в приличном обществе о таком не вспоминают.

Вывод

Новинка получилась абсолютно в духе компании: максимально дорого, максимально хорошо. Причем хорошо не только в звуке, но и в остальных аспектах: великолепная эргономика, удобная система замены аккумуляторов и шикарный комплект поставки. Я буквально не знаю к чему придраться, ведь все минусы будут проистекать от плюсов. Да, усилитель мягко говоря большой и увесистый. Но всё место использовано рационально, и даже тяжелый металлический корпус наверняка продиктован потребностью в охлаждении. Поэтому его нужность (а, следовательно, и качество) будет зависеть именно от сценариев использования: если у вас есть тяжелые стационарные наушники и потребность их слушать не только в одной точке — едва ли вы найдете решение лучше. Часто в разъездах и хотите удобный способ перенести с собой флагманский звук? Решение от Cayin будет как никогда кстати. А вот если нужно что-то для спортзала, прогулок в легких шортах или в пару к горному велосипеду — да, решение далеко не из лучших. Разве что для бега, но придется найти провод подлиннее и утяжелитель на ещё одну ногу — благо, что вес известен. 

Купить на сайте DoctorHead

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

48 комментариев

M
190тыр? рили? И даже не разобрать, глянуть внутрянку, либо хотя бы rmaa прогнать? за 190тыр просто послушать и описать словами???
Воистину надо доить лохов, пока доятся!
И
Всё так, я не делаю замеры и тем более не разбираю устройства. Производитель там ничего не предусмотрел для модинга, а те кто модят всё что вообще можно тыкнуть паяльником не покупают такие штуки
И очень интересно, как же я дою лохов?)
И
Это не анпакинг) Анпакинг — это распаковка, можете в гугл переводчике проверить
Последний раз редактировалось
И
В своих обзорах я рассказываю свой опыт использования. Это конкретно моё произведение, в котором нет места гаданиям по графикам и объяснением схемотехники для тех, кому это не нужно. А если найдете ещё один ламповый портативный усилитель в этом ценовом диапазоне — пишите, обязательно сравню))
И советую всё-таки узнать, что значит «распаковка». Вы явно не так используете это довольно понятное слово
И
Теперь понял вашу позицию. На самом деле да, понятно чем вызваны такие ожидания. Но у меня тут свои взгляды. Между двух зол «я слышу так оно лучше всё остальное говно!!» и «вот графики, ничего не слушал сам но обсуждаю!!» я выбрал первое, посколько встречал много неадекватных экстремистов-представителей второй группы :)) Но альтернативные выборы не осуждаю, жаль что никому из других обзорщиков этот усилок пока не попадался
А
Ессно надо доить. Я вот тут себе на велик наконец то седлушку нашел Fizik Goby XM и был неслыханно счастлив. А кто то ездит на комплектном и в ус не дует, я же — лох, меня на почти сотку ойро выдоили. Это я к тому, что требования у всех разные, кто то музыку с винила на электростатах слушает, кто то — на бюджетных TWSках. Тут главное чтоб все довольны были и мне сложно представить именно лоха, который купит сверх-топовый Cayin, тут, скорее, будет достаточно финансово обеспеченный энтузиаст, понимающий что это и для чего это.
N
«Небаланс, конечно, не станет чудом балансом»
это (ли) не чудо, а тезнически решаемо.
И
Что именно? Небалансный сигнал пока никто не научился делать балансным в этой индустрии. Если вы говорите просто про обратную совместимость — тут она как раз реализована)
A
У этих ламп есть врожденная особенность — крайняя чувствительность к микрофонному эффекту. Для носимой техники — весьма странное применение.
И
И именно решение этой проблемы — одна из основных задач для разработчиков, поэтому сейчас довольно мало решений с лампами
A
Нет, имеется ввиду, что именно у этой модели лампы конструктивно очень высока чувствительность к вибрациям. Давно все придумано. Для экстремальных применений используют нувисторы.
C
оспидя, да такие устройства покупают не потому, что встроенный усилок плеера не так звучит, а потому что ВАУ какая фигня!.. а для такой катеогии покупателей все эти резисторы-трансформаторы — лес наитемнейший. аффтырь девайс пофоткал, восторженно нопейсал. больше НИЧЕГО не надо. Кому такое может придти в голову купить от избытка денег и недостатка эмоций от анального вау-импульса (по Пелевину) — тот его купит. Мало-мальски подкованный в технике человек ухмыльнется, и пройдет мимо. ЯП еще добавил в обзор ссылочку на кошерный кабель миниджек-миниджек из сплава золота и рога единогора в изоляции из лунного реголита, доставленного аполлоном
И
Вот именно из-за таких персонажей я и не вставляю графики и описания схем. Пришел, ничего не слушая сделал вывод, выдал этот вывод нам, ушел) Ну и мастерски потроллил аудиофилов, куда уж без этого. Лурк отдыхает!
M
А что слушать то надо? Где пример записанного на выходе музыкального материала?
Для фоточек «фитоняшек» есть инста, нафига оно тут без тестов?
Хотите «слушать провода» — потрудитесь сделать тестовую запись в одинаковых условиях, «минуснуть» одну от другой, опубликовать результат — получить респектос!
И
Чево, каво
Невозможно послушать усилитель через запись. Если у вас другое мнение — потрудитесь его обосновать, поскольку на мой взгляд единственный способ послушать усилитель это ПОСЛУШАТЬ УСИЛИТЕЛЬ, а не заниматься глупостями вроде записи звука на микрофон
M
При чём тут микрофон? У усилителя всегда есть выход, это не динамики!
Последний раз редактировалось
И
Хорошо, не микрофон, а АЦП. Кстати от придирки к словам ваша позиция не станет более обоснованной)
M
Я вам предложил наименее простой способ для теста любой «манагеровской „зырь чё купил“ приблуды», в данном случае для примера привёл провода. Помещаете в закрытый бокс динамик и микрофон. Проводите запись тестового сигнала. Меняете провода, усилитель, динамики и т.д, смотря, что тестите, записываете ещё тестовый сигнал. Вычитаете один сигнал из другого. Берёте то, что осталось, рисуете график зависимости данного диф. сигнала от кривой диф. разницы веса вашего кошелька. Этот способ специально для манагеров. Остальные на rmaa, да rew какие то графики смотрят.
зы: даже боксы спецом для этого выпускают: ..www.montarbo.com/en/montarbo-made-in-italy/isobox
А
Ваш метод хорош, но с определенного уровня, увы, не работает от слова совсем. Вы выпускаете из виду необходимость референсного тракта, значительно превосходящнго по качеству исследуемый. Неплохо еще, чтоб сравниватель так же обладал не менее высоким уровнем понимания. И где все это брать?
А
Последний раз редактировалось
А
rmaa и иже с ним не работают вовсе, т.к. в по настоящему серьезных аппаратах речь уже идет о психоакустике и т.д. А оно сложно описывается простыми цыфрами, а сложные весьма далеки от понимания обывателей.
Последний раз редактировалось
M
Дело в том, что человек слышит не ушами. Точнее на звуковые волны конечно реагируют уши, но на этом всё, вот вообще всё, всё дальнейшее — это ваше субъективное мнение и более ничего. А всё потому, что тут работает ваш мозг, который как известно можно обмануть, да и сделать это достаточно просто. Психоакустика как раз занимаются этим и никакого отношения к качественному звуку не имеет.
зы1: Для примера: представьте, что вы находитесь в одной комнате с человеком, который заслуженно имеет репутацию «хорошо разбирающегося» в звуке (Борзенков например))) и тестируете «референсную» пару АС на «референсном» усилителе. После чего меняете провода питания усилителя и спец вам сообщает, что звук стал «говном», затем ещё пару и снова тоже самое, вы услышите этот звук, как считаете? Ваш мозг услышит? Может быть сознание так само решит? А что, если в слепом тесте «спец» повторит свой результат? А с другой стороны, что если, всё это время вас «водили за нос»?
зы2: Что касаемо референсности компонентов системы, то они сейчас достигли того уровня, что их искажениями можно пренебречь на фоне искажений вносимыми АС. Ирина Алдошина хорошо в своей работе описала субъективное восприятие гармонических искажений, почитайте, это интересно.
А
С Алдошиной ессно знаком (правда — искажения АС и искажения прочих компонентов это как кислое с квадратным сравнивать)) и вполне себе согласен с Вашим описанием психоакустики, НО! Есть у меня и хороший транзисторный ресивер весом за 10 кг и пара ламповых моноблоков не мощней 10 ватт. Думаю, что не надо привлекать измерения и т.д. чтоб понимать, что по искажениям лампа проигрывает транзистору в пух и перья? Да вот только играет она значительно «вкуснее». А у приятеля система с ресивером за кучу нефти и 5,1 электростаты Мартин Логан. И там тоже свой звук.
Дело в том, что 2% гармоники низких порядков услышать сложно, а вот 0,1% высоких могут и уши завернуть, разные они всё же, уж сколько копий об это дело сломано)))
зы. Для примера, тот же Борзенков был главредом Stereo&Video и What Hi-Fi, вот где и с графиками да характеристиками было всё ОК. И в тоже время выпускался наш АудиоМагазин с Тарановым да Лихницким. Первые про цифирки да графики, второй — про звук.
И
Не понимаю, почему именно мои обзоры притягивают столько нетерпимых и неуверенных в себе людей. Сначала придумать свои стандарты, а потом доказывать другим несоответствие этим стандартам — это явно не лучший способ потратить своё время, найдите хобби :)
Последний раз редактировалось
M
С чего вы сделали такие выводы?
Вас вежливо просят на техническом ресурсе называть вещи своими именами и стараться приводить технически грамотные термины и выводы, а не придумывать всякую манагерскую дичь.
И
Почему в своем обзоре я должен следовать не своим стандартам, а чужим?) Если вам не интересно устройство и его опыт эксплуатации — никто не заставлял вас читать, не обманывайте себя. Как я и говорил — вместе придирок к моим работам можно заняться чем-нибудь интересным или полезным
M
А может напишите какие стандарты задаёт данный ресурс?
Ну так, для интереса, раньше вроде как технический был.
И
Пока об этих стандартах только вы пишите. Я тут написал уже почти сорок статей, так и не узнал(
M
Вдогонку — любые обсуждения = контент, поэтому я не понимаю вашей жалобы )))
И
Да не, за дискуссию я всегда благодарен. Просто не совсем понятны претензии, на любое конструктивное предложение я готов конструктивно ответить
M
Претензии от недосказанности. Гораздо веселее было бы разобрать, лампу показать, интересно же, как светит, с каким оттенком, какие провода внутри, за такой ценник внутренности должны быть не то, что безупречными, они должны выглядеть идеально!
108615842051733552281@google
И що, гнездо USB тип C, только для зарядки, маразм!
И
А как его ещё можно использовать в усилителе?
108615842051733552281@google
Как звуковая карта!
И
Это только усилитель, у него нет ЦАП: подаётся аналоговый сигнал как раз с плеера или звуковой карты, а усилитель его усиливает и добавляет ламповый окрас
S
К подаче материала претензий нет. ;) Художник так видит ©
Но, скажите мне за цену.
Неужели, я не смогу на 190 рублей найти майфун, которому не нужен будет усилитель?
И
Любым наушникам нужен усилитель) Далеко не каждым такой, но хоть какой-то точно
В любом случае девайс уникальный и специфичный, как минимум концепция портативных мощных усилителей уже под вопросом
S
Любым наушникам нужен усилитель)

Серьёзно?
Т.е. я не смогу найти такой девайс, которому не нужен усилитель?
о_О
И
Не совсем понимаю о чем мы если честно. Уверен, что в жизни Вы черезвычайно остроумный, но к чему это в комментариях в интернете?))
S
ОК, ещё раз, мееедддлллееенннооо.
Прикуплю я плеер за 190 рублей. Соответственно, если я смог купить плеер за такие деньги, то и уши у меня будут соответствовать.
А теперь вопрос — нужен мне усилитель за 190 руб. в комплект к имеющемуся?
Так понятно?
И
Ещё медленнее: в плеере уже есть усилитель, получается что нужен был
Ну и если отвечать на вопрос — да, возможно нужен. А возможно нет. Внезапно, это зависит от наушников. У меня один товарищ использует C9 с Luxury Precision P6 Pro и UM Mest — вполне топовая связка из топовых компонентов, не находите?) И ведь использует, и ведь нравится очень
S
да, возможно нужен. А возможно нет.

Ой, как мне нДравятся эти сослагателно-предположительные наклонения...
«Да» и «Нет», не говорите,
«Черно», «Белого» не покупайте.
И
Если у вас не хватает знаний для понимания ответа — можете так и сказать, а не пытаться казаться умнее) Наушники, внезапно, бывают не только в переходе и не только для телефонов. Некоторые нужно слушать от усилителей. Некоторые — нет)))
п
Хотелось бы узнать как данный агрегат работает с внутриканалками. В тексте упомянуты Campfire Audio Cascade, вот к ним добавить бы Solaris и Ara, последние на мой взгляд достаточно капризны и, например, с широко известным ifi micro bl играют не очень, а вот раскроются ли на этом?
И второй вопрос — плейер вроде как Cayin N6-II, какой модуль использовался и насколько менялся звук при переключении на внешний усилитель?
И
Именно очень чувствителеных иемов у меня увы нет, но на head fi многие используют именно с внутриканалками. Мой товарищ с UM Mest юзает, тоже очень нравится.
По поводу плеера — делает именно то, что я и писал в обзоре. Пытался сейчас подробнее описать, но понял что просто копирую обзор))

Добавить комментарий