FX-Audio DAC-X7: добротный стационарный ЦАП со встроенным усилителем на наушники

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Hi-Fi и цифровой звук

История ЦАПов FX-Audio сложна и запутана. В свое время они буквально взорвали интернет бюджетной моделью DAC-X6. Кто-то ее заслуженно ругал, а кто-то, столь же заслуженно, хвалил. Много времени прошло, прежде чем я начал встречать упоминания о новой вехе развития компании: DAC-X7. Всякие X6 Pro и их вариации от других производителей не будем рассматривать. Копировали модель многие и иногда получалось даже лучше, чем оригинал. Вспомним, например, Dilvpoetry или Kguss. А вот о X7 новость прошла и все — тишина. То модель появлялась в продаже, то неожиданно исчезала. К слову, сегодня наиболее распространенными оказались целых три версии: четвертая, восьмая и десятая. У меня на руках четвертая от 2017 года и именно о ней мы сегодня и будем разговаривать.

Ну и что же в этом DAC-X7 такого особенного? — спросите меня вы. Естественно, это цена за свою весьма жирную начинку и возможности. Система базируется на взрослом полноразмерном чипе Asahi Kasei AK4490EQ, за USB отвечает уже зарекомендовавший себя XMOS, поддерживается оптика, коаксиал, воспроизведение PCM до 32 бита 384 кГц. и DSD256. А как вишенка на торте, суровая выходная мощность на наушники до 900 мВт. на 32 ома нагрузки. Знаю-знаю, что этот параметр почему-то разнится в описаниях на сайтах. Но мощи от этого меньше не становится, а в документации черным по белом значится 900. В общем, обсудим, рассмотрим графики — все как вы любите.

Характеристики
  • ЦАП: Asahi Kasei AK4490EQ
  • USB: XMOS L6
  • Ресивер: Asahi Kasei AK4118AEQ
  • Усилитель: OPA2604 (сменный) + TPA6120A2
  • Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
  • Усилитель на наушники: 900 мВт на 32 Ома
  • Линейный уровень: 1.9 Vrms
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц
  • Входы: оптика, USB, коаксиал, MicroUSB, AUX
  • Выходы: линейный RCA и наушники 6.35 + 3.5 мм.
  • Размеры: 168 x 130 x 30 мм
  • Вес: 1.5 кг
  • ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS

FX-Audio DAC-X7 на Aliexpress      Burson V5i-d в официальном магазине

Видеоверсия обзора
Упаковка и комплектация

Пришел ЦАП в простенькой коробке из переработанного картона. Из полезной информации здесь значится только лишь наименование модели.

Внутри, помимо ЦАПа, я нашел небольшой гарантийный талон и синий USB 2.0 кабель. Качество его я особо не проверял, сразу же подключив свой проверенный от Ugreen, но подобных у меня было уже достаточно много — нормальные кабели, но без задела на аудиофилию. Не нравится — замените, а так — будет исправно работать.

Импульсный блок питания идет сразу на наши розетки и имеет маркировку 12 вольт 1 ампер. Да, артефакты питания присутствуют, но все они тонут ниже планки минус 120 дб. То есть, настолько далеко за пределами слышимости человека, что можно расслабится и, как говорится, выдохнуть. Хотя тоже, никто не мешает вам навесить свой собственный линейный.

Вот и все. Маловато? — я тоже так считаю. За инструкцией по эксплуатации пришлось лезть на официальный сайт, а драйвера для XMOS я вообще качал с какого-то форума. Итогом, все нашел, скачал, установил и пользуюсь. Все нужные ссылочки я, конечно же, сюда приложу.

Дизайн/Эргономика

Для стационара девайс по габаритам весьма скромный. Полностью выполнен из металла и надежно фиксируется на столе четырьмя резиновыми ножками.

Сверху тоже никаких функциональных элементов нет. Сбоку, уже привычно для FX-Audio, расположены две пломбы. По идее они должны препятствовать разбору устройства, но на деле — это просто наклейки.

Для разбора необходимо открутить два средних черных винта сзади и четыре шурупа спереди. После чего, плата спокойно выезжает на салазках.

Тут все заявленные компоненты на местах: ЦАП AK4490EQ, ресивер AK4118AEQ, USB чип XMOS и уже многократно проверенный усилитель на наушники TPA6120A2. Еще, конечно, можно оценить качество пайки.

А из важного — поменять сменный операционник OPA2604 на что-нибудь поинтереснее. Я лично установил фирменный Burson V5id. Это, наверное, самый лучший по звуку чип, который я только встречал. Не дешевый, но своих денег стоит.

Полюбовались, заменили пинцетом операционник и собираем в обратном порядке.

Сзади пространство разделено на три неравные части: 12 вольтовый порт питания, линейный RCA выход и целая куча разнообразных входов. Для подключения к компьютеру здесь предусмотрен стандартный USB Type B, кабель к которому мы и находили в комплекте. Если же вы планируете подключать ЦАП к смартфону, планшету или другому мобильному устройству — то лучше воспользоваться имеющимся тут же MicroUSB. Хотя, я сам просто подключил переходник с USB на Type C из комплекта к самсунгу. Но, много входов никогда не бывает. Кстати, это не питание, как думают некоторые философы с зарубежных форумов, а именно второй USB. Пробовал — именно так он и работает.

Следом идут коаксиальный и оптический входы с качеством до 24 бит 192 кГц. и даже отдельный AUX. Возможности которого ограничены еще сильнее: 16 бит 48 кГц. Лично я не рекомендую его использовать, так как сделан он, судя по всему, чтобы был и не соответствует общему высокому качеству девайса.

Передняя панель содержит многофункциональную кнопку, суть которой во включении-отключении устройства и последовательном переключении входов. О текущем состоянии нам сообщает довольно яркий синий дисплей. Параметра здесь три: активный вход, рабочая частота семплирования и текущая громкость. Причем громкость одна, как для наушников, так и для линейного выхода. Что не всегда хорошо. Само переключение же с наушников на линейник осуществляется автоматически. Если в одном из двух выходов воткнут джек, то основной сигнал идет на наушники, если нет — на линейный RCA.

Здесь любопытно решение производителя разместить сразу и 3.5 и 6.35 мм. входы. На первый взгляд — бессмыслица. Но нет, они отличаются, причем серьезно. На 6.35 мы имеем около нулевое сопротивление, а на 3.5 в пять раз выше. Отчего в большинстве случаев лучше использовать 6.35 с переходником, ну а если звук не нравится, то можно попробовать добавить нагрузки, подключив в 3.5. К слову, ни там ни там слышного уху шума я не заметил. Причем, даже на очень чувствительных внутриканальных наушниках.

Забыл, над кнопкой еще находится очень яркий красный индикаторный светодиод работы. По мне так, при наличии экрана, весьма сомнительная штука.

Регулятор уровня тут механический. Крутится с такими тактильно приятными щелчками. Максимальная громкость ограничивается 99%, для этого надо много раз провернуть ручку вокруг своей оси. Если же на нее нажать, то девайс переходит в режим «mute». То есть, без звука. Иногда это тоже удобно.

Программное обеспечение

Под Windows ЦАП определился сам, но я, как и говорил раньше, скачал и установил драйвера от XMOS. Следовательно, мне сразу было доступно WASAPI и ASIO. По функционалу, кстати, софт сильно урезан. Здесь вообще ничего нельзя изменить. Зато в той же папке я нашел еще программу для обновления прошивки ЦАПа. Но о таковых информации в интернете нет.

Мобильник привычно запросил прямой доступ к железу и указал на возможность воспроизведения до 32 бит 384 кГц. и DSD256.

Как пользоваться девайсом, надеюсь, излишне разжевывать. Подключили наушники, мониторы, подсоединили ЦАП к усилителю и через любой цифровой вход к источнику.

Сам я на RCA использую активные 8 дюймовые мониторы Yamaha, в качестве основных наушников у меня сейчас внутриканалки ikko OH10, а в виде источника — ноутбук с Foobar2000. Который, вот уже сколько лет работает без нареканий.

Измерения

Замеры с 6.35 мм. выхода на наушники практически не отличаются от линейного. Возможно, в силу низкого уровня на RCA выходе.

Хотя значения искажений таки на линейнике заметно ниже. Но, в любом случае, все измерения находятся в положении «отлично», ну за исключением «очень хорошо» на гармонических искажениях.

АЧХ на верхах имеет небольшой спад, за что в ответе мое измерительное оборудование. Шумы где-то на уровне минус 126 Дб.

Отличный динамический диапазон и взаимопроникновение каналов. То есть, по измерениям здесь дела значительно лучше, чем у того же Loxjie D30. Где выход на наушники меня печально удивил. Здесь же, что на наушники, что на RCA — сигнал одинаково чистый. И не забываем про 900 мВт. на выходе и отсутствие любых фоновых шумов. По мне так, за свои деньги FX-Audio DAC-X7 ну просто прекрасен, причем по всем параметрам.

Звук

Звучит же ЦАП чисто, ярко и очень мелодично. За это, конечно, спасибо говорим усилителю Burson V5id, который раз и навсегда поселился у меня в данном девайсе. Но и на штатном OPA2604 было довольно неплохо. Тональный окрас в звуке точно присутствует, но он, подобно PlayMate, еле уловим и скорее работает на общую массивность образов и такую, почти призрачную мягкость. То есть, звучит DAC-X7 мощно, драйвово, но при этом прозрачно и с великолепной проработкой и разделением тембров. Это вообще не уровень того же PlayMate в конфигурации Everest, но уже где-то близко. А по цене между ними просто пропасть. Стилистически ЦАП универсален. Слушал все от легкого фолка или серьезного мультиинструментального джаза, до просто безумной электроники, треша и металла. Сцена позиционируется корректно, тембры, в зависимости от наушников, можно увести в глубину и естественность или же наоборот, доработать до бритвенной резкости. Мне больше по душе гибридные модели. Чтобы и низких частот получить с избытком, и в тоже время насладиться точностью и детальностью средних и высоких частот. Для интересующихся еще раз подчеркну, что выхлопа у ЦАПа с большим запасом, можете подключать свои тяжелые на раскачку изодинамы или, например, 250 омные баеры.

По качеству желательно выбирать хорошо сведенный материал. Поскольку аппарат весьма неплохо отрабатывает верха, то есть соблазн вкусить их по максимуму. Это, несомненно, зависит еще и от наушников. Так что, я рекомендую не скупиться и использовать с ЦАПом что-то более менее взрослое. Дабы ощутить всю ту протяженность и телестность, которую предлагают здесь высокие частоты. Басы тут поджарые, хлесткие, динамичные с достойной текстурностью и уходящим в саб часть основанием. Но самый сок, конечно же, приходится на середину. Где, замечу, просто потрясающе раскрываются струнные и духовые инструменты. Джазовые соло буквально гипнотизируют. Вокал ощущается чуть теплым, насыщенным и естественно встроенным в общее музыкальное полотно. По крайней мере с теми наушниками, которые оказались у меня под рукой.

Если же вы выбираете ЦАП для студийной или аудиофилской акустики, то лучше всего он споется с чем-то музыкальным или раритетным. Так как своей динамикой и деталями гармонизирует их излишнюю массивность. Если же акустика окажется очень резкой и нацеленной в микронюансы, то своей массой DAC-X7 тоже обогатит ее звучание, но общий тональный баланс может оказаться через чур ярким и резким. С моими мониторами мне больше понравился результат на штатном OPA2604. С Burson получилось уж слишком ярко и как-то бедновато на середине. А вот с наушниками все ровно наоборот — тут Burson просто король. Так что подбирайте чип под собственные алгоритмы использования и особенности имеющегося тракта.

То что касается наушников я бы больше склонялся к гибридам или какой-нибудь полнодиапазонной динамике. Дабы подчеркнуть ясность и нейтральность и облагородить их еще хорошим окрасом и дополнительной теплотой. Но то уже на личные вкусы. Суммарно, за условные 200 долларов мы получаем довольно плотный взрослый звук, совмещающий в себе чистоту, детальность с мягкостью и мелодичностью. Получилась какая-то ядерная сила и мощь. Не скажу, конечно, что он рвет всех. Но в своем ценовом диапазоне я даже не знаю кто бы мог с ним сравниться. Toppind DX3 Pro прекрасен, но он просто безумно музыкальный и, соответственно, играет совсем по другому. Их толком то и некорректно сравнивать. Так что, в нижнем сегменте у нас появился новый отличный ЦАП со встроенным усилителем на наушники. Имеющий хорошие измерения и весьма добротную начинку.

Выводы

В сухом остатке, ЦАП со встроенным усилителем на наушники X-Audio DAC-X7 показал себя прекрасно как с точки зрения снятых с него измерений, так и по опыту прослушивания. Реально огромное число входов и выходов на любой вкус, PCM до 32 бит 384 кГц, DSD256. поддержка ASIO, сменный операционный усилитель и мощность, способная раскачать вообще любые наушники. 900 мВт на 32 ома нагрузки — это очень достойно. Но больше всего меня порадовало даже не это. А то, что усилитель на наушники сделан не по остаточному принципу, как у многих недорогих ЦАПоУсей. А над ним действительно работали, добиваясь низких шумов и искажений. Звучит же герой обзора вот ровно так, как я люблю: ярко, драйвово, с хорошей массой, глубиной и передачей эмоций. Не знаю что там в версиях восемь и десять, но в моей четверке при установленном Burson V5id звук на наушники просто огонь, а для мониторов можно даже оставить комплектный усилитель. Свои деньги аппарат, без сомнения, отрабатывает на все 100%. Вот уже, наверное, пол года как его гоняю. Достойная машинка, вполне можно брать.

FX-Audio DAC-X7 на Aliexpress      Burson V5i-d в официальном магазине

10 комментариев

m
Спасибо за фото платы, однако восторгов разделить не могу: развязка питания 6120 сделана совсем не по феншую. Тогда как у второго операционника более-менее нормально почему-то. Что мешает китайцам просто копировать демо-платы — загадка.
A
Так ведь и цифровая земля от аналоговой не изолирована.
А
У меня «стрекоза» черная — интересно было бы услышать есть ли и насколько сильны различия в звуке?
Л
Здесь этот ЦАП не очень жалуют, видно питание XMOS и ЦАП организовано не лучшим образом, помехи мешают)). Т.е. звучит детально, но уши режет: https://www.head-fi.org/threads/fx-audio-dac-x7-first-look.873857/
e
«Усилитель на наушники»?
F
Ну как обычно. Аудиофул, даже не решил посмотреть схему, а уже меняет ОУ!!
Имею точно такой же усилок, другая ревизия платы, но сути это не меняет.
ОУ в нем играет роль буфера от цап к операционнику-преду, который намертво впаян в плату и находится чуть ниже ТРА-шки и на выход RCA. На звук выхода наушников ВООБЩЕ НИКАК не влияет! Хоть бы тестером дорожки прозвонили! Так как просто согласовывает выходное сопротивление цапа, ЦАП-токовый!
Еще не видел ни одной вашей статьи, в которой был бы здравый смысл, а не аудиофильские забубоны, менять все подряд не понимаю как и что устроено и в каком режиме работают микросхемы и вообще зачем они там находятся. А еще лучше бы просто пальцем провели по схеме даташита ТРА6120, что бы не позориться и не менять ОУ, разработанную для i/v буфера, на непонятно, что — зато «аудиофильское»
Syncaine
Сменный операционник в виде буфера? Такое мне даже в голову прийти не могло, зачем? Хотя, всякое возможно. OPA2604 конечно же ОУ общего применения и для буфера он не разработан. Тут вас уже немного занесло. Легкий поиск в гугле подсказал, что использование в такой роли вообще сомнительно, куда лучше подходят другие чипы.
F
Тестер (Мультиметр) в помошь. Прозвонить куда идут выходы от ОУ :))
F
Это высокопроизводительный двойной операционный усилитель National Semiconductor LM4562, установленный как разностный усилитель, который затем связывает эти сигналы с 0 В, фильтруя их, согласно диаграмме, приведенной Асахи Касей в техническом описании AK4490.
Затем эти сигналы отправляются на двойной операционный усилитель OP275 Analog Devices (арт. U25), который дает им усиление перед передачей на усилитель для наушников, модель Texas Instruments TPA6120A2 (ref. U21), которая будет распределять сигналы, усиленные на двух разъемах. гнезда, через два реле, активируемых одним или другим из них, через резисторы 10 Ом, а также для отправки на реле линейного выхода.
Оказалось, что в DAC-X7 есть этап десимметризации (операционный усилитель LM4562, установленный как дифференциальный усилитель), также выполняющий фильтрацию, и мы склонны думать, что именно на этом уровне происходят изменения. что приводит к небольшому недостатку глубины, который мы заметили при прослушивании, потому что мы могли слышать многие ЦАП, оснащенные пост-фильтрацией с операционным усилителем, и не помним об отсутствии глубины.
https://www.qobuz.com/LU-fr/info/Hi-Fi/Bancs-d-essai/FX-Audio-DAC-X7-restitution-claire181524
В обозреваемой вами версии для этих же целей был 2604! Никакого отношения к «красочности» звука, ни стоковый ОУ ни то что вы туда влепили, дать не может. Буфер — есть буфер ))
Это же Вам не Топпинг, а китай-клон!
114655175923424979137@google
Так хвалят же одинаково и за 100$ и за 1000$ одинаково.Кому верить?

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Уловки сервисных центров и частных мастеров, на которые вы можете попасться

Если у вас нет проверенного годами сервиса, то выбрать, к кому обратиться со своей проблемой, непросто. Любой бизнес построен для того, чтобы зарабатывать и это нормально, но уточняйте, что именно...

Флагманский пылесос Greenwork GD24SVK4D. Так ли он хорош? Обзор вертикального аккумуляторного пылесоса от Greenworks

Выбор правильного вертикального аккумуляторного пылесоса часто является сложной задачей. Обычно мы привыкли видеть хорошие пылесосы только у А-брендов. Но современные пылесосы от других брендов...

Обзор портативной караоке системы Soundmax SM-PS4425

Существует множество способов весело провести время на природе. Одним из таких развлечений является пение под гитару, но если в вашей компании нет человека, который играет на музыкальном...

Ползучий ужас. Как избавиться от слизней на огороде? Проверенные средства и ловушки

Почему я ненавижу всей душой слизней? Прошлым летом они за ночь уничтожили большую часть урожая болгарского перца. Чудесный, мясистый сорт «колобок», который жена выхаживала с зимы, прятала от...

Как сохранить туи зелеными и пышными: 4 проверенных способа

Туи способны преобразить ваш сад, наполнив его атмосферой спокойствия и уединения. Однако, чтобы эти вечнозелёные красавицы радовали глаз своим пышным и ярким видом, требуется особый уход. Многие...

Обзор Kiwi Ears x Crinacle Singolo: неплохие внутриканальные динамические наушники с усиленной массой баса и комфортными высокими частотами

Kiwi Ears это достаточно молодой бренд на рынке Chi-Fi который достаточно быстро набрал обороты и уже представил несколько интересных моделей в бюджете от 25 до 500$. На этот раз они создали...