Влияние JoJo’s Bizarre Adventure на серию игр Persona

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Рассуждения | Компьютерные и мобильные игры

Говорить: «JoJo’s Bizarre Adventure имеет влияние на медиапространство» — тоже самое, как говорить: «Волт Дисней делает хорошие мультфильмы». Хирохико Араки, автор этого произведения, задал вектор развития японской анимации на многие годы вперед и вдохновил множество создателей игр, аниме, мультипликаций, фильмов, книг и комиксов на создание своих произведений. Серия игр Persona не просто вдохновлена, а существует только по причине существования JoJo. Сходства можно найти в сюжете, сеттинге, арт-стайле, референсах и в самом устройстве мира серии.

Для тех кто не в теме, JoJo’s Bizarre Adventure — это манга которая уже идет на протяжении около сорока лет, где Джонатан Джостар и его потомки успевают сразиться с вампирами, гротескными богоподобными существами, мафией и священниками. Несмотря на ее старость произведение до сих пор имеет огромную популярность и только набирает новых фанатов. Даже сейчас, сюжет кажется очень необычным и интересным, рисовка выглядит стильно и самобытно.

Влияние мы будем рассматривать с третьих частей обеих серий, так как все фанаты «Персоны» знают, что первая часть серии — это Persona 3, а все фанаты JoJo думают, что стенды круче хамона, хотя это и неправда.

Персоны и Стенды

Начнем с главной фишки серии игр Persona — самих персон. Персоны, как и Стенды из JoJo, используют идею концепта «Мыслеформ», где человек или животное может проявлять астральное существо, которое напоминает пользователя, животного или является воплощением эмоций или характера пользователя, побужденное магией или даже простой силой воли. Астральные существа превращают драки в битвы умов, а выиграет тот кто правильнее использует свои способности.

Если вы играли в Персону, то вы наверняка помните систему связи конфидантов и персон, привязанных к арканам. Каждая аркана соответствует своей гадальной карте Таро, как и в JoJo’s Bizarre Adventure: Stardust Crusaders каждый Стенд соответствует своей карте Таро. Вся боевая часть игры завязана на этой системе, но Atlus не просто скопировали идею карт Таро, они ее развивали и связали с концептом «Персон» или же архетипов введенным Карлом Густавом Юнгом и придумали как внедрить это в геймплей и сделать из этого необычную систему прокачки.

Их внешний вид

Казума Канеко — сооснователь компании Atlus и художник персон во всех пяти частях, часто делает референсы на стендов Араки в дизайне многих персон. Они знакомы лично и даже брали очень интересное интервью друг у друга, где в том же числе обсуждали дизайн персон Канеко.

Кио Ниджимура и ее стенд и Макото Ниджима и ее персона.

Сходства в сюжете частей

В третьих частях не так много других сходств, можно отметить собак Коромару и Игги и тема с тем, что персоны или же стенды, могут вредить своим пользователям, на примерах Шинджиро Арагаки и мамы Джотаро. А вот в четвертых частях очень много сходств: в сюжете, поднимаемых проблемах, исследуемых вопросах, структуре сюжета и даже атмосфере. Их настолько много, что про это будет отдельная, большая глава. У пятых частей тоже достаточно сходств, две истории повествуют о команде аутсайдеров которые не вписываются в общество, что и становится причиной их попадания в «преступные» команды Фантомных воров и Банды Бучеллати. Они исследуют темы вписывания в общества, дружбы в команде, доверия и в двух историях целями команд является изменения сложившихся укладов в обществе.

Cхожесть сюжетов Persona 4 и JoJo’s Bizarre Adventure: Diamond is unbreakable

На подъеме ПК версии P4: Golden, хотелось бы рассказать более углубленно про сходства четвертых частей обеих серий. Потому что они имеют намного больше общего, чем третьи и пятые части. Рассказывать я буду о сходствах в структуре сюжета, поднимаемых темах, персонажах, исследуемых вопросах и проблемах. Хочу предупредить, что в статье будут огромные спойлеры к обоим произведениям и если вы еще с ними не ознакомились, то я советую сначала это сделать.

Краткие истории

События «Diamond is Unbreakable» происходят в маленьком городке Мориох, и по ходу сюжета собирается группа подростков, наделенных необычными способностями, которые должны будут столкнуться со своими недостатками, чтобы стать сильнее как и морально, так и в использовании своих умений. Протагонисты должны балансировать между их подростковой, школьной жизнью и сверхъестественными событиями. В ходе сюжета, герои узнают о серийном убийце в их городе с такими же способностями как и у них. И они решают сплотится чтобы закончить смерти в их любимом городке.

В Persona 4, группа подростков, наделенных особыми способностями, ищет серийного убийцу, спрятанного где-то в их городке Инаба. Эти подростки, известные как пользователи Персон, все один за другим сталкиваются со своими новообретенными силами и они должны будут побороть свои недостатки, чтобы полностью использовать свои способности, после чего они объединяются друг с другом и в конечном итоге натыкаются на большую тайну города Инабе. Нашим главным героям приходится уравновешивать обычную школьную жизнь, с сверхъестественными событиями и ужасными убийствами, кульминацией которых становится столкновение с убийцей, который также оказывается сильным пользователем Персон.

 Обе истории следуют темам городской гордости 

Показываются образы идеалистических маленьких японских городков. В обеих историях, с первого взгляда, можно увидеть, что в этих маленьких городках все хорошо и прекрасно. Пока главные герои не начинают замечать убийства людей. 

Большинство главных героев в историях являются давними жителями города и легко ориентируются во всех местах, им нравится жизнь и атмосфера в их городах и они гордятся тем что они живут именно там, несмотря на то что атмосфера маленького города не сильна по душе людям их возраста. В обеих историях существование убийцы, живущего анонимно, как обычный человек, в своем любимом городе, является немедленным призывом к действию.

В историях также и показываются обратные стороны маленьких городков. Persona 4 в этом плане даже более проработана, в игре есть дополнительная сюжетная линия где франчайзинговая сеть магазинов вытесняет местные маленькие магазинчики; или сюжетная линия с Юкико Амаги и отелем, за которым она должна будет следить в будущем, иначе их вытеснят люди со стороны. Даже сами герои осознают угнетающую атмосферу маленьких городов. Но обе истории в основном рассказывают о молодых людях, которые принимают свои местные сообщества и идут на все, чтобы не допустить их исчезновения.

Нанако и Шигечи

Если в начале атмосфера всего была беззаботной и спокойной, то после «смертей» Нанако и Шигечи, атмосфера становится реально напряженной и группы начинают усиленно искать убийцу.

Глубинный страх новых технологий

В Persona 4 исследуется тема внутреннего «я» и исполнительного «я», с помощью новых устройств медиа, как телевизоры или радио. Рисе Куджикава, телевизионный идол, который изо всех сил пытается выключить свою «исполнительную» сторону, из-за проблем ее популярности. Новые способы распространения информации приносят несчастье людям и изменяют людей. Также, все жертвы Адачи, в виде искаженных форм страхов и тревог протагонистов, появляются по полуночному телевидению и те, кто не покидали во время ТВ-мир, умирали и появлялись в виде трупов, свисающих с телефонных проводов. Я думаю так, в том  же числе, хотели показать опасность не правильных действий внутри медиа.

В DiU появляются стенды в виде новых технологий, как Red Hot Chilli Pepper, Bad Company. Они очень опасны и привели к смертям многих людей. Также, можно увидеть неприязнь новых технологий старшим поколением и отношение к ним младшего поколения.

Референсы

Atlus постоянно делают референсы в сторону JoJo. Даже в начале Persona 3 протагонист стреляет в свою голову, не умирая от этого, как и в начале Stardust Crusaders Джотаро не может убить себя выстрелом в голову из-за своего стенда. Создатели игры не просто сделали референс, игрок будет на протяжении всей игры видеть выстрелы в голову для пробуждения персон. Араки помешан на позах героев, персона отсылает и на них: например, в Persona 5, все герои при использовании встают в определенные позы, которые референсят JoJo.

Хотел бы еще отметить такой интересный референс: у игрока, в Persona 5, на уроке спрашивают «Как называется феномен когда кажется что стрелка на часах останавливается?» и одним из вариантов ответа является «The World». Это референс в сторону стенда Дио, который умеет останавливать время.

Итог

Легко можно понять, что серия игр Persona была сильно вдохновлена Невероятными приключениями ДжоДжо, но я надеюсь никто на серьезных основаниях не думает что Persona «копирует» JoJo. Эта серия игр имеет глубокую геймплейную систему, которая с каждой частью только развивается, поднимает и отличные от схожих темы, исследует психологию людей, развивает свой мир, к чему всему произведение Араки никак не причастно. Я думаю, что вдохновение, или оммажи на чужое произведение, автоматически не причисляют его к мусору или к чему-то украденному. Мусором будут произведения, которые не умеют использовать эти референсы правильно и не предлагают ничего нового.

13 комментариев

101213634604024129943@google
Угу, а «Волшебник изумрудного города» просто основа всех партийных РПГ игр. Напишешь об этом статью автор?
251026224@vkontakte
Годить-годить-годить. Автор что, хочет сказать, что покемоны это JoJo-референс?!
114038391949591228727@google
Да покемоны JoJo референс, а если серьезно, вы это про существо которое дерется за тебя? Я сразу подметил что схожесть заключается в самом концепте «Мыслеформ».
Wielies
Каким местом покемон — «Мыслеформ» и Jojo референс? Даже сама Википедия укажет, что покемон — это существо.
А так концепция покемон основана на ключевой фишке франшизы MegaTen (Persona — её отдельная серия), где игрок мог вербовать потусторонних существ, дабы они сражались на его стороне. И если MegaTen — мрачная серия игр, основанная на мистицизме и религии, то Pokemon — игра, для всех возрастов с милыми монстрами.
114038391949591228727@google
Про smt я знаю, в smt если я не ошибаюсь это демоны, а в персоне это сущности порождённые мыслями людей
114038391949591228727@google
На практике сильной разницы между персонами и покемонами нет, отличия в их виде и в том кто вообще эти существа, а персоны в отличии от демонов в smt связанны с концертом мыслеформ
Р
Чел, ты видишь отсылки к Джо Джо везде?
251026224@vkontakte
>каким местом покемон jojo-референс
Ну так сам же и ответил на свой вопрос. Покемон основан на мегами тенсей, чьё ответвление это персона, следовательно они связаны, и в принципе всё на свете является jojo-референсом.
114038391949591228727@google
связаны и референс разное
140149854@vkontakte
Это Араки из Вархаммера украл.
Р
Понятие мыслеформ в персоне появилось раньше, чем в Джо Джо, держу в курсе
114038391949591228727@google
вроде персона вышла позже чем jojo part 3
140149854@vkontakte
Сходство сюжетов? Араки реально вампир и 5 тысяч лет назад в древней Греции сюжеты изобретал?!

Добавить комментарий