В поисках кода доступа. Обзор игры "Код доступа: Рай" и описание доступных модов

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Мир технической цивилизации будущего. Население планеты под контролем Центрального компьютера. Люди счастливы. Они получили все, о чем мечтали. Теперь их жизнь — это череда виртуальных удовольствий, которые полностью заменяют реальную жизнь. В виртуальном мире люди проводят все свободное время, общаясь друг с другом, занимаясь рыбной ловлей, сексом: всё выглядит так, как будто человечество наконец-то достигло желаемой утопии, к которой всегда стремилось.

Экран загрузки, добавляемый одной из модификаций.

Киберпанк 2077 ли это? Нет, это игра гораздо более старая, от 2002 года, разработанная компанией MiST-Land и изданная компанией Бука. С этой игрой мне довелось встретиться в 2011 году в магазине реализации дисковых копий Игромир. К тому моменту я уже успела частично пройти игру Власть Закона от тех же разработчиков и мучилась дилеммой выбора – Код Доступа Рай, либо же недавно вышедшая Mass Effect 2. Обе эти игры обещались быть ролевыми играми, но в пользу первой была знакомая компания-разработчик и желание ознакомиться с сиквелом, либо приквелом Власти Закона.

Прохождение было достаточно долгим, удовольствие оно мне принесло, несмотря на моё начальное непринятие интерфейса и всего внешнего вида. Далее история свела меня с людьми, которые в данной игре разбирались очень хорошо – это были Preacher, создавший программы для конвертации моделей из Кода Доступа в 3D Max, KalyaN, внесший довольно значительный вклад в создание модов для обеих игр, и Виталий Шутов, руководитель и ныне почившего MiST-Land и здравствующих сейчас Играющих кошек – авторов ремастеров КДР и ВЗ.

С целью оставить собственные воспоминания о данной игре, познакомить всех сторонних и предложить уже прошедшим новые ощущения с помощью доступных модификаций (хотя вряд ли остались моды для этой игры, не пройденные минимум по одному разу), а также на время отдохнуть от «войны» со скриптами Власти Закона в процессе портирования Кода Доступа: Рай, я и пишу эту статью.

Сюжет

После не совсем красочного стартового ролика и пропустив текстовое обучение, стилизованное под записи на ПДА, мы оказываемся главным героем по имени Хакер в подворотне своего собственного дома. Единственное, что мы знаем – за нами охотится полиция и местные наёмники из-за случайно перехваченного пакета данных. Помочь нам вызывается копающийся в горящей бочке (или мусорке, шут разберёт в его кулинарных пристрастиях) бомж Бартоломью. Он советует нам убираться поскорее, отправиться в Китайский квартал и обратиться там за помощью к торговцу Сам Ли. Мы, а вернее – сама игра, следуем этому совету и бежим из Жилой зоны, что служила нам прибежищем долгое время верой и правдой. Китайский квартал нас прямо с порога приветствует здоровяком Джобом – бывшим военным, а ныне пенсионером с дробовиком и лёгким бронежилетом и подумывающим о том, чтобы стать водителем трамваев. Джоб интересуется, почему главный герой запыхавшийся, и изъявляет желание присоединиться к нашей команде. Именно с этого момента управление игрой полностью принадлежит нам.

Нижний город

Игра даёт значительную свободу игроку в плане принятия решений – игрок волен действительно обратиться к Сам Ли за помощью, помочь ему самому, присоединиться к Торговой коалиции, возглавляемой двумя братьями – Доши и Тоши, и обитающим в канализации наёмникам, ранее открывшим охоту на героя по приказу мэра Нижнего города, уничтожить Синдикат – местную бандитскую организацию, разрешить разногласия в Квартале Развлечений между  стриптиз-баром «Красный глаз» и публичным домом «Дикие кошки», набрать себе в команду разноплановых персонажей, попутно решив их проблемы, и затем прорваться с боем через заслон полицейских к мэру Нижнего города Трою. Тот не сразу, но расскажет нам, что охота на Хакера была спущена сверху от руководителя Полицейского Управления Верхнего Города Бейка, и отдаст нам ключ от Мэрии, через лифт в которой можно попасть в Верхний город. Однако, герой может поступить иначе – отказаться от помощи торговца, сделать головокружительную карьеру в Синдикате, решить разногласия в Квартале Развлечений уже кардинально, путём устранения всех действующих лиц, получить «отеческий» пинок под зад от Стрима и ключ от Мэрии, и вырваться в Верхний город, но на сей раз сражаясь с силами Полиции уже в гордом одиночестве.

В Нижнем городе нам доступны для найма довольно большое количество человек:

  • Уже упомянутый Джоб, которому можно и отказать после приветствия;
  • Старик Мору – только временно, до убийства главы безопасности Синдиката Лора;
  • Лайка – бывшая медсестра на пороге войны, которая хочет выбраться из застенок приёмной Синдиката, куда ту завела разгульно-ночная жизнь её сестры Лил. Взять в команду её можно после убийства Стрима;
  • Катрин – бывший полицейский снайпер, а ныне заключённая Синдиката, сидит в одном чулане с сыном Мору и стенает о мести главы Синдиката Стриму. Как и Лайка, вольётся в коллектив только после смерти главы Синдиката;
  • Джером – карикатурный голубой с характерным голосом и повадками. Задолжал какому-то борову в квартале развлечений 300 кредитов, и теперь ищет себе спонсора. Сносно водит. Тот самый момент, когда 300 кредитов – это 300 кредитов;
  • Динара – лучший исполнитель заказов главы Наёмников Мотти. Во время Марсианской войны вырвала из живого командира отряда Крестоносцев импланты лечения, и теперь носит их в себе. Ненавидит всё человечество, но с нами готова пойти хоть к дьяволу в пасть при условии прохождения цепочки квестов за Наёмников.
Верхний город

Верхний город поприветствует нас спокойствием и сонностью улиц, а также парочкой патрулирующих район контроллеров. Здесь следует выделить две основные линии квестов – от торговца Тома, и от главы полицейского управления Бейка. И если поначалу они друг другу не противоречат – Бейк просит устранить находящегося в тюрьме обывателя из Нижнего города с невозможностью модифицировать личность, Том же под ширмой помощи этому обывателю предлагает убить начальника тюрьмы, то уже ближе к концу сталкиваются – Бейк «заказывает» Тома, а Том возжелал смерти Бейка и погружения города в информационный хаос путём устранения киборга RG 1413, руководящего информационными потоками в Верхнем городе и обитающего в Научном центре Верхнего города.

При любом исходе противостояния эгоцентричного торговца и главы Полиции, в конце пребывания в этом городе, нашими противниками станет спецназ Службы Безопасности Системы и армейские танки, из-за чего нам нужно будет быстро уходить в Небесный город. Всего пути в Небесный город два – через лифты Полицейского управления и через лифты в Гигамаркете, оба закрыты силовыми полями. Бейк нам с этой задачей поможет, отдав ключ от силового поля в его вотчине, Том – нет. Ключ для поля в Гигамаркете можно получить, дав очень крупную мзду Амиему, руководителю Научного центра, и активировать полученный от него пропуск у киборга RG 1413.

Стоит отметить, что линия квестов от главы Полицейского Управления доступна игроку только при наличии в команде Катрин из тюрьмы Синдиката. Это позволит поговорить в самом здании Управления с Бейком, который уберёт из полицейских ориентировок личико нашего героя.

Научный центр Верхнего города. Группа рецидивистов подкрадывается к несущему свою патрульную службу полицейскому

Параллельно с основной линией, можно будет проследить любовную трагедию Милы – продавщицы в Гигамаркете Верхнего города и Джека – простого обывателя, ошивающегося около Собора Новой Церкви. От простой переносной камеры и подозрения в измене Мила дойдёт в своей ревности до просьбы об убийстве неверного мужа. Наградой нам будет ключ, который позволит нам через Полицейское управление попасть в Небесный город.

Второй любовной линией, длинной в один квест является разлад в семье Джейн из Пригорода Верхнего города и Майка, который в изрядном подпитии поделится с нами своим горем – Джейн возжелала отобрать у Майка бар, расположенный у Собора Новой Церкви. Единственная просьба несчастного мужчины – чтобы Джейн замолчала. Решив эту проблема кардинально, мы сможем получить первоклассную снайперскую винтовку К52, которая нам может пригодиться в следующей крупной локации.

Также в этом городе мы сможем заполучить в команду бывшего байкера Большого Боба с редким генотипом, не позволяющим перезаписать личность (только после убийства Проппера, с которым у него личные счёты) и карлика Тони, подметающего кунсткамеру со скелетом рыбы в Садах Верхнего города. У Тони навязчивой идеей стала мифическая «человеческая мастерская» где-то в Небесном городе, где могли бы исправить его заболевание и дать ему нормальное человеческое тело.

Небесный город

В Небесном городе нас встретят всё те же горемычные контроллеры, уже неплохо вооружённые и патрульные боты Службы Безопасности Системы. В этом городе у нас не будет подсказок о дальнейшем действии, кроме возможного предложения Бейка о разговоре с главой расположенного в этом городе Киберцентра доктором Мортимером. Однако, вход в Киберцентр запечатан, и на беседу доктор не настроен.

Удручённо побегав по локациям и, возможно, сунувшись на Перекрёсток, где нашу команду могут здорово потрепать армейские коммандос, снайперы и космические пехотинцы, мы рано или поздно встречаемся на радарной станции с Элен – оперативником Службы Безопасности Системы, которая не стремится нас убивать, а хочет нашими руками совершить операцию смещения текущего главы СБС Ганна. Для этого нам необходимо убить заместителя главы СБС Белли у лифтов в Верхний город, затем доктора Мортимера (побегав при этом по всему комплексу от ручной энергетической зверюшке ГЕМа), подручного Ганна киборга Динка на Перекрёстке. После убийства доктора Мортимера, город наводнят армейские части, и чтобы справиться с этой напастью, мы можем устранить главу обслуживающего персонала Энергостанции, питающей лифты в Небесный – Якова.

Завершающей точкой данного конфликта станет прорыв в Космопорт на личную яхту Ганна с предварительным убийством того. Что примечательно – Хакера «заказал» не сам Мортимер и даже не Ганн, а лично Центральный Компьютер, расквартировавшийся на орбитальной станции «Альфа». С целью докопаться до сути всё более разрастающейся проблемы, мы отправляемся в последний регион – Орбитальную станцию «Альфа».

Радарная станция. Полностью взята под контроль группой Хакера

В Небесном городе есть своя ветка дополнительных квестов – торговец имплантами Мэри решила повеселиться с армейской снайперской винтовкой, которую и запросила у нас. После винтовки её аппетиты выросли до костюма космического пехотинца. Однако, винтовка и костюм не совместимы, поэтому в третий раз посылает Мэри нас за снайперским орудием космопехов – Хейгтцем. За каждую принесённую вещь девушка отблагодарит нас качественными имплантами военного образца.

Если в нашем боевом отряде есть карлик Тони, подобранный в Верхнем городе, то на Клубной площади возможно будет встретить некую Элизабет, которая за определённую сумму сможет помочь Тони с его проблемой. Получив деньги, Элизабет отправит нас к доктору Мортимеру за «инструментами», которых при нём не окажется, а сама направится в Космопорт, чтобы улететь под ручку с богатым бизнесменом. Возможно проучить её, рассказав всю историю обмана окрылённому счастьем бизнесмену, либо же цинично убить шарлатанку. В любом случае, потраченных денег уже будет не вернуть.

Из персонажей, доступных для приёма в команду, следует отметить Дженни – вундеркинда, в 13 лет взломавшего крупную корпоративную сеть, Мака – бывшего профессионального боксёра, а ныне 50-летнего докера, дерущегося за гроши, а также Анну – девушку из максимально благополучной семьи, которой нужны приключения, жестокие, кровавые приключения.

Станция Альфа

На станции «Альфа» — карантин и полный контроль СБС. Людей на станции практически нет, большую часть противников составляют роботы либо ближнего боя, либо с мощными плазмоизлучателями. Основная задача – пройти в Зал Совета и свести счёты с Центральным Компьютером, который полностью перевернул с ног на голову нашу жизнь.

Дополнительных квестов всего два – торговцу хламом необходима автоматическая аптечка для лечения радиационных ожогов. Аптечку можно будет купить у торговца имплантами Барри, что расположился в Торговом отсеке станции вместе с торговцем оружия Эдом. Наградой будет набор сносных имплантов. Второй квест – убийство техника Роби, который голыми руками убил начальника смены и охраняет реактор станции. Как выяснится, Роби – киборг, управляемый Центральным Компьютером. Техник, попросивший нас устранить эту угрозу, передаст нам в благодарность мощное оружие, сообщит о сгинувших в Зале Совета отряде армейских коммандос и космопехов, а сам уберётся со станции.

Команду возможно будет пополнить только киборгом Оилриллом у стыковочного дока, который уже две недели шатается по станции, опасаясь подключаться к Реальности и обновлять свою систему, так как у каждого киборга имплантирован “правительственный блок”, позволяющий правительству полностью взять под контроль тело киборга, отключив тому мозг.

Зал Совета нас встретит голограммой Центрального Компьютера, выполненного в виде красной голограммы и тремя очень крупными роботами модели Горн. Горн 5, расстреливающий разрывными снарядами напоминает морского краба. Горн 4, специализирующийся на смертельных объятиях стальными лезвиями больше похож на жука-бронзовку, благо и цвет соответствующий.

После уничтожения всех Горнов игра показывает конечный ролик, в котором после взрыва орбитальной станции главный герой о человечестве, наступившем хаосе, стремлении одиночек.

«Я не знаю, куда мы теперь идём, но мы хотя бы начали двигаться. Что ж, тоже вариант.»

Графика

К сожалению, в отличии от Власти Закона, эта игра похвастаться серьёзной графикой не может. Цветастая, аляповатая, бьющая отовсюду неоном и кислотными цветами, начиная от стартового экрана и заканчивая отдельными уровнями, игра показывает – вот он, киберпанк. В интерфейсе преобладающим является розовый цвет, за исключением иконок предметов, где основой является всё же серый цвет с вкраплениями голубых, светло-коричневых, зелёных, оранжевых и красных оттенков. Каждый уровень имеет свою цветовую гамму, если для Китайского квартала основополагающим можно считать жёлтый и оранжевый за счёт вывесок, асфальта и некоторых зданий, то в канализации больше тёмно-зелёного и серого.

Качество используемых текстур не высоко – в некоторых случаях текстура, применяемая для здания может составлять 128*128 пикселей, что не очень благоприятно сказывается на внешнем виде. В Коде Доступа, как и во Власти Закона, применяется система шейдеров, которая позволяет добиться приемлемого внешнего вида крупных объектов. Также следует выделить невысокое качество моделей – если крупные статические объекты не вызывают отторжения своим внешним видом, то некоторые юниты из-за неправильно прописанной анимации вертиксов могут показывать графические баги, как например длинный луч из руки Контроллеров, или вышедший из середины шеи вертикс, привязанный к полу у некоторых женских персонажей. Кроме таких багов стоит отметить и низкую полигональность всех моделей, в особенности оружия, из-за чего высокотехнологичная энергетическая винтовка похожа скорее на фигуристую палку.

Игровые уровни проработаны на достаточно высоком уровне, как на первом этаже, включенном по-умолчанию, так и на верхних этажах, отображение которых активируется либо через клавишу Home, либо через нажатие кнопки между кнопками режимами ведения огня и рюкзака. У многоэтажных зданий типа мэрии, Гигамаркета или жилого дома, в котором обитал главный герой, есть верхние этажи и крыши с достаточной детализацией. Крыши небольших построек, трубы и монорельсы на фабрике Торговой Коалиции, высокие билборды – всё качественно проработано, с ними можно ознакомится, включив режим отображения крыш.

Китайский квартал, взгляд сверху. Скриншот из ремастера Кода доступа: Рай, версия 1.08.0

В игре доступно полное вращение камеры, а также приближение и отдаление в ограниченных рамках. Благодаря тому, что сильно приблизить камеру к игровому уровню нельзя, графические недостатки оказываются не так заметны.

Геймплей

Игра является пошаговой тактико-стратегической ролевой игрой. От ролевой игры достался ограниченный набор персонажей – до шести, как в оригинале, так и в ремастере. Количество персонажей, доступных для принятия в команду – 13, включая не изгоняемого главного героя. Половина из всех персонажей доступна для найма в самом начале игры, и почти все уже изначально «заточены» под определённые задачи, такие как вождение техники, меткая стрельба из винтовок, ношение пулемётов и нанесение тяжкого телесного добра окружающим. Принять в команду персонажа возможно, как поговорив с ним, так и заполучить в результате скриптового действия. При этом игрок волен и отказать персонажу в принятии. Также персонажа можно и выгнать из команды. Каждый из персонажей обладает набором характеристик, которые возможно повышать с набором персонажей уровней. Опыт для повышения уровней возможно получить через выполнение основных и дополнительных миссий, убийство противников, взлом хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков, дверей) или роботов. В последних двух случаях опыт получает только тот, кто совершил успешный взлом.

Обзор характеристик и их влияния на игровой процесс:
  • Сила — основной параметр, влияющий на количество Очков хода (Очки Действия). Кроме того, от уровня силы зависит максимальный вес снаряжения, которое может носить с собой персонаж. Все виды оружия для своего применения требуют наличия определенного значения данного параметра, однако для большинства единиц оружия этот параметр имеет среднее значение в районе 30 единиц. В основном высокое значение силы требуют многоствольные пулемёты, гранатомёты, ракетомёты, плазменные установки. Также своё требование к этому параметру выставляет броня. Особо высокий уровень силы требуют боевой скафандр космической пехоты и оружие к нему.
  • Ловкость — параметр, влияющий на дальность хода персонажа и на точность броска гранаты. Персонаж с высоким значением ловкости затрачивает меньше Очков хода при движении и, как следствие, может ходить дальше. Кроме того, при высоких значениях этого параметра пропадает разница в дальности хода при передвижении бегом/шагом. Значение параметра падает в случае ранения персонажа и восстанавливается только после лечения. Максимальный уровень ловкости ограничен 100 пунктам, при которых перемещение шагом и бегом будет занимать 1 очко хода.
  • Реакция — параметр, влияющий на скорость реакции персонажа. При более высоком значении параметра существенно возрастает возможность того, что персонаж, при условии, что у него остались Очки хода, во время хода противника откроет огонь по врагам, появившимся в пределах видимости данного персонажа. Помимо этого, для персонажей с высоким параметром реакции существенно снижается вероятность того, что противник успеет отреагировать на его появление в зоне видимости. Значение параметра падает в случае ранения персонажа и восстанавливается только после лечения.
  • Точность – влияет на точность стрельбы персонажа из любого оружия. Чем ниже параметр — тем меньше вероятность попадания в противника при стрельбе. На точность бросания гранаты этот параметр не влияет. При передвижении бегом значение параметра падает и затем восстанавливается со скоростью 10 единиц за ход. Кроме того, значение параметра падает в случае ранения персонажа и восстанавливается только после лечения.
  • Вождение — параметр, уровень которого определяет, сможет ли персонаж водить транспортное средство или нет. На возможность открывать огонь силами транспортного средства параметр не влияет. Для того чтобы захваченное транспортное средство поехало, необходимо, чтобы хотя бы один из посаженных в нее персонажей имел значение данного параметра, достаточное для управления.
  • Интеллект — параметр, важный, в первую очередь, для хакеров. Чем выше уровень интеллекта, тем выше вероятность взлома роботов. Кроме того, высокий уровень интеллекта позволяет открыть многие запертые двери и хранилища. Все виды оружия для своего применения требуют наличия определенного значения данного параметра, однако высокого значения требует энергетическое и высокоточное огнестрельное оружие.
  • Дальность зрения персонажа определяет на каком расстоянии возможно будет обнаружить других юнитов, не входящих в команду, всех – в режиме боя, нейтральных – в мирном режиме.
  • Здоровье персонажа. В случае, если здоровье падает до нуля, персонаж умирает. Уровень здоровья непосредственно влияет на некоторые другие параметры. Вылечить персонажа от полученного урона возможно с помощью аптечек – на их использование тратится очки хода. Лечить можно как себя, так и любого персонажа в пределах полутора метров. Любая из аптечек имеет свой ресурс и лечит в пределах использования – стандартная может вылечить не более 6 единиц здоровья, улучшенная – не более 15, набор врача – 25.

Кроме прокачки при повышении уровня персонажем, увеличить параметры возможно с помощью специальных имплантов. Они помещаются в отдельный слот в инвентаре персонажа и являются не извлекаемыми. Импланты, отвечающие за здоровье персонажа – ускоритель метаболизма или автоматическая аптечка не повышают значение параметра, а лечат персонажа на указанное в описании импланта, или меньшее значение в начале хода. Имплант на повышение ловкости не реализован, так же, как и комплексные импланты.

Урон в игре и защита от него

В игре всего пять видов урона, основными являются ударный и энергетический – понижают уровень здоровья персонажа, дополнительные – огонь, так же снижающий уровень здоровья персонажа, электричество, понижающий значение параметров точности и ловкости, шоковый, снижающий количество очков хода, доступных персонажу. Дополнительные типы урона действуют ограниченное время (три хода) и накладываются на персонажа в начале его хода.

Для защиты от ударного урона есть носимая броня – бронежилеты, средние и тяжёлые костюмы защиты, а также бронескафандры. Для защиты от энергетического урона используются энергетические обручи. Защитное снаряжение понижает значение повреждения от попавшего боеприпаса. Для действия брони необходимо поместить её в отдельный слот инвентаря персонажа, при этом возможно одновременное действие энергетического обруча и носимой брони. В игре есть особенность, связанная с одним из носимых типов брони – бронескафандр Марс Дрил модель 2 позволяет использовать специальное оружие – скафандровые пушки, пользоваться которыми без этой брони невозможно. Однако, есть и обратная сторона данного вопроса – невозможно в данном скафандре использовать любое другое оружие и гранаты, в нём нельзя бегать и пригибаться/приседать. Также стоит отметить бронежилеты Нохомото Марк II и Марк IV – у них высокий уровень защиты в передней части обусловлен расположением бронепластин, полностью оголяющих спину носящего. В итоге, когда человеку без защиты в спину попадает пуля — она наносит обычные значения повреждений, в случае же когда человек в жилете, повреждения при попадании увеличиваются в четыре раза для бронежилета Нохомото Марк IV и вдвое – для бронежилета Нохомото Марк II.

Существуют три импланта, повышающие сопротивляемость персонажа трём дополнительным типам урона по отдельности – терморегулятор, имплант электрика и антишокер соответственно. Они снижают уровень повреждения на указанный в описании процент, но не более чем на 100%. В игре также есть силовые экраны, которые полностью экранируют персонажа, находящегося за экраном от повреждения. Исключение составляют боеприпасы, действующие по площадям типа ракет, разрывных пулемётных боеприпасов, холодной плазмы, а также гранат – как боеприпасов, так и отдельных. Боеприпасы и гранаты при попадании в экран детонируют на расстоянии в 0,5 метра (силовой экран) или 1,5 метра (улучшенный силовой экран) от центра установки.

Игровой интерфейс

У каждого персонажа есть свой инвентарь. В нём присутствуют отдел для имплантов, отдел, отвечающий за оружие в руках персонажа — туда можно поместить только одно оружие (парные пистолеты не доступны), два отдела карманов для малогабаритного оружия, гранат, боеприпасов или малогабаритного снаряжения (имплантов, кристаллов, энергетических обручей, квестовых предметов), два слота для брони – один для бронежилета/-костюма, второй для энергетического обруча, а также крупный отдел – рюкзак для всех предметов. Кроме указанных есть ещё два отдела – земля, где отображаются все предметы, находящиеся на земле в радиусе 1,5 метров от персонажа, а также торговец, где находятся все приобретённые у торговца предметы, либо предметы, выставленные игроком на продажу.

Интерфейс персонажа с характеристиками, уровнем, доступными очками прокачки и инвентарем

Игроку также доступен журнал, в котором отображаются новости, информация по текущей миссии, карта текущей локации, база данных, где находится информация об игровых объектах и субъектах. Одной из особенности игры является интерактивная карта – с её помощью возможно не только получить информацию о текущем районе с точками местонахождения торговцев, важных мест и зон перехода, но и получить общую картину переходов между районами.

Карта текущего района. Красными точками отмечены зоны перехода между районами, жёлтыми – торговцы, серыми – важные места
Боёвка и связанный с ней пошаговый режим

Оружие, доступное игроку представлено в виде пистолетов, пистолетов-пулемётов, автоматических и полуавтоматических винтовок, пулемётов, гранатомётов, малых и больших ракетомётов. Также доступны энергетические винтовки, пулемёты и плазмомёты. Практически всё оружие доступно для использования, за некоторым исключением – скафандровые пушки, о которых сказано ранее. В руках у персонажа может находиться только одно оружие, всё остальное возможно поместить в рюкзак и использовать оттуда. Использовать при этом возможно только один активный предмет — оружие, гранату, аптечку, сканер, или переносную камеру.

Пошаговый режим постоянен, в отличии от следующей игры серии. Порядок хода тот же, что и во Власти закона: в начале хода действуют на персонажей игрока все эффекты – дополнительный тип урона или импланты автолечения, затем действует игрок, заканчивая ход ручным подтверждением путём нажатия на кнопку «Конец хода» (или по клавише Enter). Далее действуют остальные организации, представители которых есть на уровне. Следует отметить, что мирные персонажи – домохозяйки, уличные торгаши, проститутки, зеваки и прочие гражданские считаются персонажами отдельной организации и могут действовать после окончания хода игрока. Действия юнитов, которые находятся в поле зрения персонажей или техники игрока показываются игроку, те, которые не находятся – действуют в режиме скрытых перемещений. Режим скрытых перемещений может затянуться на продолжительное время – к этому нужно быть готовым. Если действующий юнит покидает зону видимости персонажей/техники игрока – он дальше действует в режиме скрытых перемещений.

Если юнит, ранее не находящийся в зоне видимости игрока в ней входит – игроку показывается только его перемещение и действия в зоне видимости. Зона видимости может быть перекрыта препятствиями типа техники или элементов окружения – стен, бордюров, колонн и подобных. Прозрачные элементы окружения препятствиями не являются. Зону видимости возможно увеличить с помощью переносной камеры, действующей пять ходов и показывающей врагов на дальности в 30 метров от точки установки, если они не находятся за препятствиями. Переносная камера действует пять ходов. Кроме переносной камеры возможно обнаружить противника с помощью сканеров – термосканера, действующего на дальности до 3 метров, и нейросканера, действующего на дальности до 6 метров. При использовании они отображают в том числе и скрытых за препятствиями противников на один ход.

С персонажами в команде связана одна багофича – при изгнании из команды у персонажа полностью восстанавливается запас здоровья и очков хода, сбрасываются все действующие на него дебафы. Поэтому если возможно принять назад – то можно за один ход зачистить всю локацию, выгоняя и принимая персонажа для восстановления здоровья и очков хода. Но для этого придётся бегать парой персонажей. Однако, эта фича будет работать только с персонажами, которые были наняты в текущем регионе, так как персонажа из другого региона принять в команду после изгнания нельзя. Кроме того, главного героя выгнать из команды также нельзя.

Как и в игре Власть закона, персонажи других организаций могут подбирать лут, находящийся в пределах их досягаемости. Так как гражданские выделены в отдельную организацию и действуют наравне с остальными, нередки ситуации, когда гражданский забирает выпавшее из убитого противника оружие и все боеприпасы. Один из советов, показывающихся при отображении меню, прямо об этом предупреждает:

«Помните, не одному вам нужны оружие и снаряжение. Вполне возможно, что прячущийся недалеко от перестрелки бомж, увидев выпавшее из убитого полицейского снаряжение первым подберет его. Поэтому, если вам действительно нужны вещи только что убитого врага, не медлите, подбирайте их сразу.»

В одном из модов данный совет слегка видоизменён:

«Не одному вам нужны оружие и снаряжение. Проходящий мимо бомж, увидев выпавшее из убитого полицейского снаряжение, может первым подобрать его. Поэтому, сначала перестреляйте всех бомжей, домохозяек и прочих мирных жителей. Только тогда Вы сможете быть уверены, что Ваше потом и кровью нажитое имущество никто не утащит.»

Передвижения по локациям

Перемещения возможны по хексгриду – шестиугольной карте локации. Хексгрид отвечает за проходимость уровня – есть зоны, которые не проходимые всегда, не проходимые временно (есть разрушаемые препятствия типа столов, будок и пр.), всегда проходимые. Также хексгрид отвечает за карту высот – возможно поднимание по лестнице, поднятие на лифтах. Многоэтажность при этом не реализована. У хексгрида существуют зоны, отвечающие за переход на другие уровни, за динамические объекты типа дверей, столов, будок, и прочих, а также зоны спавна, в которых юниты появляются на уровне. Системы укрытий, снижающих урон, нет. Если между открывающим огонь и целью есть препятствие – выстрела не будет. Гранаты метаются по навесной траектории, за исключением гранат как боеприпасов для гранатомётов. Метательные гранаты взрываются не сразу при попадании в препятствие, а некоторое расстояние ещё пролетают по инерции. Поэтому можно защитить свой отряд, рассредоточившись на границе уровня и уповая на рандом, чтобы граната, кинутая полицейским или армейцем, не попала в персонажа, а свалилась за пределы карты.

Ещё одной особенностью игры является общественный транспорт в двух городах – трамвай в Нижнем и автобусы в Верхнем городах. Они перемещаются в пределах одной карты по строго определённому маршруту, но при этом полностью скрывают от противника персонажей, зашедших в него. Кроме того, количество персонажей, помещённых в общественный транспорт неограниченно. Пройдя три хода от стартовой точки пути и не встретив препятствия на своём пути, транспорт доходит до конечной точки маршрута, высаживает всех пассажиров и исчезает. 

Звуки

Стоит также отметить и достаточно высокий уровень звуковой составляющей игры, не уступающий Власти Закона. Каждый юнит (в том числе и роботы) на карте по-своему реагирует на происходящее, будь то появление в зоне видимости противника, убийство противником союзника, его самого, убийство юнитом другого юнита, невозможность выполнить какое-то действие, будь то вождение транспорта, выстрел или открытие замка. Также различаются фразы юнитов при нанесении цели простых повреждений, критических повреждений, не совместимых с жизнью, или сверхкритических повреждений, от которых противника разрывает на куски. Каждый выбранный класс оружия – пулемёт, ракетомёт, пистолет, дробовик, винтовка вызывает свой комментарий у персонажа, взявшего его в руки. При повышении уровня персонажа, тот также высказывает своё к этому отношение, по большей части – самодовольное. Кроме того, все персонажи в команде произносят фразы при взятии нового члена в команду, либо же при изгнании из команды. Поэтому, если будете пользоваться багоюзом – отключите звук, иначе осатанеете уже на пятый-шестой повтор.

Время от времени на карте при отсутствии происходящих событий различные юниты могут разбавлять тишину своими случайными высказываниями, а игровые персонажи в команде могут начать произносить короткие истории. По большей части, смысловой нагрузки эти истории не несут, но могут дать своё представление о характере того или иного персонажа. В некоторых случаях характеры персонажей также могут быть раскрыты при выполнении их заданий, к примеру убийство главы Синдиката по просьбе находящейся в непосредственной близости от него бывшей медсестры, или присоединение к команде опытного водителя-гея за 300 кредитов.

Весьма примечательно также озвучены и обычные персонажи, начиная от типичных выкриков уличных торговцев, продающих «свежее синтетическое мясо» и заканчивая грассирующими армейскими коммандос.

Прекрасная фоновая музыка, написанная Алексеем Шукаевым, ныне – Sensorica, меняется от ненапряжного эмбиента при полном отсутствии противников в поле зрения до настраивающей на боевой лад музыки при появлении как минимум троих врагов на карте. Следует также отметить и звуки окружения – на каждой локации в различных её частях возникают различные звуки, будь то лязганье различных механизмов на фабрике Торговой коалиции, бултыхание бочек в оккупированной Наёмниками канализации, шумы от пролетающих на Перекрёстке машин, фоновое бренчание колокольчиков в Китайском квартале или смех девушек лёгкого поведения и низкой социальной ответственности в Квартале развлечений с двумя конкурирующими барами.

Моды и аддоны для игры
  • Apocalypse demo, автор -=]Archangel Gabriel[=- aka Гаврила Крылатый. Демо-заготовка более крупного мода, так и не вышедшего. В команде 6 персонажей на уровне Тюрьма. Все с АК-74, трое в камерах, трое в разных местах на уровне. Цель – убить всех противников, роль которых исполняют пришельцы с мощным энергетическим оружием. Как написал сам автор, ему это удалось сделать на 2 уровне сложности, но выжил только 1 боец.
Обычный день из жизни обычной тюрьмы Верхнего города… Стоп, откуда тут пришельцы?
  • CRPG mod, авторы -=]Archangel Gabriel[=- aka Гаврила Крылатый, MiB, BulDozEr, Diusha, #1313, Samael. Внушительный мод, первоисточником которого является винчестер Гаврилы Крылатого, который послал мод главредактору сайта CRPG.RU. Перебалансирует уже имеющееся оружие, броню, гранаты, точность и здоровье всех героев и некоторых NPC, параметры имплантов. Добавляет новое оружие, частью – уникальное для именных персонажей типа Гилла, Баска, Мотти, и т.п. Добавляет оружие XX века – Steyr AUG, FN 5-7, H&K MP5, M4A1, FN P90, АК-74, РПК, и т.п. Добавляет новый калибр – штурмовой, 0.9 – для оружия XX века калибром от 7.62.  Добавляет броню для спецназа СБС и нового отряда Z, наполняемого из бывших заключённых Тюрьмы Верхнего города. Также добавляет ветку побочных квестов по оцифровке человеческого сознания и записи его в Реальность.
Автомат Калашникова в руках боевика – ультимативное средство против полицейских штурмовиков… Возможно
  • DR mod aka Progressor, автор Progressor and others. Мод-развитие предыдущего мода от GRPG.RU. Вновь произведена балансировка параметров всех предметов в игре, характеристик персонажей. Добавлены новые предметы и NPC, квесты с ними. Были использованы разработки модов KalyaN'а, описание некоторых стволов позаимствовано из мода Игоря Стратиенко. Сделано сильное разграничение сторон на «плохую» и «хорошую». Добавлено логическое обоснование многим происходящим событиям. Усложнены пути получения в команду некоторых героев – одни могут не любить других и настаивать либо на их исключении из команды, либо на убийстве. Оружие XX века осовременено и были взяты разработки XXI века.
Ксеноморф (хотя скорее Хищник), подросший и окрепший Джоб, видоизменённый интерфейс
  • Girls aka Деффки-Крестоноски, автор KalyaN. Обеспечивает прохождение игры отрядом из 4 девушек – Катрин (она здесь главный герой), Анны, Лайки и Динары. У всех – уникальное оружие, у некоторых со своими промежуточными боеприпасами.
Девичий отряд крестоносцев отправился решать проблемы старика
  • KDA aka Код доступа: Ад, автор Валерий “Спайк Шпигель”/”Ахмет” Тюрин. Добавлено постоянная вражда некоторых сторон, агент Ньюб из Власти Закона. Увеличена сложность. Добавлена одна организация – теперь при убийстве любого гражданского остальные с оружием будут защищаться. Переделаны текстуры NPC, полностью изменён главный герой, улучшено вооружение и снаряжение врагов, добавлена противнику техника. По техническим причинам убрана Лайка. Доступны несколько версий мода — 1.2, 1.2.1, 1.3, 1,4 (не выпускался по техническим причинам).
Новый герой, проблемы… всё те же. Ранняя версия мода – 1.06.001.09
  • Снова в беде, автор Sniper. Укорачивает игру – игра начинается в тюремной камере в Верхнем городе. Цели остались примерно те же, только убран из игры Нижний город вместе со всеми персонажами.
  • Текстурный мод, автор KalyaN. Данный мод меняет текстуры персонажей, таких как Хакер, Катрин, Джоб, Лайка, Динара и Джером. Кроме того, немного изменена система набора уровня и расстановка персонажей на локации Клубная площадь (Небесный город).
  • New difficult aka Просто мод, автор KalyaN. Мод направлен на усложнение геймплея. Добавлены новые типы врагов, увеличена точность всего оружия на 10-20%, у техники значительно увеличен запас брони и дальность перемещения, продлена сюжетная линия Нижнего города, добавлены квесты от Бейкера, торговцев Милы, Доши, Тома. Добавлена квестовая линия от священника в Верхнем городе.
  • New Respiration aka Новое дыхание, автор Lion[MX]. Изменён баланс, добавлено оружие из Власти Закона, оружие роздано противнику аналогично Власти Закона.
Энфорсер можно снять с тела виновно убиенной Лорис, в Нижнем городе это оружие ультимативно
  • Old Plasma v0.01, автор Xsive. Для версии 1.06.001. Возвращает старый эффект разрыва плазменной гранаты.
  • Paradise Cracked Retexture, автор GreenEyesman. Ретекстур, выполненный с помощью нейросети и подключаемый в качестве мода. Изменения визуального вида персонажей на основе официальных артов. Небольшие изменения вида пользовательского интерфейса и некоторых иконок предметов.
  • Predator aka Хищник, автор KalyaN. Главный герой – Хищник из оригинального х/ф, других героев нет. Сюжет не изменён. Всё оружие – встроенное по типу имплантов. Доступны 5 видов оружия – лезвия в руке, гарпун, энергобластер, энергетическое орудие на плече, энергетическая установка.
Лучшие творения технического гения Центрального Компьютера против Хищника
  • Reality Beta, авторы X-SiVe, GEM. Добавлено несколько квестов, образцы оружий, импланты, изменена система очков опыта. Также изменены эффекты.
  • Robots aka Восстание машин, автор KalyaN. Этот мод добавляет роботов как персонажей, доступных для присоединения в команду. Главный герой: боевой киборг. Также усложнен геймплей методом добавления большего количества врагов на локациях.
Вы, жалкие людишки! Вы прячете свои тщедушные тельца за созданной такими же как вы бронёй! Или это из другой оперы?..
  • Scripts Balance 1.007.1, автор Берег. Мод направлен на усложнение игрового процесса с минимальными по возможности изменениями в игровых объектах. Уменьшено здоровье у ряда персонажей, полностью изменены характеристики всех патронов, бронежилетов. Изменены предложения у торговцев. Изменено расположение войск противника в Небесном и Верхнем городах.
  • Syndicate, автор 6y3eJIok. Мод направлен на сбалансирование веток прохождения в Нижнем и Верхнем городе за «плохую» сторону. Добавлены персонажи из Синдиката для получения их в команду, увеличены награды за выполнение миссий Синдиката, добавлены квесты. Перерисованы иконки некоторого оружия, всех боеприпасов, добавлено новое оружие.
Дальнейшее развитие

В своё время разными людьми были предприняты попытки развить эту игру, а точнее – расширить её функционал, достаточно ограниченный на момент выхода. На уже недоступном старом форуме Реальности была группа людей, которые с помощью сторонних программ смогли изменить исполняемый файл и часть библиотек.

Расширенная команда игрока – 10 человек. Присутствуют графические артефакты

После того, как в декабре 2013 года Виталий Шутов предоставил все найденные им и знакомыми старыми программистами MiST Land исходники как Кода Доступа, так и Власти закона, работа пошла значительно быстрее – были проведены эксперименты по смене используемого DirectX, так же расширению команды, доступных слотов для брони и расширение интерфейса персонажа. При этом, работа выполнялась при техническом ограничении – требовался гарантированный запуск игры на ОС Windows XP х86.

Проверяется растяжимость интерфейса – при данном разрешении доступно максимум 10 человек из-за крупных иконок транспорта. При этом перекрываются иконки противника

В 2014 году был анонсирован и выпущен компанией Играющие кошки ремастер данной игры, Код Доступа: Рай версии 1.08.0. В ходе работы над ремастером была добавлена поддержка больших и широкоформатных разрешений, убрана проверка диска при запуске новой игры, ускорены save/load, починены различные вылеты при взаимодействии с интерфейсом, ускорены скрытые перемещения и исправлен оконный режим. Кроме того, был исправлен баг с выдачей персонажу при принятии в команду ОХ как на начало хода. Сохранения и скриншоты теперь хранились не в папке самой игры. По моей просьбе, ремастер был оптимизирован и для запуска на Windows XP х86.

В итоге

Оригинальная игра сейчас воспринимается устаревшей, особенно без модификаций на улучшенные текстуры. Несмотря на это, прохождение сможет увлечь своей нелинейностью и практически полным отсутствием прямых подсказок игроку, что тому нужно делать. Информацию о текущем задании игроку необходимо выяснять из текстовых сообщений NPC-квестодателей, а также из своего журнала-дневника. Весьма забавно смотрятся довольно прогрессивные персонажи, такие как Джером или Анна. Катрин же, несмотря на свою бывшую службу в полиции, ощущения прогрессивности не вызывает, весьма характерно реагируя на различные происходящие события. 

Игровой сюжет, не будучи явно отображён игроку и описываясь в игровом дневнике после перехода в новый регион – увлекателен, но является скорее подоплёкой для дальнейшего движения, а не тащит игрока самостоятельно. Учитывая значительное количество доступных модификаций, полное прохождение игры может занять продолжительное время, в некоторых случаях до полугода, что может являться хорошим показателем для игроков, которые обращают внимание на продолжительность игры.

Стоит также отметить и несколько пасхалок, оставленных разработчиками игры, в том числе и на сайты, посвящённые компьютерным играм, таких как iXBT.com и Game.EXE

Конечная заставка в игре

2 комментария

22079119@vkontakte
Сюжет уже не помню, но игра была классная, у меня даже плакат был ) ТБТ вообще те частый жанр.
87638502@vkontakte
Проделана большая работа.

Добавить комментарий