Железный обзор Virtua Fighter — первого 3D-файтинга в истории

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Обзор легендарного файтинга Virtua Fighter 1993 года в свете грядущего 30 летнего юбилея. А также краткий обзор железа на котором работал оригинал и его порты для домашних систем.

Разработка Virtua Fighter началась 24 декабря 1992 года студией AM2 японского подразделения компании Sega для аркадного железа CG Board, более известного нынче как Sega Model 1. Железо это, прекрасно себя показало в игре 1992 года — Virtua Racing, моментально ставшей хитом аркадных залов.

Железо это основывалось по большей части на компонентах японской разработки и японского же производства:

  1. Центральный процессор NEC V60 16MHz, первый японский 32х битный процессор, выпущенный в 1986 году.
  2. Графический процессор: Пять чипов Fujitsu TGP MB86233 DSP 16MHz обрабатывавших до 180 000 полигонов в секунду, до 6500 полигонов в кадре, при разрешении экрана 496x384 и 16-bit цвете.

Ну и ко всему этому ещё россыпь чипов различных японских производителей вроде Hitachi и Ricoh, правда узнать это не так просто, ибо на самих чипах почти везде стоит маркировка SEGA.

Вот так выглядело железо Sega Model 1 живьём — бутерброд из 3х плат, где верхняя это плата с ROM чипами где хранилась собственно сама игра, средняя плата — основная с чипами GPU и CPU, нижняя — плата видео-вывода. И помимо них было ещё 2 платы поменьше, одна для вывода звука и вторая для работы с контроллерами.

Вот такое вот настоящее японское железо, для настоящих японских игр. Японская компьютерная индустрия конца 80х начала 90х это просто кладезь для изучения — столько там было интересного и своего, что за пределами Японии не продавалось. Ну, а как СССР распался, так компьютерная индустрия Японии и слиняла в три дня, и к середине 00х влилась в общемировое болото, которое за последние 10 лет ни чего нового изобрести не в состоянии. Впрочем, это совсем другая история, вернёмся уже к Virtua Fighter.

На выставке AOU Show 1993, проходившей в феврале 1993 года в Японии, была проведена закрытая презентация игры для прессы. Что именно показали журналистам, наверное, так и останется тайной, ибо видео и фотосъёмка были строжайше запрещены. Широкой же общественности игра была продемонстрирована в августе, на выставке Amusement Machine Show 1993 в Японии, мало того в игру даже давали поиграть.

И в октябре 1993 года в аркадные залы Японии начали поступать первые партии автоматов Virtua Fighter.

Стоило это удовольствие для владельцев аркадных залов от 9000 до 15 000 $ за штуку, всего по данным SEGA было продано 40 тысяч аркадных автоматов Virtua Fighter.

Ну, а сама игра выглядела как-то так…

Да, по нынешним временам графоний такой себе, но 30 лет назад это было где-то на грани фантастики: разрешение 496x384 и 16bit цвет, воспроизводилось это всё со скоростью 30 кадров в секунду, в отличии от Virtua Racing, который шёл в 60 кадров в секунду. Для отображения каждого бойца использовалось 2300 полигонов.

Игроку было доступно 8 бойцов на выбор, каждый из которых владеет каким-либо видом боевых искусств, ну на сколько это вообще возможно в рамках игры.

Сама игра была достаточно простая, ибо для ввода помимо стика использовались всего 3 кнопки A, B и C — блок, удар рукой и удар ногой. С другой стороны, каждый боец имеет по 15-20 уникальных ударов, так что порог входа в игру довольно высок. Единственной слабо проработанной частью были прыжки — о-о-очень медленные и о-о-очень затяжные, более того из прыжка было невозможно атаковать. В одном японском клоне VF, например, полностью отсутствуют прыжки, и это идёт игре только на пользу. Ибо прыгнуть то можно — случайно и в соперник вас быстро за это накажет. Починили прыжки только в Virtua Fighter 3. Ну и сами бои в оригинальном Virtua Fighter логически всё-таки ещё были в 2D, так как персонажи на экране могли двигаться только вперёд и назад, уклоняться вправо-влево они начали учиться только в Virtua Fighter 2, и то всего 2 новых персонажа это умели. Ну, а полноценным 3D файтингом во всех отношениях стал уже Virtua Fighter 3, впрочем, это совсем другая история, да и не такой я спец в файтингах чтоб рассуждать о нюансах боёвки. Но даже несмотря на явные недоработки, первый Virtua Fighter стал хитом, а в самой Японии так вообще было какое-то помешательство на нём.

Для «тру» фанатов даже выпускались аркадные контроллеры для домашних систем с «тру» раскладкой как на аркадном автомате и которые в виду наличия всего 3х кнопок могли использоваться только в Virtua Fighter и основанных на нём файтингах.

И пришла пора для портирования игры на домашние системы — первым на очереди должна была стать легендарная Sega Mega Drive, для которой уже был сделан порт Virtua Racing использовавший для обработки полигональной графики дополнительный чип Sega Virtua Processor (SVP) распаянный в картридже — стоил такой картридж с игрой 100$.

И кстати, в детстве у меня такой был, я выменял его на Бугермена в местном ларьке, в котором можно было обменивать картриджи с доплатой на другие. Жаль я не знал, что картридж это особенный, так бы конечно я его сохранил. Увы я его обменял вместе с кучей других картриджей и приставкой на мотоцикл Восход-3, после того как у меня появился первый ПК. Но вернёмся к нашей истории — увы, по какой-то причине данный порт был отменён, то ли мощности чипа не хватило, то ли ценник в 100$ за картридж для 16 битной приставки в 1994 году уже был перебором.

Но в 1994 году Sega сделала один из самых «гениальных» шагов в истории — выпустила на рынок сразу две 32х битных приставки. А точнее аддон для Mega Drive под названием Sega 32X и полноценную приставку Sega Saturn.

А самое «гениальное» это то, что приставки эти были вообще никак не совместимы и разрабатывались параллельно и независимо друг от друга в США и Японии. Про это уже, наверное, не писал только ленивый, так что не буду отнимать ваше время, скажу лишь что кончилась эта вся самодеятельность — плохо.

Обе эти приставки получили свой порт Virtua Fighter — версия для Saturn вышла в ноябре 1994 в стартовой линейке игр для данной платформы, а версия для 32X вышла аж в октябре 1995, но я предлагаю для начала рассмотреть именно версию для Sega 32X.

Для начала глянем что у нашего 32X в рундучке.

А в рундучке у него было:

  1. Два 32х битных процессора Hitachi SH-2 23MHz
  2. Кастомный видеочип Sega Sega 32X VDP 23MHz
  3. 256Kb оперативной и 256Kb видео памяти

Всё это обеспечивало теоретическую способность обрабатывать до 160 000 полигонов в секунду, и до 50 000 текстурированных полигонов в секунду. Реальная производительность увы была в 2 раза меньше так как для обработки графики можно было задействовать только один из процессоров Hitachi HS-2. Однако, даже такой производительности вполне хватало для того чтобы соперничать с потенциальными конкурентами в лице Panasonic 3DO и Atari Jaguar на рынке США. Правда конкуренты эти быстро слились, и Sega 32X стала конкурентом Sega Saturn, что поставило на её судьбе жирный крест.

Максимальное разрешение экрана, которым могла похвастаться 32X, составляло 320x224 при 16bit цвете.

Разработкой порта занималась студия Sega CS4 в которую отрядли часть сотрудников студии Sega AM2, специально для портирования игр на Sega 32X.

Собственно, вот так выглядел Virtua Fighter на Sega 32X:

Игра шла в разрешении 320x224 и показывала в районе 15-25 кадров в секунду. Однако столь скромные показатели, почти не мешают играть, ибо в остальном игра полностью повторяет оригинал. Забавным было так же увеличение детализации персонажа в победной позе по окончании боя. Делается это за счёт удаления модельки соперника на заднем плане.

Ну и последний на сегодня порт Virtua Fighter для приставки Sega Saturn, которая внутри выглядит как-то так.

А на борту там было куча всего:

  1. Два 32х битных процессора Hitachi SH-2 28MHz
  2. Видеочип Sega/Hitachi VDP1 28MHz для работы с 3D
  3. Видеочип Sega/Yamaha VDP2 28MHz для работы с 2D
  4. 1Mb видеопамяти для 3D, 512Kb памяти для 2D и целых 2Mb оперативной памяти, с возможностью расширения оной до 3Mb и 6Mb по средствам специальных картриджей.

В общем настоящее японское железо, для настоящих японских игр.

Максимальное разрешение в котором могла работать Sega Saturn — 704x512i при 16bit цвете с теоретической производительностью до 800 000 полигонов в секунду, и до 200 000 текстурированных полигонов в секунду.

Портированием игры занималась студия Sega AM2, т. е. создатели оригинала.

Ну, а собственно Virtua Fighter на Sega Saturn выглядел вот так:

И это было не плохо… это было очень плохо. Игра в принципе осталась всё тем же Virtua Figther, однако Sega обещала идеальный перенос с аркадного автомата, а вышло вот это недоразумение с мерцающими полигонами и низким разрешением. Игра работала в разрешении 640х224 NTCS, либо в 704х256 PAL, при 256 цветах на экране, как и в аркадном оригинале частота кадров была ограничена 30. Для отображения каждого из персонажей использовалось всего 550 полигонов вместо 2300, как это было в аркадной версии.

В общем игроки были недовольны, да и конкуренты не дремали и 1 января 1995 года в продажу поступил первый 3D файтинг для Sony PlayStation — Battle Arena Toshinden.

Toshinden конечно была дрянь редкостная, однако выглядела на фоне Virtua Fighter куда красивее за счёт использования текстур. Так что в Sega почесали репу и сделала то, чего, наверное, никто не делал в те времена, а именно выпустила обновлённый порт, который в итоге вышел аж для четырёх платформ…

Ну, а что это была за версия и для каких платформ — вы узнаете в следующей серии цикла, посвящённого 30 летнему юбилею Virtua Fighter.

ФайтингДругая
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

4 комментария

87638502@vkontakte
Хороший обзор, но зачем? Tekken ведь всё равно лучше).
PanzerK
Ну учитывая что последний номерной Virtua Fighter вышел аж в 2006 году, то да, с тех пор Tekken выбился в лидеры.
А до этого это был лишь заменитель VF для PlayStation, что уж говорить про Tekken 1-2 которые просто трэшатиной были откровенной )))
87638502@vkontakte
Зато какая получилась тройка!
PanzerK
Ну если брать чисто консоли то да, а вот аркадный вариант всё ещё сильно уступал VF3.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор зарядного устройства Ugreen Nexode 100W GaN CD328: Больше, мощнее, холоднее

Ugreen в своем арсенале имеет множество зарядных устройств под все случаи жизни. Примерно с конца 2022 года Ugreen сосредоточилась на выпуске зарядных устройств с вынесенным кабелем, дабы можно...

Новая звезда в созвездии Северной Короны: когда и как наблюдать?

Ночное небо — это не застывшая картина, а динамичный театр, где разворачиваются драмы галактического масштаба. Иногда эти драмы настолько грандиозны, что становятся видны даже...

Мобильный тепловизор для смартфона TOOLTOP T7: 25 Гц, разрешение 256х192 за $115

Мобильные приставки для смартфонов продолжаются развиваться семимильными шагами. После увеличения разрешения до крайне высокого значения (несколько лет назад за тепловизор с разрешением 256х192...

Механическая, электронная или сенсорная: как определиться с выбором панели управления духовки

Практичный духовой шкаф, это не только понятные программы, множество режимов и опций, но и удобная панель управления. Зачастую мы смотрим на дизайн прибора, габариты и мощность, но не обращаем...

Почему самолёты чинят скотчем: халатность и экономия, или расчет инженеров

Время от времени в сети появляются шокирующие на первый взгляд кадры, сделанные пассажирами авиалайнеров, которые через иллюминатор снимают картину, как техник буквально чинит самолёт при помощи...