Размышления о японской визуальной новелле Fate/Stay Night

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Именно новелла fate дала мощный толчок развитии компании Type-Moon, также дав прославиться японскому сценаристу Киноко Насу. Толчок был настолько мощный, что даже сегодня франшиза fate до сих пор жива и не думает уходить на покой. Ведь по ней выходят аниме-адаптации, пишутся ранобэ, создается мерч, что приносят огромные деньги компании. А мобильная игра fate/GO заняла второе место в топе самых кассовых мобильных игр, заработав с фанатов этой франшизы $1,2 млрд. И это только одна мобильная игра. Остальное я даже считать боюсь, сколько они там зарабатывают.

Но я хочу вернуться к истокам и разобраться, что представляет из себя этот Рог изобилия, который не думает заканчиваться. Представляю свой разбор визуальной новеллы Fate/Stay Night, выпущенной в 2004 году.


Музыка 
Музыка представляет из себя несколько миди-файлов, так и отдающей японщиной, которой нужно привыкнуть, и как только ты привыкаешь, музыка тут же начинает надоедать. Потому что большинство сцен проходят в одном и том же типе локаций, то есть мирном, и музыка этого типа настолько сильно приедается, что начинает портить впечатление от игры. Разнообразие мелодий скудное, а с другой стороны происходят сценки с редкой музыкой, и это как глоток свежего воздуха. Несмотря на все свои недостатки, я не рекомендую выключать музыку, ведь при всех своих нюансах, он очень хорошо играет на атмосферу.  

Визуал
Так что же представляет из себя графика? Это простые обычные статичные картинки, сменяющие друг друга с разной частотой, да парочка заставок за всю игру. Вот её предел. Но назвать это минусом язык не поворачивается, рисовка вполне приятна, а стиль не отталкивает своей кривизной, в отличии от некоторых подделок, гуляющих по интернету. Притом впечатление от технической стороны идет по нарастающей. Я в штыки воспринимал подобное, но чем больше играл, тем меньше подобные аспекты меня раздражали, а потом и вовсе слились с фоном, как и положено любой хорошей игре.
Сюжет и мои размышления о нем. 

Теперь займемся самым вкусным и интересным — разбором сюжета Fate/Stay Night.  Ведь это единственное достоинство, которым может похвастаться каждая новелла, и не важно, развлекает этот сюжет или задает серьезные вопросы, ставя персонажей в сложные ситуации. А поэтому заваривайте себе чай, это на долго.

И сейчас мы посмотрим, сколько жанров включает себя данная новелла, после чего посмотрим, как хорошо они между собой сочетаются:  Драма, Комедия, Романтика, Экшн, Мистика, Повседневность, Приключения, Эротика и Симулятор Свиданий.

Как мы видим, в ней представлено довольно много жанров, некоторые по идеи должны противоречить друг другу. Например, комедия и мистика — они должны противоречить друг другу, но как ни странно сценарист Киноко Насу справился с этим, поделив новеллу на три ветки Fate, Unlimited Blade Works, Heaven's Feel.  И эти три ветки задают разный тон происходящему, задавая разные вопросы читателю. Притом ты не сможешь свободно выбирать эти ветки, тебе придется проходить их по очереди, добираясь самой сути. Закончив проходить одну ветку, приходится начинать заново, чтобы начать новую.  

Как и в любой японской истории, все будет крутится вокруг ярких персонажей, то есть главных героев. Ну а чтобы не создавать у читателя ощущение всемогущества у главных героев, тут добавлены плохие концовки, причем написаны они с воображением и разнообразием. Их убивают, калечат, порабощают, ставят магические опыты, и это еще не весь список. По главным героям проходят кровавым маршем, и такие моменты мне не хотелось оказаться на их месте.  

Так вокруг чего крутиться весь сюжет, спросите вы меня. А я отвечу — вокруг великого артефакта Святого Грааля! И да, вы правильно поняли, здесь будет замешана церковь, которая выступает в качестве наблюдателя. Святой Грааль выбирает семь магов, которые будут бороться за его обладание. Ведь он настолько мощный, что способен исполнить любое желание владельца, но только одно. Но есть проблема — Святой Грааль находиться на духовном уровне, поэтому мастера, используя силу артефакта, призывают героических духов, что могут принести его к магу. И назвали это Войной за Святой Грааль, которая уже пятая по счету. 

Но есть одна проблема из-за этих призывов, Грааль не может исполнять желания, а поэтому нужно убить остальных героических духов, чтобы заново наполнить его силой. Но что из себя представляют героические духи, раз они требуют так многого за свой призыв? 

Судя по названию, многие догадались, что будут призываться известные герои, память о которых жива и посей день. Вернее, там будут не только герои, но и известные исторические личности и антигерои, что оставили свой след в истории, и чем сильнее эта слава, тем сильнее призываемый дух. Чтобы призвать такого духа, нужно иметь мощный источник магической энергии от артефакта и предмет, принадлежавший герою. Поэтому маги заранее выбирают себе духов, с кем они будут бороться за главный приз в этой королевской битве. Этих героических духов начали называть слугами, потому для их контроля у магов есть командные заклинания абсолютного подчинения. Однако, есть большое «но», очень большое «но» — таких заклинаний всего три, и они служат не только, чтобы подчинять героя своей воле, но и давать слуге на короткое время новые возможности для боя, например, это полет или телепортация.

При этом мастера должны учитывать, что слуги тоже могут иметь свои взгляды на артефакт. И хорошо, если он просто хочет второй жизни, просто даешь ему отпить из Святого Грааля, и слуга продолжает жить свободно в качестве живого человека. Но если у него есть желания, которые важнее его жизни, то готовься оставлять пару командных заклинаний, ведь героические духи вполне могут сопротивляться одному командному заклинанию, особенно, если у слуги есть высокое сопротивление к магии.

Поэтому основой отношения между мастером ( магом ) и слугой не на командных заклинаниях, а простое понимание и способность договариваться между собой. 

Слуги же разделяются на семь классов: Сейбер — Мечник; Арчер — Лучник; Лансер — Копейщик; Ассасин — Убийца; Райдер — Всадник; Кастер — Маг; Берсеркер — Безумный воин. Все семь призванных слуг распределяются под эти классы. И самым сложным 

Главные герои

Я могу выделить четырех персонажей, вокруг которых закручивается история.

Эмия Широ

Главный персонаж, от лица которого мы будем следить за сюжетом, редко переключаясь на других персонажей. Предстает он перед нами, как недоучка-маг, ведущий обычную жизнь школьника, который знает всего три заклинания: Укрепление, Анализ предметов и Градация Воздуха. Да и то первое заклинание все никак не удается ему освоить, а вот вторым он активно пользуется для починки предметов, выявляя, где находится дефект, чем и помогает школьному совету, бесплатно занимаясь починкой школьного оборудования. Третье заклинание ни находит применение в тренировках, так как оно слишком легкое для него, ни в быту.

Перед нами предстает ничем не выделяющаяся личность. На фоне остальных Широ выделяется своей добротой и безотказностью, но давайте будем честными, это явно не тот фактор, который определяет хорошего персонажа.  В дальнейшем он покажет себя с лучшей стороны, и по нему можно провести несколько уроков по психологии, причем довольно содержательных.

От себя я хочу добавить, что этот персонаж является большим плюсом так и большим минусом этой новеллы. Из-за своего поведения Эмия навлек на себя огромное количество ненависти, граничащее с отвращением. А из чего происходят эти плюсы и минусы я разберу уже в самих ветках.

Король Артур (Артурия)

Ох уж эти японцы, как обычно своем репертуаре. Ну никак не могут обойтись без смены пола мужскому персонажу. Представляю вам свет рыцарства, доблести, мужества и няшку — красавицу Артурию Пендрагон. А если серьезно, все титулы, кроме няшки, она получила не за красивые глазки. За свое владение клинком она стала слугой класса Сейбер и она не раз оправдает свое звание мастера клинка, к тому же у неё самое высокое сопротивление к магии, так что заклинания ей не помеха. К тому же у неё есть свои принципы рыцарства, она неприемлет ложь, ненавидит подлые атаки, предпочитая сражаться в открытую, следуя рыцарскому кодексу. Однако, она может отбросить свои моральные принципы ради Святого Грааля, который Артурия жаждет заполучить в свои руки.  Чуть ниже будет спойлер.

В целом она очень волевая женщина, следующая рыцарскому кодексу, молчаливая, стараясь сосредоточиться на своей цели и заставляя своего мастера идти на активные боевые действия. 

 Тосака Рин

Потомственный маг, что с самого детства готовилась к войне. В обычной жизни носит маску примерной отличницы, за которой скрывается заботливая стерва. Она хороша собой, знает себе цену, у неё проницательный и острый ум, а вкупе с её магическими способностями это превращает ее в очень страшного соперника и союзника. Однако у неё есть склонность совершать мелкие ошибки в самый неподходящий момент. По её словам это наследственное проклятие рода Тосака. В беседах она резка, коварна и властна, но по-прежнему добра к тем о ком заботится.  

Однако не следует считать, что Рин воплощение коварства и серьезности, все же в глубоко в душе она озорная дувушка и любит пошутить над серьезными людьми, таких как Широ. 

Мато Сакура 
Внешне застенчивая девушка, которая стремиться всем понравиться, говоря тихим голосом. Обладает большой внутренней силой, а в определенные моменты она становиться очень упрямой. У неё самое тяжелое прошлое из всех персонажей, и это прошлое проявит себя третей ветке новеллы, где она предстанет совершенно другим персонажем. А пока мы будем её будем знать, как верную подругу Широ и завсегдатай поместьи Эмии.  Для меня она не так интересна, как Рин и Артурия, но тут на вкус и цвет. 
Личность героического духа весьма противоречива. Это выражается не только в его характере, но в стиле боя. Вместо дальнего боя, предпочитает ближний, несмотря на свою принадлежность классу лучников. Он циничный и нигилистический человек, в тоже время по своему заботясь о своем мастере Тосаке Рин.  Вообще это самый интересный и загадочный персонаж новеллы, постоянно, давя на Широ, из-за его мечты стать героем. Сам Арчер очень сильно недолюбливает героев, из-за своего горького опыта. Он не такой принципиальный в вопросах морали, как Сейбер. Идеально характеризует его, как персонажа, небольшой разговор с Лансером (Копейщиком), который указывает, что его клинкам не достает чести. На что Арчер соглашается, говоря, результат смоет любой позор, а свою честь можешь скормить жалким псам.  Вот такой он слуга Тосаки Рин.
Ветки визуальной новеллы

А теперь переходим к веткам fate/stay night и их проблемам. Я постараюсь без спойлеров, насколько это возможно. А если я что-то и буду упоминать, то буду прятать под спойлерами. А также объясню, как попасть в вторую и третью ветки.

Общие проблемы веток

Самая главная проблема — это затянутая повседневность, её присутствие ощущается по разному. Пусть эта повседневность и активно разбавляется юмором, но, когда персонажи сидят за столом и просто проводят беседу, у читателя возникает ощущение, что у него просто забирают время. Да, можно объяснить, что мастера еще даже школу не закончили, им нужно время на отдых. Довольно часто там проходят интересные мысли, но обычному читателю они не столь очевидны. Но там действительно много сцен, когда персонажи просто налаживают между собой связи и отношения, что, прямо скажем, не очень увлекательно, при этом важно для сюжета. 

Вторая проблема — это главный герой Эмия Широ. Из-за своих идеалов героя и синдрома выжившего он попадает в такие тупые и глупые ситуации, что рука невольно хочет сделать жест рука-лицо, и это замечают другие персонажи новеллы, указывая ему на это. В этот момент понимаешь, что ты не одинок, твое мнение разделяют другие персонажи и становишься чуть ближе к ним. При этом Широ умудряется оставаться шикарным персонажем. Порой он говорит и поступает так разумно, что невольно начинаешь проявлять к нему уважение и постепенно проникаться им. А полноценно он раскрывается во второй арке. 

Первая ветка — fate 

Так что же представляет из себя ветка fate «Судьба». Поскольку это первая ветка, она является вводной для читателя в мир визуальной новеллы, то в ней наибольшее количество времени уделено повседневности. Это постепенно вводит нас в мир крови, убийств и смертей.  А поэтому там много лекций на тему магии: что такое магия, откуда она есть пошла, и как ей пользоваться. Из-за чего появляется ощущение, что читаешь магический трактат. Как раз из-за этих лекций приходит понимание, что здесь происходит, как это работает. Вносит ясность в повествование. Эти лекции будут сопровождать вас на протяжении трех веток.

Так же я хочу отметить, что здесь шикарна любовная линия с Сэйбер. Их взгляды и идеи настолько похожи, что действительно веришь, что между ними действительно могла быть любовь. К тому же они начинают видеть прошлое друг друга во снах, начиная понимать мотивацию друг друга. К тому очень забавно видеть, как из сильной и волевой женщины, которая постоянно находилась на полях сражений, появляется невинная девушка, которая не догадывается о своей красоте и очаровании.  

Но не любовью едины, как говорится. Там много интересных боевых сцен, где короля сталкивают с разными героями и историческими личностями. Вот пример, когда наши персонажи по возвращении из церкви, встречают Берсеркера и тут же выясняется, что это Гералк. У меня в этот момент возник мем, как негры выносят их общий гроб под веселую музыку. Собственно так и вышло, древнегреческий герой без труда справляется с Артурией и наносит Широ не совместимую с жизнью рану, после чего уходит, оставляя умирать Эмию, ведь если умрет мастер, то слуга исчезнет сам.  

Оставим боевую часть, пока в покое, и вернемся к ветке. В целом, fate оставила очень положительные эмоции, а драматичный финал только усиливает эти чувства.  Могу сказать, что ключевой составляющей этой ветки является очень хорошо прописанная любовная линия, которая проходит в окружении убийц, коварных магов и сильных героев. Подойдет для людей, предпочитающих романтику с интересным сюжет и глубокими персонажами.

Вторая ветка — Unlimited Blade Works

В этой ветке акцент смещается на битвы и борьба главных героев с магами. Теперь любовный интерес смещается в сторону Рин, но в этой ветке любовная линия не выходит на первый план, оставаясь чуть позади.  Здесь акцент полностью смещен в сторону идеалов и героев, Арчера и Широ. Теперь они явные противники друг другу, ведь Арчер, мягко говоря, недолюбливает героев, относясь к ним с презрением, а Эмия хочет стать героем. Но это не единственная причина их конфликта, все лежит куда глубже, чем может показаться на первый взгляд. Рин сдерживает их порывы не поубивать друг друга, но это слабо помогает, лишь оттягивая их конфликт.

Ненависть возникает после встречи их двоих. Как говориться, есть любовь с первого взгляда, а у них ненависть с первого взгляда. Чуть позже автор логично объяснит такую вражду, но она раскроет вам личность Арчера, после которой цепочка событий логично встанет на свои места, поэтому даже в спойлерах я не буду намекать на его личность. 

Там и раскрываются проблемы Эмии в психологическом плане. Об этом догадывается Рин, логично предположив, что что-то произошло в прошлом, оказав очень сильное влияние на личность. Здесь они выступают опорой друг для друга, компенсируя слабости, эта пара привязывается друг другу. Пусть она и остается такой же коварной женщиной, но по отношению к Широ это проявляется в шутках и высмеивании его незрелости в сексуальном плане. Но если та потеряется в битве или снова сработает наследственное проклятие, то юный маг-недоучка всегда подставит свое плечо и вытащит из передряги. А так же примет сложное и важное решение, принимая всю ответственность и последствия на себя, в то время как Рин будет тянуть с решением до последнего, боясь ошибиться.

Советую прочитать Unlimited Blade Works людям, страдающим юным максимализмом. Эта ветка вполне может заставить вас задуматься о смене своих жизненных приоритетов, особенно, когда у вас есть своя голова на плечах и нужно лишь подтолкнуть в нужную сторону. 

Чтобы попасть на эту ветку, нужно остановить Сейбер и не дать ей ранить Арчера при их первой встрече. Вот и все вы во второй ветке.

Третья ветка — Heaven's Feel

Дальше вычитаете на свой страх и риск, потому что автор этого произведения Киноко Насу рассчитывает, что вы уже знаете полностью сюжет двух веток. А поэтому этот хитрый японец водит нового общего врага Тень, которая сжирает почти всех слуг, в том числе Сейбер, Арчера и Берсеркера. После чего подчиняет себе двух самых мощных слуг в этой войне — Артурию с её Экскалибуром и Геракла. И ты понимаешь, что случился самый худший расклад, который мог вообще случиться, особенно, если вспомнить, что Рин и Широ потеряли своих слуг. Становиться действительно интересно, как герои будут выкручиваться из этой ситуации. Но об этом вы узнаете в самой новелле.


В этот раз любовный интерес Эмии снова смещается в этот раз в сторону Сакуры, которая будет играть здесь огромную роль. Так же мы узнаем прошлое семьи Тосака и узнаем, что Рин и Сакура сестры. Но поскольку в семье магов, может быть только один наследник, то Сакуру отдали в другую семью магов Мато, у которой упадок. Ведь два последних поколения рождались без способности к магии, а поэтому им требовался человек, которому они смогут передать свои знания и продолжить свою родословную. 

Именно поэтому Рин помогала Широ, заключив с ним союз. Она догадывалась, что Сакура влюблена в него и регулярно приходила к нему в особняк. Теперь повседневность выглядит не как инструмент, строящий отношения между главными героями, попутно раскрывая их характер, а как попытка небольшой передышки, прежде чем снова погрузиться в атмосферу безумия, выстроенную автором. Также будут раскрываться отношения сестер к друг другу, и как кто изменился, находясь в разных семьях. Это очень интересная история, в которой Эмия помогает прийти к взаимопониманию друг друга. 

Здесь для у меня конкретных рекомендаций не будет, кому рут здесь зайдет. Тут вы решаете сами, стоит ли он вашего прочтения. 

Чтобы попасть в третий рут, нужно пойти на работу вместо помощи школьному совету.  После чего провожаем Сакуру до дома. Вот мы и в третьем руте.

Итог

Что я могу от себя добавить. Это замечательная новелла, не считающая своего читателя дураком, который способен сам догадаться, какие мысли были вложены в действия и поступки героев. Автор Киноко Насу еще на этапе написания отказался от помощи других сценаристов, желая воплотить свой проект самостоятельно. И в результате титанических усилий он породил шедевр, который захватил умы множества людей, а компания стала очень известной, собрав вокруг себя преданных фанатов.

К сожалению, компания Type-Moon сейчас во всю зарабатывает на фанатах, не внося ни капли творчества в свои продукты, а сам Насу, являясь соучредителем компании, отошел от дел писателя, зарабатывая на франшизе, которую он породил своими руками. И грустно видеть, как такие люди поддаются деньгам, решая отбросить свое творчество. Но в наших руках остались его творения, которыми мы по-прежнему можем насладиться. А теперь прощайте, мое размышление окончено. 

5 комментариев

184079092@vkontakte
Да, с самым последним абзацем соглашусь
112010218951856569321@google
Ого! Вот это лонгрид! Риспект!
Специально не читаю целиком, потому что уверен, что тут есть спойлеры, а я как раз скачал эту игру.
Соскучился по чему-то сюжетному. А этот сериал как то прошёл мимо меня.
Лишь бы не оказалось очередной наивной ерундой (уж условности жанра я могу понять и простить).
01PeterFreedom
Блин. Только обзор хотел начать писать, но увы… Молодец! Отличная работа. Все по полочкам расставил.
P.S.
Рин ван лав. В Hollow Ataraxia есть целая глава взрослого контента с ней)
k
Знаю, знаю. Я почти закончил проходить Атараксию. Думаю, может и на неё написать размышления. Особенно, когда Рин общалась самой с собой в сундуке Зелча. Это был интересный диалог, натолкнувший меня на интересные мысли.
Последний раз редактировалось
01PeterFreedom

Ответ 372000256@vkontakte на комментарий
Знаю, знаю. Я почти закончил проходить Атараксию. Думаю, может и на неё написать размышления. Особенно, когда Рин общалась самой с собой в сундуке Зелча. Это был интересный диалог, натолкнувший меня на интересные мысли.Последний раз редактировалось 1 мая 2020, 12:13


Буду рад почитать. Думаю тоже что нибудь написать о Fate. Интересная франшиза, но печалит то, что нового контента не выходит. Копирование старого не в счет. Однако наличие фанатской манги не может не радовать)))

Добавить комментарий