Царствие пришло? Обзор Kingdom Come Deliverance

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com (подробнее »)
| Обзор | Компьютерные и мобильные игры

Пока ААА-проекты соревнуются в изощрённости монетизации, соответствии повестке и удержании потребителя, немного в сторонке в отряде второго эшелона куются самобытные, настоящие игры. Kingdom Come Deliverance не без греха, но с душой. С проблемным стартом и долгим доведением до технического состояния «удовлетворительно». Но как же этот виртуальный клочок Богемии заманчив и притягателен. Бесчисленное число патчей,  5 DLC и почти 3 года спустя возвращаемся: 1403 год, Чехия, Богемия, Скалица.

Жёсткий режим настолько жёсткий, что ты умер ещё до начала игры.

Богемия жёсткого режима

Я проходил игру версии 1.9.6 со всеми DLC в жёстком режиме. Дальнейший текст основан именно на этом прохождении.

Игровой опыт в обычном и жёстком режимах существенно отличается. Нет, вам не придётся чаще спать или стирать одежду. Противники не становятся непробиваемыми железобетонными изделиями, а наш главный герой не умирает от одного косого взгляда. Жёсткий режим задаёт иной темп игры. И по моим личным ощущениям, именно такой темп и является оптимальным для полного погружения. Если вы играли в обычном режиме и вам понравилось, то настоятельно рекомендую попробовать этот вариант хардкора.

Если на пальцах, то в жёстком режиме перед началом вам предстоит выбрать минимум два отрицательных атрибута на всю игру: глисты, кошмары, гемофилия, хрупкие кости и прочие радости жизни. Можно выбрать хоть все и сразу — за это даётся отдельное достижение, если пройти игру со всеми отрицательными эффектами. Данные атрибуты не сильно усложняют игровой процесс, но добавляют средневековой аутентичности происходящему. Из интерфейса убираются показатели запаса здоровья и выносливости. В бою убирается «роза ударов» и подсказка блока в виде щита на прицеле. У торговцев меняются ценники купли/продажи: продают дороже, скупают дешевле. В жёстком режиме нет быстрого перемещения. На глобальной карте фигурка игрока не отображается, а указатель сторон света не имеет буквенных обозначений (только лишь короткие и длинные полоски). Из-за этого добавляется иммерсивность, темп игры становится более размеренный, а вы становитесь намного внимательнее к деталям ландшафта и запоминанию ориентиров. Например, здесь можно ориентироваться по солнцу — деталь, которую в обычном режиме вы вряд ли заметите.

Подытоживая: жёсткий режим погружает в игру сильнее, заставляя быть внимательнее, избегать неподготовленных вылазок, особенно ночных, придаёт картам сокровищ несколько иную ценность. Сей режим также немного погрузит Вас в эпоху рпг старой школы, когда игры были гораздо менее дружелюбны к игроку, и не вели его за ручку.

9 отрицательных эффектов, как 9 кругов Ада по Данте.

Сюжет и историчность

Разработчики не стали изобретать колесо, создав довольно простую и прозрачную историю. Kingdom Come Deliverance (далее KCD) является ролевой игрой с элементами выживания и лёгким налётом иммёрсив-сима в декорациях суровой средневековой реальности. Студия Warhorse предлагает погрузиться и прожить легенду на фоне реальных исторических событий на реальных просторах Богемии. К слову, декорации тоже вполне исторические — города и деревни из игры существуют по сей день. Единственное, что было достаточно сильно изменено — положение Скалицы. В реальности Серебряная Скалица находится западнее, нежели на игровой карте.

Вы — Индржих (он же Индро, в англ. озвучке Генри/Хенрик) сын кузнеца, простой деревенский юноша. Живёте себе спокойно, помогаете отцу, выпиваете в корчме, ухлёстываете за девушками, мечтаете о приключениях, попутно развлекаясь и хулиганя вместе со своими непутёвыми друзьями. Жизнь как жизнь, никаких изысков, но тут приходит война. Брат пошёл на брата войной, с целью захвата власти. А вы и ваша родная деревня со всеми жителями — лишь жертва большой «благородной» политики.  Пришел день, когда жизнь Индро изменилась навсегда. Поводом же для нападения и разорения Скалицы стали серебряные рудники — ресурсы и деньги.

Знакомьтесь, успешный Индржих из Скалицы. 1403 год, фото в цвете.

После нескольких часов пролога, который призван познакомить игрока с основными механиками, и погрузить в жизнь средневековой Богемии, начинается игра. Хоть Индро и успел отметиться полезными делами за это время, он остаётся простым деревенским парнем. Никто не требует от него подвигов, никто ничего не ждёт, ни о какой избранности речи не идёт. Он потерял всё, кроме своего пана, а посему пытается поступить к нему на службу. Основная мотивация Индро: месть и поиск своего места в его новой жизни. Сама же история — рассказ о приключениях Индро на службе у пана Радцига Кобылы.

К слову, напоминает завязку сюжета оригинальной Fable, когда главный герой был сыном простого дровосека, но после разорения родного дома жизнь героя пошла совершенно по иному пути. Хотя если подумать, очень похоже, поскольку присутствует тайна родословной.

Как видно, сюжет прост и понятен. Мотивация героя тоже не требует дополнительных пояснений. Слишком просто? Возможно, но и Индро не пан, дабы накручивать сюжет в стиле «Игры престолов», да и драконов в игре нет, а сама Богемия — «захолустье», со слов пана Гануша. Всё очень приземленно, но так и должно быть, раз уж рассказ о простом пареньке во вполне реалистичном средневековье, разве нет?

Фреска из костела в Прибыславице, рассказывающая о завязке сюжета.

Графика, визуальная часть, звук

Восхвалять графику не имеет смысла. Она достойная, и не более того. Но работу художников похвалить однозначно стоит. Порой игра рисует прекрасные пейзажи и виды. Цветовая гамма просто превосходна, и играет очень важную роль в восприятии. Действительно веришь, что находишься в этой самой средневековой Богемии.

Яркость передана здорово, краски сочные и насыщенные, картинка приятная. Солнце яркое, как и подобает. Работа со светом заслуживает отдельного упоминания. Красивые закаты и рассветы, солнечный свет приятно отражается в воде, и рассеивается в лесу. Ночью в игре действительно темно. Особенно в том же самом лесу, или в закрытой кладовке. Факел, который обычно существует в играх для галочки, здесь крайне практичен. О его практичности и обязательности, если игрок вдруг забыл, обязательно напомнят стражники. Негоже доброму христианину во тьме ночной шататься без света, а иначе он либо не очень добрый, либо черти в ад утащат!

Архитектура замков, домов, деревушек, городков, костелов и монастыря выполнена прекрасно. Никаких нареканий на дизайн.

Интерфейс также заслуживает похвалы. Аутентичное оформление в стиле фресок и гравюр. Здесь даже интерфейс работает на погружение!

Звук в игре просто хорош. Переливчатое пение птиц в лесу, хруст веток под ногами, лай собак в деревнях, лязг стали, топот копыт, приятная музыка. Единственное нарекание, иногда звук подлагивает или заикается.

Лесная картинка
Мельница посреди леса на реке Сазаве
Вид на Тальмберг
Верхний замок Раттае в рассветных лучах

Геймплей с нотками реализма

KCD не изобилует какими-то невероятными механиками, которые перевернули игровую индустрию. Но здесь есть интересные находки почти во всех аспектах игры. Мини-игра со взломом замка. Ничего революционно нового, просто вариация на тему взлома. Мини-игра с приготовлением зелий на алхимическом столе. Вот это действительно новенькое! Вы не просто собираете нужные ингредиенты, вы вручную их толчёте в ступе, кидаете в котелок в правильной последовательности, кипятите и дистиллируете. Постоянно подглядываете в книгу рецептов при тусклом свете свечей, как настоящий алхимик! И когда уже это начинает надоедать и приедаться, открывается перк для автоматической варки зелий, которые хотя бы раз были сварены вручную. Впечатления от ремесла остаются крайне положительные. А в жёстком режиме алхимия ещё и становится невероятно полезной. К слову, алхимия является лёгким аналогом магии, поскольку воссоздана в духе средневековых легенд об этом ремесле. Лечебные отвары, варево «берсерка», приворотное зелье и прочие декокты в наличии.

Мини-игра со взломом. Крутим замок и удерживаем отмычку в нужном положении
Книга рецептов
Процесс. Наливаем основу для будущего зелья

Интересно подана система экипировки. Одежда напрямую влияет на заметность игрока и отношение к нему со стороны NPC. Хотите успешнее торговаться, быть более обаятельным и привлекательным? Ходите в чистой и дорогой одежде либо в рыцарских доспехах. Встречают по одёжке, и это факт. Хотите стать тенью? Носите тёмную и неприметную одежду, бесшумную обувь. Броня многослойна, на манер реальных прототипов. Поддоспешник, кольчуга, панцирь, облачение поверх панциря. И что удивительно, одежда, которая скрыта под бронёй, перестает влиять на заметность и видимость. Детали, вся игра — про детали и внимание к ним. Есть, правда, небольшой недочёт: скорость бега персонажа зависит не от переносимого веса, за исключением перегрузки, а от надетых вещей. В полном латном доспехе будете бежать медленнее, но достаточно спрятать его в карман — и побежите на уровне олимпийского спринтера.

Погружения добавляет и механика голода, усталости, загрязнения одежды. Игроку необходимо следить за сытостью и уровнем бодрости (энергия), иначе штраф к боевым и не боевым показателям. Одежду необходимо стирать и штопать, чтобы не получать штраф к обаянию. В грязных портках вы, так сказать, слона не продадите, а в сияющих доспехах — вполне.

Система диалога с убеждением имеет от трех до шести-семи опций. Вы можете убедить красноречием, взять обаянием, либо грозно потрясти своими боевыми навыками. Дополнительными опциями убеждения могут стать перки (например, первая помощь), либо информация, которая была получена в диалоге с другим персонажем.

Рыцарь при полном параде. Показатели сытости и энергии выделены, чтобы вы не забывали спать и есть

Из интересных находок добавлю охоту как отдельный навык. Казалось бы, зачем? Но его прокачка раскрывает некоторые дополнительные возможности геймплея. Также с охотой связаны задания и занятия. Охота позволяет немного отвлечься от бесконечных детективно-рыцарских приключений, и просто расслабиться, пока отстреливаешь зайцев. Да ещё и заработать можно! Правда с оговорками. Охотиться дозволено только панам, с разрешения панов, да ловчим. А Индро не пан, не ловчий, и разрешений не получал. В итоге, эдакая мини-игра: сначала излови, а потом ещё умудрись сбыть добытую дичь. Погружение, детали.

В игру также добавили полноценного компаньона — Барбоса, вместе с отдельным навыком «Псарь». Лучшее применение Барбоса — охота. Отлично ловит и приносит зайцев, которых Индро не разглядел в траве. На высоких уровнях способен загнать косулю и более крупную дичь, а также помочь в бою, хватая за пятки бандитов. Также Барбос поможет найти клад в кустах, если таковой имеется. Опять же забавная мелочь, которая дополняет именно охоту как часть геймплея. Но пса в спутники не навязывают — всегда можно отправить сторожить ненаглядную Терезу.

Эти два навыка вкупе как раз создают цельную картину процесса охоты. От него можно реально получать удовольствие. А уж если в ловчие попасть, так на законных основаниях.

Ах, да! Не забывайте после приключений опрокидывать кружечку. Пьянство не порок, а вполне себе прикладной навык, который стоит развивать. Главное, алкоголизм не заработайте, а то придётся не просыхать.

Боевая система с подвохом

Этот аспект игры стоит особняком. Разработчики проделали невероятную работу. Фехтование в игре реализовано здорово. Удары ощущаются хорошо, анимации смотрятся натурально. Парирования, увороты, ложные замахи, финты, серии ударов. Система 240 (пятиконечная звезда/роза ударов: сверху, слева, слева снизу, справа, справа снизу, колющий) показывает себя достойно, хотя и требует привыкания. Это, пожалуй, самая большая и самобытная механика, которую предложили разработчики. К слову, на геймпаде, как мне показалось, легче исполнять серии, хотя всю жизнь играю на ПК при помощи клавиатуры и мыши.

Оружие также имеет разные свойства. Например, мечи хорошо колят и режут/рубят, но обладают слабым ударным уроном. По полным латам бить мечом довольно сложно. Для вскрывания полного латного доспеха рекомендуется использовать дробящее оружие, либо топор как универсальное. Опять же, существуют разные мечи, топоры, булавы и военные молотки. Булавы обладают гигантским ударным уроном, но у них нет опции для укола, а у молотков и топоров с навершием такая опция есть. Охотничьи тесаки/сабли неплохо рубят и обладают средним ударным уроном, но не имеют толком колющего. Хоть игра и явно заточена под фехтование на мечах (больше всего комбо-ударов), наиболее эффективно себя проявляют именно военные молотки и топоры. Правда, если мечи можно использовать без щита, то молот или топор обладает меньшим показателем защиты (парирования), посему щит к ним настоятельно рекомендован.

В самом бою игра очень честна к игроку. Вы абсолютно на равных с противниками, никакого пониженного или повышенного урона, как входящего, так и исходящего. Честная система повреждений: удар в открытое забрало шлема вполне может стать первым и последним. От кровотечения умереть можете не только Вы, но и противник. Оглушительные удары по голове выбивают выносливость из Вас и противников абсолютно одинаково. Дешёвым и тупым мечом не можете пробить полный латный доспех? Так и противник не сможет пробить Ваш! Целая толпа разбойников в рваном тряпье с охотничьими тесаками не вскроет рыцаря, скорее лишь доспехи поцарапает. Но вот если они будут с палицами, тогда уже есть чего опасаться. Если честно, у меня к игре в плане сложности никаких претензий нет. Разработчики смогли создать достаточно сложный и интересный бой без примитивных настроек урона. Биться с превосходящими силами противника, который постоянно стремится тебя окружить, действительно непростое испытание.

Но где же подвох? Подвох кроется в самой системе. Боёвка хороша, но она дуэльная. Насладиться боевой системой можно лишь на тренировках с сотником Бернардом, на рыцарских турнирах, да на большой дороге против одинокого рыцаря. Дело в том, что прицел прилипает к цели и скачет между целями (можно зафиксировать и менять цель вручную). При ведении боя с несколькими противниками самая лучшая тактика — рипосты (контратака после идеального блока). А таких боёв в открытом мире большинство. К сожалению, прокаченная стрельба из лука вкупе с мощным оружием и пробивными стрелами открывает доступ к ваншотам (от англ. one shot, один удар/выстрел) по тыквам супостатов. И это намного эффективнее, нежели честный и открытый бой. Также гораздо проще зачищать бандитские лагеря ночью, используя скрытные убийства.

В минус отнесу баланс самой боевой системы. С опытным противником вряд ли получится постоянно использовать комбо-удары, ради которых всё и затевалось — он их банально перебивает идеальным блоком/рипостом на 2-3 ударе. Слабые противники падают раньше, чем серию удаётся закончить. Увы, для хороших постоянных связок нужно привыкать к управлению и динамике поединков, иметь прокаченный навык ведения боя и владения оружием, а к этому моменту достойных противников остаётся не так много.

Тренировочная дуэль на ристалище. Пятиконечной боевой розы нет в жёстком режиме
Удачный рипост

Задания и занятия

Так чем же игра цепляет в процессе? Забавно, что игра про средневековье, рыцарей и войну, но в то же время имеет достижение за прохождение без убийств. В этом и кроется суть. Вы абсолютно вольны выбирать стиль прохождения, здесь есть вариативность. Даже один и тот же квест может пойти разными путями, в зависимости от ответов в диалоге, подхода и отыгрыша. И выбор будет не между скрытностью и хитростью или дипломатией и грубой силой. Выбор может встать между полноценным детективным расследованием и пьянкой-гулянкой с женщинами и дракой в ближайшей корчме. Прохождение некоторых заданий по абсолютно прямолинейному пути внезапно вызовет у квестодателей негативную реакцию, потому что вы не стали задумываться, а просто исполнили не глядя. В KCD даже есть полноценная история, где предательство не будет ощущаться однозначно неверным решением.

Вообще игра постоянно предлагает побольше расследовать и собирать информацию, но поменьше бездумно махать мечом направо и налево. Задания основного сюжета и дополнительные квесты берут не количеством, но качеством. Они, как правило, многоступенчатые, содержат небольшие истории, раскрывают персонажей. Есть квесты, с которых можно здорово посмеяться. В некоторых придётся много и долго бегать. Где-то нужно помочь доброму христианину, а где-то помочь настоящему Шарлатану (его так и зовут). Игра выстроена так, чтобы игрок попробовал весь набор: разговоры, скрытность, алхимию, охоту, воровство, бой. Смекалку также можно и нужно использовать.

Простые квесты в стиле: укради-добудь-принеси тоже есть, но! Одна простая деталь: они отмечены в отдельной категории «занятия». Игроку напрямую сообщается, что за этими заданиями не скрывается НИ-ЧЕ-ГО важного. Гениальное и простое решение по отделению зёрен от плевел.

Кости, гроши, два клинка

KCD из тех игр, в которые нельзя просто играть. Здесь игроку предлагается прожить маленький, но очень насыщенный отрезок жизни Индро. В его роли и вместе с ним мы отправляемся навстречу приключениям, победам, поражениям и приближаем приход Царствия небесного. Мы не вершим судьбы народов, мы не спасаем корону, не захватываем земли, не свергаем императоров. Индро просто служит своему пану, ответственно выполняя возложенные на него обязательства. Мы заведём дружбу с панами и простолюдинами, у нас появится невеста. Мы обретём новый дом, новый смысл жизни. Всё изменится за эти часы, которые будут посвящены борьбе за место под солнцем.

Мы растём и становимся мудрее вместе с Индро. Учимся сражаться, учимся читать, добывать информацию, оставаться в тени, вести переговоры, расследовать, исследовать, подмечать и примечать. Мы натурально погружаемся в атмосферу средневековья, в шкуру простого паренька, жизнь которого перевернулась в один день. И наша основная цель: пройти путь от простого юноши до зрелого мужа, что способен добиваться результата, хранить честь и верность, стать надёжным другом и грозным противником. И само собой, не расстаться жизнью в этом суровом мире.

После долгого путешествия, славной охоты или доброй драки вы внезапно обнаруживаете желание зайти в корчму, опрокинуть пару кружек пива, сходить к мыльщицам помыться, побриться и силы восстановить. Да, и кажется давно не выгуливал свою прекрасную подругу Терезу. А ещё хочется сыграть в кости. Ох, уж эти кости! Зонк — очень простая игра, но какая же она забавная и залипательная. И она тоже про погружение и темп игры. Вы просто садитесь и играете, потому что это забавно, да и просто устали скакать из Ужице в Сазавский монастырь.

Коллекционирование игральных костей как отдельный вид занятий. А поиск удачных комбинаций из счастливых и шулерских костей — своеобразная мини-игра
Грузим кости в стакан, трясём и опрокидываем. Можно повторить в реальной жизни — правила простые, эмоции приятные

KCD оставляет игроку простор для подхода «развлеки себя сам». Как минимум, на первом этапе грошей будет сильно не хватать буквально на еду. Выходить из города будет слишком опасно, пешком ходить долго, для хорошего бега у Индро нет должной подготовки. Да и без коня рискованно по дорогам шастать — первая же бандитская засада может стать последней. Скорее всего вы начнёте воровать. Будете чувствовать себя жалким воришкой, бояться любого шороха и прятаться от стражников. Потом вас затянет. А когда пойдёт первая добротная прибыль, так уж и азарт взыграет! Вероятно потом, когда сможете карать грязных (во всех смыслах) преступников, поучитесь манерам у панов, то воровство станет вам не по статусу. Но гроши будут всё также нужны. Будете придумывать более благородные занятия: например, охота на животных, или охота за головами — тут уж выбор за вами. Потом научитесь читать, и образование откроет перед вами новые горизонты. Зачем гнуть спину и рисковать жизнью, если есть алхимия? Тоже профессия! И вот вы незаметно проделали путь от городского карманника до учёного мужа, алхимика, ловчего и местного шерифа, да разъезжаете на породистом коне.

Вы научитесь носить с собой несколько комплектов одежды и оружия. Скрытный, повседневный, боевой. Будете следить за внешним видом, следовать тенденциям моды, подбирать себе дублеты и кафтаны по статусу. Негоже к панам ходить на приём в комплекте карманника, а встречаться с головорезами в новёхонькой куртке, да и за зайцами в латах не побегаешь. Привычку помогут сформировать постоянно меняющиеся обстоятельства заданий, а также паны, которые трапезничают в одежде, а на бой выходят в доспехах. И вам это понравится!

Вы будете ценить долгие путешествия, потому что во время них сможете наткнуться на интересные места. Пофантазировать, что случилось с телегой, и почему от неё в кусты тянутся кровавые следы. Встретите попрошаек, которые будут просить у вас не гроши, и даже не еду, а повязки, потому что совершают паломничество босиком. Встретите убийц, проходимцев, мутных торговцев, бандитов… И каждая встреча будет оставлять место для фантазии: как, почему, зачем и куда.

Вам захочется поискать сокровища, которые разбросаны по всей карте. В помощь полагаются специальные карты с указанием ориентиров. Да, здесь нет случайной добычи, поэтому клады действительно ценные. В жёстким режиме каждый такой поиск будет целым приключением. В поисках одного сокровища я почти весь день (игровой) плутал в лесной чаще, а потом не смог выбраться с наступлением ночи. Пришлось ждать утра, чтобы по солнцу определить стороны света. Голодный и уставший добрался, до города, рискуя отправиться на тот свет. Ведь коня ещё не было, силы почти на исходе, а еда кончилась во время поисков в лесу. Любой выпивоха с дубиной наперевес вполне мог отправить моего Индро на встречу со Скалицей, или банально можно было не найти еду. К счастью, на пути стоял небольшой хутор, где плохо лежал свеженький урожай морковки и лука.

И вот вы уже представляете из себя грозную силу. Индро смог, Индро преодолел трудности подготовки, в бою должно быть легко. Но первая же шайка барона-разбойника быстро покажет, что тут вам не Skyrim, а Индро не драконорождённый, поэтому извольте уважать противника. Нельзя недооценивать соперника! И это потрясающе. У вас никогда, на протяжении всей игры, не сложится впечатление всемогущего, не разовьётся комплекс Бога или что-то около того. Вы спокойно можете прокачать на максимум все свои навыки, вы станете одним из лучших, но не будете чувствовать себя выше всех и вся. Вы просто станете наиболее разносторонним и одарённым персонажем в местных краях.

Про DLC

Как по мне, существует 2 типа DLC: самостоятельные/фундаментальные и интегрированные. К первому типу можно отнести, например, «Кровь и вино» к Ведьмаку 3. Сторонняя история, новая местность, можно проходить отдельно от основной кампании и получать полноценное удовольствие. Ко второму типу относятся DLC, которые дополняют основную кампанию игры, раскрывают некоторые сюжетные детали, разнообразят геймплей и придают игре дополнительный шарм.

Kingdom Come: Deliverance имеет 5 официальных платных DLC, все из которых — интегрированные. И существует огромная разница между прохождением игры без DLC, и со всеми сразу. Каждое дополнение KCD раскрывает основных персонажей, дополняет историю основного сюжета, добавляет логики и абсолютно не выбивается из атмосферы. Я настоятельно рекомендую проходить игру исключительно со всем списком. Огромным преимуществом является тот факт, что DLC никак не нарушают логику повествования, и могут быть пройдены до завершения главной кампании. Кратко о содержании DLC ниже.

  1. Treasures of The Past. Добавляет в игру комплект брони и карты сокровищ. Просто дополнительные приключения по поиску.
  2. From the Ashes. За свои подвиги получите во владение клочок земли. Спустите заработанные потом и кровью гроши — постройте свой маленький рай среди леса!
  3. Bold Sir Hans Capon. Помогите вашему благородному другу, пану Яну Птачеку, добиться местной красавицы. Здоровый юмор, немного «уличной магии», любовь и поэзия.
  4. Band of Bastards. После победы в одном из ключевых сражений помогите очистить родной край от бандитов и одного очень вредного пана.
  5. A Woman’s Lot. Проживите 3 дня в роли Терезы: до сожжения Скалицы, во время и после. Позволяет по-новому взглянуть на персонажа и события. Также добавляет полноценную линию отношений с Терезой! Откроет новый сюжет с Йоханкой, где вам предстоит выступить в роли настоящего адвоката (дьявола?).

Также в обновлениях в игру добавили личного Барбоса с соответствующим навыком «Псарь», рыцарский турнир в Раттае и другие мелочи.

Прибыславица — Ваш личный рай среди леса
Фреска из костела в Прибыславице. Как Индро пришел, увидел, победил. И получил во владение!

Критика и недостатки

Что же, пора переходить к банке дёгтя в бочке мёда. KCD подвели технические ошибки. Более того, они есть в игре до сих пор, даже на версии 1.9.6.

Мне трудно представить, какой ужасный игровой опыт испытывали игроки на старте, но даже сейчас, когда игра работает стабильно и удовлетворительно, часть проблем никуда не делась. Текстуры периодически не успевают прогружаться, из-за чего объекты предстают одноцветным пятном. Или мы упираемся в невидимый забор. Или игра просто подвисает на несколько секунд. Одежда на персонажах может появляться не сразу, а иногда NPC ходят без головы и диалоги начинают без неё. Периодически подлагивает и заикается звук, в озвучке бывают нелепые паузы между репликами. Оптимизация прихрамывает, хотя и стала получше. Но для новых мощных систем всё также рекомендуется написать cfg-файл с настройками, чтобы лучше использовать ресурсы ПК. Это помогает решить часть проблем. Даже на SSD случаются длительные подгрузки диалогов, кат-сцен. Порой и банальная карта не сразу подгружается!

Минусы боевой системы я отметил в соответствующем заголовке, здесь не будем останавливаться.

Отмечу коротковатый сюжет. Точнее, не сам сюжет коротковат, а события слишком стремительны. Если двигаться только по основной кампании, то может показаться очень нелогичным такое быстрое восхождение Индро из грязи в князи. Чтобы прочувствовать историю, и полностью насладиться игрой, вы просто обязаны отвлекаться от основного сюжета. Уходить в сторонние квесты и занятия, искать сокровища. Это не просто выбор — это настоятельная рекомендация. Иначе рискуете не получить то самое ощущение роста вместе с персонажем. Не опробуете все механики, не поломаете голову, не найдёте разных приключений на свой латный панцирь. Игра вряд ли развлечёт вас так же хорошо сама по себе, как какой-нибудь сюжетный боевик. Игра даёт возможность насладиться собой, но вы сами должны её взять, иначе чуда не произойдёт. 

Искусственный интеллект противников не блещет. Да, противники неплохо окружают главного героя, не дают лишний раз ошибаться. Но стоит достичь определенного уровня просветления, как в лесу вас видят разве что в упор. Индро просто настреливает из лука по шапкам негодяев с нескольких метров, а они его почти не видят и бесцельно бегают, либо просто стоят и ждут своей очереди.

В игре много бесполезного тряпья, оружия и доспехов. Лёгкого бойца создать толком не получится, хотя и есть соответствующие перки. Но в лёгком дублете идти в бой — самоубийство. Вас покарает первый же гоп-стоп отряд. Вы начинаете с обносков, а потом резко перескакиваете на серьёзную экипировку. Если вам попадётся одинокий рыцарь-разбойник, в дуэли 1х1 достаточно не ошибаться, и вот Индро уже при хорошей броне, с хорошим оружием. Дальше можно не особо напрягаться. Или же можно прокачать взлом да просто украсть лучшее оружие и очень серьёзную броню.

Одежда. Она слишком быстро пачкается! Какого Сигизмунда у меня пачкается куртка и шляпа, если я просто гулял по замку?!

Игра без DLC не раскроется до конца. Это те самые истории и частички геймплея, которых Вам будет очень не хватать в основной игре. KCD без DLC и с полным пакетом — слишком разный опыт.

Проще говоря, если уж какие-то геймплейные недостатки в игре есть, то они очень напоминают проблемы Skyrim. Вспомните проблемы Skyrim на старте — в KCD много похожего. На первое прохождение ты это понимаешь, поэтому лучшим игровым опытом становится именно второе. Впрочем, ничего нового для подобных проектов.

Царствие пришло

Проект у студии Warhorse получился крайне интересным. Kingdom Come: Deliverance — та игра, которая определённо заслуживает внимания и своего места на Вашей полке. Пока все молятся на Ведьмак 3 и Skyrim, утопая в спорах, какая из этих игр — лучшая RPG десятилетия, я предлагаю KCD в качестве альтернативы.

Здесь не будет невероятной эпичности с драконами, не будет одного из самых харизматичных главных героев в истории индустрии. Вам не дадут захватить мир, или всех спасти и быть за то распятым. Главные достоинства KCD в приземленности, душевности и мелочах. В эту историю легко поверить, её легко понять, пропустить через себя. Когда играешь в KCD, то чётко понимаешь, что разработчики хотели сделать. Не в угоду издателям, не в угоду повестке. Warhorse сделали игру про часть истории своей родной страны, и сделали её так, как видят и представляют сами. Внимание к деталям, куча мелких механик, продуманные квесты, навороченная боевая система. Это маленький и самобытный мир. Прекрасная в своей простоте и локальности история. С трагедией, любовью, юмором, рыцарями, лязгом стали, пьянством, грязью, политикой и церковью. Далеко не безгрешная, но такая тёплая и романтичная Богемия. Здесь хочется быть, и отсюда грустно уезжать в Царствие Небесное.

Конец

10 комментариев

Лесь
Спасибо за обзор. Очень интересно. Как этот проект прошел мимо меня?! Обязательно сыграю в KCD со всеми допами.
k1lr0y
Пожалуйста. :) Я тоже не сразу обратил внимание. Когда после релиза игру окрестили одним ходячим багом, я расстроился. Но потом следил за продолжением, и вот что вышло. :)
Д
Пройти до конца этот понос — уже, в своём роде, достижение
549367257@vkontakte
Я проходил эту игру не один раз и на хардкоре. Мне игра очень понравилась, даже от киберпанка не было столько восторга от прохождения игры и ни разу не отбивало желания продолжать играть. Мне очень не понравилось, что игра, как лично мне показалось, короткая, а сам мир маленький. Но в целом, игру пройти стоит, и как посоветовал автор — пройти игру именно на хардкоре, именно там раскрывается весь потенциал гемплея
Последний раз редактировалось
k1lr0y
Мир действительно маленький, но так и история локальная. Сеттинг в стиле реализма, на фоне исторических событий. Было бы странно, что парень из чешского колхоза начал бы гонять на все деньги из Константинополя в Лондон, и обратно, совершая подвиг за подвигом. Да и если послушать диалоги, там действие игры укладывается в несколько недель. Начало весной (примерно май), потом нас 2 недели выхаживает Тереза. В финале Ян Птачек спрашивает о том, сколько времени он знаком с Индро, упоминая пару недель. :)
S
Природа там, конечно, шикарная. В лесу стоишь как в настоящем.
G
Недостаток у этой игры только один- нет проды до сих пор.
А так это просто шедевр.
SanctusSusanin
Я играл ещё в закрытую бету для кикстартеров.
Но тут синдром Вампиров Бладлайнс. Слышу название, и хочется перепройти заново на последнем патче.
SanctusSusanin
Простые квесты в стиле: укради-добудь-принеси тоже есть, но! Одна простая деталь: они отмечены в отдельной категории «занятия». Игроку напрямую сообщается, что за этими заданиями не скрывается НИ-ЧЕ-ГО важного. Гениальное и простое решение по отделению зёрен от плевел.

Только ленивый не поругал Киберпанк 2077 за отдельную ветку активностей от полицейского управления… Как приятно читать человека, отличающего задания от активностей.
t
Боевой системы в игре нет. Есть говно из жопы

Добавить комментарий