Тест бюджетных профессиональных усилителей: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300


В прошлых выпусках мы познакомились с несколькими профессиональными усилителями, и пора подвести итоги. Среди бюджетных усилителей, это четыре модели: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300. Для более полной картины добавлены еще два усилителя, это усилитель на базе LM3886 и усилитель более высокого класса (и ценовой категории) Sakevich SK1200 Studio 3.

В отличие от мира Hi-Fi (бытовой техники) профессиональные усилители гораздо больше различаются между собой, и просто «выстроить по порядку» усилители не удастся. Поэтому рассмотрим особенности усилителей в различных разрезах.

Общее описание усилителей — функциональность

Габариты у бюджетных усилителей достаточно умеренные (особенно по сравнению с SK1200). Самый компактный — это Art Sla1. Однако за компактность приходится расплачиваться активным охлаждением, которое слышно в паузах. Behringer A500 и Alesis Ra300 вдвое выше Art Sla1, а VX300 имеет ту же высоту (1U), что и Art Sla1, но более глубокие размеры.

По коммутации можно выделить следующее, Behringer A500, Alesis Ra300 имеют входные разъемы на все случаи жизни (XLR, TRS и RCA) и какие-либо переходники не понадобятся. Art Sla1 и SK1200 только XLR + TRS, что косвенно указывает на использование только с профессиональным оборудованием.

RCA как таковой полезен при совместном использовании с бюджетными звуковыми картами вроде M-Audio Audiophile 2496, ESI Maya44, E-MU 0404 и бытовыми картами с миниджековыми выходами, а также с бытовой техникой, к которой межблочные кабели продаются в любом магазине с бытовой аудиотехникой. Что касается переходников RCA-TRS-XLR, то они стоят относительно недорого, но уже только в специализированных магазинах.

ParkAudio наименее универсальный, предлагая только TRS-разъемы, хотя размеры вполне позволяют использовать комбинированные XLR+TRS входы. Конструктивно, XLR разъем наиболее удачен для эксплуатации, гораздо меньше шансов спалить входы/выходы при горячем подключении. К слову, для TRS и RCA горячее подключение по умолчанию запрещено.

Фиксация штекера в разъеме XLR предусмотрена только у SK1200. Отсутствие фиксации при стационарном использовании усилителя с редкой необходимостью изменения коммутации не критично, но все же хотелось бы видеть полноценные разъемы везде.

В плане выходов на АС, наиболее универсальными являются SK1200 и Behringer A500, предусмотрены как винтовые клеммы, так и разъемы для быстрого подключения, у A500 TS разъем, у SK1200 — SpeakOn. Если есть в наличии несколько пар АС, но нет роутера, то через разъемы быстрого подключения переключить акустику гораздо быстрее, нежели отсоединять и подсоединять провода через винтовые клеммы.

Для транспортировки/переноса у всех усилителей (кроме Art Sla1) есть ручки, но не все усилители во время транспортировки можно спокойно поставить ручками вверх. У SK 1200, например, есть ножки на задней панели, у ParkAudio в этой роли выступают крепежные клеммы. У Alesis RA300 и Behringer A500 фронтальная панель никак не защищена. Если случайно неудачно поставить усилители лицевой панелью вниз, есть риск сломать поворотные регуляторы под весом усилителя.

Еще минус Alesis RA300 и Behringer A500 — это отсутствие Ground Lift или зажима для соединения земли между устройствами. Например, у E-MU1616m такой зажим для земли есть на микродоке, что позволяет соединить усилитель со звуковым интерфейсом отдельным проводом и снизить риск пробоя входов/выходов при горячем подключении, либо уменьшить земляную петлю между устройствами. Качественное оборудование подразумевает, что использоваться оно будет среди такого же качественного оборудования. По непрекращающимся жалобам со стороны владельцев проф. звуковых карт со сгоревшими выходами, эта проблема очень актуальна для многих.

Таким образом, Alesis RA300 и Behringer A500 с точки зрения эксплуатации больше рассчитаны на home/project студию или как замена Hi-Fi усилителя, который не нужно никуда переносить, а подключение делается редко, в то время, когда все устройства выключены.

Субъективные впечатления

SK1200 vs Behringer A500 vs Alesis RA300 vs ParkAudio VX300 vs Art Sla1 vs LM3886

Усилители подключались к E-MU1616m, благодаря гибкости программного микшера карты, на все усилители шел одновременно один и тот же сигнал.

Переключение между усилителями осуществлялось через роутер на электромагнитных реле через проводной пульт ДУ. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твиттер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется «качество=цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом.

SK1200 работал в режиме А (100Втх2) без использования настроек ДЧХ.

Behringer A500 уступает всем усилителям из-за неудачно реализованного регулятора громкости и полноценно соперничать не может. Усилитель легко угадывается или по искажениям, или по наводкам в его максимально качественном режиме.

Усилитель на базе LM3886, Alesis RA300 и ParkAudio VX300 играют на одном уровне. Отдать предпочтение какой-либо модели сложно.

Art Sla1 незначительно отстает по детальности, панораме. Если сравнивать с Behringer A500 и остальными усилителями, то Sla1 ближе к LM3886/RA300/VX300.

Разница между SK 1200 и LM3886/RA300/VX300 на небольшой выходной мощности требует внимательного прослушивания. SK1200 более четко передает реверберационные хвосты, атаку и прочие нюансы звучания.

Разумеется, актуален вопрос о целесообразности покупки более дорогого усилителя и определения меры разницы звучания «много/мало». Не секрет, что при достижении определенного уровня, дальнейшие улучшения не так ярко выражены в отличие от значительного роста цены, и это нормальная ситуация. На АС бюджетного класса ($300 FaerMark IW6 в ЗЯ ящике) разница между усилителями еще ниже. Соответственно, при подборе компонентов нужно подходить сбалансировано.

При сравнении звучания усилителей, возникает ощущение, что разница в звучании на том же уровне, что и между звуковыми картами E-MU серии «m» или LynxTwo против Juli@, Audiophile192 и т. п. В такой аналогии Art Sla1 будет на уровне ESI MAYA44, а A500 в зависимости положения регулятора может быть сопоставим и с встроенным звуком (причем не современным). Артефакты звучания A500 выложены в соответствующем обзоре усилителя.

Субъективные впечатления совпадают с объективными — чем «чище» спектры, тем более разборчивое звучание у усилителя.

Если усилитель берется для озвучивания «дискотеки» или концерта, то лучше обратить внимание на функциональность и максимальную выходную мощность, так как само качество звучания у всех усилителей хорошее. Здесь Art Sla1 выгодно выделяется компактными размерами, а ParkAudio VX300 позволяет использовать усилитель в массиве и Speakon разъемы для быстрой коммутации.

Касаемо SK1200 и его сравнения с остальными усилителями не стояло задачи выяснения оправданности его цены по сравнению с бюджетными усилителями.

Объективные параметры

Объективные замеры сделаны в соответствии с методикой тестирования усилителей (вторая редакция).

Для A500 используются результаты замеров в его наилучшем режиме (максимальное усиление).


Амплитудно-частотные характеристики

Амплитудно-частотные характеристики у всех усилителей в норме. Наилучший результат у ParkAudio. Так же минимальные отклонения АЧХ у лабораторного LM3886 и SK1200. Небольшие отклонения на краях частотного диапазона наименее важны для определения качества усилителя. Практическое прослушивание показало, что такая разница отклонений фиксируется слухом только при мгновенном переключении. Стоит увеличить время переключения, как по АЧХ определить усилитель не представляется возможным.


Сравнение гармонических искажений в для 11,5~12,5 В на 8 Ом

Спектры искажений показывают, какой усилитель может передать сигнал наиболее «чисто». Наилучший результат показывает Alesis — спектр чистый без гармоник высших порядков. Наихудший у Behringer A500, высшие гармоники не спадают по амплитуде. Некоторое уменьшение амплитуд выше 20-30 кГц обманчиво, так как у каждого усилителя есть небольшой спад АЧХ на высоких частотах. У ParkAudio VX300 и Art Sla1 результат значительно лучше, чем у A500 из-за того, что с ростом порядка паразитных гармоник их амплитуды уменьшаются, а сами гармоники высших порядков существенно ниже от 10 до 20 дБ. Это свидетельствует о меньшей нелинейности VX300 и Sla1 и соответственно их лучшем субъективном звучании.

Стоит ли учитывать гармоники высших порядков выше 20кГц? С одной стороны, теоретических их не слышно, а с другой — эти гармоники показывают характер искажений, в данном случае именно частокол гармоник, не спадающих по амплитуде с ростом частоты, свидетельствует об искажениях близких к «ступеньке» или «клиппингу».


Сравнение интермодуляционных искажений

Сравнение интермодуляционных искажений

Спектры интермодуляционных искажений практически повторяют выводы тестов в THD, видно, что чем меньше было гармоник высоких порядков в THD, тем их меньше и в IMD. Наихудшие результаты у A500 и Sla1.

Выводы

Наиболее качественно звучание из бюджетных усилителей, обеспечили Alesis RA300 и ParkAudio VX300, их звучание сопоставимо LM3886. Чуть отстали Art Sla1 и Behringer A500. При этом Behringer A500 получается на «самом последнем месте», так как в режиме максимального усиления хорошо прослушиваются помехи и наводки, а при повороте регулятора громкости при понижении громкости, искажения существенно возрастают. Для гастрольного использования наиболее удобны Art Sla и ParkAudio VX300, в то время как Alesis RA300 и Behringer A500 более удобны для стационарного использования.






Дополнительно

Тест бюджетных профессиональных усилителей: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300

Тест бюджетных профессиональных усилителей: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300

В прошлых выпусках мы познакомились с несколькими профессиональными усилителями, и пора подвести итоги. Среди бюджетных усилителей, это четыре модели: Behringer A500, Art Sla1, Alesis RA300, ParkAudio VX300. Для более полной картины добавлены еще два усилителя, это усилитель на базе LM3886 и усилитель более высокого класса (и ценовой категории) Sakevich SK1200 Studio 3.

В отличие от мира Hi-Fi (бытовой техники) профессиональные усилители гораздо больше различаются между собой, и просто «выстроить по порядку» усилители не удастся. Поэтому рассмотрим особенности усилителей в различных разрезах.

Общее описание усилителей — функциональность

Габариты у бюджетных усилителей достаточно умеренные (особенно по сравнению с SK1200). Самый компактный — это Art Sla1. Однако за компактность приходится расплачиваться активным охлаждением, которое слышно в паузах. Behringer A500 и Alesis Ra300 вдвое выше Art Sla1, а VX300 имеет ту же высоту (1U), что и Art Sla1, но более глубокие размеры.

По коммутации можно выделить следующее, Behringer A500, Alesis Ra300 имеют входные разъемы на все случаи жизни (XLR, TRS и RCA) и какие-либо переходники не понадобятся. Art Sla1 и SK1200 только XLR + TRS, что косвенно указывает на использование только с профессиональным оборудованием.

RCA как таковой полезен при совместном использовании с бюджетными звуковыми картами вроде M-Audio Audiophile 2496, ESI Maya44, E-MU 0404 и бытовыми картами с миниджековыми выходами, а также с бытовой техникой, к которой межблочные кабели продаются в любом магазине с бытовой аудиотехникой. Что касается переходников RCA-TRS-XLR, то они стоят относительно недорого, но уже только в специализированных магазинах.

ParkAudio наименее универсальный, предлагая только TRS-разъемы, хотя размеры вполне позволяют использовать комбинированные XLR+TRS входы. Конструктивно, XLR разъем наиболее удачен для эксплуатации, гораздо меньше шансов спалить входы/выходы при горячем подключении. К слову, для TRS и RCA горячее подключение по умолчанию запрещено.

Фиксация штекера в разъеме XLR предусмотрена только у SK1200. Отсутствие фиксации при стационарном использовании усилителя с редкой необходимостью изменения коммутации не критично, но все же хотелось бы видеть полноценные разъемы везде.

В плане выходов на АС, наиболее универсальными являются SK1200 и Behringer A500, предусмотрены как винтовые клеммы, так и разъемы для быстрого подключения, у A500 TS разъем, у SK1200 — SpeakOn. Если есть в наличии несколько пар АС, но нет роутера, то через разъемы быстрого подключения переключить акустику гораздо быстрее, нежели отсоединять и подсоединять провода через винтовые клеммы.

Для транспортировки/переноса у всех усилителей (кроме Art Sla1) есть ручки, но не все усилители во время транспортировки можно спокойно поставить ручками вверх. У SK 1200, например, есть ножки на задней панели, у ParkAudio в этой роли выступают крепежные клеммы. У Alesis RA300 и Behringer A500 фронтальная панель никак не защищена. Если случайно неудачно поставить усилители лицевой панелью вниз, есть риск сломать поворотные регуляторы под весом усилителя.

Еще минус Alesis RA300 и Behringer A500 — это отсутствие Ground Lift или зажима для соединения земли между устройствами. Например, у E-MU1616m такой зажим для земли есть на микродоке, что позволяет соединить усилитель со звуковым интерфейсом отдельным проводом и снизить риск пробоя входов/выходов при горячем подключении, либо уменьшить земляную петлю между устройствами. Качественное оборудование подразумевает, что использоваться оно будет среди такого же качественного оборудования. По непрекращающимся жалобам со стороны владельцев проф. звуковых карт со сгоревшими выходами, эта проблема очень актуальна для многих.

Таким образом, Alesis RA300 и Behringer A500 с точки зрения эксплуатации больше рассчитаны на home/project студию или как замена Hi-Fi усилителя, который не нужно никуда переносить, а подключение делается редко, в то время, когда все устройства выключены.

Субъективные впечатления

SK1200 vs Behringer A500 vs Alesis RA300 vs ParkAudio VX300 vs Art Sla1 vs LM3886

Усилители подключались к E-MU1616m, благодаря гибкости программного микшера карты, на все усилители шел одновременно один и тот же сигнал.

Переключение между усилителями осуществлялось через роутер на электромагнитных реле через проводной пульт ДУ. В качестве мониторов выступили акустические системы на базе Eton8-800/37HEX + Vifa XT25. Такой же вуфер используется в ADAM S2.5A, а аналогичный твиттер в сателлитах BlueSky SAT 6.5 MK II. Для тех, кто ориентируется «качество=цена», стоимость аналогичных пассивных мониторов на аналогичных комплектующих составит примерно $2000-2500 пара. Импеданс АС составляет 6 Ом.

SK1200 работал в режиме А (100Втх2) без использования настроек ДЧХ.

Behringer A500 уступает всем усилителям из-за неудачно реализованного регулятора громкости и полноценно соперничать не может. Усилитель легко угадывается или по искажениям, или по наводкам в его максимально качественном режиме.

Усилитель на базе LM3886, Alesis RA300 и ParkAudio VX300 играют на одном уровне. Отдать предпочтение какой-либо модели сложно.

Art Sla1 незначительно отстает по детальности, панораме. Если сравнивать с Behringer A500 и остальными усилителями, то Sla1 ближе к LM3886/RA300/VX300.

Разница между SK 1200 и LM3886/RA300/VX300 на небольшой выходной мощности требует внимательного прослушивания. SK1200 более четко передает реверберационные хвосты, атаку и прочие нюансы звучания.

Разумеется, актуален вопрос о целесообразности покупки более дорогого усилителя и определения меры разницы звучания «много/мало». Не секрет, что при достижении определенного уровня, дальнейшие улучшения не так ярко выражены в отличие от значительного роста цены, и это нормальная ситуация. На АС бюджетного класса ($300 FaerMark IW6 в ЗЯ ящике) разница между усилителями еще ниже. Соответственно, при подборе компонентов нужно подходить сбалансировано.

При сравнении звучания усилителей, возникает ощущение, что разница в звучании на том же уровне, что и между звуковыми картами E-MU серии «m» или LynxTwo против Juli@, Audiophile192 и т. п. В такой аналогии Art Sla1 будет на уровне ESI MAYA44, а A500 в зависимости положения регулятора может быть сопоставим и с встроенным звуком (причем не современным). Артефакты звучания A500 выложены в соответствующем обзоре усилителя.

Субъективные впечатления совпадают с объективными — чем «чище» спектры, тем более разборчивое звучание у усилителя.

Если усилитель берется для озвучивания «дискотеки» или концерта, то лучше обратить внимание на функциональность и максимальную выходную мощность, так как само качество звучания у всех усилителей хорошее. Здесь Art Sla1 выгодно выделяется компактными размерами, а ParkAudio VX300 позволяет использовать усилитель в массиве и Speakon разъемы для быстрой коммутации.

Касаемо SK1200 и его сравнения с остальными усилителями не стояло задачи выяснения оправданности его цены по сравнению с бюджетными усилителями.

Объективные параметры

Объективные замеры сделаны в соответствии с методикой тестирования усилителей (вторая редакция).

Для A500 используются результаты замеров в его наилучшем режиме (максимальное усиление).


Амплитудно-частотные характеристики

Амплитудно-частотные характеристики у всех усилителей в норме. Наилучший результат у ParkAudio. Так же минимальные отклонения АЧХ у лабораторного LM3886 и SK1200. Небольшие отклонения на краях частотного диапазона наименее важны для определения качества усилителя. Практическое прослушивание показало, что такая разница отклонений фиксируется слухом только при мгновенном переключении. Стоит увеличить время переключения, как по АЧХ определить усилитель не представляется возможным.


Сравнение гармонических искажений в для 11,5~12,5 В на 8 Ом

Спектры искажений показывают, какой усилитель может передать сигнал наиболее «чисто». Наилучший результат показывает Alesis — спектр чистый без гармоник высших порядков. Наихудший у Behringer A500, высшие гармоники не спадают по амплитуде. Некоторое уменьшение амплитуд выше 20-30 кГц обманчиво, так как у каждого усилителя есть небольшой спад АЧХ на высоких частотах. У ParkAudio VX300 и Art Sla1 результат значительно лучше, чем у A500 из-за того, что с ростом порядка паразитных гармоник их амплитуды уменьшаются, а сами гармоники высших порядков существенно ниже от 10 до 20 дБ. Это свидетельствует о меньшей нелинейности VX300 и Sla1 и соответственно их лучшем субъективном звучании.

Стоит ли учитывать гармоники высших порядков выше 20кГц? С одной стороны, теоретических их не слышно, а с другой — эти гармоники показывают характер искажений, в данном случае именно частокол гармоник, не спадающих по амплитуде с ростом частоты, свидетельствует об искажениях близких к «ступеньке» или «клиппингу».


Сравнение интермодуляционных искажений

Сравнение интермодуляционных искажений

Спектры интермодуляционных искажений практически повторяют выводы тестов в THD, видно, что чем меньше было гармоник высоких порядков в THD, тем их меньше и в IMD. Наихудшие результаты у A500 и Sla1.

Выводы

Наиболее качественно звучание из бюджетных усилителей, обеспечили Alesis RA300 и ParkAudio VX300, их звучание сопоставимо LM3886. Чуть отстали Art Sla1 и Behringer A500. При этом Behringer A500 получается на «самом последнем месте», так как в режиме максимального усиления хорошо прослушиваются помехи и наводки, а при повороте регулятора громкости при понижении громкости, искажения существенно возрастают. Для гастрольного использования наиболее удобны Art Sla и ParkAudio VX300, в то время как Alesis RA300 и Behringer A500 более удобны для стационарного использования.