Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX


 

В нашу тестовую лабораторию наконец-то попал новый, кажется самый ожидаемый продукт от Creative, о котором мы так долго собирали по крохам информацию и писали потом для вас новости, обсуждали перспективы в конференции, строили свои догадки о его возможностях. Речь конечно же идёт о новейшей звуковой плате — Sound Blaster Audigy, являющейся сменой всевозможным вариациям на тему Sound Blaster Live! с аудиопроцессором EMU10K1 на борту.

Я долго ломал себе голову, как построить статью, чтобы её смогли понять даже новички в мире компьютерного аудио, но, при этом, не заснули во время прочтения бывалые продвинутые пользователи. Соответственно, более сложные и необязательные к прочтению отрывки будут даны курсивом. Для тех, у кого в голове до сих пор старенький 386-й процессор без сопроцессора, убедительная просьба эти отрывочки пропускать во избежании мозговых травм. Также, к большому сожалению вы не найдёте здесь переводов пресс-релизов и руководств пользователей. За этим — сходите куда-нибудь к соседям… А ещё лучше — на официальный русскоязычный сайт Creative.

Это таинственное слово — "Audigy"

Если кто-то не догадался, то образуется это загадочное название новых карт Creative очень просто: по-моей версии оно совмещает в себе первые половинки слов audio и digital (по другой распространённой версии — audio и prodigy, тут уже кому как больше нравится). Для отчаянно бегущих за набирающим скорость поездом прогресса поясняю: мы живём в цифровую эпоху, стало быть и аудио у нас может быть только цифровое, и никак иначе. Договорились? :)

Но прежде чем описывать и тестировать новую звуковую карту имеет смысл провести некоторый ликбез. Дело в том, что среди многих пользователей существует настроение считать Creative каким-то злобным и ужасным монстром. Такое мнение основано большей частью на домыслах и элементарном незнании истории развития звуковых карт для платформы PC. Компанию обвиняют в монопольном захвате рынка, а финансовый успех считают основанным на везении и "впаривании" пользователям некачественной продукции.

Все эти мнения несостоятельны и очень однобоки. Во-первых, Creative стала лидером рынка в весьма жёсткой конкурентной борьбе. Во-вторых, её изделия всегда отличало именно качество продукции. Во всех новых звуковых устройствах это качество непрерывно улучшалось, при этом цена на изделия не поднималась слишком высоко. Чтобы вы поняли, о чём я говорю, давайте заглянем в историю и проследим, как это всё происходило.

Хронология звуковых карт Sound Blaster (взлёты и падения Creative)

Сначала звук воспроизводился PC-спикером. Кроме сигнала "пик" при загрузке компьютера этот динамик может издавать тона определённой частоты, а в стародавние времена он ещё и создавал ужасные скрежечащие звуки эффектов в DOS-играх. (Ваш покорный слуга застал то время и даже разработал в 1988 году для этого музыкального убожества на языке ассемблера многоголосый MIDI синтезатор-секвенсор. Поэтому фразы типа "мы, старички, начинали с DOOM2 и Sound Blaster Pro" вызывают у меня лишь лёгкую усмешку :) ). Никого такая ситуация не устраивала и многие энтузиасты, владеющие паяльником, собирали "на коленках " простейшие ЦАПы на резистивной матрице. Такие устройства были известны под общим названием Covox. Звук намного превосходил хрипы PC-спикера и здесь можно было уже отчётливо слышать результат смешивания нескольких цифровых потоков, а в народе распространились различные редакторы семплерной музыки — ScreamTracker-ы. Однако PC с его убогим DOS-ом в 80-е годы (да и в начале 90-х) считался компьютером для бизнеса и обучения студентов основам программирования. Солидные музыкальные фирмы (производители профессионального железа и софта) не видели в нём серьёзного конкурента навороченным домашним компьютерам Macintosh и ATARI.

Руководство фирмы Creative так не считало (даже в далёком 1987 году), и, как мы видим сейчас, не напрасно. Первый опыт на рынке PC-звука для этой, тогда ещё мало кому известной азиатской фирмы был неудачным (впрочем, как и для многих других фирм), хотя их звуковое изделие представляло большой интерес и было весьма новационным для 1988 года. Оно обладало 12-голосым FM-синтезатором Creative Music System (C/MS) оригинальной разработки, цифровой частью (АЦП/ЦАП) и полным комплектом программ собственной разработки для создания и редактирования музыки (C/MS Composer, C/MS Intelligent Organ и C/MS Multimedia Presenter). Однако огромная, даже по тем временам, цена в $400 не позволила этому продвинутому звуковому комплексу завоевать хоть какую-то серьёзную аудиторию пользователей PC.

Напрашивается аналогия с "первым блином", вышедшим в своё время "комом" и у сегодняшнего лидера рынка графических чипсетов — фирмы NVIDIA. Её чип NV1, очень новационный для своего времени, в силу ряда причин также не получил широкого признания и провалился. Однако фирмы на этом не "сломались", а просто перевели свои стратегические ошибки в опыт. Это я рассказываю специально для тех, кто привык считать, что сегодняшним лидерам рынка успех свалился на голову сам собой.

В то же самое время северо-американская фирма AdLib выпустила простенькую и относительно дешёвую звуковую платку с FM-синтезатором OPL2 от Yamaha. Качество MIDI-синтезатора YM3812, по мнению экспертов тех лет, было даже выше, чем у неимоверно дорогого синтезатора C/MS от Creative. AdLib на некоторое время стал лидирующим стандартом на звук для PC и получил поддержку у производителей игр, наравне с PC-спикером и Covox-ом (в настройках игр того времени, в отличие от игр сегодняшних, нужно было вручную указывать тип имеющегося воспроизводящего звук устройства).

В этой ситуации Creative не растерялась, а приняла единственное верное решение: взяла тот же самый замечательный и дешёвенький чипсет OPL2 от Yamaha и выпустило на нём недорогую звуковую карту, превосходящую AdLib по функциональности и совместимую с ней аппаратно! Так на свет появилась звуковая карта (а с ней и стандарт) Sound Blaster. Это была первая полноценная мейнстрим звуковая карта для PC. В отличие от AdLib, который лишь воспроизводил MIDI-мелодии, звуковые карты Sound Blaster уже имели на борту 8-битные аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи (работавшие в режиме псевдо-стерео). Название Sound Blaster — становится именем нарицательным (синонимом словосочетания "звуковая карта"), а Creative зарабатывает деньги на развитие и выпуск своих новых звуковых шедевров. :) В то время Creative ещё очень хорошо помнит свой первый опыт с качественной, но дорогой и непопулярной звуковой системой, поэтому не торопиться делать качественные карты. Всему своё время.

Далее появляется слегка улучшенный вариант карты — Sound Blaster Pro, в котором наконец-то появляется полноценное стерео вплоть до частоты 22 кГц. Карта по прежнему остаётся 8-битной. Этот стандарт в 1991 году приходится по вкусу фирме Microsoft, которая декларирует его в своей спецификации MPC (мультимедийный персональный компьютер). С этого момента заказчиками молодой азиатской фирмы Creative Labs становятся многие компании-сборщики компьютеров — ведь без звуковой карты Sound Blaster Pro внутри системного блока невозможно получить сертификацию Multimedia PC от самой Microsoft!

Таким образом, Creative открывает свои отделения в Европе и Штатах. В 1992 г. на бирже NASDAQ выпускаются в обращение 4 млн. 800 тыс. обычных акций под индексом CREAF.

Устойчиво встав на ноги в финансовом плане, Creative не останавливается на достигнутом и наконец-то выпускает долгожданную полноценную звуковую карту, с возможностью записи и воспроизведения цифрового звука в режиме 16 бит 44,1 кГц и имеющую новый чипсет FM-синтезатора — OPL3. Новая звуковая карта получила название Sound Blaster 16. Соответственно, цены на старые 8-битные карты падают, а народ раздумывает: стоит ли покупать новые, не слишком дешёвые звуковые карты? Ведь в DOS-играх то до сих пор поддерживается только Sound Blaster Pro. В это самое время рынок PC растёт не по дням, а по часам. Чтобы всем угодить, Creative начинает плодить великое множество вариаций на тему Sound Blaster 16 (SB16, SB16 Vibra, SB16 ASP, SB16 Value, SB16 Pro, SB16 PnP, SB16 SCSI и т.п.) Кажется все уже запутались в этих марках звуковых карт от Creative и в их отличиях…

Предприимчивые азиатские фирмы, воспользовавшись появившимся массовым спросом на звук на рынке PC, начинают предлагать 8-битные карты с надписями "Sound Blaster Pro (compatible)" вдвое-втрое дешевле, а также всякие левые подделки с ужасным качеством звука. В то же время потихоньку распространяется мода на wavetable-синтезаторы с 1 Мб ПЗУ, в котором прошиты семплы 128 GM-инструментов. Народ обсуждает явное слышимое преимущество WT-синтеза над FM-синтезом (последний применяется во всех картах Sound Blaster). Создателю стандарта, фирме Creative, не нравится такая ситуация. Её руководство начинает задумываться о своём имидже и возможности серьёзного технологического отрыва своих изделий от армии дешёвых азиатских поделок.

Очень интересна история о судьбоносной покупке компанией Creative фирмы E-mu (всемирно известного разработчика профессиональных музыкальных технологий, в первую очередь семплерных). Вот что рассказывает об этом основатель компании E-mu Дейв Россум, впоследствии глава отдела разработки Creative Technologies:

"В какой-то момент, мы получили предложение от другой компании, желавшей лицензировать нашу технологию, но тогда, если бы мы согласились, нам бы пришлось исключить Creative из любых наших будущих лицензий. У нас было пару недель для раздумий и пару парней, которые, не гнушаясь ничем, пытались войти в контакт с Creative. Наконец мы выследили COO (Chief Organization Officer, управляющий делами) и CFO (Chief Financial Officer, управляющий финансами) компании Creative, которые оба имели домашнюю звукозаписывающую студию, оснащенную технологическими разработками E-Mu. Они были восхищены нашими разработками и следующая вещь, которую мы узнали, состояла в том, что мы решили договориться."

Таким образом, эта покупка, произошедшая в 1993 году, представляла скорее взаимовыгодное слияние двух компаний: лидера музыкальных семплерных технологий и профессионала по рыночному продвижению звуковых продуктов, нежели захват "бедной маленькой" EMU "злым и безжалостным монополистом рынка" — Creative.

Итак, в результате слияния и при хорошей финансовой поддержке фирма E-mu, как подразделение Creative, разработала аудиопроцессор EMU8000 (EMU8K), который действительно вывел Creative в лидеры по качеству звучания MIDI-синтезатора и цифровой части на долгое время.

Судите сами: WT-синтезатор на базе профессиональных семплерных технологий фирмы E-mu, 32 голоса, хранение семплов в ПЗУ или ОЗУ (размер банков невиданных размеров — до 32 Мб, набираемых обычными SIMM-модулями), два 6-стадийных генератора огибающей (delay, attack, hold, decay, sustain, release), два генератора низкой частоты (LFO), управляемый резонансный фильтр и блок эффектов reverb/chorus, возможность модуляции сигнала по амплитуде посредством LFO1 и Env2, по частоте — Env1 и оба LFO, частотой среза фильтра — Env1 и LFO1. Тип эффекта (8 пресетов на reverb, chorus, delay) устанавливается общим для всех, глубина каждого из эффектов устанавливается отдельно для каждого голоса, при сдвиге семпла используется качественная 4-точечная интерполяция.

Новая карта получила название Sound Blaster AWE32 (Advanced Wave Effects — продвинутые волновые эффекты, 32 — не разрядность карты, а количество голосов MIDI-синтезатора). При этом была оставлена полная аппаратная совместимость с Sound Blaster 16 и даже улучшено звучание цифровой части карты за счёт применения более совершенных преобразователей. AWE32 — лучший выбор бюджетных домашних музыкальных студий того времени.

Спустя некоторое время вышла обновлённая и усовершенствованная версия карты — Sound Blaster AWE 64 Gold, которую можно встретить в продаже и поныне. 64 голоса, из них 32 — не слишком хороший программный синтез Creative WaveSynth, однако 32-х аппаратных голосов всем и так хватало за глаза. Эта звуковая карта стала флагманской моделью серии карт SB32/AWE32. Кстати говоря, в карте была сделана первая попытка Creative внедрить в свои изделия 3D звук (точнее, панорамирование звука). Собственная технология получила название E-mu 3D Positional Audio. Карта удовлетворяла спецификациям Plug'n'Pray от M$ и поддерживала DirectSound на уровне драйверов. На карте имелся интерфейс S/PDIF (16 бит 44,1 кГц).

С пришествием шины PCI для Creative настали тяжёлые времена. Конкуренты во всю продавали PCI-ные звуковые карты и противопоставить им было нечего. Со слов того же Дейва Россума: хотя в лабораториях фирмы и имелся образец карты с EMU8005 на шине PCI, Creative не хотелось просто перетаскивать старый чип на новую шину. Для лидерства нужен был более совершенный, качественно новый продукт. Теряя рынок и прибыль, Creative решила выждать и посмотреть, что предложат конкуренты, при этом усиленно работая над новейшим аудиопроцессором. Однако крупных сборщиков компьютеров такая ситуация совсем не устраивала. Им нужен был "бренд" — имя звуковой карты в продаваемых PC, которое ассоциировалось бы с качеством и надёжностью работы.

Спохватившись, Creative решает до подхода основных сил выпустить на рынок и подставить по удар временные наёмные войска (а в том числе и свою репутацию). Таким решением стали PCI-карты на чипах фирмы Ensoniq, в то время нуждавшейся в средствах, а поэтому поглощённой Creative (в последствии R&D-отделы Ensoniq и E-mu были объединены). Так появились на свет звуковые карты Sound Blaster 64 PCI и Sound Blaster 128 PCI. По качеству звука они, в общем-то, не уступали картам AWE64 Value. Зато были дешевы (за счёт отсутствия полноценного аудиопроцессора) и имели DirectSound3D-драйвера. 64 и 128 — также не разрядность, а общее количество голосов WT-синтеза.

Однако конкуренты имели возможность легко расправиться с таким слабым противником и не применули этим воспользоваться: лидерство на рынке захватили звуковые карты на чипе Aureal Vortex (её продвижением занималась успешная в то время фирма Diamond Multimedia, звуковая карта именовалась Diamond Sonic Impact и Diamond Monster Sound). ESS с дешёвенькими PCI-решениями заняла Low-End сектор рынка звука. В области Home Studio лидировала Yamaha с её XG-MIDI звуковыми картами. Некоторые журналисты всерьёз предрекали закат и падение "ненавистной империи Creative".

Хотя последняя даже и не думала гибнуть, а наоборот, начала осваивать новые для себя рынки: качественной мультимедийной акустики (приобретение в 1997 году Cambridge SoundWorks) и DVD-наборов (приводы и аппаратные MPEG2-видеодекодеры по OEM-у от Matsushita и SigmaDesign). Сейчас просто поражаешься, насколько дальновидно и в то же время своевременно Creative расширила сферы своих интересов.

Выпуск Sound Blaster Live!

Ситуация cо звуком на PC накалялась: марка SoundBlaster уже не работала, крупные заказчики уходили к другим производителям, нужно было срочно выпускать полноценную звуковую карту. Поэтому Creative очень торопилась и отложила доводку и усовершенствование внутренних алгоритмов своего нового звукового чипа на будущее. Причём, весьма оригинальным способом — выпустив аудиопроцессор со сменным внутренним микрокодом и обратив ситуацию себе в преимущество: "Наша уникальная супер-пупер технология позволит вам преображать звуковую карту только сменив драйвера!" Правда здесь в том, что такая возможность в новом аудиопроцессоре EMU10K1 действительно существовала. Лукавство — в том, что полностью переработать код и драйвера стоит громадных денег и отнимает кучу времени. Это не могло происходить слишком часто, что и подтвердила практика.

1998 год ознаменовался долгожданным для Creative релизом карты Sound Blaster Live! — нового семейства звуковых плат, наконец-то для шины PCI и с новым процессором на борту. Название буквально означает "Sound Blaster жив!" Рекламные лозунги гласили о реалистичных звуковых ощущениях и звуке с качеством выше "голливудского", а также о беспрецедентном эффекте звукового погружения в интерактивных играх, что, впрочем, было недалеко от реальности.

EMU10K: подробности

Чтобы понять всю прелесть SB Live!, рассмотрим некоторые технические характеристики стоящего на нём чипа EMU10K1, который Creative не без основания называет "The EMU10K1 Digital Audio Processor". Как покажет время, этот долгожитель среди мейнстрим звуковых чипов — действительно уникальное явление. Во-первых, его мощность (в 1000 MIPS), соизмеримая с производительностью процессора Pentium 100 МГц, в 1998 году очень впечатляла. Если на других звуковых картах просчёт звукового сопровождения на компьютерах того времени отнимал 20-30% вычислительных ресурсов, то на Live! речь шла о единицах или даже десятых долях процента! Во-вторых, в отличие от EMU8K, новый процессор проектировался с прицелом на установку в профессиональных студийных семплерах E-mu, а также профессиональных звуковых картах от того же производителя.

Процессор EMU10K1 поддерживает профессиональный формат семплов SoundFont 2.0/2.1 (все семплы стали 16 бит 48 кГц стерео, введена поддержка слоёв). Банки семплов хранятся в ОЗУ компьютера (!) и превышают лимит в 32 Мб. Поддержка ASIO в драйверах EMU APS. Имеется полный набор цифровых интерфейсов: S/PDIF, I2S , AC'97. Чип обладает четырьмя S/PDIF-выходами и двумя S/PDIF-входами! Профессиональный эффект-процессор от EMU — FX8010, обеспечивающий гибкий роутинг эффектов. 32-битное внутреннее представление данных. Полная поддержка Microsoft DirectSound/DirectSound3D в 2-х, 4-х канальной конфигурации, плюс свои собственные расширения функций 3D sound API, в отличие от native API конкурента (Aureal A3D API) полностью открытых к использованию всеми остальными разработчиками звуковых карт для лучшей поддержки производителями игр. Хотя Live! и дал фору конкурентам, чёткость звуковой картинки ввиду отсутствия грубого дизеренга при SRC, у карт Live! получается ощутимо выше. Ввиду отсутствия специального аппаратного блока Live! имел проблемы совместимости с Sound Blaster 16/AWE32 в DOS-играх в том случае, если последние использовали недокументированные возможности предыдущих поколений карт. Однако DOS уже отступал, а для большинства DOS-овских игровых хитов (DOOM2, HM&M) были выпущены Windows-версии.

Хотя MIDI уже постепенно утрачивало свою актуальность, интегрированный в чип профессиональный процессор эффектов нашёл применение в технологиях рендеринга объёмного звука, а алгоритмы работы с MIDI-голосами — в качественных аппаратных реализациях функций DirectSound/DirectSound3D (и по сей день субъективная чёткость восприятия смешанных потоков у процессора EMU10K является непревзойдённой среди карт того же ценового диапазона).

Технология EAX

Итак, в новых платах применяется рендеринг объемного звука на базе технологии Environmental Audio eXtension (EAX), что обеспечивает "живой" реализм звука. Разработанная Creative платформа Environmental Audio Platform (EAX SDK) пользуется широкой поддержкой в отрасли, в том числе таких ведущих разработчиков, как Electronic Arts, Activision, DreamWorks Interactive и MicroProse. Хотя, по сравнению с конкурентами, 3D звук на 2-х колонках и в наушниках при применении EAX 1.0 не очень впечатлял, а вот 4-колоночная конфигурация ввиду качественно реализованного панорамирования звучала неплохо. Самое же главное, что EAX API можно было запрограммировать легче лёгкого! К тому же, на любую не EAX игру или любой воспроизводящийся звук в реальном времени можно было наложить эффекты реверберации профессионального качества, что давало определённую новизну ощущений. Старые игры слушались свежо.

Что тут скажешь? Live! — действительно оказался очень удачным изделием, и это признают даже конкурирующие фирмы-производители звука для PC. Фирма Creative во все последующие годы закрепляет успех выпуском различных вариантов Live! на любой вкус и кошелёк: облегченный вариант для геймеров (с разноцветными пластмассовыми разъёмами) и полноценный вариант для продвинутых пользователей (позолоченные разъёмы, дочка с S/PDIF-интерфейсами).

Второе поколение карт Live!

Типичные представители: Value, Player, Platinum (последнее название следует по аналогии с AWE64 Gold). Модели самих плат CT4830, CT4760. Более тонкий тех. процесс, улучшенная разводка платы, разъём расширения AUD_EXT для подключения встраиваемых в 5-дюймовый отсек модулей Live!Drive. На задней панельке карты появился неприметный цифровой выход, под названием Digital Out. "Почему не S/PDIF out?" — спросят некоторые. Отвечаю. Выход не простой, а волшебный: разъём стереоминиджек, а посему двухканальный (трёхконтактный).

  • В режиме "S/PDIF output only" по центральному контакту посылается AC3-поток с DD5.1-сигналом.
  • В режиме "S/PDIF output only" при включённой опции "Live!Surround" по центральному контакту посылается 16 бит 48 кГц S/PDIF стереопоток с закодированными на лету 4-мя каналами карты в Dolby ProLogic.
  • В режиме 4-х каналов по центральному контакту посылается 16 бит 48 кГц S/PDIF стереопоток сигнала фронтальных колонок, на среднем контакте — …бла-бла-бла… тыловых колонок.
  • На карте также имеется перемычка, которая определяет: передавать на центральный контакт информацию с сигналом только для фронтальных колонок или микс "фронт+тыл".

Ну и кто теперь скажет, что Live! плохо экипирован "по цифре" и рекомендации Creative использовать с их картами акустику DTT — это "очередная маркетинговая чушь"? :) Найдите-ка мне набор акустики с многоканальным цифровым входом…

Второе поколение карт (например, Звуковая карта SB Live! Platinum от Creative) позволило подключить PC к наборам акустики Cambridge SoundWorks DTT со встроенным декодером/ЦАПом полностью по цифре и наслаждаться многоканальным звуком, преобразуемым в аналог внешними 24/96-преобразователями. Качество же колонок Creative полностью под стать их цене. Насчёт домашнего кинотеатра — как-то оно очень сомнительно... а вот для персонального просмотра DVD-фильма на небольшой громкости и для игр — вполне даже ничего!

Соболезную всем долбанутым критикам Creative, которые видели её продукцию только в прайс-листе и на картинках, а нехватку или нежелание выделения средств на покупку качественных вещей трактуют как всемирный заговор фирм-производителей против себя-любимого. Почему-то считается, что $200 на видеокарту среднего класса выделить — нормально, а вот $60-70 на хорошую звуковую карту — это для них конец света. Кстати, никто не заставляет этого делать: с ESS688 (дешёвенький и страшненький клон Sound Blaster Pro) в компьютере — тоже можно жить. В отличие от необходимости присутствия OpenGL-ускорителя, даже с дерьмовой звуковой картой Quake3 запустится и будет работать, ибо звук изначально оцифрован в поганом качестве (частота семплирования 11 кГц). Ну да, при этом не будет многоканального звука в играх и нельзя будет смотреть DVD или MPEG-4 фильмы. Какие мелочи…

Sound Blaster Live! 5.1

Третье поколение Live! было названо неприметно, но с намёком: Sound Blaster Live! 5.1. Я уже писал в статье на эту тему (Звуковая карта SB Live! Platinum 5.1 от Creative), что благодаря избыточной функциональности, заложенной изначально, EMU10K оказался таким долгоиграющим чипом. Ещё раз повторюсь, у чипа имеются 4 (!) S/PDIF выхода, что теоретически позволяет реализовать на нём хоть 7.1-карту, не то что скромные 5.1. Platinum 5.1, кроме всего прочего, обзавёлся ИК-пультом ДУ, что меня совершенно искренне порадовало. В 2000-м году звуковая карта Live! Platinum 5.1 получила награду iXBT.com Лучшая звуковая карта года.

Кстати, анекдот из жизни. Самое типичное письмо года, приходящее на мою почту: "хай! <:-)= пра тваю статю. мне тут криватив впарил ливчик 5.1 а там столько выходов всяких!!! куда сувать?!!! и ищё у меня видак есть с долбизвуком кажется. как мне сделать сараунд и какие калонки купить чтобы получить настаящий сараунд!!! хелп плиз!!! -=*VaSyA@pUpKiN*=-". На это у меня всё время чешутся руки написать точнее, куда там и что "сувать", но в минуты благодушного настроения я заготовил для подобных пациентов стандартный и подробно разжёвывающий текст ответа. Ознакомиться с ним можно чуть ниже заголовка статьи Звуковая карта Theatre X-treme 5.1 от MediaForte (рекомендую сделать поиск по фразе: "Приколы нашего городка или многоканальный ликбез").

Качество цифрового звука Live! 5.1 по сравнению с Live! второго поколения выросло совсем неприметно, но и на том спасибо. А вот возможность наслаждаться 5.1-звуком в играх (где переработанные DirectSound3D драйвера обсчитывали и выдавали независимые 5 каналов на каждую колонку, основываясь на текущей игровой ситуации) и декодировать DolbyDigital 5.1 именно средствами самой карты — очень приятные вещи. Как реализовано декодирование (программно, аппаратно или программно-аппаратно) — вопрос тонкий и вообще для пользователя 25-й по значимости. Главное, что функция есть и она по крайней мере не хуже других возможных вариантов по качеству (как, например, чисто программная реализация декодирования в DVD-плеерах WinDVD и PowerDVD). 5.1-звук в играх и фильмах — на мой взгляд заслуживает того, чтобы сделать апгрейд с Live! до Live! 5.1. При этом даже не всегда обязательно покупать новую карту (фокус с перепрошивкой ППЗУ был подробно описан в другой нашей статье — Аппаратный апгрейд звуковой карты Live! до Live! 5.1).

Кстати говоря, на картах Live!5.1 цифровой выход ещё навороченнее, несмотря на то же самое название "Digital Out". Во-первых, функционально он совмещён с третьим аналоговым выходом центр/саб (режим работы "аналог или цифра" для этого выхода выставляется переключателем "Digital Ouput Only"). Во-вторых, сам разъём выполнен 4-контактным! Под стать ему 4-х контактный многоканальный цифровой вход Digital-DIN, скажем, у набора DTT3500. Я ещё раз подчёркиваю, что это даёт возможность передавать 6 несжатых PCM-потоков 16 бит 48 кГц, тем самым не теряя в качестве ни в одном режиме работы (фильмы, игры, музыка). Передача 6 декодированных каналов в фильме может пригодиться при желании прослушать в максимальном качестве звуковую дорожку в стандарте DTS при просмотре DVD-фильма, даже не имея на то специального аппаратного декодера (WinDVD 3.0 DTS edition, далее с Live!5.1 по цифре на 6-канальный 24/96 ЦАП в DTT3500 — и все дела! Не надо тратиться на DTS-декодер за безумные $150-200.) Таким же хитрым образом можно наслаждаться 6-канальным цифровым звуком в играх. Подключение по аналогу несколько уступает в качестве варианту с "цифрой", особенно на высоких частотах. Однако задачу поиска компромисса между ценой и качеством каждый решает для себя сам.

Проблема воспроизведения 44,1 кГц по цифровому выходу при фиксированном на 48 кГц формате данных у Live! — из области мозгового джиттера морально нестойких аудиофилов. Искажения присутствуют, однако их влияние не заметно на слух даже на довольно качественной аппаратуре, по крайней мере в категории <$1000 (подробнее и с цифрами — в статье Звуковая карта Nightingale PRO 6 от Zoltrix).

Думаю все уже поняли, что лекцию по "криэйтоведению" я могу читать часами и без остановок. Хорошо, хорошо, заканчиваю с мемуарами, перехожу к самому интересному. :)

Анонс Audigy

За 3 года существования Live! успел надоесть многим. "Live! — это, конечно, хорошо", — говорили компании Creative компании-сборщики, — "но нет ли чего-нибудь поновее, посовременнее? Тем более, что Sensaura продвигает новые собственные расширения DS3D, которые будут использоваться в X-Box". "Где обещанная ещё в 1999 году поддержка SoundFont 2.1 и ASIO?" — задавали свой риторический вопрос домашние музыканты. "Почему не выходят новые драйвера?" — спрашивали многочисленные пользователи звуковых карт Live! всевозможных модификаций. Хотя, с момента выхода Live!, драйвера к ним (а с ними и микропрограмма в EMU10K1) менялись 3 раза: Live!Ware2, Live!Ware3 for Live!, Live!Ware3 for Live!5.1.

К счастью для Creative, конкуренты смогли противопоставить семейству Live! хоть что-то эквивалентное по качеству и возможностям только к 2001 году (Звуковые карты Seismic Edge и Rhythmic Edge от Philips, Звуковая карта Game Theater XP от Hercules, Интегрированный AC'97-звук на материнской плате Intel D815EFV). Это если, конечно, не принимать во внимание оставшееся за EMU10K1 лидерство в неактуальном для 2001 года MIDI-направлении. В первую очередь из-за широкого распространения форматов компрессии с потерей качества (MP3, WMA, etc.) и отказа производителей программ от применения MIDI для звукового оформления игрушек.

Вслед за объявлением 10 августа 2001 года Fourth Quarter And Fiscal 2001 Results, в которых говорилось о небольшом снижения дохода по сравнению с предыдущим финансовым годом, 13 августа 2001 года азиатское отделение довольно своевременно торопиться анонсировать аудиопроцессор нового поколения Audigy с технологией EAX ADVANCED HD. Разработчики обещают четырёхкратное увеличение вычислительной мощности, по сравнению с EMU10K1 (с которым он полностью совместим и наследует все его возможности). Плюс к этому в EAX сулят добавление несколько фирменных технологий (в виде новых расширений DS3D API), а также поддержку какого-то загадочного и никому пока не известного Dolby Digital API. Добавлена возможность наложения в 2 раза большего количества эффектов при воспроизведении музыки, расширен набор самих эффектов. Для музыкантов добавлена долгожданная возможность загрузки банков семплов в форматах SoundFont2.1 и DLS2 без ограничения объёма (предел составляет размер чуть меньше объёма оперативной памяти компьютера), а также интерфейс ASIO 2.0 для профессионального использования звуковой карты с аудиосеквенсорами (Cubase VST и некоторыми другими). Также введена поддержка воспроизведения звука в формате с 24 бит 96 кГц через встроенные в карту ЦАПы.

20 августа 2001 Creative выпускает долгожданный анонс следующего поколения звуковых карт Sound Blaster Audigy на базе аудиопроцессора Audigy. Также объявляется полностью модернизированная архитектура карты (Sound Blaster Audigy Architecture), привносящая качество 24-bit/100dB SNR и поддерживающая новую технологию EAX ADVANCED HD.

К октябрю в продаже ожидаются звуковые платы Sound Blaster Audigy Platinum eX по цене $249.99, Sound Blaster Audigy Platinum за $199.99 и Sound Blaster Audigy Digital Entertainment за $99.99.

До недавнего времени у нас, к сожалению, не очень получалось сотрудничать с компанией Creative, которая не слишком горит желанием осваивать наши необъятные просторы и даже не имеет здесь своего представительства (на данный момент Россия считается многими финансовыми аналитиками вообще "отсталой африканской страной", с объёмом рынка где-то между Польшей и Румынией). Однако ситуация постепенно улучшается, и, к всеобщему благу, к нам в тестовую лабораторию попал таки пресс-семпл самой навороченной карты из всей линейки нового семейства звуковых карт. Как вы правильно догадались, речь идёт о Sound Blaster Audigy Platinum eX.

Sound Blaster Audigy Platinum eX (Special Press Edition)

Хотя на самом деле упаковка серийного набора должна будет выглядеть так:

Легко заметить, что Creative наконец-то привлекла к оформлению профессиональных художников (всплакнём и надолго забудем об ужасных сине-рыжих тонах retail-упаковки SoundBlaster 16/32 и Live!). Теперь художественный дизайн коробки представляет собой просто произведение искусства!

Всё сказанное в этой статье о Platinum eX распространяется на характеристики всех звуковых карт семейства Audigy. Необходимо лишь учитывать комплектацию различных моделей карт.

Комплектация Sound Blaster Audigy Platinum eX

В набор пресс-семпла входили:

  • звуковая карта SB0090 с позолоченными входами/выходами;
  • дочерняя карта SB0110B с разъёмами для подключения внешнего модуля;
  • внешний модуль Audigy Drive SB0110 (предназначенный для произвольного расположения в любом удобном месте вне компьютера и соединяющийся с PC толстым полутораметровым кабелем);
  • беспроводной пульт ДУ;
  • соединительные шнуры;
  • компакт-диск с драйверами и утилитами.

Звуковая карта Sound Blaster Audigy (SB0090)

Для начала посмотрим на сравнительную картинку Audigy Platinum eX (SB0090) против Live! Player OEM (SB0060):

По сравнению с Live! 5.1 и EMU10K сразу же обращает на себя внимание огромный размер как самой платы Sound Blaster Audigy, так и аудиопроцессора Audigy. Плата действительно претерпела полный редизайн.

Так что там у нас с 24/96 ADC/DAC?

Этот раздел только для настоящих киберманьяков. Как говорится: "посторонним в…"

Как вы помните, спецификация AC'97 даже в самой последней своей версии (на момент написания статьи это версия 2.1 sept 2000) не позволяет реализовать аудиокодеки с форматом передачи данных по шине AC-link выше 20 бит (стандарт суров, но он — стандарт). Поэтому логично было бы увидеть на карте преобразователи на шине I2S , тем более что EMU10K1-based карты активно её использовали, вспомним ЦАП тылового канала — UDA1330A и UDA1334A на Live! и Live!5.1. В случае с Audigy опять же дело никак не могло обойтись без участия преобразователей фирмы Philips.

В точности так оно и оказалось — на карте применены следующие микросхемы, поддерживающие формат цифровых данных up to 24 бит 96 кГц: 6-канальный ЦАП Philips UDA1328T на 6-ти линейных выходах и АЦП Philips UDA1361T для оцифровки сигнала с линейного входа. Для микширования всех аналоговых сигналов с внутренних разъёмов карты применён старый знакомый — стерео AC'97-кодек Creative CT1297.

Так как звуковая карта 99% своего времени используется именно для озвучивания PC-приложений, то наиболее интересный объект для исследования — 6-канальный 24 бит/96 кГц ЦАП Philips UDA1328T:

Взглянем на его спецификацию:

Параметры ЦАП Philips UDA1328T (каналы 1 и 2)

Параметры ЦАП Philips UDA1328T (каналы с 3-го по 6-й)

На бумаге всё очень красиво. Однако следует помнить, что идеальные характеристики, полученные в вакууме для лабораторных образцов микросхем по хитрой методике производителя ни о чём ещё не говорят. Даже самый качественный сигнал с дорогого ЦАПа легко убить парой дешёвых дискретных элементов или помехами по питанию. С другой стороны, изделия, имеющий схожие характеристики, могу звучать совершенно по разному.

Параметры стерео АЦП Philips UDA1361T

Технология работы преобразователей — bitstream, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому не стоит удивляться одинаковым характеристикам для 48 кГц и 96 кГц и тому, что класс преобразователей остаётся бытовым. А где вы выдели профессиональную звуковую карту по цене менее $100?

Последующие тесты нашей фирменной программой RMAA выявят реальные характеристики аналоговых входов/выходов, после прохождения через весь звуковой тракт карты.

Подключение

Подключение 5.1-акустики по аналоговым или цифровым выходам не претерпело изменений по сравнению с Live!5.1. По прежнему приходится выбирать одно из двух видов подключения. В случае Audigy вопрос этот не праздный: предпочесть ли внешние преобразователи в наборах DTT от Creative и подать сигнал по цифре или лучше использовать внутренние 24/96 преобразователи?

Внешние входы/выходы карты вместе с дочерней платкой:

Хорошо видны входные и выходные разъёмы миниджек, а также 2 разъёма SB1394 (на самом деле разъём стандартный и полностью соответствует спецификации IEEE 1394). Широкий разъём с тремя рядами контактов служит для подключения внешнего модуля. Во второй порт SB1394 включается провод, также идущий к внешнему модулю.

Передняя панель модуля Audigy Drive не содержит ничего необычного:


  • оптические и коаксиальные входы/выходы;
  • выход на наушники (разъёма 1/4"-джек) с регулятором громкости — удобнейшая вещь для прослушивания музыки в вечернее время;
  • микрофонный вход 2 с регулятором уровня усиления, переключающим его в линейный вход 2 в крайнем положении;
  • стерео RCA разъёмы входа для подключения бытовой аудио-видео аппаратуры Aux in 2;
  • MIDI in и MIDI out в формате miniDIN для миниатюризации, в комплекте идут переходники на "взрослые" DIN-разъёмы;
  • SB1394 порт для подключения цифровых видеокамер и прочих высокоскоростных цифровых устройств.

Внутренние разъёмы карты:

Основная карта соединяется с "дочкой" очень широким шлейфом стандартного вида:

Запускаем!

Конфигурация тестового компьютера:

  • AMD Athlon 1333 MHz;
  • MB ASUS A7V133 (VIA KT133A);
  • Memory 512 PC133;
  • HDD IBM ICXXX 41 Gb;

Тестирование проходило главным образом под Win98SE с установленным DX 8.0a и 1394-патчем (без последнего не работал SB1394-порт).

Использовались идущие в комплекте драйвера, после установки которых в системе появились:

Какое облегчение, что эмуляция SB16 наконец-то не занимает ресурсы, по причине её долгожданного отсутствия! :)

Утилиты

Audigy превзошёл количеством и удобством утилит все предыдущие звуковые карты. Судите сами:

Особенно удался по дизайну Surround Mixer. Я, кстати, ругал год назад Surround Mixer у Live! именно за дэбильную чёрно-желтую гамму цветов. Видимо не один я, так как дизайн полностью переработали и сделали человеческим:

Остальные картинки не нуждаются в комментариях, просто посмотрите:

SB Audigy Quick Start

Creative TaskBar

  
Клик левой кнопкой                          Клик правой кнопкой

Audio HQ

EAX Control Panel

Краткое резюме. По сравнению с Live!5.1 у софта к Audigy улучшен дизайн и функциональность, эффекты сгруппированы по категориям и довольно уместны.

Размер банка SF2.X семплов теперь практически не ограничен:

Ну и кому он нужен, этот дорогущий Platinum eX?

Creative говорит о назначении их творения Audigy Platinum eX для безграничного музыкального творчества. Основные свойства карты, которые этому могут способствовать:

  • удобство работы с выносным внешним модулем;
  • цифро-аналоговые преобразователи 24 бит 96 кГц;
  • поддержка ASIO с его 2 мс задержкой (минимальное значение);
  • интерфейс SB1394 (IEEE1394);
  • S/PDIF вход/выход с возможностью работы в режиме 24 бит 96 кГц;
  • SoundFont 2.1 с теоретическим пределом объёма банка семплов в 4 Гб.

Заметим, что кроме первого пункта всё тоже самое относится и к остальным картам серии, и даже к самым дешёвым.

Пройдёмся по заявленным номинациям. Насчёт удобства по сравнению с встраиваемым в 5" отсек блоком и стоит ли это лишних монет — тут каждый решает для себя сам. Но, по крайней мере, смотрится внешний блок очень стильно, а наушники с регулятором громкости — неотъемлемый атрибут студийной работы (особенно это актуально для домашней студии, где за сведение музыки в вечернее время можно получить скалкой по голове или есть вероятность устроить себе вместо личной жизни мексиканский сериал).

24 бит 96 кГц преобразователи сами по себе значат мало (и это неплохо бы уяснить на будущее отделу маркетинга Creative!). Необходима аппаратная поддержка стандартных интерфейсов (MME, GSIF, ASIO, EASI) и совместимость с профессиональными программами. Также нужен полный программный контроль над параметрами драйверов: регулировка буфера в семплах или миллисекундах, возможность включения/отключения лимитера и SRC, мультиклиентные драйвера и т.д.

Что у нас с Audigy? Cubase v 5.0 R4 обнаружил ASIO-устройство, но, к сожалению, с единственной частотой дискретизации — 48 кГц:

Перевожу на русский: с текущими драйверами можно сказать "пока!" работе со звуком в 24/96 под интерфейсом ASIO.

Регулировка latency очень впечатляет:

Однако на компьютере с Athlon 1333 МГц и 512 PC133 работа при 2 мс была невозможна на фоне треска от выпадения семплов. 4 мс спасли ситуацию при воспроизведении. Возможно при записи понадобится выставить все 10. Но всё это не так страшно, по сравнению с отсутствием режимов 44,1 кГц и 96 кГц.

Желающим поработать через MME привожу отрезвляющий скриншот:

С Nemesys Gigastudio 2.20.42 ситуация немного получше:

По крайней мере видимость выбора тут присутствует. Однако выясняется отсутствие раздельной и внятно управляемой мультиклиентности, что не есть хорошо.

К счастью, SoundForge исправно воспроизводит любые форматы вплоть до 24/96 как по цифре, так и по аналогу. Для цифрового выхода Audigy имеются опции: 44,1 / 48 / 96 кГц.

Таким образом, отложенное редактирование вроде как возможно. Однако за $250 хотелось бы иметь карту с базовыми профессиональными возможностями, так как переплатив ещё $50-100 сегодня можно взять бескомпромиссное профессиональное звуковое решение. Но это уже тема совсем другого разговора.

Что касается Audigy, то просто не нужно питать иллюзий, что за $60 можно купить карту с возможностями как у профессиональной за $300-600. Это очень наивное мнение.

Однако не всё так плохо! Для домашней музыкальной студии Audigy всё равно стоит на голову выше всяких там недо-полу-профи-супер-хоум-студио-карт типа Vortex2 (AU8830), Santa Cruz (CS4630), и т.п. так как:

  • имеет внутренний формат данных 32 бита и качественные алгоритмы микширования потока (вследствие мощность аудиопроцессора);
  • процессор real-time эффектов профессионального качества с множеством настраиваемых параметров и простейшей системой роутинга;
  • поддерживает профессиональный формат семплов SF2.1 практически неограниченного размера банков (до 4 Гб);
  • позволяет работать с профессиональными ASIO-приложениями в формате данных 48 кГц c характеристиками профессиональных звуковых плат от $300 ценой;
  • совместима с Gigastudio (включая последнюю версию 2.20.42);
  • проигрывает wav-файлы любого формата вплоть до 24 бит 96 кГц;
  • имеет понятный и дружественный интерфейс собственных утилит;
  • имеет стабильные драйвера под все существующие операционные системы и в числе первых будет иметь их под все будущие.

Лирическое отступление. Я придерживаюсь мнения, что профессионал сможет "сделать конфетку" на любом имеющимся оборудовании. А вот "недопрофессионалу" всегда что-то мешает, как тому плохому танцору. Когда я писал статью про Live! Platinum 5.1, в самом её конце я привёл для ознакомления общественности свою собственную композицию, сделанную с нуля в формате MIDI только с использованием Live! 5.1 и полностью в формате 48 кГц, с пересчётом финального варианта в 44.1 кГц алгоритмами SoundForge. Кстати говоря, в этот раз в комплекте с Audigy предусмотрительно идёт маленькая утилитка от фирмы E-mu, которая выполняет подобную функцию качественного пересчёта из 48 в 44.1 кГц и обратно. Упомянутая композиция (August, 3,8 Мб, 16 бит 44.1 кГц стерео, 128 кбит/с MP3) по качеству исполнения вполне соответствовала понятию "демо-запись" в общепринятом представлении. Я также знаю многих коллег-музыкантов, которые не гнушались использовать Live! в работе. И я могу уверенно заявить о том, что звуковой карты Live!, а тем более Audigy вполне достаточно для начинающих музыкантов для их первых экспериментов с оборудованием, а также для отработки MIDI- и Audio-технологий и накопления опыта работы в профессиональных редакторах и секвенсорах.

Сейчас в моих компьютерах работают 2 профессиональные звуковые карты, стоящие в несколько раз больших денег, чем Live! 5.1 или Audigy, а семплеры по большей части программные, с интерфейсами GSIF и ASIO. Однако никакой формат или никакая крутая характеристика оборудования не может дать вдохновения и не сделает за вас творческую часть работы. Так что нечего на карту пенять, коли в голове нет интересных музыкальных идей. В далёком 1988 году я программировал партии инструментов в двоичном формате в отладчике-дизассемблере для собственного синтезатора, работающего с 1-битным спикером и не жаловался. Альбомы исполнителей середины века, записанные на допотопном оборудовании, до сих пор восхищают миллионы слушателей. Поэтому я отказываюсь выслушивать нытьё нынешнего поколения и их жалобы на несовершенство оборудования.

Тесты линейных выходов

Для тестирования использовалась программа RightMark Audio Analyzer v.2.5. Модели карт и стоящие там кодеки:

  • Audigy (SB0090) фронт, тыл UDA1328T
  • Live!5.1 (SB0060) фронт, тыл Sigmatel STAC9708T
  • Live! (CT4760) фронт Sigmatel STAC9721T, тыл Philips UDA1330A
  • Pеференсная карта Waveterminal 2496, VxD-драйвера 2.41

Вот какие интересные результаты получились:

Front Out, 44100 Hz, 16 bits (подробнее)

Front Out, 48000 Hz, 16 bits (подробнее)

Rear Out, 44100 Hz, 16 bits (подробнее)

Rear Out, 48000 Hz, 16 bits (подробнее)

Нетрудно видеть, что более высокий коэффициент нелинейных искажений и слабые характеристики проникновения каналов с фронтального выхода не зависит от применённого ЦАПа, а следовательно является баго-фичей самого чипа EMU10K1 и Audigy. Зато сами характеристики ещё более улучшились, особенно в режиме 44,1 кГц. Параметры тылового выхода всех карт Creative в обоих режимах работы легко могут претендовать на применение в домашних музыкальных студиях. Не больше, но и не меньше.

Что касается THD=0,1% на фронтальном выходе — это, конечно же, не очень хорошо, если подходить к вопросу абстрактно. Но учитывая то, что после второй гармоники на спектрограмме THD дальше почти ничего нет (как известно наиболее неприятны третья и все последующие гармоники), то создаваемое картой звучание можно охарактеризовать как вполне приятное и ничем не отличающееся от других звуковых карт. Однако, несмотря на установленный 6-канальный 24/96 ЦАП от Philips, звучание не дотягивает до профессиональных 24/96 преобразователей (класса AKM AK4524).

Обращаю особое внимание, что сигнал на внешний модуль Audigy Drive и обратно, в отличие скажем от Game Theater XP от Hercules, идёт полностью в цифровом виде. То есть в внешнем модуле расположены свои отдельные преобразователи! Роль АЦП выполняют две микросхемы от Philips, те же самые UDA1361T что и на основной карте. ЦАП более интересен. В его качестве выступает стерео ЦАП XWM8728 (совместимый с SACD, формат данных 24 бит 192 кГц) от английской компании Wolfson.

Вы можете видеть приведённой ниже фотографии, рядом с мультиформатным цифровым приёмником от Crystal:

К слову цифровые входы/выходы на выносном блоке имеют гальваническую развязку через импульсный трансформатор GTS.

Прослушивание

Для слуховых тестов использовались два набора акустики (каждый лидер в своём классе мультимедийных 5.1-комплектов на данный момент):

  • набор 5.1-акустики со встроенным 6-канальным усилителем F&D IHOO 5.1;
  • набор 5.1-акустики с шестиканальным 24/96 ЦАПом и DD5.1-декодером Cambridge SoundWorks DTT3500.

Для тестирования и поиска разницы в звучании между Audigy и Live!5.1 мы установили на один тестовый компьютер первую карту, а на другой — вторую. Потом подключили их по аналогу к 2.1 части 5.1-комплекта F&D IHOO и запускали одновременно одни и те же композиции (предварительно сграбленные с CD-DA) на обеих картах. Коммутируя входа с передней панели усилительного блока мы имели возможность мгновенно менять источник сигнала. Тесты показали, что разницы при воспроизведении музыки в формате 16 бит 44,1 кГц между картами Audigy и Live! 5.1 не имелось даже на такой качественной деревянной акустике, как F&D IHOO. Тыловые выходы карт звучали одинаково хорошо. Фронтальные — одинаково явно уступали тыловым в связи с слышимыми искажениями. Ощущалось некоторое уменьшение детальности звуковой картинки.

Рекомендации напрашиваются сами собой: для прослушивания музыки через аналоговые выходы в стерео-режиме на карте SB Live!/Live!5.1/Audigy лучше использовать тыловой выход, при этом ставить карту в режим четырёх колонок, в котором тыл дублирует фронт. Для качественного прослушивания по цифре — те же самые рекомендации. Снять цифровой сигнал именно с тылового канала можно с красного тюльпана, если подключить шнур "стерео миниджек на два RCA-разъёма" к цифровому выходу Live!/Live!5.1/Audigy и переключить карту в режим Digital Output Only (при этом на белом будет фронт).

Ситуация дебильная, согласен, а что делать? По слухам, Creative собирается в октябре прилететь в Россию и привезти с собой технических специалистов. Придётся мне персонально сломать палец тому, кто запрограммировал такую убогость в алгоритмах на фронтальном выходе.

Цифровой выход в драйверах Audigy может работать в трёх режимах: 44,1 кГц, 48 кГц и 96 кГц (настраивается в утилите Device Controls). На удивление, набор акустики DTT3500, разработанный около года назад, поддерживает режим 24 бит 96 кГц и спокойненько воспроизводит в нём музыку через 6-канальный цифровой вход miniDIN! Таким образом, на момент выхода карты Audigy в свободной продаже имеются наборы акустики, которые на 100% совместимы с новыми картами во всех режимах (речь идёт от наборах DTT). Вот это действительно приятная неожиданность!

Игры

С возможностями Audigy в играх можно ознакомится в специальном красочном разделе, описывающем возможности технологий EAX ADVANCED HD: (http://www.soundblaster.com/audigy/eax.asp) на их сайте посвящённом этой новой звуковой карте (http://www.soundblaster.com/audigy/).

Я опробовал карту в различных играх в Win98SE и в Win2K SP2. Всё работало нормально, эффекты EAX включались там где нужно. В Win2K ничего не зависало, звук воспроизводился без заиканий. Бенчмарки с FPS-ами и сравнения качества в играх Audigy vs. Live!5.1 vs. все остальные современные карты — тема отдельного исследования и разговора.

Хорошие новости для владельцев Live!

Согласно последним разведданным Creative намеревается выпустить универсальные драйвера для всей линейки Live!/Live!5.1/Audigy. В данный момент такие драйвера проходят бэта-тестирование. Мне удалось найти в сети 111-мегабайтный unofficial Liveware Beta UDA installer. Где я их взял — уже не помню, с тех пор прошло много переустановок различных версий Windows…

Могу сказать, что действительно, на карте Live!5.1 с универсальными WDM-драйверами всё выглядит и работает так, как будто в компьютере установлена звуковая карта Audigy: появляется поддержка ASIO, неограниченных банков SF2.X, а также всех новых эффектов и возможность назначать 4 эффекта за раз.

Так что же, Audigy выходит и не нужна? Немного не так. Во-первых, пока эти драйвера малость глюковаты и приложения изредка сваливаются в синий экран. Причём, по закону подлости это происходит в тот самый момент, когда хочешь засейвиться в игре или сохранить результат каких-то продвижений в секвенсоре. Во-вторых, остаются ещё и аппаратные различия между картами: 24 бит 96 кГц (типа круто, йо!), более качественные характеристики выходов (хоть на слух это и не отличимо) и, наконец, бонус в виде интегрированного IEEE1394 контроллера.

Порт SB1394 (интегрированный IEEE1394-контроллер)

Итак, Creative решила внести свежую струю в мультимедиастроении. Для этого она интегрировала в новое семейство карт Audigy внешний контроллер.

Трудно сказать, почему создатели карты назвали стандартный разъём именем SB1394. По крайней мере Windows видит встроенный в карту контроллер как стандартное устройство:

Для проверки функционирования порта на самой карте мы подключили к нему внешнее устройство — обычный IDE-винчестер в переносной оболочке.

Как известно, протокол IEEE1394 может работать в режимах 100, 200 и 400 Мбит/с. Данное устройство поддерживало только 100 Мбит скорость обмена, а винчестеры эксплуатировала в режиме UDMA33, поэтому установленный внутрь HDD Quantum KA 7200 rpm согласно WinBench 99 показывал постоянную скорость обмена на уровне 10,5 Мбайт/с.

Результаты в сравнении с работой того же винчестера внутри компьютера:

Не очень доверяя всяческим показателям типа: "1000 гигафлопс на мегатексель между внутренней шиной Super Bus и кешем 20-го уровня", я попытался переписать с этого винчестера на компьютер реальную папку с реальными файлами. В роли подопытного кролика выступала папка со свежеустановленными Win2K SP2 (объём 604 Мб, 5807 файлов в 110 папках).

При нахождении винчестера во внешнем блоке операция копирования заняла 1 мин 59 с, внутри компьютера — 63 с. Таким образом, средняя скорость передачи составила 5,1 и 9,6 Мбайт/с для случаев вовне и внутри компьютера соответственно.

Таким образом, внешнее IEEE-устройство даже с самым простейшим контроллером производит самое благоприятное впечатление (в ближайшем будущем ждите подробный отчёт о его тестировании от Романа Шелепова). Если бы цифровой фотоаппарат Casio QV-3000 EX, которым сделаны все снимки в этой статье, имел интерфейс обмена IEEE 1394, вместо тормознутого USB 1.0, я был бы тому необычайно рад.

Да, теоретически есть шина USB 2.0. Однако для её использования придётся потратиться на дополнительный USB 2.0 контроллер и дополнительное USB 2.0 внешнее устройство... Делайте выводы, господа... Почему только "господа"? Просто я надеюсь, что дамы такую жуть, как мои статьи, не читают. :)

Почём Audigy для народа?

Как и в случае с Live!5.1, в России скорее всего получат широкое распространение только облегчённые версии карт: Audigy Player и Audigy Player OEM. Ожидаемые розничные цены — те же, что были на момент появления в продаже карт серии Live!5.1. То есть около $100 за retail и около $85 за OEM.

Audigy Player будет представлять собой полнофункциональный вариант карты (SB0090 с IEEE1394 на борту), теоретически расширяющийся до Platinum и Platinum eX. В комплект входит планка с разъёмом для подключения MIDI-устройств/джойстика:

В OEM-варианте возможны разноцветные пластмассовые миниджеки и не позолочёный IEEE1394-коннектор (в комплект также входит заглушка с разъёмом для подключения MIDI-устройств/джойстика, на фото — справа)

Не исключена возможность появления bulk-варианта карты (без SB1394-порта и с традиционным расположением джойстикового разъёма на его месте).

Выводы

Новое поколение шестиканальных звуковых карт, Sound Blaster Audigy — достойный преемник и продолжатель традиции качественных аудиоустройств для платформы PC от фирмы Creative. По сравнению с предыдущей серией карт (Sound Blaster Live! 5.1) карты Audigy обладают как рядом небольших улучшений, так и некоторыми революционными нововведениями. Самые яркие отличия — это поддержка формата данных 24 бит 96 кГц и установленный на плате IEEE1394 контроллер. Полупрофессиональное применение карты ограничено некоторыми недоработками драйверов и несовершенством чипа. Несмотря на это, возможности Audigy выходят за рамки привычного представления о бытовых звуковых картах.

Преимущества Sound Blaster Audigy:

  • мощный аудиопроцессор Creative Audigy, поддерживающий запись, воспроизведение и real-time обработку аудиоданных в любых форматах, вплоть до 24 бит 96 кГц (по этому поводу см. дополнение к статье чуть ниже);
  • новые расширения EAX, теоретически ещё более реалистичное звуковое сопровождение в играх;
  • согласно нашим измерениям, ещё чуть более увеличившееся по сравнению с Live!/Live!5.1 качество 6-канального аналогового выхода в режимах 16 бит 44,1 кГц и 16 бит 48 кГц;
  • внутренний формат данных 32 бита и качественные алгоритмы микширования потоков;
  • процессор real-time эффектов профессионального качества (до 4-х одновременно) с множеством настраиваемых параметров и простейшей системой роутинга;
  • профессиональный формат семплов SF2.1 практически неограниченного размера банков (до 4 Гб);
  • работа с профессиональными ASIO-приложениями в фиксированном формате данных 48 кГц c временем задержки, сопоставимой характеристикам профессиональных звуковых плат ценой от $300;
  • совместимость с Gigastudio (включая последнюю версию 2.20.42);
  • установленный на плату IEEE1394-контроллер (порт SB1394) для обмена данными с цифровыми высокоскоростными устройствами (внешними накопителями информации, цифровыми DV-видеокамерами и т.п.);
  • понятный и дружественный интерфейс собственных утилит;
  • стабильные драйвера под все существующие операционные системы и перспектива в числе первых иметь их под все будущие.

Недостатки Sound Blaster Audigy:

  • невозможность применения преобразователей при использовании формата данных 24 бит 96 кГц;
  • пока нет в продаже.


Дополнение к статье от 21.09.2000
(через день после публикации)

С поддержкой режима работы 24 бит 96 кГц через аналоговые входы/выходы всё оказалось не так просто. Да, шина передачи данных I2S между преобразователями и аудиопроцессором Audigy, а также АЦП и ЦАПы поддерживают этот режим. Однако с чипом ситуация пока ясна не до конца. Официальная информация о возможностях карты Audigy по записи/воспроизведению цифрового звука имеется в электронном руководстве пользователя, которое находилось на диске с драйверами. Цитирую раздел "Технические характеристики" (пришлось сделать скриншот, так как "новый, улучшенный" Adobe Acrobat Reader 5.0.1 отказался копировать текст в буфер):

У меня без проблем получалось воспроизводить файлы формата 24 бит 96 кГц в wav-редакторе Sound Forge 5.0, поэтому я не заподозрил ничего подозрительного… Однако, возможно при этом работал универсальный SRC-алгоритм пересчёта 96 кГц -> 48 кГц (внутри чипа Audigy или на уровне драйверов, что в принципе не проблема запрограммировать), либо, переработав над этой статьёй, я испытал слуховые галлюцинации, что, учитывая её объём (около 50 тыс. символов, 70 иллюстраций) и сжатые сроки подготовки, также нельзя исключать. :)

В статье также, к сожалению, остались не освещены следующие темы: качество цифрового выхода (для тестирования в режиме 24 бит 96 кГц пока не готова наша тестовая программа), измерение характеристик и слуховые тесты качества оцифровки аналогового входа, измерение характеристик и слуховые тесты качества воспроизведения через ЦАП Wolfson (стоящий в блоке Audigy Drive), тестирование новых эффектов EAX ADVANCED HD (Audio Clean-Up, Time Scaling, DREAM), сравнение производительности Audigy со всеми современными картами в играх, более подробная информация о работе карты в Win2K и XP. Так что ждите продолжения статьи как только карта вновь появится в нашей тестовой лаборатории (вернётся к нам с гастролей по другим компьютерным изданиям или просто появится в продаже).



Звуковая карта Creative Sound Blaster Audigy Platinum EX предоставлена
Восточно-Европейским представительством компании Creative

Благодарим компанию "Олди" за предоставленное для статьи оборудование:
акустику Creative DTT3500 и звуковую карту Creative Sound Blaster Platinum (CT4760)

 

  • Поделиться:
Дополнительно

ВИКТОРИНА HIGHSCREEN

Каких смартфонов НЕТ в актуальной линейке Highscreen?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.