Звуковые карты Seismic Edge и Rhythmic Edge от Philips


 

Фирма Philips в представлении не нуждается. Однако компьютерные изделия этого производителя менее известны, чем выпускаемая им бытовая аудио- и видеоаппаратура. В области PC-мультимедиа фирма отметилась выпуском линейки недорогой мультимедийной акустики, а для американского рынка — еще и звуковых карт с приставкой Edge: 2-канальной Rhythmic Edge (PSC702), 4-канальной Seismic Edge (PSC704) и 6-канальной Acoustic Edge (PSC706).


В текущем 2001 году подразделение Philips, занимающееся исключительно звуковыми картами, планирует выпустить в Европе модели карт с теми же названиями, но измененные функционально: 4-канальную Rhythmic Edge (PSC703), 6-канальную Seismic Edge (PSC705) и 6-канальную же Acoustic Edge (PSC706). От PSC705 последняя карта отличается наличием S/PDIF In и набором софта. Рекомендуемые розничные цены на retail-варианты составляют $49, $79 и $99 соответственно (OEM-версии карт будут доступны по менее высоким ценам).


  
Seismic Edge (PSC705)              Rhythmic Edge (PSC703)

Некоторые комментарии. Выпускать 2-канальный вариант за $49 (PSC702) в наши дни даже для Philips было очень отважным поступком: цена 6-канальной карты с теми же алгоритмами QSound на чипе ForteMedia FM801AU с S/PDIF in и out составляет всего $30 (см., например, обзор карты Theatre X-treme 5.1), так что отказ от 2-канального варианта и снижение цены на 6-канальный для европейского рынка настраивают на более оптимистичный лад.

Наша лаборатория получила возможность протестировать обновлённые модели Rhythmic Edge (PSC703) и Seismic Edge (PSC705). Обзор Acoustic Edge (PSC706) также планируется в ближайшем будущем.

Общие характеристики

Ключевые особенности звуковых карт Philips семейства Edge, заявленные производителем:

  • высокопроизводительный звуковой акселератор Philips ThunderBird Avenger;
  • ускорение 256 DirectSound потоков и цифровое микширование;
  • ускорение 96 потоков 3D-аудио, включая расчет реверберации, а также отражений от и прохождений сквозь преграды при 3D-позиционировании;
  • полный дуплекс, 48 кГц запись и воспроизведение;
  • возможности MIDI: интегрированный 64-канальный аппаратный wavetable синтезатор, 512-голосый программный XG/GM синтезатор от Yamaha в комплекте;
  • двойной акселератор игровых портов с расширенной совместимостью;
  • совместимость со звуковыми API: DirectSound, DirectSound3D, EAX 1.0, EAX 2.0/ I3DL2, A3D 1.0;
  • выходы: для наушников, стерео, 4-канальный surround, 5.1-колоночный (наличие/отсутствие зависит от модели);
  • QMSS, расширяющее режимы воспроизведения DVD (требуется поддержка программным DVD-плеером).

Звуковой процессор

Ядром карты является PCI-аудиоакселератор SAA7785 ThunderBird Avenger. Этот чип представляет собой DSP, аппаратно ускоряющий алгоритмы QSound 3D включая:

  • технологию 3D-позиционирования QSound3Dinteractive;
  • QSound Environmental Modeling для EAX и DS3D игр;
  • QSound Multi Speaker System для четырех или 5.1-колоночного воспроизведения стереозвука;
  • QXpander для создания объёмного звучания стерео на двух колонках;
  • DVD QSurround — виртуализация 5.1-колонок через 2 (требуется поддержка этого режима программным DVD-плеером).

Сама микросхемка имеет очень небольшие размеры — 14×14 мм и напоминает чип FM801. Напомню, чип от ForteMedia является HSP (host-based signal processing) чипом. То есть он лишь частично ускоряет операции с аудиоданными: преобразование частоты семплирования (SRC), цифровое микширование и поддержку DOS. Остальные функции реализованы программно, за счёт CPU. Именно этим объясняется невысокая цена карт на основе FM801.

Однако при всей внешней схожести чип от Philips, напротив, является полноценным программируемым DSP. В спецификации процессора сказано: "SSA7785 ThunderBird Avenger по-настоящему аппаратный аудиоакселератор. Использование CPU сведено к минимуму за счёт аппаратного вычисления в DSP: преобразования частоты семплирования, панорамирования, микширования, виртуализации, фильтрации, синтеза музыки, мультиканальных преобразований и поддержки гейм-порта". (Original: "The SSA7785 ThunderBird Avenger is a true hardware audio accelerator. CPU consumption is minimized by processing sample rate conversion, panning, mixing, 3D virtualization, filtering, music synthesis, multichannel conversion, and gameport functions in the hardware DSP"). К сожалению, в документации от производителя нет информации об ориентировочной производительности этого чипа в MIPS.

Интересны возможности чипа по работе с цифрой. Потребительская (IEC958 Consumer) версия цифрового протокола S/PDIF соседствует с приёмопередающей парой звуковой шины Inter-IC (или просто I2S). Этот почему-то не очень жалуемый производителями ширпотреба (и не только) интерфейс в отличие от S/PDIF имеет линии синхронизации (Word Select Clock, Bit Clock) и в данном случае может работать в режиме мастер или слейв на частотах 32.0, 44.1 и 48.0 кГц. S/PDIF поддерживает те же самые частоты дискретизации, а вот разрядность данных теоретически может составлять до 24 бит. S/PDIF out поддерживает режим вывода цифрового потока AC3 с данными, благодаря чему должен обеспечиваться вывод DolbyDigital5.1/DTS сигнала (Pass-Thru). Насчёт S/PDIF in в документации есть загадочная фраза о том, что он поддерживается через I2S. Ещё больше непоняток вызывает наличествующая у 128-пинового варианта чипа (а именно такой вариант был впаян на тестируемых картах) совершенно обычная, отдельная для S/PDIF in 27-я нога с надписью Reserved. В любом случае мастера "самоделкины" могут привязать к ней через буфер соответствующий разъём S/PDIF in, а более практичные пользователи просто раскошелятся на лишние $20 и возьмут модель Acoustic Edge, имеющую аж 2 цифровых входа — внутри и снаружи карты (подробности ниже).

Комплектация

Обе карты попали к нам в OEM-варианте. Это означает, что в комплекте с картой идут только компакт с драйверами и утилитами, шнур для подключения любого читающего CD-DA диски привода по аналогу (в наши дни обыкновенный CD-ROM drive скорее уже экзотика) и сертификат Yamaha с серийным номером к XG MIDI софт-синтезатору S-YXG50.

Преимущество OEM-варианта для пользователя заключается в экономии на не слишком нужных в комплекте вещах, например печатном руководстве на всех языках мира исключая русский и диске с демками игр или музыкальных программ.

В данном случае на компакте располагались:

  • драйверы под WIN9X V2.43, NT4.0 V1.06, WDM V1.39, DOS V5.26;
  • фирменная контрольная панель (внимание, рисунок представляет собой анимированный gif):


  • mp3/CD-плеер SIREN Jukebox 2.0 от Sonic Foundry с возможностью создания своего каталога медиа-файлов:


  • многоканальный редактор ACID XPress 2.0 от Sonic Foundry для создания современной танцевальной музыки на профессиональном уровне из семплов и закольцованных фрагментов (включает коллекцию из 17 Мб демонстрационных семплов и 3 готовых демо-композиции):


  • программный MIDI-синтезатор S-YXG50 от YAMAHA;
  • программа AudioPix Free от QSound для создания mpg-файлов из mp3 + картинка.


Внешний вид

И 703-я, и 705-я карты выполнены по одному дизайну печатной платы. Различаются они отсутствием у 703-й одного из кодеков (2-канального SigmaTel STAC9721) и его "обвязки" (операционный усилитель, конденсаторы и резисторы), а также исполнением цифровых S/PDIF выходов: у Seismic Edge это совмещённый с аналоговыми выходами миниджек, а у Rhythmic Edge — коаксиальный RCA-разъём ("тюльпан").



Четырёхканальная Rhythmic Edge (PSC703)


Шестиканальная Seismic Edge (PSC705)

Внутренняя металлизация разъёмов в пластмассовой цветной оболочке очень порадовала. Таким образом, с одной стороны, выполняются требования стандарта PC99, касающиеся цветной маркировки (синий цвет — линейный вход, красный — микрофонный, зелёный — фронтальный выход, чёрный — тыловой, жёлтый — центр/саб), с другой — разъём имеет большую площадь контакта и повышенную прочность, а следовательно, износостойкость. Три внутренних аналоговых разъёма: AUX-in, TAD, CD-in — обычное дело на современной звуковой карте.

У шестиканальной Seismic Edge (PSC705) цифровой выход совмещён с выходом на центр/саб, как это реализовано у Live! 5.1 и Santa Cruz. Лично мне такое инженерное ухищрение совсем не нравится. Пользователь, имеющий бытовой ресивер с 6 аналоговыми входами и цифровым S/PDIF, будет поставлен перед дилеммой: подключить ли карту по цифре и улучшить качество стерео — тогда пропадёт многоканальность, или подключиться к ресиверу по аналогу, но тогда музыка будет воспроизводиться не с максимально возможным на данной связке качеством. В общем, желающим избежать подобных проблем придётся разориться на самую дорогую шестиканальную модель от Philips — Acoustic Edge (PSC706), так как только она имеет раздельные коннекторы для подключения цифры и аналога. И это правильно, друзья мои! Неясным остаётся вопрос о возможности одновременной работы и цифры, и аналога без необходимости переключения настроек в драйверах. Ответ на него надеемся получить, как только к нам попадёт пресловутая 706-я модель.

Расположение разъёмов и возможности Acoustic Edge по подключению, думаю, ясны из следующей схемы:



Обобщим найденные различия между моделями звуковых карт Philips:

Название Rhythmic Edge Seismic Edge Rhythmic Edge Seismic Edge Acoustic Edge
Код PSC702 PSC704 PSC703 PSC705 PSC706
Цена $49, карта снята с производства $79, карта снята с производства $49 $79 $99
Кол-во аналоговых выходов 2 4 4 6 6
Тип аналоговых выходов mini-jack mini-jack mini-jack mini-jack mini-DIN
(G-9)
Наличие цифрового выхода - - + + +
Тип цифрового выхода n/a n/a RCA mini-jack, совмещённый внешний RCA, отдельный
Наличие цифрового входа - - - - +, внутренний и внешний

Технические подробности

Далее идёт скучная и тяжёлая техническая часть, поэтому все особо впечатлительные и "гуманитарно образованные" могут сразу же перейти к разделу Тестирование музыки.

Мы же с самыми пытливыми читателями посмотрим, как обстоят дела с ЦАП/АЦП. На картах установлены самые распространённые на сегодня кодеки — SigmaTel STAC9708 и STAC9721. Если вы помните, такие же микросхемы стоят на звуковых картах Live!, Live! 5.1, Vortex, Vortex2, Genius 5.1 и пр.

Многие будут удивлены, что Philips не сделал карту на собственных преобразователях. Однако следует учитывать, что Philips не специализируется на выпуске AC'97-кодеков и стоящие, скажем, в изделиях Creative микросхемы Philips UDA1330A и UDA1334A представляют собой бюджетные стереоЦАПы с фильтром на борту (low-cost stereo filter DAC) с интерфейсом I2S (!). И хотя ThunderBird Avenger частично поддерживает I2S (см. спецификацию), для сопряжения со стандартной шиной AC-link и поддержки всей чехарды внутренних и внешних разъёмов единственным правильным выбором является AC'97-кодек от лидера по выпуску этих изделий — SigmaTel.

Операционные усилители на выходе всех 3 каналов поражают своими размерами. Это уже "родные" филипсовские NE5532N, довольно крутые по своим характеристикам изделия. Спецификация их относит не иначе как к высококачественным изделиям для применения в профессиональной и измерительной аппаратуре, а также для согласования с наушниками. Декларируется уровень выходного напряжения вплоть до 10 Вольт (RMS)! Теперь понятно, почему я не мог на своих 32-омных наушниках Philips HP600 вынести громкость выше 20-процентной отметки в микшере, в то время как на других картах 90%/90% Master/Wave считалось нормой. :) Обладатели высокоомных наушников и пассивных калонок, возрадуйтесь! Пришел и на вашу улицу праздник. Надеюсь, что больше я не услышу в нашей конференции "Мультимедиа": "Посоветуйте хорошую карту! Live — дерьмо полное, пришлось вернуть! Этот отстой не имел даже встроенного усилителя!!! Звук на моих любимых гробчиках S90, подсоединённых прямо к карте, тихий и фиговый, не то, что с моей старой ESS688 с усилителем!"

Тестовые измерения

Тесты проводились с использованием программы RightMark Audio Analyzer v. 2.0 по единой для всех звуковых карт методике с использованием профессиональной карты EgoSys Waveterminal 2496 в качестве референсной.

В тестировании участвовали следующие устройства (в скобках указаны звуковые чипы и кодеки, которые были задействованы в тестируемой цепи):

  • Philips Seismic Edge (Philips SSA7785, SigmaTel STAC9708);
  • Creative SB Live! Player 5.1 (Creative EMU10K, SigmaTel STAC9708);
  • Genius SM Live 5.1 (ForteMedia FM801AU, SigmaTel STAC9708);
  • Turtle Beach Santa Cruz (Cirrus Logic/Crystal Semiconductor CS4630, CS4294).

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Звуковые карты / Параметры Philips SE
Front Out
Live! 5.1
Front Out
Live! 5.1
Rear Out
Genius 5.1
Front Out
Genius 5.1
Rear Out
Santa Cruz
Front Out
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 20 Гц — 20 кГц), дБ: -2.54, +0.08 -1.56, +0.09 -0.18, +0.00 -1.55, +0.08 -2.88, +0.09 -0.39, +0.00
Уровень шума, дБ (А): -89.3 -87.8 -88.7 -87.0 -89.0 -84.0
Динамический диапазон, дБ: -85.4 -81.9 -84.8 -81.8 -84.0 -79.6
Нелин. искажения + шум, %: 0.012 0.081 0.015 0.015 0.015 0.018
Взаимопроникновение каналов, дБ: -83.5 -52.7 -82.5 -86.3 -82.3 -82.0
Итоговая оценка: Хорошо Хорошо Очень хорошо Очень хорошо Хорошо Хорошо

В этом тесте звуковая карта от Philips показала превосходные результаты: самый низкий уровень шума и самые низкие искажения! Парадоксально, но самые плохие характеристики в целом у фронтального выхода Live! 5.1, а самые хорошие — у тылового выхода Live! 5.1. Не этим ли объясняется столь полярное отношение пользователей к продукции Creative? Кто-то умело использует все преимущества Live!, а кто-то, не сумев приспособиться к её "особенностям", потом долго кричит об отвратительном и безжизненном звучании.

Приведены итоговые оценки, автоматически выставленные тестовой программой. Карте Philips Seismic Edge не хватило всего 1 дБ в неравномерности АЧХ для того, чтобы получить оценку "Очень хорошо".

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Звуковые карты / Параметры Philips SE
Front Out
Live! 5.1
Front Out
Live! 5.1
Rear Out
Genius 5.1
Front Out
Genius 5.1
Rear Out
Santa Cruz
Front Out
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 20 Гц — 20 кГц), дБ:-4.23, +0.08 -5.37, +0.08 -4.00, +0.00 -7.79, +0.05 -7.42, +0.05 -2.57, +0.05
Уровень шума, дБ (А):-89.3 -87.5 -88.5 -89.7 -88.7 -84.1
Динамический диапазон, дБ: -85.4 -83.1 -85.0 -84.9 -84.3 -80.2
Нелин. искажения + шум, %: 0.023 0.081 0.011 0.080 0.081 0.019
Взаимопроникновение каналов, дБ: -82.1 -52.7 -82.9 -84.8 -82.2 -84.8
Итоговая оценка: Хорошо Посредственно Хорошо Хорошо Хорошо Хорошо

44,1 кГц давно известен как более тяжёлый режим для звуковых карт, выполненных в старом AC'97 v. 1.0 стандарте (с фиксированной частотой 48 кГц). При желании производители давно уже могли бы сделать кодеки и чипы с изменяемой частотой работы шины AC-link, а не уродовать аудиохарактеристики устройств несовершенными real-time алгоритмами SRC (дизеринг, подмешивание псевдошума и т.п.).

По такому прогрессивному пути (внедрение в контроллер и кодек изменяемой частоты AC-link от 7 кГц до 48 кГц с шагом в 1 кГц) пошла фирма Analog Devices, доказавшая своим кодеком AD1885, что если изделие реально соответствует версии 2.1 спецификации AC'97, то характеристики кодека и на 48, и на 44,1 кГц можно сделать одинаковыми. Однако AD1885 — по сути бюджетный кодек, и его параметры, полученные нами в статье Интегрированный AC'97-звук на материнской плате Intel D815EFV, лучше приведённых в таблице только в части неравномерности АЧХ. Динамический же диапазон да и разделение каналов у изделия от Analog Devices в целом неплохи, но несколько уступают соответствующим характеристикам обычных звуковых плат.

Напоследок хотелось бы ещё раз сказать несколько слов об интерпретации результатов измерений любителям выносить судьбоносные приговоры компьютерным железякам. Восприятие музыки — очень сложный и субъективный процесс. Конечно же, набор из 5-10 цифр не является исчерпывающей характеристикой звучания. Измерения лишь дополняют слуховые ощущения и в какой-то мере страхуют от предвзятого мнения тестера-эксперта. К счастью, в подавляющем большинстве случаев тестовые измерения адекватно отражают реалии действительности: звуковые карты с лучшими характеристиками имеют лучшее звучание и наоборот.

Тестирование музыки

На этот раз вас, уважаемые читатели, ожидает кое-что особенно интересное. "По многочисленным просьбам трудящихся" я со своим помощником устроил довольно обширное "слепое" тестирование нескольких накопившихся за последнее время звуковых карт.

Как мы тестировали. Для тестов использовался компьютер:

  • CPU Intel P3-733EB;
  • MB ABIT BE6-II;
  • SDRAM 128 PC133;
  • CASE IN WIN A700;

с установленными в него 4 звуковыми картами:

  • EgoSys WaveTerminal 2496;
  • Philips Seismic Edge;
  • Creative Sound Blaster Live! Player 5.1;
  • Hercules Game Theater XP.

На самом деле, в компьютере одно время стояло даже 5 звуковых карт. Ещё одна — это Genius SM Live 5.1.


Но это был просто прикол, и в тестировании она не участвовала (не очень корректно было бы сравнивать её с как минимум втрое более дорогими соперниками). Чтобы убедиться, что это не шутка, достаточно посмотреть на фото:

    

Сразу уточним: тестирование было действительно слепым. В нём участвовали два эксперта с достаточно развитым музыкальным слухом. У обоих многолетняя практика профессиональной игры на различных музыкальных инструментах и большой опыт прослушивания аппаратуры совершенно различного класса — от Low- до Hi-End. (Последнее важно потому, что эксперты, специализирующиеся только в Hi-End, преднамеренно не слышат разницы в звучании аппаратуры среднего класса, считая её "отстоем по определению".)

Цель эксперимента заключалась в определении того, чем при слепом тестировании субъективно отличаются друг от друга 3 типичные современные звуковые карты средней ценовой категории (от $75 до $200). Для остроты эксперимента между ними случайным образом включалась профессиональная звуковая карта EgoSys WaveTerminal 2496 за $350. Для моделирования реальной звуковой околокомпьютерной обстановки было решено провести две серии тестов: через 2.1-часть деревянной акустики хорошего компьютерного уровня (F&D IHOO 5.1) и на средних по качеству Hi-Fi наушниках (Philips HP600).

Перед началом тестов выравнивалась относительная громкость всех карт и отключались абсолютно все регуляторы тембра, микрофонные предусилители, эквалайзеры и входы в микшере, кроме Wave и Master.

В начале каждой новой тестовой композиции производилось "зрячее" прослушивание на референсной карте WaveTerminal 2496. Затем эксперт слушал в абсолютно случайной последовательности 4 звуковые карты (включая референсную) с интервалом в 30 секунд на переключение текущей карты в Windows и необходимой коммутации. Каждой карте в письменном виде (под пунктами 1, 2, 3, 4) выставлялись оценки по следующей 6-бальной системе:

  • 5 — звучание понравилось чем-то исключительным;
  • 4,5 — очень хорошо, но не идеально;
  • 4 — просто хорошо, слышны недочёты или окраска звучания;
  • 3,5 — в звучании слышны заметные дефекты, но слушать можно;
  • 3 — звучание посредственное, слушать не хочется;
  • 2 — ужасное звучание, слушать совсем нельзя.

В случае необходимости делались какие-то пометки. Результат держался в секрете до самого последнего теста в серии, благодаря чему можно было абстрагироваться от психологических предустановок и сосредоточиться на своих бинауральных ощущениях (хорошее словосочетание, не правда ли?).

С удовольствием хочу отметить, что ниже оценки "4" ни одна карта не получила, все они звучали приятно (хотя и не без нареканий). Тесты проводились в течение 2 часов с перерывом на отдых: они сильно нагружали слух, по-видимому, из-за лежащей на экспертах ответственности. В реальной жизни, скажем, при фоновом музыкальном сопровождении различия между картами незаметны.

Первая серия тестов: колонки

Говорим колонки, подразумеваем музыкальные компакты. Прослушивание композиций проходило на приводе Teac CD-RW 54E, проигрыватель WinAmp, чтение по шине IDE через плагин CD Reader.

Композиция 1. Us3, "Hand on the Torch", №1 "Cantaloop (Flip Fantasia)". Довольно современная вещичка образца 1996 года в стиле acid-jazz. Переработка известной темы для Трубы "Канталупские острова". Очень прозрачная композиция с тембрально богатыми семплами живых инструментов и ненавязчивыми речёвками. Слушать — одно удовольствие.

Все карты справились с этой композицией хорошо. Безусловный лидер — WT2496, его звук был особо живым и насыщенным.

Композиция 2. Sara Brightman, "The Andrew Lloyd Webber Collection", №1 "The Phantom of the Opera (w Michael Crawford)". В представлении, вероятно, не нуждаются ни певица, ни композиция. И всё же — Сара Брайтман... нежное, но сильное оперное сопрано, стиль композиции — симфо-рок. Во время прослушивания мурашки бегут по телу, а голосовые связки резонируют — приходится периодически сглатывать слюну. :)

Безоговорочная победа Live! 5.1 благодаря подчёркнутой середине. Не привносящая в звук никакой окраски WT2496 дышит в затылок.

Композиция 3. The Corrs, "in Blue" album, №2 "Give Me a Reason". Эти талантливые ирландцы с недавних пор моя слабость. Их последний альбом с небольшим уходом в электронную музыку сохранил всю лёгкость гармоний и национальный колорит мелодий. Слушая вокалистку Андреа Корр, хочется просто мурлыкать от удовольствия.

Однако картам тяжело далась эта композиция. Каким-то странным образом лучше всех (но не идеалом) оказалась Hercules Theater XP, тяготеющая своим чипом CS4630 к любой электронщине. Далее идёт WT2496.

Карта Us3 Exp1 Us3 Exp2 Sara Brightman Exp1 Sara Brightman Exp2 The Corrs Exp1 The Corrs Exp2 Средняя оценка
EgoSys WT2496 5
ровное звучание
5
хороший звук
4+
звук очень ровный
4+
звук неплохой
4
ровный звук
4+
достоверный диапазон
4,6
Philips Seismic Edge 4+
нечёткие высокие
4+
хорошие басы
4
высокие чуть беднее
4
звук не очень
4
звук неплохой
4
неплохо
4,2
Creative SBLive! 5.1 4+
очень хорошо
4+
высокие срезаны
5
хорошая середина
5
хороший звук
4
звук неплохой
4
неплохие высокие
4,5
Hercules Theater XP 4+
хорошие басы
4
звук площе
4
своеобр тембр звука
4
заглуш звук
4+
звук хороший
4+
яркое звучание
4,2

Как мы видим, наибольший средний балл с небольшим отрывом набрала карта WaveTerminal 2496 (в очередной раз подтвердив тезис о желательной сбалансированности системы: к 5.1-колонкам и усилителю в сумме за $160, хоть они и играют на все $300, покупать карту за $350 — смысл небольшой). Что-то действительно стоящее к этой карте начинается от $600 (начальные модели активных студийных мониторов), а ещё лучше — за $900 (это уже целый 2.1-комплект Sirocco Pro!). Остальные карты получили приблизительно равное количество баллов. Так что при выборе звуковой карты можно полностью сосредоточить своё внимание на функциональных или иных отличиях.

Кстати, с первой тестовой композицией — Cantaloop (Flip Fantasia) команды Us3 сложилась парадоксальная ситуация. Изначальное качество произведённого в студии музыкального материала (сведение, мастеринг) похуже, чем на остальных компактах — казалось бы, отличить звук, воспроизводимый более качественной картой, будет сложнее. Однако вышло всё наоборот: WaveTerminal почему-то явно отличалась от других карт по звучанию в лучшую сторону.

Вторая серия тестов: наушники

Чтобы усложнить жизнь тестерам и привнести в эксперимент некоторое разнообразие, было решено послушать в наушниках низкобитрейтовые композиции в MP3. Проигрыватель WinAmp, декодер Фраунгофер.

Композиция 1. Todd Terry "It's Over Love". Довольно милая песенка в стиле "три притопа, два прихлопа" с красивым и профессиональным женским поп-вокалом неизвестной темнокожей красавицы. Хорошая работа диджея и музыканта Тода Терри.

Мнения разделились: мне понравились все карты, но особо Theater XP (в наушниках разработчики из Hercules добавили низких и высоких: налицо аппаратный фейк! :) ) Помощника вдохновили Creative Live! и Philips SE. Что ж, у каждого свои уши и предпочтения.

Композиция 2. Nana "He's coming". (Не путать с пост-сов-поп группой "На-На"!) Серьёзная гангста-рэп баллада о тяжёлой жизни маза-фака ниггас с очень приятным оперным дуэтом в припевах, обволакивающими подкладами и пронизывающими колоколами в куплетах. "Не бойся, девочка, черномазый придёт и возьмёт тебя с собой".

Мне понравилась WT2496, остальные тоже звучали неплохо. Помощник выбрал Live! и Philips, приписав почему-то "звук не очень". Видимо, очень испугался текста песни. :)

Композиция 3. T-Power "Mutant Jazz". Середина 90-х, классика тек-степа, современная электронная музыка (для экспериментов над своим мозгом). Семпл живого саксофона и различные звуковые галлюцинации по ходу композиции вводят в глубокий транс. Очень сложная композиция ещё и в том плане, что оцифрована с кассеты и сжата в MP3. Для уха, привыкшего к "чистеньким" CD-DA, это довольно шумная запись и серьёзное испытание. Тем не менее, возможно, она будет интересна обладателям музыкальных архивов.

Лично я не услышал особой разницы между картами. Звук был одинаково средненький, кроме одного случая, который и оказался референсной WT2496. Помощник тоже растерялся в поиске отличий, но отдал-таки предпочтение карте Live!.

Карта Todd Terry Exp1 Todd Terry Exp2 Nana Exp1 Nana Exp2 T-Power Exp1 T-Power Exp2 Средняя оценка
EgoSys WT2496 4+
неяркие высокие
4
ровное звучание
5
очень хорошо
4
неплохое звучание
4+
чуть лучше остальн
4
неплохо
4,3
Philips Seismic Edge 4+
очень неплохо
4+
хорошо
4
срезаны высокие
4+
звук не очень
4
звук одина-ковый
4
неплохо
4,3
Creative SBLive! 5.1 4+
очень хорошо
5
очень хорошо
4+
очень хорошо
5
очень хорошо
4
звук одина-ковый
4+
хорошо
4,5
Hercules Theater XP 5
очень прикольно
4
плохие высокие
4+
неплохо
4
басов меньше
4
звук одина-ковый
4
неплохо
4,3

В итоге каким-то чудом Live! опять же с мизерным относительным перевесом набрала максимальное количество баллов. Мы с помощником в один голос воскликнули: "Как уже надоел этот Лайв!" Делайте выводы, господа…

Лично мне было немного обидно, что карта WaveTerminal не набрала максимальное количество очков во втором тесте и получила лишь небольшое преимущество в первом. Перед тестированием я всё-таки полагал, что разница окажется существенной даже на такой недорогой аппаратуре. Однако тесты показали только, что она есть и не более того.

С другой стороны, некая закономерность результатов позволяет говорить об их некоторой условной объективности. Что интересно — в силу несовершенства исходного материала при наложении своеобразных красок эффекты на картах получались разные. Какие-то композиции начинали звучать лучше, а какие-то — хуже. Референсная карта была примечательна минимальной окраской и относительной "глубиной и широтой" звучания.

Что касается героя тестирования — Philips Seismic Edge, то он если не выбился в лидеры, то и нигде не отстал. Это хороший результат для новичка. Кстати, за воспроизведение музыки через наушники карта более чем в половине случаев получила оценку "очень хорошо" благодаря какой-то специальной обработке звука (хотя всё было отключено). Кажется, что звук из головы (как при пресете 2 и более колонок) вынули и поместили в пространство (к слову, до сих пор остаётся загадкой предназначение в Live! пресета "наушники", так как при его выборе с тембром звука происходит что-то страшное).

Коррекции тембра при этом замечено не было. Однако регуляторы тембра в настройках карты присутствуют и работают отлично. Не хуже чем у Live!, а уж это что-то да значит.


Для конфигурации из двух колонок карт от Philips при прослушивании стереоисточников можно выбрать фирменный алгоритм расширения стереобазы QXpander. Выбор этого эффекта делает звучание действительно объёмным. При этом некую дополнительную "глубину" даёт небольшая качественная реверберация. QSound Labs "собаку съела" на алгоритмах трёхмерного звука на 2 колонках, так что никаких нареканий к её алгоритмам у меня никогда не возникало. В данном случае наличие мощного DSP от Philips позволяет накладывать все эти эффекты в реальном времени, в том числе на аналоговые источники: Line In, Mic, CD, Aux In. И, конечно же, по качеству QXpander заметно превосходит тот псевдотрёхмерный звук, который зашит, скажем, в кодеки SigmaTel.

DVD QSurround — виртуализация 4 или 5.1-колонок через 2. Требуется поддержка декодирования и посыла на 6 виртуальных аналоговых выходов программным DVD-плеером. Прослушивание на нескольких DVD-трейлерах выявило очень приличное качество данного режима воспроизведения. Если не слишком вслушиваться и намеренно не искать отличия от 5.1-режима, а отдаться происходящему на экране действию, то можно вообще не заметить отличия от многоканального режима! Мы уже видели такую технологию у Sensaura, только там она называется Virtual Theater Surround. Качество виртуализации от QSound и от Sensaura одинаково высокое. Преимущества Sensaura заключаются в уйме тонких настроек под конкретную акустику, помещение и слушателя.

Режим DVD SSM расшифровывается как Small Speaker Mode. Аналогичен опции Bass Redirection у звуковых карт семейства Live! 5.1. Позволяет установить "повыше" частоту среза фильтра низких частот для канала сабвуфера. При этом саб помогает остальным колонкам воспроизводить низкие частоты, если они не могут или не хотят этого делать. :) Может быть с успехом использован не только при просмотре фильмов, но и в играх.

Тестирование в играх

Для тестов в играх были выбраны следующие современные шестиканальные звуковые карты:

Наименование карты Звуковой чип 3D Sound API Драйвера
Philips Seismic Edge SSA7785 QSound: EAX 2.0 v 2.43 for Win98
Creative SBLive! 5.1 EMU10K Creative EAX 2.0 Live!Ware5.1 с диска к Platinum 5.1
Genius SM Live 5.1 FM801AU QSound: EAX 1.0 Genius 2.05F, Abit 2.05F
Turtle Beach Santa Cruz CS4630 Sensaura: EAX 2.0 v.4081 for Win98/WinME Turtle Beach
Hercules Game Theater XP CS4630 Sensaura: EAX 2.0 Hercules v 2.01

При этом было интересно посмотреть, насколько качественными могут быть в реальности алгоритмы QSound, если они воплощены в столь мощном DSP, каковым является звуковой чип Philips SSA7785.

Конфигурация тестового компьютера:

  • CPU AMD Athlon 1333 MHz (266 MHz bus);
  • MB ASUS A7V133;
  • SDRAM 256 PC133;
  • VIDEO GeForce2 MX;
  • HDD Quantum KA (7200 rpm);
  • CASE InWin S508-1 (300 W);
  • F&D IHOO 5.1.

К слову, для тестов в разделе Мультимедиа был установлен довольно мощный компьютер. Приходится идти в ногу со временем: на момент написания статьи это типичный компьютер геймера (кроме, может, "офисной" видеокарты GF2 MX и минимального для сегодняшних игрушек объёма памяти). Старичок P3-733, верой и правдой служивший мне последние полтора года, ушёл на пенсию и отныне будет использоваться лишь для набивки текстов и плавания по интернету. Это не шутка: повышенный уровень шума, увеличенное тепловыделения и вибрация системного блока (весьма актуальные для современных компьютеров проблемы!) отнюдь не способствуют получению удовольствия от чтения материалов в интернете и к тому же отпугивают музу, изредка посещающую тупых технарей, пишущих статьи на нашем сайте. Однако вернёмся к нашим… гм… играм.

Чтобы исключить влияние библиотек одной карты на другую и любые нежелательные интерференционные эффекты, был создан чистый партишн с одной операционной системой и всеми установленными игрушками. Программой Norton Ghost раздел скидывался в имидж-файл и восстанавливался заново для каждой карты. На этот раз в компьютер устанавливалась одна единственная звуковая карта, затем на чистую систему ставились драйвера. Использовалась самая "игровая" на сегодня операционная система Win98SE + DirectX 8.0a. W2K, вероятно, будет применяться в тестах чуть позже. Видимо, в том светлом будущем, когда мне удастся достучаться до второго сервис-пака, а производители драйверов для звуковых карт освоят наконец эту "супер-надёжную" систему, и мой компьютер прекратит зависать и глючить в игрушках.

Для прослушивания звукового сопровождения были использованы следующие достаточно современные игры:

  • Gunman Chronicles (движок Half-Life, EAX 2.0);
  • Hitman: Codename 47 (EAX 2.0);
  • Soldier of Fortune Gold Edition (EAX 2.0);
  • Serious Sam (EAX 2.0).

Все перечисленные игры относятся к жанру First либо Third Person Shooter. Выбор объясняется просто. Во-первых, в таких играх позиционирование источников, а также качество самого звука в большей степени влияет на игровую атмосферу, нежели в других жанрах. Во-вторых, именно эти игры пользуются сейчас наибольшей популярностью у игроманов. И в-третьих, разработчики этих игр имеют достаточно средств для того, чтобы привлечь к процессу создания своих шедевров грамотных специалистов по звуку.

Вот какие мысли возникли у нас после знакомства с каждой из вышеперечисленных карт:

Creative SBLive! 5.1

Что тут скажешь? Референсная для интерфейса EAX 2.0 карта. Все игры "затачиваются" и отлаживаются в первую очередь под неё. Следовательно, лучшее качество звучания, самые удачные пресеты реверберации можно получить только с этой картой. Ещё раз обращаю внимание, что EMU10K1 обладает лучшими на сегодня алгоритмами микширования потоков в реальном времени за счёт мощного DSP (необходимое, но недостаточное условие), а также использования профессиональных технологий, наработанных EMU и Creative в MIDI. Это выражается в чёткости и резкости звуковой картины, а также в очень качественно реализованной реверберации.

Philips Seismic Edge

Заявленная производителем поддержка EAX 2.0 присутствует в полной мере во всех играх. Качество позиционирования находится на очень высоком уровне. Все звуки в играх прослушиваются достаточно отчетливо. Может, только канал сабвуфера чрезмерно усиливает низкие частоты и "бумкает" слишком усердно, но это уже, как говорится, на любителя. Как и у Live! 5.1, при выставлении пресета "6 колонок" в играх независимо задействованы все 6 каналов — и это большой плюс. В Soldier of Fortune и Hitman: Codename 47 в режиме EAX некоторые звуки иногда выпадают или обрываются, что несколько портит общее впечатление. Такой же глюк наблюдался в своё время у карты Aureal Vortex2. На карте от Creative такого, естественно, нет, а версия SoF Gold Edition включает в себя десяток многомегабайтных патчей, вышедших для этой игры за последний год. Кстати, в игре Deus Ex (движок Unreal Tournament) я также получал "глухие" зависания компьютера через 5-10 минут игры. Спишем все эти недостатки на некоторую "сырость" драйверов для карт от Philips. Положительный момент заключается в том, что драйвера для карт, особенно WDM-версии, регулярно обновляются.

Genius SoundMaker Live 5.1

Сразу же хочу отметить, что, несмотря на самые последние драйвера, в том числе от ABIT от 21.06.01 для AU10, звуковая карта Genius SoundMaker Live 5.1 так до сих пор и не поддерживает EAX 2.0. Ни в одной игре опция EAX не активировалась и, естественно, реверберация полностью отсутствовала. Вот вам и обратная сторона бюджетного решения с алгоритмами QSound на борту: EAX 1.0 сейчас не поддерживается в играх. Первая версия стандарта, к сожалению, не имеет обратной совместимости с EAX 2.0. Некоторым утешением может послужить принудительное включение реверберации на картах с FM801AU, благо пресетов имеется в достаточном количестве. Досадный минус — в Serious Sam (использовалась лицензионная версия) присутствуют хрипы как в самой игре, так и в навигации по меню. В DirectSound3D звук достаточно приличный и качественный (если не прибавлять на микшере регуляторы каналов выше 50%, о чём неоднократно уже говорилось в наших статьях).

Turtle Beach Santa Cruz и Hercules Game Theater XP

Обе карты обладают одним и тем же DSP, а также кодеками на печатной плате. Драйвера и алгоритмы 3D-звука основаны на базе технологий Sensaura, и этим всё сказано. EAX 2.0 реализован превосходно, хотя, если сравнивать звуковое сопровождегние, воспроизводимое этим API от Creative, с оригинальным звучанием, можно услышать некоторую разницу в тембральной окраске. Santa Cruz выгодно отличается от Game Theater XP наличием виртуального режима 5.1, в котором 4 канала MultiDrive-позиционирования превращаются в 6. При этом есть возможность насладиться в играх звуком сабвуфера, чего пока лишены обладатели недешёвой карты от Hercules (разработчики давно в курсе проблемы и обещают починить драйвера к следующей версии). Реверберационный движок у Sensaura, по нашему мнению, немного слабее, чем у QSound и Creative, а вот позиционирование, особенно динамическое, просто отличное. Ну а настройки под каждое индивидуальное ухо человека — просто радость для игромана. Однако на вкус и цвет…

Тесты загрузки процессора

Многим будет интересно узнать, какова загрузка процессора при использовании карт Philips по сравнению с остальными шестиканальными картами? Для выяснения этого вопроса мы использовали встроенный в игру Serious Sam бенчмарк. Тесты проводились на машине с процессором Athlon 1333, конфигурация которого была подробно описана чуть выше. Точность тестов колеблется на уровне ±0,1 fps. На диаграммах min означает наименьшее, avr — среднее количество кадров в секунду. Показания для карты Genius в режиме EAX отсутствуют по причине несовместимости текущей версии драйверов с версией 2.0 этого стандарта.

Низкие разрешения хорошо показывают, насколько карты загружают процессор, но не имеют, конечно же, большого практического смысла.


Впервые за долгое время тестов в режиме EAX по fps-ам была побеждена карта Live! от Creative, хотя и совсем ненамного. На самом деле это лишь подтверждает тот известный факт, что алгоритмы реверберации от QSound самые щадящие по отношению к вычислительным ресурсам компьютера, даже в их аппаратном исполнении (на самом деле полностью избавиться от услуг CPU вряд ли удастся, и в какой-то мере даже самое аппаратное решение является чуточку программным). DS3D расставляет всё на свои места — чип EMU10K является на сегодня самым быстрым решением из всех, существующих на рынке (ждём на тесты анонсированный NVIDIA высокоинтегрированный чипсет nForce).

По сравнению с низкими, средние, но всё ещё играбельные разрешения могут более уверенно претендовать на отражение реальной картины производительности компьютера в повседневной жизни геймера. :)


А реальность такова, что различия между картами колеблются на уровне погрешности измерения. Таким образом, имея современный процессор, можно не заботиться о степени влияния звука на скорость в играх, ведь основным "тормозом" в реальных разрешениях является видеокарта. Кстати, возможно, это предположение подтвердит мой коллега Андрей Воробьёв в одном из ближайших выпусков своих замечательных 3DGiТогов.

Выводы

Rhythmic Edge и Seismic Edge от Philips представляют собой современные и не слишком дорогие многоканальные аудиорешения. Они подойдут широкому кругу пользователей благодаря своей функциональности и хорошему качеству исполнения.

Плюсы Rhythmic Edge и Seismic Edge:

  • сравнимая с конкурентами цена как на шести-, так и на четырёхколоночную карту;
  • наличие звукового акселератора нового поколения — Philips ThunderBird Avenger;
  • DSP, аппаратно ускоряющий множество 3D-алгоритмов QSound (QSound3Dinteractive, QSound Environmental Modeling, QSound Multi Speaker System, QXpander, DVD QSurround);
  • ускорение 256 DirectSound потоков, 64 DirectSound3D, 96 3D-аудиопотоков (включая расчет реверберации, а также отражений от и прохождений сквозь преграды при 3D-позиционировании);
  • аппаратная поддержка DirectSound, DirectSound3D, EAX 1.0, EAX 2.0/ I3DL2;
  • 512-голосый программный XG/GM синтезатор от Yamaha в комплекте;
  • хорошие характеристики выходного каскада, мощные операционные усилители, высокий уровень сигнала.

Минусы Rhythmic Edge и Seismic Edge:

  • отсутствие в комплекте программного DVD-проигрывателя (в ОЕМ-варианте);
  • сильно греющийся (~ 60..70°C) чип DSP.


Звуковые карты Philips Seismic Edge и Philips Rhythmic Edge любезно предоставлены фирмой R&K

 

Дополнительно

ВИКТОРИНА MICROLAB

В каком году была основана компания Microlab?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.